Потребление алкогольных энергетических напитков среди учащейся молодежи: особенности приобщения и вопросы профилактики
Выпуск:
ART 86257
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забавнова
М.
В.,
Данилова
М.
В. Потребление алкогольных энергетических напитков среди учащейся молодежи: особенности приобщения и вопросы профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1191–1195. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86257.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профилактики потребления алкогольных энергетических напитков среди молодежи, учащейся в средних профессиональных учебных заведениях, посредством теоретического анализа психолого-педагогической литературы. Раскрыта сущность понятия «алкогольные энергетические напитки» и специфика их потребления молодежью. Охарактеризованы основные особенности учащейся молодежи. На основе изученной литературы сформулировано понятие «профилактика алкогольных энергетических напитков».
Текст статьи
Забавнова Мария Владимировна,СтудентВладимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых mary.kitty2012@yandex.ru
Научный руководитель –Данилова Марина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовыхmv_danilova@inbox.ru
Потребление алкогольных энергетических напитков среди учащейсямолодежи: особенности приобщения и вопросы профилактики
Аннотация.Статья посвящена изучениюпроблемы профилактикипотребления алкогольныхэнергетических напитков среди молодежи,учащейся в средних профессиональных учебных заведениях,посредством теоретического анализа психологопедагогическойлитературы. Раскрыта сущность понятия «алкогольные энергетические напитки»и спецификаих потребления молодежью.Охарактеризованы основные особенностиучащейся молодежи. На основеизученной литературы сформулировано понятие «профилактикаалкогольных энергетических напитков».
Ключевые слова:энергетический напиток, алкоголь, учащаяся молодежь, профилактика.
В настоящее время возраст, при котором происходит пристрастие к алкогольным напиткам, заметно снизился. В связи с чем подростковый и детский алкоголизм становится достаточно острой проблемой. В силу того, что для подросткового возраста характерны специфические индивидуальнопсихологические и физиологические особенности пристрастие к алкоголю у подростка вырабатывается гораздо быстрее, чем у взрослого.Алкоголизм –типичный вид девиантного поведения. Алкоголик –не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли [12,с.234]. На данный момент огромную популярность среди подростков приобретают алкогольные энергетические напитки. Эта популярность, как правило, вызвана тем, что молодые люди в поисках «новых ощущений», решаются на употребление алкогольных энергетиков. Привлекательность этих напитков также обусловлена тем, что при их употреблении наступает не только алкогольное опьянение, но и «прилив энергии».Энергетиками обычно называют безалкогольные и слабоалкогольные газированные напитки, содержащие различные тонизирующие биологически активные вещества –кофеин, экстракты гуараны, женьшеня, мате, аминокислоту таурин, алкалоиды какао теобромин и теофиллин, атакже витамины и углеводы. Необходимо также обратить внимание на то, что пагубное влияние на организм алкогольных энергетических напитков в отличие от обычного спиртного усугубляется содержанием различных биологически активных веществ. Несмотря на то, что в 2014 году велась активная агитация на полный запрет энергетических напитков,на данный момент этот вопрос остается открытым. Статистика подросткового алкоголизма по данным Роспотребнадзора показывает, что алкогольные напитки употребляют 33 % юношей и 20 % девушек в возрасте до 20 лет. Количество молодежи, больной алкоголизмом, составляет 20,7% на каждые 100 тыс. населения [14].
Рис. 1 Статистика подросткового алкоголизма по данным Роспотребнадзора
И.В. Сажин в своей работе «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» утверждает,что даже незначительная доза алкоголя приводит к нарушению формирования мозговых структур развития организма в целом [13, с. 66]. Энергетический напиток безалкогольный или слабоалкогольный напиток, характеристикой которого выступает способность стимулировать центральную нервную систему человека [15]. В своем составе энергетические напитки содержат: 1) кофеин –основалюбого энергетического напитка. Содержание кофеина в одной банке энергетического напитка примерно 320 мг, при том, что верхней границей нормы потребления кофеина является 150 мг в сутки;
2) гуарана –высушеннаямассаизмельченных семян, древовидной лианы, также содержит в себе кофеин (до 80 мг);3) бензоат натрия –при взаимодействии с кофеином образует соединение, использующееся в лекарствах для лечения психических расстройств. При передозировке может возникать головная боль, ум в ушах, повышенная тревожность, сердцебиение, а после длительного употребления происходит привыкание;4) аминокислота таурин –способствует усвоению жиров и улучшению обмена веществ, регулирует сердцебиение. Так как одна банка энергетического напитка превышает норму потребления данной аминокислоты, то способствует оказанию подавляющего воздействия на мозг;
5) Lкарнитин и глюкуронолактон –в энергетиках, эти вещества также содержатся в количествах во многом превышавших суточную норму потребления;6) сукралоза –хлорированное органическое соединение, которое используется в сельском хозяйстве для уничтожения паразитов и сорняков;7) углеводы –легкоусваиваемыеисточники энергии (сахароза, глюкоза). Энергетик также является сильногазированным напитком, это достигается за счёт использования большого количества угольной кислоты, что способствуетбыстрому достижению эффекта [16]. Необходимо отметить, что частое употребление энергетических напитков влечет за собой массу отрицательных последствий:0%5%10%15%20%25%30%35%Девушки Юноши Статистика Роспотребнадзора1) способствует повышению артериального давления и содержания сахара в крови;2) оказывает отрицательное воздействие на молодой организм (изза сочетания глюкозы и кофеина);
3) способствует учащенному сердцебиению и дрожи в конечностях (за счёт содержания огромного количества витамина В);
4) изза высокого содержания кофеина происходит стимуляция нервной и сердечно сосудистой системы, однако осуществляется это за счетиспользования внутренних резервов организма, использующихся человеком в экстренных ситуациях. Это также отрицательно влияет на организм, проявляясь сначала в виде бессонницы, затем повышается раздражительность, возникает депрессия, вплоть до возникновениясерьезных заболеваний.5) возможно появление тахикардии, психомоторного возбуждения, повышенной нервозности [7, с. 272].В последнее время среди молодежи участилась тенденция смешивания алкоголя с энергетическими напитками, в свою очередь производители энергетиков стали выпускать слабоалкогольные энергетические напитки, имеющие большой спрос среди молодежи. По своей сути алкогольные энергетические напитки имеют тот же состав, что и обычные энергетики, но с добавлением небольшого количества алкоголя. По своему вредному воздействию это усугубляется тем, что алкоголь и энергетики оказывают на организм противоположное действие. Если алкоголь замедляет работу мозга, способствует сонливости, то энергетический напиток напротив способствует стимуляции нервной системы и выработке адреналина. Если обратить внимание на вредное воздействие алкогольных энергетических напитков на организм, то необходимо отметить:1) действие энергетического напитка подавляет действие алкоголя, тем самым человек употребляет в несколько раз спиртных напитков;2) все физические и психологические побочные эффекты, возникающие при частом употреблении энергетических напитков, увеличивают свое влияние в несколько раз;3) возможно появление тревоги и возникновение панических атак;4) так как в организм будет поступать больше сахара и калорий, возможно увеличение веса, а впоследствии возникновение сахарного диабета;5) увеличивается риск возникновения кратковременных и долгосрочных болезней [18]. Потребление алкоголяподростками имеет свои особенности, что непосредственно связано со спецификой данного возраста. Период обучения в колледже (1619 лет) протекает совместно с переходом от старшего подросткового возраста к юношескому. Данный период характеризуется тем, что подросток уже не ребенок, но еще недостаточно взрослый. В связи с этим можно выделить основные особенности данного возрастного периода: 1) возрастает значимостьтесных эмоциональных контактов;2) интенсивная социализация, которая характеризуется для подростка противопоставлением себя обществу. Это явление можно характеризовать усилением негативных эмоций и реакцией эмансипации, в результате чего повышается конфликтность с родителями;3) перед подростком возникает главная задача –найти основные пути своего дальнейшего развития. Основнаяпроблема здесь заключается в том, что решить эти задачи подросток должен самостоятельно. И, как правило, процесс решения этих задач характеризуется для подростка противоречивостью, конфликтностью и напряженностью[1,с. 44]. Что касается физиологических особенностей организма, то данная стадия перехода от подросткового возраста к юношескому также характеризуется развитием всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, системой кровообращения. В.Т. Лисовской определяет молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастныекритерии молодежи могутколебаться от 16 до 30 лет» [6, с. 32].
И.С Кон в свою очередь под понятием «молодежь» понимает «социальнодемографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств» [5, с. 63]. Ккатегории «учащаяся молодежь»относятся:
учащиеся старших классов общеобразовательных учреждений;
учащиеся средних профессиональных учебных заведений(колледжей, лицеев);
учащиеся высших учебных заведений.О.В. Лармина определяет учащуюся молодежь следующим образом: «Учащаяся молодежь —это специфическая, социальнопрофессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социальноподготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» [2, с. 110].Если рассматривать молодежь, обучающуюся в средних профессиональных учебных заведениях, то необходимо отметить, что данная категория имеет свою специфику. Это, как правило, молодые люди 1518 лет. Вотличие от старшеклассников у учащихся колледжа уже сформировано представление о выборе дальнейшего жизненного пути. В случае,если этот выбор сделан сознательно, то можно утверждать, что ранняя профессионализация имеет в основном положительные черты. Если же, напротив, у молодого человека нет желания учиться и работать, а также отсутствует интерес к данной специальности, то вероятная причина поступления в колледж связана именно с трудностями овладения школьной программой. Такие учащиеся характеризуются систематическим отставанием в учебе и недисциплинированным поведением. Необходимо также отметить ряд других социальнопсихологических особенностей учащихся средних профессиональных учебных заведений. Прежде всего, это повышенный уровень взрослости, который объясняется рядом причин: 1) изменениемсоциального положения учащихся (уже не школьники); 2) изменениемусловий жизни (часто это проживание отдельно от родителей);3) наличиемкарманных денег, получаемых в виде стипендии, заработанных на производственной практике или присылаемых родителями; 4) наличием относительно большейсвободыв распоряжении своим личным временем [9, с. 149].Что касается ситуации употребления алкогольных энергетических напитков, то основные причины во многом схожи с причинами употребления алкоголя, однако есть ряд специфических причин популярности энергетических напитков среди молодёжи: 1. Мода. Самый первый энергетик был произведен в Японии в 1960 году и практически сразу данный вид напитков набрал огромную популярность. Благодаря достаточно агрессивной рекламе энергетические напитки быстро стали модными среди молодежи. 2. Состояние «бдительно пьяный». Данное состояние характеризуется тем, что при употреблении энергетического напитка, алкогольное опьянение наступает гораздо медленнее, при этом молодой человек не осознает, что находится в состоянии алкогольного опьянения и способен на необдуманные, часто рискованные поступки. 3. Привлекательный дизайн. Помимо достаточно агрессивной рекламы, алкогольные энергетические напитки имеют достаточно интересный дизайн упаковки и не менее привлекательные названия. 4. Приятный вкус. Изза высокого содержания кофеина, различного рода красителей и ароматизаторов в напитке не чувствуется содержание алкоголя. 5. Относительно невысокая цена. Стоимость одной банки в среднем составляет 60 –90 рублей. 6. Доступность. Алкогольные энергетические напитки можно приобрести практически в любом супермаркете или киоске.7. Экстрим и новые ощущения. 8. Источник энергии. Само по себе название данного вида спиртных напитков дает повод утверждать о приливе энергии и бодрости после его употребления. В ряде случаев действительно можно отметить некоторый энергетический заряд, однако последствия после употребления энергетических напитков, а тем более с содержанием алкоголя крайне негативно сказываются на здоровье молодых людей. Для предупреждения развития зависимости от потребления алкогольных энергетических напитков необходимо проводить соответствующую профилактику. Профилактика это совокупность мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [11, c.18].Профилактику также можно определить как систему комплексных государственных и общественных, социальноэкономических и медикосанитарных, психологопедагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [3, с.139]. Также профилактику можно определить как часть медицины, включающую в себя систему мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни [17]. В.Ю. Завьялов утверждает, что профилактика алкоголизма сводится к вопросу о воспитании, формировании и функционировании здоровой, гармоничной личности [4, c.100]. Все эти определения содержат в себе основную мысль того, что профилактика –это совокупность мер, направленных на поддержание здоровья, формирования здоровой, гармоничной личности.Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупреждения возникновения проблем со здоровьем. Она может включать в себя меры борьбы по употреблению ПАВ.Вторичная профилактика представляет собой совокупность мер, направленных на задержку развития заболевания. Включает в себя как раннюю диагностику и своевременное лечение, так и предотвращение рецидивов, после лечения раннего потребления алкоголя. Третичная профилактика включает в себя главным образом совокупность реабилитационных мер [8,с.111]. Профилактика может осуществляться за счёт различных методов: 1. Информационныеметодов (осуществляется посредством, стабильной рекламы негативных последствий потребления алкоголя и алкогольных энергетиков в СМИ; телефонное консультирование; большее внедрение статей о вреде алкоголя и энергетиков в Интернет.)2. Методы активизации общественного мнения (волонтерские движения; группы поддержки, группы созависимых.) 3. Образовательные методы и технологии профилактики потребления алкогольных напитков (просветительские программы; программы обучения для родителей и учащихся; программы обучения педагогов, психологов и социальных работников.).4. Превентивные диагностические методы (включают в себя работу с выделенной группой риска).5. Методы занятости подростков (клубная работа; дополнительное образование; временное или частичное трудоустройство.) [10, с. 45]. Таким образом, профилактика потребления алкогольных энергетических напитков среди учащейся молодежи средних профессиональных учебных заведений –это совокупность мер, направленных на предотвращение возникновения зависимости от алкогольных энергетических напитков, поддержание здорового образа жизни и формирование гармоничной личности учащихся в средних профессиональных учебных заведениях.
Ссылки на источники1. Березин, С.В. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ/ С.В. Березин, К.С. Лисецкий –Самара: Самарский ГУ, 2006.209 с. 2. Зборовский, Г.Е. Социология управления / Г.Е. Зборовский.М.: Гардарики, 2008.272 с.3. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. –4е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. –192 с.4. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголь / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов.Новосибирск.: Наука, 1987.168 с. 5. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989. –256 с.
6. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский.СПб.: С.Петерб. унта,2007. 361 с.
7. Лифляндский, В.Г. Новейшая энциклопедия здорового питания/ В.Г. Лифляндский.СПб.: Нива, 2004. 384 с.8. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский.Л.: Медицина, 1991.304 с. 9. Махов, Ф.С. Уже не школьники, еще не рабочие (о некоторых особенностях социального поведения учащихся ПТУ) / Ф.С. Махов // Вопросы психологии.1980.№6.С. 108115. 10. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.метод, пособие / М.И Рожков, М.А. Ковальчук. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 144с. (Психология для всех)11. Социальнопедагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш.проф.образования / В.А. Попов, М.В. Данилова, Т.В. Егорова и др.; под ред. В.А. Попова.М.: Издательский центр «Академия» , 2013.176 с. –(Серия Бакалавриат).12. Cоциология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Т. Волкова М.: Гардарики, 2000.474.с:ил.13.Федосеев, Г.Б. "Мелочи" жизни?: Аутопатогения и здоровье. От молекулы до организма / Г. Б. Федосеев, В.В. Дунаевский –М.: Наука, 2010.250 с. 14. Статистика алкоголизма // http://www.cosmogon.ru/blog/statistika_alkogolizma(Дата обращения: 7.11.15)15.Энергетические напитки –новые наркотики? // http://www.kp.ru/daily/24363.5/548309/(Дата обращения: 17.11.15)16.Энергетические напитки: история, состав, действие //http://medinfo.ru/content/view/1247(Дата обращения: 17.11.15)17.Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики http://studopedia.org/8116791.html (Дата обращения: 18.11.15) 18.Алкоголь и энергетики http://properdiet.ru/osnovy_pitanija/vlijanie_alkogolja/408alkogolienergetiki/(Дата обращения: 18.02.16)
Научный руководитель –Данилова Марина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовыхmv_danilova@inbox.ru
Потребление алкогольных энергетических напитков среди учащейсямолодежи: особенности приобщения и вопросы профилактики
Аннотация.Статья посвящена изучениюпроблемы профилактикипотребления алкогольныхэнергетических напитков среди молодежи,учащейся в средних профессиональных учебных заведениях,посредством теоретического анализа психологопедагогическойлитературы. Раскрыта сущность понятия «алкогольные энергетические напитки»и спецификаих потребления молодежью.Охарактеризованы основные особенностиучащейся молодежи. На основеизученной литературы сформулировано понятие «профилактикаалкогольных энергетических напитков».
Ключевые слова:энергетический напиток, алкоголь, учащаяся молодежь, профилактика.
В настоящее время возраст, при котором происходит пристрастие к алкогольным напиткам, заметно снизился. В связи с чем подростковый и детский алкоголизм становится достаточно острой проблемой. В силу того, что для подросткового возраста характерны специфические индивидуальнопсихологические и физиологические особенности пристрастие к алкоголю у подростка вырабатывается гораздо быстрее, чем у взрослого.Алкоголизм –типичный вид девиантного поведения. Алкоголик –не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли [12,с.234]. На данный момент огромную популярность среди подростков приобретают алкогольные энергетические напитки. Эта популярность, как правило, вызвана тем, что молодые люди в поисках «новых ощущений», решаются на употребление алкогольных энергетиков. Привлекательность этих напитков также обусловлена тем, что при их употреблении наступает не только алкогольное опьянение, но и «прилив энергии».Энергетиками обычно называют безалкогольные и слабоалкогольные газированные напитки, содержащие различные тонизирующие биологически активные вещества –кофеин, экстракты гуараны, женьшеня, мате, аминокислоту таурин, алкалоиды какао теобромин и теофиллин, атакже витамины и углеводы. Необходимо также обратить внимание на то, что пагубное влияние на организм алкогольных энергетических напитков в отличие от обычного спиртного усугубляется содержанием различных биологически активных веществ. Несмотря на то, что в 2014 году велась активная агитация на полный запрет энергетических напитков,на данный момент этот вопрос остается открытым. Статистика подросткового алкоголизма по данным Роспотребнадзора показывает, что алкогольные напитки употребляют 33 % юношей и 20 % девушек в возрасте до 20 лет. Количество молодежи, больной алкоголизмом, составляет 20,7% на каждые 100 тыс. населения [14].
Рис. 1 Статистика подросткового алкоголизма по данным Роспотребнадзора
И.В. Сажин в своей работе «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» утверждает,что даже незначительная доза алкоголя приводит к нарушению формирования мозговых структур развития организма в целом [13, с. 66]. Энергетический напиток безалкогольный или слабоалкогольный напиток, характеристикой которого выступает способность стимулировать центральную нервную систему человека [15]. В своем составе энергетические напитки содержат: 1) кофеин –основалюбого энергетического напитка. Содержание кофеина в одной банке энергетического напитка примерно 320 мг, при том, что верхней границей нормы потребления кофеина является 150 мг в сутки;
2) гуарана –высушеннаямассаизмельченных семян, древовидной лианы, также содержит в себе кофеин (до 80 мг);3) бензоат натрия –при взаимодействии с кофеином образует соединение, использующееся в лекарствах для лечения психических расстройств. При передозировке может возникать головная боль, ум в ушах, повышенная тревожность, сердцебиение, а после длительного употребления происходит привыкание;4) аминокислота таурин –способствует усвоению жиров и улучшению обмена веществ, регулирует сердцебиение. Так как одна банка энергетического напитка превышает норму потребления данной аминокислоты, то способствует оказанию подавляющего воздействия на мозг;
5) Lкарнитин и глюкуронолактон –в энергетиках, эти вещества также содержатся в количествах во многом превышавших суточную норму потребления;6) сукралоза –хлорированное органическое соединение, которое используется в сельском хозяйстве для уничтожения паразитов и сорняков;7) углеводы –легкоусваиваемыеисточники энергии (сахароза, глюкоза). Энергетик также является сильногазированным напитком, это достигается за счёт использования большого количества угольной кислоты, что способствуетбыстрому достижению эффекта [16]. Необходимо отметить, что частое употребление энергетических напитков влечет за собой массу отрицательных последствий:0%5%10%15%20%25%30%35%Девушки Юноши Статистика Роспотребнадзора1) способствует повышению артериального давления и содержания сахара в крови;2) оказывает отрицательное воздействие на молодой организм (изза сочетания глюкозы и кофеина);
3) способствует учащенному сердцебиению и дрожи в конечностях (за счёт содержания огромного количества витамина В);
4) изза высокого содержания кофеина происходит стимуляция нервной и сердечно сосудистой системы, однако осуществляется это за счетиспользования внутренних резервов организма, использующихся человеком в экстренных ситуациях. Это также отрицательно влияет на организм, проявляясь сначала в виде бессонницы, затем повышается раздражительность, возникает депрессия, вплоть до возникновениясерьезных заболеваний.5) возможно появление тахикардии, психомоторного возбуждения, повышенной нервозности [7, с. 272].В последнее время среди молодежи участилась тенденция смешивания алкоголя с энергетическими напитками, в свою очередь производители энергетиков стали выпускать слабоалкогольные энергетические напитки, имеющие большой спрос среди молодежи. По своей сути алкогольные энергетические напитки имеют тот же состав, что и обычные энергетики, но с добавлением небольшого количества алкоголя. По своему вредному воздействию это усугубляется тем, что алкоголь и энергетики оказывают на организм противоположное действие. Если алкоголь замедляет работу мозга, способствует сонливости, то энергетический напиток напротив способствует стимуляции нервной системы и выработке адреналина. Если обратить внимание на вредное воздействие алкогольных энергетических напитков на организм, то необходимо отметить:1) действие энергетического напитка подавляет действие алкоголя, тем самым человек употребляет в несколько раз спиртных напитков;2) все физические и психологические побочные эффекты, возникающие при частом употреблении энергетических напитков, увеличивают свое влияние в несколько раз;3) возможно появление тревоги и возникновение панических атак;4) так как в организм будет поступать больше сахара и калорий, возможно увеличение веса, а впоследствии возникновение сахарного диабета;5) увеличивается риск возникновения кратковременных и долгосрочных болезней [18]. Потребление алкоголяподростками имеет свои особенности, что непосредственно связано со спецификой данного возраста. Период обучения в колледже (1619 лет) протекает совместно с переходом от старшего подросткового возраста к юношескому. Данный период характеризуется тем, что подросток уже не ребенок, но еще недостаточно взрослый. В связи с этим можно выделить основные особенности данного возрастного периода: 1) возрастает значимостьтесных эмоциональных контактов;2) интенсивная социализация, которая характеризуется для подростка противопоставлением себя обществу. Это явление можно характеризовать усилением негативных эмоций и реакцией эмансипации, в результате чего повышается конфликтность с родителями;3) перед подростком возникает главная задача –найти основные пути своего дальнейшего развития. Основнаяпроблема здесь заключается в том, что решить эти задачи подросток должен самостоятельно. И, как правило, процесс решения этих задач характеризуется для подростка противоречивостью, конфликтностью и напряженностью[1,с. 44]. Что касается физиологических особенностей организма, то данная стадия перехода от подросткового возраста к юношескому также характеризуется развитием всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, системой кровообращения. В.Т. Лисовской определяет молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастныекритерии молодежи могутколебаться от 16 до 30 лет» [6, с. 32].
И.С Кон в свою очередь под понятием «молодежь» понимает «социальнодемографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств» [5, с. 63]. Ккатегории «учащаяся молодежь»относятся:
учащиеся старших классов общеобразовательных учреждений;
учащиеся средних профессиональных учебных заведений(колледжей, лицеев);
учащиеся высших учебных заведений.О.В. Лармина определяет учащуюся молодежь следующим образом: «Учащаяся молодежь —это специфическая, социальнопрофессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социальноподготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» [2, с. 110].Если рассматривать молодежь, обучающуюся в средних профессиональных учебных заведениях, то необходимо отметить, что данная категория имеет свою специфику. Это, как правило, молодые люди 1518 лет. Вотличие от старшеклассников у учащихся колледжа уже сформировано представление о выборе дальнейшего жизненного пути. В случае,если этот выбор сделан сознательно, то можно утверждать, что ранняя профессионализация имеет в основном положительные черты. Если же, напротив, у молодого человека нет желания учиться и работать, а также отсутствует интерес к данной специальности, то вероятная причина поступления в колледж связана именно с трудностями овладения школьной программой. Такие учащиеся характеризуются систематическим отставанием в учебе и недисциплинированным поведением. Необходимо также отметить ряд других социальнопсихологических особенностей учащихся средних профессиональных учебных заведений. Прежде всего, это повышенный уровень взрослости, который объясняется рядом причин: 1) изменениемсоциального положения учащихся (уже не школьники); 2) изменениемусловий жизни (часто это проживание отдельно от родителей);3) наличиемкарманных денег, получаемых в виде стипендии, заработанных на производственной практике или присылаемых родителями; 4) наличием относительно большейсвободыв распоряжении своим личным временем [9, с. 149].Что касается ситуации употребления алкогольных энергетических напитков, то основные причины во многом схожи с причинами употребления алкоголя, однако есть ряд специфических причин популярности энергетических напитков среди молодёжи: 1. Мода. Самый первый энергетик был произведен в Японии в 1960 году и практически сразу данный вид напитков набрал огромную популярность. Благодаря достаточно агрессивной рекламе энергетические напитки быстро стали модными среди молодежи. 2. Состояние «бдительно пьяный». Данное состояние характеризуется тем, что при употреблении энергетического напитка, алкогольное опьянение наступает гораздо медленнее, при этом молодой человек не осознает, что находится в состоянии алкогольного опьянения и способен на необдуманные, часто рискованные поступки. 3. Привлекательный дизайн. Помимо достаточно агрессивной рекламы, алкогольные энергетические напитки имеют достаточно интересный дизайн упаковки и не менее привлекательные названия. 4. Приятный вкус. Изза высокого содержания кофеина, различного рода красителей и ароматизаторов в напитке не чувствуется содержание алкоголя. 5. Относительно невысокая цена. Стоимость одной банки в среднем составляет 60 –90 рублей. 6. Доступность. Алкогольные энергетические напитки можно приобрести практически в любом супермаркете или киоске.7. Экстрим и новые ощущения. 8. Источник энергии. Само по себе название данного вида спиртных напитков дает повод утверждать о приливе энергии и бодрости после его употребления. В ряде случаев действительно можно отметить некоторый энергетический заряд, однако последствия после употребления энергетических напитков, а тем более с содержанием алкоголя крайне негативно сказываются на здоровье молодых людей. Для предупреждения развития зависимости от потребления алкогольных энергетических напитков необходимо проводить соответствующую профилактику. Профилактика это совокупность мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [11, c.18].Профилактику также можно определить как систему комплексных государственных и общественных, социальноэкономических и медикосанитарных, психологопедагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [3, с.139]. Также профилактику можно определить как часть медицины, включающую в себя систему мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни [17]. В.Ю. Завьялов утверждает, что профилактика алкоголизма сводится к вопросу о воспитании, формировании и функционировании здоровой, гармоничной личности [4, c.100]. Все эти определения содержат в себе основную мысль того, что профилактика –это совокупность мер, направленных на поддержание здоровья, формирования здоровой, гармоничной личности.Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупреждения возникновения проблем со здоровьем. Она может включать в себя меры борьбы по употреблению ПАВ.Вторичная профилактика представляет собой совокупность мер, направленных на задержку развития заболевания. Включает в себя как раннюю диагностику и своевременное лечение, так и предотвращение рецидивов, после лечения раннего потребления алкоголя. Третичная профилактика включает в себя главным образом совокупность реабилитационных мер [8,с.111]. Профилактика может осуществляться за счёт различных методов: 1. Информационныеметодов (осуществляется посредством, стабильной рекламы негативных последствий потребления алкоголя и алкогольных энергетиков в СМИ; телефонное консультирование; большее внедрение статей о вреде алкоголя и энергетиков в Интернет.)2. Методы активизации общественного мнения (волонтерские движения; группы поддержки, группы созависимых.) 3. Образовательные методы и технологии профилактики потребления алкогольных напитков (просветительские программы; программы обучения для родителей и учащихся; программы обучения педагогов, психологов и социальных работников.).4. Превентивные диагностические методы (включают в себя работу с выделенной группой риска).5. Методы занятости подростков (клубная работа; дополнительное образование; временное или частичное трудоустройство.) [10, с. 45]. Таким образом, профилактика потребления алкогольных энергетических напитков среди учащейся молодежи средних профессиональных учебных заведений –это совокупность мер, направленных на предотвращение возникновения зависимости от алкогольных энергетических напитков, поддержание здорового образа жизни и формирование гармоничной личности учащихся в средних профессиональных учебных заведениях.
Ссылки на источники1. Березин, С.В. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ/ С.В. Березин, К.С. Лисецкий –Самара: Самарский ГУ, 2006.209 с. 2. Зборовский, Г.Е. Социология управления / Г.Е. Зборовский.М.: Гардарики, 2008.272 с.3. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. –4е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. –192 с.4. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголь / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов.Новосибирск.: Наука, 1987.168 с. 5. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989. –256 с.
6. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский.СПб.: С.Петерб. унта,2007. 361 с.
7. Лифляндский, В.Г. Новейшая энциклопедия здорового питания/ В.Г. Лифляндский.СПб.: Нива, 2004. 384 с.8. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский.Л.: Медицина, 1991.304 с. 9. Махов, Ф.С. Уже не школьники, еще не рабочие (о некоторых особенностях социального поведения учащихся ПТУ) / Ф.С. Махов // Вопросы психологии.1980.№6.С. 108115. 10. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.метод, пособие / М.И Рожков, М.А. Ковальчук. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 144с. (Психология для всех)11. Социальнопедагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш.проф.образования / В.А. Попов, М.В. Данилова, Т.В. Егорова и др.; под ред. В.А. Попова.М.: Издательский центр «Академия» , 2013.176 с. –(Серия Бакалавриат).12. Cоциология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Т. Волкова М.: Гардарики, 2000.474.с:ил.13.Федосеев, Г.Б. "Мелочи" жизни?: Аутопатогения и здоровье. От молекулы до организма / Г. Б. Федосеев, В.В. Дунаевский –М.: Наука, 2010.250 с. 14. Статистика алкоголизма // http://www.cosmogon.ru/blog/statistika_alkogolizma(Дата обращения: 7.11.15)15.Энергетические напитки –новые наркотики? // http://www.kp.ru/daily/24363.5/548309/(Дата обращения: 17.11.15)16.Энергетические напитки: история, состав, действие //http://medinfo.ru/content/view/1247(Дата обращения: 17.11.15)17.Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики http://studopedia.org/8116791.html (Дата обращения: 18.11.15) 18.Алкоголь и энергетики http://properdiet.ru/osnovy_pitanija/vlijanie_alkogolja/408alkogolienergetiki/(Дата обращения: 18.02.16)