Коррекционная работа со слабослышащими детьми
Выпуск:
ART 86149
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвиенко
Л.
Д.,
Стретичук
А.
А.,
Турбинова
Е.
Б. Коррекционная работа со слабослышащими детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
686–690. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86149.htm.
Аннотация. В статье представлена реабилитационная работа со слабослышащими детьми, которая содержала коррекционные мероприятия, способствующие устойчивости внимания, улучшению зрительной памяти, коррекции межличностных отношений.
Ключевые слова:
слабослышащие дети, реабилитационные мероприятия, коррекционная направленность воздействий, компенсаторно-образовательная область образования слабослышащих детей.
Текст статьи
Турбинова Елена Борисовна,преподаватель специальности «Сестринское дело» ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж», г.Кропоткин lenchikgold@mail.ru
Матвиенко Людмила Дмитриевна,преподаватель специальности «Сестринское дело» ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж»lenchikgold@mail.ru
Стретичук Ангелина Андреевна,студентка 4 курса специальности «Сестринское дело» ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж»aleftina.bursova@yandex.ru
Коррекционная работа со слабослышащими детьми
Аннотация.В статье представлены реабилитационная работасо слабослышащими детьми, которые содержаликоррекционные мероприятия, способствующие устойчивости внимания, улучшению зрительной памяти, коррекции межличностных отношений.Ключевые слова:слабослышащие дети, реабилитационные мероприятия, коррекционная направленность воздействий, компенсаторнообразовательная область образования слабослышащих детей.
Для человека характерно обучение восприятию, запоминанию и обрабатыванию любой информации. Для освоения свежей информации, человек обязан затратить энергию. Приобретённые обучающимися в сфере среднего профессионального образования профессиональные лечебные и диагностические навыки находят отражение в курсовых проектах и выпускной квалификационной работе студента[3, с.142]. Коррекционная работа со слабослышащими детьмиотражена в научноисследовательскойработе, которую следуетоценитькак проектированиеколлективной познавательноисследовательской деятельности педагога и обучающихся. Под руководством педагога мывыполнялипроектную работу по реабилитации слабослышащих детей[1, с.236].Реабилитация пациентов включает следующие компоненты: медицинскую реабилитацию, физическую, психологическую, социальную, техническую, юридическую, педагогическую. В настоящее время процесс медикосоциальной реабилитации детей с дефектами слуха является предметом исследования специалистов разных отраслей научного познания. Различные аспекты этого процесса раскрываются психологами, философами, социологами, педагогами, социальными психологами, которые изучают механизмы, этапы и факторы медикосоциальной реабилитации.Медицинская реабилитация слабослышащих детей содержит терапевтические мероприятия (фармакотерапию), санаторнокурортное лечение. Физическая реабилитация представлена физиотерапевтическими процедурами, лечебной гимнастикой, массажем. Психологическую реабилитацию проводят психологи, психотерапевты, при необходимости психиатры. В социальной реабилитации участвуют социальные педагоги, служба соцзащиты, часто близкие друзья, товарищи по школе. Техническая реабилитация представлена (при необходимости)применением аппарата для усиления слуха (протезы слуховые, звукоусиливающая аппаратура). В юридической реабилитации участвуют юристы социальной защиты населения, которые помогают слабослышащим лицам получать пенсию, пособие, единовременные и другие выплаты. Педагогическая реабилитация проводится в образовательных учреждениях коррекционного вида, в которых работают сурдопедагоги, педагоги дополнительного образования[2, с.1315].С 1 января 2016 г. вступают в силу основные положения Федеральногозакона от 1 декабря 2014 г. № 419ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защитыинвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». ЭтимЗаконом и другими нормативноправовыми актами в течение последнихнескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положенийКонвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база длясоздания доступной среды для инвалидов.Для слабослышащихдетей барьерами всевозможной степенивыраженности являетсяотсутствие слуховойинформации, в том числе причрезвычайных ситуациях на объектахсоциальной инфраструктуры, отсутствиевозможности подключения современных технических средств реабилитации(слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционныепетли),наличие электромагнитныхпомех при проходе через турникеты. Барьером служит и средство контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие
сурдопереводчика,тифлосурдопереводчика и прочие информационные барьеры.
Устранение препятствий по предоставлениюинформации, допуск сурдопереводчикаоблегчают среду обитания для слабослышащего ребёнка.В ходе анализа литературных источников нами установлены невысокий уровень и неблагоприятная динамика здоровья детей школьного возрастас нарушением слуха, которые обучалисьв коррекционных образовательных учреждениях. При опросе респондентов мы установили выраженную напряженность адаптивных процессови увеличенный уровень ситуационной тревожностипо сравнению со здоровымидетьми. Мы можем утверждать, что на этапе специализированного образования дети с депривациейслуха недостаточно реабилитированы. Специализированныеобразовательныеучрежденияпо многим параметрам не соответствуют гигиеническим нормативам. Поэтому есть необходимостьусиления профилактической направленности процесса образования и реабилитациислабослышащих детей.Эти дети нуждаются в социальнопсихологической поддержке, в обеспечениисанитарногигиенического контроля надобстоятельствами образования, требуют учитыватьанатомофункциональныеособенностиданного контингентадетей.Как этап выпускной квалификационной работы мы анализировали коррекционную работу со слабослышащими детьми в Кропоткинском реабилитационном центре «Теремок». Слабослышащие дети имеют большое количествопроблем, связанных с приспособлением к окружающей действительности. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как неспособности изменить определенную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее стремление к сотрудничеству. Представление слабослышащего о самом себе ("Я концепция") менее точная, чем у слышащих: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми.В ходе своей работы мы анализировали реабилитационные мероприятия со слабослышащими детьми 78 лет, для которых характерно: неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению,обеднение опыта общения, замедленное формирование межличностных отношений.Учитывая выше перечисленное, мы применяли коррекционные мероприятия, способствующие устойчивости внимания, улучшению зрительной памяти, коррекции межличностных отношений. Для оценки использовали психодиагностические методики: «Оценка устойчивости внимания», «Оценка кратковременной зрительной памяти», «Оценка отношений в коллективе».Основой реабилитационных мероприятий стал принцип коррекционной направленности. Коррекцияфизического развития наряду с сенсомоторным развитием, коррекциянарушений звукопроизношения, логопедическаяритмика, а также коррекцияпознавательной деятельности составляет компенсаторноадаптационную область образования слабослышащих детей.
Деятельность по коррекции физического развития слабослышащих учащихся должна быть направлена в первую очередь на исправление их двигательных нарушений, как известно, по трем составляющим: схема движений (техника); комплекс двигательных способностей, или качеств; анатомофизиологические компоненты организма.
Для осуществления обозначенной цели средства и методы коррекционного физического воспитания должны иметь преимущественную ориентированность: на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития; на исправление и развитие кондиционных (физических) и координационных качеств; на коррекцию и совершенствование необходимых двигательных умений и навыков.
Применялись следующие методы коррекции: общая, активная, пассивная и специальная. Различия указанных методов коррекции заключаются лишь в специфике используемых средств и методов.
Так при общей коррекции применяется комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий типа: физзарядка, закаливание, игры, плавание.
Под активной коррекцией понимается сознательное и целенаправленное использование занимающимся специальных коррекционных упражнений в сочетании с общеразвивающим и общеоздоровительным воздействием средств физической культуры.Напротив, метод пассивной коррекции осуществлялся без активного участия детей (пассивные движения, массаж, супинаторы, корсет.
Сущность метода специальной коррекции состоит в применении избирательных упражнений, направленных на устранение определенных нежелательных изменений морфологических и функциональных свойств организма.Коррекционные мероприятия осуществлялись по направлениям: 1. Формирование психологической базы речи средствами и методами адаптивного физического воспитания.
Совершенствование познавательной, или интеллектуальной сферы, включающей в себя такие понятия, как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение. В связи с этим в первую очередь целесообразны упражнения на совершенствование двигательного, зрительного и тактильного, а только затем слухового анализатора. На базе же слухового восприятия формирование навыка ориентироваться в пространстве.
Для решения этой локальной задачи мы учили своих подопечных следующему: умению ориентироваться в малом пространстве (слева справа, сверху снизу от себя и т. п.); способности управлять собственным телом; умению скопировать движения, выполненные учащимся, стоящим напротив; способности ориентировки в большом пространстве, т. е. по отношению к другим предметам.
Возможность достижения указанной цели представляется вполне реальной за счет применения специальных упражнений, в том числе игровых заданий. Например для развития ориентировки в пространстве и координации движений, развития памяти игры «Часы», «Поворот в круге», «Испорченный телефон», «Запомни движение».
В целях обеспечения условий для полноценной мыслительной деятельности логопатов важно смоделировать проблемные ситуации. С этой точки зрения весьма эффективны задания на межпредметные связи. Так, в данном случае предлагаются игры с элементами математики, способствующие развитию логики мышления учащихся младшего звена: «Найди меньшее число», «Вызов номеров». 2. Использование методических приемов: звуколидирование; звукоподражание; звуковые акценты в движениях; музыкотерапия.3. Ролевые двигательные действия (игры) со звуковым выражением. 4. Работа над дыханием как составной частью звукообразования(дыхательная гимнастика, релаксация, плавание)5 Упражнения для снятия мышечного напряженияпри продолжительном пользовании голосом.Таким образом, применяя вышеперечисленные технологии в коррекционной работе со слабослышащими детьми мы получили улучшение показателей в психодиагностических методиках: «Оценка устойчивости внимания», «Оценка кратковременной зрительной памяти» (табл. 1):Таблица 1Сравнительный анализ показателей контрольных испытаний
№ПоказателиЭкспериментальные группыКонтрольные группыПодготовленностьдо пед. экспериментапосле пед. экспериментаразница %до пед. экспериментапосле пед. экспериментаразница %1.Устойчивость внимания6,68,122,76,67,06,02.Зрительная память4,65,621,74,64,96,5
На основании этих данных построена диаграмма (рис.1).Рис.1.Прирост средних результатов в %.
Устойчивость внимания (сек)
Полученные в педагогическом эксперименте данные в контрольной группе: 6,6 (до) и 7,0 (после педагогического эксперимента) в экспериментальной группе: 6,6 (до) и 8,1 (после педагогического эксперимента) (рис.1).66,513,721,70510152025Устойчивость вниманияЗрительная памятьКонтрольная группаЭкспериментальная группаРис.2. Средние показатели групп до и после педагогического эксперимента.
Обработав результаты методом математической статистики определили, что значение средней ошибки разности (1,4) меньше граничного значения (2,18), следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями не достоверны.
Устойчивость вниманияГруппыnxσmT/ p1,4 pКонтрольная77,00,370,15Экспериментальная78,11,480,6
Зрительная память (сек)
Полученные в педагогическом эксперименте данные в контрольной группе: 4,6 (до) и 4,9 (после педагогического эксперимента) в экспериментальной группе: 4,6 (до) и 5,6 (после педагогического эксперимента) (рис.2).
Рис.3.Средние показатели групп до и после педагогического эксперимента.
Обработав результаты методом математической статистики определили, что значение средней ошибки разности (0,9) меньше граничного значения (2,18), следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями не достоверны.
0246810до экспериментапосле эксперимента6,676,68,1Контрольная группаЭкспериментальная группа0510152025до экспериментапосле эксперимента4,618,718,421,4Контрольная группаЭкспериментальная группаЗрительная памятьГруппыnxσmT/ p0,9 pКонтрольная74,91,110,45Экспериментальная75,61,480,6
Использование методики: «Оценка отношений в своем коллективе», характеризующей межличностные отношения позволило решить ряд сложных педагогических задач: получить знания о значимых целях и жизненных идеалах детей, выявить проблемную сферу жизнедеятельности, нравственные стороны их поведения, их личностные качества; проанализировать преимущества и недостаткиприменяемых средств обучения и форм воспитательной работы. Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений слабо слышащих подростков. Таким образом, коррекционно развивающие мероприятия оказали положительное влияние на детей, при соблюдении следующих условий: индивидуальный подход к каждому ученику, использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, проявление педагогического такта, развитие веры в собственные силы и возможности.
Ссылки на источники1.Бурсова А. П. Метод проектов как способ повышения мотивации студентов в среднем специальном образовании [Текст] / А. П. Бурсова, Е. Б. Турбинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –№ 3 (4). –с.236238.ISSN 24118184.2.Бурсова А.П. Применение виртуальных сред с погружением для реабилитации инвалидов. В сборнике: Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 1315.3.Турбинова Е.Б. Слагаемые педагогической деятельности преподавателя медицинского колледжа на современном этапе. Вестник научных конференций. 2015. № 22(2). Перспективы развития науки и образования: по материалам международной научнопрактической конференции 31 октября 2015 г. Часть 2. С.142143. ISSN 24128988
Матвиенко Людмила Дмитриевна,преподаватель специальности «Сестринское дело» ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж»lenchikgold@mail.ru
Стретичук Ангелина Андреевна,студентка 4 курса специальности «Сестринское дело» ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж»aleftina.bursova@yandex.ru
Коррекционная работа со слабослышащими детьми
Аннотация.В статье представлены реабилитационная работасо слабослышащими детьми, которые содержаликоррекционные мероприятия, способствующие устойчивости внимания, улучшению зрительной памяти, коррекции межличностных отношений.Ключевые слова:слабослышащие дети, реабилитационные мероприятия, коррекционная направленность воздействий, компенсаторнообразовательная область образования слабослышащих детей.
Для человека характерно обучение восприятию, запоминанию и обрабатыванию любой информации. Для освоения свежей информации, человек обязан затратить энергию. Приобретённые обучающимися в сфере среднего профессионального образования профессиональные лечебные и диагностические навыки находят отражение в курсовых проектах и выпускной квалификационной работе студента[3, с.142]. Коррекционная работа со слабослышащими детьмиотражена в научноисследовательскойработе, которую следуетоценитькак проектированиеколлективной познавательноисследовательской деятельности педагога и обучающихся. Под руководством педагога мывыполнялипроектную работу по реабилитации слабослышащих детей[1, с.236].Реабилитация пациентов включает следующие компоненты: медицинскую реабилитацию, физическую, психологическую, социальную, техническую, юридическую, педагогическую. В настоящее время процесс медикосоциальной реабилитации детей с дефектами слуха является предметом исследования специалистов разных отраслей научного познания. Различные аспекты этого процесса раскрываются психологами, философами, социологами, педагогами, социальными психологами, которые изучают механизмы, этапы и факторы медикосоциальной реабилитации.Медицинская реабилитация слабослышащих детей содержит терапевтические мероприятия (фармакотерапию), санаторнокурортное лечение. Физическая реабилитация представлена физиотерапевтическими процедурами, лечебной гимнастикой, массажем. Психологическую реабилитацию проводят психологи, психотерапевты, при необходимости психиатры. В социальной реабилитации участвуют социальные педагоги, служба соцзащиты, часто близкие друзья, товарищи по школе. Техническая реабилитация представлена (при необходимости)применением аппарата для усиления слуха (протезы слуховые, звукоусиливающая аппаратура). В юридической реабилитации участвуют юристы социальной защиты населения, которые помогают слабослышащим лицам получать пенсию, пособие, единовременные и другие выплаты. Педагогическая реабилитация проводится в образовательных учреждениях коррекционного вида, в которых работают сурдопедагоги, педагоги дополнительного образования[2, с.1315].С 1 января 2016 г. вступают в силу основные положения Федеральногозакона от 1 декабря 2014 г. № 419ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защитыинвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». ЭтимЗаконом и другими нормативноправовыми актами в течение последнихнескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положенийКонвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база длясоздания доступной среды для инвалидов.Для слабослышащихдетей барьерами всевозможной степенивыраженности являетсяотсутствие слуховойинформации, в том числе причрезвычайных ситуациях на объектахсоциальной инфраструктуры, отсутствиевозможности подключения современных технических средств реабилитации(слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционныепетли),наличие электромагнитныхпомех при проходе через турникеты. Барьером служит и средство контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие
сурдопереводчика,тифлосурдопереводчика и прочие информационные барьеры.
Устранение препятствий по предоставлениюинформации, допуск сурдопереводчикаоблегчают среду обитания для слабослышащего ребёнка.В ходе анализа литературных источников нами установлены невысокий уровень и неблагоприятная динамика здоровья детей школьного возрастас нарушением слуха, которые обучалисьв коррекционных образовательных учреждениях. При опросе респондентов мы установили выраженную напряженность адаптивных процессови увеличенный уровень ситуационной тревожностипо сравнению со здоровымидетьми. Мы можем утверждать, что на этапе специализированного образования дети с депривациейслуха недостаточно реабилитированы. Специализированныеобразовательныеучрежденияпо многим параметрам не соответствуют гигиеническим нормативам. Поэтому есть необходимостьусиления профилактической направленности процесса образования и реабилитациислабослышащих детей.Эти дети нуждаются в социальнопсихологической поддержке, в обеспечениисанитарногигиенического контроля надобстоятельствами образования, требуют учитыватьанатомофункциональныеособенностиданного контингентадетей.Как этап выпускной квалификационной работы мы анализировали коррекционную работу со слабослышащими детьми в Кропоткинском реабилитационном центре «Теремок». Слабослышащие дети имеют большое количествопроблем, связанных с приспособлением к окружающей действительности. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как неспособности изменить определенную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее стремление к сотрудничеству. Представление слабослышащего о самом себе ("Я концепция") менее точная, чем у слышащих: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми.В ходе своей работы мы анализировали реабилитационные мероприятия со слабослышащими детьми 78 лет, для которых характерно: неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению,обеднение опыта общения, замедленное формирование межличностных отношений.Учитывая выше перечисленное, мы применяли коррекционные мероприятия, способствующие устойчивости внимания, улучшению зрительной памяти, коррекции межличностных отношений. Для оценки использовали психодиагностические методики: «Оценка устойчивости внимания», «Оценка кратковременной зрительной памяти», «Оценка отношений в коллективе».Основой реабилитационных мероприятий стал принцип коррекционной направленности. Коррекцияфизического развития наряду с сенсомоторным развитием, коррекциянарушений звукопроизношения, логопедическаяритмика, а также коррекцияпознавательной деятельности составляет компенсаторноадаптационную область образования слабослышащих детей.
Деятельность по коррекции физического развития слабослышащих учащихся должна быть направлена в первую очередь на исправление их двигательных нарушений, как известно, по трем составляющим: схема движений (техника); комплекс двигательных способностей, или качеств; анатомофизиологические компоненты организма.
Для осуществления обозначенной цели средства и методы коррекционного физического воспитания должны иметь преимущественную ориентированность: на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития; на исправление и развитие кондиционных (физических) и координационных качеств; на коррекцию и совершенствование необходимых двигательных умений и навыков.
Применялись следующие методы коррекции: общая, активная, пассивная и специальная. Различия указанных методов коррекции заключаются лишь в специфике используемых средств и методов.
Так при общей коррекции применяется комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий типа: физзарядка, закаливание, игры, плавание.
Под активной коррекцией понимается сознательное и целенаправленное использование занимающимся специальных коррекционных упражнений в сочетании с общеразвивающим и общеоздоровительным воздействием средств физической культуры.Напротив, метод пассивной коррекции осуществлялся без активного участия детей (пассивные движения, массаж, супинаторы, корсет.
Сущность метода специальной коррекции состоит в применении избирательных упражнений, направленных на устранение определенных нежелательных изменений морфологических и функциональных свойств организма.Коррекционные мероприятия осуществлялись по направлениям: 1. Формирование психологической базы речи средствами и методами адаптивного физического воспитания.
Совершенствование познавательной, или интеллектуальной сферы, включающей в себя такие понятия, как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение. В связи с этим в первую очередь целесообразны упражнения на совершенствование двигательного, зрительного и тактильного, а только затем слухового анализатора. На базе же слухового восприятия формирование навыка ориентироваться в пространстве.
Для решения этой локальной задачи мы учили своих подопечных следующему: умению ориентироваться в малом пространстве (слева справа, сверху снизу от себя и т. п.); способности управлять собственным телом; умению скопировать движения, выполненные учащимся, стоящим напротив; способности ориентировки в большом пространстве, т. е. по отношению к другим предметам.
Возможность достижения указанной цели представляется вполне реальной за счет применения специальных упражнений, в том числе игровых заданий. Например для развития ориентировки в пространстве и координации движений, развития памяти игры «Часы», «Поворот в круге», «Испорченный телефон», «Запомни движение».
В целях обеспечения условий для полноценной мыслительной деятельности логопатов важно смоделировать проблемные ситуации. С этой точки зрения весьма эффективны задания на межпредметные связи. Так, в данном случае предлагаются игры с элементами математики, способствующие развитию логики мышления учащихся младшего звена: «Найди меньшее число», «Вызов номеров». 2. Использование методических приемов: звуколидирование; звукоподражание; звуковые акценты в движениях; музыкотерапия.3. Ролевые двигательные действия (игры) со звуковым выражением. 4. Работа над дыханием как составной частью звукообразования(дыхательная гимнастика, релаксация, плавание)5 Упражнения для снятия мышечного напряженияпри продолжительном пользовании голосом.Таким образом, применяя вышеперечисленные технологии в коррекционной работе со слабослышащими детьми мы получили улучшение показателей в психодиагностических методиках: «Оценка устойчивости внимания», «Оценка кратковременной зрительной памяти» (табл. 1):Таблица 1Сравнительный анализ показателей контрольных испытаний
№ПоказателиЭкспериментальные группыКонтрольные группыПодготовленностьдо пед. экспериментапосле пед. экспериментаразница %до пед. экспериментапосле пед. экспериментаразница %1.Устойчивость внимания6,68,122,76,67,06,02.Зрительная память4,65,621,74,64,96,5
На основании этих данных построена диаграмма (рис.1).Рис.1.Прирост средних результатов в %.
Устойчивость внимания (сек)
Полученные в педагогическом эксперименте данные в контрольной группе: 6,6 (до) и 7,0 (после педагогического эксперимента) в экспериментальной группе: 6,6 (до) и 8,1 (после педагогического эксперимента) (рис.1).66,513,721,70510152025Устойчивость вниманияЗрительная памятьКонтрольная группаЭкспериментальная группаРис.2. Средние показатели групп до и после педагогического эксперимента.
Обработав результаты методом математической статистики определили, что значение средней ошибки разности (1,4) меньше граничного значения (2,18), следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями не достоверны.
Устойчивость вниманияГруппыnxσmT/ p1,4 pКонтрольная77,00,370,15Экспериментальная78,11,480,6
Зрительная память (сек)
Полученные в педагогическом эксперименте данные в контрольной группе: 4,6 (до) и 4,9 (после педагогического эксперимента) в экспериментальной группе: 4,6 (до) и 5,6 (после педагогического эксперимента) (рис.2).
Рис.3.Средние показатели групп до и после педагогического эксперимента.
Обработав результаты методом математической статистики определили, что значение средней ошибки разности (0,9) меньше граничного значения (2,18), следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями не достоверны.
0246810до экспериментапосле эксперимента6,676,68,1Контрольная группаЭкспериментальная группа0510152025до экспериментапосле эксперимента4,618,718,421,4Контрольная группаЭкспериментальная группаЗрительная памятьГруппыnxσmT/ p0,9 pКонтрольная74,91,110,45Экспериментальная75,61,480,6
Использование методики: «Оценка отношений в своем коллективе», характеризующей межличностные отношения позволило решить ряд сложных педагогических задач: получить знания о значимых целях и жизненных идеалах детей, выявить проблемную сферу жизнедеятельности, нравственные стороны их поведения, их личностные качества; проанализировать преимущества и недостаткиприменяемых средств обучения и форм воспитательной работы. Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений слабо слышащих подростков. Таким образом, коррекционно развивающие мероприятия оказали положительное влияние на детей, при соблюдении следующих условий: индивидуальный подход к каждому ученику, использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, проявление педагогического такта, развитие веры в собственные силы и возможности.
Ссылки на источники1.Бурсова А. П. Метод проектов как способ повышения мотивации студентов в среднем специальном образовании [Текст] / А. П. Бурсова, Е. Б. Турбинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –№ 3 (4). –с.236238.ISSN 24118184.2.Бурсова А.П. Применение виртуальных сред с погружением для реабилитации инвалидов. В сборнике: Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 1315.3.Турбинова Е.Б. Слагаемые педагогической деятельности преподавателя медицинского колледжа на современном этапе. Вестник научных конференций. 2015. № 22(2). Перспективы развития науки и образования: по материалам международной научнопрактической конференции 31 октября 2015 г. Часть 2. С.142143. ISSN 24128988