Полный текст статьи
Печать

Проблема смысложизненных ориентаций актуальна для человека на любом этапе возрастного развития и является неотъемлемой составляющей становления личности. Современное состояние нашего общества характеризуется ломкостью его устоев. Потому не случайно психологи все больше обращают пристальное внимание на проблему становления смысложизненных ориентаций, их влияния на судьбу человека. В психолого-педагогической литературе смысложизненные ориентации рассматриваются в рамках понятия «смысл», «осмысленность жизни» (Д.А. Леонтьев), «взаимодействие» (В.В. Знаков), «убеждения» и «стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях» (С.А. Калашников), в качестве содержательных характеристик жизнестойкости, в качестве показателей функционирования системы «человек-жизненная среда» и содержательных характеристик жизнестойкости как личностного ресурса (В.И. Филлипович). Период юности сензитивен для образования смысловой сферы, смысложизненных ориентаций как системы связей, отражающих направленность личности, формирующей мировоззрение человека. смысловая сфера студентов характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции, характерной для зрелой автономной личности. В условиях нестабильности современного мира, личность вынуждена адаптировать свою направленность. Из этого следует, что личность так же должна демонстрировать свою жизнестойкость.

Исходя из этого мы обозначили тему нашего исследования: «Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем жизнестойкости». Цель нашего исследования – изучение особенностей смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем жизнестойкости.

Для достижения поставленной цели мы предполагаем решить следующие задачи:

1.Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть особенности смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте.

3. Изучить особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов с разным уровнем жизнестойкости.

Обьектом нашего исследования являются смысложизненные ориентаций в студенческом возрасте.

Предметом нашего исследования являются особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем жизнестойкости.

Гипотеза – существуют различия в особенностях смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем жизнестойкости, а именно в понятиях вовлечённость, контроль и принятие риска.

Практическая значимость – полученные результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы психологами для развития смысложизненных ориентаций.

Теоретический анализ психолого-педагогической мысли, посвящённый проблеме смысложизненных ориентаций позволил выявить неоднозначность и противоречивость понимания термина «смысложизненные ориентации». Понятие «смысложизненные ориентации» рассматривается как отношение к определению смысла и конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида.

В нашем исследовании приняли участие 30 студентов 4 курса психолого - педагогического факультета ОГПУ, профиля педагогика и психология. Из них 28 девушек и 2 юноши в возрасте 20-22 лет.

Нами был использован тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьева) и тест жизнестойкости (С. Мадди), адаптация Д.А. Леонтьева.

Вопрос о смысложизненных ориентациях может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям (О.А. Берёзкина), как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни (А.А. Богданов). В нашем исследовании, смысложизненные ориентации это отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению) (Д.А. Леонтьев).

Смысложизненные ориентации – это регуляторы или механизмы направленной деятельности человека как субъекта, как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей, и являются, таким образом, субъективными составляющими феномена смысла жизни.

Понимание смысла окружающего мира обуславливается процессом межличностной коммуникации, происходит на основе учета социальных представлений как продуктов социальной группы. [4]

Студенчество является своеобразным фильтром, который подвергает оценке сложившиеся порядки, различные компоненты культуры и принимает те из них, которые в большей степени удовлетворяют современные интересы и потребности человека.

Результаты исследования И.Г. Жуковой показали, что существует определенное соотношение между направленностью личности и пониманием испытуемыми смысла жизни. В высказываниях студентов о смысле жизни выступают разные виды направленности: направленность на сугубо личные интересы (карьера, собственный дом, семья), гуманистическая направленность (делать добро, прожить достойно). У отдельных испытуемых сам процесс поиска смысла жизни выступает как направленность личности (найти то, ради чего стоит жить) [2, с. 42]. Из этого следует, что полученные И.Г. Жуковой экспериментальные данные дают основание утверждать, что существует особый вид направленности личности - смысложизненная направленность, в которой ведущее место занимают мотивы поиска смысла собственной жизни, построения собственной судьбы, мотивы, ориентирующие и на ближайшую перспективу, и на отдельное будущее, охватывающее все жизненное пространство личности.

Д.А. Бычковский отмечает, у юношей доминируют такие ценности, как «активная жизненная позиция, обеспеченная жизнь, наличие верных друзей, здоровье», а у девушек – «активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа» [1, с. 95].

Следует отметить, что смысложизненные ориентации студентов зависят от особенностей социальной ситуации развития, от личностной зрелости и от различных личностных образований.

Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека и влияющий на становление его смысложизненных ориентаций. По словам В.П. Зинченко, «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия» [3, с. 98].

Исследования С. Мадди и С. Кобейса продемонстрировали, что жизнестойкость – личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску [5, с. 13].

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он чувствует свою значимость, ценность.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного.

Жизнестойкость как система установок является определенным потенциалом личности, интегральной способностью к социально психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции. При этом отмечается динамичность этого личностного образования, его взаимосвязь с природными свойствами человека и его навыками, способствующих становлению человека, как личности и формированию его смысложизненных ориентаций.

Организация и методы исследования

В нашем исследовании приняли участие 30 студентов 4 курса психолого-педагогического факультета ОГПУ, профиля педагогика и психология. Из них 28 девушек и 2 юноши в возрасте 20-22 лет.

Наше исследование включало в себя несколько этапов:

1 этап – мы выявили особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов, использую методику тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Данный тест позволил нам оценить «источник» смысла жизни во всех трех составляющих жизни: в будущем, в настоящем и прошлом.

2 этап – мы изучили уровни жизнестойкости студентов. На этом этапе нами был использован тест жизнестойкости С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева с целью изучения ресурсов личности в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями.

3 этап – мы выделили особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем жизнестойкости. На третьем этапе мы качественно и количественно проанализировали результаты с использованием X2 Пирсона.

Изучение особенностей смысложизненных ориентаций студентов-психологов с разным уровнем жизнестойкости

Нами были проанализированы особенности смысложизненных ориентаций студентов (по тесту СЖО Д.А. Леонтьева) с разными  уровнями жизнестойкости (по тесту Жизнестойкости С. Мадди) и получены следующие данные:

Как видно из рисунка 1., 57% студентов-психологов с низким уровнем жизнестойкости имеют низкие баллы по шкале «Цели в жизни». Это означает, что люди не имеют в своей жизни конкретных целей.

По шкале «Процесс жизни» никто из испытуемых не получил высокий балл. Это может свидетельствовать о том, что испытуемые с низким уровнем жизнестойкости не довольны своим процессом жизни.

15 % испытуемых получили высокий балл по шкале «Результативность жизни», что говорит об удовлетворённости прошлых достижений.

Никто из испытуемых не получил высокий балл по шкале «Локус контроля Я». Это может означать, что никто из данной группы испытуемых не считает себя сильной личностью, способной контролировать свою жизнь.

Так же, никто из испытуемых не получил высокий балл по шкале «Локус контроля Жизнь» то есть, испытуемые считают, что их жизнь зависит исключительно от внешних обстоятельств и никто из испытуемых с низким уровнем жизнестойкости не получил высокий балл по шкале «Осмысленность жизни». У таких людей отсутствует интерес к жизни, к будущему, они ни к чему не стремятся и ничего не хотят добиваться.  

Рис. 1. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов с низким уровнем жизнестойкости 

На рисунке 2 представлены особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов со средним уровнем жизнестойкости. 51 % испытуемых имеют средний показатель по шкале «Цели в жизни». Это говорит о том, что люди не имеют конкретных целей, либо имеют, но ещё не знают, каким образом их можно достичь. По шкале «Процесс жизни» 38% испытуемых имеют средний показатель по данной шкале и 38% имеют низкий показатель по данной шкале, что может свидетельствовать о недостаточной удовлетворённости происходящими событиями жизни. По шкале «Результативность жизни» 59 % испытуемых со средним уровнем жизнестойкости имеют средний балл. Этих людей будет характеризовать удовлетворённость прожитой части жизни. 68 % испытуемых имеют средний балл по шкале «Локус контроля Я», это означает, что эти испытуемые чувствуют, что сами могут повлиять на свою жизнь, события, происходящие в жизни иногда можно изменить при помощи собственных усилий. По шкале «Локус контроля Жизнь» 59 % испытуемых получили средние баллы, что говорит об уверенности того, что собственную жизнь можно контролировать и 53% испытуемых получили средние баллы по шкале «Осмысленность жизни». Этих людей будет характеризовать интерес к своей жизни, готовность изучать что- то новое и пробовать себя в различных видах деятельности.  

Рис. 2. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов со среднем уровнем жизнестойкости 

На рисунке 3 представлены особенности смысложизненных ориентаций студентов- психологов с высоким уровнем жизнестойкости. По шкале «Цели в жизни» 50% испытуемых получили средние  и высокие баллы, что говорит о наличии конкретных целей в жизни этих людей. Так же, по шкале «Процесс жизни» 50% испытуемых имеют средний и высокий показатель. Это значит, что люди считают свою жизнь эмоциональной, насыщенной,  яркой. По шкале «Результативность жизни» все испытуемые с высоким уровнем жизнестойкости получили средние баллы. Это говорит об удовлетворённости прожитого отрезка жизни. По шкале «Локус контроля Я» 78% испытуемых имеют высокий балл. Это свидетельствует о способности построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями, в независимости от внешних обстоятельств. По шкале «Локус контроля Жизнь» 50% испытуемых имеют средний и высокий показатель. Это может говорить о убеждённости  в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в действительность. По шкале «Осмысленность жизни» 50% испытуемых имеют средний и высокий показатель. Этих людей будет характеризовать интерес к жизни, к будущему, понимание своего смысла жизни, наличие устойчивого мировоззрения и ценностей.   

Рис. 3. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов с высоким уровнем жизнестойкости 

С целью подтверждения полученных результатов применим χ2 Пирсона. Поскольку χ2эмп > χ2кр, при χ2эмп = 82,4, χ2кр = 42, 5, то расхождения между распределениями статистически достоверны. (р < р, 005).

Таким образом, высокие уровни жизнестойкости имеют различия с показателями осмысленности жизни. При наличие смысла жизни у испытуемых обнаруживается высокий уровень жизнестойкости т.е. человек осознаёт, ради чего ему нужно преодолевать жизненные трудности. Испытуемые с низким показателем по шкале «Вовлечённость» имели низкий показатель по шкале «Процесс жизни». Это позволяет интерпретировать, что люди, ощущающие себя «вне жизни» не получают удовольствия от самого процесса жизни и наоборот.

Высокий показатель общей осмысленности жизни имеют испытуемые с высоким уровнем жизнестойкости и наоборот – низкий показатель общей осмысленности жизни имеют испытуемые с низким уровнем жизнестойкости. В соответствии с целью исследования конкретизируем особенности СЖО студентов с разным уровнем жизнестойкости. Наглядным и убедительным будет сопоставление групп студентов с высоким и низким уровнем жизнестойкости по основным показателям СЖО. Как видно из таблиц 3 и 4 (Приложение 2 и 3), группа студентов с высоким уровнем жизнестойкости характеризуется следующими особенностями СЖО. Эта группа студентов отличается наличием целей в жизни, высоким уровнем их осмысленности. Кроме того, их характеризует высокий уровень вовлечённости в процесс жизни и её результативностью. Высокие и средние показатели шкал «Локуса контроля Я» и «Локуса контроля Жизнь» данной группы студентов свидетельствуют об их способности делать собственный выбор целей в соответствии с представлениями о смысле жизни. Иными словами, быть субъектом деятельности и демонстрировать достаточную степень вовлечённости в процесс жизни, которая может обеспечить её результативность. В тоже время студенты с низким уровнем жизнестойкости демонстрируют низкий, а в отдельных случаях средний уровень общей осмысленности жизни. Группа студентов с низким показателем общего уровня жизнестойкости имеют низкие показатели по шкале «Цели в жизни». Так же эту группу студентов характеризуют низкие показатели по шкале «Результативность жизни», «Локус контроля Я» и «Локус контроля Жизнь».Из чего следует, что выдвинутая нами гипотеза о том, что низкий уровень жизнестойкости имеют студенты с низким показателем общей осмысленности жизни, подтверждается.