Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения
Выпуск:
ART 86230
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова
Л.
Э.,
Хошаби
К.
Э. Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1066–1070. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86230.htm.
Аннотация. В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможность гармонизации системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу в процессе психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.
Ключевые слова:
личность, психологическое сопровождение, отношение, социально-психологическая адаптация, психоэмоциональное состояние, система отношений
Текст статьи
Хошаби Карина Эдуардовна,студентка 2 курса кафедры «Психология и педагогика» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская область
Кузнецова Лейла Эдуардовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская областьkuznezleila@list.ru
Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения
Аннотация.В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможность гармонизации системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу в процессе психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.Ключевые слова:личность, отношение, система отношений, социальнопсихологическая адаптация, психоэмоциональное состояние, психологическое сопровождение.
Ситуацию ожидания женщиной ребенка можно оценивать как сложную жизненнуюситуацию, требующую активизации личностных ресурсов с целью обеспечения успешной социальнопсихологической адаптации к ситуации беременности, а значит и психического здоровья будущего ребенка.Изучение психологических механизмов адаптации в настоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной социальнопсихологической адаптации, недостаточно разработана[3]. Вслед за В.Н. Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений. Именно система отношений может выступать личностным механизмом формирования успешной социальнопсихологической адаптации личности женщины, ожидающей ребенка[4].Основателями отечественной концепции отношений являются А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев. В понимании А.Ф. Лазурского отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе[5].Для В.Н. Мясищева отношение –это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Он определяет отношения личности как целостную систему.Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: отношение человека к себе, отношение человека к людям, отношение к предметам внешнего мира[4].У Б.Ф. Ломова термин «отношения» подразумевает не только и не столько связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. В.А. Ганзен и В.И. Юрченкопод отношением понимают системообразующую характеристику психического состояния[5]. В.Н. Мясищев выделял две стороны отношений: эмоциональнооценочную и побудительноконативную[4]. А.А. Бодалев акцентировал внимание на трех компонентной структуре отношений, которая включает в себя эмоциональнооценочный, познавательный и поведенческий компоненты[1].Отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какомулибо одному виду. В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви. В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы: симпатия –антипатия, уважение –неуважение, близость –отдаленность, соответствующие шести видам отношений[5]. Отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности. В системе отношений человека имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений[5]. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определенную роль играют отношения между людьми, и прежде всего отношение матери к своему ребенку.Беременность являетсясложной жизненнойситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняюткак отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детскородительские отношения.Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяетсянаиболее динамично[3].Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.В качестве значимых отношений беременной женщиныЭ.Г. Эйдемиллер выделил следующиеотношения [6]: 1.Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения,отношение к собственному телу).2.Отношение к отцу ребенка.3.Отношение к вынашиваемому ребенку.Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протеканиеродов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка. Исследования Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добрякова, И.М. Никольской показали, что уженщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем[6].Становится понятным, что беременность является сложной жизненной ситуацией, этапом формирования женщины как матери. Успешная адаптация женщины к данной ситуации обеспечивает в будущем продуктивное выполнение ею материнских функций и формирование психически здоровой личностиребенка.Для подготовки к роли матери и успешного прохождения беременности и родов необходимо психологическое сопровождениебеременных женщин, направленноена гармонизацию системы значимых отношенийличности. Цельюисследованиясталоизучение влияниясистемы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние, разработка программы психологического сопровождения беременных женщин, направленной на гармонизацию их системы отношений и определениеее эффективности.
В исследование приняли участие беременные женщины (14 –16 недель беременности) в возрасте от 18 до 32 лет в количестве 40 человек, состоявшие на учете в женской консультации МУЗ ЦГБ г. ШахтыРостовской области. Женщинам предстояло родить первого ребенка, хотя беременность у 17 женщин (42,5%) была не первая. Семейное положение женщин: в официальном браке состояло 35 женщин (87,5%), в гражданском браке 3 женщины (7,5%), одинокие, не поддерживающие отношения с будущим отцом –2 женщины (5%). На первом этапе было проведено психодиагностическое обследование женщин, направленное на выявление особенностей их отношения к себе, другим людям, и в частности к отцу ребенка, к будущему ребенку. Использовался «Тест отношений беременной» (ТОБ) Эйдемиллера Э.Г. и Цветовой тест отношений (ЦТО) Эткинда М. Для изучения психоэмоционального состояния использоваласьметодика «Доминирующие психические состояния»Куликова Л.В.Для изучения личностных особенностей использовался 16факторный личностный опросникР.Кеттелла (16 PF).Для выявления готовности к беременности был разработан опросник «Психологическая готовность к будущему материнству».На втором этапе была разработана программа психологического сопровождения беременных женщин, направленная на гармонизацию ихсистемы отношений: формированиеположительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу.Программа психологического сопровождения беременных женщин включала в себя индивидуальные консультации и социальнопсихологическийтренинг, в котором использовались такие методы кактематическая дискуссия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, медитациявизуализация, телесноориентированная психотерапия, гештальттерапия,арттерапия, сказкотерапия и др.
В программе психологического сопровождения принялиучастие беременные женщины с нарушенной системой отношений. Была выделена экспериментальная группа –10 беременных женщин, участвующих в психологической подготовке, и контрольная группа –10 беременныеженщины, не принимавших участия в психологической подготовке. Эффективность проведенной психологической работы с беременными женщинами изучалась путем выявления динамики их системы отношений и психоэмоционального состояниядо и после прохождения психологической подготовки.Проведенное исследование показало, что для 42,5% беременных женщин характерна гармоничная система отношений, преобладает оптимальный тип отношения к себе, будущему ребенку, мужу. Они ответственно, но без излишней тревоги относятся к своей беременности. Отношения в семье гармоничные, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременность наступила, продолжаетвести активный образ жизни, своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей. Можно сказать о положительном отношении данных женщин к своему мужу, о желательности беременности, о любви к еще не родившемуся ребенку. Для 57,5% беременных женщин характерна нарушенная система отношений. Беременные женщины с нарушенной системой отношений подразделились на 4 подгруппы: Женщин с гипогестогнозическим типом отношений –26%. Они характеризуются самоуверенностью и враждебным отношением к другим людям. Отношение к мужу безразличное. Отношение к будущему ребенку характеризуются эмоциональным отвержением, неразвитость родительских чувств. Женщин с эйфорическим типом отношений 13%. Они самоуверенны, любят себя, эгоцентричны. Отношение к другим людям настороженное, отношение к мужутребовательное. Часто возникают конфликты между супругами. Декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщин с тревожным типом отношений 52%.
Самооценка неустойчивая, неуверенны в себе, недостаточно понимают себя. Положительно относятся к другим людям, зависимы. Отношение к мужу благоприятное. Отношение к будущему ребенку любящее, но тревожное. Высокий уровень тревоги влияет на соматическое состояние. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Женщин с депрессивнымтипом отношений –9%. Неуверенны в себе, не доверяют другим людям. Отношение к беременности депрессивное, резко снижен фон настроения. Женщины могут утверждать, что теперь не хотят ребенка, не верят в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боятся умереть в родах. Женщины боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. Подобное поведение будущей матери способствует ухудшению ее отношений с мужем и родственниками. Можно охарактеризовать отношение данных женщин к ребенку как нежелательная беременность.Таким образом, для 57,5% беременных женщин характерно нарушение системы отношений, проявляющееся в различных дисгармоничных сочетаниях отношения к себе, как беременной женщины, отношения к будущему ребенку, отношения к мужу и родственникам. Чаще всего дисгармония проявляется в неуверенности в себе, выраженной склонности к самообвинениям, отсутствии доверия к другим людям и ожидания от них опасности для себя, и самое главное, некоторые женщины отрицательно относятся к отцу будущего ребенка и самому ребенку. Для 42,5% беременных женщин характерен оптимальный тип отношения к себе как беременной женщине, позитивнооптимальное отношение к родам, будущему ребенку и ближайшему окружению. Женщины имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своейродительской компетентностью. Самое главное женщины с любовью относятся к своей семье, мужу и еще не родившемуся ребенку. Эмоциональноличностные особенности женщин с различным типом отношения к беременности различаются. Женщины соптимальным типом отношений к беременности, будущему ребенку уверенны в себе, оптимистичны, активны, самостоятельны, реалистичны, открыты и доверчивы, эмоциональноволевая устойчивость умеренная.Женщины гипогестогнозического типаотличаются твердыми и доминирующими чертами характера: активностью, самостоятельностью, независимостью, практичностью, недоверчивостью, быстрым реагированием на проблемы, импульсивностью. Характерно отсутствие взаимопонимание в семье, сексуальная неудовлетворенность, усталость и скрытое раздражение. Женщины эйфорического типахарактеризуются истероидными чертами себялюбием, эгоцентризмом, самоуверенностью, демонстративностью. Жизнерадостные, активные, ориентированы на себе, недоверчивы, мечтательны, эмоциональноволевая устойчивость снижена.Женщины тревожного типахарактеризуются зависимостью, осторожностью, чувствительностью, неуверенностью в себе и высоким уровнемличностнойтревожности. Доверчивые, откровенные, эмоциональноволевая устойчивость снижена, выражена напряженность.Женщины депрессивного типахарактеризуются сниженной эмоциональноволевой устойчивостью, импульсивностью, враждебностью, пессимистичностью, сниженной активностью, несамостоятельностью, неуверенностью в себе.Таким образом,нарушения в системе отношенийбеременной женщины обусловлены рядомихэмоциональноличностных особенностей. Система отношений беременных женщин оказывает значительное влияние на их психоэмоциональное состояние.Для беременных женщин с гармоничной системой отношенийхарактерно активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, удовлетворенность жизнью в целом, бодрость, оптимистичность, ожидание радостных событий в будущем, высокая активность, работоспособность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность.Для беременных женщин с нарушенной системой отношенийгипогестогнозического и эйфорического типахарактерна активность, достаточная оптимистичность, однако выражены признаки хронической астенизации, эмоционального напряжения, неудовлетворенностижизнью.Для беременныхженщин с нарушенной системой отношений тревожного и депрессивного типахарактерно снижение активности, пассивность в разрешение трудных жизненных ситуаций, пессимизм, тревожность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, неудовлетворенность жизнью. Вцелом, для беременных женщин с нарушенной системой отношений характерно значительное снижение психоэмоционального состояния. Особенно выраженное ухудшение состояния наблюдается у женщин тревожного и депрессивного типов.Система отношений является личностным механизмом формирования успешной социальнопсихологической адаптации женщин к ситуации беременности. Чем гармоничнее система отношений личности, тем выше ее адаптационный потенциал.Разработанная программа психологического сопровождения беременных женщин была направлена на гармонизацию их системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу.Можно говорить об эффективности проведения психологической подготовки беременных женщин. У 60% беременных женщин экспериментальной группы изменилась система отношений –они стали позитивно относиться к себе как беременной женщине, к будущему ребенку. Изменение системы отношений способствовало улучшению психического состояния беременных женщин. Значимо повысилась эмоциональная устойчивость, удовлетворенность жизнью, снизилась тревожность. Опрос беременных женщин до и после психологической подготовки показал значительный рост психологической готовности к будущему материнству. Итак, психологическое сопровождение беременных женщин,направленноена гармонизацию системы отношений личности и формирование позитивного отношения к себе, мужу и будущему ребенку способствуетулучшению их психоэмоционального состояния,повышению психологической готовности к будущему материнству, а значит и обеспечению успешной социальнопсихологической адаптации женщин к ситуации беременности, родов, воспитанию будущего ребенка.
Ссылки на источники1. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений (к 100летию со дня рождения В.Н. Мясищева)// Вопросы психологии. –1993. –№ 2. –с. 86–91.2. Кузнецова, Л.Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –Вып. 2. –М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. –с. 150 –152. 3. Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К.Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. №9 (89) Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. –с. 1257 –1259.4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. –М.: МПСИ, 2004. –400 с. 5. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. –М.: Гардарики, 1999. –397 с.6. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И.М. Семейный диагноз и семейнаяпсихотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер. –СПб.: Речь, 2003. –336 с.
Кузнецова Лейла Эдуардовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская областьkuznezleila@list.ru
Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения
Аннотация.В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможность гармонизации системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу в процессе психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.Ключевые слова:личность, отношение, система отношений, социальнопсихологическая адаптация, психоэмоциональное состояние, психологическое сопровождение.
Ситуацию ожидания женщиной ребенка можно оценивать как сложную жизненнуюситуацию, требующую активизации личностных ресурсов с целью обеспечения успешной социальнопсихологической адаптации к ситуации беременности, а значит и психического здоровья будущего ребенка.Изучение психологических механизмов адаптации в настоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной социальнопсихологической адаптации, недостаточно разработана[3]. Вслед за В.Н. Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений. Именно система отношений может выступать личностным механизмом формирования успешной социальнопсихологической адаптации личности женщины, ожидающей ребенка[4].Основателями отечественной концепции отношений являются А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев. В понимании А.Ф. Лазурского отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе[5].Для В.Н. Мясищева отношение –это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Он определяет отношения личности как целостную систему.Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: отношение человека к себе, отношение человека к людям, отношение к предметам внешнего мира[4].У Б.Ф. Ломова термин «отношения» подразумевает не только и не столько связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. В.А. Ганзен и В.И. Юрченкопод отношением понимают системообразующую характеристику психического состояния[5]. В.Н. Мясищев выделял две стороны отношений: эмоциональнооценочную и побудительноконативную[4]. А.А. Бодалев акцентировал внимание на трех компонентной структуре отношений, которая включает в себя эмоциональнооценочный, познавательный и поведенческий компоненты[1].Отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какомулибо одному виду. В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви. В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы: симпатия –антипатия, уважение –неуважение, близость –отдаленность, соответствующие шести видам отношений[5]. Отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности. В системе отношений человека имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений[5]. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определенную роль играют отношения между людьми, и прежде всего отношение матери к своему ребенку.Беременность являетсясложной жизненнойситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняюткак отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детскородительские отношения.Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяетсянаиболее динамично[3].Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.В качестве значимых отношений беременной женщиныЭ.Г. Эйдемиллер выделил следующиеотношения [6]: 1.Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения,отношение к собственному телу).2.Отношение к отцу ребенка.3.Отношение к вынашиваемому ребенку.Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протеканиеродов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка. Исследования Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добрякова, И.М. Никольской показали, что уженщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем[6].Становится понятным, что беременность является сложной жизненной ситуацией, этапом формирования женщины как матери. Успешная адаптация женщины к данной ситуации обеспечивает в будущем продуктивное выполнение ею материнских функций и формирование психически здоровой личностиребенка.Для подготовки к роли матери и успешного прохождения беременности и родов необходимо психологическое сопровождениебеременных женщин, направленноена гармонизацию системы значимых отношенийличности. Цельюисследованиясталоизучение влияниясистемы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние, разработка программы психологического сопровождения беременных женщин, направленной на гармонизацию их системы отношений и определениеее эффективности.
В исследование приняли участие беременные женщины (14 –16 недель беременности) в возрасте от 18 до 32 лет в количестве 40 человек, состоявшие на учете в женской консультации МУЗ ЦГБ г. ШахтыРостовской области. Женщинам предстояло родить первого ребенка, хотя беременность у 17 женщин (42,5%) была не первая. Семейное положение женщин: в официальном браке состояло 35 женщин (87,5%), в гражданском браке 3 женщины (7,5%), одинокие, не поддерживающие отношения с будущим отцом –2 женщины (5%). На первом этапе было проведено психодиагностическое обследование женщин, направленное на выявление особенностей их отношения к себе, другим людям, и в частности к отцу ребенка, к будущему ребенку. Использовался «Тест отношений беременной» (ТОБ) Эйдемиллера Э.Г. и Цветовой тест отношений (ЦТО) Эткинда М. Для изучения психоэмоционального состояния использоваласьметодика «Доминирующие психические состояния»Куликова Л.В.Для изучения личностных особенностей использовался 16факторный личностный опросникР.Кеттелла (16 PF).Для выявления готовности к беременности был разработан опросник «Психологическая готовность к будущему материнству».На втором этапе была разработана программа психологического сопровождения беременных женщин, направленная на гармонизацию ихсистемы отношений: формированиеположительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу.Программа психологического сопровождения беременных женщин включала в себя индивидуальные консультации и социальнопсихологическийтренинг, в котором использовались такие методы кактематическая дискуссия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, медитациявизуализация, телесноориентированная психотерапия, гештальттерапия,арттерапия, сказкотерапия и др.
В программе психологического сопровождения принялиучастие беременные женщины с нарушенной системой отношений. Была выделена экспериментальная группа –10 беременных женщин, участвующих в психологической подготовке, и контрольная группа –10 беременныеженщины, не принимавших участия в психологической подготовке. Эффективность проведенной психологической работы с беременными женщинами изучалась путем выявления динамики их системы отношений и психоэмоционального состояниядо и после прохождения психологической подготовки.Проведенное исследование показало, что для 42,5% беременных женщин характерна гармоничная система отношений, преобладает оптимальный тип отношения к себе, будущему ребенку, мужу. Они ответственно, но без излишней тревоги относятся к своей беременности. Отношения в семье гармоничные, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременность наступила, продолжаетвести активный образ жизни, своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей. Можно сказать о положительном отношении данных женщин к своему мужу, о желательности беременности, о любви к еще не родившемуся ребенку. Для 57,5% беременных женщин характерна нарушенная система отношений. Беременные женщины с нарушенной системой отношений подразделились на 4 подгруппы: Женщин с гипогестогнозическим типом отношений –26%. Они характеризуются самоуверенностью и враждебным отношением к другим людям. Отношение к мужу безразличное. Отношение к будущему ребенку характеризуются эмоциональным отвержением, неразвитость родительских чувств. Женщин с эйфорическим типом отношений 13%. Они самоуверенны, любят себя, эгоцентричны. Отношение к другим людям настороженное, отношение к мужутребовательное. Часто возникают конфликты между супругами. Декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщин с тревожным типом отношений 52%.
Самооценка неустойчивая, неуверенны в себе, недостаточно понимают себя. Положительно относятся к другим людям, зависимы. Отношение к мужу благоприятное. Отношение к будущему ребенку любящее, но тревожное. Высокий уровень тревоги влияет на соматическое состояние. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Женщин с депрессивнымтипом отношений –9%. Неуверенны в себе, не доверяют другим людям. Отношение к беременности депрессивное, резко снижен фон настроения. Женщины могут утверждать, что теперь не хотят ребенка, не верят в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боятся умереть в родах. Женщины боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. Подобное поведение будущей матери способствует ухудшению ее отношений с мужем и родственниками. Можно охарактеризовать отношение данных женщин к ребенку как нежелательная беременность.Таким образом, для 57,5% беременных женщин характерно нарушение системы отношений, проявляющееся в различных дисгармоничных сочетаниях отношения к себе, как беременной женщины, отношения к будущему ребенку, отношения к мужу и родственникам. Чаще всего дисгармония проявляется в неуверенности в себе, выраженной склонности к самообвинениям, отсутствии доверия к другим людям и ожидания от них опасности для себя, и самое главное, некоторые женщины отрицательно относятся к отцу будущего ребенка и самому ребенку. Для 42,5% беременных женщин характерен оптимальный тип отношения к себе как беременной женщине, позитивнооптимальное отношение к родам, будущему ребенку и ближайшему окружению. Женщины имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своейродительской компетентностью. Самое главное женщины с любовью относятся к своей семье, мужу и еще не родившемуся ребенку. Эмоциональноличностные особенности женщин с различным типом отношения к беременности различаются. Женщины соптимальным типом отношений к беременности, будущему ребенку уверенны в себе, оптимистичны, активны, самостоятельны, реалистичны, открыты и доверчивы, эмоциональноволевая устойчивость умеренная.Женщины гипогестогнозического типаотличаются твердыми и доминирующими чертами характера: активностью, самостоятельностью, независимостью, практичностью, недоверчивостью, быстрым реагированием на проблемы, импульсивностью. Характерно отсутствие взаимопонимание в семье, сексуальная неудовлетворенность, усталость и скрытое раздражение. Женщины эйфорического типахарактеризуются истероидными чертами себялюбием, эгоцентризмом, самоуверенностью, демонстративностью. Жизнерадостные, активные, ориентированы на себе, недоверчивы, мечтательны, эмоциональноволевая устойчивость снижена.Женщины тревожного типахарактеризуются зависимостью, осторожностью, чувствительностью, неуверенностью в себе и высоким уровнемличностнойтревожности. Доверчивые, откровенные, эмоциональноволевая устойчивость снижена, выражена напряженность.Женщины депрессивного типахарактеризуются сниженной эмоциональноволевой устойчивостью, импульсивностью, враждебностью, пессимистичностью, сниженной активностью, несамостоятельностью, неуверенностью в себе.Таким образом,нарушения в системе отношенийбеременной женщины обусловлены рядомихэмоциональноличностных особенностей. Система отношений беременных женщин оказывает значительное влияние на их психоэмоциональное состояние.Для беременных женщин с гармоничной системой отношенийхарактерно активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, удовлетворенность жизнью в целом, бодрость, оптимистичность, ожидание радостных событий в будущем, высокая активность, работоспособность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность.Для беременных женщин с нарушенной системой отношенийгипогестогнозического и эйфорического типахарактерна активность, достаточная оптимистичность, однако выражены признаки хронической астенизации, эмоционального напряжения, неудовлетворенностижизнью.Для беременныхженщин с нарушенной системой отношений тревожного и депрессивного типахарактерно снижение активности, пассивность в разрешение трудных жизненных ситуаций, пессимизм, тревожность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, неудовлетворенность жизнью. Вцелом, для беременных женщин с нарушенной системой отношений характерно значительное снижение психоэмоционального состояния. Особенно выраженное ухудшение состояния наблюдается у женщин тревожного и депрессивного типов.Система отношений является личностным механизмом формирования успешной социальнопсихологической адаптации женщин к ситуации беременности. Чем гармоничнее система отношений личности, тем выше ее адаптационный потенциал.Разработанная программа психологического сопровождения беременных женщин была направлена на гармонизацию их системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу.Можно говорить об эффективности проведения психологической подготовки беременных женщин. У 60% беременных женщин экспериментальной группы изменилась система отношений –они стали позитивно относиться к себе как беременной женщине, к будущему ребенку. Изменение системы отношений способствовало улучшению психического состояния беременных женщин. Значимо повысилась эмоциональная устойчивость, удовлетворенность жизнью, снизилась тревожность. Опрос беременных женщин до и после психологической подготовки показал значительный рост психологической готовности к будущему материнству. Итак, психологическое сопровождение беременных женщин,направленноена гармонизацию системы отношений личности и формирование позитивного отношения к себе, мужу и будущему ребенку способствуетулучшению их психоэмоционального состояния,повышению психологической готовности к будущему материнству, а значит и обеспечению успешной социальнопсихологической адаптации женщин к ситуации беременности, родов, воспитанию будущего ребенка.
Ссылки на источники1. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений (к 100летию со дня рождения В.Н. Мясищева)// Вопросы психологии. –1993. –№ 2. –с. 86–91.2. Кузнецова, Л.Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –Вып. 2. –М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. –с. 150 –152. 3. Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К.Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. №9 (89) Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. –с. 1257 –1259.4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. –М.: МПСИ, 2004. –400 с. 5. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. –М.: Гардарики, 1999. –397 с.6. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И.М. Семейный диагноз и семейнаяпсихотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер. –СПб.: Речь, 2003. –336 с.