Развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации в условиях финансового кризиса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мартынова А. А., Выборнова А. А., Никонец О. Е. Развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации в условиях финансового кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86016.htm.
Аннотация. Статья посвящена определению перспектив развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и оценке текущего состояния.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мартынова Александра Александровна,студентка 3 курса направления Экономика, Российский университет кооперации, г.Брянск

Выборнова Алина Александровна,студентка 3 курса направления Экономика, Российский университет кооперации, г.Брянск

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент –научный руководительnikon4832@mail.ru

Развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации

в условиях финансового кризиса

Аннотация.Статья посвящена определению перспектив развития агропромышленного комплекса Российской Федерациии оценке текущего состояния.Ключевые слова:инфраструктура, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, импортозамещение, санкции.

Тема агропромышленного комплекса в нашей стране стала очень актуальна, на это в первую очередь повлияли политические и экономические ситуации, сложившиеся в мире, а также санкции, касающиеся этой отрасли.Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал.Агропромышленный комплекс, безусловно, является сложной многофункциональной структурой макроэкономики, в которой тесно связаны между собой промышленное и сельскохозяйственное производство.

Главной особенностью АПК является сочетание ручного, немеханизированного труда с автоматизированным и механизированным способом производства.Этим обусловливается социальноэкономическая специфика агропромышленного комплекса, заключающаяся в сочетании сельского и городского образа жизни, в различии менталитетов, культурных особенностей, образующих предпочтения и потребности, занятых в этом комплексе людей.

Согласно данным представленным в диссертации Селиховой О.Е. «Управление формированием и развитием производственной инфраструктуры промышленного узла», всостав агропромышленного комплекса входят четыре разные отрасли, но не смотря на их различие, они тесно взаимосвязаны друг с другом, и для эффективности работы всего комплекса в целом, важно эффективное функционирование всех составных частей, т.е. каждой отрасли[1].Агропромышленный комплекс состоит из четырех отраслей:1. Отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства;2. Сельское хозяйство;

3. Отрасли, занимающиеся переработкой продукции сельского хозяйства;4. Отрасли, обеспечивающие инфраструктуру вышеназванных отраслей.Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 принята Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы.Участниками программы являются Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.Целями данной программы являются следующие аспекты:1.Обеспечение продовольственной независимости России;2. Ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодовоягодной продукции;3.Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;4.Повышение финансовойустойчивости предприятий агропромышленного комплекса; 5.Обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации;6.Устойчивое развитие сельских территорий; 7.Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;8.Обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.[2]Срок реализации Программы 1 января 2013 г. 31декабря 2020 г.Программа предполагает снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит увеличить объёмы производимой продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов, а реализовать это возможно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели и поддержки определённых подотраслей сельского хозяйства.Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета представлены в таблице 1.Таблица 1 Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета

ГодОбъем ассигнований, тыс.руб.2013197671647,12014170150182,12015187864108,82016258139948,12017300227195,82018324028084,72019337775177,62020350363555,4Итого2126219899,6

По результатам программы: повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров (с учетом структуры переходящих запасов) к 2020 году: зерна до 99,7 процента; свекловичного сахара до 93,2 процента; растительного масла до 87,7 процента; картофеля до 98,7 процента; мяса и мясопродуктов до 91,5 процента; молока и молокопродуктов до 90,2 процента; увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 24,8 процента, пищевых продуктов на 32,5 процента; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 3,1 процента; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 10 15 процентов (с учетом субсидий); доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55 процентов; доведение удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство до 9,4 процента; увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, картофеля до 6 млн. тонн, овощей открытого грунта до 5,2 млн. тонн, овощей защищенного грунта до 1,4 млн. тонн; увеличение емкости современных картофелеи овощехранилищ на 3,5 млн. тонн единовременного хранения; обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами основных сельскохозяйственных культур, включая кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, 7 овощные и бахчевые культуры российского производства, в объеме не менее 75 процентов; снижение доли импортного племенного материала; ввод новых мощностей единовременного хранения оптовораспределительных центров в объеме до 4716 тыс. тонн, в том числе в 2015 году 750,9 тыс. тонн, в 2016 году 685,9 тыс. тонн, в 2017 году 757,8 тыс. тонн, в 2018 году 778,8 тыс. тонн, в 2019 году 837,5 тыс. тонн, в 2020 году 905,1 тыс. тонн; увеличение площади закладки многолетних насаждений на 65 тыс. гектаров; увеличение площади виноградников до 140 тыс. гектаров; увеличение емкости современных хранилищ плодов на 812,1 тыс. тонн единовременного хранения.За период реализации Государственной программы был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, развивается деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы –превышен его дореформенный уровень.Развитие агропромышленного комплекса является важной составляющей экономики для нашей страны. Введенные в отношении России санкции, касающиеся импорта ряда товаров, таких как фрукты, говядина, свинина, сыры, птица, орехи, молочная продукция и многие другие, побуждают к созданию собственного Российского производства.Агропромышленный комплекс России должен перейти на режим ускоренного импортозамещения, чтобы обеспечить весь внутренний рынок продовольствием.Государственная программа в 2015 г. помногимпоставленнымзадачамуспешно достигнута.По словам заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Сергея Левина, удельный вес отечественной продукции в общем объеме ресурсов внутреннего рынкав 2015 годупрогнозируется на уровне 88,7%, превышающем пороговое значение индикатора (85%), установленного Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Президентом РФ в 2010 году.С. Левин отмечает, что по целому ряду позиций индикаторы, установленные Доктриной 2010 года, уже достигнуты или будут достигнуты существенно ранее 2020 года.Например, в 2015 году были достигнуты пороговые значения индикаторов, установленных Доктриной, по зерну (фактически достигнутый уровень –98,9%, пороговое значение –не менее 95%), картофелю (97,4% и 95%, соответственно), сахару (92,4% и 80%) и маслу растительному (84,4% и80%). Практически достигнуто пороговое значение по рыбе и рыбопродуктам (фактически уровень –79,4%, индикатор –80%). Отмечается устойчивая положительная динамика показателя продовольственной независимости по мясу и мясопродуктам, в 2014 году он увеличился на 4,6 процентных пункта и составил 81,9% (пороговое значение –не менее 85%), а также по молоку и молокопродуктам, который, увеличившись в отчетном году на 0,5 п. п., составил 77,0% (пороговое значение –не менее 90%). Высокие темпы роста производства мяса в последние годы позволили в значительной степени компенсировать снижение импорта мяса и мясопродуктов (по оценке Минсельхоза России на 41%).Пересмотр Доктрины, по словам Сергея Левина, необходим также для того чтобы провести необходимые усовершенствования в методике расчетов, сделав ее более удобной и более прозрачной, в том числе и для того, чтобы лучше отслеживать ситуацию по регионам России. В новом документе нашли отражения и новые условия деятельности в нашей стране, связанные с санкциями.Замминистра особо подчеркивает, что в рамках новой Доктрины, сформулированы принципы и правила, необходимые для реализации программы внутренней продовольственной помощи, которая, в свою очередь, обладает значительным комплексным потенциалом как для решения актуальных социальных вопросов, так и для развития агропромышленного комплекса страны и ее экономики в целом[3].

Экспертыв области АПК и экономистыспрогнозировалиситуацию в АПК в 2016 г.Так например,в Свердловской области в 2016 году на развитие сельского хозяйства выделят больше средств по сравнению с 2015 годом –5,1 млрд рублей. Из них 2,8 млрд будет выделено из областной казны, как и в текущем году. Как сообщили в прессслужбе Департамента информационной политики главы региона, в 2015 году было выделено 4,7 млрд, а годом ранее 4,3 млрд, из областной казны также поступило около 2,8 млрд рублей.

По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, в 2015 году было собрано 628 тыс. тонн зерна, 780 тыс. тонн картофеля при целевом показателе 733 тыс. тонн. Посевную площадь удалось увеличить до 861 тыс. гектаров.В Краснодарском крае планируется реализация крупного свиноводческого проекта по созданию комплекса полного цикла. Ввести его встрой планируется в 2017 году. В рамках реализации проекта планируется строительство корпусов для выращивания маточного поголовья, репродуктора, корпусов доращивания, откорма, строительство необходимой инфраструктуры.

Комплекс производственной мощностью30 тысяч голов товарных свиней в год (3465 тонн в живом весе) расположится на земельном участке площадью 35 га.

Требуемый объем инвестиций –459 181,6 тысяч рублей. Чистая прибыль после выхода на проектную мощность (2018 год) составит порядка 190 миллионов рублей.Введение Россией антисанкций в отношении стран —традиционных поставщиков продовольствия в Россию, углубление финансового кризиса создают серьезное напряжение на рынке продуктов питания. В этих условиях актуален оперативный мониторинг состояния продовольственной безопасности в стране и в первую очередь —экономического доступа к продовольствию по территориям, группам населения с разными доходами. Требуется разработать методику мониторинга и анализа состояния продовольственной безопасности в России. Существующие подходы нуждаются в серьезной корректировке в части уточнения информационной базы, набора показателей, характера анализа, выявления неблагоприятных территорий с затрудненным доступом к продовольствию. Необходимо подготовить набор мероприятий в отношении таких территорий, направленных на снижение рисков возникновения негативных социальных явлений.Для удовлетворения потребностей населения субъектов РФ в основных видах продовольствия Министерство начало обсуждать возможность введенияпрограммы карт продовольственной помощи.По словам, статссекретаря, замглавы Минпромторга Виктора Евтухова в 2016 году программа будет окончательно принята и ее реализация начнется уже в 2017 году[4].

На социальные продовольственные картыгосударство будет начислятьопределенную сумму денег. Ею можно будет оплачивать часть стоимости продуктов питания. Система призвана не только поддержать малоимущих, но стимулировать производителей и розничную торговлю, нивелировав сокращение спроса на продукцию в условиях кризиса в экономике. Начисление денег на карту будетосуществляться дифференцированно в зависимости от особенностей конкретного региона, то есть от уровня доходов населения, цен в магазинах и покупательной способности населения. В рамках стимулирования российского производства сейчас основным инструментом государственной программыявляется развитиесельского хозяйства. С 1 мая 2016 года на Дальнем Востоке можно будет получить бесплатный гектар земли.Данный законопроект был внесен в правительство в начале сентября.Он вступит в силу не 1 июля 2016 года, как предполагалось ранее, ана два месяца раньше,то естьв мае.Законопроектом предусматривается, что каждому россиянину будет предоставлено право на однократное безвозмездное предоставление ему в упрощенном порядке «для любых не запрещенных законодательством целей» земельного участка размером до 1 га. Участок должен быть расположен «на расстоянии более 10 км от границ населенного пункта с численностью населения более 50 тыс. человек, либо на расстоянии более 20 км от границ населенного пункта с численностью населения более 300 тыс. человек, либо в границах сельского поселения» [5].Таким образом, государство все же оставляет за собой право на изъятие земли, если она используется не по целевому назначению. Если же в течение этих лет земля использовалась правильно, то после получения ее в собственность гражданин получает полную свободу действий на участке, вплоть до продажи.

Основной идеей данного законопроекта является привлечение фермеров для развития агробизнеса на Дальнем Востоке.Агропромышленная политика Российской Федерации становится приоритетом в социальноэкономической политике государства, а, следовательно, способствует обеспечению национальной продовольственной безопасности страны.Государственное регулирование аграрного комплекса является одной из главных составляющих системы государственного регулирования экономики. Состояние всего комплекса, особенно сельскохозяйственного производства, во многом зависит от продуманности и успешного выполнения наиболее важных направлений, форм, методов и инструментов аграрной политики государства. Адаптируясь к новым условиям экономики, регионы России вырабатывают собственные модели экономического поведения. Основными формами участия государства в регулировании федерального, регионального и внутрирегионального развития стали государственные федеральные и региональные программы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет внебюджетных средств.

Ссылки на источники1.Селихова О.Е. Управление формированием и развитием производственной инфраструктуры промышленного узла диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Брянск, 2002;2.Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы»;3.

Официальный интернетпортал «Министерство сельского хозяйства РФ» http://www.mcx.ru/news/.htm;4.Центр «СовЭкон» http://www.sovecon.ru;5.Газета. Ru

http://www.gazeta.ru.