Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов: к обоснованию проблемы исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Легачева Т. А. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов: к обоснованию проблемы исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 716–720. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86155.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются актуальные вопросы трактовки терминов «психолог», «идентичность» и «профессиональная идентичность», рассматривается структура профессиональной идентичности. Представлены результаты пилотажного исследования представлений студентов-психологов о своей будущей профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Легачева Татьяна Алексеевна,студентка 4 курса (направление подготовки ««Психология служебной деятельности»», специализация«Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскlegacheva.tanya@mail.ru

Научный руководитель –Белобрыкина Ольга Альфонсасовна,кандидат психологических наук,профессор кафедры общей психологии и истории психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскolga.belobrykina@gmail.com

Формированиепрофессиональной идентичности студентовпсихологов: к обоснованию проблемы исследования

Аннотация.В статьеобсуждаются актуальные вопросы трактовки терминов «психолог», «идентичность» и «профессиональная идентичность», рассматривается структура профессиональной идентичности.Представленырезультаты пилотажного исследования представленийстудентовпсихологов о своей будущей профессиональной деятельности.Ключевые слова:профессиональная идентичность, профессиональноважные качества, профессиональная направленность, студентыпсихологи, контентанализ.

В настоящее время профессия психолога имеет довольно широкое распространение: психологи работают в дошкольныхи общеобразовательных учреждениях, среднеспециальных и высших учебных заведениях, в юридических и кадровых службах,в системе ОВД и ГУФСИН. Также широко распространены центры психологической помощи и кризисные центры, в штате которых предусмотрена должность психолога.Вместе с тем, не смотря на такую распространенность психологической практики,в обыденном сознании отсутствует качественная и достоверная система знаний отом, кто такой психолог и в чем заключается суть его практической деятельности.Найти ответ на вопрос «Кто такой психолог?» оказывается непросто, поскольку даже в специализированной литературе дается довольно расплывчатое определение. Так, в словаре С.Ю.Головина «Словарь практического психолога»: «Психолог 1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии, психики» [1, с. 137]. Такое обобщенное определение не дает точного и доступного для содержательного понимания ответа на заданный вопрос.Если обратиться к «Этическомукодексупсихолога», то можно обнаружить следующее уточнение понятия «психолог»: «В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование» [2,с.1]. Обобщая оба понятия,можно полагать, чтопсихолог –это «знаток человеческой психики» с высшим образованием.Однако, наличие диплома, как отмечают Н.С.Пряжников[3], О.А.Белобрыкина[4], не является показателем профессионализма психолога.Профессияпсихолога сложная и многосторонняя, поэтому дать определение термина «психолог» –задачатрудная еще и в силу многообразия психологических школ и направлений, в каждой из которых деятельность психологаимеет свои особенности и характеристики.Примечательно, что работа психолога не имеет определенной схемыили алгоритма действий, которые должен совершать специалист,а ее эффективность и результативность в большей степени зависят от его опыта и умения адекватно оценить сложившуюся ситуацию и предпринять соответствующие действия.Заметим так же, что увидеть результат работы психолога можно не сразу, а только по истечении определенного периода времени, длительность которого индивидуальна для каждого человека[5]. Именно поэтому, не смотря на то, что психология является самостоятельной наукой уже более ста лет, а термин «психология» используется более, чем пятьсот лет[6],до сих пор не существует точного ответа на вопрос: «Кто такой психолог?».Если в ситуации с толкованием термина имеются сложности, то сферы деятельности психолога определены более четко. Так, вучебнике «Введение в профессию «психолог»» [7] авторы предлагают различать десять сфер, в которых психолог может реализовать себя как профессионал. Первое направление, это «космическая психология», в которой психолог помогает регулировать эмоциональнопсихологическое состояние космонавтов. Второе направление –«авиационная психология», где психологическая помощь оказывается пилотам и другим сотрудникам, связанным с регуляцией деятельности службы полетов. Следующее направление –«производственная психология», в которой психолог занимается регуляцией процессов, протекающих в организации, и оптимизирует ее работу. Четвертая сфера –«медицинская психология», пятая –«педагогическая психология». «Юридическая психология»,в которой психологические знания используются и применяются в рамках следственной практики. Седьмая сфера –«психология туризма», восьмая –«спортивная психология», девятая –«психология массовых коммуникаций и рекламы». Последняя сфера деятельности психолога, обозначаемая авторами,это –«политическая психология», в рамках которой психолог становится все более востребованным. Заметим, что это лишь одна из многих классификаций сфер деятельности психолога.В частности, Б.П.Бархаев и И.В.Сыромятников дифференцируют пять сфер: «система образования и дошкольного воспитания», «клинические и другие медицинские учреждения», «экономическая сфера», «система моральнопсихологического обеспечения деятельности силовых структур» и «центры психологической помощи» [8, с. 120]. Данная классификация отличается от предложенной И.В.Вачковым с соавторами,тем, что не учитывает многочисленногоразнообразияподструктур обозначенныхнаправлений деятельности психолога.Как и влюбой другой, в профессии психолога существуютсвои требования.Одно из важных требований –это наличие у специалиста высшегопсихологическогообразования. Поскольку имеется множество сфер деятельности психолога, то и требования к нему в каждой из них будут варьироваться, чтов целом учитывается при подготовкепсихологов по разным направлениям, специальностям и специализациям. Вместе с тем, существуют и общие требования, предъявляемые ко всем специалистам данного профиля. Так, например, Е.С. Романоваотмечает, что психолог должен обладать высоким уровнем знаний «общественных или естественных наук»[9, с. 308]. Однако, как определить этот уровень и показатели его проявления, автором не поясняется. Примечательно, чтонаряду с желательными для профессии психолога качествами, она обозначает и препятствующиеэффективности профессиональной деятельности, к числу которых относит: «психическуюи эмоциональнуюнеуравновешенность, агрессивность, замкнутость, нерешительность, ригидность мышления, низкий уровень интеллектуального развития» [10, с. 310]. Данные качества будут препятствовать психологу при работе с человеком, поскольку для специалиста важно быть эмоционально стабильным и легко идти на контакт, что невозможно при выраженной агрессивности, нерешительности и замкнутости. Ригидность мышления и низкий интеллект могут чинить препятствия при постановке рабочих гипотези установлении доверительного контакта с клиентом. Важно, что в перечнетребований, которые предъявляются к психологу,значительная доля отводится моральноэтическим,представляющимсобой и определенные черты личности, характеризующие уровень воспитанности человека.Так,Р. Кочюнас обозначает следующие свойства личности психолога: «проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними, чувствительность к установкам и поведению других людей, эмоциональная стабильность, способность вызвать доверие других людей, уважение прав других людей» [11, с. 19]. Все эти качества, несомненно, важны для осуществления деятельности психолога, но данный список можно расширять и дополнять бесконечно. Кроме того, при изучении всего многообразия перечней профессиональных качеств и характеристик необходимо иметь в виду и учитывать,что психолог, не смотря на то, что является специалистомв своей области, тоже –человек, и многие из этих качеств формируются в процессе профессионализации,развиваютсяв течение длительного периода накопления профессионального опыта.Заметим, что профессия психолога изучалась и продолжает изучаться многими исследователями.Эта профессия широко распространена, активно развивается, создаются новые, более узкие психологические специализации –все это приводит к тому, что студентовпсихологов с каждым годом становится больше. Но учитывают ли абитуриенты свои возможности и способности при выборе будущей профессии, осознают ли себя как будущих специалистов психологического профиля? И как происходит их дальнейшее становление в роли профессионалов?Поиск ответов на эти вопросы чрезвычайно важен для формирования адекватной профессиональной идентичности будущих психологов. Профессиональнаяидентичность исследовалась многими учеными (Е.П.Ермолаева, Л.Б.Шнейдер,Д.И.Завалишинаи др.). Но,не смотря на многообразиеработ и исследованийпо данной тематике, как и в случае с термином «психолог», понятие профессиональной идентичности, также не сформулировано точно и однозначно. Для того, чтобы понять сущность профессиональной идентичности следует определиться с терминами «профессия» и «идентичность».Е.А. Климов, ведущий специалист в области психологии труда, рассматривает несколько значений термина «профессия»: это работа в определенной области, качественная определенность человека в определенной области, а также общность людей, занятых в определенной области труда[12]. Н.С.Пряжниковобозначает следующие аспекты профессии: «1.Это ограниченный видтрудовой деятельности (вследствие разделениятруда). 2.Деятельность должна быть общественнополезной. 3. Профессиональная деятельность предполагает специальную подготовку. 4. Это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное» [13, с. 32].Таким образом, профессия представляет собой вид деятельности, требующий специальной подготовки и определенных затрат. Признается, что квыбору профессии следует подходить внимательно, с учетом не только своих желаний, но и возможностей, необходимостиосознания своей принадлежности к тому или иному виду профессиональной деятельности.Проблемой изучения идентичности личности занимались такие ученые, какК.Хорни, К.Юнги др. –в западной психологии; А.А.Бодалев, Н.В. Антонова, В.В. Абраменкова–в отечественной. Введение термина «идентичность» неразрывно связано с именем Э.Эриксона. Он определял идентичность как «непрерывность» переживаний индивида, целостность личности. В рамках идентичности автор дифференцировалсоциальную идентичность –осознаниесвоей принадлежности к тем или иным группам, и эгоидентичность –индивидуальность личности[14].Термин«профессиональнаяидентичность»представлен в психологической литературе весьма многообразно и разнопланово. Так, Д.Н. Завалишина определяетпрофессиональную идентичность как черту личности, выбирающей свой способ профессионального взаимодействия с людьми. Через это взаимодействие обретается самоуважение личности[15].Е.П.Ермолаеваформулирует определение терминапрофессиональной идентичностикак продуктадлительного личностного и профессионального развития. По ее мнению профессиональная идентичность складывается при достаточно длительном сроке профессиональной практики, при достижении достаточного уровня профессионализма.Вместе с тем, автор не указывает, может ли иметь место профессиональная идентичность у студентов, которые не имеют никакого профессионального опыта[16].Л.Б.Шнейдеррассматриваетследующуюструктуру профессиональной идентичности, которая, по ее мнению, включает четыре уровня:1.«Осознание человеком своих профессиональных целей»: ближней и дальней. На этом этапе человек еще не имеет никакого профессионального опыта.2.«Усвоение основных профессиональных знаний». На данном этапе у человека уже есть небольшой профессиональный опыт, он имеет небольшое представление о той деятельности, которой будет заниматься в рамках профессиональной самореализации. 3.«Практическая реализация профессиональных целей», которые для себя установил человек. Человек начинает ощущать себя компетентным специалистом в рамках своей профессии.4.«Свободное выполнение профессиональной деятельности». На данном этапе человек чувствует себя уверенно в той деятельности, которую осуществляет. Он начинает подключать свой творческий потенциал, возникает желание создать чтото новое или передать опыт другим поколениям[17, с. 155].Автор особо указывает на то, что будущий профессионал, то есть студент, должен уже вначале своего профессионального пути, не имея базового опыта, поставить перед собой цель, замотивировать себя. Вдальнейшем, в процессе получения специализированных знаний, с появлением опыта, специалист узнает границы своих возможностей, расширяет их, обретая все больше уверенности в себе и формируя свою профессиональную идентичность[18].Обобщая, можно отметить следующее. Вопервых, тема исследования профессиональной идентичности актуальна и на сегодняшний день. Вовторых, в психологической литературе обнаруживается множество различных трактовок самого термина «профессиональная идентичность». Втретьих, обнаруживается много споров по поводу формированияпрофессиональнойидентичности у студентовпсихологов.Это и определило направление нашего пилотажного исследования, первым этапом которого предполагалось выявление представленийстудентовпсихологов о своей профессии.В пилотажном исследовании приняли участие 50 испытуемых из числа студентов, обучающихсяна IIIкурсефакультета психологии, в возрасте от 19 до 22 лет. Данная категория студентов была выбрана в связи с тем, что на этом этапе обучения у студентовотмечаются симптомы, соответствующие первичному профессиональному кризису [19].В качестве диагностических методов исследования были использованы тест Дж.Холландаиметодика рефлексивного минисочинения «Я в пространстве профессии».Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась при помощиописательной математической статистики и применения критерия UМаннаУитни.Основными интерпретационными методами выступали контентанализ, качественный и дескриптивный анализ результатов исследования.Контентанализ осуществлялся на основе определения смысловых категорий и частоты встречаемости каждой из них в тексте сочинения респондента. В качестве таких категорий были выбраны: желание работать по профессии; знание методов и форм работы психолога; обозначение задач и возможных мест работы; наличие представлений о специфике деятельности психологатренера, психологаученого, психологаконсультанта, практикующего психолога; наличиеопыта работы по специальности; знание принципов работы психолога и этических основ профессиональной деятельности.Анализ эмпирических данных, полученныхпо тесту Дж.Холланда показал, что среди студентовпсихологовлишь 40% имеют социальный тип личности. Люди, имеющие такой тип личности, обладают навыками, которые необходимы для осуществления эффективной психологической деятельности.Среди таких качеств особое значение имеетумение общаться, эмоциональность, чувствительность, способность к сопереживанию. 10 % испытуемых обладают интеллектуальнымтипомличности. Этот тип личностихарактеризуетсяоригинальностьюсуждений, склонностьюк решению творческих научных задач. Можно предположить, что данная категория испытуемых будет склонна применять свои психологические знания и навыки внаучноисследовательской деятельностив рамках психологической науки. Однако, исходя из предложенной автором теста характеристики каждого типа личности, люди интеллектуального типа обладают не только хорошо развитыми вербальными и невербальными способностями, являющимися желательными для психолога, но и выраженной интроверсией. Данная черта личности, в соответствии с профессиограммой психолога, является качеством, которое препятствует успешной реализации деятельности психолога. Также, стоит отметить, что научная деятельность психолога не ограничивается только теоретической частью. Важным аспектом любого научного исследования в области психологии является практика, которая невозможна без непосредственного взаимодействия с участниками исследования. Следуя логике рассуждения, можно предположить, что интроверсия будет являться серьезным препятствием для студентапсихолога с интеллектуальным типом личности, при реализации как практической, так и научноисследовательской деятельности. Для субъектов с даннымтипомпрофессиональной направленности автор методики обозначает желательные сферы для научной деятельностив области естественных наук: математики, географии, геологии и пр.60% студентовпсихологовисследуемой выборки имеют не достаточно выраженные склонности,которыенеобходимы для эффективной и результативной работы в психологической сфере. Для них, по данным теста Дж.Холланда, свойственны такие качестваличности, как: отсутствие склонности к работе с людьми, замкнутость, слабо развитая коммуникативная сфера, психическая и эмоциональная неуравновешенность, слабо выраженные адаптивные способности к динамически изменяющимся условиям (ригидность). По результатам рефлексивного сочинения «Я в пространстве профессии» было установлено, что среди студентовпсихологов, обладающихсоциальнымтипомличности, 90 % осведомлены оспецифике и нюансах будущей профессии. Среди студентов,которые обладают другими типами личности(по результатам теста Дж.Холланда), лишь 10% испытуемых информированы о различных тонкостях работы психолога.Эмпирически установлено, что у студентов,которые имеютнеобходимые для работы психолога качества, в отличие от студентов, которые данными качествами не обладают,отмечается наиболее четкое иадекватное понимание тех задачи проблем, с которыми сталкивается психолог в своей работе(Uэмп=138 при р=0,001). Также, у этих студентов отмеченодифференцированное описание специфики работы психолога и тех методов работы (Uэмп=147 при р=0,001), которые входятв сферу деятельности психологов разных направлений и специализаций (консультанта, тренера и т.п.). В целом на основании результатов, полученных в ходе проведения исследования, можно сделать следующие выводы.

1.Среди студентов –будущих психологов только 40% студентов, принявших участие в пилотажном исследовании, обладают социальным типом личности. Характеристика данного типа личности наиболее полно отражает те черты и качества личности, которые отражены в профессиограмме психолога и желательны для успешной самореализации в данной профессии.К таким качествам относитсяумение общаться, склонность к установлению социальных контактов, эмпатия, выраженные вербальные способности.

2.Среди испытуемых, имеющих склонности к работе психолога, 90 % студентоввыражают свое желание в будущем работать по выбранной специальности, 75 % испытуемых этой группы знают методы работыпсихолога, а 95 % осведомлены об этических принципах работы психолога. 3.В группе испытуемых, не обладающиххарактеристиками социального типа личности и не имеющихнеобходимых для работы психолога задатков, выражают желание работать психологами лишь 23 % студентов. Знаниями о методахработы психолога обладают только 13 % испытуемых, а с этическими принципами психологической деятельности знакомы 26 % студентов. Полученные результаты дают основание полагать, что студенты, не имеющие склонностей и задатков для реализации практической психологической деятельности,испытываютнизко выраженныйинтерес к будущей профессии и мало осведомлены о всех ее тонкостях, чем те студенты, у которых отмечается благоприятные для работы психолога черты личности.

Ссылки на источники1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. –Минск: Харвест, 2001. –971 с.2. Российское психологическое общество. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс] // РПО –URL:http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php(дата обращения: 22.01.2016).3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. –М.: Академия, 2003. –480 с.45.Белобрыкина О.А. Профессия психолога в свете проблемы гуманизацииобразования //Развитие человека в современном мире /под ред. О.А.Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой. –Новосибирск: НГПУ, 2006. –С. 195201.6. 500 ЛЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЯ». МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ / Под ред. А.А.Костригина, В.А.Мазилова, Л.Ф.Чупрова [Электронный ресурс] //PEM: Psychology. Educology. Medicine. –2015. –№ 34.–URL:pem.esrae.ru/9101(дата обращения: 20.01.2016).7. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». –

М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. –464 с.8. Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: От социальной роли к профессиональной субъектности: Учебное пособие. –М.: ВУ, 2003. –148 с.

910.Романова Е.С.99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. –М.: Питер, 2008. 460с.11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. –М.: Академический проект, 2000. –240 с.12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Юнити, 1998. –350 с.13. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК,1997. –351 с.14. Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. –М.: Прогресс, 1996. –344 с.15.Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией //Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В.Брушлинского, А.В. Карпова. –М.: ИП РАН; Ярославль: ЯрГУ, 2001. –С.104128.

16.Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция иреальность //Психологический журнал. –2001. –Т. 22, № 4. –С. 5159.1718.Шнейдер Л.Б.Профессиональная идентичность: Монография. –М.: МОСУ, 2001. –272с.19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Указ. соч.