Профессиональная готовность педагогов к работе с детьми, которые имеют особые потребности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гладких Н. А. Профессиональная готовность педагогов к работе с детьми, которые имеют особые потребности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 396–400. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86085.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особые потребности, в отечественной и зарубежной практике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гладких Наталия Александровна, директор МКОУ «ООШ № 21» пос. Новый Бешпагир, Шпаковского района, Ставропольского края

Профессиональная готовность педагогов к работе с детьми, которые имеют особые потребности

Аннотация. Статья посвящена готовности педагогов к работе с детьми,имеющими особые потребностив отечественной и зарубежной практике.Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми потребностями, комбинированный тип обучения.

Образование это право каждого человека, которое не зависит от его социального положения, возраста, национальности или состояния здоровья. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государстваучастники признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях (статья 24)». В российском обществе не раз предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями. Так, создавались различные реабилитационные центры. В случае инклюзивного образования дети инвалиды общаются со здоровыми детьми. Ребёнок с ограниченными возможностями и с особыми образовательными процессами является субъектом инклюзии. Этим детям присущи: трудности социальной адаптации, более позднее развитие некоторых функций и низкая продуктивность деятельности. Инклюзивное (включающее) образование –процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для любого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностямиДля того, чтобы координировать инклюзию необходимо участие в образовательном процессе не только педагога, но и родителей, администрации, а также необходима работа команды специалистов. Работая с детьми с особыми потребностями педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей. Инклюзивное образование является достаточно сложным процессом, так как абсолютно все дети инвалиды не готовы к интеграции, должна быть поддержка со стороны их родителей, а также необходима готовность педагогов в обычной школе работать в интегративных классах. Чтобы педагог работал с детьми с ограниченными возможностями ему необходимо пройти специальное повышение квалификации, чтобы получить навыки работы с такими детьми.Инклюзивное образование предполагает изменение системы образования.Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет огромный опыт и законодательное закрепление. Педагоги играют ключевую роль в реализации инклюзивного образования. Тем не менее,предположение о том, что основным залогом успеха инклюзии является именно положительное отношение учителей, является спорным. Обзор исследований выявил у большинства педагогов нейтральное или негативное отношении к инклюзии в систему общего начального образования детей с ограниченными возможностями. Было выделено несколько переменных, оказывающих влияние на отношение учителей к инклюзии, среди них дополнительное обучение на курсах переподготовки и получения опыта взаимодействия с детьми, имеющими различные типы инвалидности. В связи с увеличивающимся распространением инклюзивного образования преподаватели столкнулись со сложностями в изменении программ профессиональной подготовки учителей. Эти изменения отражаются в различных типах программ подготовки, которые по существу представляют компиляцию программ общего профессионального педагогического образования и программ подготовки специальных педагогов. Однако, на данныймомент мало сведений о том, насколько эти преобразования влияют на отношение студентовпрактикантов к инклюзии как будущих инклюзивных педагогов. Специально для этого в НьюЙорке было проведено исследование, в ходе которого были собраны данные по 10 программам профессионального педагогического образования. Ответы 110 студентов, принявших участие в исследовании, были проанализированы в соответствии в тремя типами образовательных программ, а именно: комбинированный, раздельный, общий профессиональный. Комбинированный тип обучения объединяет в себе курсы факультетов общего и специального образования и, соответственно, читается на каждом из них; при завершении обучения выпускнику присваивается квалификация общего и специального образования. Раздельный тип обучения предполагает сохранение программ общей и специальной педагогики отдельно на соответствующих факультетах, однако студенты могут получить диплом с двойной специальностью, дополнительно прослушав определенные курсы на нужном факультете. Общий профессиональный тип обучения не предоставляет возможности получить дополнительную квалификацию по специальной педагогике. В результате исследования выяснилось, что студенты комбинированного типа обучения демонстрируют наиболее положительное отношение к инклюзии и готовность к ней. В статье Брэндона и Чарльтона «The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice.» рассматривается теория и практика создания Центра усовершенствования педагогического мастерства на базе Университета Нортумбрии в Англии. Данный центр является одним из компонетовряда госудаственных реформ, направленных на обучение и тренировку педагогических кадров. Они основаны на партнерстве 18 организаций, объединяющих в единое «сообщество практикантов» преподавателей высшей школы, колледжей, курсов повышения квалификации и учителей, работающих с учащимися с инвалидностью и особыми потребностями в образовании, с целью обеспечения их практического опыта.Благодаряобмену опытом с коллегами, обеспечению научной и финансовой поддержки тех сфер обучения, которые зачастую упускаются из виду, у многих преподавателей снизилось чувство изолированности. Обучение детей с ограниченными возможностями можно рассматривать как большую сложность для учителей, изначально подготовленных для работы в общеобразовательных классах. Использование специальных дидактических материалов облегчает процесс обучения учащихся любого уровня подготовки, а для детей, имеющих трудности в обучении, такие материалы особенно важны. Очень часто учителя самостоятельно подбирают такие материалы для инклюзивного класса.Полученные в ходе исследования работы педагогов с дидактическими материалами в инклюзивных классах начальных школ Стамбула результаты выявляют актуальность работы методических центров и курсов повышения квалификации для обучения педагогов использованию дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями.Таким образом, можно сделать вывод, что основным фактором успешности инклюзивного процесса в образовании является психологическая и профессиональная готовность педагогов к работе с детьми, которые имеют особые потребности.

Ссылки на источники1.Брендон Т., Чарлтон Д. Опыт Англии в создании и развитии центра подготовки педагогов к инклюзивному образованию.// Международный журнал инклюзивного образования. 2011. Вып. 15, № 1. С. 165 —178. http://www.informaworld.com/smpp/sectioncontent=a933587342&fulltext=713240928 2.Ким Дж.Р. Влияние программ профессиональной подготовки педагогов на готовность к инклюзии студентовпрактикантов.// Международный журнал инклюзивного образования. 2011. Вып. 15, № 3. С. 355 —377. 3. Дикер В.Ю. Тосан. Способы использования и подбора дидактических материалов у учителей инклюзивных классов.4. http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39878.shtml5. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/10/inklyuzivnoeobrazovanie6. http://www.emissia.org/offline/2013/1942.htm