Легенда о Философе (на примере ранних античных философов)
Выпуск:
ART 86235
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болучевская
А.
А. Легенда о Философе (на примере ранних античных философов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1091–1095. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86235.htm.
Аннотация. Сведения о жизни и деятельности большинства античных родоначальников философии имеют характер легенды. В такой форме сохранились впечатления, которые они и их занятия внушали современникам. В статье делается попытка на основе этих сведений составить образ типичного философа и, как следствие, на примере ранних античных мыслителей получить представление о сути и предназначении философии.
Текст статьи
Болучевская Анна Андреевна,Студентка 1 курса факультета Менеджмента Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемеровоbolu4evskaya.aniuta@yandex.ru
Легенда о философе(на примере ранних античных философов)
Аннотация.Сведения о жизни и деятельности большинства античных родоначальников философии имеют характер легенды. В такой форме сохранились впечатления, которые они и их занятия внушали современникам. В статье делается попытка на основе этих сведений составить образ типичного философа и, как следствие, на примере ранних античных мыслителей получить представление о сути и предназначении философии.Ключевые слова: легенда, миф, образ философа, практичность, «семь мудрецов», Фалес Милетский.
Античная философия (конец VIIв. до н.э. начало VIв. н.э.) давно и прочно признана у нас самым ранним и самым существенным этапом становления философии как таковой: она как бы заложила «начала всех начал». Идеи и мнения мыслителей данного периода времени при всем их многообразии представляют собой нечто оригинальное, уникальное и неделимое. Так, философы Милетскойшколы,задавшись вопросом «Из чего все?», начали изучать происхождение всего существующего. Фалес(625 г. до н.э. 547 г. до н.э.) мыслитель из Милета, которого обычно считают первым философом и научным деятелем вообще, выдвинул идею материального начала всех вещей, заключенную во влаге. Важно отметить, что Фалес не опирался на мифы, а пытался найти вещественное начало. Пифагор с Самоса на поставленный вопрос о мировом началеотвечал загадочно: «Все есть число». Именно Пифагор выдвинул идею вечной жизни в виде перехода человеческой самости из одной души в другую. Многие в наше время могут не знать автора той или иной поговорки, но все мы знаем точно, что автор пословицы «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Гераклитиз Эфеса. Ксенофан из Колофона явился основоположником скептицизма. Его ученик Парменид из Элеи создал учение о бытии и разделил истину на истину чувственного познания и истину разумного познания.Философом, который изобрел диалектику, был ученик ПарменидаЗенонЭлейский. Философ, врач и «маг» Эмпедоклиз Аграганта расценивал воздух как неповторимое, особое вещество; вынес предположение об эволюции растений и животных; первыми мировыми началами он признавал четыре стихии: землю, воздух, огонь и воду. Анаксагориз Клазомен явился, как кажется, первым ученым, который целикомпосвятил себя науке. Этот пример показывает, что наиболее выдающиеся представители античной философии сформировали последнюю не только как «теорию всего», но и как особый образ жизни.Упомянутые сведения о философских достижениях античных мыслителей общеизвестны, их можно извлечь из любого учебного пособия по философии и ее истории. Неуглубляясь далее в исследование идей античных философов, попытаемся составить образ типичного философа и, как следствие, на примере античных мыслителей«досократиков» получить представление о сути и предназначении философии. Иными словами, предмет данной работы легенда о Философе.Под легендой в данном случае понимается не вымысел, а совокупность сведений о жизни и деятельности данного персонажа истории философии (включая сведения о его характере, поведении, интересах, высказываниях, курьезных историях, связанных с его именем и т.д.), истинность или ложность которых не может быть неопровержимо установлена. В этом смысле легендой окружены имена большинства античных родоначальников философии, из них мы отобрали Орфея, Фалеса, Пифагора, Гераклита, Эмпедокла,Демокрита и Анаксагора, легендарномифологический элемент в сведениях о которых наиболее существенен. Источниковой базой нам послужат, главным образом, две книги: известное сочинение Диогена Лаэртского [1] и «Фрагменты ранних греческих философов» [2].1.Фалес Милетский. О происхождении Фалеса нет точных данных; якобы, он был родом из Финикии. Относительно периода жизни Фалеса существует несколько версий. Чаще ученые склоняются к тому, что время его жизни приходится на промежуток с 624 г. до н.э. по 548 дон.э., то есть умер он в возрасте приблизительно 76 лет. Однако, по сообщению ряда источников, Фалес жил в VIIIв. до н.э., то есть был современником Гомера. Историк науки Ю.В. Чайковский, учитывая это обстоятельство, выдвинул версию, что Фалесовфилософовв Милете было двое Фалесстарший и Фалесмладший с временной разницей в 150180 лет [3, с. 374]. Если же исходить из данных античной истории, то жизнь Фалеса приходится на время с 640 г. до н.э. по 545 г. до н.э. Умер Фалес, наблюдая гимнастические состязания, когда было очень жарко. Ученые, споря о хронологии жизни Фалеса, согласны, впрочем, с одной точной датой, приходящейся на середину его жизни: 585 г. до н.э., когда к северу и востоку от Ионии наблюдалось предсказанное Фалесом полное солнечное затмение. Именно после предсказания этого солнечного затмения, как гласит легенда, Фалес стал знаменит (ему на тот момент было около 40 лет). Ученые труды Фалеса не дошли до нашего времени (некоторые ученые утверждают, что он их вообще не создавал). Предсказание солнечного затмения (и объяснение его природы) является едва ли не единственным доказанным фактом из научной биографии Фалеса. Философ также передал последующим поколениям ряд ценных моральных наставлений, среди которых: «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей», «Находясь у власти, управляй самим собой».О личной жизни Фалеса ходят разные легенды: одни гласят, что он жил в одиночестве, другие что он был женат, имел сына, третьи что не был женат, но усыновил племянника.Согласно отрывочным сведениям о Фалесе у позднейших авторов, он запомнился современникам не только философом и учёным, но ещё и мудрым политиком, государственником, путешественником, инженером и успешным коммерсантом. Фалес призывал объединить двенадцать городов Ионии то ли в единое государство, то ли в оборонительный союз против власти Ахеменидов. В то же время Фалес был против подписания союза милетян с Лидией против Персии и сумел добиться своего, чем защитил свой город от царя Персии. Позже, уже находясь на службе у царя Крёза, он пустил реку Галис в новом направлении, дав возможность царю быстро переправить войско. Фалес руководил также постройкой плотины собственной конструкции и водоотводящего канала за границей города Милет. Согласно легенде, Фалес много путешествовал (с торговыми целями) по Египту и странам Азии, где, якобы, и приобрел интерес к природе, начал тщательно изучать окружающую среду. В преданиях рассказывается о том, что, пребывая в Египте, Фалес произвел глубокое впечатление на фараона Амасиса тем, что смог в точности определить высоту пирамиды.Можно уверенно констатировать, что отрывочные сведения о Фалесе подают его образ в качестве деятеля «широкого профиля», компетентного отнюдь не только в вопросах науки и философии, но и в инженернотехнических вопросах, в житейских и государственных делах. Фалес выглядит практиком и человеком дела.С именем Фалеса связаны две легенды, хорошо высвечивающие его образ. Так, имя Фалеса фигурирует в легенде о «семи мудрецах». Данная легенда переплетена с дельфийской культурой, точнее, с дельфийским культом Аполлона. Именно в Дельфах образовался канонический список мудрецов: Фалес из Милета, Биант из Приены, Питтак из Митилен, Солон из Афин, Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон Лакедемона. Минимальное знакомство с данными персонажами показывает, что все они были в первую очередь государственными деятелями или вождями партий и в список «семи» были включены за успехи на государственнополитическом поприще. Фалес занимает, на первый взгляд, особенное место среди других мудрецов из этого списка (не был тираном или политиком, занимался наукой, где его исследования были велики и глубоки), однако в «семерку» включен не только и не столько за научные достижения, а за свою мудрость в государственных делах, где он давал самые лучшие советы [2, с. 101]. Согласно легенде, именно Фалесу был передан золотой треножник, который поймал рыбак в море и который могли передавать только «Мудрейшему». Но Фалес отдал его другому мудрецу, а тот следующему и так золотой треножник снова оказался у Фалеса [2, с. 101].Вторая легенда, связанная с именем Фалеса, вызывает два, строго говоря, противоречащих друг другу толкования. Речь идет об истории, в которой Фалес, засмотревшись на звездное небо, свалился в колодец, а проходившая мимо придворная девушка, засмеялась над непрактичностью философа, который глазеет на небо, а того, что под ногами, не замечает [2, с. 107].Согласно легенде, Фалес, якобы, доказывает как раз свою практичность: узнав по звездам о близящемся высоком урожае оливок, он загодя арендует по низкой цене все маслодавильни и осенью получает приличную прибыль. Снова перед нами образ делового и практичного человека, успешного и оборотистого коммерсанта.Однако, Платон в диалоге «Теэтет» подает эту историю совсем в другом ключе, акцентируя практическую беспомощность того, кого зовут настоящим Философом, но и возводя эти, вообще говоря, нужду и недостаток в ранг добродетели [4, с. 231] Философ это совсем не то, что обычный человек, как бы говорит Платон. Строго говоря, в позицию Платона, какой бы странной и противоречащей легендарным сведениям о Фалесе она ни представлялась, вполне укладывается интрига с предсказанием затмения. Ю.В. Чайковский полагает, что это было не предсказание[года, дня, часа], а объяснение природызатмения, которое современники запомниликак предсказание [5]. И.Д. Рожанский пишет о том же: даже если такое предсказание было сделано, оно не имело отношения к астрономическим и, следовательно, вообще научным представлениям Фалеса. Для современников Фалеса предсказание им затмения было свидетельством его глубочайшей, почти сверхчеловеческой мудрости, которая возвышала его над уровнем не только простых смертных, но и остальных шести мудрецов [6, с. 35]. Итак, философ ну очень необычный человек, даже сверхчеловек! И этим оправдана для Платона, Аристотеля и некоторых других позднейших философов вся философская непрактичность, неискушенность в делах житейских. Платон («Гиппий больший») выводит из особой направленности интересов философа чтото вроде необходимости держаться в стороне от государственных дел, приписывая эту благородную отрешенность всем «семи мудрецам» [7, с. 386] Однако, данная позиция находится в прямом противоречии с традицией, которая подает Фалеса как политика, коммерсанта, любознательного путешественника, использующего воспринятые им научные знания в практических делах.2.Орфей. Строго говоря, этот персонаж ассоциируется с зарождением философии даже раньше, чем Фалес. По сравнению с другими ранними греческими философами образ Орфея наиболее мифологизирован и противоречив. Легендарный Орфей предстает человеком богоподобным, поразительным, искусно владеющим музыкой. С помощью золотой лиры, подаренной ему Аполлоном, он мог управлять целой природой. В то же время во «Фрагментах…» отрывки, подающие Орфея как певца и музыканта, перемежаются отрывками, в которых он выступает как искусный жрец и философ. Орфей безумно любил жену нимфу Эвридику. В то же время он считал бессмысленной идею брака, ибо любовь мешает великим людям (к каковым относил и себя), препятствует их достижениям.Орфей жил в деревне Пимплея вблизи Олимпа. Он побеждал в различных соревнованиях, касающихся музыки. Остался непобежденным он и в состязании кифаристов в погребальных играх.Орфея сравнивали с Геркулесом, так как он обладал величественным характером и совершал могучие действия. При этом Орфей категорически остерегался пролитой крови. Орфей боготворил Аполлона и сторонился Диониса. По другой версии, Орфей раскрыл таинства Диониса. Он занимался постройкой храма Коры Сотеры в Спарте и довел его до конца. Согласно общеизвестной легенде, сильная любовь к своей супруге подвигла Орфея на серьезный поступок. После смерти Эвридики он отправился к подземным богам, чтобы просить вернуть ему любимую. Орфей умел так красиво петь и играть на лире, что сумел заворожить подземных владык, и они разрешили забрать жену из мира мертвых. Но у богов было условие, с которым Орфей не смог справиться, так как безумно любил Эвридику. Он не должен был увидеть ее, пока они не выйдут из подземного царства. За невыполненное условие богов, супруга Орфея была навечно отправлена в подземное царство. Орфею было тяжело с этим смириться, но с того самого дня он воспылал ненавистью ко всем женщинам. Поскольку срединаселения женщины преобладали, он стал отшельником, уйдя в лес. Можно сказать, что в лесу у Орфея, да и у леса началась другая жизнь. Своей способностью управлять всем живым и неживым Орфей привлек к себе всех животных. Имея властный характер, умея сладостно петь и играть и владея мощной силой ума, он смог привести в движение и «оживить» даже камни и леса. Орфей настолько проник в них музыкой, что камни и деревья выстраивались перед философом и будто бы ждали от него какихлибо указаний.Узнав о происходящем в лесной чаще, «фракийские жены», то есть вакханки, заполнили лес дикими звуками рогов, которые полностью заглушили мелодию лиры. После этого, природа снова приобрела свой прежний вид: деревья плавно колыхались на ветру, у животных проснулся инстинкт самосохранения, река направила свое течение в нужном направлении…Есть много версий смерти Орфея, но наиболее известная гласит, что за свое искусство очаровывать природу и людей он был растерзан свирепствующими женщинамивакханками, и части его тела были раскиданы по земле. Но Музы собрали все его части тела и похоронили в Либетрах, а его лиру Зевс поместил среди созвездий. Символический смысл гибели Орфея: жизнь в лице вакханок наказала философскую мысль за ее оторванность от жизни. 3.Гераклит Эфесский. Этот философ считается основоположником диалектики. Он был знаменит в народе и имел прозвище Мрачный или Тёмный, поскольку всегда появлялся с унылым лицом, вызывая к себе сочувствие или неприязнь. Гераклит очень любил ставить себя выше всех, считая,что ему нет равных. Он был горд тем, что у него не было учителей и все свои знания и умения, он приобрел сам. Согласно легенде, Гераклит категорически отрицательно относился к делам государства: он отказал эфесцам в их просьбе создать им законы, сказав, что лучше потратит это время на игру с детьми, чем на государственные дела. Будучи мизантропом, Гераклит желал эфесцам покончить с жизнью и уступить место молодому поколению. Изза озлобленности на людей, Гераклит, якобы, решил уйти жить как можно дальше вгоры. Там он употреблял в пищу только растения, изза чего заболел водянкой. Занявшись самолечением, он нашел бычий хлев, чтобы с помощью «горящего» навоза избавиться от избытка влаги в организме. По другой версии, рабы, будто бы следуя его указаниям, намазали философа навозом, изза чего он прожил после этого только один день: Гераклита, не узнав, растерзали собаки.4.Пифагор с Самоса. Согласно легенде, Пифагор был сыном Гермеса и ему были переданы от отца все воспоминания о прошлых его рождениях. Душа философа, якобы, часто переходила от одного человека к другому, пока он не стал Пифагором. При этом Пифагор помнил всё, что происходило с ним, пока он был в телах разных людей. Пифагор жил не в одиночестве, у него была супруга Феано и дочь Дамо. Помимо дочери у Пифагора был сын Телавг, который продолжил все дела отца и даже стал учителем Эмпедокла.Имя Пифагора обросло мифами уже при его жизни. Один из них сообщает, что Пифагор, якобы, умел раздваиваться и при этом находиться в нескольких местах сразу. Другоймиф повествует о том, что в какойто период своей жизни Пифагор укрылся под землей и всю необходимую информацию получал от матери. Эти действия Пифагора таили тонкий расчет: хоть он и довел свой организм до полного истощения, но в народном собрании представил поразительные знания о подземных явлениях, после чего потрясенный народ признал его Богом.СмертьПифагора, как и конец многих других философов, овеяналегендой. Пифагорякобыпогиб изза нелепого своего нежелания бежать от разъяренных сограждан кратчайшим путем через бобовое поле, опасаясь вытоптать бобы. Огибая поле, он был схвачен.Погиб не только он сам, но и его ученики.5.Эмпедокл из Аграганта. Согласно преданию, он был не только философом, но еще врачом и волшебником. Вознося себя к Богам, Эмпедокл всегда представал перед народом в величественном обличие: в багрянице с золотым поясом, с лавровым венком на голове и с большой свитой. Он любил свободу и «питался» любовью народа. Как рассказывает один из мифов, сложившихся вокруг его имени, именно изза этого он не захотел садиться на царский престол. Философ приравнивал себя к Богам не зря: какуюто умершую женщину он смог вернуть к жизни после того, как та 30 дней пролежала без какихлибо признаков жизни.Написанную им поэму «О природе», Эмпедокл посвятил своему возлюбленному Павсанию. Известно несколько легенд о смерти философа. Одна из них о том, что после торжественного вечера появился небесный свет, по которому он взлетел в небо. Согласно второй он бросился в вулкан Этна. Третья гласит, чтоЭмпедокл отправился на Пелопоннес и там умер.6.Демокрит из Абдер. Демокрит был знаменит как Смеющийся философ, так как жизнь человека казалась ему смехотворно глупой. Имя его не обошли стороной мифы. Согласно одному из них, Демокрит был учеником колдунов. Демокрит был поразительно прозорлив: мог определять по внешнему состоянию человека, что было с ним прошлым днем.Демокрит любил путешествовать и всю свою жизнь много путешествовал. Посетив Индию, он общался с гимнософистами индийскими философами.Демокрит очень быстро растратил всё наследство, переданное ему от отца и все последующие года жил в бедности, хотя был трудолюбив. Демокрит часто проводил время один в беседке в саду.Согласно преданию, он обладал прекрасной речью, которой завоевал уважение народа. Будто бы, Демокрит не один раз привлекался к суду.Находясь в пожилом возрасте, Демокрит был очень болен и знал, что скоро умрет. Как гласит предание, он не хотел умирать в период празднования Фесмофория, именно поэтому при помощи запаха теплого хлеба, который ему приносили регулярно, прожил еще 3 дня до своей кончины. Всего, согласно непроверенным сведениям, он прожил более 100 лет и был удостоен похорон за счет государства.7.Анаксагор из Клазомен. Предание представляет нам Анаксагора сторонним наблюдателем, который был отдален от земных дел. Он видел счастье в научной деятельности. Для него такие вещи как богатство и власть были не важны. По одному из свидетельств, Анаксагор изКлазомен был человеком, который полностью посвятил себя научным изысканиям в области математики и астрономии.О жизни и деятельности Анаксагора ходит немало легенд, например, легенда о предсказании им падения метеорита приблизительно в 466 г. до н.э. Блестяще владея математикой, он мог применять имеющиеся знания в любых ситуациях. Когда Анаксагор находился в тюрьме по стандартному для того времени обвинению в непочитании богов, почитаемых всеми, он решал математические задачи, придумывал «новые технологии» создания декораций и «спецэффектов» для театральных постановок.Какие выводы позволяет сделать обращение к легендам о жизни некоторых ранних античных философов?В тех образах древних философов, которые сложились у их современников, слились воедино реальность и миф, вполне здравобудничное и чудесное. Это не мешает различать под легендарной оболочкой мудрецовнеотмирасего реальных людей, обычных граждан, людей деловых и практичных. Да, порою они могли себя очень экзотично подавать, как, например, Пифагор и Эмпедокл. Но несмотря на весь тот «троллинг», которому античныефилософы порой подвергали окружающих, они не находились в стороне от забот своего времени, занимались не исключительно наукой и философией, но сочетали эти занятия с «общественной нагрузкой», то есть отдавали известную дань заботе о хлебе насущном и гражданским обязанностям: политике, законотворчеству, судебным тяжбам и т.д. И современники это ценили. Исключениями тут выступают, пожалуй, легендарный жрецпевец Орфей, мизантроп Гераклит и «небожитель» Анаксагор персонажи достаточно маргинальные, чтобы выводить из них типический образ Философа. Орфей персонаж, скорее, мифа, чем реальной истории. Гераклит аристократ, потомок царского рода, озлобившийся на «охлос» во время социальных потрясений. Ничего чудесного. Остается один Анаксагор действительно странный и необычный для того времени социальный тип интеллектуала, своего рода «свободный художник», «служитель муз», чистый дух.Что за нужда заставила Платона, а за ним Аристотеля, противореча всей древней традиции, создавать положительный идеал философа«небожителя», чистого субъекта духа, сторонящегося практической стороны жизни, и идеал философии как своего рода «искусства для искусства»?У И.Д. Рожанского эта метаморфоза объясняется необходимостью для Платона противопоставить выхолощенному и циничному практицизму «софистов» идеал совсем другой углубленной в себя вдумчивой теоретической работы и носителя этого идеала философа, подобного Анаксагору. Для обоснования такого идеала с помощью древнего и бесспорного авторитета пришлось идти на явное искажение образа Фалеса Милетского [6, с. 36].Нам кажется, что такое странное восприятие философа и философии питаемо из более древнего источника мифа об Орфее, а Платон (как, позднее, К. Юнг) был очень склонен использовать мифы то ли как средства делать наглядными свои доктрины, то ли сами доктрины заимствовать из мифов.В мифе об Орфее философ = «певец», служитель Муз. Но «поет» он о первых началах поет страстно, «уходя» в свое «пение», живя им. Разглядеть эти начала можно умозрением, то есть «умным зрением», которое, случается, противоречит житейскому здравому смыслу. Вот это противоречие житейскому здравому смыслу, когда оно приводило к успеху (случай Фалеса, глазевшего на звезды вместо того, чтобы смотреть на дорогу, чудесное «предсказание» им затменияи т.д.), казалось современникам чудесным и необъяснимым, что заставляло окутывать имя мудреца в покровы легенды. Эти же покровы падали и на его занятие «любомудрие», то есть философию. Платон и Аристотель в соответствии с орфическим мифом лишь доводят странность занятий любомудра и сам образ философа до предела, «очищают» интересы философа от всего житейского, обыденного, практического, банального. И получается образ «небожителя», бескорыстного жреца истины. Среди философов такие типы встречались, хотя, в чистом виде нечасто (тот же Анаксагор выглядит среди своих философствующих современников белой вороной).Тема взаимной зависимости образа жизни философа и «философских занятий» в литературе постоянно поднимается, в том числе и в формате «легенды о философе». Из недавних публикаций подобного рода можно отметить статью Попова С.И. «Должен ли философ заниматься политикой» [8]. Автор, ссылаясь на «опыт сознания» (то есть на работу самой «фабрики» умного зрения) делает вывод о приоритете «отстранения» от жизни по отношению к «вовлечению» в жизнь не только в узко понимаемой философской деятельности, но и во всем образе жизни занимающегося этой деятельностью и даже каждого заботящегося о своей душе вообще [8, с. 87]. Платонизм здесь легко узнаваем.
Образ философа у Платона оказался мифологизированным, и этот миф о «небожителе» широко распространен. Проверять мифы насоответствие реальности непродуктивно: если человек склонен доверять мифу, опровергнуть его может только другой миф. Рискнем, однако, предположить, что адекватный вид указанный миф обретает в античности достаточно поздно, когда философия становится профессией в ряду других профессий. Этот же миф можно узнать уже не в древней философии, а в современной науке. Имеется в виду образ ученогопрофессионала, ничем, кроме своей науки, не интересующегося, иными словами, образ усеченногоума (неважно, «физик» это или «лирик»). Ранние античные философы такими не были.
Ссылки на источники1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. 2е изд. М.: Мысль, 1986. 571 с. 2.Фрагменты ранних греческих философов[Текст] / сост. А.В. Лебедев. Ч. 1. М.: Наука, 1989. 576 с.3.Чайковский, Ю.В. Лекции о доплатоновом знании [Текст] / Ю.В. Чайковский. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 483 с.4.Платон. Теэтет [Текст] // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. С. 192274.5.Чайковский, Ю.В. Что же он умел, первый философ? [Текст] / Ю.В. Чайковский // Знание сила. 1996. № 1. С. 7279.6.Рожанский, И.Д. Эволюция образа ученого в Древней Греции [Текст] / И.Д. Рожанский // Вопросы истории естествознания и техники. 1980. № 1. С. 3037.7.Платон. Гиппий больший [Текст] // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. С. 386417.8.Попов, С.И. Должен ли философ заниматься «политикой» (на примерах Фалеса Милетского и Сократа Афинского) [Текст] / С.И. Попов // Социогуманитарный вестник. №2(11). Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2013. С. 8187.
Легенда о философе(на примере ранних античных философов)
Аннотация.Сведения о жизни и деятельности большинства античных родоначальников философии имеют характер легенды. В такой форме сохранились впечатления, которые они и их занятия внушали современникам. В статье делается попытка на основе этих сведений составить образ типичного философа и, как следствие, на примере ранних античных мыслителей получить представление о сути и предназначении философии.Ключевые слова: легенда, миф, образ философа, практичность, «семь мудрецов», Фалес Милетский.
Античная философия (конец VIIв. до н.э. начало VIв. н.э.) давно и прочно признана у нас самым ранним и самым существенным этапом становления философии как таковой: она как бы заложила «начала всех начал». Идеи и мнения мыслителей данного периода времени при всем их многообразии представляют собой нечто оригинальное, уникальное и неделимое. Так, философы Милетскойшколы,задавшись вопросом «Из чего все?», начали изучать происхождение всего существующего. Фалес(625 г. до н.э. 547 г. до н.э.) мыслитель из Милета, которого обычно считают первым философом и научным деятелем вообще, выдвинул идею материального начала всех вещей, заключенную во влаге. Важно отметить, что Фалес не опирался на мифы, а пытался найти вещественное начало. Пифагор с Самоса на поставленный вопрос о мировом началеотвечал загадочно: «Все есть число». Именно Пифагор выдвинул идею вечной жизни в виде перехода человеческой самости из одной души в другую. Многие в наше время могут не знать автора той или иной поговорки, но все мы знаем точно, что автор пословицы «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Гераклитиз Эфеса. Ксенофан из Колофона явился основоположником скептицизма. Его ученик Парменид из Элеи создал учение о бытии и разделил истину на истину чувственного познания и истину разумного познания.Философом, который изобрел диалектику, был ученик ПарменидаЗенонЭлейский. Философ, врач и «маг» Эмпедоклиз Аграганта расценивал воздух как неповторимое, особое вещество; вынес предположение об эволюции растений и животных; первыми мировыми началами он признавал четыре стихии: землю, воздух, огонь и воду. Анаксагориз Клазомен явился, как кажется, первым ученым, который целикомпосвятил себя науке. Этот пример показывает, что наиболее выдающиеся представители античной философии сформировали последнюю не только как «теорию всего», но и как особый образ жизни.Упомянутые сведения о философских достижениях античных мыслителей общеизвестны, их можно извлечь из любого учебного пособия по философии и ее истории. Неуглубляясь далее в исследование идей античных философов, попытаемся составить образ типичного философа и, как следствие, на примере античных мыслителей«досократиков» получить представление о сути и предназначении философии. Иными словами, предмет данной работы легенда о Философе.Под легендой в данном случае понимается не вымысел, а совокупность сведений о жизни и деятельности данного персонажа истории философии (включая сведения о его характере, поведении, интересах, высказываниях, курьезных историях, связанных с его именем и т.д.), истинность или ложность которых не может быть неопровержимо установлена. В этом смысле легендой окружены имена большинства античных родоначальников философии, из них мы отобрали Орфея, Фалеса, Пифагора, Гераклита, Эмпедокла,Демокрита и Анаксагора, легендарномифологический элемент в сведениях о которых наиболее существенен. Источниковой базой нам послужат, главным образом, две книги: известное сочинение Диогена Лаэртского [1] и «Фрагменты ранних греческих философов» [2].1.Фалес Милетский. О происхождении Фалеса нет точных данных; якобы, он был родом из Финикии. Относительно периода жизни Фалеса существует несколько версий. Чаще ученые склоняются к тому, что время его жизни приходится на промежуток с 624 г. до н.э. по 548 дон.э., то есть умер он в возрасте приблизительно 76 лет. Однако, по сообщению ряда источников, Фалес жил в VIIIв. до н.э., то есть был современником Гомера. Историк науки Ю.В. Чайковский, учитывая это обстоятельство, выдвинул версию, что Фалесовфилософовв Милете было двое Фалесстарший и Фалесмладший с временной разницей в 150180 лет [3, с. 374]. Если же исходить из данных античной истории, то жизнь Фалеса приходится на время с 640 г. до н.э. по 545 г. до н.э. Умер Фалес, наблюдая гимнастические состязания, когда было очень жарко. Ученые, споря о хронологии жизни Фалеса, согласны, впрочем, с одной точной датой, приходящейся на середину его жизни: 585 г. до н.э., когда к северу и востоку от Ионии наблюдалось предсказанное Фалесом полное солнечное затмение. Именно после предсказания этого солнечного затмения, как гласит легенда, Фалес стал знаменит (ему на тот момент было около 40 лет). Ученые труды Фалеса не дошли до нашего времени (некоторые ученые утверждают, что он их вообще не создавал). Предсказание солнечного затмения (и объяснение его природы) является едва ли не единственным доказанным фактом из научной биографии Фалеса. Философ также передал последующим поколениям ряд ценных моральных наставлений, среди которых: «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей», «Находясь у власти, управляй самим собой».О личной жизни Фалеса ходят разные легенды: одни гласят, что он жил в одиночестве, другие что он был женат, имел сына, третьи что не был женат, но усыновил племянника.Согласно отрывочным сведениям о Фалесе у позднейших авторов, он запомнился современникам не только философом и учёным, но ещё и мудрым политиком, государственником, путешественником, инженером и успешным коммерсантом. Фалес призывал объединить двенадцать городов Ионии то ли в единое государство, то ли в оборонительный союз против власти Ахеменидов. В то же время Фалес был против подписания союза милетян с Лидией против Персии и сумел добиться своего, чем защитил свой город от царя Персии. Позже, уже находясь на службе у царя Крёза, он пустил реку Галис в новом направлении, дав возможность царю быстро переправить войско. Фалес руководил также постройкой плотины собственной конструкции и водоотводящего канала за границей города Милет. Согласно легенде, Фалес много путешествовал (с торговыми целями) по Египту и странам Азии, где, якобы, и приобрел интерес к природе, начал тщательно изучать окружающую среду. В преданиях рассказывается о том, что, пребывая в Египте, Фалес произвел глубокое впечатление на фараона Амасиса тем, что смог в точности определить высоту пирамиды.Можно уверенно констатировать, что отрывочные сведения о Фалесе подают его образ в качестве деятеля «широкого профиля», компетентного отнюдь не только в вопросах науки и философии, но и в инженернотехнических вопросах, в житейских и государственных делах. Фалес выглядит практиком и человеком дела.С именем Фалеса связаны две легенды, хорошо высвечивающие его образ. Так, имя Фалеса фигурирует в легенде о «семи мудрецах». Данная легенда переплетена с дельфийской культурой, точнее, с дельфийским культом Аполлона. Именно в Дельфах образовался канонический список мудрецов: Фалес из Милета, Биант из Приены, Питтак из Митилен, Солон из Афин, Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон Лакедемона. Минимальное знакомство с данными персонажами показывает, что все они были в первую очередь государственными деятелями или вождями партий и в список «семи» были включены за успехи на государственнополитическом поприще. Фалес занимает, на первый взгляд, особенное место среди других мудрецов из этого списка (не был тираном или политиком, занимался наукой, где его исследования были велики и глубоки), однако в «семерку» включен не только и не столько за научные достижения, а за свою мудрость в государственных делах, где он давал самые лучшие советы [2, с. 101]. Согласно легенде, именно Фалесу был передан золотой треножник, который поймал рыбак в море и который могли передавать только «Мудрейшему». Но Фалес отдал его другому мудрецу, а тот следующему и так золотой треножник снова оказался у Фалеса [2, с. 101].Вторая легенда, связанная с именем Фалеса, вызывает два, строго говоря, противоречащих друг другу толкования. Речь идет об истории, в которой Фалес, засмотревшись на звездное небо, свалился в колодец, а проходившая мимо придворная девушка, засмеялась над непрактичностью философа, который глазеет на небо, а того, что под ногами, не замечает [2, с. 107].Согласно легенде, Фалес, якобы, доказывает как раз свою практичность: узнав по звездам о близящемся высоком урожае оливок, он загодя арендует по низкой цене все маслодавильни и осенью получает приличную прибыль. Снова перед нами образ делового и практичного человека, успешного и оборотистого коммерсанта.Однако, Платон в диалоге «Теэтет» подает эту историю совсем в другом ключе, акцентируя практическую беспомощность того, кого зовут настоящим Философом, но и возводя эти, вообще говоря, нужду и недостаток в ранг добродетели [4, с. 231] Философ это совсем не то, что обычный человек, как бы говорит Платон. Строго говоря, в позицию Платона, какой бы странной и противоречащей легендарным сведениям о Фалесе она ни представлялась, вполне укладывается интрига с предсказанием затмения. Ю.В. Чайковский полагает, что это было не предсказание[года, дня, часа], а объяснение природызатмения, которое современники запомниликак предсказание [5]. И.Д. Рожанский пишет о том же: даже если такое предсказание было сделано, оно не имело отношения к астрономическим и, следовательно, вообще научным представлениям Фалеса. Для современников Фалеса предсказание им затмения было свидетельством его глубочайшей, почти сверхчеловеческой мудрости, которая возвышала его над уровнем не только простых смертных, но и остальных шести мудрецов [6, с. 35]. Итак, философ ну очень необычный человек, даже сверхчеловек! И этим оправдана для Платона, Аристотеля и некоторых других позднейших философов вся философская непрактичность, неискушенность в делах житейских. Платон («Гиппий больший») выводит из особой направленности интересов философа чтото вроде необходимости держаться в стороне от государственных дел, приписывая эту благородную отрешенность всем «семи мудрецам» [7, с. 386] Однако, данная позиция находится в прямом противоречии с традицией, которая подает Фалеса как политика, коммерсанта, любознательного путешественника, использующего воспринятые им научные знания в практических делах.2.Орфей. Строго говоря, этот персонаж ассоциируется с зарождением философии даже раньше, чем Фалес. По сравнению с другими ранними греческими философами образ Орфея наиболее мифологизирован и противоречив. Легендарный Орфей предстает человеком богоподобным, поразительным, искусно владеющим музыкой. С помощью золотой лиры, подаренной ему Аполлоном, он мог управлять целой природой. В то же время во «Фрагментах…» отрывки, подающие Орфея как певца и музыканта, перемежаются отрывками, в которых он выступает как искусный жрец и философ. Орфей безумно любил жену нимфу Эвридику. В то же время он считал бессмысленной идею брака, ибо любовь мешает великим людям (к каковым относил и себя), препятствует их достижениям.Орфей жил в деревне Пимплея вблизи Олимпа. Он побеждал в различных соревнованиях, касающихся музыки. Остался непобежденным он и в состязании кифаристов в погребальных играх.Орфея сравнивали с Геркулесом, так как он обладал величественным характером и совершал могучие действия. При этом Орфей категорически остерегался пролитой крови. Орфей боготворил Аполлона и сторонился Диониса. По другой версии, Орфей раскрыл таинства Диониса. Он занимался постройкой храма Коры Сотеры в Спарте и довел его до конца. Согласно общеизвестной легенде, сильная любовь к своей супруге подвигла Орфея на серьезный поступок. После смерти Эвридики он отправился к подземным богам, чтобы просить вернуть ему любимую. Орфей умел так красиво петь и играть на лире, что сумел заворожить подземных владык, и они разрешили забрать жену из мира мертвых. Но у богов было условие, с которым Орфей не смог справиться, так как безумно любил Эвридику. Он не должен был увидеть ее, пока они не выйдут из подземного царства. За невыполненное условие богов, супруга Орфея была навечно отправлена в подземное царство. Орфею было тяжело с этим смириться, но с того самого дня он воспылал ненавистью ко всем женщинам. Поскольку срединаселения женщины преобладали, он стал отшельником, уйдя в лес. Можно сказать, что в лесу у Орфея, да и у леса началась другая жизнь. Своей способностью управлять всем живым и неживым Орфей привлек к себе всех животных. Имея властный характер, умея сладостно петь и играть и владея мощной силой ума, он смог привести в движение и «оживить» даже камни и леса. Орфей настолько проник в них музыкой, что камни и деревья выстраивались перед философом и будто бы ждали от него какихлибо указаний.Узнав о происходящем в лесной чаще, «фракийские жены», то есть вакханки, заполнили лес дикими звуками рогов, которые полностью заглушили мелодию лиры. После этого, природа снова приобрела свой прежний вид: деревья плавно колыхались на ветру, у животных проснулся инстинкт самосохранения, река направила свое течение в нужном направлении…Есть много версий смерти Орфея, но наиболее известная гласит, что за свое искусство очаровывать природу и людей он был растерзан свирепствующими женщинамивакханками, и части его тела были раскиданы по земле. Но Музы собрали все его части тела и похоронили в Либетрах, а его лиру Зевс поместил среди созвездий. Символический смысл гибели Орфея: жизнь в лице вакханок наказала философскую мысль за ее оторванность от жизни. 3.Гераклит Эфесский. Этот философ считается основоположником диалектики. Он был знаменит в народе и имел прозвище Мрачный или Тёмный, поскольку всегда появлялся с унылым лицом, вызывая к себе сочувствие или неприязнь. Гераклит очень любил ставить себя выше всех, считая,что ему нет равных. Он был горд тем, что у него не было учителей и все свои знания и умения, он приобрел сам. Согласно легенде, Гераклит категорически отрицательно относился к делам государства: он отказал эфесцам в их просьбе создать им законы, сказав, что лучше потратит это время на игру с детьми, чем на государственные дела. Будучи мизантропом, Гераклит желал эфесцам покончить с жизнью и уступить место молодому поколению. Изза озлобленности на людей, Гераклит, якобы, решил уйти жить как можно дальше вгоры. Там он употреблял в пищу только растения, изза чего заболел водянкой. Занявшись самолечением, он нашел бычий хлев, чтобы с помощью «горящего» навоза избавиться от избытка влаги в организме. По другой версии, рабы, будто бы следуя его указаниям, намазали философа навозом, изза чего он прожил после этого только один день: Гераклита, не узнав, растерзали собаки.4.Пифагор с Самоса. Согласно легенде, Пифагор был сыном Гермеса и ему были переданы от отца все воспоминания о прошлых его рождениях. Душа философа, якобы, часто переходила от одного человека к другому, пока он не стал Пифагором. При этом Пифагор помнил всё, что происходило с ним, пока он был в телах разных людей. Пифагор жил не в одиночестве, у него была супруга Феано и дочь Дамо. Помимо дочери у Пифагора был сын Телавг, который продолжил все дела отца и даже стал учителем Эмпедокла.Имя Пифагора обросло мифами уже при его жизни. Один из них сообщает, что Пифагор, якобы, умел раздваиваться и при этом находиться в нескольких местах сразу. Другоймиф повествует о том, что в какойто период своей жизни Пифагор укрылся под землей и всю необходимую информацию получал от матери. Эти действия Пифагора таили тонкий расчет: хоть он и довел свой организм до полного истощения, но в народном собрании представил поразительные знания о подземных явлениях, после чего потрясенный народ признал его Богом.СмертьПифагора, как и конец многих других философов, овеяналегендой. Пифагорякобыпогиб изза нелепого своего нежелания бежать от разъяренных сограждан кратчайшим путем через бобовое поле, опасаясь вытоптать бобы. Огибая поле, он был схвачен.Погиб не только он сам, но и его ученики.5.Эмпедокл из Аграганта. Согласно преданию, он был не только философом, но еще врачом и волшебником. Вознося себя к Богам, Эмпедокл всегда представал перед народом в величественном обличие: в багрянице с золотым поясом, с лавровым венком на голове и с большой свитой. Он любил свободу и «питался» любовью народа. Как рассказывает один из мифов, сложившихся вокруг его имени, именно изза этого он не захотел садиться на царский престол. Философ приравнивал себя к Богам не зря: какуюто умершую женщину он смог вернуть к жизни после того, как та 30 дней пролежала без какихлибо признаков жизни.Написанную им поэму «О природе», Эмпедокл посвятил своему возлюбленному Павсанию. Известно несколько легенд о смерти философа. Одна из них о том, что после торжественного вечера появился небесный свет, по которому он взлетел в небо. Согласно второй он бросился в вулкан Этна. Третья гласит, чтоЭмпедокл отправился на Пелопоннес и там умер.6.Демокрит из Абдер. Демокрит был знаменит как Смеющийся философ, так как жизнь человека казалась ему смехотворно глупой. Имя его не обошли стороной мифы. Согласно одному из них, Демокрит был учеником колдунов. Демокрит был поразительно прозорлив: мог определять по внешнему состоянию человека, что было с ним прошлым днем.Демокрит любил путешествовать и всю свою жизнь много путешествовал. Посетив Индию, он общался с гимнософистами индийскими философами.Демокрит очень быстро растратил всё наследство, переданное ему от отца и все последующие года жил в бедности, хотя был трудолюбив. Демокрит часто проводил время один в беседке в саду.Согласно преданию, он обладал прекрасной речью, которой завоевал уважение народа. Будто бы, Демокрит не один раз привлекался к суду.Находясь в пожилом возрасте, Демокрит был очень болен и знал, что скоро умрет. Как гласит предание, он не хотел умирать в период празднования Фесмофория, именно поэтому при помощи запаха теплого хлеба, который ему приносили регулярно, прожил еще 3 дня до своей кончины. Всего, согласно непроверенным сведениям, он прожил более 100 лет и был удостоен похорон за счет государства.7.Анаксагор из Клазомен. Предание представляет нам Анаксагора сторонним наблюдателем, который был отдален от земных дел. Он видел счастье в научной деятельности. Для него такие вещи как богатство и власть были не важны. По одному из свидетельств, Анаксагор изКлазомен был человеком, который полностью посвятил себя научным изысканиям в области математики и астрономии.О жизни и деятельности Анаксагора ходит немало легенд, например, легенда о предсказании им падения метеорита приблизительно в 466 г. до н.э. Блестяще владея математикой, он мог применять имеющиеся знания в любых ситуациях. Когда Анаксагор находился в тюрьме по стандартному для того времени обвинению в непочитании богов, почитаемых всеми, он решал математические задачи, придумывал «новые технологии» создания декораций и «спецэффектов» для театральных постановок.Какие выводы позволяет сделать обращение к легендам о жизни некоторых ранних античных философов?В тех образах древних философов, которые сложились у их современников, слились воедино реальность и миф, вполне здравобудничное и чудесное. Это не мешает различать под легендарной оболочкой мудрецовнеотмирасего реальных людей, обычных граждан, людей деловых и практичных. Да, порою они могли себя очень экзотично подавать, как, например, Пифагор и Эмпедокл. Но несмотря на весь тот «троллинг», которому античныефилософы порой подвергали окружающих, они не находились в стороне от забот своего времени, занимались не исключительно наукой и философией, но сочетали эти занятия с «общественной нагрузкой», то есть отдавали известную дань заботе о хлебе насущном и гражданским обязанностям: политике, законотворчеству, судебным тяжбам и т.д. И современники это ценили. Исключениями тут выступают, пожалуй, легендарный жрецпевец Орфей, мизантроп Гераклит и «небожитель» Анаксагор персонажи достаточно маргинальные, чтобы выводить из них типический образ Философа. Орфей персонаж, скорее, мифа, чем реальной истории. Гераклит аристократ, потомок царского рода, озлобившийся на «охлос» во время социальных потрясений. Ничего чудесного. Остается один Анаксагор действительно странный и необычный для того времени социальный тип интеллектуала, своего рода «свободный художник», «служитель муз», чистый дух.Что за нужда заставила Платона, а за ним Аристотеля, противореча всей древней традиции, создавать положительный идеал философа«небожителя», чистого субъекта духа, сторонящегося практической стороны жизни, и идеал философии как своего рода «искусства для искусства»?У И.Д. Рожанского эта метаморфоза объясняется необходимостью для Платона противопоставить выхолощенному и циничному практицизму «софистов» идеал совсем другой углубленной в себя вдумчивой теоретической работы и носителя этого идеала философа, подобного Анаксагору. Для обоснования такого идеала с помощью древнего и бесспорного авторитета пришлось идти на явное искажение образа Фалеса Милетского [6, с. 36].Нам кажется, что такое странное восприятие философа и философии питаемо из более древнего источника мифа об Орфее, а Платон (как, позднее, К. Юнг) был очень склонен использовать мифы то ли как средства делать наглядными свои доктрины, то ли сами доктрины заимствовать из мифов.В мифе об Орфее философ = «певец», служитель Муз. Но «поет» он о первых началах поет страстно, «уходя» в свое «пение», живя им. Разглядеть эти начала можно умозрением, то есть «умным зрением», которое, случается, противоречит житейскому здравому смыслу. Вот это противоречие житейскому здравому смыслу, когда оно приводило к успеху (случай Фалеса, глазевшего на звезды вместо того, чтобы смотреть на дорогу, чудесное «предсказание» им затменияи т.д.), казалось современникам чудесным и необъяснимым, что заставляло окутывать имя мудреца в покровы легенды. Эти же покровы падали и на его занятие «любомудрие», то есть философию. Платон и Аристотель в соответствии с орфическим мифом лишь доводят странность занятий любомудра и сам образ философа до предела, «очищают» интересы философа от всего житейского, обыденного, практического, банального. И получается образ «небожителя», бескорыстного жреца истины. Среди философов такие типы встречались, хотя, в чистом виде нечасто (тот же Анаксагор выглядит среди своих философствующих современников белой вороной).Тема взаимной зависимости образа жизни философа и «философских занятий» в литературе постоянно поднимается, в том числе и в формате «легенды о философе». Из недавних публикаций подобного рода можно отметить статью Попова С.И. «Должен ли философ заниматься политикой» [8]. Автор, ссылаясь на «опыт сознания» (то есть на работу самой «фабрики» умного зрения) делает вывод о приоритете «отстранения» от жизни по отношению к «вовлечению» в жизнь не только в узко понимаемой философской деятельности, но и во всем образе жизни занимающегося этой деятельностью и даже каждого заботящегося о своей душе вообще [8, с. 87]. Платонизм здесь легко узнаваем.
Образ философа у Платона оказался мифологизированным, и этот миф о «небожителе» широко распространен. Проверять мифы насоответствие реальности непродуктивно: если человек склонен доверять мифу, опровергнуть его может только другой миф. Рискнем, однако, предположить, что адекватный вид указанный миф обретает в античности достаточно поздно, когда философия становится профессией в ряду других профессий. Этот же миф можно узнать уже не в древней философии, а в современной науке. Имеется в виду образ ученогопрофессионала, ничем, кроме своей науки, не интересующегося, иными словами, образ усеченногоума (неважно, «физик» это или «лирик»). Ранние античные философы такими не были.
Ссылки на источники1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. 2е изд. М.: Мысль, 1986. 571 с. 2.Фрагменты ранних греческих философов[Текст] / сост. А.В. Лебедев. Ч. 1. М.: Наука, 1989. 576 с.3.Чайковский, Ю.В. Лекции о доплатоновом знании [Текст] / Ю.В. Чайковский. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 483 с.4.Платон. Теэтет [Текст] // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. С. 192274.5.Чайковский, Ю.В. Что же он умел, первый философ? [Текст] / Ю.В. Чайковский // Знание сила. 1996. № 1. С. 7279.6.Рожанский, И.Д. Эволюция образа ученого в Древней Греции [Текст] / И.Д. Рожанский // Вопросы истории естествознания и техники. 1980. № 1. С. 3037.7.Платон. Гиппий больший [Текст] // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. С. 386417.8.Попов, С.И. Должен ли философ заниматься «политикой» (на примерах Фалеса Милетского и Сократа Афинского) [Текст] / С.И. Попов // Социогуманитарный вестник. №2(11). Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2013. С. 8187.