Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как условие организации инклюзивной образовательной среды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеева С. В. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как условие организации инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 756–760. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86163.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Автор предлагает для исследования и развития толерантных качеств использовать активные формы работы с педагогами, детьми, родителями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвеева Светлана Владимировна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец.ellisey@mail.ru

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьякак условие организацииинклюзивной образовательной среды

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Автор предлагает для исследования и развитиятолерантных качеств использовать активные формы работы спедагогами, детьми, родителями.Ключевые слова: Инклюзивное образование, инклюзивная культура, инклюзивная образовательная среда, толерантность.

В психологопедагогической литературе инклюзивное образование рассматривается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении.

В основеинклюзивного образования лежитидеология, исключающаялюбую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям,но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образования являетсяпреодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.Британские коллеги предложили модель инклюзивного образования, включающую три аспекта: разработка инклюзивной политики, развитие инклюзивной практики, создание инклюзивной культуры.

Аспект «создание инклюзивной культуры» намеренно помещён ими в основание треугольника. Развитие общих инклюзивных ценностей, отношений сотрудничества, построение образовательного сообщества изменяют политику и практику образования и обучения.Специалистами государственного учреждения «Федеральный центр наглядных средств обучения» дано такое определение: Инклюзивная культура —это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами общества и получающих выражение в ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Создание инклюзивной культуры, как составляющей инклюзивной образовательной среды,способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех его участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

Под инклюзивной образовательной средой в педагогической литературе понимают вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность,а так же благоприятныйпсихологический климат.Образовательное учреждение, которое реализует инклюзивную практику,прежде всего,должно соблюдатьосновныепринципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизничеловека.С.В.Алехина выделяет ряд социальнопсихологических «барьеров» создания инклюзивной образовательной среды в плане обеспечения благоприятного психологического климата, связанных с общественным мнением по вопросам обучения детей с ОВЗ со стороныпедагогов, родителей:

страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми[1].

Одной из задач, направленных на преодоление социально психологических барьеров является формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений…»[2].

В отечественной педагогике Б.З.Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как «способности человека сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни». Толерантность выражается в готовностиуважать жизненную позицию, ценности, интересы других людей и взаимодействовать с ними на основе согласия[3]. На социальнопсихологическом уровне толерантностькак внутренняя установка и отношение личности, коллектива носит характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается в процессе воспитания, через личный жизненный опыт.При этом под процессом формирования толерантности подразумевается создание образовательного пространства прямого или опосредованного взаимодействия воспитанников, педагогов, родителей с целью преодоления отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии, предупреждения возникновения психотравмирующих ситуаций в межличностных отношениях.С целью исследования и развития толерантных качеств у педагогов одной из дошкольных общеобразовательных организаций города Череповцанами был проведен тренинг «Я и окружающие люди».

Тренинг «Я и окружающие люди».Цель:исследование и развитие толерантных качеств, умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.Знакомство. Рукопожатие.Участники тренинга встают в круг.Все присутствующие здороваются друг с другом рукопожатием с тем, кто справа, слева, напротив.Ведущий предлагает участникам занять места за столом.Упражнение № 1 «Как нас воспринимают окружающие».Ведущий предлагает каждому участнику группы обвести свою ладошкуи написатьв центре «Я», на пальчиках –

«Какой я?».После выполнения задания участники сдают ведущему карточки, не указывая своего имени. Ведущий, перемешав карточки, по очереди читает написанное, группа пытается понять, о ком идет речь.Делаем вывод: иногда окружающие воспринимают нас не так, как мы сами«видим» себя.Упражнение № 2 «Как мы понимаем других людей».Давайте, проверим, как мы понимаем друг друга.Два участника группы уходят за дверь. Первому ведущий предлагает запомнить, затем передать одному из участников, стоящему за дверью сообщение: «26 ноября с 9.30 на базе МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 1» состоится городской семинар «Преемственность в реализации системнодеятельностного подхода». На семинар приглашаются учителя начальных классов и представители детских дошкольных учреждений: методистыи воспитатели».Второй участник передает сообщение третьему, сообщение третьего сравнивается с образцом.Делаемвывод, что чаще всего информация, воспринимаемая на слух, передается с искажением, не в полном объеме.Поэтому лучше всего для информирования использовать несколько каналов восприятия. Рефлексия «Тест коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко)Общение зависит от того, как мы относимся друг к другу. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить, в каких аспектах отношений мы более всего подверженыконфликтам, а зная причину конфликта, вам будет легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения конфликта.

Тест Бойко поможет разглядеть свои слабые места, понять какие поведенческие

реакции,стратегии иустановки вмежличностномобщении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным.Ведущий предлагает присутствующих принять участие в тестировании.Зачитывает утверждения, участники тренинга заполняют таблицу.Подсчитывают количество баллов. Каждый оценивает степень коммуникативной толерантности в соответствии с ключом.

«Дерево пожеланий». Наша встреча подошла к концу. У каждого из нас в руках цветок. Давайте, выскажем пожелания друг другу и прикрепим цветы на «Дерево пожеланий». Например, я желаю всем понимания, поддержки близких и коллег(прикрепляет цветок на «Дерево пожеланий»). Исследования, проведенные намиво время тренингас использованием методики В.В.Бойко «Тест коммуникативной толерантности» показали низкую степень готовностипедагогов к взаимодействию с людьмис ОВЗ(58% педагогов).

На базе дошкольной общеобразовательной организации города Череповцаи в дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями в развитии было проведеноанкетированиес целью изучениятолерантного отношения к лицам с ОВЗ педагогов, родителей. Анкета разработана специалистами МОУ ДПО «Ресурсный центр» города Новокуйбышевска[4]. Многие родители и педагоги(61%)отрицательно относятся к идее совместного обучения нормально развивающихся детей со сверстниками, имеющими нарушения интеллекта, а 62% готовы препятствовать даже общению этих категорий детей в свободное время.

Родители«здоровых» детей, прежде всего,опасаются возникновения конфликтов в детском коллективе, уменьшения внимания к здоровым детям со стороны педагогов и как следствие снижения успеваемости и темпа развития здоровых детей. Родители детей с проблемами в развитиии педагогиобеспокоены тем, что ребенок с ОВЗ столкнется с трудностями общения, плохим отношением со стороны сверстников, непосильной учебной нагрузкой, недостаточным вниманием со стороны педагогов,поэтому окажется неуспешным, снизится его самооценка, усугубятся проблемы здоровья. Результаты исследования показали (90%), что наряду с дополнительной переподготовкой педагогов, одним из условий являетсянеобходимостьподготовкиобщественного мнения, формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса.Исходя из полученных в ходе исследования данных, возникает необходимость организации работы по формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья с тремя субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами. Работа по формированию толерантного отношения с дошкольниками организуется посредством

игр, игровыхобразовательных ситуаций, через решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы и ее обсуждение, беседы, с помощью которых оцениваются мотивы бескорыстного, доброжелательного отношения, поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, взаимопомощь, уважение к потребностям, интересам партнеров по игре, понимание ценности совместной деятельности, а так же совместное участие в разнообразных фестивалях, конкурсах; посещение кружков, экскурсий, походов, концертов, где все воспитанники могут реализовать свои способности, завоеватьсимпатии, уважение. Для формирования толерантной культуры личности педагога, развития умения управлять своим поведением, эмоциями, общением можноиспользовать программусоциальнопсихологического тренинга толерантности, предложеннуюС.Щеколдиной, которая основана на активных методах групповой работы и включает информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности, развитие толерантных качеств[5]. В работе с семьями воспитанников можно использовать следующие формы и методы работы: семинары, лектории, родительские встречи, практикоориентированные занятия, тренинги, психокоррекционные занятия, участие в работе клубов, родительских конференций, «круглых столов», досуговых мероприятиях.

Ссылки на источники1. Алехина, С.В.Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография [Текст] / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. –Красноярск, 2013. – С. 71 95.2. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.[ Электронный ресурс]. URL: // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml(09.04.2014). 3. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений [Текст]. –Новокуйбышевск, 2006 105 с.4. Там же.5. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] /С.Д. Щеколдина. –Москва: Ось89, 2004. –80 с.