Специфика представлений студентов-первокурсников о профессиональном предназначении и смысле деятельности психолога
Выпуск:
ART 86084
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солоницына
М.
А.,
Питайкина
А.
А.,
Белобрыкина
О.
А. Специфика представлений студентов-первокурсников о профессиональном предназначении и смысле деятельности психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
391–395. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86084.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей представлений студентов-первокурсников о профессиональной миссии психолога. Показано, что образ профессии, избранной испытуемыми для освоения, характеризуется фрагментарностью и не отражает ее истинного смысла и социального предназначения.
Ключевые слова:
профессиональная идентичность, профессионально важные качества, образ профессии, контент-анализ, миссия психолога, этические принципы
Похожие статьи
Текст статьи
Солоницына Марина Андреевна,студентка 3курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскmarinys95@mail.ru
ПитайкинаАнастасия Александровна, студентка 3курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскnastena.43@mail.ru
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека olga.belobrykina@gmail.com
Специфика представленийстудентовпервокурсников о профессиональном предназначении и смысле деятельности психолога
Аннотация.В статьеобсуждаютсярезультаты эмпирического исследования особенностейпредставлений студентовпервокурсников опрофессиональной миссии психолога. Показано, что образ профессии, избранной испытуемыми для освоения, характеризуется фрагментарностью и не отражает ееистинного смыслаи социальногопредназначения.
Ключевые слова:профессиональная идентичность,образпрофессии, миссияпсихолога, профессиональноважные качества, этические принципы, контентанализ.
Одним из основных условий жизнеобеспечения человека и средством его личностной самореализации издавна признается профессия. В современных социокультурных условиях кардинально меняются и требования к самой профессии, и запросы рынка труда к личностным качествам и операциональным характеристикам профессионала.Вместе с тем неизменной остается значимость профессионального самоопределения и профессиональной идентичности личности в процессе становления субъекта профессиональной деятельности.Процесс профессионализации личности начинается с моментапрофессиональногосамоопределения, которое, вопервых, предшествует профессиональной идентичности [1], вовторых, базируется на системе представлений о профессии, ее смысле и содержании, о субъекте конкретной профессиональной деятельности, его личностных свойствах и профессиональных характеристиках [2; 3].«В этой терминологии профидентичность –это самостоятельное и осознанное владениесмыслами выполняемой работы. Если трактовать профессиональное самоопределение как проектирование, то профидентичность –это строительство трудового и в целом жизненного пути. Если первое без второго бессмысленно, то второе без первого нереально» [4, с.5354].
В.Г.Морогин рассматриваетпрофессиональную идентичность как «призвание к определенной сфере труда, «богоугодной деятельности», талантк которой изначально заложен в человеке» [5, с.33].Очевидно, что адекватное профессиональное самоопределение, равно как и становление профессиональной идентичности, невозможно без наличия образа профессии. Образ профессии Л.Б.Шнейдер трактует как «целостную систему представлений субъекта о выбранной профессии и его отношение к ней» [6]. Как
особое психологическое явление,образ, полагает О.А.Белобрыкина, «представляет собой сложно структурированное, многоуровневое и полифункциональное образование, выполняющее функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов. Безобраза профессии и образа профессионала как особых профессиональных ориентиров невозможно построение личностью своего профессионального будущего и достижения профессиональной идентичности»[7, с.202].Таким образом, профессиональная идентификацияпредставляет собой основополагающий механизм «врастания» личности в профессиюи с психологическихпозиций определяется как «функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции» [8].В последнее десятилетие, несмотря на общий спад в рейтинге наиболее популярных профессий, профессия психолога продолжает входить в десятку востребованных [9]и выбираемых для освоения выпускникамишкол.Однако, по данным ряда исследователей, у значительной доли абитуриентов психологических факультетов оказывается не сформированной система представлений о будущей профессии [1012].Данный факт и послужил основой организации пилотажного исследования, направленного на выявление содержательносмысловых характеристик профессиональных представлений о профессии «психолог» у студентов первого курса факультета психологии.К исследованию привлечено 28 испытуемых из числа студентов 1 курса факультета психологии (22девушкии 6юношей). Средний возраст респондентов 18 лет. В качестве эмпирических методов исследования использовались:1. Минисочинение на тему«Миссия психолога», позволяющее выявить обобщенные дескрипторы образа избранной для освоения профессии через отраженные в тексте представления испытуемых.2. Контентанализ, на основе которого определялисьоценочныекатегориианализа минисочинений.3. Качественный и количественный (процентная доля выраженности категории от общего числа записей, частота встречаемости) анализ эмпирических данных. Для адекватного определения информативнонагруженных показателей в минисочинениях, следует особо остановитьсяна рассмотрении понятия «миссия». Заметим, что в психологическом тезаурусе обозначенное понятие не операционализировано. Вместе с тем, в словарях одно из толкований определяет миссию как «ответственное задание, роль, поручение»[13,с.141]; «предназначение, призвание» [14, с.154]. В свою очередь,«призвание» трактуется как «склонность к какомулибо делу, профессии; дело жизни, предназначение» [15].По мысли В.А.Сухомлинского, призвание –это «интерес, помноженный на труд» [16, с. 649]. Считается, что «призвание (от слова призван) есть у каждого» [17]. По мысли Н.С.Пряжникова, психология –профессияэлитарная[18]. Мы полагаем, что элитарность, в данном случае, представляет собой такую особенность профессии, которую можно обозначить словами: многие «призваны», да не многие избраны. На наш взгляд, без «дара»возможно только насытить интерес, а профессионалом стать невозможно. Анализ литературы [1922] позволил сформулировать понятие«призвание», которое мы определяем как предназначение к чемулибо важному, высокому. Соответственно, профессиональное призвание представляет собой склонность человека к определенной профессии, знание и понимание ее предназначения, осознание своих возможностей в овладенииею, оценкусвоих потенциальных способностейи профессиональноважных качеств, особое переживание смысловпрофессии. Под профессиональноймиссией мы будем понимать совокупность целей и связанных с ними смыслов,убеждений, отношений (ценностных, нравственноэтических, гражданскопатриотических и пр.[23; 24])инаправлений деятельности, характерных для конкретной профессии. В соответствие с научными требованиями и учетом противопоказаний к профессии «психолог» [25; 26] на основе использования метода контентанализа были определены следующие оценочные категории для выявления содержательносмысловых характеристик профессиональных представленийпервокурсников по материалам их минисочинений:1. Направленность содержания:на «других», проявляющаяся в ориентации на содержание деятельности психолога (например, «изучение человека», «определение проблем личности») и оказание профессиональной помощи людям («может помочь»,«психолог может вылечить»), выражающейсяв том числе, в употреблении глаголов долженствования («должен помогать», «должен знать» и т.д.);на «себя», проявляющаяся в выражениижелания «разобраться в себе»илив описаниисвоего личного опыта посещения психолога и т.д.
2. Представлениео «миссии психолога»: идеализированное / неадекватное («давать советы»; «разрешать проблемы людей», «делать мир лучше», «помогать им обретать любовь в сердцах»; «психолог –друг» и др.);
реалистичное/ адекватное («анализ поведения, эмоций»; «выявление существующих наданных момент проблем» и др.);отсутствие(отрицание) особого предназначения профессии.3. Наличиеопытаобращения к психологу: имеется; отсутствует;не указано. 4. Эмоциональное отношение к профессии:положительное(«делать мир лучше»; «помогать людям», «психолог очень важен и нужен»и др.); негативное;неопределенное/ нейтральное (не содержит ярко окрашенной лексики, ориентация на функционирование, например,«анализ эмоций, поведения»; «выявление причин»; и др.).
5.Профессиональноценностные основания профессии:альтруизм («понимать людей», «разобраться в особенностях характера и сущности индивида»,«выслушать и поддержать»,«помочь в решении их проблем», «найти способы помочь»и др.);культура и как общая система универсальных ценностей, и как модель поведения представителей профессии,способствующая реализации человека как профессионала посредствомсистемы ценностей, личностных качеств, норм, традиций, и как индивидуальная культура деятельности и общения человека («культурная профессия», «речевая культура», «культура общения»);образованиекак процесс и результат овладения системой знаний основ науки соответствующих им навыков и умений, формирования профессионального мировоззрения, развития познавательных способностей, как практическое освоение образа профессии и профессионала(«узнавать новое», «читать книги, профессиональную литературу», «смотреть фильмыс психологическим содержанием», «повышение образованности», «самообразование»);когнитивная компетентность, предполагающаяотражение в тексте знаний о функциях(«психологическая помощь», «консультирует», «анализирует взаимоотношения», «повышает стрессоустойчивостьчеловека», «помогает адаптироватьсяв социуме»и пр.), профессиональноролевых позициях(«помощник», «исследует состояния», «изучение внутренних чувств», «изучение механизмов поведения»
и т.п.), содержательных аспектах деятельности («анализ поведения, эмоций», «изучение мотивации, общения», «оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций», «психологическое просвещение»);этика и нравственность(«чувство долга», «ответственность», «оказывать моральную поддержку», «служение делу»и др.);гражданственность и патриотизм;гуманистическая ориентация («понимать людей», «разобраться в особенностях характера и сущности индивида» и др.);
самореализацияи самоактуализация личности (и специалиста, и клиента, пациента);общение, профессиональная коммуникация («эмпатия», «диалогичность взаимодействия», «высокая конфликтоустойчивость» и т.п.). 6. Значимость профессии:социальная («важна для людей»);экзистенциальная(относящаяся к существованию, способу бытиячеловека);эгоцентрическая(«разобраться в себе», «познать себя», «быть признанным»);конъюнктурнопотребительская(«зарабатывать на жизнь», «оказывать влияние на других» и пр.); декларативная («делать мир лучше»; «помогает обретать любовь в сердце»).
Результаты исследования свидетельствуют, что в анализируемыхматериалахв большей степени (93%) проявляетсянаправленность «на других»и преимущественно с целью оказания помощи человеку.С одной стороны, это дает основание полагать, что в представлении о миссии психолога у студентов первого курса преобладает мотив оказания помощи людям, который подразумевает благотворные последствия для другогочеловека. Однако, с другой стороны, 18% испытуемых продемонстрировали ориентацию на конъюнктурнопотребительскую значимость профессии(«зарабатывать на жизнь», «иметь средства к существованию», «жить безбедно», «оказывать влияние на других» и пр.), у21% респондентов наблюдается декларативное позиционирование профессиональной деятельности(«делать мир лучше»; «делать людей счастливее»; «помогает обретать любовь в сердце» и др.), что можно рассматривать как наличие скрытыхмотивов [27], таких, например, какматериальное благополучие,самоутверждение средствами профессии, макиавеллизми др., завуалированных, в том числе, и «громкими» высказываниями по типу «мир во всем мире».
Лишь в 43 % текстов зафиксированы реалистические и адекватные представленияо «миссии психолога». Эти данные могут указывать, что бóльшая половина студентов, поступающих на факультет психологии, не обладает сформированной системой адекватныхпредставленийо смысле, значении и содержании деятельности психолога, в результате чего и появляютсясуждения идеализированного характера. Возникновение подобной ситуации может быть обусловлено существованием в обыденном сознании множества мифов о профессии психолога(например, «психолог видит тебя насквозь», «психолог –волшебник» и др.)[28; 29], а так же не всегда правдоподобным отражением специфики работы и личности психолога, демонстрируемымв СМИ и разных жанрах современного искусства (фильмы, художественные произведения) [30; 31]. Так же примечательно, что определенная доля студентов (18%) уверена, что профессиональной миссии как таковой у психолога нет–это может свидетельствовать о свойственной части респондентов низкойстепениосознанности выбора профессии или наличием у них неконструктивных установоки профессионально не детерминированных мотивов поступления на факультетпсихологии.На это, в частности, указываютэмпирические данные по параметру «Профессиональноценностные основания профессии». Так, при общей направленности на «оказание помощи людям» (93%), содержание сочинений в незначительном объемеотражает ценность альтруизма (14 %). Данный факт указывает на противоречивость данных, проявляющуюся в отсутствии взаимосвязи между «оказаниемпомощи людям»(априори предполагающемсопряженность с альтруистической направленностью)и альтруизмом как значимым основанием профессиональной деятельности психолога.Подобное рассогласование, на наш взгляд, может быть обусловленоспецификой явления альтруизма, сущность которого состоит в готовностичеловека бескорыстно действовать во благодругим, поступаться своими личными интересами.В психологии альтруизм рассматривается как «правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставитьинтересы другихлюдей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся вготовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Альтруистическое поведение проявляется в добровольнойпомощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена» [32, с. 25]. Как видим, главное в явлении альтруизма –это бескорыстие,добровольность и жертвенностьпо отношению к людям. По сути, полученные данные указывают, что происходит своего рода смещение целевой установки с «оказания помощи» на собственные, узколичные потребности и цели (самопонимание, решение личных проблеми пр.). На это собственно и указывает выявленная в текстах у 21% испытуемых эгоцентрическаязначимостьпрофессии («разобраться в себе», «познать себя», «быть признанным»), при 12 % социальной(«имеет общественную значимость», «важна для людей») и 4 %экзистенциальнойзначимости («позволяет обрестисмысл жизни») профессии.Довольно информативно, что в качестве ценностных оснований профессии в минисочинениях незначительнопредставлены «коммуникация» (18%), «когнитивная компетентность» (14%), «образование» (11%), «этика и нравственность» (7%), «гуманистическая ориентация»(7%), «культура» (7%), «самореализацияи самоактуализация» (4%), и, как это не огорчительно, полностьюотсутствуют указания на ценностныеосновы, связанные с «гражданственностьюи патриотизмом».Заметим, что гражданственность и патриотичность, как и альтруизм, предполагают бескорыстие,добровольность и,в некоторой степени,жертвенность«по отношению к своему отечеству, своему народу, преданностьему»[33]. Гражданственность в деятельности психолога –есть особая нравственная позиция, сочетающая патриотизм, моральную цельность и правовую культуру специалиста, и выражающаяся в осознанииим своих обязанностей по отношению к родной стране, в чувстве долга и ответственности перед обществом в целоми профессиональным сообществом, в частности, в готовности отстаивать и защищать их права и интересы[34]. Примечательно, что указывая на связь профессии психолога со способностью специалиста к оказанию «моральной поддержки», значимости «служения делу», «чувства долга», «ответственности» за результат его деятельности, испытуемые не представили в текстах сочинений сведенийо наличии и ролисобственно этических норм,что может указывать на низкую информированность первокурсников о деонтологических детерминантах профессиональной деятельности психолога.Эти данные подтверждают наше предположение о том, что в большинстве случаев абитуриенты поступают на факультет психологии не целенаправленно, то есть исходя не из специфики профессии «психолог», а по причинам иного порядка, к каковым относят, в том числе влияние моды, престижность профессии, учеба ради «диплома», потребность разобраться со своими личными проблемами и др. Анализ сочиненийпо параметру «Эмоциональноеотношениек профессии»позволил выявить, что студентыпервокурсники относятся к избранной для освоения профессии в равном значении положительно (50 %) и нейтрально(50 %). Такое распределение, возможно, связано с тем, что в нашей ментальности психолог –это «жилетка», в которую можно «поплакаться», «вывернуть душу». Так, получив эмоциональную разрядку,человек может вновь наслаждаться положительными эмоциями. В то же время, учитывая, что сочинения написаны студентамипервокурсниками, которые совсем недавно переступили порог школы, можно предположить, что у части из них при слове «психолог» возникает образ школьного психолога с тестами (которые в последние годы стали чуть ли не панацеей в решении всего множества проблем, возникающих в образовательном процессе) и тематическими урокамилекциями. Все это и создает либо положительно, либонейтрально окрашенное эмоциональное отношение к профессии.Однако, эмпирические данные по оценочной категории«Опыт обращения к психологу»позволилиобнаружить, чтобольшинство (71%) первокурсниковтакого опыта не имели.Это также дает основание полагать, что основная долямотивов и мотиваторов, причин и основанийвыбора данной профессиине связана с реальным содержанием и смыслом профессиональной деятельности психолога.В целом, обобщая результаты пилотажного исследования, можно сформулировать ряд выводов:–представлениястудентовпервокурсников о «миссии психолога»неоднозначны, «размыты»и не вполне содержательно адекватнысмыслу и социальному предназначению профессии; –искаженное восприятие системы, содержания и сущности профессиональных компетенцийспециалиста, обусловлено как отсутствием личного опыта обращения за помощью к психологу, но, в большей мере,формализованным подходом к проведению школьной профориентации;–свойственное современной социокультурной ситуации общественного развитиядоминирование массовой культуры, преобладание конъюнктурных установокв системе профессиональных отношений, искажение смыслов и ценностей жизнедеятельности человека, снижение востребованности профессий помогающего типа,оказывают негативноевоздействиена формирование у подрастающего поколения представлений о значимости профессиональной состоятельности личности и важности правильного выбора собственного профессионального пути.
Ссылки на источники1.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: Монография. –М.: МОСУ, 2001. –272с. 2.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Психология труда и человеческого достоинства. –М.: ИЦ «Академия», 2003. 480 с.3.Белобрыкина О.А. К вопросу о построении модели профессиональной эффективности психолога //Ежегодник РПО: Материалы IIIВсероссийского Съезда РПО «Психология и культура». В 8 т.:Т. 1.–СПб.: СПГУ, 2003. –С. 391395. 4.Шнейдер Л. Б.Профессиональная идентичностькак психологопедагогическая проблема вузовской подготовки психологовпрактиков //Актуальные проблемы психологического знания. –2009. № 4. –С.4958.5.Морогин В.Г. Базовые категории этнопсихологии //Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: Материалы IV Международного молодежного научнокультурного форума (17–21 марта 2014 г.) /под науч. ред. Л. В. Ахметовой. –Томск: ТГПУ, 2014. –С. 2134. 6.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: Монография. –М.: МОСУ, 2001.–С.133.7.Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог»)//Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. –2014. № 4 (36). –С. 202210.8.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: –Монография. М.: МОСУ, 2001.–С.156.9.Психологии личные консультанты//Топ10самых востребованных профессий–URL:.http://career.passion.ru/retseptuspekha/vashakarera/top10samykhvostrebovannykhprofessii.htm(дата обращения 28.12.2015).10.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Указ. соч.11.КошеноваМ.И. О практическом компоненте подготовки педагогапсихолога //Психологопедагогическое обеспечение инновационных процессов в образовании: материалы Всероссийской научнопрактической конференции (1214 ноября 2007 г., г. Новосибирск). В 2 ч.: Ч. 1. –Новосибирск: НГПУ, 2007. –С. 377379.12.Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности студентов в контексте компетентностного подхода // Актуальные вопросы образования и науки. –2010. –№№ 12. –С. 6874.13.Толковый словарь русского языка.–М.:ВАКО, 2015. –288 с. 14.
Краткий словарь иностранных слов /сост. С.М.Локшина. –М.: Русскийязык, 1984. –352 с. 15.Толковый словарь русского языка.Указ. соч.–С.191.16.Сухомлинский В.А. Письма к сыну //Избранные произведения. В 5 т.:Т.3. –Киев: Радянська школа, 1980. –С. 630708.
17.500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic): материалы Международной (заочной) научной конференции (Черногорск, 12 января 2014 года) / под ред. А.А. Кроника, Л.Ф. Чупрова //Вестник по педагогикеи психологии Южной Сибири: Приложение: «PEM: Psychology. Educology. Medicine». –2014. –№ 1. –С.196.18.Пряжников Н.С.Психология элитарности. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. –512 с.19.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Указ. соч.20.Белобрыкина О.А. К вопросуо построении модели профессиональной эффективности психолога //Ежегодник РПО: Материалы IIIВсероссийского Съезда РПО «Психология и культура». В 8 т.:Т. 1. –СПб.: СПГУ, 2003. –С. 391395. 21.НизовскихН.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности.–М.: Смысл, 2007.–255 с.22.Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии. –М.: МИФ, 2009. –368 с.23.Белобрыкина О.А.,Белобрыкина Е.А.Профессиональная этика в вузовской подготовке психологов: значение, программа и методическое обеспечение учебной дисциплины//Психология в вузе. –2014, № 2. –С. 9213024.Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников образования. –URL:http://nsportal.ru/node/231756/
(дата обращения 22.12.2015).25.
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». –Воронеж: МОДЭК, 2007. 464 с.26.Баянова Л.Ф. Студент как субъект нормативного пространства профессиональной культуры //Субъектность личности в профессиональнообразовательном пространстве: Материалы международной научнопрактической конференции (14 июня 2013 г. г.Казань) /под ред. Ф.Г.Мухамедзяновой, Р.Р.Фахрутдинова –Казань:ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 2013. –С. 126129.27.Белобрыкина О.А.Профессиональная мотивация: понятие, содержание, противоречия//Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции /под науч. ред. М.И. Кошеновой, О.А. Белобрыкиной. –Новосибирск:OOO«НемоПресс», 2010. –С. 218225.28.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Указ. соч.29.БайгужиноваО.А,
Белобрыкина О.А. Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное//Психологопедагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы Международной междисциплинарной научнопрактической конференции (Кемер, Турция, 1420 марта 2010 г.) /под науч. ред. М.Г.Чухровой, О.А.Белобрыкиной. –Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2010. –С. 1723.30.Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Искусство СМИ как фактор формирования реального и виртуального образов психолога в общественном сознании //Проблемы и перспективы общетеоретической, прикладной и специальной психологии: Материалы Межвузовской (с международным участием) научная конференция молодых ученых, аспирантов и студентов/под науч. ред. М.Г.Чухровой. –Новосибирск: ООО «АльфаВиста», 2010. –С. 117122.31.Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог»)//Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. –2014. № 4 (36). –С. 202210.32.Большой психологический словарь /под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. –М: Олмапресс, 2004. –479 с. 33.Толковый словарь русского языка.–М.:ВАКО, 2015.–С. 173.34.Байгужинова О.А.,Белобрыкина О.А. Роль истории русской психологии в гражданскопатриотическом воспитании личности в условиях современного профессионального образования (на материале работ Н.Я.Грота) // Актуальные проблемы психологического знания.–2013,№ 3 (28). –С. 3948.
ПитайкинаАнастасия Александровна, студентка 3курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскnastena.43@mail.ru
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека olga.belobrykina@gmail.com
Специфика представленийстудентовпервокурсников о профессиональном предназначении и смысле деятельности психолога
Аннотация.В статьеобсуждаютсярезультаты эмпирического исследования особенностейпредставлений студентовпервокурсников опрофессиональной миссии психолога. Показано, что образ профессии, избранной испытуемыми для освоения, характеризуется фрагментарностью и не отражает ееистинного смыслаи социальногопредназначения.
Ключевые слова:профессиональная идентичность,образпрофессии, миссияпсихолога, профессиональноважные качества, этические принципы, контентанализ.
Одним из основных условий жизнеобеспечения человека и средством его личностной самореализации издавна признается профессия. В современных социокультурных условиях кардинально меняются и требования к самой профессии, и запросы рынка труда к личностным качествам и операциональным характеристикам профессионала.Вместе с тем неизменной остается значимость профессионального самоопределения и профессиональной идентичности личности в процессе становления субъекта профессиональной деятельности.Процесс профессионализации личности начинается с моментапрофессиональногосамоопределения, которое, вопервых, предшествует профессиональной идентичности [1], вовторых, базируется на системе представлений о профессии, ее смысле и содержании, о субъекте конкретной профессиональной деятельности, его личностных свойствах и профессиональных характеристиках [2; 3].«В этой терминологии профидентичность –это самостоятельное и осознанное владениесмыслами выполняемой работы. Если трактовать профессиональное самоопределение как проектирование, то профидентичность –это строительство трудового и в целом жизненного пути. Если первое без второго бессмысленно, то второе без первого нереально» [4, с.5354].
В.Г.Морогин рассматриваетпрофессиональную идентичность как «призвание к определенной сфере труда, «богоугодной деятельности», талантк которой изначально заложен в человеке» [5, с.33].Очевидно, что адекватное профессиональное самоопределение, равно как и становление профессиональной идентичности, невозможно без наличия образа профессии. Образ профессии Л.Б.Шнейдер трактует как «целостную систему представлений субъекта о выбранной профессии и его отношение к ней» [6]. Как
особое психологическое явление,образ, полагает О.А.Белобрыкина, «представляет собой сложно структурированное, многоуровневое и полифункциональное образование, выполняющее функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов. Безобраза профессии и образа профессионала как особых профессиональных ориентиров невозможно построение личностью своего профессионального будущего и достижения профессиональной идентичности»[7, с.202].Таким образом, профессиональная идентификацияпредставляет собой основополагающий механизм «врастания» личности в профессиюи с психологическихпозиций определяется как «функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции» [8].В последнее десятилетие, несмотря на общий спад в рейтинге наиболее популярных профессий, профессия психолога продолжает входить в десятку востребованных [9]и выбираемых для освоения выпускникамишкол.Однако, по данным ряда исследователей, у значительной доли абитуриентов психологических факультетов оказывается не сформированной система представлений о будущей профессии [1012].Данный факт и послужил основой организации пилотажного исследования, направленного на выявление содержательносмысловых характеристик профессиональных представлений о профессии «психолог» у студентов первого курса факультета психологии.К исследованию привлечено 28 испытуемых из числа студентов 1 курса факультета психологии (22девушкии 6юношей). Средний возраст респондентов 18 лет. В качестве эмпирических методов исследования использовались:1. Минисочинение на тему«Миссия психолога», позволяющее выявить обобщенные дескрипторы образа избранной для освоения профессии через отраженные в тексте представления испытуемых.2. Контентанализ, на основе которого определялисьоценочныекатегориианализа минисочинений.3. Качественный и количественный (процентная доля выраженности категории от общего числа записей, частота встречаемости) анализ эмпирических данных. Для адекватного определения информативнонагруженных показателей в минисочинениях, следует особо остановитьсяна рассмотрении понятия «миссия». Заметим, что в психологическом тезаурусе обозначенное понятие не операционализировано. Вместе с тем, в словарях одно из толкований определяет миссию как «ответственное задание, роль, поручение»[13,с.141]; «предназначение, призвание» [14, с.154]. В свою очередь,«призвание» трактуется как «склонность к какомулибо делу, профессии; дело жизни, предназначение» [15].По мысли В.А.Сухомлинского, призвание –это «интерес, помноженный на труд» [16, с. 649]. Считается, что «призвание (от слова призван) есть у каждого» [17]. По мысли Н.С.Пряжникова, психология –профессияэлитарная[18]. Мы полагаем, что элитарность, в данном случае, представляет собой такую особенность профессии, которую можно обозначить словами: многие «призваны», да не многие избраны. На наш взгляд, без «дара»возможно только насытить интерес, а профессионалом стать невозможно. Анализ литературы [1922] позволил сформулировать понятие«призвание», которое мы определяем как предназначение к чемулибо важному, высокому. Соответственно, профессиональное призвание представляет собой склонность человека к определенной профессии, знание и понимание ее предназначения, осознание своих возможностей в овладенииею, оценкусвоих потенциальных способностейи профессиональноважных качеств, особое переживание смысловпрофессии. Под профессиональноймиссией мы будем понимать совокупность целей и связанных с ними смыслов,убеждений, отношений (ценностных, нравственноэтических, гражданскопатриотических и пр.[23; 24])инаправлений деятельности, характерных для конкретной профессии. В соответствие с научными требованиями и учетом противопоказаний к профессии «психолог» [25; 26] на основе использования метода контентанализа были определены следующие оценочные категории для выявления содержательносмысловых характеристик профессиональных представленийпервокурсников по материалам их минисочинений:1. Направленность содержания:на «других», проявляющаяся в ориентации на содержание деятельности психолога (например, «изучение человека», «определение проблем личности») и оказание профессиональной помощи людям («может помочь»,«психолог может вылечить»), выражающейсяв том числе, в употреблении глаголов долженствования («должен помогать», «должен знать» и т.д.);на «себя», проявляющаяся в выражениижелания «разобраться в себе»илив описаниисвоего личного опыта посещения психолога и т.д.
2. Представлениео «миссии психолога»: идеализированное / неадекватное («давать советы»; «разрешать проблемы людей», «делать мир лучше», «помогать им обретать любовь в сердцах»; «психолог –друг» и др.);
реалистичное/ адекватное («анализ поведения, эмоций»; «выявление существующих наданных момент проблем» и др.);отсутствие(отрицание) особого предназначения профессии.3. Наличиеопытаобращения к психологу: имеется; отсутствует;не указано. 4. Эмоциональное отношение к профессии:положительное(«делать мир лучше»; «помогать людям», «психолог очень важен и нужен»и др.); негативное;неопределенное/ нейтральное (не содержит ярко окрашенной лексики, ориентация на функционирование, например,«анализ эмоций, поведения»; «выявление причин»; и др.).
5.Профессиональноценностные основания профессии:альтруизм («понимать людей», «разобраться в особенностях характера и сущности индивида»,«выслушать и поддержать»,«помочь в решении их проблем», «найти способы помочь»и др.);культура и как общая система универсальных ценностей, и как модель поведения представителей профессии,способствующая реализации человека как профессионала посредствомсистемы ценностей, личностных качеств, норм, традиций, и как индивидуальная культура деятельности и общения человека («культурная профессия», «речевая культура», «культура общения»);образованиекак процесс и результат овладения системой знаний основ науки соответствующих им навыков и умений, формирования профессионального мировоззрения, развития познавательных способностей, как практическое освоение образа профессии и профессионала(«узнавать новое», «читать книги, профессиональную литературу», «смотреть фильмыс психологическим содержанием», «повышение образованности», «самообразование»);когнитивная компетентность, предполагающаяотражение в тексте знаний о функциях(«психологическая помощь», «консультирует», «анализирует взаимоотношения», «повышает стрессоустойчивостьчеловека», «помогает адаптироватьсяв социуме»и пр.), профессиональноролевых позициях(«помощник», «исследует состояния», «изучение внутренних чувств», «изучение механизмов поведения»
и т.п.), содержательных аспектах деятельности («анализ поведения, эмоций», «изучение мотивации, общения», «оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций», «психологическое просвещение»);этика и нравственность(«чувство долга», «ответственность», «оказывать моральную поддержку», «служение делу»и др.);гражданственность и патриотизм;гуманистическая ориентация («понимать людей», «разобраться в особенностях характера и сущности индивида» и др.);
самореализацияи самоактуализация личности (и специалиста, и клиента, пациента);общение, профессиональная коммуникация («эмпатия», «диалогичность взаимодействия», «высокая конфликтоустойчивость» и т.п.). 6. Значимость профессии:социальная («важна для людей»);экзистенциальная(относящаяся к существованию, способу бытиячеловека);эгоцентрическая(«разобраться в себе», «познать себя», «быть признанным»);конъюнктурнопотребительская(«зарабатывать на жизнь», «оказывать влияние на других» и пр.); декларативная («делать мир лучше»; «помогает обретать любовь в сердце»).
Результаты исследования свидетельствуют, что в анализируемыхматериалахв большей степени (93%) проявляетсянаправленность «на других»и преимущественно с целью оказания помощи человеку.С одной стороны, это дает основание полагать, что в представлении о миссии психолога у студентов первого курса преобладает мотив оказания помощи людям, который подразумевает благотворные последствия для другогочеловека. Однако, с другой стороны, 18% испытуемых продемонстрировали ориентацию на конъюнктурнопотребительскую значимость профессии(«зарабатывать на жизнь», «иметь средства к существованию», «жить безбедно», «оказывать влияние на других» и пр.), у21% респондентов наблюдается декларативное позиционирование профессиональной деятельности(«делать мир лучше»; «делать людей счастливее»; «помогает обретать любовь в сердце» и др.), что можно рассматривать как наличие скрытыхмотивов [27], таких, например, какматериальное благополучие,самоутверждение средствами профессии, макиавеллизми др., завуалированных, в том числе, и «громкими» высказываниями по типу «мир во всем мире».
Лишь в 43 % текстов зафиксированы реалистические и адекватные представленияо «миссии психолога». Эти данные могут указывать, что бóльшая половина студентов, поступающих на факультет психологии, не обладает сформированной системой адекватныхпредставленийо смысле, значении и содержании деятельности психолога, в результате чего и появляютсясуждения идеализированного характера. Возникновение подобной ситуации может быть обусловлено существованием в обыденном сознании множества мифов о профессии психолога(например, «психолог видит тебя насквозь», «психолог –волшебник» и др.)[28; 29], а так же не всегда правдоподобным отражением специфики работы и личности психолога, демонстрируемымв СМИ и разных жанрах современного искусства (фильмы, художественные произведения) [30; 31]. Так же примечательно, что определенная доля студентов (18%) уверена, что профессиональной миссии как таковой у психолога нет–это может свидетельствовать о свойственной части респондентов низкойстепениосознанности выбора профессии или наличием у них неконструктивных установоки профессионально не детерминированных мотивов поступления на факультетпсихологии.На это, в частности, указываютэмпирические данные по параметру «Профессиональноценностные основания профессии». Так, при общей направленности на «оказание помощи людям» (93%), содержание сочинений в незначительном объемеотражает ценность альтруизма (14 %). Данный факт указывает на противоречивость данных, проявляющуюся в отсутствии взаимосвязи между «оказаниемпомощи людям»(априори предполагающемсопряженность с альтруистической направленностью)и альтруизмом как значимым основанием профессиональной деятельности психолога.Подобное рассогласование, на наш взгляд, может быть обусловленоспецификой явления альтруизма, сущность которого состоит в готовностичеловека бескорыстно действовать во благодругим, поступаться своими личными интересами.В психологии альтруизм рассматривается как «правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставитьинтересы другихлюдей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся вготовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Альтруистическое поведение проявляется в добровольнойпомощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена» [32, с. 25]. Как видим, главное в явлении альтруизма –это бескорыстие,добровольность и жертвенностьпо отношению к людям. По сути, полученные данные указывают, что происходит своего рода смещение целевой установки с «оказания помощи» на собственные, узколичные потребности и цели (самопонимание, решение личных проблеми пр.). На это собственно и указывает выявленная в текстах у 21% испытуемых эгоцентрическаязначимостьпрофессии («разобраться в себе», «познать себя», «быть признанным»), при 12 % социальной(«имеет общественную значимость», «важна для людей») и 4 %экзистенциальнойзначимости («позволяет обрестисмысл жизни») профессии.Довольно информативно, что в качестве ценностных оснований профессии в минисочинениях незначительнопредставлены «коммуникация» (18%), «когнитивная компетентность» (14%), «образование» (11%), «этика и нравственность» (7%), «гуманистическая ориентация»(7%), «культура» (7%), «самореализацияи самоактуализация» (4%), и, как это не огорчительно, полностьюотсутствуют указания на ценностныеосновы, связанные с «гражданственностьюи патриотизмом».Заметим, что гражданственность и патриотичность, как и альтруизм, предполагают бескорыстие,добровольность и,в некоторой степени,жертвенность«по отношению к своему отечеству, своему народу, преданностьему»[33]. Гражданственность в деятельности психолога –есть особая нравственная позиция, сочетающая патриотизм, моральную цельность и правовую культуру специалиста, и выражающаяся в осознанииим своих обязанностей по отношению к родной стране, в чувстве долга и ответственности перед обществом в целоми профессиональным сообществом, в частности, в готовности отстаивать и защищать их права и интересы[34]. Примечательно, что указывая на связь профессии психолога со способностью специалиста к оказанию «моральной поддержки», значимости «служения делу», «чувства долга», «ответственности» за результат его деятельности, испытуемые не представили в текстах сочинений сведенийо наличии и ролисобственно этических норм,что может указывать на низкую информированность первокурсников о деонтологических детерминантах профессиональной деятельности психолога.Эти данные подтверждают наше предположение о том, что в большинстве случаев абитуриенты поступают на факультет психологии не целенаправленно, то есть исходя не из специфики профессии «психолог», а по причинам иного порядка, к каковым относят, в том числе влияние моды, престижность профессии, учеба ради «диплома», потребность разобраться со своими личными проблемами и др. Анализ сочиненийпо параметру «Эмоциональноеотношениек профессии»позволил выявить, что студентыпервокурсники относятся к избранной для освоения профессии в равном значении положительно (50 %) и нейтрально(50 %). Такое распределение, возможно, связано с тем, что в нашей ментальности психолог –это «жилетка», в которую можно «поплакаться», «вывернуть душу». Так, получив эмоциональную разрядку,человек может вновь наслаждаться положительными эмоциями. В то же время, учитывая, что сочинения написаны студентамипервокурсниками, которые совсем недавно переступили порог школы, можно предположить, что у части из них при слове «психолог» возникает образ школьного психолога с тестами (которые в последние годы стали чуть ли не панацеей в решении всего множества проблем, возникающих в образовательном процессе) и тематическими урокамилекциями. Все это и создает либо положительно, либонейтрально окрашенное эмоциональное отношение к профессии.Однако, эмпирические данные по оценочной категории«Опыт обращения к психологу»позволилиобнаружить, чтобольшинство (71%) первокурсниковтакого опыта не имели.Это также дает основание полагать, что основная долямотивов и мотиваторов, причин и основанийвыбора данной профессиине связана с реальным содержанием и смыслом профессиональной деятельности психолога.В целом, обобщая результаты пилотажного исследования, можно сформулировать ряд выводов:–представлениястудентовпервокурсников о «миссии психолога»неоднозначны, «размыты»и не вполне содержательно адекватнысмыслу и социальному предназначению профессии; –искаженное восприятие системы, содержания и сущности профессиональных компетенцийспециалиста, обусловлено как отсутствием личного опыта обращения за помощью к психологу, но, в большей мере,формализованным подходом к проведению школьной профориентации;–свойственное современной социокультурной ситуации общественного развитиядоминирование массовой культуры, преобладание конъюнктурных установокв системе профессиональных отношений, искажение смыслов и ценностей жизнедеятельности человека, снижение востребованности профессий помогающего типа,оказывают негативноевоздействиена формирование у подрастающего поколения представлений о значимости профессиональной состоятельности личности и важности правильного выбора собственного профессионального пути.
Ссылки на источники1.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: Монография. –М.: МОСУ, 2001. –272с. 2.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Психология труда и человеческого достоинства. –М.: ИЦ «Академия», 2003. 480 с.3.Белобрыкина О.А. К вопросу о построении модели профессиональной эффективности психолога //Ежегодник РПО: Материалы IIIВсероссийского Съезда РПО «Психология и культура». В 8 т.:Т. 1.–СПб.: СПГУ, 2003. –С. 391395. 4.Шнейдер Л. Б.Профессиональная идентичностькак психологопедагогическая проблема вузовской подготовки психологовпрактиков //Актуальные проблемы психологического знания. –2009. № 4. –С.4958.5.Морогин В.Г. Базовые категории этнопсихологии //Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: Материалы IV Международного молодежного научнокультурного форума (17–21 марта 2014 г.) /под науч. ред. Л. В. Ахметовой. –Томск: ТГПУ, 2014. –С. 2134. 6.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: Монография. –М.: МОСУ, 2001.–С.133.7.Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог»)//Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. –2014. № 4 (36). –С. 202210.8.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: –Монография. М.: МОСУ, 2001.–С.156.9.Психологии личные консультанты//Топ10самых востребованных профессий–URL:.http://career.passion.ru/retseptuspekha/vashakarera/top10samykhvostrebovannykhprofessii.htm(дата обращения 28.12.2015).10.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Указ. соч.11.КошеноваМ.И. О практическом компоненте подготовки педагогапсихолога //Психологопедагогическое обеспечение инновационных процессов в образовании: материалы Всероссийской научнопрактической конференции (1214 ноября 2007 г., г. Новосибирск). В 2 ч.: Ч. 1. –Новосибирск: НГПУ, 2007. –С. 377379.12.Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности студентов в контексте компетентностного подхода // Актуальные вопросы образования и науки. –2010. –№№ 12. –С. 6874.13.Толковый словарь русского языка.–М.:ВАКО, 2015. –288 с. 14.
Краткий словарь иностранных слов /сост. С.М.Локшина. –М.: Русскийязык, 1984. –352 с. 15.Толковый словарь русского языка.Указ. соч.–С.191.16.Сухомлинский В.А. Письма к сыну //Избранные произведения. В 5 т.:Т.3. –Киев: Радянська школа, 1980. –С. 630708.
17.500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic): материалы Международной (заочной) научной конференции (Черногорск, 12 января 2014 года) / под ред. А.А. Кроника, Л.Ф. Чупрова //Вестник по педагогикеи психологии Южной Сибири: Приложение: «PEM: Psychology. Educology. Medicine». –2014. –№ 1. –С.196.18.Пряжников Н.С.Психология элитарности. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. –512 с.19.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Указ. соч.20.Белобрыкина О.А. К вопросуо построении модели профессиональной эффективности психолога //Ежегодник РПО: Материалы IIIВсероссийского Съезда РПО «Психология и культура». В 8 т.:Т. 1. –СПб.: СПГУ, 2003. –С. 391395. 21.НизовскихН.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности.–М.: Смысл, 2007.–255 с.22.Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии. –М.: МИФ, 2009. –368 с.23.Белобрыкина О.А.,Белобрыкина Е.А.Профессиональная этика в вузовской подготовке психологов: значение, программа и методическое обеспечение учебной дисциплины//Психология в вузе. –2014, № 2. –С. 9213024.Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников образования. –URL:http://nsportal.ru/node/231756/
(дата обращения 22.12.2015).25.
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». –Воронеж: МОДЭК, 2007. 464 с.26.Баянова Л.Ф. Студент как субъект нормативного пространства профессиональной культуры //Субъектность личности в профессиональнообразовательном пространстве: Материалы международной научнопрактической конференции (14 июня 2013 г. г.Казань) /под ред. Ф.Г.Мухамедзяновой, Р.Р.Фахрутдинова –Казань:ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 2013. –С. 126129.27.Белобрыкина О.А.Профессиональная мотивация: понятие, содержание, противоречия//Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции /под науч. ред. М.И. Кошеновой, О.А. Белобрыкиной. –Новосибирск:OOO«НемоПресс», 2010. –С. 218225.28.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Указ. соч.29.БайгужиноваО.А,
Белобрыкина О.А. Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное//Психологопедагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы Международной междисциплинарной научнопрактической конференции (Кемер, Турция, 1420 марта 2010 г.) /под науч. ред. М.Г.Чухровой, О.А.Белобрыкиной. –Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2010. –С. 1723.30.Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Искусство СМИ как фактор формирования реального и виртуального образов психолога в общественном сознании //Проблемы и перспективы общетеоретической, прикладной и специальной психологии: Материалы Межвузовской (с международным участием) научная конференция молодых ученых, аспирантов и студентов/под науч. ред. М.Г.Чухровой. –Новосибирск: ООО «АльфаВиста», 2010. –С. 117122.31.Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог»)//Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. –2014. № 4 (36). –С. 202210.32.Большой психологический словарь /под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. –М: Олмапресс, 2004. –479 с. 33.Толковый словарь русского языка.–М.:ВАКО, 2015.–С. 173.34.Байгужинова О.А.,Белобрыкина О.А. Роль истории русской психологии в гражданскопатриотическом воспитании личности в условиях современного профессионального образования (на материале работ Н.Я.Грота) // Актуальные проблемы психологического знания.–2013,№ 3 (28). –С. 3948.