Роль коммуникативных навыков в карьере будущего предпринимателя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пильчук М. Д. Роль коммуникативных навыков в карьере будущего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 721–725. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86156.htm.
Аннотация. В статье рассматривается готовность студентов к предпринимательской деятельности, определяются предпринимательские знания и навыки, которые необходимы будущему предпринимателю.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пильчук Мария Дмитриевна,Студент 2 курса ИУБПЭ СФУ, г.Красноярскmaskaololo@gmail.com

Роль коммуникативных навыков в карьере будущего предпринимателя

Аннотация.Рассматривается готовность студентов к предпринимательской деятельности, определяются предпринимательские знания и навыки, которые необходимы будущему предпринимателю.Ключевые слова:молодежь, предприниматель, карьера, коммуникативные навыки, предпринимательская инициатива.

Установившиеся сегодня рыночные механизмы в экономикетребуют подготовкиконкурентоспособных специалистов, обладающих достаточным объемом знаний и комплексом личностных качеств, позволяющих творчески подходить к достижению поставленных целей. Общеизвестно, что такими личностями являются люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Поэтому современная система образования призвана создавать необходимые условия для формирования у обучающихся предпринимательских качествна этапе профессиональной подготовки. Это предполагает разработку содержательного и методического обеспечения процесса формирования предпринимательских качеств будущих специалистов, что отражено в ряде государственных документов: Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года (2008), Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012), Концепцияразвития исследовательской и инновационной деятельности в российских ВУЗах (2011); Концепция модернизации образования, ФГОС и др. В них отмечается, что современный специалист должен быть квалифицированным, способным к творческому саморазвитию, уметь создавать новые услуги, соответствующие потребностям экономики общества и государства, подчеркивается важность формирования предпринимательских качеств, роль предпринимательства в развитии российской экономики и важность формирования предпринимательских качеств. В Концепции развития научноисследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 года отмечено, что университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но ив их распространении и использовании через инновационную деятельность. Современные исследования и инновационная деятельность в вузах это необходимая составляющая качественного образовательного процесса. Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики приоритет текущего десятилетия требует не только подготовки кадров с новыми компетенциями в системе высшего профессионального образования[3]. Концепция модернизации образования связана с тем, что оно не столько нацелено на воспроизводство кадров высокой квалификации, сколько на воспитание и формировании социально и экономически активной группы населения современной молодежи, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны и которая способна эффективно действовать в рыночной среде [1]. Это же направление развития российского образования определено и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), указывающим, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется ˂...˃ с учетом основных направлений социальноэкономического развития Российской Федерации...» [Закон РФ «Об образовании в РФ» // http://минобрнауки.рф/(дата обращения: 06.01.2016).]. Все это способствует формированию предпринимательских качеств в процессе обучения.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 г. говорится не только о важности развития человеческого потенциала России, но и о создании высококонкурентнойинституциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику страны [4].Как было сказано выше, социальноэкономические преобразования, которые происходятв нашей стране последние десятилетия, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста: сегодня требуются специалисты, не только обладающие комплексом глубоких и прочных знаний, но и личности, умеющие сплотить коллектив единомышленников и добиваться выполнения задач предприятия.Сегодня необходимо сделать акцент на подготовке таких специалистов, которые были бы разносторонне и глубоко образованными людьми, творчески мыслящими и быстро адаптирующимися в стремительно меняющемся мире, коммуникативных.Это определяется образовательной политикой РФ, Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (2011), Государственным образовательным стандартом профессионального образования. ВНациональнойдоктринеобразования в Российской Федерации до 2025 года (2000) одной из основных целей образования выделяет «формирование у молодежи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда»[5].

Вопрос формирования коммуникативных навыковбудущего специалиста является однойиз важнейшихв социологической, педагогической, культурологическойи психологической литературе. Внимание ученых к вопросам приобретения коммуникативных навыков человекомXXI века объясняется зависимостью между возможностью и качеством существования человека в современноммире и его готовностью, способностью, умением общаться с людьми. Общетеоретические вопросы деловых коммуникаций нашли свое отражение в работахЕ.Н. Зарецкой, М.Ю. Коноваленко, Е.И. Кривокора,Е.А. Покровская, А.М. Руденкои др. Актуальность проблемы формирования коммуникативных навыков подчеркивается большим количеством исследований. В своих работах авторы анализируют различные аспекты коммуникативных навыков:формирование коммуникативных навыков детейдошкольного и школьного возраста (Т.Е.Артемкина, Э.И.Аюпова, Т.В.Воителева, Д.С.Казарова, Л.А.Кузнецова, Е.В.Локтеваи др.); формирование коммуникативных умений и навыков в процессе профессиональной подготовки (С.А.Бородай, О.И.Гудыма, И.М.Османова, Л.И.Поповаи др.). Авторы на обширном научном материале подчеркивают, что коммуникативные умения и навыки расширяет возможности субъекта вступать в компетентные отношения.

Формирование коммуникативныхумений и навыков для профессиональной деятельности предполагает усвоение студентами знаний, необходимых для организации процесса общения и совместной деятельности, что в будущем будет способствовать карьерному росту специалиста.Для создания общего представления студентов о проблеме влияния коммуникативных навыков на карьерный рост мы провели анкетирование (выборка составила 25 студентов направления «бизнесинформатика в возрасте 1819 лет). Цель анкетирования состояла в выявлении у студентов потребности внеобходимых умениях; определить какие это умения; выявить подготовленность студентов к учебе и в будущем к профессиональному росту.На вопрос «Что у тебя не сформировали за время учебы в школе?» студенты дали следующие ответы:умению быстро принимать решение (90%); собранности, умению держать себя в руках (45%); навыкам и умениям речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной компетенции, основам публичной речи (73%); навыкам работы с информацией, требующей обязательного умения излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение (20%); навыкам работы с людьми, взаимодействовать с другими лицами, в частности, в коллективе (15%).Анализ ответов студентов дает возможность отметить наличие потребности и необходимости развивать умения и навыки речевой деятельности, личностных качеств, умений и навыков общения, что входит в понятие коммуникативные навыки.

Для нас было важно определить уровень самооценки способностей и умений выступать перед аудиторией. Поэтому нас интересовал вопрос «Есть ли у Вас ораторские способности?». Ответы на данный вопрос говорят о том, что ораторские способности не характерны для значительного количества студентов и большая часть испытывает затруднения при публичном выступлении (75%). Понимая, что выступления с сообщениями, докладами являются важным разделом профессиональной деятельности будущего специалиста, мы включили вопрос «Нравится ли вам выступать перед аудиторией?». Полученные ответы позволяют увидеть следующую картину: большинство студентов (63%) не боятся аудитории. В данном случае это можно объяснить тем, что значительная часть респондентов в период обучения в школе принимали участие в конференциях, молодежных проектах, занимались концертной деятельностью.Далее мы пытались выяснить самооценку студентами умений общения с людьми и коммуникативных способностей.На вопрос «Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?». На вопрос ответ «Да» дали 15% респондентов. Ответ «Нет» дали 75%. Данные ответы предполагают наличие у студентов уверенности в себе, что объясняется следующим: в последнее время в общеобразовательной школе стало уделяться больше внимания развитию коммуникативных способностей, проводиться мероприятий по обучению работе в команде. Интересно, что на вопрос «Бывают ли у вас ссоры и конфликты с людьми?»подавляющее большинство студентов (94%) ответило «Да». Поэтому необходимо обучение студентов межличностному общению и взаимодействию, культуре поведения, выдержке, контролировать эмоции.Далее мы пытались выяснить мнение студентов о качествах личности, необходимых для продвижения по службе специалиста. Студентам было дано задание определить пять наиболее важных качеств личности для профессиональной деятельности. В своих ответах респондента на первые места выдвинули коммуникабельность (80%), ответственность (70%), целеустремленность (60%), трудолюбие (55%). Кроме того, важными качествами личности будущего специалиста, по мнению студентов, являются: профессионализм (30%), честность (25%). Такие качества как собранность, решительность, самостоятельность, умение находить компромиссы, амбициозность были отмечены редко (менее 10%).Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: большая часть студентов имеют слабое представление о своих речевых умениях и испытывают затруднение при публичных выступлениях, однако не испытывают страха перед аудиторией; студенты свободно осваиваются в незнакомых коллективах, но достаточно большой процент респондентов вступает в различные конфликты; опрошенные достаточно высоко оценивают уровень своих коммуникативных способностей.Студенческая молодежь это наиболее мобильная часть российского общества, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны. Именно молодежь, составляющая значительную часть населения страны, призвана играть большую роль в социальных переменах. В связи с этим молодого россиянина наших дней должно характеризовать стремление к успеху, воля к победе, принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности [6]. Россия сегодня нуждается в людях, верящих в победу над обстоятельствами, мечтающих о великой и могучей стране. Очевидно, что способствовать развитию бизнеса в нашей стране преимущественно может молодое поколение. Для этого государство создало Федеральное Агентство по делам молодежи. Агентство одним из своих главных приоритетов ставит поддержку общественных молодежных инициатив и стимулирование предпринимательской активности, тем самым подчеркивая важность участия государства в судьбе молодых предпринимателей[7]. Кроме того, внастоящее время осуществлением государственной политики по поддержке креативной молодежи занимается Росмолодежь, реализуются такие проекты, как Школа молодежного предпринимательства, Молодежный образовательный форум «Селигер», Молодежный инновационный конвент, Территория инициативной молодежи «Бирюса», молодежная программа «Тыпредприниматель».Цель данной политики –подготовить для страны целое поколение молодых предпринимателей, создать пример эффективной жизненной стратегии для тысяч молодых россиян. Решить проблемы трудоустройства молодежи путем открытия собственного дела, а также обеспечитьразвитие малого предпринимательства в будущем, потому что именно сегодняшние молодые предприниматели через 1015 лет и будут представлять малый и средний бизнес.Органы законодательной власти и Правительство РФ принимают ряд мер по поддержке и развитию предпринимательства в России (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.). Кроме того, «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2016 года» предусматривает развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Большое количество исследований (Н.А. Ахиярова, С.Ю. Богданова, А.М. Ганин, А.В. Иванова, Е.В.Мезенцева, С.Г. Петросян, В.В. Староверов и др.) свидетельствует о важности проблемы предпринимательства в молодежной среде. Авторы подчеркивают важность развития молодежного предпринимательства для развития экономики страны, делая вывод о том, что развитие молодежного предпринимательства является одним из ключевых вопросов в решении проблем социальноэкономического развития России на современном этапе.От выпускников вузов сегодня требуется умение быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющихся социальноэкономических условиях. Студенты и молодые специалисты в нынешних условиях обладают преимуществами в предпринимательстве: имеют возможность получения специальных знаний и навыков; начинать свое дело, опираясь на опыт успешных предпринимателей страны и своего региона. Поэтому роль высшего образования повышается, т.к. помогает отвечать потребностям общества реализовывать его социально значимые цели [2]. Это ставит перед российскими вузами новые задачи: передача студентам необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и умений; формирование у них способности к предпринимательству; стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов. Для выявления готовности студентов к предпринимательской деятельности было проведено анкетирование среди студентов 2 курса специальности «бизнесинформатика» Сибирского Федерального Университета (выборка составила 30 студентов Института управления бизнеспроцессами и экономики в возрасте 1920 лет). При ответе навопрос «Видите ли Вы себя предпринимателями на какомлибо этапе своей жизни?» 90% опрошенных предположили такую возможность (ответы «возможно», «все может быть», «имею такую цель», «да, вижу, но не в ближайшее время»). Оставшиеся 10% респондентов ответилиотрицательно (многие из них это объяснили сложностью формирования начального капитала). Отвечая на вопрос «Собираетесь ливы открывать свой бизнес? Если «да», то какой?» мнения студентов разделились: 36,7% опрошенных ответили отрицательно; 4% хотели бы открыть бизнес в сфере ITтехнологий, 61 % в сфере услуг (обучающие курсы, фитнесклуб, салон красоты, торговля); 24 % студентов еще не определились в выборе. При ответе на вопрос «Какие предпринимательские знания и навыки Вы хотели бы получить?» более трети опрошенных затруднились ответить на данный вопрос; 16 % хотели бы получить навыки управленца; 15 % –способность к эффективной коммуникации и умению мотивировать, 8 % умение нанимать нужных работников, работа с документацией и эффективный таймменеджмент; 6 % ответили, что не прочь были бы научиться управлению организацией в условиях экономического кризиса. На вопрос«Укажите качества, необходимые, на Ваш взгляд, предпринимателю» мы также получили различные ответы: 30% студентов указали целеустремленность; 28 % коммуникабельность и умение руководить людьми; 17 % наличие харизмы, ответственности, настойчивости, креативности, находчивости, умения планировать; 7 % уверенность в себе, терпение, умение прогнозировать, стрессоустойчивость, решительность, трудолюбие; 4 % работа в команде, амбициозность. Отвечая на вопрос «Какие из указанных качеств есть у Вас?», 20% признались, что им присуща целеустремленность; 20 % студентов считают, что они обладают коммуникабельностью и умением руководить людьми; 10% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос; 10% сказали, что им не присуще ни одно из таких качеств; 10% обладают находчивы и настойчивы; у 4 % отмечены терпение, амбициозность, стрессоустойчивость, умение планировать, креативность, ответственность, трудолюбие, харизма, умение прогнозировать. Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что большинство студентов видят себя предпринимателями в дальнейшей жизни.Готовность и подготовленность к предпринимательской деятельности способствует решению комплекса социальноэкономических проблем общества, среди которых не только насыщение рынка различными образовательными услугами для разных групп населения, но и создание рабочих мест, обеспечение занятости и самозанятости работоспособного населения, повышение качества жизни. Развитие предпринимательства в будущем позволит решить комплекс проблем: сформироватьвысококвалифицированный кадровый потенциал с инновационным мышлением, способный обеспечить дальнейший рост экономики страны.Именнопредпринимательство способствует повышению экономических показателей, развивает конкурентную среду, увеличивает доходы людей, повышая их культурный уровень; усиливает инвестиционную и инновационную активность субъектов экономики.

Ссылки на источники1.БахорТ.А., Лукин В.А., Яковлева Е.Н., Захарова Т.В., Безруких Ю.А., Пильчук М.Д. Формирование предпринимательской компетентности при подготовке бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. –2015. –№ 6; URL: http://www.scienceeducation.ru/13023512(дата обращения: 07.01.2016)2.Лобанова О.Б., Лукин В.А. Предпринимательство как средство социальной и экономической адаптации студентов вузов Красноярского края в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Креативная экономика. –2010. –№1. –С.951013.Письмо Минобрнауки РФ от 22.02.2011 N1391 «О направлении Концепции развития научноисследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года» // http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/dodokumenty/r9g.htm(дата обращения: 06.01.2016).4.Закон РФ «Обобразовании в РФ» // http://минобрнауки.рф/(дата обращения: 06.01.2016).5.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года // http://government.ru/info/6217/(дата обращения: 06.01.2016).6.Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года // http://www.rg.ru/7.Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru8.Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/about/mission/