Российские спортивные видеоблоги и их типология

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белова Л. И., Пеньковских Д. Г. Российские спортивные видеоблоги и их типология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 981–985. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86213.htm.
Аннотация. В статье раскрываются такие понятия интернет-журналистики, как «блог» и «видеоблог», характеризуется структура видеоблогов и их типология. Рассматриваются основные функции блогов и видеоблогов, а также специфика российских видеоблогов спортивной тематики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белова Людмила Ивановна,Кандидат культурологии, доцент кафедры СМИ ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный университет»,г. ЧелябинскBelova2005@inbox.ru

Пеньковских Дарья Григорьевна,Студентфакультета журналистики ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный университет»,г. ЧелябинскDashka93@bk.ru

Российские спортивные видеоблоги и их типология

Аннотация. В статье раскрывается такиепонятияинтернетжурналистики как «блог» и«видеоблог», характеризуется структуравидеоблогов и ихтипология. Рассматриваются основные функции блогов и видеоблогов, а также специфика российских видеоблогов спортивной тематики. Ключевые слова: журналистика, интернетжурналистика, видеоблог, спортивная журналистика.

Журналистика новых медиа появилась вконце XX века и продолжила развиваться в начале XXI века. Это вид журналистики, который опирается на конвергенцию цифровых (или компьютерных) технологий и телекоммуникаций, среди которых можно назвать интернет и Всемирную Паутину. Блоги представляют собойважную часть журналистики новых средств массовой информации. Итак, блог (сокр.отангл.weblog)–это сетевойжурнал, страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий [1].Веблог–это информационно наполненный дневник, одна из форм авторского проекта. Авторывеблогов(блогеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических, экономических, социальных и/или культурных событий, а также комментируют публикации, связывая их гиперссылками с источником.Главные преимущества блогов, как источников информации в том, что они уже сейчас формируют определенное общественное мнение, а новости в них появляются намного оперативнее, нежели чем в официальных источниках и средствах массовой информации. Хотя многие блоггерыотражают чьето субъективное мнение, некоторые все же публикуют настоящие новости или представляют собой оригинальный взгляд на события. [2] Наиболее влиятельные блогеры –это те пользователи сети интернет, кто не только публикует информацию о фактах или событиях у себя на странице, но еще и помогает своим читателям находить достоверную информацию в сети. Они осуществляют это с помощью гиперссылок со своих блогов к адресам других вебстраниц и постов. По словам Д. Росена, блогеры подготавливают поле деятельности, которое потом займут журналисты, вот почему корреспонденты, пишущие для основных видов СМИ, должны обратить на них внимание[3].Уже сейчас бесспорно то, что количество посетителей многих блогов сопоставимо с показателями зарегистрированных сайтов. По нашему мнению, блоги являются средствами массовой информации, если исходить из таких критериев, как:1)сбор и обработка фактов;2)оперативность подачи информации;3)комментарии очевидцев того или иного события;4)попытка анализа ситуации.Мы считаем, что данные признаки наиболее объективно отражают основные характеристики блогосферы.В соответствии с вышеуказанными условиями, мы можем сделать вывод, что блоги выполняют фактически те же самые функции, что существуют в печатных СМИ, на телевидении и радио, а блогеры являются распространителями актуальной и важной информации. Именно поэтому Федеральный закон от 05.05.2014 № 97ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационнотелекоммуникационных сетей»[4]приравнивает популярных блогеров (число подписчиков у которых превышает 3000) к СМИ. Это обязывает владельца блога проверять достоверность размещаемой информации, выполнять правила предвыборной агитации, не распространять сведений о частной жизни граждан, экстремистские материалы, а также указывать возрастные ограничения для пользователей (за нарушение установленных законом требований блогеры штрафуются на сумму от 10 до 30 тысяч рублей, а юридические лица –от 50 до 300 тысяч рублей).По нашему мнению, создание блогов подразумеваетпод собой решение нескольких функций:1.коммуникативную функцию (выраженную как в поддержке связей с друзьями и близкими, так и в поиске новых контактов);2.информационную функцию (получение и предоставление актуальной информации на социальные, политические ииные темы);3.рекреативную функцию;4.функцию социализации (ощущение причастности к жизни известных людей; самопрезентация, ведение мемуаров; самопознание посредством общения с публикой).Блоги разделяют не только по целям их написания и чтения, но и по наполняющему контенту.И.Н. Шамаев приводит следующую классификацию блогов[5]:1.по авторскому составу: личные (ведется одним лицом –владельцем блога); корпоративные или групповые (ведутся сотрудниками одной организации); общественные или открытые (правила ведения определяет модератор);2.по содержанию: узкоспециализированные (новости спорта, экономики, политики, моды и прочее) или общей направленности;3.по размещению (технической основе): сетевые («LiveInternet.ru», «Blogger» и другие) или автономные (на самостоятельной системе управления содержимым и самостоятельном хостинге).Данные классификации были нами рассмотрены в целях дальнейшего функционального анализа видеоблогов.Таким образом, проанализировав блог как элемент публичной сферы общества, и рассмотревего специфику в медиапространстве, мы можем сделать вывод, что блог –это активно развивающаяся часть гражданской журналистики, приравниваемая многими исследователями к СМИ. В настоящий момент, помимо обычного, текстового блога, активно растути развиваются такие направленияблогинга, как радиоблоги видеоблог. К ихосновным функциям и свойствам можно отнести: доступность, оперативность и обратная связь (как и в любом СМИ); бесплатная основа, отсутствие ограничений эфирного времени, сетки эфиров и жесткого отбора ведущих, что, к сожалению, рождает отсутствие профессионализма. Также обязательно присутствует взаимосвязь с какойлибо социальной сетью (чаще всего, изза популярности и удобства для пользователей, ею выступает социальная сеть «ВКонтакте»).Видеоблог(влог)–это форма блога, в котором основным средством передачи информации является видео.Спортивный видеоблог выполняет функцию сплочения некоторой части общества в единую аудиторию, объединенную общей сферой интересов –спортивной тематикой. Спортивные видеоблоги только набирают свою популярность.Актуальность нашегоисследования состоит в том, что видеоблоги спортивной тематики недостаточно изучены на сегодняшний день. В настоящее время единойтипологии спортивных видеоблогов не выработано, но можно выделить несколько типов.По характеру контента:1)видеоблогиобзоры, реагирующие на новости, происходящие в мире спорта;2)видеоблогимнения, делающие упор наличноемнение автора(авторов)к предоставляемой информации;3)видеоблогиинтервью –общение с известными спортсменами или квалифицированным специалистами;4)обучающие видеоблоги –справочное пособие или источник экспертных мнений в области спорта.По технической основе:1)загрузка видео на специальные видеохостинги (YouTube, Rutube), сервис Vimeo и им подобные;2)размещение видеороликов на своем хостинге и отображение ихза счет модулей и плагинов;3)моблоги –видеоблоги, созданные с помощью мобильных приложений(Vine, Periscope).На сегодняшний день самой популярной платформой дляспортивныхвидеоблогов является видеохостинг YouTube. Наличие обратной связи, дополнительных сервисов на сайтах, оперативность, доступность, являются факторами, способствующими тому, что YouTube как интернетСМИ развивается в качестве необходимого ресурса для видеобоггинга.Cпомощью YouTube можно создавать собственный видео контент, загружая свои видео и подписываться на видеоканалы и взаимодействовать с другими пользователями обмениваясь текстовой информацией посредством комментариев, быть вконтакте с большим количеством людей, которых интересуют сходная спортивная тематика[6].Еще одна классификация видеоблогов –это классификация по авторству:1)личный (авторский, частный) видеоблог –ведется одним лицом. В этом случае съемка, монтаж, публикация производятся одним человеком;2)коллективный видеоблог –ведется группой лиц;3)«призрачный» видеоблог –ведется от имени чужого лица неустановленной персоной.Рассмотрев современные российские спортивные видеоблоги, мы выделилиследующие тенденции:1) Спортивные новости ианализ спортивных событий подаетс, преимущественно, в развлекательной форме. 2). Втехническом планепредпочтениевидеоблогеров отдается видеохостингу YouTube.3) Видеоблоггерами делается упор не на скорость донесения актуальнойинформации, а на мнение автора к представляемой информации;

4) Широкая представленность в социальных сетях, такихкак: Vkontakte, Twitter, Instagramи т.д.Среди видеоблоговобзоров и видеоблоговмнений, самым популярным и наиболее рассматриваемымв Россиивидом спорта является футбол.Примером такого видеоблога можно назвать«Картавый футбол»Никиты Ковальчука. Особенностью данной программы является дефект речи ведущего, который впоследствии стал его главной отличительной особенностью.

Еще одно популярное в России направление –фитнесвидеоблогинг, которое представляет собой обучающие видео от эксперта в области фитнеса. Подобный контент спортивного видеоблога способствует созданию соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.[7]На основе рассмотрения российских видеоблогов мы выделилинесколько функций спортивного видеоблогинга:1)Популяризация спорта. В настоящее время в нашей стране активно формируется интерес к здоровому образу жизни. Как средство популяризации общественных ценностей блогосфера не уступает традиционным средствам массовой информации, а в чемто даже опережает их. Сейчас существует тенденция увеличения роли спорта как сферы деятельности. Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни. Увлечение спортом становится не только полезным для физического здоровья человека, но и модным хобби. 2)Интегративная функция –объединение людей или групп людей вокруг спортивной тематики. Примером интегративной функции могут выступать объединения болельщиков определенной команды, фанатские группы и т.д.3)Коммуникативная –возможность комментирования и обсуждения видеоблогов, а также обратная связь.Таким образом, мы пришли к выводу, что спортивный видеоблог –новое и активно развивающееся направление в России, которое требует рассмотрения и изучения. Всвязи с возможностью снимать и выкладыватьсобственныевидео, находить единомышленников и поддержку, многие люди видят возможность реализовать себя вспортивнойжурналистике и аналитике.

Ссылки на источники1.Калмыков,А.А. Интернетжурналистика: учеб. пособие / А.А. Калмыков, Л.А.Коханова. –М.: ЮнитиДана, 2005. –С.122.Павлик, В. Джон. Журналистика новых средств массовой информации / Джон В. Павлик; пер. Е. Сабировой/ 21st Century Communication. A Reference Handbook. V. 1 & 2. / ed. by William F. Eadie. –Los Angeles, 2009. –P. 645.3.Rosen,J. Bloggers vs. Journalists is Over / J.Rosen // URL: http://archive.pressthink.org/2005/01/21/berk_essy.html/(датаобращения: 25.12.2013).4.Федеральный закон от 05.05.2014 № 97ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационнотелекоммуникационных сетей» (действующая редакция от 21.07.2014) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166124/(дата обращения: 07.09.2014) .5.Шамаев,И.Н. Классификация блогов рунета / И.Н. Шамаев // Вестник ВолГУ. –2013. –Вып. 11. –С. 120–124.6.Александрович,В.Ю. Видеохостинг youtube как площадка для развития гражданской журналистики / В.Ю.Александрович //Век информации. –2015. –Т.1. –№ 21. –С. 171177. 7.Сопина,Ю.А. Спортивный блог как средство популяризации спорта / Ю.А.Сопина // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. –2015 –С. 15.