Влияние когнитивных стереотипов на межличностные отношения в сфере семейных отношений и делового общения
Выпуск:
ART 86031
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сумовская
Е.
И. Влияние когнитивных стереотипов на межличностные отношения в сфере семейных отношений и делового общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86031.htm.
Аннотация. Раскрываются различные аспекты психологического воздействия когнитивных стереотипов как феноменов социальной психологии, дается анализ способов влияния, механизмов социально-психологического воздействия на личность.
Ключевые слова:
психологическое воздействие, межличностные отношения, психологический тренинг, подражание, субъект психологического воздействия, объект психологического воздействия, коммуникативная среда, заражение, убеждение
Текст статьи
Сумовская Елена Иосифовна, магистратура II курс, НОУ ВПО Международный Инновационный Университет, г.Сочиwww.miusochi.ru
Психологические тренинги: влияние когнитивных стереотипов на межличностные отношения в сфере семейных отношений и делового общения
Аннотация.Раскрываются различные аспекты психологического воздействия когнитивных стереотипов как феноменов социальной психологии, дается анализспособов влияния, механизмовсоциальнопсихологического воздействия на личность.Ключевые слова:психологический тренинг,психологическое воздействие, межличностные отношения, субъект психологического воздействия, объект психологического воздействия, коммуникативная среда, заражение,подражание, убеждение.
За последние годы одной из наиболее распространенных форм психологической практики сталтренинг. Правильно спланированныйпсихологическийтренинг, являясь системой специально организованного воздействия,должен содержать и использовать теоретические и академические знания, которыепри интенсивном психологическом воздействии не заменишь никакими приемами ораторского мастерства.
Для наиболее эффективного использования активных групповых методов воздействия применение когнитивных стереотипов может стать той ©палочкой выручалочкойª,которая решит многие из актуальных проблем в ежедневной жизнедеятельности и межличностных отношениях мужчины и женщины, как в сфере семейных отношений, так и делового общения. Понятие когнитивный
"сognoscere" в переводе с латыни "знать, узнавать",указывает на отношение к знаниям,а именно, к способам получения знаний человеком и способам их сохранения в его сознании. Когнитивные методы это методы воздействия на то, как люди получают и хранят знания.Когнитивные факторы влияющие на базовые, низкоуровневые механизмы восприятия,оченьважны, когда речь идет об аффективной и познавательной сферах в практике межличностных отношений.Необходимо помнить и о том, что самые глубокие познания в сфере межличностных отношений являются универсальными для всех людей. При помощи когнитивных стереотипов, зная и используя эти знания, мы можем влиять на приобретаемые людьми знания, и далее их поведение.Если мы имеем возможность влиять на эти процессы, мы практически получаем самый прямой и простой путь влиять на поведение людей, ведь люди делают те или иные вещи в зависимости от того, что они знают и что они узнают о текущей ситуации.
Необходимо учитывать, что согласно схемыН.В. Матяш (рис. 1) соотношениемеханизмов воздействия построенотаким образом, что при движении от заражения к убеждению снижается роль эмоций и возрастает роль мыслительных процессов восприятия и оценка личностью посторонних влияний, что неразрывно связывает между собойаффективную и познавательную сферы.
Рис. 1. Соотношение механизмов воздействия на личностьи их связь с эмоциями и мышлением
Указанные механизмы социальнопсихологического воздействия на личность,актуализируются по очереди в ходе ее индивидуального развития (онтогенеза) [2].
Выдвинут тезис о том, что помимо экономии усилий, стереотипы, выполняют ещё одну функцию : системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они образуют упорядоченный, более или менеенепротиворечивый образ мира. В нем разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипный образ мира может быть не полным, но это образ мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атакана основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какоето различие между нашим личным миром и миром вообще. Системастереотипов не просто способ замены огромного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, сокращенный и упрощенный путь восприятия[1]стр.9.
В межличностных отношениях мужчины и женщины формирование образа мира происходит, как правило,при помощисистемы типичных когнитивных жизненных представленийи фактически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также и коммуникативной средой.
Г.А. Берулава в коллективной монографии ©Роль стереотипов психической активности в развитии личностиª пишет : ©Характерно, что в психологии конструктивного альтернативизмаА.Келли, которая часто рассматривается как альтернатива поведенческой психологии,в действительности формулируется, что человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, а затем пытается подогнать их соответственно тем реалиям, из которых состоит мир. Эта подгонка не всегда оказывается продуктивной, однако совсем без таких шаблонов мир предстает настолько неразличимой однородностью, что человек не в состоянии найти в немкакой либо смысл. Даже плохая подгонка шаблонов к реальности полезней полного их отсутствия. Эти шаблоны Келли называет личностными конструктами. Конструкты, какспособ истолкования мира центральное понятие его теории. Это не отпечаток мира, а определенная модель мира, которую человек конструирует в своем сознании. Понятие ©отражениеª здесь неприменимо, ведь отражение пассивный процесс, а конструирование активный . Конструкты дают возможность человеку выстраивать свою линию поведенияª.
Выстраивать линию поведения, гораздо легче, используя в качестве активных групповых методов воздействия когнитивные стереотипы. Для примерарассмотримсемейную легенду,в которой главные герои играют ролькогнитивныхстереотипов мужчины и женщины.Помогаяадаптироватьсяк реалиям современного мира, эта легендаочень важнадля практики межличностных отношений иприменяласькак прозрачные трафареты илишаблоныв моей семье иподгоняласьк реалиям, из которых состоит современный мир.В современном мире мы люди,мыслящие словами существа и поэтому язык имеет прямое отношение к тому, как воспринимает и усваивает знания человек.Естественные языки очень богаты и гибки, одна и та же информация может быть представлена множеством различных способов, и поэтому легенда лишена диалогов, в ней описываются только действия, влияющие на поступки главных героев. При этом каждый эпизод формирует уникальные когнитивные факторы, влияющие на смысл информации. Внимательно выбирая слова для представления информации, мы можем сделать более вероятными ту или иную реакцию на нее. В этом случае, не искажая фактического содержания информации, легенда доноситвесьсмысл и знания,о сфере межличностных отношенийкоторые получалчеловекв более раннем доисторическом периоде .Особую роль в этом играет образный язык метафоры, сравнения и фигуры речи. Важный момент полностью избавить речь или письменный текст от образной составляющей невозможно, так как это фактор,влияетна восприятие образа мира. Восприятие очень сложныймеханизм и в нем есть свои законы. Самые глубокие законыжизнедеятельности являются универсальными не только для всех людей, но даже и животных.Ведущее место в легенде отведено факторам, влияющимна базовые низкоуровневые механизмы восприятия, которые в свою очередьвлияют на создание личностного конструктав сфере межличностных отношений ©мужчинаженщинаª.Есть несколько типов когнитивных факторов, которые важны в практикемежличностных отношений ©мужчинаженщинаª, привожу их в порядкеприведенном в легенде.Легенда:Глава 1.ВыборПредставим на минуту, что мыоказались в далеком прошлом,на берегу широкой реки, тихое течение которойнастраивает на умиротворение души и тела. Перенесемся мысленно туда, где раньше жили наши предки,древние люди,и в этом величественном царстве природы неожиданно увидим силуэтЖенщины….
Глядя на отражениедеревьев в зеркале реки, проплывающих облаков, наслаждаясь красотой природы, пением птиц, любуясь собой в отражении реки, она непроизвольно улыбается, вспоминая чтото хорошее в своей жизни. И чтобы выразить восхищение происходящим, она протягивает руки к солнцу,ощущает тепло кончиками пальцев и осознает, как прекрасно и спокойно, когда теплота и покой царят вокруг.
Начиная свойизвилистый путь среди высоких скал, а после спокойно и величественно разлившись у подножья большой горы, река дает жизнь всем живымсуществам, которые обитают у еёберегов.Светит солнце, поют птицы природа оживает после сна летней ночи. Легкий ветерок колышет кроны величественных деревьев. Мир дарит эту красоту всем живым существам.***
От автора:
Если бы мыоказались в том далеком прошломнаших предков, кого бы представили в роли этой прекрасной Женщины?Возможно,ктото увиделсебя, ктото свою половинку, с которой идет по жизни, аможет, ту, котораятолько придет в Вашу жизнь? ***
Тем временем из леса, где у деревьев листва немного гуще,за Женщиной наблюдают еще двепары глаз. Это тоже представители рода человеческого, оба представители мужской его половины.
Рассмотрим двухзаинтересованно наблюдающих мужчинпоближе:одинувешан орудиями первобытной охоты: лук, стрелы, копье, которое сжимает сильная рука, добычаперекинута через плечо и небольшая связка на поясе. Он молод, но во взгляде чувствуется мудрость, опыти сила, знание и дух воина.Другой тоже имеет лук и стрелы, но взгляд его устремлен на Женщину, как надобычу, которая достанется легко. В этом взгляде холодныйрасчет и страсть. Он быстро переводит взгляд от женщины на добычу охотника. И становится ясно,что Женщина его тоже интересует:в долгих поисках добычи в лесу он изголодал, изза отсутствия наблюдательности и интереса к охотеудача не всегда улыбалась ему. Но зная, как много сил и радости давали ему утехи, предвкушая азарт, сравнимый только с охотой,он быстро оценивает обстановку и тоже направляется к Женщине.***От автора:
И снова мы присмотримся внимательно к этим прекрасным представителям мужской половины человеческого рода. Кого мы узнали?Ктото увидел себя, ктото свою половинку, с которойидет по жизни, а ктототого, кто только входит в Вашу жизнь.
Проследуем дальше в нашем путешествиив мир первобытной девственной природы. В этом мире человек мог применить только те умения и таланты, которыми он обладал, которые поднимали его на более высокуюстепень развития. В этом мире человек действовал, подчиняясь только зову сердца и движению души, шаг за шагом получая жизненный опыт.
***Миры влияния.
Энергия взгляда достигла своей цели, Женщина обернулась и тоже пристально посмотрела в сторону леса.
Из листвы практически одновременно вышли два мужских силуэта. Один из них был увешан добычейи перемещался медленно, а другойприближалсянамного быстреепо направлению к женщине.
Какие мысли руководят их поступками:первый,ВоинОхотник, под тяжестью добычи думал о том, как радостно было бы в его жилище от такого прекрасного создания. Впервые в жизни чувства, ранее ему не знакомыепосетили его сердце, впервые он думал о том, как защитить ту, которая так открыта для всех, так нежна и неопытна.
Второй,Свободный Путешественник, пытаясь опередить первого, знал,как его ловкость, прикосновение влияли на женщин. Много раз он получал радость от сладких утех, опережая опытных охотников, много раз его красота и умение угождать,давалопревосходство над ними.
И сейчас, двигаясь быстрее, он уже представлял, как много радости получити как отступит охотникот той, которая и была сегодня егодобычей, если он настигнетеёпервым.
Приблизившись к женщине, он начал пристально вглядываться ей в глаза, поглаживать волосы. Женщина тоже с интересом смотрела на него: ©Кто ты?ª читалось у нее во взгляде,и Свободный Путешественник уверено положил руку ей на талию. ВоинОхотник, наблюдая за происходящим,понимал, что происходит,но сегодня решил не уступать. Изо всех сил он закричал!Впервые своим криком онзащищал свою любовь к женщине и выражал ненависть к сопернику, впервые его чувства, эмоции, страх потери слились воедино. Он понимал, что если здесь и сейчас он позволитСвободному Путешественнику завладетьэтойЖенщиной, произойдет непоправимое,его будущее будет обречено.
Такой реакции не ожидал никто, крик Воина Охотника заставил обернуться стоящих рядомСвободного Путешественника и Женщину, которые , не успеваярассмотреть другдруга, одновременно повернули голову в сторону Воина Охотника. Свободный Путешественник,слегка отступив, убралруку с талии Женщины, но продолжалдержатьеё за локоть,увлекая за собой.
Воин
Охотник понял, что своим криком испугал ту, о которой мечтал, и сам толкаетеёв руки соперника!Решение молнией пронеслось у него в голове,и подойдя ближе, глядя в глазаЖенщины, он положил добычу у еёног.
Женщина внимательно смотрела то на Воина Охотника то на его соперника Свободного Путешественника…Свою ©добычуª Свободный Путешественник крепко держал за локоть, предвкушая радость победы и осознавая, что мгновения борьбы пройдут, необходимо лишь немного выждать времядля того, чтобы опытный охотник отступил. Невзирая на сложность своего положения,Женщина, всё же пыталась освободить руку, чтобы принять решениесамостоятельно.У всех троих сердце в груди стучало тысячей молоточков,пульсируя в висках имешая думать. Все трое на секунду замерли, переводя дух,не в силах продолжать противостояние.Напряжение достигло предела…
Желание Женщины освободиться понял ВоинОхотник и, подойдя ближе, он силой разжалтиски пальцев Свободного Путешественника,освободивеё от влияния соперника.Свободный Путешественник отступил, не рискнув продолжить сражение за ©добычуª, зная силу духа ВоинаОхотника.
Женщина,освободившись от влияния, впервые оказаласьмежду двумя сильными представителями мужской половины человечества,у нее впервые была ситуация выбора:кого из двух мужчинвыбрать, кого из двух мужчин она захочет вдохновлять и идти рядом по жизни, кто может стать её героем?***
Итак, как Женщине самостоятельно определить того единственного, с кем дальше идти по жизни?Повернув голову всторону Свободного Путешественника и посмотревему в глаза, она вспомнила ощущения от его прикосновений, ласковые руки, тепло ладоней, нежность и трепетный интерес. Но необъяснимая тревога билась испуганной птицей в её сердце, причину этого чувства она не знала.
По другую сторону стоял ВоинОхотник, и тогдаона вспомнила крик, дикий крик, который разрывал ей разум. Глядя в глаза этого человека, хотелось покориться, спрятаться, убежать…Молнией в её голове проносились мысли: от чего этот человек её предостерегал, чего хотел добиться своим криком? Она вдруг поняла, что убегать от него ей совсем нехочется, просто взгляд его был настолько открыт, что это пугало. Добыча, брошенная Воином Охотником кеё ногам,говорила сама за себя,и,подняв её, она ощутила, как тяжелаэта ноша, и поняла, как много сил потраченона охоту в диком лесу. Держа добычу в руках, она вдруг осознала, что пища, теперь будет в её пещере. Вспомнив глаза отца, она мысленно перенеслась в пещеру,пролетели мысли о том, что охотитьсяему с каждым днем все тяжелее. Она понимала, как много знанийи умений необходимо для охоты и это всё заключено в мужчине, которыйсейчас стоит перед нейи что теперь защита, уважение и любовь ожидают её в будущем и как хорошо, что сегодняВоинОхотник, встретилсяна её пути,вся семьябудет рада принесенной добыче. Радость от мысли, что ВоинОхотник так просто решилеёпроблемы, теплым огоньком поселилась в сердце Женщины.
Как мало времени необходимо нам для принятия решений, которые влияют на весь жизненный путь.Немного подумав, женщина вложила своюруку в руку Воина Охотника, это неожиданное решениезаставило сильнее биться его сердце, инемного растерявшись от пережитого,за такой короткий период, ощутив нежность и теплоту женской руки, он понял, какойценностью обладает. Сбывалось то, о чем он мечтал, и путь теперь казался более легким и радостным. Женщина впервые ощутила надежность, поддержку, защиту, уважение, понимание и преданность, она верилав свойвыбор и убедилась, что доверяют ей.
Вместе мужчина и женщина ушли вдаль поберегу большойреки. Женщина показывала путь мужчине в родное поселение и вела его в родительское жилище.
Выбор сделан.
Выбор… Сколько раз в жизни мы стоим перед ним.Как сделать так, чтобы выбор был правильным, чтобы чувствовать радость от принятых решений ?
Все просто:только сердце подскажет правильный выбор. ***
Сознание людей и целых обществ всегда находится под влиянием нескольких парадигм или социальных мифов. Получая информацию из мира, люди поэтапно осмысляют ее, превращают сначала в поверхностное знание, а затем и в глубокое знание, имеющее отношение к самым глубоким убеждениям и принципам человека. Естественно, что самое большое влияние на людей оказывают именно глубокие убеждения и они обязательно оказываются прямо связанными с имеющимися в обществе парадигмами и социальными мифами. То есть, информация усваивается людьми до тех пор, пока не окажется уложенной на ту или иную социальную парадигму или миф. Понятно, что если бы мы имели возможность изменять гуляющие в обществе парадигмы или мифы, мы могли бы оказать очень сильное и глубокое влияние на восприятие и поведение людей. К счастью, влиять на такие глубокие когнитивные факторы как парадигмы и социальные мифы почти невозможно они живут и развиваются в коллективном сознании по своим законам. Однако, осознавая имеющиеся у людей парадигмы и целенаправленно адресуя предлагаемую нами информацию на "посадку" в ту или иную парадигму, мы можем управлять отношением людей к большим сегментам своего жизненного опыта.
В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной сферы выделилась сфера бизнес
коммуникации либо делового общения.За последние 1015 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.Как член современного общества, хочу проявить инициативу и предоставить широкому кругу читателей семейную легенду, которая станет полезна всем, кто вырос в семье, где отсутствовал положительный опыт в сфере межличностных взаимоотношений ©мужчина женщинаª.Эту легенду можно применять кактренерскийинструмент, для наиболее эффективного проведения психологических тренингов иактивных групповых и индивидуальных методов воздействия в целях получения положительного эмоционального опыта и адаптации вэтой жесфере.
Однако я верю, что чем быстрее произойдет знакомство читателей с нашей семейной легендой, тем быстрее произойдетизбавлениеиот пагубных иллюзий,в сфере межличностных отношений ©мужчинаженщинаª, которые поддерживаются некоторыми ©современнымиª идеологами иновоявленными ©инженерами душ человеческихª, среди которых находятся звезды шоубизнеса, журналисты, и другие представители нашего общества, которыепо своему незнанию, непониманию порочат, растаптывают и оплевывают, воспетую всей мировой культурой семью, бессовестно пропагандируя разврат. Не имея нравственного опыта, который человек может приобрести лишь в прочных взаимоотношениях, общество деградирует, принимая жизнь ©без обязательствª за образец взаимоотношений. Увы, но эти принципы © жизни без обязательствª и ©свободных нравовª безжалостно растаптывают и самих идеологов подобных взглядов на жизнь. Может, хватит писать книжки с провокационными названиями типа ©Семья и как в ней уцелеть?ª, астоит задуматься, как уцелеть вне семьи, этой последней духовной крепости, за пределами которой человек превращается в беззащитного эгоистаодиночку?
В следующих шести статьях я изложу следующие главы семейной легенды, касающиеся других важных факторов влияющих на восприятие мира в моей семье и надеюсь на то, что вскоре межличностные отношения в сфере ©мужчина женщинаª престанут быть занятной игрушкой и вечным объектом недовольства субъектовэтой сферы.
Разумеется, в данной статье невозможно охватить весь спектр процессов, происходящих в сфере межличностных отношений ©мужчина женщинаª, однако надеюсь, что данный материал хотя бы породит дискуссию и обсуждение.
Ссылки на источники1. Берулава Г.А., Берулава М.М., Боташева З.С., Непша О.В., Сагилян Э.М., Сплавская Н.В. (под общей редакцией БерулаваГ.А.) Роль стереотипов психической активности в развитии личности: коллективная монография. М. : Издат. центр ©Гуманитарная наукаª,2009.С.9,13,15157с.2.Матяш Н. В. Методы активного социальнопсихологического обучения : учеб.пособие / Н. В. Маляш, Т.А. Павлова. 2е изд., стер. М. : Издат. центр ©Академияª,2010. С. 13. 96 с.
Психологические тренинги: влияние когнитивных стереотипов на межличностные отношения в сфере семейных отношений и делового общения
Аннотация.Раскрываются различные аспекты психологического воздействия когнитивных стереотипов как феноменов социальной психологии, дается анализспособов влияния, механизмовсоциальнопсихологического воздействия на личность.Ключевые слова:психологический тренинг,психологическое воздействие, межличностные отношения, субъект психологического воздействия, объект психологического воздействия, коммуникативная среда, заражение,подражание, убеждение.
За последние годы одной из наиболее распространенных форм психологической практики сталтренинг. Правильно спланированныйпсихологическийтренинг, являясь системой специально организованного воздействия,должен содержать и использовать теоретические и академические знания, которыепри интенсивном психологическом воздействии не заменишь никакими приемами ораторского мастерства.
Для наиболее эффективного использования активных групповых методов воздействия применение когнитивных стереотипов может стать той ©палочкой выручалочкойª,которая решит многие из актуальных проблем в ежедневной жизнедеятельности и межличностных отношениях мужчины и женщины, как в сфере семейных отношений, так и делового общения. Понятие когнитивный
"сognoscere" в переводе с латыни "знать, узнавать",указывает на отношение к знаниям,а именно, к способам получения знаний человеком и способам их сохранения в его сознании. Когнитивные методы это методы воздействия на то, как люди получают и хранят знания.Когнитивные факторы влияющие на базовые, низкоуровневые механизмы восприятия,оченьважны, когда речь идет об аффективной и познавательной сферах в практике межличностных отношений.Необходимо помнить и о том, что самые глубокие познания в сфере межличностных отношений являются универсальными для всех людей. При помощи когнитивных стереотипов, зная и используя эти знания, мы можем влиять на приобретаемые людьми знания, и далее их поведение.Если мы имеем возможность влиять на эти процессы, мы практически получаем самый прямой и простой путь влиять на поведение людей, ведь люди делают те или иные вещи в зависимости от того, что они знают и что они узнают о текущей ситуации.
Необходимо учитывать, что согласно схемыН.В. Матяш (рис. 1) соотношениемеханизмов воздействия построенотаким образом, что при движении от заражения к убеждению снижается роль эмоций и возрастает роль мыслительных процессов восприятия и оценка личностью посторонних влияний, что неразрывно связывает между собойаффективную и познавательную сферы.
Рис. 1. Соотношение механизмов воздействия на личностьи их связь с эмоциями и мышлением
Указанные механизмы социальнопсихологического воздействия на личность,актуализируются по очереди в ходе ее индивидуального развития (онтогенеза) [2].
Выдвинут тезис о том, что помимо экономии усилий, стереотипы, выполняют ещё одну функцию : системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они образуют упорядоченный, более или менеенепротиворечивый образ мира. В нем разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипный образ мира может быть не полным, но это образ мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атакана основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какоето различие между нашим личным миром и миром вообще. Системастереотипов не просто способ замены огромного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, сокращенный и упрощенный путь восприятия[1]стр.9.
В межличностных отношениях мужчины и женщины формирование образа мира происходит, как правило,при помощисистемы типичных когнитивных жизненных представленийи фактически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также и коммуникативной средой.
Г.А. Берулава в коллективной монографии ©Роль стереотипов психической активности в развитии личностиª пишет : ©Характерно, что в психологии конструктивного альтернативизмаА.Келли, которая часто рассматривается как альтернатива поведенческой психологии,в действительности формулируется, что человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, а затем пытается подогнать их соответственно тем реалиям, из которых состоит мир. Эта подгонка не всегда оказывается продуктивной, однако совсем без таких шаблонов мир предстает настолько неразличимой однородностью, что человек не в состоянии найти в немкакой либо смысл. Даже плохая подгонка шаблонов к реальности полезней полного их отсутствия. Эти шаблоны Келли называет личностными конструктами. Конструкты, какспособ истолкования мира центральное понятие его теории. Это не отпечаток мира, а определенная модель мира, которую человек конструирует в своем сознании. Понятие ©отражениеª здесь неприменимо, ведь отражение пассивный процесс, а конструирование активный . Конструкты дают возможность человеку выстраивать свою линию поведенияª.
Выстраивать линию поведения, гораздо легче, используя в качестве активных групповых методов воздействия когнитивные стереотипы. Для примерарассмотримсемейную легенду,в которой главные герои играют ролькогнитивныхстереотипов мужчины и женщины.Помогаяадаптироватьсяк реалиям современного мира, эта легендаочень важнадля практики межличностных отношений иприменяласькак прозрачные трафареты илишаблоныв моей семье иподгоняласьк реалиям, из которых состоит современный мир.В современном мире мы люди,мыслящие словами существа и поэтому язык имеет прямое отношение к тому, как воспринимает и усваивает знания человек.Естественные языки очень богаты и гибки, одна и та же информация может быть представлена множеством различных способов, и поэтому легенда лишена диалогов, в ней описываются только действия, влияющие на поступки главных героев. При этом каждый эпизод формирует уникальные когнитивные факторы, влияющие на смысл информации. Внимательно выбирая слова для представления информации, мы можем сделать более вероятными ту или иную реакцию на нее. В этом случае, не искажая фактического содержания информации, легенда доноситвесьсмысл и знания,о сфере межличностных отношенийкоторые получалчеловекв более раннем доисторическом периоде .Особую роль в этом играет образный язык метафоры, сравнения и фигуры речи. Важный момент полностью избавить речь или письменный текст от образной составляющей невозможно, так как это фактор,влияетна восприятие образа мира. Восприятие очень сложныймеханизм и в нем есть свои законы. Самые глубокие законыжизнедеятельности являются универсальными не только для всех людей, но даже и животных.Ведущее место в легенде отведено факторам, влияющимна базовые низкоуровневые механизмы восприятия, которые в свою очередьвлияют на создание личностного конструктав сфере межличностных отношений ©мужчинаженщинаª.Есть несколько типов когнитивных факторов, которые важны в практикемежличностных отношений ©мужчинаженщинаª, привожу их в порядкеприведенном в легенде.Легенда:Глава 1.ВыборПредставим на минуту, что мыоказались в далеком прошлом,на берегу широкой реки, тихое течение которойнастраивает на умиротворение души и тела. Перенесемся мысленно туда, где раньше жили наши предки,древние люди,и в этом величественном царстве природы неожиданно увидим силуэтЖенщины….
Глядя на отражениедеревьев в зеркале реки, проплывающих облаков, наслаждаясь красотой природы, пением птиц, любуясь собой в отражении реки, она непроизвольно улыбается, вспоминая чтото хорошее в своей жизни. И чтобы выразить восхищение происходящим, она протягивает руки к солнцу,ощущает тепло кончиками пальцев и осознает, как прекрасно и спокойно, когда теплота и покой царят вокруг.
Начиная свойизвилистый путь среди высоких скал, а после спокойно и величественно разлившись у подножья большой горы, река дает жизнь всем живымсуществам, которые обитают у еёберегов.Светит солнце, поют птицы природа оживает после сна летней ночи. Легкий ветерок колышет кроны величественных деревьев. Мир дарит эту красоту всем живым существам.***
От автора:
Если бы мыоказались в том далеком прошломнаших предков, кого бы представили в роли этой прекрасной Женщины?Возможно,ктото увиделсебя, ктото свою половинку, с которой идет по жизни, аможет, ту, котораятолько придет в Вашу жизнь? ***
Тем временем из леса, где у деревьев листва немного гуще,за Женщиной наблюдают еще двепары глаз. Это тоже представители рода человеческого, оба представители мужской его половины.
Рассмотрим двухзаинтересованно наблюдающих мужчинпоближе:одинувешан орудиями первобытной охоты: лук, стрелы, копье, которое сжимает сильная рука, добычаперекинута через плечо и небольшая связка на поясе. Он молод, но во взгляде чувствуется мудрость, опыти сила, знание и дух воина.Другой тоже имеет лук и стрелы, но взгляд его устремлен на Женщину, как надобычу, которая достанется легко. В этом взгляде холодныйрасчет и страсть. Он быстро переводит взгляд от женщины на добычу охотника. И становится ясно,что Женщина его тоже интересует:в долгих поисках добычи в лесу он изголодал, изза отсутствия наблюдательности и интереса к охотеудача не всегда улыбалась ему. Но зная, как много сил и радости давали ему утехи, предвкушая азарт, сравнимый только с охотой,он быстро оценивает обстановку и тоже направляется к Женщине.***От автора:
И снова мы присмотримся внимательно к этим прекрасным представителям мужской половины человеческого рода. Кого мы узнали?Ктото увидел себя, ктото свою половинку, с которойидет по жизни, а ктототого, кто только входит в Вашу жизнь.
Проследуем дальше в нашем путешествиив мир первобытной девственной природы. В этом мире человек мог применить только те умения и таланты, которыми он обладал, которые поднимали его на более высокуюстепень развития. В этом мире человек действовал, подчиняясь только зову сердца и движению души, шаг за шагом получая жизненный опыт.
***Миры влияния.
Энергия взгляда достигла своей цели, Женщина обернулась и тоже пристально посмотрела в сторону леса.
Из листвы практически одновременно вышли два мужских силуэта. Один из них был увешан добычейи перемещался медленно, а другойприближалсянамного быстреепо направлению к женщине.
Какие мысли руководят их поступками:первый,ВоинОхотник, под тяжестью добычи думал о том, как радостно было бы в его жилище от такого прекрасного создания. Впервые в жизни чувства, ранее ему не знакомыепосетили его сердце, впервые он думал о том, как защитить ту, которая так открыта для всех, так нежна и неопытна.
Второй,Свободный Путешественник, пытаясь опередить первого, знал,как его ловкость, прикосновение влияли на женщин. Много раз он получал радость от сладких утех, опережая опытных охотников, много раз его красота и умение угождать,давалопревосходство над ними.
И сейчас, двигаясь быстрее, он уже представлял, как много радости получити как отступит охотникот той, которая и была сегодня егодобычей, если он настигнетеёпервым.
Приблизившись к женщине, он начал пристально вглядываться ей в глаза, поглаживать волосы. Женщина тоже с интересом смотрела на него: ©Кто ты?ª читалось у нее во взгляде,и Свободный Путешественник уверено положил руку ей на талию. ВоинОхотник, наблюдая за происходящим,понимал, что происходит,но сегодня решил не уступать. Изо всех сил он закричал!Впервые своим криком онзащищал свою любовь к женщине и выражал ненависть к сопернику, впервые его чувства, эмоции, страх потери слились воедино. Он понимал, что если здесь и сейчас он позволитСвободному Путешественнику завладетьэтойЖенщиной, произойдет непоправимое,его будущее будет обречено.
Такой реакции не ожидал никто, крик Воина Охотника заставил обернуться стоящих рядомСвободного Путешественника и Женщину, которые , не успеваярассмотреть другдруга, одновременно повернули голову в сторону Воина Охотника. Свободный Путешественник,слегка отступив, убралруку с талии Женщины, но продолжалдержатьеё за локоть,увлекая за собой.
Воин
Охотник понял, что своим криком испугал ту, о которой мечтал, и сам толкаетеёв руки соперника!Решение молнией пронеслось у него в голове,и подойдя ближе, глядя в глазаЖенщины, он положил добычу у еёног.
Женщина внимательно смотрела то на Воина Охотника то на его соперника Свободного Путешественника…Свою ©добычуª Свободный Путешественник крепко держал за локоть, предвкушая радость победы и осознавая, что мгновения борьбы пройдут, необходимо лишь немного выждать времядля того, чтобы опытный охотник отступил. Невзирая на сложность своего положения,Женщина, всё же пыталась освободить руку, чтобы принять решениесамостоятельно.У всех троих сердце в груди стучало тысячей молоточков,пульсируя в висках имешая думать. Все трое на секунду замерли, переводя дух,не в силах продолжать противостояние.Напряжение достигло предела…
Желание Женщины освободиться понял ВоинОхотник и, подойдя ближе, он силой разжалтиски пальцев Свободного Путешественника,освободивеё от влияния соперника.Свободный Путешественник отступил, не рискнув продолжить сражение за ©добычуª, зная силу духа ВоинаОхотника.
Женщина,освободившись от влияния, впервые оказаласьмежду двумя сильными представителями мужской половины человечества,у нее впервые была ситуация выбора:кого из двух мужчинвыбрать, кого из двух мужчин она захочет вдохновлять и идти рядом по жизни, кто может стать её героем?***
Итак, как Женщине самостоятельно определить того единственного, с кем дальше идти по жизни?Повернув голову всторону Свободного Путешественника и посмотревему в глаза, она вспомнила ощущения от его прикосновений, ласковые руки, тепло ладоней, нежность и трепетный интерес. Но необъяснимая тревога билась испуганной птицей в её сердце, причину этого чувства она не знала.
По другую сторону стоял ВоинОхотник, и тогдаона вспомнила крик, дикий крик, который разрывал ей разум. Глядя в глаза этого человека, хотелось покориться, спрятаться, убежать…Молнией в её голове проносились мысли: от чего этот человек её предостерегал, чего хотел добиться своим криком? Она вдруг поняла, что убегать от него ей совсем нехочется, просто взгляд его был настолько открыт, что это пугало. Добыча, брошенная Воином Охотником кеё ногам,говорила сама за себя,и,подняв её, она ощутила, как тяжелаэта ноша, и поняла, как много сил потраченона охоту в диком лесу. Держа добычу в руках, она вдруг осознала, что пища, теперь будет в её пещере. Вспомнив глаза отца, она мысленно перенеслась в пещеру,пролетели мысли о том, что охотитьсяему с каждым днем все тяжелее. Она понимала, как много знанийи умений необходимо для охоты и это всё заключено в мужчине, которыйсейчас стоит перед нейи что теперь защита, уважение и любовь ожидают её в будущем и как хорошо, что сегодняВоинОхотник, встретилсяна её пути,вся семьябудет рада принесенной добыче. Радость от мысли, что ВоинОхотник так просто решилеёпроблемы, теплым огоньком поселилась в сердце Женщины.
Как мало времени необходимо нам для принятия решений, которые влияют на весь жизненный путь.Немного подумав, женщина вложила своюруку в руку Воина Охотника, это неожиданное решениезаставило сильнее биться его сердце, инемного растерявшись от пережитого,за такой короткий период, ощутив нежность и теплоту женской руки, он понял, какойценностью обладает. Сбывалось то, о чем он мечтал, и путь теперь казался более легким и радостным. Женщина впервые ощутила надежность, поддержку, защиту, уважение, понимание и преданность, она верилав свойвыбор и убедилась, что доверяют ей.
Вместе мужчина и женщина ушли вдаль поберегу большойреки. Женщина показывала путь мужчине в родное поселение и вела его в родительское жилище.
Выбор сделан.
Выбор… Сколько раз в жизни мы стоим перед ним.Как сделать так, чтобы выбор был правильным, чтобы чувствовать радость от принятых решений ?
Все просто:только сердце подскажет правильный выбор. ***
Сознание людей и целых обществ всегда находится под влиянием нескольких парадигм или социальных мифов. Получая информацию из мира, люди поэтапно осмысляют ее, превращают сначала в поверхностное знание, а затем и в глубокое знание, имеющее отношение к самым глубоким убеждениям и принципам человека. Естественно, что самое большое влияние на людей оказывают именно глубокие убеждения и они обязательно оказываются прямо связанными с имеющимися в обществе парадигмами и социальными мифами. То есть, информация усваивается людьми до тех пор, пока не окажется уложенной на ту или иную социальную парадигму или миф. Понятно, что если бы мы имели возможность изменять гуляющие в обществе парадигмы или мифы, мы могли бы оказать очень сильное и глубокое влияние на восприятие и поведение людей. К счастью, влиять на такие глубокие когнитивные факторы как парадигмы и социальные мифы почти невозможно они живут и развиваются в коллективном сознании по своим законам. Однако, осознавая имеющиеся у людей парадигмы и целенаправленно адресуя предлагаемую нами информацию на "посадку" в ту или иную парадигму, мы можем управлять отношением людей к большим сегментам своего жизненного опыта.
В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной сферы выделилась сфера бизнес
коммуникации либо делового общения.За последние 1015 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.Как член современного общества, хочу проявить инициативу и предоставить широкому кругу читателей семейную легенду, которая станет полезна всем, кто вырос в семье, где отсутствовал положительный опыт в сфере межличностных взаимоотношений ©мужчина женщинаª.Эту легенду можно применять кактренерскийинструмент, для наиболее эффективного проведения психологических тренингов иактивных групповых и индивидуальных методов воздействия в целях получения положительного эмоционального опыта и адаптации вэтой жесфере.
Однако я верю, что чем быстрее произойдет знакомство читателей с нашей семейной легендой, тем быстрее произойдетизбавлениеиот пагубных иллюзий,в сфере межличностных отношений ©мужчинаженщинаª, которые поддерживаются некоторыми ©современнымиª идеологами иновоявленными ©инженерами душ человеческихª, среди которых находятся звезды шоубизнеса, журналисты, и другие представители нашего общества, которыепо своему незнанию, непониманию порочат, растаптывают и оплевывают, воспетую всей мировой культурой семью, бессовестно пропагандируя разврат. Не имея нравственного опыта, который человек может приобрести лишь в прочных взаимоотношениях, общество деградирует, принимая жизнь ©без обязательствª за образец взаимоотношений. Увы, но эти принципы © жизни без обязательствª и ©свободных нравовª безжалостно растаптывают и самих идеологов подобных взглядов на жизнь. Может, хватит писать книжки с провокационными названиями типа ©Семья и как в ней уцелеть?ª, астоит задуматься, как уцелеть вне семьи, этой последней духовной крепости, за пределами которой человек превращается в беззащитного эгоистаодиночку?
В следующих шести статьях я изложу следующие главы семейной легенды, касающиеся других важных факторов влияющих на восприятие мира в моей семье и надеюсь на то, что вскоре межличностные отношения в сфере ©мужчина женщинаª престанут быть занятной игрушкой и вечным объектом недовольства субъектовэтой сферы.
Разумеется, в данной статье невозможно охватить весь спектр процессов, происходящих в сфере межличностных отношений ©мужчина женщинаª, однако надеюсь, что данный материал хотя бы породит дискуссию и обсуждение.
Ссылки на источники1. Берулава Г.А., Берулава М.М., Боташева З.С., Непша О.В., Сагилян Э.М., Сплавская Н.В. (под общей редакцией БерулаваГ.А.) Роль стереотипов психической активности в развитии личности: коллективная монография. М. : Издат. центр ©Гуманитарная наукаª,2009.С.9,13,15157с.2.Матяш Н. В. Методы активного социальнопсихологического обучения : учеб.пособие / Н. В. Маляш, Т.А. Павлова. 2е изд., стер. М. : Издат. центр ©Академияª,2010. С. 13. 96 с.