Влияние информационно-коммуникационных технологий на уровень осведомленности персонала и влияние DLP-систем на формирование лояльности персонала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ломовцева О. К. Влияние информационно-коммуникационных технологий на уровень осведомленности персонала и влияние DLP-систем на формирование лояльности персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 626–630. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86136.htm.
Аннотация. В мире современных технологий и информационных войн многие компании задумываются над сохранностью своих коммерческих тайн (далее – конфиденциальной информации), ведь эта информация зачастую определяет экономическое процветание компании в будущем, и компании прибегают к разным методам сохранности своих секретов. Эти методы можно поделить на две группы, первая – навязывание жестких правил своим работникам с ограничением свободы своего персонала, и вторая – не ограничение в свободе, а сбор информации и последующий за этим процессом анализ данных. В данной статье хотелось бы разобрать оба этих метода на примере набирающих в последнее время популярность Data Loss Prevention system (далее – DLP-систем), показав тем самым, насколько сильно тот или иной метод защиты может повлиять на лояльность персонала компании и его приверженность корпоративной культуре компании в целом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ломовцева Ольга Константиновна,Студентка бакалавриата РГПУ им.А.И.Герцена

Научный Руководитель ‬Бавина Полина Александровна,Доцент кафедры социального менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена

Влияние информационнокоммуникационных технологий на уровень осведомленности персонала и влияние DLPсистем

на формирование лояльности персонала

Аннотация.В мире современных технологий и информационных войн многие компании задумываются над сохранностью своих коммерческих тайн (далее конфиденциальной информации), ведь эта информация зачастую определяют экономическое процветание компании в будущем, и затрагивая такую тему, компании прибегают к разным методам сохранности своих секретов в тайне. Эти методы, в общем плане, можно поделить на две группы, первая навязывание жестких правил своим работникам, заранее ограничивая свободу своего персонала, и вторая основной мыслью которого является, не ограничение в свободе, а сбор информации, и последующийза этим процессом анализа данных. В данной статье, я бы хотела разобрать оба этих метода, на примере набирающих в последнее время популярность Data Loss Prevention system (далее DLPсистем). Показав тем самым, насколько сильно тот или иной метод защиты может повлиять на лояльность персонала компании и его приверженности корпоративной культуре компании в целом.Ключевые слова: корпоративная культура, защита информации, лояльность, DLPсистемы

Формирование корпоративной культуры и прививание данной культуры сотрудникам организации можно назвать основой, на которой строится успешное будущее организации, которая планирует быть конкурентно способной в условиях современного мира, представляя свои услуги или продукты на рынке. Уже на данный момент существуют институты, занимающиеся проблемами адаптации сотрудников к корпоративному духу организации, это лишь подтверждает, что вопрос о лояльности сотрудников своей организации является достаточно существенным в современном обществе.Лояльность персонала и корпоративная культура формируются под воздействием таких факторов как внутренний климат в организации, отношение между сотрудниками и руководителем (горизонтальные и вертикальные взаимоотношения), применяемые методы, мотивации и многое другое. Однако, помимо вышеупомянутых факторов, на корпоративную культуру и лояльность персонала могут влиять и различные ограничения, которые жестко прописаны в политикекомпании, к примеру, методы защиты информации. Обобщенно, можно сказать про два метода, которые часто используютсяв больших организация, первый жесткое ограничение свободы (не запрещено, только то, что разрешеноявно) и второй без ограничений в свободе, но с анализом всех действий сотрудника (специальные сканеры, установленные в программноеобеспечение (ПО) компьютера, позволяют анализировать активность пользователя). Оба этих метода несут за собой негативное влияние на лояльность персонала, развивая мысль о недоверии к сотруднику, в этих ситуациях, руководство должно определить, что им важнее: лояльность персонала или возможность потери корпоративных секретов, а следствие потеря прибыли, и, возможное банкротствоорганизации. В следствие этого, чаще приоритет отдается сохранности секретов фирмы, а для сохранения лояльности, вводятся дополнительные информационные потоки, целью которых является смягчение негативного влияния от принятых мер, таких как внутренняя корпоративная почта, а именно какие материалы присылают сотрудникам, есть ли еженедельная рассылка с новостями компании или сферы, в которой работает компания. Эта так же может быть и внутренняя корпоративная социальная сеть (примером может быть система Bitrix, используемая во многих компаниях) или другой внутренний сайт с информацией как о компании, так и о разных мероприятиях, которые проходят в компании (дни рождения сотрудников, информацияо новых сотрудниках, профессиональный праздники и тд).Говоря о методах защиты информации, я бы хотела разобрать эти методы на примере DLPсистем.DLPсистемы или Системы предотвращение утечек информации (Data Loss Prevention system)это программный продукт, созданный для предотвращения утечек конфиденциальной информации организации. Работа этих систем основывается на анализе потоков данных, проходящих через сетевые интерфейсы корпоративной сети, в частности, на анализе потоков информации, отправленных, либо полученных, в результате использовании международных сетей информационного обмена. Однако, в базовый функционал таких систем, так же, входят функции аудита посещенных сайтов и общая активность пользователей корпоративной сети организации. Эти функции, часто используются руководством организаций, в которых развернуты эти системы, с целью мониторинга целевой активности своего персонала и релевантности этой активности поставленным задачам.Как же подобная система может повлиять на приверженность сотрудников к компании? Данный вопрос можно рассмотреть на простом примере использования сотрудниками различных социальных сетей (не корпоративных, в рабочее время).DLPсистема, призванная предотвратить возможную потерю конфиденциальной информации, может как ограничить доступ к тем или иным сайтам, которые могут влиять на результаты работы сотрудников, так и просто проводить анализ использования трафика в компании и предоставлять информацию, какие ресурсы используются, как часто, и что в них может быть плохого.Исходя из этих двух функций, возникает вопрос: как и в какой степени данные ограничения (закрытый доступ или использовать простой мониторинг) повлияют на работу персонала и их отношение к компании и к работодателю?При полной блокировке какихлибо информационных ресурсов, сотрудники компании полностью лишены возможности заходить на тот, или иной ресурс. В этом случае, можно сделать следующие предположения:руководителя компании, ограничивая доступ к интернет ‬ресурсам, полагают, что это поможет увеличить работоспособность персонала. Персонал меньше занимается посторонними делами ‬больше времени уделяет рабочим задачам.некоторые сотрудники вполне спокойно к такому отнесутся, потому что это нормальная практика для многих компаний. И, в совсем критичной ситуации, у человека есть мобильный телефон или другой гаджет.При такой реакции персонала на ограничение доступа, лояльность персонала не подвергается сильному негативному влиянию, так как сотрудники впринципе понимают причины таких ограничений, находят другие способы доступа на тот или иной ресурс. Под вопросом остается работоспособность персонала, насколько она увеличится. Но это зависит также и от самих людей, от характера работы, и от отношений внутри коллектива (между сотрудниками и руководителями)некоторые могут воспринять такие ограничение как проявление недоверия руководителя к сотрудникам. ©Значит нас в чемто подозревают…ª подобные мысли могут возникнуть у персонала.Такая реакция на введенные ограничения может сильно подорвать преданность сотрудников компании, и разрушить корпоративную культуру. Недоверие и недопонимание между персоналом и руководителем, очень сложная и опасная проблема. И если такая ситуация возникает в компании, ее надо срочно решать, не оставляя все как есть, отговариваясь фразами ©Ничего страшного, привыкнут.ªСтоит так же рассмотреть ситуацию, в которой программа просто отслеживает вредоносные сайты и сообщает о возможных угрозах, не блокируя при этом доступ к сайтам.Казалось бы, ситуация проста, однако и тут могут быть ©подводные камниª.Сотрудники компании, в принципе, могут и не знать о том, что DLPсистемы ведут мониторинг используемых информационных ресурсов, и это не мешает им работать эффективно и качественно.Втакой ситуации: сотрудники спокойно работают, руководители также спокойно работают, проверяя периодически отчеты программы.Другая ситуация, когда сотрудники знают о том, что работает программа по защите информации (предотвращение утечки), и неправильно истолковывая ее назначение ‬программа не только защищает информацию, но и следит за сотрудниками, и если тот или иной сотрудник часто заходит на какойлибо ©не рабочийª информационный ресурс, его могут оштрафовать.Подобные домыслы сильно повлияют на лояльность сотрудника и на общее отношение к руководителю компании. Однако, если сотрудники знают о существовании такой программы, следует объяснить принцип ее работы и ее основное назначение. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что и первый и второй вариант защиты информации может сильно повлиять на формирование лояльности персонала и на корпоративную культуру в целом. Степень и направленность влияния зависит от самих людей ‬человеческий фактор, от политики компании, насколько сотрудники в ней свободны в коммуникациях и открыты между собой (говоря о рабочих отношениях), от сформировавшейся уже корпоративной культуры. И прежде чем вводить тот или иной формат мониторинга и защиты, необходимо провести анализ состояния корпоративной культуры и уровня приверженности компании.

Ссылки на источники1.Анисимов Т.Ю. Эффективность сайта для туристического агентства // Вестник факультета сервиса и рекламы Иркутского государственного университета. 2010, № 9. С. 8996.