Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лукьянова М. С. Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1146–1150. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86248.htm.
Аннотация. В статье раскрыто содержание профессиональной направленности личности, компоненты профессиональной деятельности студента, а также их влияние на уровень тревожности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лукьянова Мария Сергеевна,

магистрант кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психологопедагогических технологий ФГБОУ ГОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева», г. Орелlysakm@list.ru

Научный руководитель –Мануйлова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психологопедагогических технологий ФГБОУ ГОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева», г. Орел

Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов

Аннотация.В статье раскрыто содержание профессиональной направленности личности, компоненты профессиональной деятельности студента, а так же ихвлияние на уровень тревожности. Ключевые слова:направленность личности, профессиональная направленность, тревожность, ранняя юность, студенты.

Вопросы личностного развития студента в ситуации формирования его готовности к будущей профессии являются ключевыми в образовательной деятельности современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, оформляются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные приемы и способы деятельности, поведения и общения, формируются четкие практические установки на будущий род деятельности.Поступая в институт, молодые люди часто имеют смутные представления о выбранной ими профессии, плохо информированы о конкретных требованиях, которые будут предъявляться к ним как специалистам. Когда в процессе обучения появляется первое реальное знание о профессии, молодой человек начинает примерять его на себя, сопоставлять со своими желаниями и, главное, возможностями. Процесс становления профессиональной направленности личности тесно связан с ее эмоциональной сферой. С одной стороны, положительные эмоции повышают эффективность профессионального самоопределения. С другой, степень развитости профессиональной направленности личности будет определять приоритет тех или иных эмоциональных состояний. Анализ литературы показывает, что исследованию профессиональной направленности и самоопределения в настоящее время отводится достаточно большое внимание. Однако работ, посвященных характеру взаимосвязи профессиональной направленности и эмоционального состояния юношей, на сегодняшний день нет. В связи с этим целью нашей работы стало изучение профессиональной направленности личности у студентов с различным уровнем тревожности..В том, какое место себе отводит человек в мире, какой жизненный путь он наметил, какие цели реализует на протяжении своей жизни, проявляется направленность его личности [1].Различают общую направленностьличности и профессиональную направленность.Профессиональная направленность личности –это целая система движущих человеком устойчивых мотивов и эмоционально ценностных отношений. Она определяет его тип мышления, склонности, потребности и желания, интересы.Специфика становления профессиональной направленности личности заключается в следующих особенностях:•в интересе, проявляющемся к профессиональной сфере и в профессиональной сфере;•в отношении к профессиональной деятельности в целом, к конкретной профессии, а также к процессу профессионализации;•в характере и содержании профессиональных представлений, включающих представления о профессиональной деятельности в целом, о конкретных профессиях и о себе, как потенциальном или актуальном представителе определенной профессии.В наиболее общем виде профессиональная направленность определяется как избирательноположительное отношение к определенной профессии или роду профессиональной деятельности [2].Э. Зеер определяет профессиональную направленность как одну из важнейших характеристик личности. Профессиональная направленность, по его мнению, представляет собой систему эмоционально ценностных отношений, задающих соответственно их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к ихутверждению в профессиональной деятельности [3].Образ профессии начинает формироваться у личности еще в дошкольном возрасте в процессе различных сюжетноролевых игр, в это же время возникают интересы, склонности к игровой, учебной и трудовой деятельности. Но образ профессиональной деятельности формируется именно в период профессионального обучения, расширяясь затем в различных аспектах в процессе реализации самой профессиональной деятельности [4].В юношеском возрасте оченьважной для молодого человека становится проблема выбора профессии, мотивация этого выбора, способы самореализации и саморазвития личности в профессиональной деятельности, так как именно в этом возрасте он максимально стремится к раскрытию своей индивидуальности [5].Специфика профессиональной направленности в студенческом возрасте проявляется в том, что она выступает как новообразование и формируется в особой, не присущей студентам ранее, деятельности, характеризуется устойчивостью / неустойчивостью, доминированием общественных / узколичных мотивов, далекой / близкой перспективой.Показателями уровня развития и сформированности у студентов профессиональной направленности служат её компоненты, к которым относятся:•мотивы (учебной и профессиональной деятельности);•направленность личности (на себя, на дело, на общение);•эмоциональная направленность (альтруистическая, коммуникативная, романтическую, гностическая, эстетическая, гедонистическая);•направленность на различные виды профессиональной деятельности (практическую, исследовательскую, педагогическую);•ценности профессиональной деятельности [3].Становление профессиональной направленности сопровождается широким спектром противоречивых эмоциональных переживаний студента.С одной стороны, чувством эйфории. Оно проявляется в еще детском идеализме, вере в собственное всемогущество, ощущении буйства чувств и энергии. Молодой человек радуется, что перед ним открыто много путей и дорог. С другой, повышенной эмоциональной напряженностью. Эмоциональная напряженность зачастую сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности.Тревожность во многом обуславливает поведение студента. Существует определённый уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение студента к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности [6].Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти студенческий этап в жизни человека, сформировать правильный образ выбранной профессии, снизить профессиональную направленность. Тревожность может быть ситуативной (состояние, устойчивое для конкретных ситуаций: экзамены, разговор с куратором)и личностной (тревожность как черта личности человека).Для изучения специфики взаимосвязи между уровнями тревожности и отдельными компонентами профессиональной направленности личности студентов был проведен эксперимент. В нем приняло участие двадцать первокурсников и двадцать студентов старших курсов факультета документоведения и педагогического образования, обучающихся по направлениям подготовки «педагогическое образование» и «психологопедагогическое образование».Данное исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение 2014 –2015 учебного года.Обобщение результатов по проблеме исследования, полученных экспериментальным путем, позволило нам сделать следующие выводы.Таблица 1Сравнительные данные уровня ситуативной и личностной тревожности студентов первых и старших курсов

ПоказателиуровнятревожностиСитуативная тревожностьКолво чел. (%)Личностная тревожностьКолво чел. (%)IСтаршиеIСтаршиеОчень высокая тревожность0000Высокая тревожность5055Средняя тревожность35356545Низкая тревожность55502525Очень низкая тревожность515525

Высокий уровень и ситуативной, и личностной тревожности отсутствует у всех студентов. Показатели среднего уровня ситуативной и высокого и низкого уровня личностной тревожности не меняются от первых к старшим курсам.Данную ситуацию эмоционального состояния студентов можно охарактеризовать как благополучную в статике (показатели первых и старших курсов) и в динамике (изменение показателей от первого к старшему курсу).Уменьшение числа студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности дает нам основание предположить успешное протеканиепроцесса адаптации к новой социальной ситуации. При соотнесении уровня тревожности и степени удовлетворенности базовых потребностей студентов первогокурса, мы можем констатировать, что при снижении уровня ситуативной и личностной тревожности увеличивается количество студентов с полностью удовлетворенными потребностями [см. диагр.1].

Диаграмма 1Соотношение уровня тревожности и степени удовлетворенности базовых потребностей студентов первых курсов

У студентов с высоким уровнем тревожности потребности либо частично удовлетворены, либо полностью не удовлетворены. У студентов с очень низким уровнем тревожности потребности либо полностью, либо частично удовлетворены.Диаграмма 2Соотношение уровня тревожности и степени удовлетворенности базовыхпотребностей студентов старших курсов

У студентов старших курсов ярко выраженной взаимосвязи между уровнем тревожности и степенью удовлетворения потребностей не выявлено.У студентов с высоким и очень низким уровнем тревожности потребности удовлетворены частично. Независимо от уровня тревожности полностью неудовлетворенными являются потребность в самореализации и в уважении со стороны окружающих у всех старшекурсников.Таблица 2Соотношение уровня тревожности и направленности личности студентов первых и старших курсов

№ п/пВиды тревожностиСит/ЛичНаправленность личностиЯ

ОДЯДОДЯОРазнIСтIСтIСтIСтIСтIСтIСт1Выс/ Сред







5

2Сред/ Выс.5







5

3Сред/ сред.

10105

555



10

4Сред/ Низ.



55





5Низк/ сред.

20

105

5

5

56Низк/ Низ.

1055

55



57Низ/Очень низ

5

10

5



8Очень низ/ сред







5

9Очень низ/ низ

5







10.Оч.низ / Оч. Низ







55Всего5204010152510151000152015Спектр соотношения направленности личности с уровнями тревожности у студентов первого и старших курсов достаточно широкий (от высокого уровня до очень низкого уровня ситуативной и личностной тревожности), поэтому об устойчивой взаимосвязи между ними говорить нельзя. Можно предположить, что направленность на себя повышает уровень личностной тревожности у студентов, т.к. студенты первого курса с высоким уровнем личностной тревожности имеют направленность на себя, а студенты старших курсов с данной тревожностью являются двунаправленными личностями (направлены на себя и общение).Диаграмма 3 Соотношение степени выраженности интереса к предметам и уровня тревожности у студентов первых курсов

05101520253035404550556065707580859095100Выс/СредСред/ ВысСред/ средСред/ Низ.Низк/ средНиз/низОч.низ / Оч. Низ (1)Уровень тревожностиСтепень выраженности интереса + ++ =Соотношение уровня тревожности и степени выраженности познавательных интересов показывает, что взаимосвязь этими показателями у студентов первого курса имеет место. У первокурсников с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности не наблюдается ярко выраженного интереса к какимлибо предметам. При этом данные студенты демонстрируют высшую степень отрицания к предметам, необходимым для поступления в ВУЗ (математика, биология). При снижении уровня тревожности количество предметов, к которым студентыдемонстрируют ярко выраженный интерес, увеличивается. Студенты с очень низким уровнем ситуативной и личностной тревожности не имеют высшей степени отрицания по отношению к какимлибо предметам.Диаграмма 4Соотношение степени выраженности интереса к предметам и уровня тревожности у студентов старших курсов.

Устойчивая связь между уровнями тревожности и степенью интереса к предметам у старшекурсников отсутствует. У студентов старших курсов с высоким, средним и низким уровнем личностной тревожности ярко выраженного интереса к каким –либо предметам не наблюдается.Студенты с низким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности демонстрируют выраженный, ярко выраженный интерес, а так же высшую степень отрицания по отношению к отдельным предметам. Т.е. разброс показателей достаточно большой.Программа формирования профессиональной направленности студента ВУЗа должна включать в себя три составляющие:а) психологическую помощь первокурсникам при осмыслении ими перспектив своего профессиональногоразвития, уточнении представлений о профессии, осознании мотивов выбора профессии;б) психологическую поддержку, направленную на осознание профессиональных намерений, уточнение образа профессионала, осмысление критериев и факторов успешности профессиональной деятельности, построение профессиональных планов в период прохождения ими практик;05101520253035404550556065707580859095100Уровень тревожностиСтепень выраженности интереса + ++ =в) содействие старшекурсникам в осуществлении ими выбора конкретной сферы психологической деятельности, в прогнозировании индивидуальной траектории профессионального развития на последующих этапах профессиогенеза.Эмоциональная увлеченность профессией является основным механизмом профессионализации на начальном этапе обучения в вузе. В эмоционально привлекательной профессиональной деятельности может быть реализован ряд потребностей субъекта, социальных, экономических, личностных, которые способствуют становлению выполнения данной деятельности мотивированной, в результате чего профессиональная направленность будет более устойчивой.В связи с этим мы выделяем ряд рекомендаций для преподавателей ВУЗов по формированию эмоциональной заинтересованности в будущей профессии:1.Профессиональная деятельность педагогов должна быть доступна для наблюдения, иметь выраженный эмоциональный характер, чтобы затронуть чувства студента и стать социальнозначимой, привлекательной, престижной для него.

2.Необходимо создание здорового, благоприятного психологического климата в группе студентов, посредством бесед, тренингов, классных часов:3.Индивидуальные беседы по вопросам профориентации, взаимодействия в коллективе и др. Ведь дружеское общение одна из важных нравственных потребностей личности в юношеском возрасте. Общение с сокурсниками оказывает эмоциональное сильное влияние на студентов.4.Понятное и доступное объяснение педагога, четкий показ приемов выполнения операций, посильность задания позволяет студентам успешно овладвать специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях, имеет важное значение для их хорошего психического и эмоционального состояния.5.Реализация теоретических знаний на практике (посещение школ, детских садов, знакомство с профессионалами, целенаправленные экскурсии, решение психологопедагогических задач) помогает преподавателю воспитывать интерес к профессии.

Ссылки на источники1.Матвеева Л.Г. Профессиональная направленность личности [Электронный ресурс]. –2009. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4152. –Дата доступа: 15.03. 2015.2.Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / B.C. Мерлин / под ред. Е.А. Климова. М.: Издательство Московского психологосоциального института. 2005. С. 256. 3.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2007. 336 с. 4.Мусалаева, А.Р. Особенности формирования профессиональной направленности психологов в период вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук / А.Р. Мусалаева; Ставрополь, 2005. 228 c. 5.Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. М.: Аспект пресс, 2008. 95 с.6.Изард К. Э. Психология эмоций. —СПб.: Питер, 2009. —464 с.