Информационные технологии в образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. Информационные технологии в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 826–830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86179.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема применения информационных технологий в сфере образования, приведены примеры использования информационных технологий в образовании. Проанализирована значимость внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании. Выявлено, что информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения и являются одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рожко Ксения Андреевна,студентка 1 курса Российского государственного социального университета, г.Москва rozhko_k@mail.ru

Альтиментова Дина Юрьевна,старший преподаватель кафедры информационных систем, сетей и безопасности Российского государственного социального университета,г. Москва dinaalt@mail.ru

Информационные технологии в образовании

Аннотация.В статье рассмотрена проблема применения информационных технологий в сфере образования, приведены примеры использования информационных технологий в образовании. Проанализирована значимость внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании.Выявлено, что информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, и являются одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса.Ключевые слова:информационные технологии, система образования, новые образовательные технологии.

Современную социокультурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как переходную. У нее есть минусы –нестабильность, региональные конфликты, низкий уровень жизни значительной части населения, безработица, минимальное государственное финансирование сферы культуры и образования и т.д.; но также есть и свои плюсы, это, например, расширение возможностей для частных инициатив, культурных и образовательных контактов, внедрения технических новшеств, многообразие мнений, свободное распространение информации [8]. В этих условиях в обществе существует потребность в осмыслении ситуации и определении стратегического курса развития российского социума [4, 5], который находится подсильным влиянием на него компьютерных технологий.Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Они получают все более широкое распространение в современном мире, потому, что общество нуждается в получении и осмыслении информации. Многие сферы жизни общества уже буквально не могут существовать без использования информационных технологий, например, сфера производства, обслуживания, коммуникаций и др. Важнейшей частью этого процессаявляется компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Процесс этот сопровождается существенными изменениями в педагогике, связанныхс внесением корректив в содержание технологий обучения, последниедолжны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничномувхождению человекав информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать обязательной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.Как отмечает большинство исследователей, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться независимо от условий. Однако, как полагают многие исследователи, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программамии используют компьютерную технику для развлечений.При этом познавательные и образовательныемотивыработы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом,для решения познавательных и учебных задач компьютер используется нев полной мере. Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли ещесвоего должного применения. В школах же, где уже ведется обучение детей на компьютере, реализуютсяне все его возможности. Многиеучителя и преподаватели не знакомы с новыми компьютерными технологиями и не имеют представлениео способах их использования в обучении, не осознавая, в полной мере, значимости использованияинформационных технологий. Урокив школес применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки,слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.Цельюданной работы сталоисследование значимости внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании. Для осмысления этой проблемынеобходимоознакомление с основными понятиями, вопросами данной темы, а также с системами, работающими в сфереобразования,и их компонентами.

Информационные технологии–это системыметодов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.Выделяется три основных компонента информационных технологий:

комплекс технических средств —вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

системы программных средств —общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

системы организационнометодического обеспечения.Информационные технологии посредством средств связи и носителей информации дают людям возможность быть информированными о событиях не только настоящего времени, но и прошлого.Областями применения информационных технологий являются практически все сферы жизни[1].Информационные технологии делятся надва вида:

аналоговые,ониоснованы на представлении информации в виде какойлибо непрерывной физической величины, например, напряжения или силы электрического тока;

цифровые, они основаны на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значения которых отображают содержание информации.По сравнению с аналоговой, цифровое представление информации обеспечивает значительно большую защищённость от помех, в том числепри передаче по каналам связи.Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят в: развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивнопоискового мышления, развитие коммуникативных способностей; развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях; совершенствовании навыков исследовательской деятельности [5].Потенциал информационных технологий в современной системе образования определяется широким спектром развития человеческой личности (эмоции, интеллект, мировоззрение, самостоятельное творческое и критическое мышление, эстетическое сознание и т.д.). Вопросы развивающего потенциала информационных технологий все больше привлекают внимание отечественных психологов и педагогов, работающих над концепцией «электронной педагогики», так какони считают,что информационные технологии предоставляют для развивающего обучения немало возможностей [5]. Например, реализация принципа наглядности и возможность использовать аудио, видео, графические фрагменты, что позволяет объединить в нужных комбинациях разные виды наглядности. Эти возможности способствуют развитию у обучающихся креативного мышления, предоставляют свободный доступ к мировым информационным ресурсам, позволяют совершенствовать интеллектуальные и моральноволевые качества.На этом принципе основано перспективное и новое направление в педагогике, требующее особого внимания, –медиаобразование, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования

подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Медиаобразование тесно связано с художественным воспитанием и многими отраслями гуманитарного знания (искусствоведение, культурология, история, психология и др.), отвечает требованиям современной педагогики в развитии личности, расширяет спектр форм и методов проведения занятий с учащимися [3, 8]. Среди основных условий развития процесса медиаобразования можно выделить:

общую ориентацию на развитие личности;

учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений аудитории; разработку критериев развития медиавосприятия и способности к критическому, художественному анализу медиатекстов;

совершенствование моделей, программ, методик, форм проведения занятийсо школьниками и студентами на медиаматериале (в том числе с использованием зарубежного опыта);

модернизацию материальнотехнической базы процесса обучения;

включение в образовательные программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры.Система медиаобразования включает в себя:1)целевые установки на развитие личности;2)компонентность: составляющие системы –педагоги и воспитуемые; средства обучения и воспитания; педагогическая модель.3)структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели);4)функциональность;5)коммуникативность (соотнесение модели, программы, методики с современной социокультурной ситуацией, с доминирующими психологическими аспектами медиавосприятия, с возможностями средств массовой информации и т.д.);6)практическую реализацию и результативность [3, 6, 8].Важно отметить и дистанционные формы обучения, которые в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из административных центров. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителясовместителя является не совсем новой, но не менее перспективной.Наличие школьного компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение в качестве местного центра открытой системы образования, что даст возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях[1, 3, 6, 7].Кроме всего, информационные технологии позволяют перейти от жёстко регламентированных способов организации учебновоспитательного процесса к развивающим, активизирующим, игровым и дают возможность организовать обучение как коллективную, совместную деятельность обучающихся и при этом дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создав условия для проявления и развития способностей каждого студента [5].Все перечисленное, как уже доказано, позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, обеспечивает более развернутый объем информации за счет использования наглядности [1, 3, 6, 7].Таким образом, согласно множеству исследований, всовременном обществевсе большее распространение получают информационные технологии в своих разных формах и видах. Благодаря им,человек может не только использовать все преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и реализовывать свои творческие идеи в виртуальном мире. Значение и роль информационных технологий в современном обществе высоки, потому что высока роль информации и продолжают возрастатьв геометрической прогрессии. Сегодня информационные технологии –это комплексное средство освоения человеком окружающего мира

[1, 3, 6, 7].Информационныетехнологиив образовании позволяют использовать болееширокий спектр форм и методов обучения, дабы обеспечить более развернутый объем информации за счет такого важного компонента учебной системы, как наглядность, который информационные технологии могут обеспечить в полном объеме. Поэтому появилось такое направление в педагогике, как медиаобразование.Кроме того, одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса в школе является информатизация образования, и в частности, использование компьютерных технологий, с целью включения образовательных учреждений в открытое образовательной пространство.

Ссылки на источники1.Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. М.: Маркет ДС, 2011. 384 c2.Альтиментова Д.Ю., ГданскийН.И. Адаптивные модели компьютерного обучения. Научнометодический журнал «Педагогическая информатика». Москва. № 2. 2015 г., с.8392.3.Аржитова, Ю. С. Информационные технологии в управлении деятельностью социальных систем в условиях трансформации российского общества: автореферат дис. .канд. филос. наук : 09.00.11 / Ю. С. Аржитова ; Бурят. гос. унт. УланУдэ, 2009. 23 с4.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.М.: Издво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО “МОДЕК”,2010.352с.5.Грицай А. А. Роль информационных технологий в современном образовании / Материалы 5й международной научной конференции «PROBLEMS OF MODERN EDUCATION», Прага, 2014. –С. 14–16.6.Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Е.С. Полат; Международная научнопрактическая Интернетконференция –М., 2005 –с.5055.7.Скаковская Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н.Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России. 2010.№ 3. С. 6167.

8.Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. 3Федотова, А.А. Федотов. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013. 336 c.