Национальная политика правительства Екатерины Великой на Северном Кавказе как отражение задач и реалий имперостроительства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волошин Д. А., Забара А. П. Национальная политика правительства Екатерины Великой на Северном Кавказе как отражение задач и реалий имперостроительства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 931–935. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86203.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена национальная политика, проводившаяся в эпоху императрицы Екатерины II применительно к национальным окраинам российского государства. В контексте задач имперостроительства того времени рассмотрены правительственные меры, направленные на интеграцию территорий Северного Кавказа, его государственно-политическое обустройство, становление и развитие системы управления. Перечислены подходы и меры, обеспечившие проводимой национальной политике необходимую гибкость при одновременной реализации курса на расширение и укрепление государственных границ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Забара Александр Петрович,магистрант 1го курса исторического факультета Армавирского государственного педагогического университетаzabaraalexandr@mail.ru

Научный руководитель‬Волошин Дмитрий Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университетаvoloschindim@mail.ru

Национальная политика правительства Екатерины Великой на северном Кавказе как отражение задач и реалий имперостроительства

Аннотация.В статье рассмотрена национальная политика, проводившаяся в эпоху императрицы Екатерины IIприменительно к национальным окраинам российского государства. В контексте задач имперостроительства того времени рассмотрены правительственные меры, направленные на интеграцию территорий Северного Кавказа, его государственнополитическое обустройство, становление и развитие системы управления.Перечислены подходы и меры, обеспечившие проводимой национальной политике необходимую гибкость при одновременной реализации курса на расширение и укрепление государственных границ.Ключевые слова:империя, империализм, колония, колониализм, имперское пространство, экспансия

С первой половины XVIII века Российское государство официально приобретает статус империи, что явилось закономерным итогом активных внешнеполитических действий Петра I, территориального расширения и роста влияния государства на европейской политической арене. В течениевека право России на имперский статус признали практически все ведущие мировые державы того времени. Традиционно под империей понимается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политическогоцентра под эгидой единой, универсальной идеи цивилизационного, идеологического, религиозного и, в некоторых случаях, экономического характера[1]. Исходя из вышеперечисленных критериальных показателей можно заключить: Россия в рассматриваемый период соответствует имперскому типу государства и в формальном, и в содержательном плане. Хотя... в случае с российской империей существует множество обстоятельств, которые нельзя объяснить ни общей теорией империализма, ни даже отдельными положениями современной империологии.Так, если империализм понимать как следствие чрезмерного аккумулирования капитала, тогда хронически бедная капиталом Россия явно находилась на периферии чужих имперских орбит...А еще история развития Российской империиотмечена таким феноменом, как ©внутренний колониализмª ‬©использование и подавление собственного населения ради экспансионистских целейª [2]Екатерининская эпоха ‬это ©противоречивое сочетание блестящих дворцов и курных избª[3]; ибо население Российской империи в полной мере испытало на себе все издержки имперского статуса, не видя и не извлекая из этого состояния никаких преимуществ. Истинным получателем выгод от такой империи могли быть периферийные группы и национальные меньшинства, занимавшие в рамках имперского порядка высокие позиции [4].В этой связи национальный вопрос и национальная политика, вплетенные в общую теорию российского имперского владычества, представляют особый интерес. Национальная политика важна для понимания сути российского имперостроительства в первую очередь ‬ибо Российская империя не можетбыть постигаема лишь с точки зрения Центра. Скорее наоборот: многочисленные решения, которые играли судьбоносную роль для империи, касались как раз ее периферийных зон.Наличие единой обширной территории и ©имперской проекцииª на соседние регионы позволяет относить Россию к континентальным империям. Много сложнее обстоит дело с трактовкой спецификисвязующих идей для инкорорированных в имперское пространство народов. Тем не менее, используя исторический опыти сравнение имперской политики Российского государства с проводимой политикой других империй ‬современниц, или же ранее существовавших, исследователь неизбежно сталкивается с уникальностью российского империализма, которая проявляется в различных социальных, экономических и политических действиях государства. Эту беспримерную специфику ©колониализмаªРоссии мы можем проследить на примере национальной политики на Северном Кавказе, проводимой во время царствования Екатерины II, когда особо сильна самодержавная монархия, которую многие авторы называют неотъемлемой чертой империи[5].Активная политика правительства по устройству Северного Кавказа началась с учреждения Новороссийской губернии с присоединением к ней соседних частей Гетманщины и смежных запорожских земель. Запорожцы не позволяли проводить границы новой губернии через свои земли, препятствовали заселению слобод, разгоняли и переманивали к себе поселенцев, что, конечно, расходилось с планами правительства императрицы. Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной ІІ манифеста ©Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернииª. Неповиновение запорожцев властям и нежелание первых отдавать значительную часть своих земель под управление назначаемым чиновникам скорее можно назвать поводом упразднения Сечи, тогда как истинной причиной можно считать нелояльное отношение казаков к власти Екатерины, так, в 1767 году часть запорожцев, объединившись с малороссийскими гайдамаками, состоявшими на польской службе, разорили и уничтожили несколько поселений на юге Малороссии, кроме того, более 600 запорожских казаковпринялиучастие в крестьянской войне на стороне Пугачева[6].При этом, можно говорить о том, что само запорожское казачество, как таковое, уничтожено не было. Был разрушен общественнополитический институт Запорожской Сечи, при этом, подавляющее число казаков не было расселено по отдельным областям империи, не было посажено на землю, а не малая их часть, 8485 человек: 5503 мужского и 2982 женского пола[7],довольно успешно вливается в новообразованное в 1787 году Черноморское казачье войско. То есть, здесь можно говорить не об уничтожении Запорожскоговойска, а о егоразбавлении инородными социокультурными элементами. После присоединения Правобережной Кубани в 1783 годук России и юридического закрепления Ясским договором 1791 годановой границы по реке Кубани царское правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель изащиты от внешнего нашествия.Кубанские землибыли дарованы Черноморскому казачьему войску. Согласно грамоте Черноморские казаки получили около 3х млн. десятин земли. При этом, Черноморцам предписывалось ©…бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских...ª[8].За эту службу войску отпускалось из государственной казны ежегодно 20000 рублей[9], что представляло собой весьма большую сумму.

С одной стороны, в подобных решениях правительства Екатерины II, расформирование нелояльных сил в лице запорожцев и образование нового, более преданного Черноморского казачьего войска, мы видим вполне понятные решения,в духе имперской политики,направленные на обеспечение безопасности новых границ и закрепления новой территории за Российской империей. Но, с другой стороны, одновременно с мерами по обеспечению охраны, осуществляется государственная поддержка населения в регионе, при этом не только казаков, но и местного горского. По грамоте, даровавшей черноморцам Кубанскую землю в вечное пользование и дополнительные средства для устройства на новых землях, им не предписывались никакие налоговые обязательствав денежной или натуральной форме[10]. Налогами также не облагалосьи местное население, что является не типичным явлением для политики империй на новоприобретенной территории. Косвоениюновых земель Северного КавказаРоссийскоеправительство решило привлечь и донских казаков, несших сторожевую службу на Моздокской линии. В 1794 года в верховья Кубани переселяются4700 человек обоего пола, это 1000 семей донских казаков. На обжитеекаждая семья получила по 20 рублей и житную муку[11]. Как и черноморцам, донским казакам приписывалось главной задачей охрана границ, но в поселении на Северном Кавказе представителей центральных областей можно выявить и стремление правительства разбавить преимущественно малороссийский национальный компонент великоросским, тем самым ускорив административноправовую ассимиляцию региона.

Охрана кубанских земель и Кавказских границимперии, отнюдь не перекладывалась лишь на плечи казаков. Для укрепления своих позиций на Северном Кавказе Российское правительство использовало гибкую национальную политику. С одной стороны, происходило задабривание горской аристократической верхушки, материальная и военная помощь покорившимся племенам, с другой стороны, карательные меры против непокорных племен, совершающих набеги на приграничные земли. На берега реки Терек переселялись волжские казаки. На берега Кубани, кроме казаков были переселены и татары из Бессарабии, чем правительство пыталось ослабить влияние Крыма на данной территории.Заселялась территория Северного Кавказа и государственными крестьянами из других районов страны, что не ухудшало их общего положения и благополучия, учитывая плодородность местной почвы[12].В целом, Екатерина II предпринимала грамотные действия по расширению государственной территории Российской империи и по закреплению за государством новых земель.Действия эти имели своей конечной целью не превращение новых регионов в источник сырьевых ресурсов для центра и рынка сбыта продукции, хотя торговля между пришлыми для освоения и местным населением поощрялась, но целью было развитие нового региона, его правовая унификация, ане культурная и религиозная ассимиляция автохтонного населения. Местное аристократическое сословие, лояльное к новому правительству, в правах приравнивалось к Российскому дворянству без намека на какиелибо ограничения в карьерном росте. На примере национальной политики Екатерины II на Северном Кавказе, мы можем увидеть, что Российская империя не имела целью своей экспансии угнетение покоряемых народов для экономической эксплуатации или их уничтожение для увеличения жизненного пространства титульной нации. Основной политический курс российского правительства был направлен на расширение и укрепление государственных границ, при этом покоряемые народы, с условием их лояльности к новой власти, не притеснялись, получалидостаточную степень политической, культурнойи религиозной автономии. Но не стоит говорить о том, что российским правительствомсовершенноне предпринимались какиелибодействия по культурной и религиозной ассимиляции народов Кавказа. Так, активную миссионерскую деятельностьвела русская православная церковь по христианизации местного населения, что в некоторых районах вызывало открытые протесты. Национальный компонент искусственно разбавлялся переселением на новые земли крестьян из центральных областей. Земли нелояльных народов раздавались российским помещикам. Но данные меры имели гибкий характер и могли быть ослаблены или усилены в зависимости от реакции местного населения.

Примером может служить присоединениек Российской империи калмыцкого ханствав1771 году. Делами калмыков стала ведать особая Экспедиция калмыцких дел, учрежденная при канцелярии астраханского губернатора. При правителях же улусов были назначены приставы из числа русских чиновников. В 1772 г. при Экспедиции калмыцких дел был учрежден калмыцкий суд Зарго, состоящий из трех членов, по одному представителю от трех главных улусов: торгоутов, дербетов и хошоутов[13] . Как мы видим, с одной стороны, были учтены традиционные культурные и политические особенности калмыцкого народа, с другой, с целью скорейшего включения новой земли и народа в правовую сферу государства для надзора назначались представители власти из центра.

***Таким образом, рассмотрев основные элементы национальной политики Российской империи, проводимой правительством императрицы ЕкатериныII на Северном Кавказе, мы можем выделить как типичные черты для политики любой империи ‬стремление к экспансии, укрепление государственной границы, подчинение присоединенных народов, так, и особенные ‬развитие новых регионов,ихвключение в общегосударственное правовое пространство при отсутствии на первых этапах налогового обложения местного населения, дарование достаточной степени автономии при условии лояльности местного населения, а какиелибо жесткие меры по культурной и религиозной ассимиляции отсутствовали. Данный политический курс, которому Россия придерживается на протяжении всего своего существования,дает возможность говорить о наличии особенных черт Российского империализма, не присущих классическим империям, но при этом, они также не присущии простому государству, что не дает возможности ставить под сомнение определение России как империи. Можем ли мы говорить об уникальности Российского империализма, об империи порусски? Или же это просто смешение нескольких форм государственного устройства? Но каким бы не был ответ на эти, довольно спорные вопросы, существует более важный вопрос ‬на пользу ли Российскому государству эта уникальность? Благодаря национальной политике России сохранилась большая часть народов, проживающих на Северном Кавказе,а также была сохранена и развита их культура, при помощи российских ученых изобретены алфавиты и развита письменность. Толерантное отношение к культуре и религии горцев способствовало смягчению наиболее радикальных элементов ислама, а также научило относительно мирно сосуществовать представителей разных культур и вероисповедания на одной территории. Это дает положительные результаты сегодня, когда в России не так остры как в Европе религиозные конфликты и культурные противоречия, отягченные все большим притоком мигрантов. Но, в условиях особенной имперской политики России существенно ограничивались в возможностях развития своего социального и материального положения представители титульной нации. За частую, облагаемые все большими и большими налогами, великороссы и малороссы были единственным источником пополнения государственной казны, которая расходовалась на укрепление военной мощи государства, освоение новоприобретенных территорий и поддержку местного лояльного населения, что существенно тормозило экономическое развитие государства в общем, и являлось причиной низкого уровня жизни русского населения.

Ссылки на источники1. Коновалов В.Н. Словарь по политологии ‬М., 2010.‬292 с.‬С. 76.2. Мюнклер Г. Империи. Логика господства над миром: от Древнего Рима до США. Пер. с нем. ‬М.: Кучково поле, 2015. ‬400 с. ‬С. 53.3. Семенова А.В. Политика Екатерины II в области языка и литературы // Научнообразовательный кластер CLAIM http://itclaim.ru (дата обращения: 03.02.2016).4. Мюнклер Г. Указ. соч. ‬С. 55.5. Лепешко Б.М. Судьбы империй и имперское мышление//Беларуская думка №12. ‬2011.‬С. 1825.‬С. 20.6. Сухарев Ю.Ф. Казачья память России ‬М.: Вече,2012.‬720 с.‬С. 565.7. История Кубани: учеб. пособие под общ. ред. В.В. Касьянова.‬Краснодар: Кубанский гос. унт,2009. ‬336 с.‬С. 89.8. Жалованная грамота императрицы Екатерины II Черноморскому казачьему войску [электронный ресурс]. ‬URL: http://www.protichka.narod.ru (дата обращения: 29.01.2016).9. История Кубани: учеб. пособие... ‬С. 86.10. Жалованная грамота императрицы Екатерины II Черноморскому казачьему войску...11. История Кубани: учеб. пособие... ‬С. 8990.12. Баддели Д.Завоевание Кавказа русскими. 17201860. Пер. с англ. Л.А. Калашниковой. ‬М.:ЗАО Центрополиграф, 2013. ‬351 с.‬С. 48.13. Агаджанов С.Г., Трепавлов В.В. Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления ‬М.: Славянский диалог, 1998. ‬416 с.‬С. 145.