Проблема профилактики наркозависимости в подростковом и юношеском возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельникова М. Е. Проблема профилактики наркозависимости в подростковом и юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2756–2760. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86582.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики наркомании. В статье представлены результаты эмпирического исследования отношения к употреблению наркотических веществ, проведенного на базе одного из колледжей г. Оренбурга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мельникова М.Е.,

«Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

Научныйруководитель –Николаева Н.А.,

доцент, «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургfotograf.melnikova@mail.ru

Проблема профилактики наркозависимости в подростковом и юношеском возрасте

Аннотация.Статья посвящена вопросам профилактики наркомании. В статье представлены результаты эмпирического исследования отношения к употреблению наркотических веществ, проведенного на базе одного из колледжей г.Оренбурга. Ключевые слова:наркозависимость, подростковый возраст и молодежь, профилактика, чувство взрослости, чувство одиночества.

Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня одной из наиболее острых. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте. В настоящее время все мировое сообществоведет борьбу с наркотизацией молодежной среды, стараясь, прежде всего, ограничить доступность наркотиков. Производство, хранение и торговля наркотиками во всех странах относят к уголовным преступлениям. В большинстве государств, в том числе и в России, имеются специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом. Однако опыт показывает, что одними законами и запретами решить эту проблему нельзя, поскольку не учитывается следующее. Вопервых, на наркотики существует спрос, всегда находятся поставщики, предлагающие НВ (наркотические вещества). Но если научить людей обходиться без одурманивающих средств, само по себе исчезнет и их потребление. Вовторых, нельзя не учитывать, что наркотики не могут исчезнуть навсегда, так как они довольно широко используются как обезболивающее средство и как препараты для лечения тяжелых психических заболеваний. Следовательно, нужно научить людей жить в мире, где есть наркотики, но не употреблять их. А для этого необходима всеобщая грамотность в области наркологии[4]. В ситуации наркогеноцида, постигшего нашу страну в конце XX в. и продолжающего прогрессировать в веке XXI, нашей стране необходима единая общегосударственная антинаркотическая политика —не очередная кампания, а именно политика, направленная на снижение потребления, а также на принятие экстренных мер, ограничивающих до нулевой отметки круг потребителей наркотиков[1].По мнению большинства специалистов в области наркологии, в отсутствии такой политики снижение спроса на наркотики может быть достигнуто с помощью профилактических мероприятий, которые необходимо проводить в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, в воинских подразделениях [1]. Главная опасность наркомании состоит в том, что ей, в основном, подвержены подростки и молодежь. Именно в подростковом возрасте у ребенка наблюдается повышенная эмоциональность, проявляющаяся в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений. Это та возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью, слабостью самоконтроля, резкостью в поведении. Подростки еще не научились глубоко проникать в смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным поступкам, суждениям у них уже ярко выражено, так как одним из психологических новообразований возраста является «чувство взрослости». И.С. Кон утверждает, что в подростковом и юношеском возрасте особенно остро переживается чувство одиночества, это связано с тем, что на данном возрастном этапе происходит противостояние двух противоположных устремлений[2]. С одной стороны, это стремление слиться с группой, обществом, миром, почувствовать себя их частицей; с другой стороны –боязнь потерять себя, свое «Я», свою только начинающую проявляться индивидуальность. Старший подростковый возраст –возраст кризиса, а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены в душевной организации взрослеющего человека. Педагоги и родители, поставленные в условия новой социальнострессовой реальности, не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие на подростков и молодежь, поскольку сами невсегда обладают необходимыми знаниями, навыками и современными социально адаптивными стратегиями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно и бессистемно. Как показывает практика, взрослеющая личность не имеет достаточных жизненных навыков, которые позволяли бы самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без употребления веществ, изменяющих сознание[5]. Употребление таких веществ является одной из основных социальных опасностей всего мирового общества. В настоящее время все больше говорят о наркомании, как о болезни. Соответственно, под наркоманией понимается социальнообусловленная болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, а в больших дозах –оглушение и наркотический сон. Несомненно, эта тема привлекает специалистов из разных областей: медицины, психологии, педагогики, социологии и т.д.В нашей работе данная проблема рассматривается в рамкахпсихологопедагогической практики. В одном из колледжей г. Оренбурга, нами был проведен анкетный опрос на тему «Отношение к наркотикам» (анкета создана психологической службой колледжа, состоит из 8 вопросов). Эмпирическую базу составили студенты колледжа в количестве 142 человек. Полученные результаты мы представили в диаграммах 1, 2, 3, 4.Каждая диаграмма соответствует вопросу анкеты.

Диаграмма 1 «Считаете ли вы, что употреблять наркотики»

По данным диаграммы1 можно отметить, что ответы студентовбыли различными. Некоторые считают, что употребление наркотических веществ–это модно, другие испытывают стыд, третьи считают, что не при каких обстоятельствах 25%6%68%1%Употребление наркотиковСтыдноМодноНельзя не при каких обстоятельствахНеобходимоих не нужно употреблять. И только 1 человек,что составило всего 1%, считает, что это необходимо.

Диаграмма 2«Сколько вы знаете названий наркотиков»

Результаты данной диаграммысвидетельствуют о том, что 56% студентов, участвующих в опросе, владеют определенной информацией о названиях наркотических веществ (от 1 до 10 названий).

Диаграмма 3 «Есть ли у вас знакомые, употребляющие наркотические вещества»

В диаграмме 3, представлены результаты, которые говорят о том, что среди испытуемых 46% имеют знакомых, которые употребляют наркотические вещества.

Диаграмма 4 «Употребляли ли вы наркотические средства»

Результаты анкетирования, представленные в диаграмме 4показали, что при всех негативных последствиях наркомании часть студентов пробовали наркотические вещества. Испытуемые утвердительно ответили на вопрос, выделив такие ответы как, «наркотические веществаснимают стресс», «поднимают настроение», «открывают в себе чтото новое», таких ответов оказалось 12%. Следует отметить, что большинство испытуемых, считают, что употребление наркотиков ведет к деградации человека, и приближает его к летальному исходу (88%).В целом, 84%студентов отметили, что ответственность за употребление наркотических веществчеловекомв возрасте1520 лет, несет сам человек. Вместе с тем, по результатам ряда исследований, такие психологические особенности данного возраста, как склонность к подражательству, импульсивность, подчиняемость, повышенная внушаемость, возбудимость, перепады настроения, слабость воли и др., могут ускорятьформирование желания употреблять наркотические средства. Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня одной из наиболее острых. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте. Для подростков и юношей особенно актуально мнение не различных экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.Как показали результаты нашего опроса, испытуемыене только знакомы с проблемой, но и активно обсуждают ее,знают определенную категорию наркотиков, некоторые даже употребляли наркотические вещества. Исходя из этих данных, мы посчитали нужным разработатьпсихопрофилактическую программу по данной проблеме.Результаты проведенного намиэмпирического исследования послужили основанием для формирования и разработкитренинговойпрограммы по профилактике наркозависимости в подростковом и юношеском возрасте. Как утверждают специалисты, одной из наиболееэффективных форм профилактической работы являются методы активного социальнопсихологического обучения (МАСПО), в частности, социального психологического тренинга. Тренинговые занятия с подросткамии юношамиимеют ряд особенностей они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информациейпо проблеме, и, собственно, тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать испытуемымоднозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения. Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.Предлагаемый нами план тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой и юношеской аудиторией. Тренинграссчитан на 18 часов работы и включает в себя 8 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю.Данная программа можетповысить уровень информированности о проблемах, связанных с употреблением наркотических веществ, о последствиях употребления наркотиков и

поможет сформироватьу каждого участника собственную позициюпо отношению к наркотикам.Занятияс детьми проводятся в групповой форме, в кабинете психологической разгрузки. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие, рефлексия прошлого занятия, основное содержание, релаксационные упражнения, рефлексия занятия, подведение итогов. К условиям, необходимымдляуспешной реализации программы следует отнести: наличие и взаимодействие психолога, педагогов,родителей.В даннойтренинговой программе представлены несколько блоковзанятий,каждый из которых посвящен конкретной теме и включает в себя ряд упражнений. Блокзанятий «Знакомство» направлен на ознакомление с аудиторией,основными правилами работы группы, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.Блок «Скажи наркотикам нет!» включает в себя работу по научению вариантам отказа от наркотических веществ, а также выработку навыков противостояния асоциальной группе. Блок«Жизнь без наркотиков. Приобщение к ЗОЖ», развивает мотивацию подростков и формирует здоровый жизненный стильбез употребления наркотических веществ. Заключительным этапом и подведением итогов тренинговой работы является ролевая игра «Тишина. Суд идет».Целью игры являетсяпропаганды здорового образа жизни. Сценарийигры представляет собой модификацию судебного процесса, гдеведущий просит всюгруппу принять участие в суденад зависимостью от наркотических веществ. На данном заключительном этапе работыгруппы происходит подкрепление знаний, полученных ранее, попытка еще раз осознать и прочувствовать значение приобщения к здоровому образу жизни. Вывод, к которому пришло большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании, а профилактика этого заболевания. И чем раньше начнется процессширокого использования различныхпрофилактических мероприятий, тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании.Возможно, представленная нами программа только очень небольшая часть, попытка включения в данную работу. Но мы согласны с мнением специалистов, чтов решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подросткови юношества,значительную роль играют социальнопсихологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций, здорового образажизни,

психотехнологий и воспитательных воздействий, направленных наформирование личностной устойчивости исаморегуляцииподростков.

Ссылки на источники1. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А.Попов.5е изд., стер.М.: Издательский центр «Академия», 2012. 192с.2. Кон И.С. Психология ранней юности. /М.: 2003URL:http://www.pseudology.org/Kon/PsRanneyYunosty/index.htm3.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе / Т.А. Шилова. –М.: 2005.96с.4. Н.А. Сирота, Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / В.М. ЯлтонскийООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004 г., 192 с.URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.medpsy.ru%2Flibrary%2Flibrary073.pdf&name=library073.pdf&lang=ru&c=56aa315e84335. [Электронный ресурс]URL: http://www.ereading.club/book.php?book=107411