Обучение письменной речи детей с нарушением интеллекта

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Романовская Т. Ф., Черепкова Н. В. Обучение письменной речи детей с нарушением интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 251–255. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86055.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения письменной речи детей с нарушением интеллекта. Выделены основные направления коррекционной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Романовская Татьяна Федоровна,студентка кафедры дефектологииФГАОУ ВПО«СевероКавказский универститет» г. Ставропольromanovskaya93@list.ru

Научный руководитель –Черепкова Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский университет»

Обучение письменной речи детей с нарушением интеллекта

Аннотация. Статья посвящена вопросам обученияписьменной речидетей с нарушением интеллекта. Выделены основные направления коррекционной работы.Ключевые слова: умственнаяотсталость, атаксия, патология, интеллект.

Многие учёныеметодисты практики обращались и обращаются к проблемам развития связной устной и письменной речи детей с нарушением интеллекта.Впервые на нарушение письменной речи, как на самостоятельную проблему, было обращено внимание еще вХ1Х веке А.Куссмаулем. Но это нарушение до начала ХХ века рассматривалось как одно из проявлений умственной отсталости. Однако, после того,как рядом исследователей были описаны случаи нарушения письма удетей снормальным интеллектом, эти нарушения стали рассматриваться как самостоятельная патология речевой деятельности, не связанная снедостаточностью интеллекта. Изначально винтерпретацииприроды нарушения письменной речи существовали различные подходы. Наибольшее распространение влитературе иприемущественновпрактической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что воснове нарушения письма лежит неполноценность зрительного восприятия ипамяти. Исходя из этого, механизм нарушения письма созданна дефектности зрительных образов, отдельных букв и слов.Понимание природы нарушения письмапостепенноменялось. Оно уже не определялось как однотипноеоптическое нарушение. Большое значениеимета точка зрения невропатолога Н. К. Монаковавразвитии учения онарушениях письменной речи.Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьниковс нарушением интеллекта встречаетсяорганическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению различныхречевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих [3].Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический контроль за речевыми движениями оказывается неточным.Атаксия устной речи у детей с нарушением интеллекта выражаетсяна фоне глубокого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.Речевые нарушения у данной категории детей носят системный характер, т.е. речь страдает как целостная функциональная система. При умственной отсталости –нарушаются все компоненты речи: ее фонетикофонематическая сторона, грамматический строй, лексика.Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются [1].Слабая моторика пальцев рук,быстрая утомляемость,зрительное и пространственное нарушения,сильная возбудимость –характерные для детей с нарушением интеллекта, значительнозатрудняют этот процесс.Для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук необходимо каждый деньпроводить с детьми пальчиковую гимнастику в видеразличныхупражнений, которые включают в себя движения в игровой форме –состихами, песенками, имитацией движений животных и т. д. Целенаправленная коррекционная работа по формированиюжеланияк овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки умственно отсталых детей к школьному обучению. При обучении умственно отсталых детей рассматриваютсяих возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:1. Развитие мелкой моторики и зрительнодвигательной координации.С детьми проводитсягимнастика для пальцев и кистей рук,упражнения с мелкими и материалами,задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежекв игровой форме, шнуровке и т.д.2. Развитие внимания и зрительного восприятия.Работа в этомнаправлении осуществляется последовательно: детей учатследить взглядом за движениемпредметов, обучаютразличать геометрические формы, изобразитьцелостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.Детей учат сначала ориентироватьсяна различных плоскостях (мольберт, доска и т.д.), далеена листах бумаги, расставлять предметы, следить за их передвижениеми определять направления движений руки на листе бумаги.4. Развитие слухомоторной координации, комплектованиевзаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

Главным здесь являетсянаучить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а послевыполнять различные графические задания.5. Формирование базовых графических навыков.Педагог обучает детей проводить различные линии по подражанию, а затем по предложенному образцу; копировать, обводить,дорисовывать, штриховать контуры предметов, выполнятьразличныезадания на листах бумаги и в тетрадяхпо речевой инструкции.

Ссылки на источники1.Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.2.Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму. М., 2002.3.Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 2004. № 3; 2005. № 6.