Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Токовищева В. А., Ежкова Н. С. Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 521–525. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86114.htm.
Аннотация. В статье представлен научный анализ проблемы развивающего образования детей дошкольного возраста, рассматриваются научные школы развивающего образования, проблема развития детей с ориентацией на возрастные ценности детей, методические основы развития дошкольников в художественно-творческих видах деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ежкова Нина Сергеевна,доктор педагогических наук, доцент,профессор кафедры психологии и педагогикиФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого», г.Тулаegkovanc@mail.ru

Токовищева Вера Александровна,магистрант факультета психологииФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого», г.Тулаya.vera1991@yandex.ru

Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему. Аннотация.Встатье представлен научный анализ проблемы развивающего образования детей дошкольного возраста, рассматриваются научные школыразвивающего образования, проблема развития детей с ориентацией на возрастные ценности детей, методические основы развития дошкольников в художественнотворческих видах деятельности. Ключевые слова:дошкольное образование, развитие детей, возрастные ценности дошкольников, художественнотворческие виды деятельности.

Развитие детей выступает приоритетным направлением современного дошкольного образования. Данное направление находит содержательное раскрытие в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияи рассматривается в пяти направлениях: социальнокоммуникативное, художественноэстетическое, познавательное, речевое и физическое. Развитие дошкольников рассматривается в качестве главной задачи, основным ключевым направлением педагогической работы и интегративной характеристики результатов дошкольного образования. Полноценное становление личности в процессе развивающего образования невозможно без учёта её возрастной специфики, восприятия детства в качестве самоценного периода жизни человека. В работах отечественных педагогов и педологов неоднократно прослеживалась мысль о необходимости внимательного отношения к возрастной ценности детства. Подчеркивалось, что знать и ценить необходимо не только те качества, которые сохраняются у растущего человека в дальнейшем, но и те –временные, преходящие, которые отличают только отдельные жизненные периоды. Л.Н.Толстой отмечал редкую природную даровитость детей, остроту восприятия явлений жизни, внутреннюю сосредоточенность. Великий русский писатель и педагог многократно говорилио том, что нельзя преуменьшать и недооценивать всю глубину психики детей, писал об особом мире чувств и их отношения к миру.

В.А.Сухомлинский призывал педагогов быть внимательными и чуткими к особому миру детства, называя его «чудесным дворцом», а доступк нему известный педагог –гуманист видел в умении взрослых «перевоплощаться и становиться в какойто мере детьми». ВконцеХХ начале ХХIв.в.все большее внимание уделяется понятию «самоценность детства». Онорассматривается частью научной идеологии, аксиологическим ориентиром современных научныхисследований, социокультурнойкатегорией. Так, нашли отражение важные для педагогикиидеи отом, что детство не только физиологическое, психологическое и педагогическое явление, но и социокультурный феномен. В этой связи утвердилось идея о том, что дети являются не только фондом воспроизводства рода человеческого, но и реальным постоянно действующим моментом развития самого социума, составляющейсамой фактуры социального движения. Это положение направляет внимание учёных на необходимость раскрытия субъектной позиции ребёнка в социуме, роль образования в этом процессе, содержательных характеристик обогащенияжизнедеятельности ребёнка в целом и т.п. Ориентация на развитие утвердила качественно иные подходы к организации образовательной работы с дошкольниками. К ним относится поддержка и развитие субъектной позиции в разных видах деятельности, творческой активности, ценностного отношения к окружающемумиру, обеспечение возможности разноплановой самореализации ит.д., всего того, что связано с поддержкой индивидуальности, с ценностями возраста.Ориентация на ценности возрастав дошкольном возрасте позволяет, вопервых, преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что даётся в качестве содержания методов, форм обучения и воспитания; вовторых, определить новые соответствующие формы совместной деятельности, сотрудничества, служащие источником совместных переживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта культуры; втретьих, выстроить образовательныйпроцесс с учётом двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью регламентируемый им самим и педагогически опосредованнойактивности ребёнка, стимулируемой и направляемой взрослым. С целью согласования развивающего образованияс возрастными ценностями детей, с субкультурой дошкольного возрастанеобходимо обратиться ксодержаниюпонятия «возрастные ценности детей». Содержательную основу понятия «ценности возраста» составляют возрастные психофизиологические особенности детей, которые находят практическоеотражение в организации и реализацииобразовательногопроцесса, научнопрактической деятельности по созданию моделей развивающего образования, а также разнообразных проявлениях детскойсубкультуры. Характер проявления возрастных ценностей во многом связаны с жизнедеятельностью детей, процессом их социализации. Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определённую личностнуюпозицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые основания, на которых развёртываетсяпедагогическоевзаимодействиевзрослого и ребёнка. К возрастным ценностям детей относится сказочномифическое мировосприятие, открытость ребёнка миру, восприимчивость и впечатлительность, эмоциональность, образный характер мировосприятия, повышенная двигательная активность и др. Однако, вмассовой практике работы дошкольных образовательных организацийпродолжает срабатывать годами сложившийся стереотипный подход к развитиюкак целенаправленному влиянию надетей с весьма ограниченным учетом ценностей последних. На наш взгляд, одним из способовповышения эффективности образования дошкольников является осуществление необходимой рефлексии его организации в аспекте научного осмысления роли каждой возрастной ценностии возможностей её оптимальногоучета в образовательномпроцессе дошкольных организаций. Именно в этом мы видим перспективы дальнейших теоретических разработок в области развивающего образования.

Таким образом, значимость и ценность дошкольных образовательных организацийдолжно определяться не столько характером педагогическоговзаимодействияилилогикой освоения программного материала, сколько тем, какое место в нем отводится каждому ребёнку как предмету образовательной деятельности, насколько осознается и учитывается природа дошкольного детства, его своеобразие. Ребенок должен иметь право воспринимать окружающее, познавать, действовать с учетом своих ценностей и смыслов, а значимость образовательной работы раскрываться через развитие всех личностных структури сфер. Отсюда, важное место занимают деятельности пробуждающие образное мировидение детей, их образную самореализацию. К таким деятельностямотносятся, прежде всего, художественнотворческие–изобразительная, художественноречевая, музыкальная.В образовательномпроцессе дошкольных организаций эти виды деятельностирешают ряд ключевых задач: в области эстетического воспитания детей: позволяют обогащатьизобразительные умения, творческие способности, эстетическийвкус, т.п.;

в области социального развития: обеспечиваютблагоприятные условия для формирования социальнозначимой мотивации способов действий, знаний обобщественной жизни, национальных традициях, проявлять эмпатийные формы поведенияит.п.;

в области культуроосвоения: служат способомвхождения в мир культуры, приобщения к социокультурным ценностям, позволяют формировать эмоциональноценностное отношение к миру, обогащатьдетей образами

художественными,ценностноориентированнымии т.п. Благодаря приоритету эмоциональной составляющей, пробуждающей разнообразные переживания, образное мировосприятие, стремление к самостоятельной творческой самореализации эти видыдеятельностипривносит в жизнь детей самобытное видение окружающей действительности и отношения к ней.В процессе организации художественнотворческих видов деятельности необходимо осуществлять целенаправленное влияние на эмоциональную сферу детей, пробуждая различные эмоции, переживания.Для этого можно использовать методыэмоционального воздействия. Эти методы относятся к числу нетрадиционных, поскольку направлены на актуализацию эмоциональных проявлений, пробуждение отношения детей к образовательному содержанию, постигаемому в рамках рисования, чтения художественных произведений и др. Метод эмоциональносенсорного воздействиястроится на механизме актуализации краткихэмоциональных реакций. Впроцессе взаимодействия с детьмипедагог специально вводитсенсорные стимулы,побуждающие к эмоциональным реакциям,например, перед рисованием осеннего пейзажа, можно предложить дошкольникампоходить по шуршащим осенним листьям, послушать шум дождя и ветра и т.п.

2. Метод сопоставлениястроится на механизме эмоциональной дифференциации –пробуждения эмоций, различающихся по модальностис целью развития эмоциональноценностного отношения к познаваемым объектам, социальным процессам и явлениям, способам действийидр. Зачастую он строится наинверсионныхдействияхили действиям наоборот. Побуждение к инвертированию выступает в качестве способа общения педагога с детьми, средства, обеспечивающего заинтересованный диалог. Инверсионные действия могут носить разную форму словесную, сюжетноигровую. Открытие несоответствий между содержанием и формой, знанием и поведением являетсяоснованием для возникновения эмоциональных проявлений. Важным средством для создания таких ситуаций «наоборот» могут служить комические произведения детских писателей и поэтов, в которых представлен широкий спектр художественных образов, наделённых чертамиалогичного поведения, абсурдности и т.д. 3. Метод побуждения к сопереживанию, которыйстроится на механизме идентификации. Этотметод заключается в том, что педагогпробуждает у детей эмоциональные реакции через репрезентацию субъекту эмоциональногосостояния другого. Проникаясь чувствами другого (персонажа литературного произведения, живописного полотнаи т.д.) дети входят в это состояние,проявляясоответствующиеэмоции. В результате такого воздействия переживания начинают связываться с конкретным действием, событием, поступком.

4. Метод эмоциональнообразного воздействия.Этот метод направлен на побуждение детей кпередаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством вхождения в роль, отождествления себя с природным объектом, литературным персонажем и т.д. Он строится на актуализации такой формы эмоционального реагирования как эмоциональное обособление –воплощение субъективнообразного содержания испытываемой ребёнком эмоции, выражении личностногохарактера эмоциональной самореализации. Этот метод успешно реализуется через «погружение» детей вмнимую,воображаемую ситуацию, отражениеэмоциональных переживаний в образном воплощении.Использование методов эмоционального воздействия должно согласовываться с общепринятыми, традиционнымиметодами воспитания и обучения детей, служить способами профессионального взаимодействия педагога с детьми, которыепозволяют решать целый ряд образовательных задач в области развития детей, а также придавать каждому видухудожественнотворческойдеятельности эмоционально насыщенный и увлекательный характер. Дошкольное образование,направленное наразвитиедетей, а также их саморазвитиене может бытьполноценным и эффективным, если не будет учитыватьвозрастные ценности дошкольников. Ссылки на источники1. Ежкова Н.С. Образование дошкольников с позиции возрастных ценностей. // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 69. 2.Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход. –Дубна, 1997. 170 с.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

4.Фельдштейн, Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. 2002. № 1, С.920.