Реализация исследовательских проектов естественнонаучного содержания с младшими школьниками

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карташова Н. А., Новолодская Е. Г. Реализация исследовательских проектов естественнонаучного содержания с младшими школьниками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 976–980. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86212.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования младших школьников по оценке собственного участия в проектной деятельности (на примере одной из школ Алтайского края). Представлен опыт реализации с учащимися исследовательских проектов естественнонаучного содержания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru

Карташова Наталья Анатольевна,студентка 6курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскnatapriima@yandex.ru

Реализация исследовательских проектов естественнонаучного содержанияс младшимишкольниками

Аннотация.В статье представлены результаты анкетирования младших школьников по оценке собственного участия в проектной деятельности (на примере одной из школ Алтайского края). Представлен опыт реализации с учащимися исследовательских проектов естественнонаучного содержания.

Ключевые слова:исследовательская деятельность, метод учебного проекта, проектная деятельность, проектирование, системнодеятельностный подход.

Системнодеятельностныйподход, лежащий в основе ФГОС начального общего образования, предусматривает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. Под проектированием понимают мыслительную деятельность, направленную на будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений для удовлетворения общественных и человеческих потребностей.Учебный процесс, организованный на основеметода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стилядетской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвитияи самореализации личности. Реализуетсяпринцип сотрудничества детей и взрослых, что позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, позволяет вести ребенка по ступеням роста –от проекта к проекту.Н.Ю. Пахомова трактует метод учебного проекта как одну из личностноориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учителей, обучающихся и их родителей, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Учебный проект,с точки зрения обучающегося, –это:• возможность делать чтото интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности; • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат носит практический характер, имеет важное прикладноезначение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей[1].Метод проектов эффективно используется при организации исследовательской деятельности учащихсяв рамках естественнонаучного образования, в том числе начального звена школы.Естественнонаучный компонент начального образования реализуется через изучение дисциплины «Окружающий мир», содержание которогопредставляет широкие возможности для вовлечения младших школьников в исследование объектов, процессов и явлений.Учебная исследовательская деятельность –это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности[2].

Проходя педагогическую практику в МБОУ«Малоенисейская СОШ» Бийского района Алтайского краямы провели анкетирование младших школьников «Мое участие в проектной деятельности»:1.Принимаете ли вы участие в проектной деятельности?2.По каким дисциплинам вам больше нравится выполнять проекты?3.В школе или дома вам удобнее выполнять проекты?4.Кто вам чаще помогает впроектной деятельности?5.Как вы думаете, для чего нужны проекты?Из 95 обучающихся 58 человек принимают участие в проектной деятельности (рисунок 1). Среди причинсвоего неучастия учащиеся отметили: отсутствие интереса, внеурочная занятости вкружках и секциях (12 классы), большая учебная нагрузка, отсутствие свободного времени (34 классы).

Рис. 1. Вовлеченность младших школьников в проектную деятельность

Ответы детей на второй вопрос анкеты показали, что самым популярной учебной дисциплиной, в рамках которой им нравится выполнять проектыявляется «Окружающий мир». Многие учащиеся выполняют проекты на свободные темы. Младшим школьникам интересно углублятьсяв различные науки, узнавать новые факты и делиться ими с одноклассниками (рисунок 2).При ответе на третий вопрос дети отметили, что большинству из них удобнее выполнять проекты в школе, так как учитель является их главным помощником, дети чувствуют себя более свободно и комфортно. Меньшая часть ответов приходилась на ответ «в домашних условиях», потому есть возможность «спокойно пользоваться персональным компьютером», «обстановка более располагает к сосредоточенной работе, дети «не отвлекаются на общение с одноклассникамина посторонние темы».Также дети могут не торопиться в выполнении работы, у них больше времени и возможностей для формулирования мыслей и идей.1717,51818,51919,52020,5Вопрос №12 класс3 класс4 классРис.2. Выбор младшими школьниками дисциплин

для участия в проектной деятельности

За помощью они могут обратиться к родителям и старшим родственникам. У них появляется больше пространства для поиска новой информации и интересных фактов. Но не всем ученикам проект удобнее выполнять дома (рисунок 3).

Рис. 3. Участие младших школьников в выполнении проектов в школе и дома

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, младшие школьники указали на то, что большинство из них обращается за помощью к учителю.Многим детям помогают родители, также есть учащиеся, которые работу выполняют полностью самостоятельно с использованием учебников, дополнительной литературы и Интернета (рисунок 4).Проектная деятельность, по мнению учащихся, необходима для того, чтобы они могли узнавать новые и интересные факты из разных областей наук(вопрос 5). Также участие в проектах способствует приобщению детей к коллективной работе, социальной коммуникации, формированию умения прислушиваться и находить компромиссы. Сейчас каждый ученик, начиная с первого класса, оформляет портфолио, куда собирает свои работы различного характера. Проекты детей часто оцениваются и награждаются различного рода дипломами, сертификатами, грамотами, которые являются отличным бонусом и идут в личную «копилку»ученика.

05101520253035404550Вопрос №2окружающий мирлитерат. Чтматематикарусский языктехнология010203040506070Вопрос №3В школеДомаРис. 4. Выбор помощников в выполнениипроектовТаким образом, нами была установлена значимость и необходимость применения на практике метода проектов в начальной школе.Всвоей дальнейшей работе мы вовлекли младших школьников в реализацию групповых и индивидуальныхисследовательских проектовестественнонаучного содержания.Основнымипринципамиорганизации проектной деятельности учащихсямы определили:•последовательности в планировании и осуществлении проекта;•регулярности–при подведении итогов работы над проектом учащиеся вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале и убеждаются насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт;•динамичности –проект должен иметь разумные временные рамки;•учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;•гуманизации –добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных проектантами вариантов решения проблемы;•инициативности –практическая и теоретическая значимость для проектантов предполагаемых результатов, поддержка инициативы;•гедонизма–участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания;•творческого партнерства–создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;•самостоятельности и индивидуальности – учащиеся сами себе намечают программу действий и активно выполняют их, ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание; •развития (продвижения)–развитие показателей готовности проектантов к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценочной и оценочной деятельности и пр.;•новизны и оригинальности–в ходе реализации проекта создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью; •результативности–направленность деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы;•завершенности и презентативности–каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, творчески представлен (защищен), оставляя у каждого ребенка чувство гордости за полученный результат[3].Этапами организации проектной деятельности мы выбрали:051015202530354045Вопрос № 4У учителяУ родителейСамостоятельно1. Актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования). 2. Определение сферы исследования (формулировка основных вопросов). 3. Выбор темы исследования (обозначение границ работы). 4. Выработка гипотезы. 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования). 6. Определение последовательности проведения исследования.7. Сбор и обработка информации (фиксированиеполученных знаний). 8. Анализ и обобщение материалов (их структурирование с использованием известных логических правил и приёмов). 9. Подготовка отчёта (определение основных понятий, подготовка сообщения по результатам исследования). 10. Доклад (публичная защита результатов, ответы на вопросы) [4].

Индивидуальные исследовательские проекты выполняли учащиеся 34 классов. Им было предложено самостоятельновыбрать тему, изучить основные этапы работы над проектом. Учитель осуществлял консультативную помощь, контролировал ход работы, редактировал оформление и графическую интерпретацию результатов исследования.Ученица 3 класса Елена К. выбрала тему, которая её уже давно заинтересовала «Лукоморье:миф или реальность». В рамках реализации проекта она изучила Интернетисточники, русские картыXVIXVIIIвв. и нашла населенные пункты с названием Лукоморьеи историю их развития.Ученицу 4 класса затронула природная катастрофа, произошедшая в Алтайском крае в 2014 годуво время весеннего паводка. Её дом подвергся сильнейшему наводнению.Тема исследования: «Весенний паводок в селеМалоенисейскомкак следствие природных условий». В работебыла дана классификация наводнений, выделены причины данной природной катастрофы(обусловленные природными факторами: рельеф, климат и пр.), выстроена хронология наводнений в Алтайском крае и установлены их последствия. Ученик 4 класса Алексей З. интересуется обитателями нашей планеты в далеком прошлом. Он выбрал тему исследовательского проекта«По следам мамонтов Сибири». Выполняя проект, ученикпосетил краеведческий музей, выяснил известные места раскопок мамонтов в Сибири. Изучил находки и сам участвовал в поисках останков –нашел в селеШебалино зуб мамонта (также в селеМалоенисейскомудалось найти осколок бивня мамонта). Была составлена карта с отмеченными местами раскопок и находок.Учениками 34 классов был реализован проект «Растения школьного двора» в рамках проведения экологического мониторингамикрорайона школы.Работа включала несколько направлений:• экспертиза экологических условий пришкольной территории;• оценка экологического состояния зеленых насаждений пришкольной территории;• прогулки по пришкольной территории, сбор гербария, обсуждение сходства и отличий деревьев, кустарников и травянистых растений.Экспертиза экологических условий пришкольной территории включала: • описание расположения школы в микрорайоне, определение соответствия расположения школьного здания санитарногигиеническим нормам; • подсчет количества деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольной территории, определение степени достаточности зеленых насаждений для восстановления кислорода в воздухе; • подсчет количества пыли, которое способны задерживать зеленые насаждения пришкольной территории.Оценка экологического состояния зеленых насаждений пришкольной территориипредусматривала оформление картыодного из участковпришкольной территории, составление «паспортовдеревьев», где описываются основные показатели и изменения. Используя инструкционные карточки, младшие школьникивыполнили некоторые наблюдения и измерения:• основные характеристики: порода, состояние коры, форма и размер листьев (хвои), цветов, плодов и семян (при их наличии), цветовая гамма; форма, ширина и густота кроны; примерный возраст и высота;• порядок размещения веток на стволе, динамика изменения прироста; • наличие лишайников на дереве;• присутствие насекомыхвредителей на дереве; • наличие механических повреждений на дереве: следы рубок, пожара, дупла и др., степень повреждений; • категория состояния дерева: здоровое, ослабленное, сильно ослабленное, усыхающее, сухое; • влияние, оказываемое деревом на окружающую среду, например: выделяет фитонциды, освежает и охлаждает воздух, снижает шум, предсказывает изменение погоды, указывает время, привлекает птиц[5].По мере выполненияисследовательской работы, учащиеся выполнялирисунки, заполнялисводные таблицы. Проанализировав весь собранный и графически интерпретированный материал, мы составили прогноз о дальнейшем развитии зеленых насаждений пришкольной территории, определили мероприятия по оказанию «скорой экологическойпомощи». К результатам работы учащиеся приложили гербарии, пробы лишайников и пр. природный материал. Кроме того, даннаяработабыла связана с реализацией межпредметныхсвязей: рисование дерева в разное время года (уроки ИЗО), разбор сказок, стихотворений и загадок и растениях (литературное чтение), написание сочинения о своем любимом дереве (русский язык), выполнение цветов в различной технике (уроки технологии).Защита данных исследовательских проектов прошла на школьном этапе конкурса исследовательских работ. Также мы приняли участие в конкурсах окружного, краевогои всероссийского уровней.Работыбылиудостоены дипломом лауреатаI степени всероссийского конкурса«Первые шаги», дипломами всероссийского конкурса проектноисследовательских работ «Будущее Алтая».

Ссылки на источники1. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. –4е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2009. –112 с.2. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. –2013.–№ 1. –[Электронный ресурс] –Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/e04/e044e36871443b2157d156842bcbb856.pdf [Дата обращения 06.02.2016].3. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебнометодическое пособие для студентов вузов / Алтайская гос. академия обря им. В.М. Шукшина. –Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. –248 с.4. Семенова, Л.В.Указ. соч.5. Новолодская, Е.Г. Комплексные исследовательские проекты учащихся в системе экологовалеологического мониторинга // Астраханский вестник экологического образования. –2012. –№ 1. –С. 7686.