Особенности работы с иностранными словами в аспекте формирования ведущих компетенций начального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голованева М. А., Чулкова А. В. Особенности работы с иностранными словами в аспекте формирования ведущих компетенций начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1126–1130. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86244.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования у младших школьников ключевых компетентностей на основе изучения иностранных слов. Авторами анализируется система работы, предусмотренная учебно-методическим комплексом «Школа России», по расширению у обучающихся знаний о заимствованиях, а также предлагаются эффективные формы работы по привитию и закреплению соответствующих знаний, умений, навыков, обозначенных Федеральным государственным стандартом образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент Астраханского государственного университета, Астраханьyarrow@inbox.ru

Чулкова Ангелина Васильевна,студент Астраханского государственного университета, Астрахань79272810668@mail.ru

Особенности работы с иностранными словами

в аспекте формирования ведущих компетенций начального образования

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования у младших школьников ключевых компетентностей на основе изучения иностранных слов. Авторами анализируется система работы, предусмотренная учебнометодическим комплексом «Школа России», по расширению у обучающихся знаний о заимствованиях, а также предлагаются эффективные формы работы по привитию и закреплению соответствующих знаний, умений, навыков, обозначенных Федеральным государственным стандартом образования.Ключевые слова:коммуникативнаякомпетенция, информационная компетенция, компетенция разрешения учебных проблем, иностранные слова,универсальные учебные действия.

Современные образовательные условия диктуют новые требования к формированию личности выпускника образовательного учреждения. Помимо задач, связанных с формированием знаний, умений, навыков определённого достаточно высокого уровня, к процессу обучения выдвигаются ещё и требования общекультурного лингвистического развития, привития стойкого интереса к языку. Специфические явления его изменения, в том числе явление неологизации, в границах которого происходит пополнение языка заимствованными словами, способны выступать теми зонами, исследование которых обусловит неформальное отношение учащихся к учебной работе, их живой интерес к языку.Наше обращение к вопросу изучения заимствованныхслов на начальной ступени образования обусловлено несколькими факторами. Вопервых, современное языковое пространство наполнено заимствованными словами и постоянно происходит пополнение этого лексического пласта, о чём учащиеся должны иметь представление уже на первой ступени обучения в школе.Вовторых, к умению учителя осуществлять лексическую работу предъявляются особые требования ввиду ключевой роли лексического запаса учащегося в процессе развития его речи. Кроме того, принцип поликультурности, требующий повышенного внимания к заимствованной лексике,положен в основу функционирования многих программ и УМК начальной школы, в частности, в основу работы УМК «Школа России» [1]. Учителем, работающим в поле действия данного УМК, избираемые педагогические технологии, методы и приёмы с неизменностью ориентируются на ключевые компетенции:коммуникативную, информационную, компетенцию разрешения учебных проблем.Формирование коммуникативной компетенциисопряжено не только с навыками выражения мыслей на письме, но и с навыками устной речи: умением построениядиалогов, монологов, умением выдвижения тезиса, приведения аргументации, умением переводаписьменной речи в устную. Анализ свидетельствует, что учебник данного УМК в достаточно высокой степени обеспечивает реализацию достижения указанной компетенции. Например, в упражнениях учебника для второго класса предложены задания, формирующие не только орфографические умения в отношении слов типа туфля, инструмент, статуя, но изадания, акцентирующие внимание учащихся на орфоэпических нормах их произношения: «Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли эти слова», упр. 106[2].Считаем, что эффективность подобной работы достаточно высока. Усилить её позиции можно с помощью систематического обращения к приведённым приёмам, постоянной практики их совмещения.Формированию информационной компетенциислужит ряд иных упражнений. Например, в учебнике 4 класса (упр. 63) традиционная работа по словарю с иностранными словами представлена с частичным поисковым заданием: «Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение»[3]. Кроме того, далее в этом же упражнении имеется ссылка на словарь иностранных слов в учебнике.Это не только сокращает временные затраты, но и убеждает учащегося в информационной целостности и достоверности представленной в учебном материале лексики.Представляется, что систематичность работы со словарями учебника, а также с иными школьными (адаптированными) словарями имеет бесспорную ценность приобщения к «открытому» пространству языка, его резервов. Некоторая свобода в использовании словарей не школьных, а академических, безусловно, придаст лексической, орфоэпической, орфографической работе с заимствованиями больший вес и эффективность. Словарная работа в начальной школе традиционно ведётся в орфоэпическом, орфографическом и лексикосемантическом аспектах. И если первые два направления практически всегда отрабатываются по определённой схеме, то последний аспект предоставляет учителю огромный выбор действий.Данное направление достаточно часто демонстрируется в УМК «Школа России».Особый интерес в учебниках УМК «Школа России» представляет рубрика «Для любознательных», в которой подробно и в достаточном для учащихся объеме представлена информация этимологического типа. Информация данной рубрики продумана с учетом возрастных особенностей и степени широты лексического запаса учащихся.И.В. Пронина подчёркивает: «Этимологический анализ –эффективный приём обогащения словаря учащихся. Этот приём может служить прекрасным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к научной и общественнополитической терминологии. Термины относятся к числу наиболее трудных для понимания слов, причиной чему служит их абстрактное значение. При конкретности детского мышления очень важно поставить отвлечённое слово на прочный фундамент предметного представления»[4].Следовательно, работа по семантизации заимствованных слов с большой эффективностью может опираться на упражнения этимологического характера, что разнообразит учебную деятельность и придаст ей необходимую научную глубину и содержательность.Информационная и коммуникативная компетентность являются ключевыми в начальной школе, однакостоит помнить, что ведущим принципом обучения по ФГОС выступает проблемность изложения учебных целей, задач и подачи материала. В связи с этим рассмотрим ряд упражнений по развитию компетентности разрешения учебных проблему младшего школьника.Принцип проблемностипроявляется на нескольких уровнях. Учащиеся развивают не только умение репродуктивно воспроизводить данный в учебнике материал об иностранных словах, появившихся в нашей речи совсем недавно, что наблюдается в учебнике, например, 4 класса на С. 70, но и знакомятся со словами, имеющими непосредственное отношение к учебному предмету и решаемымучебным задачам –о происхождении слов: диалог, монолог, что изложено в учебнике 4 класса на С. 11.Ориентация комплекса на принцип поликультурности, о которомбыло сказано ранее,не означает перенасыщение учебного материала словами иностранного происхождения. Кроме того,механизмами развития личности учащегосяв образовательном учреждении являются не только приемы запоминания, мышления, активизации внимания, актуальное значение приобретают и новые формы работы. Традиционные формы работы в основном являются репродуктивными и предполагают лишь воспроизведение материала. Этого,естественно,недостаточно.Поэтому особенно отметим, что в упражнениях такого типа часто встречаются задания на поиск синонимов и антонимов русского языка, например, в учебнике 4 класса на С. 55.Задания носят двухуровневый характер. Кроме поиска информации, вупражнениисодержится дополнительное, более узконаправленное задание на нахождение значения слова, его происхождения, синонимов или антонимов (упр.51в учебнике 4 класса).Результативность формирования компетенций достигается путем включения в учебное задание нескольких типов работы, что означает целевую остановку на формирование сразу нескольких компетенций. Так, например, в упражнении 61 в учебнике 2 класса помимо информационной функции, явное внимание уделено коммуникативным навыкам учащихся, их общей осведомленности (в задании необходимо выделить устаревшие и новые слова).Проблемность и информационное разнообразие материаладостигается включениемсведений, необходимыхв повседневной жизни и формирующихобщую осведомленность о реалиях. Например, задания типа «Опроисхождении русских фамилий» (учебник 2 класса, С. 56), которые не являются в полной мере только учебными, несут и воспитательную функцию.Практически все виды компетенций, формируемых в начальной школе, присутствуют в рубрике «Наши проекты».Она включает и большинство учебных приемов: анализ, синтез, систематизациюматериала, осуществляет связь с повседневной жизнью.Словарная работа в начальной школе традиционно ведётся в орфоэпическом, орфографическом и лексикосемантическом аспектах. И если первые два направления практически всегда отрабатываются по определённой схеме, то последний аспект предоставляет учителю огромный выбор действий.Данное направление достаточно часто демонстрируется в УМК «Школа России».Результативность работы по овладению компетенциями требует систематической деятельности как учителя, так и учащихся. Выполнение упражнений должно обязательно сопровождаться комментарием учителя с указанием ссылок на справочную литературу и обоснованием цели включения данного упражнения в реализуемое учебное пособие.Формирование компетенций в ходе образования невозможно без развития универсальных учебных действий, необходимыхдля успешного усвоения учебного материал и для общего социального и культурного развития личности учащегося начальной школы. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия (далее УУД) демонстрируются в ходе выполнения упоминаемых ранее упражнений (Табл.1).

Таблица 1Формирование универсальных учебных действий в ходе работы с иностранными словами в начальной школе в рамках УМК «Школа России»

Современное образовательное пространстворасполагает несколькими учебниками русского языкадля начальной школы. Положительной стороной учебника Т.Г. Рамзаевойможно считать большое количество упражнений, рассматривающих непроверяемые слова. Присутствуют загадки, содержащие слова с непроверяемымибуквами, кроссворды, помогающие запомнить различные орфограммы, и другие мнемонические приёмы. В учебнике содержатся некоторые хорошие текстыдля закрепления правописания «трудных»иностранных слов, однако их весьма мало. В УУДКритерии

Форма работы с иностранными словами1Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя.Цель каждого упражнения определяется учеником самостоятельно с помощью четко сформулированного учебного задания (например:«Прочитайте слова,заимствованные их других языков», «Прочитайте слова друг другу по очереди»).2Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.Определяет план выполнения заданий с помощью учителя.Практически все задания выполняются по заранее заданному алгоритму.3Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.Может использовать в своей деятельности простейшие приборы.Некоторые упражнения требуют от учащихся начертить таблицу, распределить слова по группам, что предполагает использование вспомогательных приборов.4Оценивать результаты своей работы.Умеет объективно оценивать свою работу и соотносить с готовым результатом.Вупражнениях имеются ссылки на толковый и этимологические словари учебника, на рубрику «Для любознательных».5Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.Умеет ориентироваться в учебнике.Вупражнениях имеются ссылки на толковый и этимологическийсловари учебника, на рубрику «Для любознательных» с указанием страниц.6Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию в учебнике.7Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное.Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки).Упражнения содержат задания на сравнения («Какое слово самое молодое», «Какие слова вы знаете»).8Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.Задания на группировку слов носят в основном репродуктивный характер, то есть группы уже представлены, нужно произвести анализ.учебнике не приводятся этимологические справки к словам заимствованного происхождения.В учебном пособииМ.Л. Закожурниковой и В.А. Кустарёвойтакжене используется этимологический материал при работе с заимствованиями.Попытку углубить материал упражнений этого учебника, обратить внимание детей на значение слов предприняла Т.И. Куропаткина, создав для школьников рабочие тетради «Комментарии к упражнениям по русскому языку»для 2 и3 класса, каждая в 2х частях. Т.И. Куропаткина предложила включатьэтимологическую справку к словам. Предмет, о котором идёт речь, изображён здесь же. Возможность раскрасить картинку и подписать название предметанаправлена на активизацию самых разных видов памяти: зрительной, двигательной, образной, эмоциональной. Это очень интересный приём, который можно использовать именно в младшем школьном возрасте и который позволяет задержать внимание ребёнка на слове, и, может быть, помогает ему чуть дольше поразмышлять о причинах его современного значения и написания.В практической работе нами был использован также родственный приём анимации: раскрашивание картинки производилось учащимися на специальных плотных листах с тем, чтобы затем картинку можно было разрезать в определённых зонах, доклеивать необходимые детали для создания объёмного изображения, элементы которого могли бы двигаться. Реализация учащимися творческих и практических навыков, включая двигательную активность кисти руки, способствуют процессу восприятия и усвоения наилучшим образом.В УМК «Школа России» материал, касающийся этимологии слов,представлен в большом объеме, но соответствующемпрограммному содержанию и учебным задачам. УМК не требует привлечения дополнительных ресурсов. Словари, справочники, справки и комментарии даны непосредственно в учебнике, что служит оптимизации не только выполнениядомашних заданий, но и в очередной раз доказывает факт реализации в УМК принципа комплексности и системностиучебника, призванного для работы в условиях ФГОС.Таким образом, произведённый анализ показал высокую степень пригодности учебника из УМК «Школа России» для решения проблем формирования у младших школьников ключевых компетентностей на основе изучения иностранных слов. Система работы, предусмотренная данным учебнометодическим комплексом, по расширению у обучающихся знаний о заимствованиях, весьма продуктивна. Нами предложены в статье некоторые эффективные формы работы по привитию и закреплению соответствующих знаний, умений, навыков в этой области, обозначенных Федеральным государственным стандартом образования.

Ссылки на источники1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции —новая парадигма результата современного образования // Интернетжурнал «Эйдос». –2006. –URL: Http://www.eidos.ru/iournal.–[Дата обращения 01.02.2016].2.КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.Русскийязык:учебник,2класс.–М.: Просвещение. –2013.–144 с.3.КанакинаВ.П.,ГорецкийВ.Г.Русскийязык:учебник,4класс.–М.: Просвещение. –2015.–156 с.4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции —новая парадигма результата современного образования // Интернетжурнал «Эйдос». –2006. –URL:Http://www.eidos.ru/iournal. – [Дата обращения 01.02.2016].