Искусственный интеллект – помощник или соперник человеческого разума?
Выпуск:
ART 86229
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саратовцева
Н.
В.,
Васякина
В.
О. Искусственный интеллект – помощник или соперник человеческого разума? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1061–1065. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86229.htm.
Аннотация. В настоящее время особую популярность приобретает тема возможности создания искусственного интеллекта. Благодаря литературе и кинематографу эта проблематика стала неким символом научно-технического прогресса в массовом общественном сознании. В статье раскрыты основные подходы к определению понятия «искусственный интеллект», сделана попытка определить уровень разработки исследований в этой области. Авторы поднимают вопрос о нравственном характере, рисках и возможных последствиях разработок в этой области.
Ключевые слова:
будущее, компьютер, сознание, система, духовность, разум, искусственный интеллект, машина
Текст статьи
Саратовцева Надежда Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, г. ПензаSaratovtseva.NV@mail.ru
Васякина Виктория Олеговна,студентка 2 курса факультета вечернего обучения, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаrainviktoriya@rambler.ru
Искусственный интеллект –помощник или соперник человеческого разума?
Аннотация.В настоящее время особую популярность приобретает темавозможности создания искусственного интеллекта. Благодаря литературе и кинематографуэта проблематика стала некимсимволом научнотехнического прогресса в массовом общественном сознании. В статье раскрыты основные подходы к определению понятия «искусственный интеллект», сделана попытка определить уровень разработки исследований в этой области. Авторы поднимают вопрос о нравственном характере, рисках и возможных последствиях разработок в этой области. Ключевые слова: искусственный интеллект, компьютер, система, машина, будущее, духовность, сознание, разум.
Каждый человек задумывается о настоящем в жизни, вспоминает прошлое, предполагает, что будет в будущем. Люди размышляют о том, что их ждет через десять, двадцать, пятьдесят лет. Ктото представляет, что современный автомобиль заменят автомобили без колёс, способные летать по воздуху. Художественные фильмы 80х –90х гг. XXв. пронизаны идеями позитивного отношения к будущему, долгожданного успеха и оправданных ожиданий. В известной всем трилогии «Назад в будущее» (1985 г.), создатель которой является Роберт Земекис, предугадано многое, что происходит с нами и окружает нас в настоящее время.Это и электронное табло, на котором отображаются пробки на дорогах (в Москве данное табло появилось в 2011 г.), это и официантыроботы (в Китае и Японии есть рестораны, где обслуживают роботы), это дактилоскопия, то есть метод распознавания личности по отпечатку пальцев (сейчас, в реальности, существуют несколько компаний, где двери открываются только таким способом, а также известная во всём мире корпорация Apple, выпустила iPhone 5S, где разблокировка телефона осуществляется с помощью отпечатка пальца),это и видеоконференцсвязь, в фильме использовались телевизоры для общения (в настоящее время –это Skype, Смарт ТВ и, вероятно, сюда же можно отнести приложение Periscope, запущенное в конце марта 2015 г.). В упомянутом фильме упоминаются планшеты, прочно вошедшие в нашу современную жизнь; аэродоски (летом 2015 г. компания Lexus представила ховерборд(устройство, похожее на скейтборд, но движущегося в нескольких сантиметрах над поверхностью земли)).В художественном фильме «Пятый элемент» (1997 г.) также показано будущее, где жизнь человека полна комфорта и удобства, благодаря различного рода техническим открытиям и усовершенствованиям. Это летающие автомобили в несколько уровней, препятствующие созданию пробок на пути; роботыуборщики, выполняющие всю домашнюю работу в квартире; официанты кафетерия, подлетающие к окну дома и предлагающие завтрак и т.д.Довольно много художественных фильмов про будущее, предсказания которых сбылись в настоящее время (Запретная планета (1956 г.),Кабельщик (1996 г.),Космическая одиссея (1968 г.) и др.).В подобных фильмах нашла отражение тема создания искусственного интеллекта. К примеру, художественный фильм 2015 г. «Робот по имени Чаппи». Это история о Чаппи –первом роботе, способном думать, чувствовать и обучаться.Но если такие чудеса (упоминаемые нами), о которых мечтали люди в 60е –80е гг. XXв., воплотились в наше время, то возможно ли предположить, что искусственный интеллект –это та реальность, которая тоже может войти в нашу жизнь? Создание искусственного интеллекта – это одна из новых областей современной науки. Первые работы в этой области начались в 40 –50 гг. XXв., а само ее название было предложено в 1956 г.Что же такое искусственный интеллект? Приведем несколько вариантовтолкования этого понятия, сделанных учеными,работающими в этом направлении. Возможность искусственного интеллекта рассматривается ими как конкретная(действительная) реализацияопределенного набора функциональных возможностей интеллекта человека. В таблице 1 приведены определения искусственного интеллекта [1]. Данные определения можно сгруппировать по двум основным направлениям. К первомуиз них (верхняя часть таблицы) относятся формулировки, касающиеся мыслительных процессов и способов рассуждения, а ко второму(нижняя часть таблицы)–
причислены формулировки, имеющие отношение к поведению.Определения, которые приведены в левой части таблицы отражают действия компьютера через понимание точногоотображения способностей человека. А определения, которые находятся справа, характеризуют последние достижения в той области толкования совершенной концепции интеллектуальности, которую называют рациональностью. Система является рациональной, если она «все действия выполняет правильно», при условии, что система обладает знаниями о том, что является правильным.Таблица 1 Определения искусственного интеллекта по четырем категориям
Системы, которые думают подобно людям
Системы, которые думают рационально«Новое захватывающее направление работ по созданию компьютеров, способных думать, ...машин, обладающих разумом, в полном и буквальном смысле этого слова»«Изучение умственных способностей с помощью вычислительных моделей»«Автоматизация действий, которыемы ассоциируем с человеческим мышлением, т.е. таких действий, как принятие решений, решение задач, обучение...»«Изучение таких вычислений, которые позволяют чувствовать, рассуждать и действовать»Системы, которые действуют подобно людямСистемы, которыедействуют рационально«Искусство создания машин, которые выполняют функции, требующие интеллектуальности при их выполнении людьми»«Вычислительный интеллект –это наука о проектировании интеллектуальных агентов»«Наука о том, как научить компьютеры делать то, в чем люди в настоящее время их превосходят»«Искусственный интеллект... –это наука, посвященная изучению интеллектуального поведения искусственных объектов»
В настоящее время некоторые ученые всерьез заявляют, что если человек представляет собой сложную мыслящую машину, то возможно, что им получится искусственно создать аналогичную машину и, что искусственный интеллект заменит человека во всех сферах его деятельности.Насчитывается немало работ ученых, занимающихся проблемой изучения возможностей создания искусственного интеллекта. Среди первых можно назвать статью «Computing Machinery and Intelligence», опубликованную в 1950 г., где ее автор Алан Тьюринг изложил своё суждение о создании искусственного интеллекта. Этой проблематикой занимались и американский нейропсихолог,теоретикискусственных нейронных сетей
Уоррен МакКаллок и нейролингвистик Уолтер Питтс. Учёные брали за основу три источника: знания о назначениях нейронов в мозгу иосновы физиологии; работы Рассела и Уайтхеда об анализе логики высказываний; а также статью А.Тьюринга «О вычислимых числах в приложении к проблеме разрешения». Философ Г. Фейгл, директор Центра философии и естественных наук в Миннесоте писал: «Как гласит поговорка, научная психология, потеряв сначала душу, затем сознание, похоже, скоро лишится и ума»[2]. В этой фразеотразилась одна из тенденций развития современной науки – стремлениесвести все духовные и психологические явления к биохимическим процессам, происходящим в мозге. Американские учёные Питтс и МакКаллок предложили модель, которая состояла из искусственных нейронов. В ней любой нейрон характеризовался как находящийся в «рабочем» или «нерабочем» состоянии. Чтобы перейти в «рабочее» состояние, должен происходить ответ на активизацию довольно большого количества ближайших нейронов. МакКаллок и Питтс предположили, что сети, организованные определенным образом, обучаемы.
В последние несколько лет усиленно ведутся исследования по созданию искусственного интеллекта. Учёные, работающие в данном направлении шутят: «Если искусственный интеллект действует, то он теперь не искусственный интеллект»[3].Они считают, что сегодня, по сравнению с предыдущим временем, искусственный интеллект представляет улучшенныйметод обработки данных. Примером этого может являться самоуправляемый автомобиль. Особенность этих машин в том, что им «не нужен водитель», чтобы управлять и это избавляет людей, сидящих на водительском кресле, нажимать на педали и крутить руль в течении долгого времени. Американская автомобильная компания «Tesla Motors», которая известна тем, что выпускает электрические автомобили. Компания выпустила новую модель автомобиля, которая может сама парковаться. Владелец электрического автомобиля теперь, подъехав к пункту назначения и выйдя из автомобиля, может доверить ему парковку. Сам генеральный директоркомпании Илон Маскговорит, что такая технология будет и дальше развиваться. «В течение двух лет вы сможете вызвать машину по всей стране. Если ваш автомобиль находится в НьюЙорке, а вы находитесь в ЛосАнджелесе, он найдет путь к вам», –сказал он [4].Это всё пример искусственного интеллекта, ведь многие задачи в данном автомобиле выполняются именно им.IBM Watson –суперкомпьютер, который обыграл человека в американской игре «Jeopardy!» (аналог телевизионной игрывикторины «Своя игра»). Это тоже пример искусственного интеллекта, оборудованный вопросноответной системой.О создании искусственного интеллекта многие ученые сейчас говорят на полном серьезе.Известный журналист Джеймс Баррат, автор книги «Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens», провёл опрос, по результатам которого изучил мнение людей по поводу того, когда появятся роботы с искусственным интеллектом и возможно лиэто. Он получил следующие результаты: искусственный интеллектпоявится к 2030 г. (42 % респондентов); искусственный интеллектпоявится позже 2100 г. (20 % опрошенных); искусственный интеллектпоявится к 2050 г. (25 % респондентов); искусственный интеллектпоявится позже –10% опрошенных; создать его невозможно –2%[5].
Существует огромное количество мифов о роботах. Самый популярный среди них –это мифо захвате роботами всего мира, об опасности, которую несет искусственный интеллект для человечества. Специалист по роботоэтике,Майкл Литтман говорит: «Мир, где люди порабощены или уничтожены сверхразумными роботами, которых они сами и создали, может существовать только в научной фантастике. Как и у любой другой технологии, у искусственного интеллекта есть сильные стороны и уязвимости, но мы не можем позволить страху завладеть нами и сдерживать исследования в этой области»[6].
Как не парадоксально, но ряд ученых, инженеров и специалистов в области робототехники серьезнозадумываются над тем, чтобы создать некий законопроект о так называемой машинной морали. Они считают, что когда у роботов будет совершенный искусственный интеллект, то у них будет и эмоции, и характер, и их очень будет сложно отличить от человека. Тутто может и понадобиться машинная мораль. В их понимании машинная мораль –это некая область знаний о морали и моральном поведении робота. Американский писательфантаст Айзек Азимов (настоящее имя Исаак Юдович Озимов) в своих трехзаконах робототехники говорит о машинной морали.Следует такжесказать, что министерство обороны США в 2014 г. выделило 7,5 млн. долларов, чтобы ученые решили вопрос нужна ли мораль роботам[6]. Ученые, конечно, пытаются создать модель робота с искусственным интеллектом, которая будет служить на пользу и благо человека. Но, вероятно, сложно создать «дружественную модель», если человеческая мораль сама несовершенна. Агрессия, вандализм, преступность, насилие, войны и прочие ужасы, к сожалению, попрежнему присутствуют в настоящей жизни.Для современного обществахарактерен процесс индивидуализации морали. Право решать, что нравственно и безнравственно, оноделегирует отдельным личностям.Нет уверенности в том, что ктото из людей потом не перепрограммирует роботов для корыстных целей. Вследствие этогоостерегаться нужно не роботов и техники, а людей –создателейусовершенствованных технических моделей.Поэтому миф, приведенный нами ранее о том, что «роботы смогут захватить мир», сможет быть реальностью, нопо вине человека. Как в прочем и остальные беды, которых достаточно и без роботов, например загрязнение природы. И хочется привести следующее наше любимое высказывание одного индийского вождя по этому поводу: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, –только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть»[7].Билл Гейтс, Илон Маск иСтивен Хокинг не раз задумывались о том, что создание искусственногоинтеллекта должно приносить лишь благо обществу. Об этом они писали в обращении к некоммерческой организации The Future of Life Institution.
Безусловно, новые открытия и разработки должны быть полезны обществу, но в реальности это не всегда так. «Были времена, –пишет А.А. Сигачев в статье «Духовность науки», –когда мы верили в то, что атомная энергия будет «использована исключительно в мирных целях» и не принесет никакого вреда счастливому и здоровому обществу. Однако не так давно наши иллюзии рассеялись, и весь мир ужаснулся от одного страшного слова –«Чернобыль». И теперь ни для кого не секрет, что с помощью СМИ с невиданным мастерством можно создать завесу обмана и иллюзии» [2].
В основе любых научных разработок и решений должны быть заложены ответы на следующие важные вопросы: 1) есть ли необходимость в достижении поставленных целей; 2) возможна ли реализация поставленных задач; 3) нравственны ли сама исследовательская работа и ее полученный результат. Научнотехническое развитие должно учитывать социальнокультурные особенности государства, нравственныенормы его народа для верного применения и потребления полученных результатов прогресса. Поскольку религия является фундаментальной основой нравственности, для нас очевидна значимость религиозного восприятия научной деятельности. Кроме того, применительно для культурного и общественного развития России особую значимость имеет Русская Православная церковь, в связи с чем ученому миру и государству в целом необходимо знание религиозного отношения на какие бы ни было продвижение науки в ее конкретных направлениях.Известно, что научное знание складывалось в рамках христианской культурной традиции. Наука долгое время опиралась на христианское религиознофилософское основание. Безусловно, православная традицияне отвергает вклад науки в углубление человеческих представлений о мире и его развитии. Стремление к научному познанию и техническому преобразованию мира присутствуют в человеке, будучи заложенным в него в качестве его непременных творческих потенций. Но любая деятельность, в том числе и научная, согласно христианскому мировоззрению, не является самостоятельной по отношению к морали. Духовность в науке находится выше ее материального аспекта.В настоящее время использование компьютеров, роботизированной техники значительно облегчает жизнь людям. Роботы широко используются на производстве. Растет число различных научных разработок в данном направлении.
Российская робототехника сейчас активно развивается. Не отстает от развития в этой сфере и наш Пензенский край. В декабре 2015 г. в г. Пенза прошли открытые отборочные региональные соревнования «Робофест –2016», в котором приняли участие более 200 команд из районов региона.Данный проект «Образовательная робототехника» реализуется в нашей области с 2010 г. Проект рассчитан для детей, подростков и молодежи от 7до 30 лет.Базовое содержание проекта –общероссийская система инженернотехнических соревнований детей и молодежи в сфере высоких технологий, которые завершаются Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», являющийся одновременно национальным финалом международных робототехнических состязаний FIRST и ELROB.Робототехнические соревнования делятся на 5 направлений.Первое направление называется «Hello, Robot!». Данные соревнования для начинающих, которые занимаются робототехникой с конструктором Lego Mindstorms. Это соревнование проводится по 5 номинациям (шагающие роботы; биатлон –младшая группа/старшая группа; траектория –младшая/старшая группа)Второе направление –это Hello, Robot! ARDUINO. Эти соревнования для начинающих, которые занимаютсяробототехникой на базе Arduino. И они включают в себя 2 номинации (биатлон; траектория).Третье направление –FIRST LEGO League (FLL). Соревнования, которые проводятся с целью пробуждения интереса к науке и технике.Четвёртоенаправление–Junior FIRST LEGO League (JrFLL). Они проводятся с целью повысить интерес к науке и технике у детей младшего возраста.И последнее, пятое направление называется «Фристайл». Данные соревнования дают возможность всем участникам показать свои разработки и творческие робототехнические проекты судьям и посетителям соревнований [8].Дети и молодежь сейчас усиленно занимаются робототехникой. Можно предположить, что вскоре будут совершенны новые открытия.Усовершенствованные роботы и компьютеры помогают человеку, но, совершенноточно можно сказать, что никогда не смогут заменить его. В таблице 2 нами приведены основные характеристики возможностей человека и робота.
Таблица 2Основные характеристики возможностей человека и робота
ЧеловекРоботНепредсказуемостьВысокая скоростьСпособность говорить неправдуНеограниченная идеальная памятьИррациональностьСпособность выполнять сразу несколько задачЧувства, ощущенияБыстрая работа с огромными массивами данныхДуша, сознаниеНечувствительность к боли
На наш взгляд, для того, чтобы ответить на вопрос о возможности создания искусственного интеллекта, необходимо, прежде всего, определить значение слова «интеллект». Интеллект как способность совершать мыслительные операции не исчерпывает всей специфики человеческого существования. Интеллектуальность –это лишь одна из составляющих сложной характеристики человеческой природы. Интеллектуальность как рассуждение, размышление является, по мнению христианских антропологов, энергией или деятельностью своей сущностной основы –невещественного «сердца». Именно сердце (Мф. 15; 19) выступает последней глубиной неповторимости человека, конечной глубиной его духовного естества, корнем его личности и его свободы [9]. Разумность и интеллектуальность, согласно христианскому вероучению, созданы в связи с прочими проявлениями «образа Бога» в человеке: свободы, творчества, личностной неповторимости и любви. Искусственный интеллект может копировать умственную деятельность человека, повторять ее на основе заданных извне материальных условий. Но неповторимость человека, его глубинная специфика –творение Бога. Современные католические антропологи пришли к подобным выводам, полагая неповторимость человеческой интеллектуальности в трех аспектах: 1) познавать и выражать реальное именно как реальное; 2) наличествовать для самого себя; 3) возвышаться над конкретными чувственными данными [10,с. 211]. Искусственный интеллект не будет переживать сам опыт познания информации, оценивая ее принадлежность своему неповторимому «Я» [10,с. 217]. Компьютерв силу вышеперечисленных материальных свойств не будет сознавать себя субъектом, ответственным за свои поступки [10, с. 217]. Рассуждая в этом ключе, католический антрополог Карлос Вальверде прямо высказывается о невозможности создания искусственного интеллекта, полностью аналогичного человеческому разумению: «Объект дан ощущениями не мышлению, а в самом мышлении. Поэтому некорректно говорить об «искусственном интеллекте», как это принято сегодня. Процессоры и компьютеры при всей их изощренности имеют дело только с формальным содержанием того, что в них закладывается, но никогда со значением реальности, что составляет специфическую черту человеческого интеллекта. Поэтому не существует подлинно «искусственного интеллекта»» [10, с. 212]. Компьютер может лишькомбинировать некое содержание, будучи не способным придать им какойлибо смысл от себя и для себя самого.Планета, населенная роботами, –есть плод воображения авторов научной фантастики. А те ученые, которые опираясьна физикомеханическую предпосылку, приступают к изучению мозга с целью понять механизм его деятельности, чтобы научиться управлять им, повидимому, забыли, что чисто механистический подход может позволить описывать только поведение, связанное с сознанием, но не само сознание. Человеческая душа является источником памяти, знания, умения, творчества. К примеру, доказательством творческой потенции души можно считать вдохновение, когда на человека снисходит озарение и самые невероятно сложные решения и идеивозникают в сознании, будтоподсказанные извне. Практически все великие научные открытия совершались благодаря неожиданномуозарению, игравшемуопределяющую роль во всех областях человеческой деятельности[2].Таким образом, важно отметить, что нельзя и неоправданно отвергать познавательную ценность исследований данного направления. Однако важно помнить, что духовность в науке должна всегда доминировать, а научная деятельность – иметь нравственный характер. Следует также подчеркнуть, что нельзяосуществить указанные проекты в их полном объемев силу нереальностиполной заменычеловека роботом.
Ссылки на источники1.ФиллиповичЮ.Н., ФиллиповичА.Ю. Системы искусственного интеллекта.М.:МГУП,2009.300с.2.Сигачёв А. А. Духовность науки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 1. Философия. Политология. URL:http://www.zpujournal.ru/ezpu/2009/1/Sigachev/[дата обращения: 02.02.2016].3.Искусственный интеллект [Электронный ресурс] URL: http://www.rriai.org.ru/[дата обращения: 02.02.2016].4.Теперь Tesla сама паркуется в гараж [Электронный ресурс] URL: https://www.iphones.ru/iNotes/522935[дата обращения: 07.02.2016].5.Искусственный интеллект. Часть вторая: вымирание или бессмертие [Электронный ресурс] URL: http://ssrd.org.ua/iskusstvennyjintellektchastpervayaputksverxintellektu/[дата обращения: 08.02.2016].6.Чем на самом деле опасен искусственный интеллект [Электронный ресурс] URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/futureresearch/211453aiisnothreattohumanity[дата обращения: 08.02.2016].7.Правила жизни. Индейцы [Электронный ресурс] URL: https://esquire.ru/wil/indians[дата обращения: 08.02.2016].8.Робофест [Электронный ресурс] URL: http://russianrobofest.ru/[дата обращения: 02.02.2016].9.Мезенцев И.В. Возможность создания «искусственного интеллекта» и «перемещений во времени» с точки зрения христианского мировоззрения [Электронный ресурс] URL: http://kk.convdocs.org/docs/index204360.html[дата обращения: 02.02.2016].10.Вальверде Карлос. Философская антропология. –М.: «Христианская Россия», 2000. –411 с.
Васякина Виктория Олеговна,студентка 2 курса факультета вечернего обучения, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаrainviktoriya@rambler.ru
Искусственный интеллект –помощник или соперник человеческого разума?
Аннотация.В настоящее время особую популярность приобретает темавозможности создания искусственного интеллекта. Благодаря литературе и кинематографуэта проблематика стала некимсимволом научнотехнического прогресса в массовом общественном сознании. В статье раскрыты основные подходы к определению понятия «искусственный интеллект», сделана попытка определить уровень разработки исследований в этой области. Авторы поднимают вопрос о нравственном характере, рисках и возможных последствиях разработок в этой области. Ключевые слова: искусственный интеллект, компьютер, система, машина, будущее, духовность, сознание, разум.
Каждый человек задумывается о настоящем в жизни, вспоминает прошлое, предполагает, что будет в будущем. Люди размышляют о том, что их ждет через десять, двадцать, пятьдесят лет. Ктото представляет, что современный автомобиль заменят автомобили без колёс, способные летать по воздуху. Художественные фильмы 80х –90х гг. XXв. пронизаны идеями позитивного отношения к будущему, долгожданного успеха и оправданных ожиданий. В известной всем трилогии «Назад в будущее» (1985 г.), создатель которой является Роберт Земекис, предугадано многое, что происходит с нами и окружает нас в настоящее время.Это и электронное табло, на котором отображаются пробки на дорогах (в Москве данное табло появилось в 2011 г.), это и официантыроботы (в Китае и Японии есть рестораны, где обслуживают роботы), это дактилоскопия, то есть метод распознавания личности по отпечатку пальцев (сейчас, в реальности, существуют несколько компаний, где двери открываются только таким способом, а также известная во всём мире корпорация Apple, выпустила iPhone 5S, где разблокировка телефона осуществляется с помощью отпечатка пальца),это и видеоконференцсвязь, в фильме использовались телевизоры для общения (в настоящее время –это Skype, Смарт ТВ и, вероятно, сюда же можно отнести приложение Periscope, запущенное в конце марта 2015 г.). В упомянутом фильме упоминаются планшеты, прочно вошедшие в нашу современную жизнь; аэродоски (летом 2015 г. компания Lexus представила ховерборд(устройство, похожее на скейтборд, но движущегося в нескольких сантиметрах над поверхностью земли)).В художественном фильме «Пятый элемент» (1997 г.) также показано будущее, где жизнь человека полна комфорта и удобства, благодаря различного рода техническим открытиям и усовершенствованиям. Это летающие автомобили в несколько уровней, препятствующие созданию пробок на пути; роботыуборщики, выполняющие всю домашнюю работу в квартире; официанты кафетерия, подлетающие к окну дома и предлагающие завтрак и т.д.Довольно много художественных фильмов про будущее, предсказания которых сбылись в настоящее время (Запретная планета (1956 г.),Кабельщик (1996 г.),Космическая одиссея (1968 г.) и др.).В подобных фильмах нашла отражение тема создания искусственного интеллекта. К примеру, художественный фильм 2015 г. «Робот по имени Чаппи». Это история о Чаппи –первом роботе, способном думать, чувствовать и обучаться.Но если такие чудеса (упоминаемые нами), о которых мечтали люди в 60е –80е гг. XXв., воплотились в наше время, то возможно ли предположить, что искусственный интеллект –это та реальность, которая тоже может войти в нашу жизнь? Создание искусственного интеллекта – это одна из новых областей современной науки. Первые работы в этой области начались в 40 –50 гг. XXв., а само ее название было предложено в 1956 г.Что же такое искусственный интеллект? Приведем несколько вариантовтолкования этого понятия, сделанных учеными,работающими в этом направлении. Возможность искусственного интеллекта рассматривается ими как конкретная(действительная) реализацияопределенного набора функциональных возможностей интеллекта человека. В таблице 1 приведены определения искусственного интеллекта [1]. Данные определения можно сгруппировать по двум основным направлениям. К первомуиз них (верхняя часть таблицы) относятся формулировки, касающиеся мыслительных процессов и способов рассуждения, а ко второму(нижняя часть таблицы)–
причислены формулировки, имеющие отношение к поведению.Определения, которые приведены в левой части таблицы отражают действия компьютера через понимание точногоотображения способностей человека. А определения, которые находятся справа, характеризуют последние достижения в той области толкования совершенной концепции интеллектуальности, которую называют рациональностью. Система является рациональной, если она «все действия выполняет правильно», при условии, что система обладает знаниями о том, что является правильным.Таблица 1 Определения искусственного интеллекта по четырем категориям
Системы, которые думают подобно людям
Системы, которые думают рационально«Новое захватывающее направление работ по созданию компьютеров, способных думать, ...машин, обладающих разумом, в полном и буквальном смысле этого слова»«Изучение умственных способностей с помощью вычислительных моделей»«Автоматизация действий, которыемы ассоциируем с человеческим мышлением, т.е. таких действий, как принятие решений, решение задач, обучение...»«Изучение таких вычислений, которые позволяют чувствовать, рассуждать и действовать»Системы, которые действуют подобно людямСистемы, которыедействуют рационально«Искусство создания машин, которые выполняют функции, требующие интеллектуальности при их выполнении людьми»«Вычислительный интеллект –это наука о проектировании интеллектуальных агентов»«Наука о том, как научить компьютеры делать то, в чем люди в настоящее время их превосходят»«Искусственный интеллект... –это наука, посвященная изучению интеллектуального поведения искусственных объектов»
В настоящее время некоторые ученые всерьез заявляют, что если человек представляет собой сложную мыслящую машину, то возможно, что им получится искусственно создать аналогичную машину и, что искусственный интеллект заменит человека во всех сферах его деятельности.Насчитывается немало работ ученых, занимающихся проблемой изучения возможностей создания искусственного интеллекта. Среди первых можно назвать статью «Computing Machinery and Intelligence», опубликованную в 1950 г., где ее автор Алан Тьюринг изложил своё суждение о создании искусственного интеллекта. Этой проблематикой занимались и американский нейропсихолог,теоретикискусственных нейронных сетей
Уоррен МакКаллок и нейролингвистик Уолтер Питтс. Учёные брали за основу три источника: знания о назначениях нейронов в мозгу иосновы физиологии; работы Рассела и Уайтхеда об анализе логики высказываний; а также статью А.Тьюринга «О вычислимых числах в приложении к проблеме разрешения». Философ Г. Фейгл, директор Центра философии и естественных наук в Миннесоте писал: «Как гласит поговорка, научная психология, потеряв сначала душу, затем сознание, похоже, скоро лишится и ума»[2]. В этой фразеотразилась одна из тенденций развития современной науки – стремлениесвести все духовные и психологические явления к биохимическим процессам, происходящим в мозге. Американские учёные Питтс и МакКаллок предложили модель, которая состояла из искусственных нейронов. В ней любой нейрон характеризовался как находящийся в «рабочем» или «нерабочем» состоянии. Чтобы перейти в «рабочее» состояние, должен происходить ответ на активизацию довольно большого количества ближайших нейронов. МакКаллок и Питтс предположили, что сети, организованные определенным образом, обучаемы.
В последние несколько лет усиленно ведутся исследования по созданию искусственного интеллекта. Учёные, работающие в данном направлении шутят: «Если искусственный интеллект действует, то он теперь не искусственный интеллект»[3].Они считают, что сегодня, по сравнению с предыдущим временем, искусственный интеллект представляет улучшенныйметод обработки данных. Примером этого может являться самоуправляемый автомобиль. Особенность этих машин в том, что им «не нужен водитель», чтобы управлять и это избавляет людей, сидящих на водительском кресле, нажимать на педали и крутить руль в течении долгого времени. Американская автомобильная компания «Tesla Motors», которая известна тем, что выпускает электрические автомобили. Компания выпустила новую модель автомобиля, которая может сама парковаться. Владелец электрического автомобиля теперь, подъехав к пункту назначения и выйдя из автомобиля, может доверить ему парковку. Сам генеральный директоркомпании Илон Маскговорит, что такая технология будет и дальше развиваться. «В течение двух лет вы сможете вызвать машину по всей стране. Если ваш автомобиль находится в НьюЙорке, а вы находитесь в ЛосАнджелесе, он найдет путь к вам», –сказал он [4].Это всё пример искусственного интеллекта, ведь многие задачи в данном автомобиле выполняются именно им.IBM Watson –суперкомпьютер, который обыграл человека в американской игре «Jeopardy!» (аналог телевизионной игрывикторины «Своя игра»). Это тоже пример искусственного интеллекта, оборудованный вопросноответной системой.О создании искусственного интеллекта многие ученые сейчас говорят на полном серьезе.Известный журналист Джеймс Баррат, автор книги «Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens», провёл опрос, по результатам которого изучил мнение людей по поводу того, когда появятся роботы с искусственным интеллектом и возможно лиэто. Он получил следующие результаты: искусственный интеллектпоявится к 2030 г. (42 % респондентов); искусственный интеллектпоявится позже 2100 г. (20 % опрошенных); искусственный интеллектпоявится к 2050 г. (25 % респондентов); искусственный интеллектпоявится позже –10% опрошенных; создать его невозможно –2%[5].
Существует огромное количество мифов о роботах. Самый популярный среди них –это мифо захвате роботами всего мира, об опасности, которую несет искусственный интеллект для человечества. Специалист по роботоэтике,Майкл Литтман говорит: «Мир, где люди порабощены или уничтожены сверхразумными роботами, которых они сами и создали, может существовать только в научной фантастике. Как и у любой другой технологии, у искусственного интеллекта есть сильные стороны и уязвимости, но мы не можем позволить страху завладеть нами и сдерживать исследования в этой области»[6].
Как не парадоксально, но ряд ученых, инженеров и специалистов в области робототехники серьезнозадумываются над тем, чтобы создать некий законопроект о так называемой машинной морали. Они считают, что когда у роботов будет совершенный искусственный интеллект, то у них будет и эмоции, и характер, и их очень будет сложно отличить от человека. Тутто может и понадобиться машинная мораль. В их понимании машинная мораль –это некая область знаний о морали и моральном поведении робота. Американский писательфантаст Айзек Азимов (настоящее имя Исаак Юдович Озимов) в своих трехзаконах робототехники говорит о машинной морали.Следует такжесказать, что министерство обороны США в 2014 г. выделило 7,5 млн. долларов, чтобы ученые решили вопрос нужна ли мораль роботам[6]. Ученые, конечно, пытаются создать модель робота с искусственным интеллектом, которая будет служить на пользу и благо человека. Но, вероятно, сложно создать «дружественную модель», если человеческая мораль сама несовершенна. Агрессия, вандализм, преступность, насилие, войны и прочие ужасы, к сожалению, попрежнему присутствуют в настоящей жизни.Для современного обществахарактерен процесс индивидуализации морали. Право решать, что нравственно и безнравственно, оноделегирует отдельным личностям.Нет уверенности в том, что ктото из людей потом не перепрограммирует роботов для корыстных целей. Вследствие этогоостерегаться нужно не роботов и техники, а людей –создателейусовершенствованных технических моделей.Поэтому миф, приведенный нами ранее о том, что «роботы смогут захватить мир», сможет быть реальностью, нопо вине человека. Как в прочем и остальные беды, которых достаточно и без роботов, например загрязнение природы. И хочется привести следующее наше любимое высказывание одного индийского вождя по этому поводу: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, –только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть»[7].Билл Гейтс, Илон Маск иСтивен Хокинг не раз задумывались о том, что создание искусственногоинтеллекта должно приносить лишь благо обществу. Об этом они писали в обращении к некоммерческой организации The Future of Life Institution.
Безусловно, новые открытия и разработки должны быть полезны обществу, но в реальности это не всегда так. «Были времена, –пишет А.А. Сигачев в статье «Духовность науки», –когда мы верили в то, что атомная энергия будет «использована исключительно в мирных целях» и не принесет никакого вреда счастливому и здоровому обществу. Однако не так давно наши иллюзии рассеялись, и весь мир ужаснулся от одного страшного слова –«Чернобыль». И теперь ни для кого не секрет, что с помощью СМИ с невиданным мастерством можно создать завесу обмана и иллюзии» [2].
В основе любых научных разработок и решений должны быть заложены ответы на следующие важные вопросы: 1) есть ли необходимость в достижении поставленных целей; 2) возможна ли реализация поставленных задач; 3) нравственны ли сама исследовательская работа и ее полученный результат. Научнотехническое развитие должно учитывать социальнокультурные особенности государства, нравственныенормы его народа для верного применения и потребления полученных результатов прогресса. Поскольку религия является фундаментальной основой нравственности, для нас очевидна значимость религиозного восприятия научной деятельности. Кроме того, применительно для культурного и общественного развития России особую значимость имеет Русская Православная церковь, в связи с чем ученому миру и государству в целом необходимо знание религиозного отношения на какие бы ни было продвижение науки в ее конкретных направлениях.Известно, что научное знание складывалось в рамках христианской культурной традиции. Наука долгое время опиралась на христианское религиознофилософское основание. Безусловно, православная традицияне отвергает вклад науки в углубление человеческих представлений о мире и его развитии. Стремление к научному познанию и техническому преобразованию мира присутствуют в человеке, будучи заложенным в него в качестве его непременных творческих потенций. Но любая деятельность, в том числе и научная, согласно христианскому мировоззрению, не является самостоятельной по отношению к морали. Духовность в науке находится выше ее материального аспекта.В настоящее время использование компьютеров, роботизированной техники значительно облегчает жизнь людям. Роботы широко используются на производстве. Растет число различных научных разработок в данном направлении.
Российская робототехника сейчас активно развивается. Не отстает от развития в этой сфере и наш Пензенский край. В декабре 2015 г. в г. Пенза прошли открытые отборочные региональные соревнования «Робофест –2016», в котором приняли участие более 200 команд из районов региона.Данный проект «Образовательная робототехника» реализуется в нашей области с 2010 г. Проект рассчитан для детей, подростков и молодежи от 7до 30 лет.Базовое содержание проекта –общероссийская система инженернотехнических соревнований детей и молодежи в сфере высоких технологий, которые завершаются Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», являющийся одновременно национальным финалом международных робототехнических состязаний FIRST и ELROB.Робототехнические соревнования делятся на 5 направлений.Первое направление называется «Hello, Robot!». Данные соревнования для начинающих, которые занимаются робототехникой с конструктором Lego Mindstorms. Это соревнование проводится по 5 номинациям (шагающие роботы; биатлон –младшая группа/старшая группа; траектория –младшая/старшая группа)Второе направление –это Hello, Robot! ARDUINO. Эти соревнования для начинающих, которые занимаютсяробототехникой на базе Arduino. И они включают в себя 2 номинации (биатлон; траектория).Третье направление –FIRST LEGO League (FLL). Соревнования, которые проводятся с целью пробуждения интереса к науке и технике.Четвёртоенаправление–Junior FIRST LEGO League (JrFLL). Они проводятся с целью повысить интерес к науке и технике у детей младшего возраста.И последнее, пятое направление называется «Фристайл». Данные соревнования дают возможность всем участникам показать свои разработки и творческие робототехнические проекты судьям и посетителям соревнований [8].Дети и молодежь сейчас усиленно занимаются робототехникой. Можно предположить, что вскоре будут совершенны новые открытия.Усовершенствованные роботы и компьютеры помогают человеку, но, совершенноточно можно сказать, что никогда не смогут заменить его. В таблице 2 нами приведены основные характеристики возможностей человека и робота.
Таблица 2Основные характеристики возможностей человека и робота
ЧеловекРоботНепредсказуемостьВысокая скоростьСпособность говорить неправдуНеограниченная идеальная памятьИррациональностьСпособность выполнять сразу несколько задачЧувства, ощущенияБыстрая работа с огромными массивами данныхДуша, сознаниеНечувствительность к боли
На наш взгляд, для того, чтобы ответить на вопрос о возможности создания искусственного интеллекта, необходимо, прежде всего, определить значение слова «интеллект». Интеллект как способность совершать мыслительные операции не исчерпывает всей специфики человеческого существования. Интеллектуальность –это лишь одна из составляющих сложной характеристики человеческой природы. Интеллектуальность как рассуждение, размышление является, по мнению христианских антропологов, энергией или деятельностью своей сущностной основы –невещественного «сердца». Именно сердце (Мф. 15; 19) выступает последней глубиной неповторимости человека, конечной глубиной его духовного естества, корнем его личности и его свободы [9]. Разумность и интеллектуальность, согласно христианскому вероучению, созданы в связи с прочими проявлениями «образа Бога» в человеке: свободы, творчества, личностной неповторимости и любви. Искусственный интеллект может копировать умственную деятельность человека, повторять ее на основе заданных извне материальных условий. Но неповторимость человека, его глубинная специфика –творение Бога. Современные католические антропологи пришли к подобным выводам, полагая неповторимость человеческой интеллектуальности в трех аспектах: 1) познавать и выражать реальное именно как реальное; 2) наличествовать для самого себя; 3) возвышаться над конкретными чувственными данными [10,с. 211]. Искусственный интеллект не будет переживать сам опыт познания информации, оценивая ее принадлежность своему неповторимому «Я» [10,с. 217]. Компьютерв силу вышеперечисленных материальных свойств не будет сознавать себя субъектом, ответственным за свои поступки [10, с. 217]. Рассуждая в этом ключе, католический антрополог Карлос Вальверде прямо высказывается о невозможности создания искусственного интеллекта, полностью аналогичного человеческому разумению: «Объект дан ощущениями не мышлению, а в самом мышлении. Поэтому некорректно говорить об «искусственном интеллекте», как это принято сегодня. Процессоры и компьютеры при всей их изощренности имеют дело только с формальным содержанием того, что в них закладывается, но никогда со значением реальности, что составляет специфическую черту человеческого интеллекта. Поэтому не существует подлинно «искусственного интеллекта»» [10, с. 212]. Компьютер может лишькомбинировать некое содержание, будучи не способным придать им какойлибо смысл от себя и для себя самого.Планета, населенная роботами, –есть плод воображения авторов научной фантастики. А те ученые, которые опираясьна физикомеханическую предпосылку, приступают к изучению мозга с целью понять механизм его деятельности, чтобы научиться управлять им, повидимому, забыли, что чисто механистический подход может позволить описывать только поведение, связанное с сознанием, но не само сознание. Человеческая душа является источником памяти, знания, умения, творчества. К примеру, доказательством творческой потенции души можно считать вдохновение, когда на человека снисходит озарение и самые невероятно сложные решения и идеивозникают в сознании, будтоподсказанные извне. Практически все великие научные открытия совершались благодаря неожиданномуозарению, игравшемуопределяющую роль во всех областях человеческой деятельности[2].Таким образом, важно отметить, что нельзя и неоправданно отвергать познавательную ценность исследований данного направления. Однако важно помнить, что духовность в науке должна всегда доминировать, а научная деятельность – иметь нравственный характер. Следует также подчеркнуть, что нельзяосуществить указанные проекты в их полном объемев силу нереальностиполной заменычеловека роботом.
Ссылки на источники1.ФиллиповичЮ.Н., ФиллиповичА.Ю. Системы искусственного интеллекта.М.:МГУП,2009.300с.2.Сигачёв А. А. Духовность науки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 1. Философия. Политология. URL:http://www.zpujournal.ru/ezpu/2009/1/Sigachev/[дата обращения: 02.02.2016].3.Искусственный интеллект [Электронный ресурс] URL: http://www.rriai.org.ru/[дата обращения: 02.02.2016].4.Теперь Tesla сама паркуется в гараж [Электронный ресурс] URL: https://www.iphones.ru/iNotes/522935[дата обращения: 07.02.2016].5.Искусственный интеллект. Часть вторая: вымирание или бессмертие [Электронный ресурс] URL: http://ssrd.org.ua/iskusstvennyjintellektchastpervayaputksverxintellektu/[дата обращения: 08.02.2016].6.Чем на самом деле опасен искусственный интеллект [Электронный ресурс] URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/futureresearch/211453aiisnothreattohumanity[дата обращения: 08.02.2016].7.Правила жизни. Индейцы [Электронный ресурс] URL: https://esquire.ru/wil/indians[дата обращения: 08.02.2016].8.Робофест [Электронный ресурс] URL: http://russianrobofest.ru/[дата обращения: 02.02.2016].9.Мезенцев И.В. Возможность создания «искусственного интеллекта» и «перемещений во времени» с точки зрения христианского мировоззрения [Электронный ресурс] URL: http://kk.convdocs.org/docs/index204360.html[дата обращения: 02.02.2016].10.Вальверде Карлос. Философская антропология. –М.: «Христианская Россия», 2000. –411 с.