Проблема кадровой обеспеченности муниципального образования город Норильск

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Санарова А. О., Горшкова Е. В. Проблема кадровой обеспеченности муниципального образования город Норильск // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 346–350. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86075.htm.
Аннотация. В статье автором рассматривается эффективность кадровой политики муниципального образования город Норильск. Оцениваются результаты регулирования кадровой политики на примере программного бюджета муниципального образования город Норильск. Сделаны выводы о причинах сложившейся ситуации на рынке труда муниципального образования город Норильск.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Санарова Анастасия Олеговна,Студентка группы ФКб12,ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт», г. Норильскns_hot@mail.ru

Горшкова Елена Викторовна,доцент кафедры «Бухгалтерского учета и финансов»ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт» г. Норильскsympathyel@mail.ru

Проблема кадровой обеспеченности муниципального образования город Норильск

Аннотация.В статье автором рассматривается эффективность кадровой политики муниципального образования город Норильск.Оцениваются результаты регулирования кадровой политики на примере программного бюджета муниципального образования город Норильск.Сделаны выводы о причинах сложившейся ситуации на рынке труда муниципального образования город Норильск.Ключевые слова:муниципальная программа, кадровая политика, монопрофильные города, миграция, демографическая ситуация, рынок труда.

Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На ихдолю приходится порядка 40 % суммарного ВРП Российской Федерации.Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удалённых районах. 460 населённых пункта концентрируют 25% населения.Кадровое обеспечение в муниципальном управлении

важнейший элемент управленческой деятельности, направленныйна комплектование профессионально подготовленныхработников, способныхна уровне современных требований эффективно осуществлять в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции муниципальных органов.Именно это является причиной постоянного исследования и анализа кадрового потенциала страны и в том числе монопрофильных городов, к числу которых относят МО г. Норильск.В период 20022007 годов численность населения монопрофильных городов сократилась на 0,6 млн человек. Тенденция снижения численности населения отмечается в 117 моногородах, при этом лидируют в последнейдвадцатке города металлургических компаний, в том числе Воркута, Саяногорск, Миасс, Ревда, Норильск, Нижний Тагил. Всего за пять лет численность населения 13 металлургических городов сократилась на 300 тыс. человек.На территории МО г. Норильск наблюдается устойчивое снижение численности населенияна протяжении нескольких лет. Численность постоянного населения города Норильск на 01.01.2015г.составила 176 149 чел. и уменьшилась в абсолютном выражении по отношению к 2012 г.на 1214 человек (0,7%) [1].На рисунке1 представлена динамика численности постоянного населения за последние 5 лет.

Рис.1.Среднегодовая численность постоянного населенияМО г. Норильск за 20122017 гг.

Основной причиной снижениясреднегодовой численности населения в 2014 г.по отношению к предыдущему году являетсямиграционныйоттокизза постоянного ухудшения климатических, экологических и социальных условий проживания молодежи. Так, по данным Управления общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска в 2015 г. в городе осталось только 10% выпускников школ.Остальные уехали в другие города страны с устойчивым желанием не возвращаться на территорию Норильска.В прогнозном периоде также планируется превышение миграционного оттока над естественным приростом населения, что частичносвязано уже с другой проблемой: закрытиемНикелевого завода, и соответственнооптимизацией численности муниципальных служащих.Сопоставление численности выбывшего и прибывшего населения позволяет определить ежегодную величину чистого оттока в течение последних 5 лет.Положительный прирост численности, зафиксированный органами статистики Красноярского края вызван положительным миграционным сальдо, сложившимся в 2011 г.и зарегистрированным впервые за последние 20 лет, что обусловлено изменением с 01.01.2011 г.методики подсчета категории «прибыло»в этом году[1].Таблица1Соотношение выбывающего и прибывающего населения в МО г. Норильск

Наименование показателя20102011201220132014Прибыло4 3489 66110 98711 00812 056Выбыло6 9968 8798 87913 87214 094Миграционный прирост (отток) 2 6487821 2112 8642 038Количество выбывших на одного прибывшего1,610,921,241,261,17

Градообразующие предприятия являются полноценными участниками социальной политики регионов и городов. Они являются крупнейшими налогоплательщиками в местный и региональный бюджет, обеспечивают занятость значительной доли населения монопрофильных городов. Предприятия проводят активную внутреннюю социальную политику в отношении своих сотрудников и играют значительную роль в социальном развитии городов своего присутствия.Демографическая ситуацияв МО г. Норильск развиваетсяпод влиянием сложившейся динамики миграции населения, которая указывает на сохранение тенденции сокращения численности населения города за счет превышения выезжающего населения над пребывающим на территорию. Всего за отчетный период прибыло на территорию 12 056 чел.или 6,8% населения, выбыло 14 094 чел. или 7,9% населения. При этом, тенденцию к увеличению относительно 2013 г. имеют как показатели миграционного оттока –222 чел. (1,6%), так и притока населения –1 048 чел. (9,5%). По итогам 2014 г.миграционное сальдо имеет отрицательное значение (отток), однако данный показатель на 826 чел. (28,8%) ниже аналогичного показателя 2013 г.Миграция является важнейшим фактором изменения численности населения Норильска. Вместе с тем Норильск, известный как город с низким уровнем безработицы и высоким уровнем доходов населения, обеспечен постоянным притоком новых трудовых ресурсов. Таким образом,порядка 68% населения города ежегодно обновляется.Одной из характеристик демографического состава города Норильска является рост населения моложе трудоспособного возраста, а также в возрасте старше трудоспособного. В 2014 г.наблюдается увеличение нагрузки данных возрастных категорий на трудоспособное население. Кроме того, высокая подвижность среди граждан трудоспособного возраста приводит к потере трудовых ресурсов города и «старению» населения[2].Демографический состав населения Норильска на начало 20132014 гг. представлен в нижеприведенной таблице: Таблица 2Демографический состав населенияг. Норильска на начало 20132014 гг.

Категорияна 01.01.2013 (чел)уд. вес,%на 01.01.2014 (чел)уд. вес,%Всего население, из них:178 586100177 326100

моложе трудоспособного36 65320,537 06820,9

трудоспособное население128 14371,8126 06071,1

старше трудоспособного13 7907,714 1988,0

В целях оптимизации демографической структуры населения Норильска, реализуется ряд мероприятий, направленных как на содействие выезду жителей, так и на привлечение новых трудовых ресурсов на территорию. В 2014 г.были реализованы мероприятия, содействующие переселению лиц пенсионного возраста в регионы с более благоприятными для проживания климатическими и экологическими условиями:в рамках реализации четырехстороннего соглашения, заключенного между Министерством регионального развития Российской Федерации, Красноярским краем, муниципальным образованием город Норильск и ЗФ ПАО «ГМК Норильский никель», по переселению граждан, проживающих в городах Норильске и Дудинке, в районы с благоприятными природными и социальноэкономическими условиями;предоставление единовременной доплаты к социальным выплатам на приобретение жилых помещений участникам программ переселения –ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гражданам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным;оказание единовременной материальной помощи на оплату проезда и оплату багажа (контейнера) неработающим пенсионерам и инвалидамучастникам программ содействия переселению, а также неработающим пенсионерам и инвалидам, выезжающим самостоятельно, не участвующим в программных мероприятиях содействия переселению. Всего за 12 месяцев 2014 г.в рамках реализации,указанных мер обеспечена возможность выезда 1 015 семьям / 2 262 чел., а также оказана помощь в виде единовременной материальной выплаты, в том числе самостоятельно выезжающим, на оплату проезда –210 чел. и оплату стоимости провоза контейнера на новое место жительства –146 семьям.В целях замещения выбывающих с территории кадров на территории утверждена долгосрочная муниципальная целевая Программа«Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных учреждений муниципального образования город Норильск» на 20152017 годы, основными целями которой являются:обеспечение муниципальных учреждений города профессиональными кадрами, путем привлечения на территорию специалистов из других местностей;устранение кадрового дефицита по должностям (профессиям), предусмотренным Перечнем профессий, требующих наличия специальностей, являющихся дефицитными для муниципальных учреждений муниципального образования город Норильск; своевременная замена специалистов, уходящих на пенсию по возрасту, а также замещениеимеющихся и прогнозируемых вакантных должностей (ставок).За отчетный период оформлены приглашения 72 специалистам, в том числе 40 –работникам отрасли «образование», 29 –«здравоохранение», 3 –«культура».Стоит отметить, что заявленная потребность организаций в работниках не позволяет определить количественную и качественную достаточность и востребованность трудовых ресурсов. Она отражает лишь спрос на рабочую силу. Объективность анализа повышается при использовании данных характеризующих предложение –сведения о зарегистрированных гражданах в городском центре занятости населения (ЦЗН). Сопоставляя зарегистрированных в ЦЗНграждан (предложение –«П») и количество вакансий от предприятий (спрос –«С»), можно определить достаточностьв городе трудовых ресурсов.Таблица 3Структура предложения и спроса на трудовые ресурсыТрудовые ресурсы20132014П%С%П/СП%С%П/СИТР и служащие, в т. ч.:257327,41340827,420,8272528,6315625,430,9руководители всех уровней2742,922822,2713253,412892,331,1специалисты высшего и среднего уровня квалификации, в т. ч. вобласти:186619,88257320,70,7185619,48233818,840,8

естественных и инженерных наук3553,788355,720,43283,445494,420,6

биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения981,048256,640,1680,717626,140,1

образования2362,514023,230,62312,424613,710,5

пр.гуманитарного профиля117712,545114,112,3122912,95664,562,2

служащие, занятые подготовкой информации, 334,615534,450,85445,715294,261

Так, в2013 г. объем предложения рабочей силы составил 9,4 тыс. чел., а спрос –12,4 тыс. вакансий. В 2014 г. соответственно –9,5 тыс. чел. и 12,4 тыс. вакансий. Все этосвидетельствует о преобладании спроса над предложением, подтверждая наличие процессов, ограничивающих трудовую ресурсоемкость отраслей экономики. МО г. Норильск[3].Предложение и спрос сформированы служащими, рабочими и гражданами,не имеющими профессии. Наибольший удельный вес в структуре спроса и предложения приходится на рабочие профессии. В2013 г. среди граждан, зарегистрированных в ЦЗН, квалифицированные рабочие составляли 36,11% (3,4 тыс. чел.). Это продавцы и водители, кондуктора и плотники, повара и др. Неквалифицированные –21,39% (2 тыс. чел.). Это уборщики, подсобные работники, сторожа, грузчики и др. На одну вакансию приходилось 0,5 квалифицированных рабочих и 0,7 –неквалифицированныхработников. В 2014 г. на рабочие профессии приходилось 56,35% предложения или меньше на 1,15%, чем в 2013 г. Увеличилось с 1416 чел. до 1434 чел. количество обратившихся в ЦЗН граждан без профессии. Также выросло на 679 чел. число обратившихся квалифицированных рабочих. Сократилось на 707 чел. количество обращений неквалифицированных работников. Для квалифицированных и неквалифицированных работников отношение спроса и предложения составило 0,6%.На долюи служащих в 20132014 гг. приходилось 25,4% общего предложения. Большую часть из них составляют бухгалтера, юристы, экономисты, менеджеры и др. На специалистов в области естественных и инженерных наук и руководителей всех уровней приходилось примерно одинаковое количество предложений. Специалисты области биологических наук и здравоохранения самая малочисленная категория.Для формирования обоснованной кадровой политики субъектов управления, необходимо знать предложение и спрос по каждому виду трудовой деятельности (рис. 2)[3].оформлением документации, учетом и обслуживаниемПрофессии рабочих, в т. ч.:539757,5902272,580,6536956,35925674,570,6квалифицированные рабочие338936,11625450,310,5406842,7697356,180,6неквалифицированные рабочие200821,39276822,270,7130113,65228318,390,6Обратились, не имея профессии141615,09

143415,05

Всего9386100124301000,89528100124121000,8

Рис. 2.Соотношение предложения и спроса на рынке труда МО г. Норильск по видам трудовой деятельности в 2013 г., чел.

По уточненным данным стоит отметить, что тенденция нехватки таких специалистов не меняется, что свидетельствует об огромной проблеме МО г. Норильск.Помимо указанных вакансий возник повышенный спрос на электромонтеров, инженеров, плотников. Наибольшее количество ищущих работу граждан не обладает высокой квалификацией. Существенным оказалось преобладание спроса над предложением по профессиям воспитателей детских садов, врачей и среднего медицинского персонала. По профессии музыкальный руководитель полностьюотсутствует предложение.И исключением является проблемакадровой напряженности в учреждениях здравоохранения муниципального образования города Норильск. Подробно рассмотревштатную и списочную численность работников учреждений здравоохранения, делаем вывод, что в целом по отрасли наблюдается дефицит кадров.Таблица4 Списочная и штатная численность работников учреждений здравоохранения на 01.01.2015 г.

КатегорииработниковШтатнаячисленность на 01.01.2015, шт.ед.Списочнаячисленность на 01.01.2015, чел.Процентукомплектованностиспециалистами, %Врачи 1 546,7591959,4СМП3 382,252 70980,1ММП1 454,25117981,1Прочий персонал1 727,001 36579,0КатегорииработниковШтатнаячисленность на 01.01.2015, шт.ед.Списочнаячисленность на 01.01.2015, чел.Процентукомплектованностиспециалистами, %ИТОГО:8 110,256 17276,1

Укомплектованность специалистами составляет: по врачебному персоналу –59,4%, по среднему медицинскому персоналу –80,1%, по младшему персоналу –81,1% и по прочему персоналу –79,0%. Средний процент укомплектованности по краевым учреждениях здравоохранения составляет 76,1%.Климатические и экологические условия, режимы труда и отдыха,сложившиеся в городе, усиливают нагрузку на сферу здравоохранения в целом и на отдельных врачейспециалистов в частности. Дополнительно ее увеличивает рост доли пенсионеров в общей численности населения. Все это требует более пристального внимания к развитию кадрового потенциала здравоохранения муниципального образования городНорильск.Существует опасение, что город, оставаясь без специалистов, может оказаться в ситуации, когда молодежь уедет, а люди старшего возраста уже не смогут выполнятьсвои трудовыеобязательства. Это негативно образуется на промышленности и на инфраструктуре региона. В самом пессимистичном прогнозе проявляется полное исчезновение города.

Ссылки на источники1.Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] –Режим доступа: www.norilskcity.ru.2.Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2014 год и их планируемых значениях на 3летний период [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.norilskcity.ru/docs/1839/index.shtml.3.Данные сайта Агентство труда и занятости населения Красноярского края [Электронный ресурс] –Режим доступа: www.rabotaenisey.ru