Возможности организации групповой формы работы у четвероклассников во внеурочной деятельности по окружающему миру
Выпуск:
ART 86092
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казакова
Ю.
Н. Возможности организации групповой формы работы у четвероклассников во внеурочной деятельности по окружающему миру // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
421–425. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86092.htm.
Аннотация. В статье приведены примеры групповых форм работы с учащимися 4-го класса на основе анализа примерных программ внеурочной деятельности по окружающему миру. Предложены варианты организации групповой работы с помощью различных методов и форм. Выявлен ряд тем, направленных на изучение учащимися объектов неживой природы, в ходе которых целесообразно использовать групповую форму работы.
Текст статьи
Казакова Юлия Николаевна,учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 20», г. Кировkazakovka91@yandex.ru
Возможности организации групповой формы работы у четвероклассников во внеурочной деятельности по окружающему миру
Аннотация.В статье приведены примеры групповых форм работы с учащимися 4 классана основе анализа примерных программ внеурочной деятельности по окружающему миру. Предложены варианты организации групповой работы с помощью различных методовиформ. Выявлен ряд тем, направленных на изучение учащимися объектов неживой природы, в ходе которых целесообразно использовать групповую форму работы.Ключевые слова:групповая форма работы, внеурочная деятельность, окружающий мир, методы.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием конкретного учебного курса одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) [1].Ознакомление с различнымиобъектами неживой природы это естественный процесс познания окружающего мира. В современном мире проблемы экологического воспитания и образования выходят на один из первых планов, и им уделяют всё больше внимания со стороны государства. О понимании этой проблемы в современном мире говорит тот факт, что в ФГОС НОО среди основных направлений работы начальной школы названо экологическое образование младших школьников. При этом ФГОС НОО выдвигает новые требования к целеполаганию, организации процесса обучения и его результатам. Следует отметить, что выполнение учителем данных требований относительно процесса изучения природы в условиях классноурочной системы становится затруднительным. Поэтому в помощь учителю приходит внеурочная деятельность.В настоящее время одной из форм организации учебного процесса учителями выбрана групповая работа. Групповая форма обучения это такая форма организации деятельности учащихся, при которой создаются небольшие рабочие группы (35 человек) для совместного выполнения учебного задания[2]. Такая форма
обучения решает вопрос о взаимодействии учащихся с учителем,а так же учащихся друг с другом. Однако у учащихся возникают трудности в умении распределятьмежду собой работу в группе, работать сообща, совместно решать поставленные задачи. Учителю необходимо развивать у учащихся навыки работы в группе, что требует у педагога больших усилий.Если мы обратимся к предметным требованиям современного ФГОС НОО на окончание начальной школы по дисциплине «Окружающий мир», то увидим, что одним из самых важных требований также стало освоение самими школьниками способов изучения природы, а именно, наблюдение, измерение, опыт, сравнение и классификация[1]. Мы решили провести исследование по данной проблемена примере освоенияво внеурочной деятельности раздела «Неживая природа» с учащимися четвёртого класса. В нашем исследовании мы взяли за основу процесс изучения объектов неживой природы. Их изменения, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда вводу; воды влёд и т.д.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п., сами по себе объекты неживой природы (вода, воздух, природные ископаемые) вызывают у детей младшего школьного возраста особый интерес. Правильно организованный процесс познанияобъектов неживой природы это важный шаг в решении проблемы формирования экологической культуры школьников. Использованиегрупповой формы работы при этом помогает решать актуальные проблемы вусвоении учащимисяпонятий об объектахнеживой природы.На основе исследований Дьяченко В.К., Лободиной Н.В. мы рассмотрели возможности использования групповой формы работы[2, 3]. Проведён анализ примерных программ внеурочной деятельности поокружающему миру и выявлен ряд тем, направленных на изучение учащимися объектов неживой природы, в ходе которых целесообразно использовать групповую форму работы.Мы предлагаем примеры организации групповой формы работы у четвероклассников во внеурочной деятельности по окружающему миру с помощью различных методов.1.При работе с картойцелесообразно применять такой вид групповой работы, как парная.Задание даётся ученикам, сидящим за одной партой. Например, при организации работы во внеурочной деятельности по окружающему миру по теме:«Водоёмы России» учащимся предлагается работа с картой. Каждой паре дается задание:Вычеркни лишний объект в каждой строчке, объясни своё решение:Лена, Ангара, Печора;Енисей, Амур, Иртыш; Волга, Кама, Дон.Целесообразно каждой паре дать разные названия рек. Для того, чтобы выполнить это задание, учащиеся работают с физической картой, определяют местоположение рек. Делают вывод, что признаком исключения объекта является его местоположение. Аналогично учащиеся могут выполнить тестовую работу с открытыми ответами. Например:1.Самое большое по площади озеро России.2.Река, впадающая в Каспийское море.3.Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном.4.Самая длинная река России.5.Море Атлантического океана на территории России.После выполнения учащимися заданий необходимо проверить выполненные ими задания во фронтальной работе с классом, провести практическую работу с картой показ объектов на физической карте.2.Во внеурочной деятельности по окружающему миру зачастую используется метод проектов. Одной из форм проекта считается минипроект проект, который можно реализовать в течение одного занятия. К такому минипроекту можно отнести создание буклета.При организации работы по созданию буклета групповая форма работы одна из наиболее удачных форм. Например, при изучении краеведческого материала, буклет можно выбрать по различным темам:«Поверхность нашего края», «Полезные ископаемые родного края», «Природные богатства нашего края», «Водоемы родного края».Приведём пример создания буклета по теме «Водоемы родного края» с использованием групповой формы работы:Учащиеся предварительноведут сбор информациио разных реках Кировской области: Вятка, Кама, Чепца, Луза.После предварительной ознакомительной работы по содержанию и этапам создания буклета получают готовый продукт в виде буклета, в котором определено содержание каждой страницы. Примерное содержание буклета представлено в таблице.Таблица1Пример буклета по теме: «Водоемы родного края»
СодержаниеПримерНа первой странице (лицевой): название буклета; рисунокВятка главная водная артерия Кировской областиНа второй, третьей, четвертой страницах буклета (на внутреннем развороте): тема, текстовая информация и графические материалы (фото). Река Вятка.Большую часть территории Кировской области занимает река Вятка. Длина реки более 1.300 километров. Она является крупнейшим и самым полноводным притоком Камы. Кама впадает в Волгу, а дальше путь реки Вятка лежит в Каспийское море. Истоки реки находятся в Вехнекамской возвышенности. Вятка очень извилистая река, т.к. направление её течения очень резко меняется. Берега Вятки пологие. Основное питание Вятка получает от таяния снегов. Река покрывается льдом в начале ноября, а ледоход на Вятке начинается в конце апреля. У реки есть много притоков. Самые крупные из них Чепца, Луза.На пятой странице буклета вывод. Река Вятка имеет большую протяжённость, резко меняет направление течение. Впадает в Каму. Имеет много притоков.На шестой странице указаны составители, информация.Составители в алфавитном порядке
Таким образом, учащиеся научатся систематизировать информацию, выделять главное, а так же проявят творчество в создании минипроекта.В конце занятия учащиеся делают презентацию своих проектов, задаются вопросы, делаются выводы.3.Во внеурочной деятельности по окружающему миру можно использовать групповую форму работы на этапе работы с информацией.1)Например, при углублённом изучении темы «Природные зоны России» могут даваться следующие задания:Каждой группе даётся название природной зоны, информация, представленная в форме абзацев (по количеству участников в группе).Учащиеся составляют план своего рассказа о природной зоне. Задача учащихся рассказать о своей природной зоне по составленному плану. Например:1.Название природной зоны. Местоположение.2.Особенности климата (природных условий).3.Преобладающие почвы.4.Как люди приспособились к условиям данной природной зоны?5.Экологические проблемы.Можно подробно рассмотреть только одну природную зону по заданному плану. Каждая группа работает со своим пунктом плана, приводит примеры. Целесообразно рассмотреть природную зону, в которой находится наш край.После выступления каждая группазадаёт вопрос по теме своего выступления, тем самым подводит итог по рассмотренной теме.2)Одной из эффективных форм работы является постановка проблемного вопросаили проблемная задача. Учащимся предлагается построить свой ответ в виде рассказа, а рассказ оформить письменно в виде брошюры. Так, при проверке учителем материала (ответа в виде рассказа или рассуждения), учащиеся приступают к оформлению брошюры. Таким образом, решается вопрос и применения творческого подхода к выполнению заданий (рисование, оформление, выбор иллюстраций), и вопрос интеграции (оформление связного, логического текста в устной и письменной форме).Например, при изучении природных зон для углублённого изучения материала можно дать вопросы для обсуждения:«Почему почва на арктическихостровах почти совсем не образуется?», «В тундре много озер и болот. Почему?», «Можно ли разрушать и уносить из леса лесную подстилку?»Могут быть предложены ситуации: «Представьте, что ваша экспедиция отправилась на один день в Арктику. Расскажите об этом дне»; «Представьте, что вы оказались на маленьком кораблике, который выпустили в реку Вятку, и отправили плыть по течению. Опишите ваше путешествие».При выполнении учащимися таких заданий формируются не только представления о неживой природе, но и развивается мышление, речь, творчество, навык организации учащимися работы внутри группы.3)Учащиеся в группах могут сами разрабатывать задания. Четвероклассники, осваивая курс «окружающий мир» уже знакомы с различными видами заданий и могут самостоятельно разработать их. Например, в виде загадок, незаконченных предложений, таблиц, схем, в которых даётся задание классифицировать те или иные объектыи т.д. В данном случае учащиеся работают с готовой информацией, которую они предварительно выбирают сами. Например, при работе с информацией о природных зонах России можно использовать такой вид заданий, как незаконченные предложения:
Назови природную зону по описанию: «Зима очень суровая. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура понижается до 60»;
Дополни информацию о природной зоне Арктика: «Зима очень … . Дуют … … , температура … … …» и т.д. Каждый участник группы пожжет подобрать задания по разным микротемам: «Климат», «Местоположение», «Почвы», «Экологические проблемы». После выполнения таких работ, которые выполняются под контролем и коррекцией учителя, учащиеся обмениваются заданиями с другой группой, и выполняют задания, разработанные своими сверстниками.На этапе работы с информацией в группах, учащимся можно предложить выполнение индивидуального задания каждым учеником. Каждая группа получает одно общее задание или тему, но каждый участник группы отвечает на свой вопрос (задание) самостоятельно. После выполнения задания, учащиеся обмениваются мнениями и приходят к общему выводу. Например, при изучении темы «Экологические проблемы нашего края», всем учащимся задаётся один вопрос: «Как сделать так, чтобы прогулки по нашему городу были не только приятными, но и полезными для здоровья?». Каждому участнику группы даются опорные слова: воздух, вода, почва,полезные ископаемые,лес. Задача учеников выявить из предложенного текста экологические проблемы и предложить возможные пути их решения. Важно, чтобы в тексте не звучало информации «в готовом виде». Таким текстом может быть статья, муниципальный доклад, обращения жителей и т.д. Каждый участник группы может получить как свой, отдельный текст, так и один общий текст для участников всей группы. После анализа текста, ребята выясняют, что на каждый природный ресурс имеет влияние экологическая проблема. Учащиеся узнают новые пути решения экологических проблем и обобщают уже существующие.4.Во внеурочной деятельности по окружающему миру можно использовать такую форму работы, как игра. Рассмотрим некоторые из видов игр, в процессе которых целесообразно использование групповой формы работы.1)Имитационная играИмитационная игра в рамках курса окружающий мир основана на моделировании природных объектов и явлений. Такая игра требует большой подготовки учителя, но способствует углублению научных знаний, экологических представлений.В рамках групповой формы работы такую игру можно провести по теме «Звезды и планеты. Модель звёздного неба». Учащиеся делятся на 23 группы, получают «роли» планеты Солнечной системы. Задача учащихся имитировать движение планет, правильно расположить планеты в Солнечной системе. Усложнением для такой игры будет постановка проблемных вопросов, как одного общего, так и разных вопросов для каждой группы, например: Как влияет Солнце на планеты?Почему планеты не отдаляются от Солнца, ведь они ничем к нему не прикреплены?Что будет, если планеты Солнечной системы поменяются местами?
2)Играпутешествие.Игрыпутешествия подразумевают наличие различных игровых ситуаций, наличие чёткого маршрута путешествия. Учащимся предлагается разделиться на группы (45 человек), каждый получает свой маршрут. Для организации игрыпутешествия можно выбрать общие темы, но уточнить названия этапов (станций, остановок). Например, игра «Путешествие по России» может иметь такие станции: «Лесная», «Водная», «Станция погоды», «Рельефная», «Экологическая». Игра «Путешествие по Кировской области» «Поверхность», «Почва», «Полезные ископаемые», «Водные артерии», «Озёра», «Экология».3)Дидактическая игра.Примером дидактической игры может быть игра «Сто к одному». В игре принимают участие 23 команды.Задания состоят из пяти разделов по темам: «Природные зоны России», «Природные богатства Кировской области», «Полезные ископаемыеКировской области», «Водные богатства России», «Мир глазами астронома». В каждом из пяти разделов (тем) имеется по пять вопросов, имеющих свою «цену»: 100, 200, 300, 400, 500.Приведём пример вопросовиз раздела «Полезные ископаемые Кировской области»:100
Самое распространённое полезное ископаемое Кировской области, используемое для производства посуды и гончарных изделий. Что это?200 Это полезное ископаемое состоит из остатков растений, легче воды, рыхлое; в зависимости от вида (слоя) может использоваться как горючий материал, или как удобрение. Что это?300 Горючее полезное ископаемое, представляющее собой маслянистуюжидкость краснокоричневого цвета. Что это?400 Это полезное ископаемое используется для удобрений полей, при строительстве зданий, мощении дорог. Что это?500 Эта жидкость национальное достояние, имеющее уникальный состав, используемое при лечении заболеваний желудочнокишечного тракта. О каком достоянии идёт речь?Использование игры во внеурочной деятельности в процессе освоений знаний о неживой природе способствует углублению знаний учащихся, установлению взаимосвязей в природе. Игра мотивирует учащихся, вызывает познавательный интерес, происходит активизация деятельности, а в процессе групповой работы решается проблема межличностных отношений учащихся.Таким образом, при организации групповой формы работы во внеурочной деятельности по окружающему миру у четвероклассников можно выбирать различные или одинаковые задания для каждой группы учащихся.Групповая формаобучения решает вопрос не только взаимодействия учащихся и учителя, но и развивается мышление, речь, творчество, навык организации учащимися работы внутри группы.При этом мы доказали на основе конкретных примеров, что групповая форма работы помогает решать актуальные проблемы в усвоении учащимися понятий об объектах неживой природы, способствует углублению знаний учащихся, установлению взаимосвязей в природе.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утвержденприказомМинобрнаукиРоссииот6октября2009г.№373). Режим доступа : http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/922.
[Дата обращения 26.12.2015].2.Дьяченко,В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе[Текст] / В.К. Дьяченко // Начальная школа.1998. №1. С. 1724.3.Лободина,Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий[Текст]/Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2007. 266с.4.Плешаков, А. А. Мир вокруг нас : учебник для 4 класса начальной школы[Текст]./ А. А Плешаков.
М. : Просвещение,2010.136 с.
Возможности организации групповой формы работы у четвероклассников во внеурочной деятельности по окружающему миру
Аннотация.В статье приведены примеры групповых форм работы с учащимися 4 классана основе анализа примерных программ внеурочной деятельности по окружающему миру. Предложены варианты организации групповой работы с помощью различных методовиформ. Выявлен ряд тем, направленных на изучение учащимися объектов неживой природы, в ходе которых целесообразно использовать групповую форму работы.Ключевые слова:групповая форма работы, внеурочная деятельность, окружающий мир, методы.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием конкретного учебного курса одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) [1].Ознакомление с различнымиобъектами неживой природы это естественный процесс познания окружающего мира. В современном мире проблемы экологического воспитания и образования выходят на один из первых планов, и им уделяют всё больше внимания со стороны государства. О понимании этой проблемы в современном мире говорит тот факт, что в ФГОС НОО среди основных направлений работы начальной школы названо экологическое образование младших школьников. При этом ФГОС НОО выдвигает новые требования к целеполаганию, организации процесса обучения и его результатам. Следует отметить, что выполнение учителем данных требований относительно процесса изучения природы в условиях классноурочной системы становится затруднительным. Поэтому в помощь учителю приходит внеурочная деятельность.В настоящее время одной из форм организации учебного процесса учителями выбрана групповая работа. Групповая форма обучения это такая форма организации деятельности учащихся, при которой создаются небольшие рабочие группы (35 человек) для совместного выполнения учебного задания[2]. Такая форма
обучения решает вопрос о взаимодействии учащихся с учителем,а так же учащихся друг с другом. Однако у учащихся возникают трудности в умении распределятьмежду собой работу в группе, работать сообща, совместно решать поставленные задачи. Учителю необходимо развивать у учащихся навыки работы в группе, что требует у педагога больших усилий.Если мы обратимся к предметным требованиям современного ФГОС НОО на окончание начальной школы по дисциплине «Окружающий мир», то увидим, что одним из самых важных требований также стало освоение самими школьниками способов изучения природы, а именно, наблюдение, измерение, опыт, сравнение и классификация[1]. Мы решили провести исследование по данной проблемена примере освоенияво внеурочной деятельности раздела «Неживая природа» с учащимися четвёртого класса. В нашем исследовании мы взяли за основу процесс изучения объектов неживой природы. Их изменения, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда вводу; воды влёд и т.д.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п., сами по себе объекты неживой природы (вода, воздух, природные ископаемые) вызывают у детей младшего школьного возраста особый интерес. Правильно организованный процесс познанияобъектов неживой природы это важный шаг в решении проблемы формирования экологической культуры школьников. Использованиегрупповой формы работы при этом помогает решать актуальные проблемы вусвоении учащимисяпонятий об объектахнеживой природы.На основе исследований Дьяченко В.К., Лободиной Н.В. мы рассмотрели возможности использования групповой формы работы[2, 3]. Проведён анализ примерных программ внеурочной деятельности поокружающему миру и выявлен ряд тем, направленных на изучение учащимися объектов неживой природы, в ходе которых целесообразно использовать групповую форму работы.Мы предлагаем примеры организации групповой формы работы у четвероклассников во внеурочной деятельности по окружающему миру с помощью различных методов.1.При работе с картойцелесообразно применять такой вид групповой работы, как парная.Задание даётся ученикам, сидящим за одной партой. Например, при организации работы во внеурочной деятельности по окружающему миру по теме:«Водоёмы России» учащимся предлагается работа с картой. Каждой паре дается задание:Вычеркни лишний объект в каждой строчке, объясни своё решение:Лена, Ангара, Печора;Енисей, Амур, Иртыш; Волга, Кама, Дон.Целесообразно каждой паре дать разные названия рек. Для того, чтобы выполнить это задание, учащиеся работают с физической картой, определяют местоположение рек. Делают вывод, что признаком исключения объекта является его местоположение. Аналогично учащиеся могут выполнить тестовую работу с открытыми ответами. Например:1.Самое большое по площади озеро России.2.Река, впадающая в Каспийское море.3.Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном.4.Самая длинная река России.5.Море Атлантического океана на территории России.После выполнения учащимися заданий необходимо проверить выполненные ими задания во фронтальной работе с классом, провести практическую работу с картой показ объектов на физической карте.2.Во внеурочной деятельности по окружающему миру зачастую используется метод проектов. Одной из форм проекта считается минипроект проект, который можно реализовать в течение одного занятия. К такому минипроекту можно отнести создание буклета.При организации работы по созданию буклета групповая форма работы одна из наиболее удачных форм. Например, при изучении краеведческого материала, буклет можно выбрать по различным темам:«Поверхность нашего края», «Полезные ископаемые родного края», «Природные богатства нашего края», «Водоемы родного края».Приведём пример создания буклета по теме «Водоемы родного края» с использованием групповой формы работы:Учащиеся предварительноведут сбор информациио разных реках Кировской области: Вятка, Кама, Чепца, Луза.После предварительной ознакомительной работы по содержанию и этапам создания буклета получают готовый продукт в виде буклета, в котором определено содержание каждой страницы. Примерное содержание буклета представлено в таблице.Таблица1Пример буклета по теме: «Водоемы родного края»
СодержаниеПримерНа первой странице (лицевой): название буклета; рисунокВятка главная водная артерия Кировской областиНа второй, третьей, четвертой страницах буклета (на внутреннем развороте): тема, текстовая информация и графические материалы (фото). Река Вятка.Большую часть территории Кировской области занимает река Вятка. Длина реки более 1.300 километров. Она является крупнейшим и самым полноводным притоком Камы. Кама впадает в Волгу, а дальше путь реки Вятка лежит в Каспийское море. Истоки реки находятся в Вехнекамской возвышенности. Вятка очень извилистая река, т.к. направление её течения очень резко меняется. Берега Вятки пологие. Основное питание Вятка получает от таяния снегов. Река покрывается льдом в начале ноября, а ледоход на Вятке начинается в конце апреля. У реки есть много притоков. Самые крупные из них Чепца, Луза.На пятой странице буклета вывод. Река Вятка имеет большую протяжённость, резко меняет направление течение. Впадает в Каму. Имеет много притоков.На шестой странице указаны составители, информация.Составители в алфавитном порядке
Таким образом, учащиеся научатся систематизировать информацию, выделять главное, а так же проявят творчество в создании минипроекта.В конце занятия учащиеся делают презентацию своих проектов, задаются вопросы, делаются выводы.3.Во внеурочной деятельности по окружающему миру можно использовать групповую форму работы на этапе работы с информацией.1)Например, при углублённом изучении темы «Природные зоны России» могут даваться следующие задания:Каждой группе даётся название природной зоны, информация, представленная в форме абзацев (по количеству участников в группе).Учащиеся составляют план своего рассказа о природной зоне. Задача учащихся рассказать о своей природной зоне по составленному плану. Например:1.Название природной зоны. Местоположение.2.Особенности климата (природных условий).3.Преобладающие почвы.4.Как люди приспособились к условиям данной природной зоны?5.Экологические проблемы.Можно подробно рассмотреть только одну природную зону по заданному плану. Каждая группа работает со своим пунктом плана, приводит примеры. Целесообразно рассмотреть природную зону, в которой находится наш край.После выступления каждая группазадаёт вопрос по теме своего выступления, тем самым подводит итог по рассмотренной теме.2)Одной из эффективных форм работы является постановка проблемного вопросаили проблемная задача. Учащимся предлагается построить свой ответ в виде рассказа, а рассказ оформить письменно в виде брошюры. Так, при проверке учителем материала (ответа в виде рассказа или рассуждения), учащиеся приступают к оформлению брошюры. Таким образом, решается вопрос и применения творческого подхода к выполнению заданий (рисование, оформление, выбор иллюстраций), и вопрос интеграции (оформление связного, логического текста в устной и письменной форме).Например, при изучении природных зон для углублённого изучения материала можно дать вопросы для обсуждения:«Почему почва на арктическихостровах почти совсем не образуется?», «В тундре много озер и болот. Почему?», «Можно ли разрушать и уносить из леса лесную подстилку?»Могут быть предложены ситуации: «Представьте, что ваша экспедиция отправилась на один день в Арктику. Расскажите об этом дне»; «Представьте, что вы оказались на маленьком кораблике, который выпустили в реку Вятку, и отправили плыть по течению. Опишите ваше путешествие».При выполнении учащимися таких заданий формируются не только представления о неживой природе, но и развивается мышление, речь, творчество, навык организации учащимися работы внутри группы.3)Учащиеся в группах могут сами разрабатывать задания. Четвероклассники, осваивая курс «окружающий мир» уже знакомы с различными видами заданий и могут самостоятельно разработать их. Например, в виде загадок, незаконченных предложений, таблиц, схем, в которых даётся задание классифицировать те или иные объектыи т.д. В данном случае учащиеся работают с готовой информацией, которую они предварительно выбирают сами. Например, при работе с информацией о природных зонах России можно использовать такой вид заданий, как незаконченные предложения:
Назови природную зону по описанию: «Зима очень суровая. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура понижается до 60»;
Дополни информацию о природной зоне Арктика: «Зима очень … . Дуют … … , температура … … …» и т.д. Каждый участник группы пожжет подобрать задания по разным микротемам: «Климат», «Местоположение», «Почвы», «Экологические проблемы». После выполнения таких работ, которые выполняются под контролем и коррекцией учителя, учащиеся обмениваются заданиями с другой группой, и выполняют задания, разработанные своими сверстниками.На этапе работы с информацией в группах, учащимся можно предложить выполнение индивидуального задания каждым учеником. Каждая группа получает одно общее задание или тему, но каждый участник группы отвечает на свой вопрос (задание) самостоятельно. После выполнения задания, учащиеся обмениваются мнениями и приходят к общему выводу. Например, при изучении темы «Экологические проблемы нашего края», всем учащимся задаётся один вопрос: «Как сделать так, чтобы прогулки по нашему городу были не только приятными, но и полезными для здоровья?». Каждому участнику группы даются опорные слова: воздух, вода, почва,полезные ископаемые,лес. Задача учеников выявить из предложенного текста экологические проблемы и предложить возможные пути их решения. Важно, чтобы в тексте не звучало информации «в готовом виде». Таким текстом может быть статья, муниципальный доклад, обращения жителей и т.д. Каждый участник группы может получить как свой, отдельный текст, так и один общий текст для участников всей группы. После анализа текста, ребята выясняют, что на каждый природный ресурс имеет влияние экологическая проблема. Учащиеся узнают новые пути решения экологических проблем и обобщают уже существующие.4.Во внеурочной деятельности по окружающему миру можно использовать такую форму работы, как игра. Рассмотрим некоторые из видов игр, в процессе которых целесообразно использование групповой формы работы.1)Имитационная играИмитационная игра в рамках курса окружающий мир основана на моделировании природных объектов и явлений. Такая игра требует большой подготовки учителя, но способствует углублению научных знаний, экологических представлений.В рамках групповой формы работы такую игру можно провести по теме «Звезды и планеты. Модель звёздного неба». Учащиеся делятся на 23 группы, получают «роли» планеты Солнечной системы. Задача учащихся имитировать движение планет, правильно расположить планеты в Солнечной системе. Усложнением для такой игры будет постановка проблемных вопросов, как одного общего, так и разных вопросов для каждой группы, например: Как влияет Солнце на планеты?Почему планеты не отдаляются от Солнца, ведь они ничем к нему не прикреплены?Что будет, если планеты Солнечной системы поменяются местами?
2)Играпутешествие.Игрыпутешествия подразумевают наличие различных игровых ситуаций, наличие чёткого маршрута путешествия. Учащимся предлагается разделиться на группы (45 человек), каждый получает свой маршрут. Для организации игрыпутешествия можно выбрать общие темы, но уточнить названия этапов (станций, остановок). Например, игра «Путешествие по России» может иметь такие станции: «Лесная», «Водная», «Станция погоды», «Рельефная», «Экологическая». Игра «Путешествие по Кировской области» «Поверхность», «Почва», «Полезные ископаемые», «Водные артерии», «Озёра», «Экология».3)Дидактическая игра.Примером дидактической игры может быть игра «Сто к одному». В игре принимают участие 23 команды.Задания состоят из пяти разделов по темам: «Природные зоны России», «Природные богатства Кировской области», «Полезные ископаемыеКировской области», «Водные богатства России», «Мир глазами астронома». В каждом из пяти разделов (тем) имеется по пять вопросов, имеющих свою «цену»: 100, 200, 300, 400, 500.Приведём пример вопросовиз раздела «Полезные ископаемые Кировской области»:100
Самое распространённое полезное ископаемое Кировской области, используемое для производства посуды и гончарных изделий. Что это?200 Это полезное ископаемое состоит из остатков растений, легче воды, рыхлое; в зависимости от вида (слоя) может использоваться как горючий материал, или как удобрение. Что это?300 Горючее полезное ископаемое, представляющее собой маслянистуюжидкость краснокоричневого цвета. Что это?400 Это полезное ископаемое используется для удобрений полей, при строительстве зданий, мощении дорог. Что это?500 Эта жидкость национальное достояние, имеющее уникальный состав, используемое при лечении заболеваний желудочнокишечного тракта. О каком достоянии идёт речь?Использование игры во внеурочной деятельности в процессе освоений знаний о неживой природе способствует углублению знаний учащихся, установлению взаимосвязей в природе. Игра мотивирует учащихся, вызывает познавательный интерес, происходит активизация деятельности, а в процессе групповой работы решается проблема межличностных отношений учащихся.Таким образом, при организации групповой формы работы во внеурочной деятельности по окружающему миру у четвероклассников можно выбирать различные или одинаковые задания для каждой группы учащихся.Групповая формаобучения решает вопрос не только взаимодействия учащихся и учителя, но и развивается мышление, речь, творчество, навык организации учащимися работы внутри группы.При этом мы доказали на основе конкретных примеров, что групповая форма работы помогает решать актуальные проблемы в усвоении учащимися понятий об объектах неживой природы, способствует углублению знаний учащихся, установлению взаимосвязей в природе.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утвержденприказомМинобрнаукиРоссииот6октября2009г.№373). Режим доступа : http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/922.
[Дата обращения 26.12.2015].2.Дьяченко,В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе[Текст] / В.К. Дьяченко // Начальная школа.1998. №1. С. 1724.3.Лободина,Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий[Текст]/Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2007. 266с.4.Плешаков, А. А. Мир вокруг нас : учебник для 4 класса начальной школы[Текст]./ А. А Плешаков.
М. : Просвещение,2010.136 с.