Конкурентные стратегии и преимущества малых предприятий в автосервисе в условиях кризиса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Медушевская И. Е., Мурысин М. В. Конкурентные стратегии и преимущества малых предприятий в автосервисе в условиях кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 631–635. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86138.htm.
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных стратегий для малых автосервисных предприятий в условиях кризиса. Дана характеристика авторынка в РФ, определены основные доходные операции автосервисного предприятия. Выявлены основные факторы конкурентоспособности предприятий автосерсиса. Даны рекомендации по выбору конкурентной стратегии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мурысин Михаил Викторович,студент4 курса бакалавриата по направлению «Экономика» Пензенского филиала

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. ПензаMyrisinmv@yandex.ru

Научный руководитель –Медушевская Инна Евгеньевнакандидат экономических наук, доцент, доценткафедры экономики и финансов Пензенского филиала

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пензаiem1616@mail.ru

Конкурентные стратегии и преимуществамалых предприятий в автосервисев условиях кризиса

Аннотация.Статья посвящена поиску эффективных стратегий длямалых автосервисных предприятий в условиях кризиса. Дана характеристика авторынка в РФ, определены основные доходные операцииавтосервисного предприятия. Выявленыосновные факторы конкурентоспособности предприятий автосервиса. Даны рекомендации по выбору конкурентной стратегии.Ключевые слова:малое предприятие, автосервис, авторынок, устойчивое конкурентное преимущество, конкурентная стратегия, автомобильный парк, конкурентоспособность автосервиса.

В современных условиях нестабильности мировой экономики и снижения потенциала устойчивости национальных экономических систем возникла необходимость в тех экономических субъектах, которые ищут нетрадиционные способы конкурентной борьбы и формируют свою конкурентоустойчивость в долгосрочной перспективе на базе устойчивого конкурентного преимущества [1; 2]. Критерием успеха выступает эффективность, которая состоит из комбинации элементов эффективной технологии производства, эффективных технологий управления и эффективного маркетинга. По мере развития конкурентных отношений успешной сможет стать лишь то предприятие, которое способно не только адекватно реагировать на изменения внешней среды, но, и, формировать устойчивые конкурентные преимущества на основе выбранной конкурентной стратегии, использовать свой креативный потенциал, прогнозировать изменения и быстро адаптироваться к ним, угадывать в сложившихся обстоятельствах новые возможности и перспективы [3].Возрастающая конкуренция и рост благосостояния людей, позволяющий покупать больше машин в расчете на одну семью, предъявляют новые требования не только по качеству обслуживания и ремонту, но и к качеству сервиса для клиентов, что дает новый толчок к развитию на предприятиях автосервиса инфраструктуры для клиентов. Как правило это предприятия, которые по всем критериям можно отнести к субъектам малого бизнеса. Анализ и оценка парка легковых автомобилей показал [4; 5], что его состояние является отражением социальноэкономического положения страны, а его обновление и рост сдерживается темпами роста реальных доходов населения. Существенное влияние на авторынок РФ оказывала неопределенность геополитической ситуации в 2014 году, ослабление курса рубля и повышение цен, а также ужесточение таможенных правил, введенных в 2008 году, в результате чего стало невыгоден ввоз поддержанных иномарок. Наибольшее снижение продаж зафиксировано в сегменте отечественных брендов, не пользующихся популярностью и доверием, и новых импортных автомобилей изза их дороговизны, недоступность автокредита или его сложность в оформлении, дороговизна, требование покупки дополнительных услуг страхования и др. Тем не менее, в долгосрочной перспективе российский рынок ожидает умеренный рост и имеет тенденцию к развитию.Таким образом, объем автопарка РФ в ближайшей перспективе будет увеличиваться, хотя и незначительными темпами, поэтому возрастет конкуренция между предприятиями автосервиса, оказывающими спектр услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта. Хотелось бы отразить свой личный опыт работы в автосервисе и дать некоторые рекомендации подобным предприятиям или тем, кто собирается открыть свои автомастерские.Комплексно исследоватьэтот сегмент рынка полностью не представляется невозможным, так как отсутствует официальная статистика, к тому же велик процент теневого бизнеса, когда услуги автосервиса оказываются по знакомству, в гаражах и т.п. Основные доходные операции в автосервисе:1)техническое обслуживание –регулярные регламентные работы, вроде замены масла, колодок и т.п.;2)ремонт –работы по починке «внезапных» неисправностей, кузовной ремонт;3)дополнительные услуги –от предпродажной подготовки до сезонного хранения колес;4)тюнинг –от аэрографии до форсирования двигателя;5)продажа дополнительного оборудования и аксессуаров;6)дополнительные услуги, такие как, помощь на дороге, подменный автомобиль;7)финансовоавтомобильные услуги –продажа и оформление страховок, кредитов и т.д.По качеству и стоимости предоставляемых услуг можно условно выделить три основные группы автосервисов:1 группа –автосервисы со стоимостью работ порядка 500600 рублей/час. Такие станции характеризуются слабым уровнем технического оснащения –все оборудованиелибо отсутствует, либо очень устаревшее, минимизацией затрат на помещение –наиболее часто такие станции располагаются в гаражных кооперативах, также в них отсутствует –специализация. В ремонт принимается любой автомобиль, они работают по принципу «чиним все подряд». Расчеты за работу ведутся напрямую наличными, без предоставления какихлибо документов. Новые клиенты приходят в основном по рекомендации старых. Качество работ порой может не отличаться от качества работ автотехцентра более высокого уровня.Эта группа одна из многочисленных во всех городах.2 группа –автосервисы со стоимостью работ около 8001200 рублей/час.Такие станции оснащены более современным оборудованием, помещаются в более удобных помещениях, часто специализируются на конкретных марках автомобилей, или услугах. Качество обслуживания в целом, гораздо выше, оплата в большинстве случаев производится через кассу, стоимость ремонта согласовывается с профессиональным мастеромоценщиком, предоставляется гарантия. Для привлечения новых клиентов используется реклама –чаще всего на специализированных форумах, сайтах, или рекламных щитах вдоль дорог. Количество автосервисов этой группы в Москве и Московской области составляет примерно 5,7 тыс. предприятий. Успешное развитие данной группы автопредприятий будет зависит в том числе и от эффективных программ кредитования предпринимателей и субъектов малого бизнеса. Пока размер процентной ставки настолько велик, что взять кредит для оснащения автосервиса инновационным оборудованием не представляется возможным и не по силу каждому желающему.3 группа –автосервисы со стоимостью работ от 2500 тыс. рублей. Это автотехцентры, специализирующиеся на обслуживании автомобилей одной (иногда нескольких) марок, оборудованные самым новейшим дилерским оборудованием; технические центры авторизированных дилеров зарубежных марок. К основным агентам на рынке Москвы относятся автомобильные холдинги: Мейджоравто, ГК Независимость, ГК Рольф, Дженсер, Автомир, ЭлексПолюс, Автодом, Муса Моторс, Авто Гермес, АтлантМ и др. По данным АА «АВТОСТАТ» сегодня в Москве находится 437 таких дилерских центра[5].Услугами первой группы автосервисов пользуются в основном владельцы автомашин российских марок и иномарок с большим сроком службы, услугами второй группы являются владельцы новых моделей ВАЗа и иномарок, у которых прошел срок гарантии, частично включая иномарки премиумкласса, услугами третьей группы –владельцы высшего класса. Можно предположить, что развитие рынка автосервиса будет идти в направлении уменьшения доли первой группы и увеличения автотехцетров второй группы, т.е. по пути использования неценовых методов конкуренции, более полного удовлетворения именно индивидуальных потребностей автовладельцев, роста качества услуг, диверсификации и дифференциации самих услуг. Конкурентное преимущество получают автомастерские, предоставляющие сервис высокого качества при разумно ограниченном ассортименте услуг.В основном, конкурентоспособность автосервиса зависит от таких факторов как выгодное месторасположение; качество ремонта; грамотные специалисты и хорошее брендовое оборудование. Однако помимо очевидных преимуществ, выигрыш в конкурентной борьбе обеспечивается вопервых, привлечением новых клиентов, а вовторых, в их удержании. Автомобиль –это сложный механизм, требующий постоянного внимания специалистов, т.е. нуждается в постоянном техобслуживании. Таким образом, любой автосерсис должен стремиться к формированию устойчивых конкурентных преимуществ, которые позволят привлекать и удерживать большое количество клиентов.Существующий на рынке автосервис в течение короткого времени (12 года) завоевывает надежную репутацию и бренд, по истечению которого может практически не беспокоиться о привлечении новых клиентов, т.к. хороший доход будет обеспечивать обслуживание «старых» клиентов, к тому же по их рекомендациям знакомым, будет обеспечен достаточный приток новых клиентов.Однако любой новый открывающийся автотехцентр должен позаботиться о привлечении клиентов еще до его открытия. Четко сфокусироваться на определенном сегменте и целевой аудитории обслуживания, привлекая ее действенной и эффективной рекламой. Традиционными каналами рекламы являются: специализированные журналы и газеты, радио, телевидение, наружная реклама, почта, однако можно выделить и новые инновационные каналы –автосайты, специализированные интернетфорумы, собственный сайт компании, контекстная реклама впоисковиках Интернета, рефферальная система, или так называемое в народе «сарафанное радио», партнерские программы. Например, реклама в социальных сетяхпрактически бесплатна, многие отмечают ее эффективность.Для сокращения трансакционных издержек ведения бизнеса необходимо на первом этапе сформировать электронную информационную базу клиентов, с подробной информацией о самом клиенте и его автомобиле. Всегда можно прислать приятное сообщение, поздравления, напоминание о плановом техобслуживании, анкету. Очевидный результат –каждый случайный клиент станет постоянным. В процессе работы в автосервисе мной было установлено, что прибыльность предприятия зависит от следующих факторов: количество клиентов; средний чек (количество оказанных услуг и стоимость самой услуги); среднее количество заказов на одного клиента.Для формирования устойчивого конкурентного преимущества автосервисное предприятие должно иметь уникальность, преимущества перед другими. Выход –формирование нишевой стратегии: ориентир на определенных клиентов с конкретными марками и моделями автомобилей. Универсальность в этом бизнесе недопустима, ориентир на конкретную нишу –залог успешной работыв долгосрочной перспективе. На наш взгляд, именно малые предприятия способны осуществить данные стратегии в автосервисе. Малые предприятия обладают способностью быстрой адаптации к постоянно изменяющейся экономической конъюнктуре. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения, расширяя сферу приложения труда, стимулируя инициативу и способствуя более полной реализации творческого потенциала работников [6].

Ссылки на источники1.Медушевская, И. Е. Резервы увеличения прибыли предприятия деревообработки как фактор его конкурентоустойчивости / И. Е. Медушевская// Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2012. №28. С. 426429.2.Медушевская, И. Е. Конкуренция и конкурентные преимущества. Теория и российская практика. Монография / И.Е. Медушевская, В.А. Скворцова, Е.Ф. Ягафарова / LapLambertAcademicPublishingGmbh&Co. KG DudweilerLandstr.99, 66123Saarbrϋcken,Germany, 2012.3.Медушевская, И. Е. Теоретические и практические аспекты анализа конкурентоспособности страховой компании / И. Е. Медушевская // Научные исследования и разработки. –Экономика. –2013. –Т. 1. –№ 2 (2). –С. 2530.4.Дубровский, Д.А. Прибыльный автосервис. Советы владельцам и управляющим / Д. А. Дубровский. –СПб.: Питер, 2011. 5.Официальный сайт аналитического агентства АВТОСТАТ –URL.: www.autostat.ru.6.Медушевская, И. Е. Налоговая оптимизация как фактор повышения конкурентоспособности предприятия малого бизнеса / И. Е. Медушевская, Д. В. Родионова// Современное общество и экономика: анализ состояния и перспективы развития в условиях экономической турбулентности. –Пенза, 2015. С. 333–350.