Взаимосвязь налогового планирования и управленческого учета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николашина А. В. Взаимосвязь налогового планирования и управленческого учета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1166–1170. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86252.htm.
Аннотация. В статье исследовано понятие «налоговое планирование» с позиции различных авторов. Установлена взаимосвязь налогового планирования с управленческим учетом на разных уровнях управления. Рассмотрены элементы учетной политики для целей управленческого учета, с помощью которых организация способна оптимизировать налоговые платежи. Разработан налоговый бюджет, необходимый для правильного ведения налогового планирования в организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николашина Алена Владимировна,Студентка4 курса,Калужский филиал ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»,г.Калугаal.nikolashina94@mail.ru

Взаимосвязь налогового планирования и управленческого учета

Аннотация.В статье исследовано понятие «налоговое планирование» с позиции различных авторов. Установленавзаимосвязь налогового планирования с управленческим учетомна разных уровнях управления. Рассмотреныэлементы учетной политикидля целей управленческого учета, с помощью которых организация способнаоптимизировать налоговые платежи. Разработан налоговый бюджет, необходимый для правильного ведения налогового планирования в организации. Ключевые слова: налоговое планирование, налоговые платежи, оптимизация, управленческий учет, учетная политика для целей управленческого учета, налоговый бюджет, управление налоговым планированием.

В настоящее время любая организация, на которой лежит бремя уплаты налоговых платежей, сталкивается с тем, что ее деятельность не всегда приносит прибыль. В связи с этим возникает проблемаминимизации расходов, а именно минимизации налоговых платежей, величинакоторых занимает одно из первых мест среди комплекса задач по оптимизации общей величины расходов.

Появляется необходимость проведения комплекса мер, позволяющих целесообразно определить величину уплачиваемых налоговых платежей, снизить уровень ошибочно принятых налоговых решений, и, тем самым, избежать разного рода налоговых рисков.Такие решения следует относить к управленческим.Руководство многих хозяйствующих субъектов заинтересовано вприменении налогового планирования, так как от этого зависитэффективноефункционирование организации в целом.Однако необходимо учесть, что налоговое планирование является связующим элементом, имеющим немалое значение при проведении общеэкономического планирования организации, которыйвключает в себя многообразие связей различных инструментов управления, таких как бухгалтерский учет (финансовый, управленческий), налоговый учет, маркетинг, кадровая политика и т.п. Из этого следует, что налоговое планирование,как компонента общеэкономического планирования,находиться в прямом взаимодействии с управленческим инструментарием. Налоговое планирование должно занять ключевое место в менеджменте любой организации при принятии управленческих решений.В настоящее время термин «налоговое планирование», несмотря на свою популярность среди зарубежных компаний и проникновение в структуру отечественных организаций, какв зарубежной, так и в отечественной экономике не имеет единого научного определения. В России данное явление вызвано тем, что налоговое планирование находится на этапе эмпирического освоения накопленных фактических данных.

Исследования примененияналогового планирования в системе финансового менеджмента современных организаций находит отражение в трудах различных авторов, как зарубежных, так и отечественных.Среди зарубежныхисследователей наибольший интерес вызывают работы таких авторов, как Д. Кэмбелл,Дж. Пеппера,Д. Рассел,Д.Фридмани другими.Существенный вклад в развитие вопросов налогового планирования внесли отечественные ученые: ПогорлецкийА.И., Шевченко П.С., ГорбуноваО.Н., Александров И. М.,Вылкова Е.С.,Пепеляева С.Г., Большухина И.С.,Соловьева И.Н., Кашина В.А., Горбунова А.Р.и другие.

Авторы в своих работах дают различные дефиниции понятия «налоговое планирование», некоторые из них представлены в таблице 1.Таблица 1 Определения понятия «налоговое планирование»№АвторОпределения понятия «налоговое планирование»1231Вылкова Е.С.«это неотъемлемая часть управления его финансовохозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования» [1].2Шевченко П.С.«это организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства» [2].3Дж. Фридман«систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах.Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость —все это примеры налогового планирования» [3].4Дж. Пеппер«это искусство освобождать капитал от налогов» [2].Обратим внимание на то,что дефиниция понятия«налоговое планирование» с позиции отечественных и зарубежных авторов весьма отличается. Отечественные авторыв отличие от зарубежных, прежде всего, налоговое планирование выделяют с позиции легального снижения налогов, уплачиваемых организацией в бюджет.Однако налоговое планирование направлено не столько на снижение налоговых платежей, сколько на регулированиеи принятие эффективныхуправленческих решений. Занижение или оптимизация налоговых платежей не всегда удовлетворяет целям, поставленным стратегическим управленческим учетом. Опыт зарубежных компаний показал, что продуманное налоговое планирование способствует не только повышению уровня дохода компании, но и роста ее статуса в глазах государства, что немаловажно для дальнейшего развития. В нынешних условиях выделяют три основных вида налогового планирования, которые представлены на рисунке 1.

*Составлено автором

Рис.1. Виды налогового планирования

Организация сама выбирает, какой вид налогового планирования ей применять. Однако не стоит забывать о том, что каждый вид имеет определенные последствия. Особенно это касается противозаконного налогового планирования.Привыборе вида налогового планирования следует ориентироваться, прежде всего, на дальнейшую перспективу развития организации.Налоговое планирование, как и иная управленческая деятельность, выполняет операционные функции, функции контроля и собственно функции планирования.Каждая из данных функций выполняется на определенном уровне управления организацией. Так операционная функция, как самая важная, является функцией, выполняемой на оперативном, именуемым также текущем, уровне управления.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, каждая организация, являющаяся налогоплательщиком, обязана «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогахи сборах»[4]. Т.е. оперативный уровень управления носит обязательный характер.Функция контроля, в свою очередь, выполняется на тактическом уровне. Наданном уровненалоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля.А при помощи функции контроля налогового планирования производится специальная подготовка (планирование) контрактных типовыхсхем, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов. Сама же функция планирования выполняется на стратегическом уровне управления. Данный уровень подразумевает планирование деятельности и финансового состояния организации в долгосрочной перспективе.Кроме того, стратегический уровень управления включает в себя процесс разработки стратегических решенийпо снижению налогового бремени.Кроме того, при проведении налогового планирования важным условием является составление учетной политики для целей управленческого учета. Учетная политика для целей управленческого учета является ключевым инструментом управления организацией и включает в себя элементы, позволяющие законно оптимизировать налоговый портфель организации.

Различные элементы, отраженные в учетной политикедля целей управленческого учетаорганизации,устанавливают возможные варианты снижения налоговых платежей в соответствии с законодательством(таблица 2)[5].Таблица 2

Элементы, отраженные в учетной политикедля управленияналоговымивыплатами№

Элемент, отраженный в учетной политикеВыгодный вариант из допустимых законодательствомКомментарий[6]12341Методы калькулирование себестоимости продукцииМетодполногоучетазатратДанный вариант наиболее оптимален, так как при использовании метода полного учета затрат в себестоимость продукции включаются все фактически понесенные затраты на производство, как прямые так и косвенные.2Порядок учета и финансирования ремонта производственных основных средствЗатраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периодаВыбор данного варианта ведет к снижению налогооблагаемой базы за счет увеличения себестоимости.3Включение в состав расходов отчетного периода расходов на капитальные вложенияВложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно)Выбор данного варианта позволит увеличить состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.4Разделение расходовПрямые и косвенныеОтнесение большей части расходов к косвенным допускает их списание в статью в отчетном периоде, тем самым оптимизируя налог по прибыли. В текущем периоде иные расходы (прямые) учитывают только в части, относящейся к реализованной продукции.5Способ признания доходов и расходовМетод начисленийКассовый метод применяется только организациями, сумма выручки которых в течение четырех кварталов без учета НДС за каждый квартал не превышает одного миллиона рублей.В качестве основного метода, применяемого налогоплательщиками, главой 25 установлен метод начислений.12346Формирование резервовФормированиерезервов:1.посомнительнымдолгам;2.подобесценениеМПЗ;3.подобесценениефинансовыхвложений;4.наоплатуотпусков,резервнавыплатуежегодныхвознагражденийидр.Фирма имеет право создавать резервы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса. Порядок формирования резервов обуславливает их включение в состав расходов текущего периода. В таком случае, используя метод начислений, фирма имеет возможность равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода, что поможет сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.7ПорядокпризнаниярасходовРаспределениерасходовсучетомкорректировок,имеющихотношениекполучениюдоходовВ налоговом учете расходы, которые формируют себестоимость реализованных товаров, только при признании дохода от ихреализации будут участвовать в формировании объекта налогообложения. Это значит, что и датой признания таких расходов является дата получения дохода.*Составлено авторомКроме того, кстратегическому уровню планирования относится формирование налогового бюджета. Налоговый бюджет,предназначенныйдля внутрифирменного управления, представляет собой коммерческую тайну исоставляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год и т.д.).

Структура налогового бюджета зависит от множества факторов, таких как: размер организации; вид деятельности организации; режим налогообложения; имущество, находящееся в собственности организации; места осуществления деятельности и т.д.В крупных фирмах обычно составляются достаточно подробные бюджеты по каждому виду налогов.Это связано, прежде всего, с большим объемом информации. В малых и средних организациях составляется единый налоговый бюджет, который включает в себя все виды налогов, уплачиваемые организацией. Примером для разработки налогового бюджета малыми и среднимиорганизациями, применяющими основную систему налогообложения,может послужить бюджет, представленный в таблице 3.Таблица 3Налоговый бюджет за ___ квартал 20___г.(по налогам указана основная налоговая ставка)[6]№ п/пПоказательСправочная информация__ квартал 20__ г.__квартал 20__г., итогоОтклонение бюджета от фактического значенияНачисленные штраф, пени и т.д.Причины отклонений (начисленных санкций)Налоговая

базавзаимосвязь с документамимесяцмесяцмесяц12345678910111Валовая прибыльХХ





12345678910112Среднегодовая стоимость имуществаХХ





3ФОТХХ





4Налог на имущество, ставка в зависимости от места нахожденияСреднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложенияПрогнозный баланс





5Налог на прибыль, 20%Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложениюСводный налоговый регистр





6Транспортный налогМощность двигателя (л. с.)Технические паспорта автомобилей





7Земельный налогКадастровая стоимость земельного участкаСвидетельство о праве собственности





НДС, 18%8начисленныйРеализацияБюджет продаж, бюджет доходов и расходов





9к вычетуЗакупка материалов, товаровБюджет закупок





10к уплатеРеализацияБюджет продаж





Выплаты с ФОТ11Страховые взносы на обязательное социальное страхованиеВыплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданскоправовых договоровБюджет расходов на оплату труда





12Взносы в ПФР 22% ХХ





13Взносы в ФСС РФ 2,9% ХХ





123456789101114ФФОМС 5,1%ХХ





15НДФЛ, 13%Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетамиБюджет расходов на оплату труда





16Итого налоговых платежей (сумма строк)ХХ





17Налоговая нагрузка, % (стр.16/стр.1 * 100%)ХХ





*Составлено авторомНалоговый бюджет заполняется в соответствии с законодательством и определенными ставками налога. Изначально в бюджете отражаются планируемые суммы по уплате налоговых платежей. К концужеотчетного периода вносятся фактические данные по уплаченным суммам. При сравнении планируемых и фактических сумм уплаченных налогов выявляются отклонения и анализируются возможные причины данных отклонений. Кроме того, бюджет предусматривает строку, отражающуюсумму начисленных штрафов и пеней, причины которых также должны быть рассмотрены и проанализированы.Выявление отклонений и причин применяется для того, чтобы выявить возможные проблемы и устранить их в последующих периодах.В конечном итоге по данным налогового бюджета рассчитывается налоговая нагрузка. В соответствии с мировым опытом налогообложения оптимальный уровень налоговой нагрузки должен составлять не более 3040%.Однакодля достижения оптимального уровня налоговой нагрузкинеобходимо поддерживать и контролировать планируемыйуровень, чтотребует осуществления регулярных мероприятий по налоговому планированиюна оперативном и тактическом уровнях.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее времяуправление налоговымпланированиемявляется перспективным направлением, применение которого необходимодля хозяйствующих субъектов. В заключении стоит отметить, что идея работы заключалась в том, чтобы с теоретической и практической точек зрения доказать, чтоналоговое планирование представляет собой не только способ минимизации налоговых платежей, но и важный управленческий инструмент, требующий выполнения определенных мероприятий.

Ссылки на источники1.Вылкова Е.С. Налоговое планирование: теория и практика: учебник для вузов / Серия: Бакалавр. Углубленный курс./ 2е изд. переработанное и дополненное М.: Издательство Юрайт, 2014. –660 с. 2.Справочная система «Теория и практика финансового учета»–URL: www.gaap.ru –[Дата обращения 29.11.2015].3.Официальный сайт журнала «Аудит и финансовый анализ»–URL: www.auditfin.com/ – [Дата обращения 09.12.2015].4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный законот 31.07.1998г. № 146ФЗ(ред. от 13.07.2015).

5.Мантуленко В. В. Роль учетной политики в системе управленческого учета // Молодой ученый. —2014. —№ 15(сентябрь). —С. 177180.6.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный законот 05.08.2000 г. № 117ФЗ (ред. от 28.11.2015).

7.Официальный сайт Федеральной налоговойслужбы

URL:https://www.nalog.ru/rn77/yul/organization_pays_taxes/land_tax/–[Дата обращения 09.12.2015].