Соотношение альтруизма и алекситимии в структуре социальных эмоций у подростков с девиантным поведением: теоретический экскурс в проблему исследования
Выпуск:
ART 86072
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лимонченко
Р.
А. Соотношение альтруизма и алекситимии в структуре социальных эмоций у подростков с девиантным поведением: теоретический экскурс в проблему исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
331–335. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86072.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы социальных эмоций, рассматривается модель черт культурного сходства и различия при восприятии или оценке социальных эмоций. Представлена характеристика альтруизма и алекситимии как альтернативных полюсов в структуре социальных эмоций. Охарактеризована роль социальных эмоций в формировании поведения подростка, показано вероятностное влияние алекситимических тенденций на возникновение склонности к поведенческим нарушениям в подростковом возрасте.
Ключевые слова:
подростковый возраст, девиантное поведение, алекситимия, социальные эмоции, альтруизм
Текст статьи
Лимонченко Роман Андреевич, студент 3курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирскromaleg@mail.ru
Научный руководитель –БелобрыкинаОльга Альфонсасовна, кандидатпсихологическихнаук,профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологииФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,г. Новосибирск,академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека
olga.belobrykina@gmail.com
Соотношение альтруизма и алекситимии в структуре социальных эмоций у подростков с девиантным поведением: теоретический экскурс в проблемуисследования
Аннотация.В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы социальных эмоций,рассматривается модель черт культурного сходства и различия при восприятии или оценкесоциальных эмоций. Представленахарактеристика альтруизмаи алекситимии как альтернативных полюсов в структуре социальных эмоций. Охарактеризована роль социальных эмоций вформировании поведения подростка, показано вероятностное влияние алекситимических тенденций на возникновение склонности к поведенческим нарушениям в подростковом возрасте. Ключевые слова:социальные эмоции, альтруизм, алекситимия, подростковый возраст, девиантное поведение.
Проблеме эмоционального развития личности в последние годы уделяется приоритетное местов научных исследованиях. В категориальном аппарате современной отечественной психологии понятие «эмоция» рассматривается как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций» [1]. Эмоции представляют собой фундаментальную основу психики. В процессе онтогенеза человека эмоции, как особые функциональные системы, окультуриваются. По мысли Л.С.Выготского, «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, она надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека» [2]. Рассматривая значимость высших психических функций в развитии человека, он отмечал их исходнуюсоциокультурную детерминацию, подчеркивая, что «высшие психические функции есть интериоризованные отношения социального порядка» [3]. Имбыло сформулировано понятие «переживание», определяемое в качестве основной единицысоциальной ситуации развития ребенка.Осуществляя анализ природы и содержания отдельных социальных эмоций(смущения, стыда и др.), Л.С.Выготский обозначает их ключевую роль в культурном становлении, организации поведения и жизнедеятельности субъектав целом [4]. Насколько эффективно человек будет взаимодействовать с окружающими людьми, строить с ними отношения и самореализовываться, зависит, в том числе, и от развития социальных эмоций,медиаторами которых выступают нравственные нормы отношений, правила и модели поведения. В связи с этим, изучение особенностей проявления социальных эмоций у подростков, имеющих нарушения в поведении, является в настоящее время актуальным.Под социальными эмоциями мы будем пониматьсистемупереживаний человеком своего отношения к окружающим людям, структура которой включаетширокий диапазон эмоций и чувств, возникающих с момента рождения ребенка, осваиваемых им во взаимоотношенияхс окружающимии реализуемых на протяжении жизни в социальномвзаимодействиии межличностномобщениис другимилюдьми. Значительная доля социальных эмоцийпредставляет собойприобретенные формы их выражения и реализации, а те отдельные эмоциональныереакции, которые являлисьврожденными, становятся произвольными по форме и социальными по содержаниюв процессе жизнедеятельности человека.
В перечень социальных эмоций включен значительный перечень эмоций(обида, смущение, стыд, стеснительность, эмпатия, отчаяние, зависть, ревностьи пр.) и чувств (вины, гордости, долга, чести, достоинства, справедливости, солидарности, ответственности, благодарности и др.)ряд из которыхдостаточно изучены в отечественной [5; 6]и зарубежной науке [7; 8].Вместе с тем, как отмечает Д. Мацумото, существует насущная потребность расширения границ суждений об эмоциях. Он полагает, чтокромеоценки кросскультурной интенсивности проявления социальных эмоций, исследований сходств и различий в их распознавании, необходимо проводить оценку намерений, связанных с поведением, чтобы выделить социальное или личностное значение выражения социальных эмоций в процессе коммуникации[9]. Ученый предлагает модель черт культурного сходства и различия при восприятии или оценке социальных эмоций. В рамках этой модели предполагается, что оценка эмоций осуществляется под влиянием программы распознавания мимики(носит универсальный и врожденный характер) и обладающих культурной спецификой норм декодирования, ослабляющих или маскирующих определённым образом восприятие социальных эмоций. Воспринимая эмоции других людей как стимул, у субъекта, перед вынесением окончательного суждения на стимул накладываются усвоенные им в процессе научения нормы, касающиеся восприятия выражения эмоций такого рода у окружающих, и эти нормы могут различаться в зависимости от устойчивых социокультурных параметров (индивидуализмколлективизм, дифференциация в зависимости от социального статуса) [10].Заметим, что в общей структуре социальных эмоций особое место ученые отводят альтруизму. Так, Д. Майерспод альтруизмом понимает сострадание незнакомому человеку, готовность помочь без ожидания благодарности. Альтруизм, отмечает он, диаметриально противоположен эгоизму, так как все поступки эгоистичных людей объясняются личными интересами[11].Возможное объяснение феномена альтруизма содержится в теории социального обмена, которая обозначает взаимодействие людей как «социальную экономику», исходя из того, что люди обмениваются не только материальными ценностями и деньгами, но и такими социальными ценностями, как любовь, информация и статус [12]. Испытывая сострадание, человек не столько думаето себе, сколько о том, кто страдает, то есть, испытываетчувство эмпатии, прежде всего по отношению к близким людям или тем, с которыми идентифицируетсебя. Альтруизм может проявляться в рамках нормы социальной ответственности, согласно которой нуждающимся в помощи нужно помогать без ожидания компенсации в будущем (например, помощь инвалидам, детям, тем, кто воспринимается нами как неспособные участвовать в равноценном обмене) [13]. По мнению К.Э. Изарда, альтруизм как существенный компонент социальной ответственности опосредован неизменными во времени положительными эмоциональными переживаниями, которые становятся основной движущей силой высшей формы поведения (этического или нравственного). Незначительные поощрения и удачи побуждают в людях позитивные эмоции, которые способствуют альтруизму [14]. Е.П. Ильин подчеркивает, что, когда говорят об альтруизме, то речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека, поэтому альтруизм отличается от коллективизма –принципа, ориентирующего человека на благо сообщества или группы[15].Обобщая результаты ряда исследований, ученый определяет следующие признаки альтруистического поведения: 1) добровольные и сознательные действия как проявления свойств воли, а не результат внешнего принуждения; 2) бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния; 3) стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов; 4) наличие эмоционального отношения к людям, сочувствие им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь;5) социальная ориентированность поступка;6) самоотречение (самоотверженность)[16].
Эмоциональной основой альтруизма признается склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию других людей. Альтруистической личности свойственны развитое чувство долга, разумность, совестливость, доверчивость, стремление к стабильности в отношениях с людьми [17].Считается, что восознанной форме альтруизм начинает проявляться в подростничестве[18; 19].Вместе с тем, именно в подростковом возрасте наблюдается и манифестацияповеденческих нарушений, рассматриваемая как формапротеста противтотальной социализации [20; 21], защитной реакции подростка на неблагоприятную социальную ситуацию развития [22; 23]. Поэтому неразвитость социальных эмоций рассматривается в качестве маркеровотклоняющегося поведения [24]. Е.В.Змановская, рассматривая девиантное поведениекак, многофакторныйфеномен определяет уровневыедетерминанты его возникновения: а) индивидуальноличностный уровень, на котором факторами девиантности являются дезадаптивные свойства личности –нарушения нормативноправового сознания, неэффективная саморегуляция, эмоциональные нарушения, отчуждение от культурной среды и др.; б) поведенческий уровень, где факторами девиантности выступают стойкий поведенческий стереотип при длительном сохранении девиации, положительное личное отношение к девиации, яркие (пиковые) переживания в момент девиации, отрицание негативных последствий девиации [25].К причинам возникновения поведенческих нарушений в подростковом возрасте Д. Майерс относит наличие предрассудков(например, предрассудки по отношению к взрослым людям или к представителям субкультур, в которые подросток не входит), имеющихглубокие эмоциональные корни. Например, фрустрация поддерживает враждебность, которая проявляется в поиске необоснованно обвиняемогов собственных ошибках, а также в явной, прямой враждебности к конкурентам. Предрассудки, основанные на чувстве социального превосходства, помогают,по мнению автора, скрыть неуверенность человека в собственных силах [26].Одним из дефектов эмоционального развития личности выступает алекситимия, причиной возникновения которой чаще всего служат нарушения в системе микросоциальныхотношений, прежде всего,в диаде «ребенок родитель» [27]. Исследуяалекситимию в рамках психоаналитической концепции, Г. Кристаллопределяет ее как аффективное расстройство,нарушающееспособность личности к вербализацииэмоций и эмпатическому взаимодействию[28].Согласно данным ряда авторов, у «алекситимиков» эмоции часто не дифференцированы: они являются смутными и неспецифическими, выражаются в большей мере в дистрессовых реакциях, чем в полноценных эмоциях. Они не способны к пониманию и различениюсвоих чувственных состояний,к осмыслению своих реакций на события в жизни. Для них типичны:неспособность к рефлексивному самоосознаванию, дающему возможность человеку определять испытываемое им «чувство» в качестве адекватного отклика на его самооценку; обедненность коммуникации; аффективная пассивностьречи, снижение функции воображения [29]. С точки зрения В.В. Николаевой, алекситимия непосредственно связана с особенностями психологической саморегуляции.Психологическаякомпонента саморегуляциипроявляется, по её мнению, в следующих уровнях: активационный уровень, способствующий поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека;операциональнотехнический уровень, обеспечивающий сознательную организацию и коррекцию действий субъекта;личностномотивационный уровень, обеспечивающий осознание мотивов собственной деятельности, самоуправление мотивационнопотребностной сферой.Именно последний уровень саморегуляции обеспечивает человеку возможность самоактуализации, характеризуется мотивами сохранения внутренней гармонии, самоидентичности. Исходя из этого,автор предполагает, что неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции, неусвоенные в онтогенезе средства рефлексии составляют предпосылки для возникновения алекситимии, вследствие чего усиливаетсядоминирование актуальных потребностей человека и нереализованных эмоций[30].В соответствие в позицией В.В.Николаевой можно предположить, что в подростковом возрасте выраженная тенденция к алекситимическим проявлениям в большей мере будет наблюдаться у подростков с недостаточно развитым уровнем саморегуляции.Об этом свидетельствуют результаты отдельных исследований, показывающие, что недостаточная сформированность регуляторной функции в подростковом возрасте приводит к энтропии эмоциональных переживаний, снижению востребованности социальных эмоцийи, как следствие, к закреплению поведенческих нарушений [31]. Теоретический анализ позволяетсформулировать ряд выводов:1)восприятие социальных эмоций зависит от усвоенных в процессе научения норм их восприятия окружающими людьми;2)эмоциональной основой альтруизма является эмпатия;3)альтруизм направлен именно на другого человека, а не на коллективили группу;4)эмоциональные нарушения и отчуждение от культурной среды, являются факторами возникновения поведенческих нарушений;5)психологической причиной возникновения алекситимических тенденцийявляется несформированность психологической саморегуляции, что приводит к фиксации отрицательного эмоционального состояния личности;6)с психологических позиций алекситимия может определяться как нарушениев освоениии выражении социальных эмоций.
Результаты теоретического анализа позволяют высказать предположенияо том, что: 1) альтруизм и алексетимия в структуре социальных эмоций представляют собой альтернативныеполюса; 2) выраженность алексетимического полюсавыступаетвероятностным показателем склонности к поведенческим нарушениям;3) у подростков с девиантным поведением степень освоения социальных эмоцийкачественно ниже по сравнению со сверстниками, характеризующимися просоциальной поведенческой направленностью.
Ссылки на источники1.
Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М: Политиздат, 1990.–С. 461.2.Выготский Л.С. Психология развития человека. –М.: Смысл, ЭКСМО, 2005.–С. 2333.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6ти т. Т. 3: Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. –М.: Педагогика, 1983. –С. 1464.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6ти т. Т. 6: Учение об эмоциях /Под ред. М.Г.Ярошевского. –М.: Педагогика, 1984. –С. 91318.5.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. –М: Педагогика, 1986. –176 с.6.Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. –СПб: Питер, 2013. –304 с.7.Изард К.Э. Психология эмоций. –СПб: Питер, 2009. –464 с.8.Denham S. A. Socialemotional competence as support for school readiness: What is it and how do we assess it? //Early Education and Development.–2006. № 17. –PP. 57–89. 910 Психология и культура /Под ред. Д. Мацумото. –СПб: Питер, 2003. –720 с.11. Майерс Д. Социальная психология. –СПб: Питер, 2007. –794 с.1213. Психология и культура.Указ. соч.14. Изард К.Э. Указ. соч.1516. Ильин Е.П. Указ. соч.17. Кристал Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. –М: Институт общегуманитарных исследований, 2006. –800 с18. БобневаМ.И. Психологические проблемы социального развития личности //Социальная психология личности /Отв. ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. –М.: Наука, 1979. –С. 3563.19. Подольский Д.А. Исследование альтруистической позицииподростков //Психология и школа. –2010, №2. –С.2942.20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М: Академический проспект; Трикста, 2005. –336 с.21.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа //Философские основания понимания личности. –М.: ИЦ «Академия», 2001. –С. 480545.22. БелобрыкинаМ. А., Белобрыкина О.А.Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму //Филология и культура.–2014.–№ 1 (35). –С. 312321.23. Чухрова М.Г. Современные представления о поведенческих аддикциях //Сибирский педагогический журнал. –2014, № 5. –С. 105110.24. БелобрыкинаЕ.А.,БелобрыкинаО.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением //Актуальные проблемы психологического знания. –2014. № 2. –С. 4758.25. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. –СПб: Питер, 2010. –352 с.26. Майерс Д. Указ. соч.27.БелобрыкинаО.А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель–ребенок» на эмоциональное развитиеи психосоматическое состояние дошкольника //Психология третьего тысячелетия:II Международнаянаучнопрактическая конференция : сборник материалов /под общ. ред. Б.Г.Мещерякова. –Дубна: Гос. унт «Дубна», 2015.–С. 4448.28. Кристал Г. Указ. соч.29.Thorberg F.A., Young R.McD., Sullivan K.A., Lyvers M. Parental bonding and alexitymia: A metaanalysis //Europian Psychiatry. –2011. Vol. 26, № 3. –Pp.187193.30. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии [Электронный ресурс] // Интернетжурнал «Ломоносов»(РОО«МирНаукииКультуры». ISSN16849876): [сайт]. –URL:http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1155658(дата обращения: 22.11.2015) 31.БелобрыкинаЕ.А.,БелобрыкинаО.А. Особенности самоотношения делинквентных подростков с разным типом волевой регуляции //Социальнопедагогическая и медикопсихологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов международной научнопрактической конференции(Республика Беларусь, Брест, 2425 апр.2014 г.). В 2 ч. Ч. 1. /редкол.: Т.С. Будько, И.В. Прошкина, Е.М. Зданович.–Брест: БрГУим. А.С. Пушкина, 2014. –С.1016.
Научный руководитель –БелобрыкинаОльга Альфонсасовна, кандидатпсихологическихнаук,профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологииФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,г. Новосибирск,академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека
olga.belobrykina@gmail.com
Соотношение альтруизма и алекситимии в структуре социальных эмоций у подростков с девиантным поведением: теоретический экскурс в проблемуисследования
Аннотация.В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы социальных эмоций,рассматривается модель черт культурного сходства и различия при восприятии или оценкесоциальных эмоций. Представленахарактеристика альтруизмаи алекситимии как альтернативных полюсов в структуре социальных эмоций. Охарактеризована роль социальных эмоций вформировании поведения подростка, показано вероятностное влияние алекситимических тенденций на возникновение склонности к поведенческим нарушениям в подростковом возрасте. Ключевые слова:социальные эмоции, альтруизм, алекситимия, подростковый возраст, девиантное поведение.
Проблеме эмоционального развития личности в последние годы уделяется приоритетное местов научных исследованиях. В категориальном аппарате современной отечественной психологии понятие «эмоция» рассматривается как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций» [1]. Эмоции представляют собой фундаментальную основу психики. В процессе онтогенеза человека эмоции, как особые функциональные системы, окультуриваются. По мысли Л.С.Выготского, «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, она надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека» [2]. Рассматривая значимость высших психических функций в развитии человека, он отмечал их исходнуюсоциокультурную детерминацию, подчеркивая, что «высшие психические функции есть интериоризованные отношения социального порядка» [3]. Имбыло сформулировано понятие «переживание», определяемое в качестве основной единицысоциальной ситуации развития ребенка.Осуществляя анализ природы и содержания отдельных социальных эмоций(смущения, стыда и др.), Л.С.Выготский обозначает их ключевую роль в культурном становлении, организации поведения и жизнедеятельности субъектав целом [4]. Насколько эффективно человек будет взаимодействовать с окружающими людьми, строить с ними отношения и самореализовываться, зависит, в том числе, и от развития социальных эмоций,медиаторами которых выступают нравственные нормы отношений, правила и модели поведения. В связи с этим, изучение особенностей проявления социальных эмоций у подростков, имеющих нарушения в поведении, является в настоящее время актуальным.Под социальными эмоциями мы будем пониматьсистемупереживаний человеком своего отношения к окружающим людям, структура которой включаетширокий диапазон эмоций и чувств, возникающих с момента рождения ребенка, осваиваемых им во взаимоотношенияхс окружающимии реализуемых на протяжении жизни в социальномвзаимодействиии межличностномобщениис другимилюдьми. Значительная доля социальных эмоцийпредставляет собойприобретенные формы их выражения и реализации, а те отдельные эмоциональныереакции, которые являлисьврожденными, становятся произвольными по форме и социальными по содержаниюв процессе жизнедеятельности человека.
В перечень социальных эмоций включен значительный перечень эмоций(обида, смущение, стыд, стеснительность, эмпатия, отчаяние, зависть, ревностьи пр.) и чувств (вины, гордости, долга, чести, достоинства, справедливости, солидарности, ответственности, благодарности и др.)ряд из которыхдостаточно изучены в отечественной [5; 6]и зарубежной науке [7; 8].Вместе с тем, как отмечает Д. Мацумото, существует насущная потребность расширения границ суждений об эмоциях. Он полагает, чтокромеоценки кросскультурной интенсивности проявления социальных эмоций, исследований сходств и различий в их распознавании, необходимо проводить оценку намерений, связанных с поведением, чтобы выделить социальное или личностное значение выражения социальных эмоций в процессе коммуникации[9]. Ученый предлагает модель черт культурного сходства и различия при восприятии или оценке социальных эмоций. В рамках этой модели предполагается, что оценка эмоций осуществляется под влиянием программы распознавания мимики(носит универсальный и врожденный характер) и обладающих культурной спецификой норм декодирования, ослабляющих или маскирующих определённым образом восприятие социальных эмоций. Воспринимая эмоции других людей как стимул, у субъекта, перед вынесением окончательного суждения на стимул накладываются усвоенные им в процессе научения нормы, касающиеся восприятия выражения эмоций такого рода у окружающих, и эти нормы могут различаться в зависимости от устойчивых социокультурных параметров (индивидуализмколлективизм, дифференциация в зависимости от социального статуса) [10].Заметим, что в общей структуре социальных эмоций особое место ученые отводят альтруизму. Так, Д. Майерспод альтруизмом понимает сострадание незнакомому человеку, готовность помочь без ожидания благодарности. Альтруизм, отмечает он, диаметриально противоположен эгоизму, так как все поступки эгоистичных людей объясняются личными интересами[11].Возможное объяснение феномена альтруизма содержится в теории социального обмена, которая обозначает взаимодействие людей как «социальную экономику», исходя из того, что люди обмениваются не только материальными ценностями и деньгами, но и такими социальными ценностями, как любовь, информация и статус [12]. Испытывая сострадание, человек не столько думаето себе, сколько о том, кто страдает, то есть, испытываетчувство эмпатии, прежде всего по отношению к близким людям или тем, с которыми идентифицируетсебя. Альтруизм может проявляться в рамках нормы социальной ответственности, согласно которой нуждающимся в помощи нужно помогать без ожидания компенсации в будущем (например, помощь инвалидам, детям, тем, кто воспринимается нами как неспособные участвовать в равноценном обмене) [13]. По мнению К.Э. Изарда, альтруизм как существенный компонент социальной ответственности опосредован неизменными во времени положительными эмоциональными переживаниями, которые становятся основной движущей силой высшей формы поведения (этического или нравственного). Незначительные поощрения и удачи побуждают в людях позитивные эмоции, которые способствуют альтруизму [14]. Е.П. Ильин подчеркивает, что, когда говорят об альтруизме, то речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека, поэтому альтруизм отличается от коллективизма –принципа, ориентирующего человека на благо сообщества или группы[15].Обобщая результаты ряда исследований, ученый определяет следующие признаки альтруистического поведения: 1) добровольные и сознательные действия как проявления свойств воли, а не результат внешнего принуждения; 2) бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния; 3) стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов; 4) наличие эмоционального отношения к людям, сочувствие им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь;5) социальная ориентированность поступка;6) самоотречение (самоотверженность)[16].
Эмоциональной основой альтруизма признается склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию других людей. Альтруистической личности свойственны развитое чувство долга, разумность, совестливость, доверчивость, стремление к стабильности в отношениях с людьми [17].Считается, что восознанной форме альтруизм начинает проявляться в подростничестве[18; 19].Вместе с тем, именно в подростковом возрасте наблюдается и манифестацияповеденческих нарушений, рассматриваемая как формапротеста противтотальной социализации [20; 21], защитной реакции подростка на неблагоприятную социальную ситуацию развития [22; 23]. Поэтому неразвитость социальных эмоций рассматривается в качестве маркеровотклоняющегося поведения [24]. Е.В.Змановская, рассматривая девиантное поведениекак, многофакторныйфеномен определяет уровневыедетерминанты его возникновения: а) индивидуальноличностный уровень, на котором факторами девиантности являются дезадаптивные свойства личности –нарушения нормативноправового сознания, неэффективная саморегуляция, эмоциональные нарушения, отчуждение от культурной среды и др.; б) поведенческий уровень, где факторами девиантности выступают стойкий поведенческий стереотип при длительном сохранении девиации, положительное личное отношение к девиации, яркие (пиковые) переживания в момент девиации, отрицание негативных последствий девиации [25].К причинам возникновения поведенческих нарушений в подростковом возрасте Д. Майерс относит наличие предрассудков(например, предрассудки по отношению к взрослым людям или к представителям субкультур, в которые подросток не входит), имеющихглубокие эмоциональные корни. Например, фрустрация поддерживает враждебность, которая проявляется в поиске необоснованно обвиняемогов собственных ошибках, а также в явной, прямой враждебности к конкурентам. Предрассудки, основанные на чувстве социального превосходства, помогают,по мнению автора, скрыть неуверенность человека в собственных силах [26].Одним из дефектов эмоционального развития личности выступает алекситимия, причиной возникновения которой чаще всего служат нарушения в системе микросоциальныхотношений, прежде всего,в диаде «ребенок родитель» [27]. Исследуяалекситимию в рамках психоаналитической концепции, Г. Кристаллопределяет ее как аффективное расстройство,нарушающееспособность личности к вербализацииэмоций и эмпатическому взаимодействию[28].Согласно данным ряда авторов, у «алекситимиков» эмоции часто не дифференцированы: они являются смутными и неспецифическими, выражаются в большей мере в дистрессовых реакциях, чем в полноценных эмоциях. Они не способны к пониманию и различениюсвоих чувственных состояний,к осмыслению своих реакций на события в жизни. Для них типичны:неспособность к рефлексивному самоосознаванию, дающему возможность человеку определять испытываемое им «чувство» в качестве адекватного отклика на его самооценку; обедненность коммуникации; аффективная пассивностьречи, снижение функции воображения [29]. С точки зрения В.В. Николаевой, алекситимия непосредственно связана с особенностями психологической саморегуляции.Психологическаякомпонента саморегуляциипроявляется, по её мнению, в следующих уровнях: активационный уровень, способствующий поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека;операциональнотехнический уровень, обеспечивающий сознательную организацию и коррекцию действий субъекта;личностномотивационный уровень, обеспечивающий осознание мотивов собственной деятельности, самоуправление мотивационнопотребностной сферой.Именно последний уровень саморегуляции обеспечивает человеку возможность самоактуализации, характеризуется мотивами сохранения внутренней гармонии, самоидентичности. Исходя из этого,автор предполагает, что неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции, неусвоенные в онтогенезе средства рефлексии составляют предпосылки для возникновения алекситимии, вследствие чего усиливаетсядоминирование актуальных потребностей человека и нереализованных эмоций[30].В соответствие в позицией В.В.Николаевой можно предположить, что в подростковом возрасте выраженная тенденция к алекситимическим проявлениям в большей мере будет наблюдаться у подростков с недостаточно развитым уровнем саморегуляции.Об этом свидетельствуют результаты отдельных исследований, показывающие, что недостаточная сформированность регуляторной функции в подростковом возрасте приводит к энтропии эмоциональных переживаний, снижению востребованности социальных эмоцийи, как следствие, к закреплению поведенческих нарушений [31]. Теоретический анализ позволяетсформулировать ряд выводов:1)восприятие социальных эмоций зависит от усвоенных в процессе научения норм их восприятия окружающими людьми;2)эмоциональной основой альтруизма является эмпатия;3)альтруизм направлен именно на другого человека, а не на коллективили группу;4)эмоциональные нарушения и отчуждение от культурной среды, являются факторами возникновения поведенческих нарушений;5)психологической причиной возникновения алекситимических тенденцийявляется несформированность психологической саморегуляции, что приводит к фиксации отрицательного эмоционального состояния личности;6)с психологических позиций алекситимия может определяться как нарушениев освоениии выражении социальных эмоций.
Результаты теоретического анализа позволяют высказать предположенияо том, что: 1) альтруизм и алексетимия в структуре социальных эмоций представляют собой альтернативныеполюса; 2) выраженность алексетимического полюсавыступаетвероятностным показателем склонности к поведенческим нарушениям;3) у подростков с девиантным поведением степень освоения социальных эмоцийкачественно ниже по сравнению со сверстниками, характеризующимися просоциальной поведенческой направленностью.
Ссылки на источники1.
Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М: Политиздат, 1990.–С. 461.2.Выготский Л.С. Психология развития человека. –М.: Смысл, ЭКСМО, 2005.–С. 2333.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6ти т. Т. 3: Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. –М.: Педагогика, 1983. –С. 1464.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6ти т. Т. 6: Учение об эмоциях /Под ред. М.Г.Ярошевского. –М.: Педагогика, 1984. –С. 91318.5.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. –М: Педагогика, 1986. –176 с.6.Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. –СПб: Питер, 2013. –304 с.7.Изард К.Э. Психология эмоций. –СПб: Питер, 2009. –464 с.8.Denham S. A. Socialemotional competence as support for school readiness: What is it and how do we assess it? //Early Education and Development.–2006. № 17. –PP. 57–89. 910 Психология и культура /Под ред. Д. Мацумото. –СПб: Питер, 2003. –720 с.11. Майерс Д. Социальная психология. –СПб: Питер, 2007. –794 с.1213. Психология и культура.Указ. соч.14. Изард К.Э. Указ. соч.1516. Ильин Е.П. Указ. соч.17. Кристал Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. –М: Институт общегуманитарных исследований, 2006. –800 с18. БобневаМ.И. Психологические проблемы социального развития личности //Социальная психология личности /Отв. ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. –М.: Наука, 1979. –С. 3563.19. Подольский Д.А. Исследование альтруистической позицииподростков //Психология и школа. –2010, №2. –С.2942.20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М: Академический проспект; Трикста, 2005. –336 с.21.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа //Философские основания понимания личности. –М.: ИЦ «Академия», 2001. –С. 480545.22. БелобрыкинаМ. А., Белобрыкина О.А.Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму //Филология и культура.–2014.–№ 1 (35). –С. 312321.23. Чухрова М.Г. Современные представления о поведенческих аддикциях //Сибирский педагогический журнал. –2014, № 5. –С. 105110.24. БелобрыкинаЕ.А.,БелобрыкинаО.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением //Актуальные проблемы психологического знания. –2014. № 2. –С. 4758.25. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. –СПб: Питер, 2010. –352 с.26. Майерс Д. Указ. соч.27.БелобрыкинаО.А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель–ребенок» на эмоциональное развитиеи психосоматическое состояние дошкольника //Психология третьего тысячелетия:II Международнаянаучнопрактическая конференция : сборник материалов /под общ. ред. Б.Г.Мещерякова. –Дубна: Гос. унт «Дубна», 2015.–С. 4448.28. Кристал Г. Указ. соч.29.Thorberg F.A., Young R.McD., Sullivan K.A., Lyvers M. Parental bonding and alexitymia: A metaanalysis //Europian Psychiatry. –2011. Vol. 26, № 3. –Pp.187193.30. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии [Электронный ресурс] // Интернетжурнал «Ломоносов»(РОО«МирНаукииКультуры». ISSN16849876): [сайт]. –URL:http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1155658(дата обращения: 22.11.2015) 31.БелобрыкинаЕ.А.,БелобрыкинаО.А. Особенности самоотношения делинквентных подростков с разным типом волевой регуляции //Социальнопедагогическая и медикопсихологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов международной научнопрактической конференции(Республика Беларусь, Брест, 2425 апр.2014 г.). В 2 ч. Ч. 1. /редкол.: Т.С. Будько, И.В. Прошкина, Е.М. Зданович.–Брест: БрГУим. А.С. Пушкина, 2014. –С.1016.