Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ерохина А. С., Новолодская Е. Г. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1096–1100. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86237.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются теория и практика реализации системно-деятельностного подхода при изучении полезных ископаемых в курсе «Окружающий мир» начальной школы. Представлена методика организации исследовательской деятельности учащихся и оформления опорного графического конспекта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru

Ерохина Анна Сергеевна,студентка 3 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскashkuropatskaya@mail.ru

Реализация системнодеятельностного подхода в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир»

Аннотация. В статье рассматриваются теория и практика реализации системнодеятельностногоподхода при изучении полезных ископаемых в курсе «Окружающий мир» начальной школы. Представлена методика организации исследовательской деятельности учащихся и оформления опорного графического конспекта.Ключевые слова:исследовательская деятельность, системнодеятельностный подход, опорный графический конспект, природоведческие понятия.

В основе ФГОС начального общего образованиялежит системнодеятельностный подход, который предполагает:• ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся [1].Таким образом, процесс обучения должен быть организован так, чтобы ребенок учился самостоятельно находитьи осмысливать новую информацию, проводить исследовательскую работу и фиксироватьее результаты, применять новые знания на практике, проектировать собственную деятельность, участвовать в позитивном созидании и преобразовании окружающей среды.В процессе получения новых знаний ребенок осознает необходимость учиться в течениевсей жизни, потому что успешную социализацию в информационном обществе может обеспечить только постоянное саморазвитиеи самосовершенствование. Системнодеятельностный подход –это формирование личности ученика и продвижение его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания» [2].В контексте системнодеятельностного подхода нами был проведен урок в 4 классе школы № 8 г. Бийска Алтайского края по теме «Каменное царство» («Мы и окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Организация урока и его методическое обоснование входило в задание регионального туранаучной тематической межвузовской дистанционной студенческой олимпиады«Методическое обеспечение системнодеятельностного подхода на уроке в начальной школе», проводимой Институтом психологии и педагогики АлтГПУ (г. Барнаул). Задачами урокабыли определены:Образовательные: • сформировать понятие «полезные ископаемые»; • изучитьсвойства полезных ископаемых. Развивающие: • развитие навыков исследовательской деятельности; • развитие логического мышления; • развитие умений графической интерпретации, анализа и обобщения информации.Воспитательные: • воспитание культуры умственного труда; • формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.При выборе формы проведения занятия(предметный урокисследование), содержания учебной материала и организации самостоятельной деятельности учащихся был сделан акцент на достижение следующих предметных результатовосвоенияосновной образовательной программы начального общего образования, определяемых стандартом:• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);• развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.В ходе урока формировались следующие универсальные учебные действия:Познавательные:

•осознавать познавательную задачу;•проводить сравнение объектов по выделенным основаниям (критериям), анализ и обобщение;•обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой;•анализ объектов с целью выделения признаков.Личностные:•положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения;•интерес к изучаемому предмету.Коммуникативные:•осознавать речь говорение, слушание, письмо, чтение, как способ общение людей;•строить свои высказывания и слушать другого;•стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.Регулятивные: •понимать, принимать и сохранять учебную задачу;•следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;•действовать по плану и планировать;•контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;•адекватно оценивать свои достижения.Основные направления деятельностиучащихсяв ходе урока:•понятийная работа;•исследовательская деятельность;•составление опорного графического конспекта.Понятийная работа.«Одной из задач естественнонаучного образования в начальной школе является формирование у учащихся системы первоначальных природоведческих понятий, которые вводят в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт детей и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности» [нов, с. 49]. На уроке прошло обсуждение и формулировка учащимися основных понятий по теме урока:• полезные ископаемые –природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственной деятельности;• месторождение –место скопления полезных ископаемых на глубине или поверхности земли.Исследовательская деятельность.Исследовательская деятельность является составляющей проблемного обучения. Она сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, развивает и совершенствует умения строить план наблюдений в ходе исследования, осуществлять эксперимент (практическую, опытную работу), моделировать схемы, диаграммы и пр. (способы графической интерпретации материала).В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и обобщения, формулировать предложения и рекомендации. Исследовательская деятельность младших школьников на данном уроке предполагала изучение свойств некоторых полезных ископаемых (гранит, соль, каменный уголь, глина)опытным путем. Учащиеся работали в группах по четыре человека. Агрегатное состояниеи цвет горныхпород определяли по внешнему виду и на ощупь (про однородность веществ дети узнали из учебника). Прочность и растворимость учащиеся выявлялиопытным путем. По мере выполнения работы заполнялась своднаятаблица(таблица 1).Таблица 1Свойства полезных ископаемых

Состав и свойстваГранитСольКаменный угольГлинатвёрдое, жидкое или газообразноетвёрдыйтвёрдыйтвёрдыйтвёрдыйоднородное вещество или смесь веществсмесьвеществоднородныйсмесьвеществоднородныйцветсерыйбелыйчерныйсерыйпрочность(раскалывается с трудом или легко)прочныйнепрочныйнепрочныйнепрочныйрастворимостьнерастворимыйрастворимыйнерастворимыйнерастворимый

Составление опорного графического конспекта.Опорный графический конспект –схематическое обобщение учебного материала с помощью знаковсимволов в виде схемы или таблицы.При составлении опорных графических конспектов выбираются знакисимволы, обозначающие определенные природные объектыи явления, а также их свойства. Использование слов в таких конспектах минимально. Конспект должен быть компактным и информативным. Каждый ребенок должен участвовать в «рождении» конспекта, подбирать символы, распределение стрелок и пр. Такая работа вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует познавательный интерес учеников и развивает их логическое и творческое мышление. По данным графическим конспектам учащимся легче составить связный рассказ, дать сравнительную характеристику объектов природы [4].После выполнения опытов была организована работа по составлению опорного графического конспекта. Были выбраны основные свойства полезных ископаемых, которые должны быть представлены в конспекте. Младшие школьники получили конверты с различными картинками (знакамисимволами). Впомощь была продемонстрирована мультимедиапрезентация с объяснением обозначения каждого значка. Учащимся необходимо было выбрать те знакисимволы, которые обозначают свойства, присущие изученным ими полезным ископаемым (таблица 2). Также нужно было обсудить, какие характеристики следует отразить в опорном графическом конспекте, какова будет его структура и внешнее оформление. В ходе работы недостающие сведения об особых свойствах, способах добычи и применении ископаемых младшие школьники отыскивали в учебнике, а также путем рассуждения и обмена мнениями из собственного жизненного опыта. Затем была организована презентация каждой группой составленного конспекта с пояснениями и дополнениями в виде связного рассказа (таблица 3).Следует отметить, что работа на данном уроке была интересна для учащихся, они с удовольствием открывали для себя новые знания, сотрудничали друг с другом, выступали в роли исследователей, проводящих опыты в своих «лабораториях». Полученный нами педагогический опыт позволяет сделать вывод об эффективности применения исследовательский технологий, предусмотренных системнодеятельностным подходом в рамках государственного образовательного стандарта начального образования.

Ссылки на источники1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –[Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/documents/922

[Дата обращения 30.01.2016].2. Колесникова С.И. Системнодеятельностный подход как основа внедрения ФГОС. –[Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2014/10/28/sistemnodeyatelnostnyypodkhodkakosnovavnedreniyafgos

[Дата обращения 30.01.2016].3. Новолодская Е.Г.Система природоведческих понятий в начальной школе // Начальная школа. –2006. –№ 1. –С. 4955.4. Егорова, И.В.Использование опорных коспектов на уроках природоведения в начальной школе (раздел «Неживая природа») // Начальная школа плюс До и После. –2000. № 11. –С. 4749.

Таблица 2Условные обозначения графического конспекта

Агрегатное состояние

Твердое

Жидкое

ГазообразноеЦвет

Серый

Белый

ЧерныйОсобые свойства

Прочность

Морозоустойчивость

Растворимость

Водонепроницаемость

Вязкость

При обработке высокой температурой становится прочным

Убивает микробов

Долгое хранение продуктов и вещей

ГорючестьРастворимость

Растворимое

НерастворимоеПрименение

Строительство

Строительство мостов

Создание памятниковПищаМедицинаТопливо

Химическая промышленность

Производство посуды

Производство бумагиДобыча

В горах

В шахтах

В озерах

Из земли

Таблица 3Опорный графический конспект по характеристике полезных ископаемых

ГранитСольКаменный угольГлинаАгрегатное состояние





Цвет





Особые свойства











Растворимость







Применение





Добыча