Полный текст статьи
Печать

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед старшеклассником в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с процессом дальнейшей учебы, работы и профессиональным ростом. Старший школьный возраст, согласно результатам исследований отечественных ученых (А.Е. Голомшток, С.Б. Елканов, Д.И. Фельдштейн), является периодом определения и уточнения своего социально-профессионального статуса. Первое, очень важное и самостоятельное решение, касающееся осуществления выбора своей будущей профессии, старшеклассникам приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, а на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить.

Психологические исследования А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер свидетельствуют о том, что в процентном соотношении старшеклассники выпускаются из средних общеобразовательных школ с недостаточно сформированной психологической готовностью к выбору профессии. Это свидетельствует о том, что учащиеся не могут представить свою профессиональную карьеру, а также не могут адекватно оценить свою собственную профессиональную перспективу. Возникновение данной ситуации Е.Р. Ярская-Смирнова и Г.Г. Карпова связывают с низкой психологической готовностью к выбору профессии у старшеклассников.  Они указывают на то, что в современном мире человек испытывает страх перед самостоятельными решениями и именно поэтому хочет максимально «отодвинуть» время взросления, оставаясь в состоянии, когда не нужно брать на себя ответственность. Другой причиной, по мнению А.П. Чернявской, является отсутствие у старшеклассников опыта в планировании своего времени и деятельности, а также умения прогнозировать собственное профессиональное развитие самостоятельно, без посторонней помощи. Ещё одной причиной является недостаточная профориентационная работа по данной проблеме в общеобразовательных школах, т.е. такая работа ведётся, но она является несистематизированной и непоследовательной, что приводит к малоэффективным результатам.

В психолого-педагогических исследованиях представлен теоретический анализ средств формирования и развития психологической готовности к выбору профессии, которые позволяют развивать отдельные компоненты психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. При этом недостаточно изучены возможности применения методических средств, которые способствуют развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.Таким образом, психологическая готовность к выбору профессии является одним из центральных личностных новообразований старшеклассников, но в реальной практике получения основного общего образования уделяется недостаточное внимание исследованию средств ее формирования и развития.

Целью нашего исследования является разработка и апробация программы развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума.

Объектом исследования выступает психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников.

Предметом исследования является прфориентационный практикум как средство развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

Гипотеза исследования: если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств (диагностико-консультационных, информационных, развивающих и активизирующих), то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования. 

Исследованием психологической готовности к различным видам деятельности занимались многие исследователи.  В работах Л.С. Нестерян, В.Н. Пушкина, Е.П. Ильина психологическая готовность рассматривается как психическое состояние, которое способствует эффективности деятельности и достижению качественного результата. В работах А.Ц. Пуни, В.Ф. Сафина, Б.Г. Ананьева психологическая готовность определяется как психическое состояние, которое зависит от личностных свойств и качеств, а также специфики предстоящей деятельности. В исследованиях Н.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новаковой психологическая готовность понимается как сложное и целенаправленное проявление личности.

Исследованием психологической готовности к выбору профессии занимались Н.С. Пряжников, И.В. Дубровина, В.И. Байденко, А.П. Чернявская, С.Н. Чистякова. В работах исследователей анализируются: структура психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выборе своего профессионального пути.

В своем исследовании мы будем опираться на положения личностно-деятельностного подхода, в котором под психологической готовностью мы будем понимать целостное личностное образование, характеризующееся активной целенаправленностью личности старшеклассника на процесс выбора профессии, эмоциональной окрашенностью и вовлеченностью в данный процесс, а также умении планировать и адекватно оценивать собственную профессиональную перспективу.

А.П. Чернявская выделяет пять взаимосвязанных компонентов психологической готовности к выбору профессии: автономность, планирование, принятие решения, информированность и эмоциональное отношение. Автономность предполагает самостоятельную активную и ответственную позицию по отношению к процессу выбора профессии, а также независимость от окружающих, умение выделять свои собственные профессиональные приоритеты. Планирование предполагает умение строить план своего профессионального развития, различные варианты по достижению профессиональных целей. Информированность предполагает, что старшеклассники обладают информацией о мире профессий в целом и информацией об отдельных профессиях, а также о своих профессионально важных качествах, необходимых для овладения профессиональной деятельностью в определенной области. Эмоциональное отношение предполагает эмоциональную включенность в процесс выбора профессии, положительно окрашенное отношение к этому процессу, а также готовность старшеклассников быть субъектами труда. Принятие решения предполагает, что старшеклассники уже определились с профессией, они решительно настроены на её освоение, способны планировать своё профессиональное будущее в её рамках.

Типичными ошибками при выборе профессии являются: ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации; пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.

Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников развивается при использовании: информационных, развивающих, диагностико-консультативных, активизирующих средств (табл. 1). 

Таблица 1.
Направления, рассматривающие методические средства развития психологической готовности
к выбору профессии у старшеклассников
 

Направления психологической помощи

Методические средства развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Информационное (информационные

методические средства)

1. Образовательные выставки, дни открытых дверей,

ярмарки вакансий, встречи со специалистами,

семинары.

2. Просмотр и обсуждение телевизионных передач, экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

 

3. Информационные уроки для учащихся и уроки в учебных мастерских.

Диагностико-консультационное (диагностико-консультационные методические средства)

1. Беседа, анкетирование.

2. Анализ результатов деятельности.

3. Метод экспертов и метод обобщения независимых характеристик.

Развивающее (развивающие методические

средства)

1. Тренинги и мастер-классы.

2. Деловые игры.

3. Психотехнические упражнения, развивающиенавыки саморегуляции.

4. Резюме, самопрезентации.

Активизирующее (активизирующие методические средства)

1. Карточные информационно-поисковые игры.

2. Активизирующие профориентационные опросники.

3. Игровые профориентационные упражнения.

4. Бланковые карточные методики.

5. Бланковые игры с классом.

6. Ценностно-смыловые методики.

 

Комплексное использование в профориентационной работе со старшеклассниками данных методических средств способствует развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Для изучения и развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников нами было проведено исследование в логике формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе МОБУ «Физико-математический лицей» г.Оренбурга. В исследовании приняли участие 40 учащихся 11 «А» и «Б» класса. Все респонденты – старшеклассники в возрасте 17-18 лет. Из них 20 девушек и 20 юношей.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

1-й этап – подготовительный. На данном этапе определялись цели и задачи исследования, проводился анализ психолого-педагогических исследований по исследуемой проблеме, осуществлялся выбор и описание необходимого диагностического инструментария.

2-й этап – констатирующий. На этом этапе проводилась первичная диагностика компонентов и общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников, осуществлялась обработка и анализ полученных данных.

3-й этап – формирующий. На данном этапе был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

4-й этап – контрольный. Целью данного этапа являлась оценка результативности разработанной и апробированной программы профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. На данном этапе осуществлялась обработка, анализ, сравнение и обобщение результатов контрольного диагностического среза.

Зависимая переменная – развитие психологической готовности к выбору профессии. Независимая переменная – профориентационный практикум.

Для достижения целей и задач нами была реализована формирующая стратегия, в рамках которой мы применили следующие методы:

1. Метод опроса. Опрос – это психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Метод опроса является весьма распространенным методом в социально-психологических исследованиях. Существуют несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Различают опрос устный и письменный, в нашем исследовании мы использовали вариант письменного опроса. Достоинствами метода письменного опроса являются процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания. Основным недостатком данной диагностической процедуры является возможность фальсификации результатов. Проблемы, связанные со снижением достоверности полученных данных, возникают в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемых.

2. Тестирование – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического процесса или свойств личности. Применяется в научно-исследовательских и практических целях. В настоящее время психологический тест рассматривается как специализированный метод психодиагностического исследования, применяя который можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Достоинства психологического тестирования как метода исследования заключаются в его большей объективности по сравнению с другими методами (наблюдение, беседа, проективные тесты), также в возможности его повторного проведения, в наличии четких критериев фиксации и обработки данных. Ограничения психологического тестирования проявляются в однонаправленности измерения, отсутствии целостного представления об испытуемом.

3. Методы статистической обработки.

- интервальная шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстает от другого на равное расстояние. Р.Б. Кеттелл предложил шкалу стенов – «стандартной десятки». Среднее арифметическое значение в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

- непараметрический критерий U-Манна-Уитни. Критерий применяется для оценки значимости различий контрольной и экспериментальной групп по измеряемым признакам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;

- непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Критерий применяется для оценки значимости изменений внутри контрольной и экспериментальной групп после реализации профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

1. «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского. Данный опросник предназначен для выявление общего уровня психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников (неготовность, низкая готовность, средняя готовность, высокая готовность). Опросник состоит из 23 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка результатов осуществляется посредством ключа.

2. Методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова (в модификации А.П. Чернявской). Данная методика (в модификации А.П. Чернявской) применяется для определения уровня психологической готовности старшеклассников совершить самостоятельный и осознанный профессиональный выбор. Методика состоит из 99 вопросов, форма ответов на которые – дихотомическая («да» или «нет»). Обработка результатов осуществляется посредством ключа по следующим шкалам: «Эмоциональное отношение», «Принятие решения», «Информированность» «Автономность», «Планирование».

Наше исследование было направлено на разработку и апробацию программы развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума.

С этой целью, на констатирующем этапе эксперимента мы проводили исследование уровня общего развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. По результатам эмпирического исследования низкий уровень развития психологической готовности был выявлен у 9 старшеклассников (23%), средний уровень – у 26 старшеклассников (65%), высокий – у 5 старшеклассников (12%).Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что для 88% старшеклассников нашей выборки необходимо проведение роботы по комплексному развитию психологической готовности к выбору профессии.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. В основе профориентационного практикума лежат теоретические (идея комплексности использования методических средств) и эмпирические (результаты констатирующего этапа эксперимента) основания. Целью разработанного профориентационного практикума является развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного личностного образования. Реализация данной цели осуществлялась в течение 10 занятий по 2 часа каждое.

После апробации проекта профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в контрольной группе по исследуемым параметрам не выявлено статистически значимых различий (Тэмп>Ткрит(0,05)), в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия (Тэмп<Ткрит(0,01)), что свидетельствует о том, что проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии является результативным.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств, то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна Уитни и Т-Вилкоксона).

Динамика развития общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных компонентов в ходе проведения формирующего эксперимента подтверждает результативность использования профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников для развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования (статистически достоверно на 0,01 и 0,05 уровне).

Итак, целью нашего исследования была разработка и апробация программы развития средствами профориентационного практикума. В результате проведенного психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников теоретического анализа психолого-педагогических исследований и формирующего эксперимента были получены следующие результаты.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Бюджетного Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Физико-математический лицей» г. Оренбурга. Выборка исследования составила 40 учащихся старшего школьного возраста. В качестве эмпирического метода нами были использованы тестирование и опрос. Методиками получения эмпирических данных выступили «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского и методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова (в модификации А.П. Чернявской).

По результатам проведенного эмпирического исследования низкий уровень развития психологической готовности был выявлен у 9 старшеклассников (23%), средний уровень – у 26 старшеклассников (65%), высокий – у 5 старшеклассников (12%).

Для реализации формирующего этапа эксперимента мы разделяли выборку на контрольную и экспериментальную группы, при этом статистических различий между ними выявлено не было. Далее нами был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по комплексному развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Целью разработанного профориентационного практикума явилось развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Для достижения цели нами был использован комплекс методических средств (диагностико-консультативных, развивающих, информационных, активизирующих), которые способствуют развитию общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных компонентов.

После апробации проекта профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в контрольной группе по исследуемым параметрам не выявлено статистически значимых различий (Тэмп>Ткрит(0,05)), в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия (Тэмп<Ткрит(0,01)), что свидетельствует о том, что проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии является результативным.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств (диагностико-консультационных, информационных, развивающих и активизирующих), то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна Уитни и Т-Вилкоксона).

Повышение уровня общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных (автономность, планирование, информированность, эмоциональное отношение и принятие решения), на развитие которых был направлен наш проект профориентационного практикума, оказались статистически значимыми (на уровне 0,01 и 0,05). В связи с этим разработанный нами проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников можно считать результативным для развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.