Использование современных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Выпуск:
ART 86256
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сунгурова
И.
А.,
Булыгина
М.
В. Использование современных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1186–1190. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86256.htm.
Аннотация. Авторы статьи уделяют внимание современным инновационным направлениям в отечественном иноязычном образовании – использованию информационных компьютерных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. В статье указываются базовые положения обучения иностранному языку и выделяются значимые особенности методического и практического аспектов использования современных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку, приводятся конкретные примеры.
Ключевые слова:
информационные технологии, инновации, личностно ориентированное обучение, интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы, стратегия обучения, формирование коммуникативной компетенции
Текст статьи
Булыгина Маргарита Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методикего преподавания, ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", г. Шадринск;bulygina_margarita_0117@mail.ru
Сунгурова Ирина Андреевна,магистрант ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт",учитель немецкого языка, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Шадринск. mursilka777@mail.ru
Использованиесовременных Интернетресурсов в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Аннотация.Авторы статьи уделяют вниманиесовременным инновационным направлениям в отечественном иноязычном образовании –использовании информационных компьютерных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. В статье указываютсябазовые положения обучения иностранному языкуи выделяются значимые особенности методического и практического аспектов использования современных Интернетресурсов в процессе обучения иностранному языку, приводятся конкретные примеры.
Ключевые слова:инновации,личностно ориентированное обучение, информационные технологии,Интернетресурсы,обучающие компьютерные программы, стратегия обучения,формирование коммуникативной компетенции.
Ксовременному школьному образованию выдвигаются сегодня требованиякачества, разносторонностиподготовки, поликультурности, включенности в общемировые процессыиставится задача формированияу подрастающего поколения культуры мира и межличностных отношений[1].Перечисленные требованиястали следствием ориентации на созданиеинформационного общества, эффективной экономики и безопасного государства. Для инновационного путиразвития, выбранногоРоссией, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед,что признается первоочередной задачейприоритетного национального проекта «Образование» [2].
Инновационный вектор направленностихарактерендля любой профессиональной деятельности человека. В системе образования актуальным в последнее время становятся изучение, анализ и внедрение образовательных технологий,интегрированных с развитием техники и обработкой информационных потоков. Современный этап развития техники характеризуется переходом к использованию информационных и коммуникативных технологий, чтоподразумевает, в свою очередь,широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.Постоянно растущий поток информации требует от человека, живущего в современномобществе,умения не только ориентироваться в информационном потоке, но и продуктивно использовать его для самореализации, актуализации своих жизненных планов и выстраивать перспективы. Исходя из указанной объективной реальности,впоследние годы всё чаще поднимается вопрос о внедренииинформационных технологий в процессмассового школьного обучения. При этом внимание уделяется не тольконовым техническимсредствамилиформам и методам преподавания, а целостнымподходамк процессу обученияотдельным предметам и предметным областям. Обозначенный сегодня вкачестве приоритетного личностно ориентированный подход в обучениисчитается наиболее продуктивнымв аспекте индивидуализации и дифференциации образовательных требований к способностям детей разных возрастов, их склонностей, интересов и уровня обученности.Личностно ориентированный подход предполагает использование таких современных педагогических технологий как:обучение в сотрудничестве, проектная методика, разноуровневое обучение, автономное обучение,«Портфель ученика»и некоторые других. Значительноеместо в реализации перечисленных технологий отводитсятехническимсредствамобучения, в первую очередь компьютеру.Таким образом, педагогические технологии рассматриваются сегодня уже в органичном единстве с информационными технологиями в системе образования, что предполагает активное внедрение на всех уровнях новых обучающих компьютерных программи Интернетресурсов[3].Содержательная основа массовой компьютеризации образования связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. При этом можно отметитьогромные возможности Интернетресурсов для обучающихся и учителейв плане получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара.
Иностранный язык как учебный предмет не является в этом плане исключением.Исходя из ведущих целей обучения (развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной компетенций) и с учетом базовых характеристик предмета (междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком)[4],использование современных Интернетресурсов и информационных технологий выступает важным залогом успешности обучения.В информационном аспекте в этой связи можно рассматривать особую востребованность учебныхматериалов, содержащих:–аттрактивнуюстрановедческую и культурологическую
информацию;
–новости из жизни молодёжи, –статьи из газет и журналов,в том числе электронных;
–художественные произведения в оригинале,–видеои аудиоматериалы в качестве иллюстрации к программным текстам и темам и многое другое.
ДидактическийаспектИнтернетресурсов и информационных технологий находит широкое применение в массовой школе. Сегодня уже не подлежит сомнению, что Интернетс его колоссальными информационными возможностями –это одноиз средств обучения иностранному языку,которое способно лучше реализоватьмногие цели и задачи процесса обучения. Расширяется практика его повседневного применения на уроках. При умелом соединении возможностей всемирной сети с дидактическими задачами и ведущими целями образования возможно достижение высокой результативности в изучении предмета[5].Главная цель обучения иностранному языку –формирование коммуникативной компетенции, для чего Интернет дает возможность:–учащимся и преподавателям самостоятельно искать информацию для работы над проектами;–включенияинформации и материалов сети в план урока (интегрирование их в программу обучения);–повышениямотивациии созданиюпотребностив изучениииностранного языка посредством живого общения;–формированияи развития уменийи навыковчтения, используя при этом материалы сети разной степени сложности;–формированияи развития уменийи навыковаудирования на основе аутентичных медиафайлов и текстовсети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;–совершенствования умениймонологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кемто из учащихся материалов сети;–совершенствования уменийписьменной речи,путемподготовкии составленияответовпартнерам по переписке;–пополнениясловарногозапасалексикой современного иностранного языка, характеризующего и отражающегоопределенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты, полученные непосредственноиз страны изучаемого языка;–получениякультуроведческихзнаний, включающихв себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.Среди положительных моментовкомпьютеризации процесса обучения, в том числе и языкам, некоторые авторы (например, Р. Вильямс и К. Макли) отмечают такую особенность компьютера, как его неодушевленность. Компьютер используется как устройство для обучения, как помощник в приобретении знаний с его способностью многократно повторять необходимое, выделятьнаиболее полезноепри индивидуализации определенных аспектов преподавания. При этом, отмечают авторы, компьютерможет «дружелюбно» общаться с пользователем и в какието моменты «поддерживать» его, онникогда не проявит признаков раздражительности, не повысит голоси не дастпочувствовать, что емустало скучно[6].Компьютер выступает и в роли учителя, который терпеливо исправляетошибки обучаемого, и в роли модератора, делаязанимательной любую трудоемкую работу по запоминанию или поиску информации.У учеников появляется возможность участвоватьв различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Школьников привлекает прямое неформальное общение со сверстниками из других стран, участие в чатах или видеоконференциях. В коммуникативном аспекте особую значимость получила совместная деятельность, в том числе международная, например, в процессе реализации проектной методики. Онаосновывается на поиске и обработке дополнительной информации, включаяпоиск иллюстраций или анализ схожихпроблемза рубежом. Очень часто сегодня можно услышать о совместнойучебнойили практикоориентированнойдеятельностироссийских школьников и их зарубежных сверстниковиз одной или нескольких стран.Говоря овоспитательном аспекте описываемых технологий, следует отметить пользу, котораявыражается в росте заинтересованности учебным предметом: ученики,занимающиесяс интересом, как правило, улучшают свои успехи, они четкопредставляют себе, для чего им нужны хорошие знания языка. Происходит увеличениедолисамостоятельностиучебных действий.На наш взгляд, возможно также выделениепрагматического аспекта в использовании Интернетресурсов и информационных технологий в процессе обучения иностранному языку, когда ученик, выполняяразличного рода тестыилиупражненияна отработку отдельных правил,получает навыки работы с «иностранной» раскладкой клавиатуры. В дальнейшем это помогаетв выявлении уровня коммуникативной компетенции по общеевропейской шкале, в ходе прохождения онлайнтестирования для реализации возможностей международной академической мобильности. В целом регулярное использование Интернета на уроках делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для учащихся:обогащаетсяих словарный запас, тренируетсяграмматические и лексические навыки, улучшаетсяорфография, расширяетсякругозор. Повышаются шансы для успешного вступления школьников в диалог культур. Возможность участияв подборе материала для урока повышает мотивацию и дает возможность самореализации.В профессиональном аспектекомпьютерные технологии и Интернетресурсы представляют интерес для учителей иностранных языков, которые активно используют многочисленные сайты для преподавателей. Особую значимость они имеют для начинающих учителей или для учителей, работающих в отдаленных местностях, где не всегда естьвозможность личного общения с коллегами. На таких сайтах можно найти готовые авторские сценарии уроков иностранного языка,адаптированные для определенного уровня обучения газетные статьи, тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудиокнигии многое другое.Используя электронные ресурсы на уроках иностранного языка, учитель создает все условия для активной деятельности учащихся, для их интеллектуального и психического развития.В качестве примера нами будет приведен опытиспользования некоторых обучающих компьютерных программв процессе преподавания немецкого языка в общеобразовательной школе.Описываемые программысоответствуют требованиямлегкости и доступности языка, даютвозможность не только индивидуальной, но групповой работы, позволяют усваивать отрабатываемый материал, повышаютпродуктивность учебной работы.
Рассмотрим некоторыеапробированные нами ресурсы:Тестирующий комплекс "АСТТест". Этокомплекс программ для создания банков текстовых заданий, организации и проведения сеансов тестирования, обработки результатов и формирования выходных документов в удобной форме. Цели использования заданий с использованием программы "АСТТест":1.Проверка навыков закрепления лексикограмматических навыков;2.Проверка навыков усвоения страноведческой информации.Программа вносит разнообразие в рутинный процесс выполнения тренировочных и условноречевых упражнений. Самостоятельный выбор способовобучения повышает мотивацию учебной деятельности учащихся и способствует большей эффективности освоения форм и конструкций иностранного языка. Данная программа может быть использована в двух вариантах: –первыйвариант:в качестветренажера для отработкиграмматического или лексического материала; –второй вариант:служитв качестве программных средствконтроля и измерения уровня знаний обучающихся. В процессе выполненияграмматическихзаданийв этой программеу ученика есть возможность контролироватьправильный выбор формы, что помогаетученику корректировать свои действия уже по ходу выполнения упражнения, а не отсрочено, после проверки и оценки её учителем. Например, тестовое задание содержит1520 вопросов, организованных по принципу возрастающейпо степени трудности, от простого к сложному. Первымивлексикограмматическом тексте стоят задания, которые оцениваются на «3». Задача–назвать самые простые слова, правильно вставить артикль. Когда ученик проходит тест,программав правом верхнемуглу экрана показывает, дал он верныйили неверный ответ на поставленноезадание. Школьник всегда имеетвозможность пропустить задание, позднее–вернуться к нему. В конце прохождения теста обучающийся информируется о количествевыполненных заданий,общем времени тестирования,а такжеузнать количество верных и неверных ответов.В процессе методической отработки и практической реализации указанной программы возникло затруднение, касающееся объективности оценивания и соотнесения результатов отдельногоучащегося с общей результативностью в группе. Причина тому –строгая ориентация программы «АСТтест»на индивидуальное выполнение.Тест позволяет объективно оценить уровень каждого ученика, а не группы в целом. Поэтому про использование АСТтестов следуетсделать оговорку, что задания данного типа подходят для индивидуального контроля.Следующая апробированная нами программа –"Puzzlemaker"–представляет собой инструмент создания пазлов и головоломок.Главной целью программы является тренировкаи пополнениелексики.Уникальный алгоритм генератора кроссвордовна основебазы данныхнемецкорусскихи руссконемецкихсловарейпозволяет создавать большое многообразие практически не повторяемых кроссвордов.Для создания кроссвордов также можно использовать и такой электронный ресурс, как "Фабрика кроссвордов".Этот сервиссоздания кроссвордов онлайн может помочьсоставить кроссворд как самостоятельно, введя свои слова и располагая их на поле, так и генерировать кроссворд по списку слов.
Использование программкроссвордов на уроках считаетсязанимательнымспособом проверки пройденного материала, как по грамматике, так и по лексике,а также помогает оценить знанияребенка иобъем усвоенногоим материала. Уроки, на которых ведется работа по разгадыванию кроссвордов,бес сомнения, полезны, так как помогают значительно пополнить словарный запас и отработать навыки правописания иностранных слов.Кроме того,использование кроссвордов на уроке содействует актуализации и закреплению знаний, привлекает внимание к материалу. Это еще и "мозговаязарядка"в занимательной форме,тренировка зрительной памяти и активизация мыслительной деятельности обучающегося."Вебквест"представляет собойпроблемное задание c элементами ролевой игры, привыполнениикоторого используются информационные ресурсы Интернета."Вебквест"
–это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняяту или иную учебную задачу. Он может охватыватькак отдельную проблему,тему, учебный предмет, так и носитьмежпредметный характер.Цельюиспользования заданий типа "Вебквест"являетсяинтеграция Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения.Задания могут представлятьсобойИнтернетстраницу с двумявариантамиработы: –первыйвариант: учитель сам составляет страницу, чтопрекрасноподходило бы, например,для начального этапа обучения. –второйвариант: страницусоставляют самиобучающиеся, например, в процессе работы и реализации проекта. Особенно эффективно можно использовать данныйтип ресурса для составления отчетапо пройденной теме, чтооптимальнодля использования в обучениииностранному языку (в нашем случае –немецкому)для учащихсясредней и старшей школы.По заданиям"Вебквеста"ученикиделятся на две илиболее команды. Каждаяиз команд выполняетнесколько упражнений. Упражнения могут быть направлены не только на отработку грамматики и лексики, но и на расширение кругозора.Общий результат команды зависит от индивидуальнойработыкаждого. Участники могут выполнятьзаданияодновременно. Ученикам не нужносоревноватьсяв процессе работы над "Вебквестом", они должнывзаимообучаться умениям работы с компьютерными программами и Интернетом, а также умениямобрабатывать необходимую для выполнения заданийинформацию.
Методически ценным в использовании этой программы мы находим то, что у учителя естьвозможности творческого примененияданного типа ресурса: учитель выбирает сам, как методику использования, так и этап урока (введение нового материала, его отработка или закрепление). Задания типа "CrissCross"представляют собойИнтернетстраницу, где учителемвписываютсяслова с переводом, а затем компьютер автоматически генерирует кроссворд, оставляя при этом только задание на русском языке. Задача ученика –заполнить кроссворд на немецком языке.Цельиспользования заданий типа "CrissCross"–контроль усвоения пройденной лексики.Для использования этого ресурса часто применяют смартдоску: кроссворд сзаданиямиможетнаходитьсяна смартдоске и дублироваться раздаточнымиматериаламидля каждого обучаемого. Задачаученика –как можно быстрее и правильнее отгадать кроссворд. Контроль может быть осуществлен "разгадыванием"этогокроссворда на смартдоске.
Преимуществом описанных заданийявляется легкость ихподготовки,а также возможность как индивидуальной, так и групповой работы, что прекрасно подходит, например,для урокаподведения итогов. К недостаткам такого типа ресурсов нами была отнесена невозможность употребления лекcики в потоке речи, то еcтьотсутствие требуемой программой тренировки лекcичеcких навыков говорения.Задания cиспользованием электронного модуля, разработанного в cреде "Dreamweaver"имеют целью изучить возможноcти иcпользования электронного учебника в качеcтве альтернативного вариантаобычного учебника.Преимуществамииспользования данного вида электронного средства являются:1.Ученик имеет возможность в любой момент вернуться к заданию, которое он пропустилдо этого, или же обратиться к слoварю. 2. При наличии сомнений, моментально получить правильный вариант (ученику необходимонавести курсор мышки напрoпуcк в cлoве или прeдложении).3. Большое количество вариантов и типовзаданий, которое совсем не отобразится на «весе»учебника.4. Ориентацияна уровень владения языком в группе.Cреди недоcтатков нами былоотмечено: электронный учебник преподаватель придумывает и cоздает cам в программе"Dreamweaver", либо вноcитавторcкиекоррективы в задания, иcходя из конкретных уcловий обучения, что делает работу трудоемкой для лиц, владеющих компьютерными технологиями в не доcтаточной cтепени.Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно cказать, что ориентация на обучающие компьютерные программы–веление времени, а правильноcтьих выбора являетcя мощным cредством оптимизации процеcса обучения иноcтранному языку, cпособствует развитию cамоcтоятельноcти, активноcтии заинтереcованноcти, делая изучение не толькопривлекательным, но и эффективным.Авторамибыли обозначены лишь некоторые апробированные электронные реcурcы, работа над которыми, без cомнений, может и должнабыть продолжена.
Ссылки на источники1.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Текст] (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/]–[Дата обращения 03.02.2016.]2.Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml–[Дата обращения 04.02.2016]3.Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В.. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров.; под ред. Е.С. Полат. –М. : Издательский центр "Академия", 2003. –272 с.4.Бим, И.Л., Биболетова, М.З., Щепилова, А.В., Копылова, В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования[Текст] : Концепция/ И.Л. Бим, М. З. Биболетова, А.В. Щепилова, В.В. Копылова// Иностранные языки в школе. –2009. – №1. –С.48.5.Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. –2001. –№23. –С. 54; С. 25276.Вильямс, Р., Макли, К. Компьютер в школе [Текст] / Р. Вильямс, К. Макли. –M. : Просвещение, 2008. –336 с.
Сунгурова Ирина Андреевна,магистрант ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт",учитель немецкого языка, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Шадринск. mursilka777@mail.ru
Использованиесовременных Интернетресурсов в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Аннотация.Авторы статьи уделяют вниманиесовременным инновационным направлениям в отечественном иноязычном образовании –использовании информационных компьютерных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. В статье указываютсябазовые положения обучения иностранному языкуи выделяются значимые особенности методического и практического аспектов использования современных Интернетресурсов в процессе обучения иностранному языку, приводятся конкретные примеры.
Ключевые слова:инновации,личностно ориентированное обучение, информационные технологии,Интернетресурсы,обучающие компьютерные программы, стратегия обучения,формирование коммуникативной компетенции.
Ксовременному школьному образованию выдвигаются сегодня требованиякачества, разносторонностиподготовки, поликультурности, включенности в общемировые процессыиставится задача формированияу подрастающего поколения культуры мира и межличностных отношений[1].Перечисленные требованиястали следствием ориентации на созданиеинформационного общества, эффективной экономики и безопасного государства. Для инновационного путиразвития, выбранногоРоссией, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед,что признается первоочередной задачейприоритетного национального проекта «Образование» [2].
Инновационный вектор направленностихарактерендля любой профессиональной деятельности человека. В системе образования актуальным в последнее время становятся изучение, анализ и внедрение образовательных технологий,интегрированных с развитием техники и обработкой информационных потоков. Современный этап развития техники характеризуется переходом к использованию информационных и коммуникативных технологий, чтоподразумевает, в свою очередь,широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.Постоянно растущий поток информации требует от человека, живущего в современномобществе,умения не только ориентироваться в информационном потоке, но и продуктивно использовать его для самореализации, актуализации своих жизненных планов и выстраивать перспективы. Исходя из указанной объективной реальности,впоследние годы всё чаще поднимается вопрос о внедренииинформационных технологий в процессмассового школьного обучения. При этом внимание уделяется не тольконовым техническимсредствамилиформам и методам преподавания, а целостнымподходамк процессу обученияотдельным предметам и предметным областям. Обозначенный сегодня вкачестве приоритетного личностно ориентированный подход в обучениисчитается наиболее продуктивнымв аспекте индивидуализации и дифференциации образовательных требований к способностям детей разных возрастов, их склонностей, интересов и уровня обученности.Личностно ориентированный подход предполагает использование таких современных педагогических технологий как:обучение в сотрудничестве, проектная методика, разноуровневое обучение, автономное обучение,«Портфель ученика»и некоторые других. Значительноеместо в реализации перечисленных технологий отводитсятехническимсредствамобучения, в первую очередь компьютеру.Таким образом, педагогические технологии рассматриваются сегодня уже в органичном единстве с информационными технологиями в системе образования, что предполагает активное внедрение на всех уровнях новых обучающих компьютерных программи Интернетресурсов[3].Содержательная основа массовой компьютеризации образования связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. При этом можно отметитьогромные возможности Интернетресурсов для обучающихся и учителейв плане получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара.
Иностранный язык как учебный предмет не является в этом плане исключением.Исходя из ведущих целей обучения (развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной компетенций) и с учетом базовых характеристик предмета (междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком)[4],использование современных Интернетресурсов и информационных технологий выступает важным залогом успешности обучения.В информационном аспекте в этой связи можно рассматривать особую востребованность учебныхматериалов, содержащих:–аттрактивнуюстрановедческую и культурологическую
информацию;
–новости из жизни молодёжи, –статьи из газет и журналов,в том числе электронных;
–художественные произведения в оригинале,–видеои аудиоматериалы в качестве иллюстрации к программным текстам и темам и многое другое.
ДидактическийаспектИнтернетресурсов и информационных технологий находит широкое применение в массовой школе. Сегодня уже не подлежит сомнению, что Интернетс его колоссальными информационными возможностями –это одноиз средств обучения иностранному языку,которое способно лучше реализоватьмногие цели и задачи процесса обучения. Расширяется практика его повседневного применения на уроках. При умелом соединении возможностей всемирной сети с дидактическими задачами и ведущими целями образования возможно достижение высокой результативности в изучении предмета[5].Главная цель обучения иностранному языку –формирование коммуникативной компетенции, для чего Интернет дает возможность:–учащимся и преподавателям самостоятельно искать информацию для работы над проектами;–включенияинформации и материалов сети в план урока (интегрирование их в программу обучения);–повышениямотивациии созданиюпотребностив изучениииностранного языка посредством живого общения;–формированияи развития уменийи навыковчтения, используя при этом материалы сети разной степени сложности;–формированияи развития уменийи навыковаудирования на основе аутентичных медиафайлов и текстовсети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;–совершенствования умениймонологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кемто из учащихся материалов сети;–совершенствования уменийписьменной речи,путемподготовкии составленияответовпартнерам по переписке;–пополнениясловарногозапасалексикой современного иностранного языка, характеризующего и отражающегоопределенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты, полученные непосредственноиз страны изучаемого языка;–получениякультуроведческихзнаний, включающихв себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.Среди положительных моментовкомпьютеризации процесса обучения, в том числе и языкам, некоторые авторы (например, Р. Вильямс и К. Макли) отмечают такую особенность компьютера, как его неодушевленность. Компьютер используется как устройство для обучения, как помощник в приобретении знаний с его способностью многократно повторять необходимое, выделятьнаиболее полезноепри индивидуализации определенных аспектов преподавания. При этом, отмечают авторы, компьютерможет «дружелюбно» общаться с пользователем и в какието моменты «поддерживать» его, онникогда не проявит признаков раздражительности, не повысит голоси не дастпочувствовать, что емустало скучно[6].Компьютер выступает и в роли учителя, который терпеливо исправляетошибки обучаемого, и в роли модератора, делаязанимательной любую трудоемкую работу по запоминанию или поиску информации.У учеников появляется возможность участвоватьв различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Школьников привлекает прямое неформальное общение со сверстниками из других стран, участие в чатах или видеоконференциях. В коммуникативном аспекте особую значимость получила совместная деятельность, в том числе международная, например, в процессе реализации проектной методики. Онаосновывается на поиске и обработке дополнительной информации, включаяпоиск иллюстраций или анализ схожихпроблемза рубежом. Очень часто сегодня можно услышать о совместнойучебнойили практикоориентированнойдеятельностироссийских школьников и их зарубежных сверстниковиз одной или нескольких стран.Говоря овоспитательном аспекте описываемых технологий, следует отметить пользу, котораявыражается в росте заинтересованности учебным предметом: ученики,занимающиесяс интересом, как правило, улучшают свои успехи, они четкопредставляют себе, для чего им нужны хорошие знания языка. Происходит увеличениедолисамостоятельностиучебных действий.На наш взгляд, возможно также выделениепрагматического аспекта в использовании Интернетресурсов и информационных технологий в процессе обучения иностранному языку, когда ученик, выполняяразличного рода тестыилиупражненияна отработку отдельных правил,получает навыки работы с «иностранной» раскладкой клавиатуры. В дальнейшем это помогаетв выявлении уровня коммуникативной компетенции по общеевропейской шкале, в ходе прохождения онлайнтестирования для реализации возможностей международной академической мобильности. В целом регулярное использование Интернета на уроках делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для учащихся:обогащаетсяих словарный запас, тренируетсяграмматические и лексические навыки, улучшаетсяорфография, расширяетсякругозор. Повышаются шансы для успешного вступления школьников в диалог культур. Возможность участияв подборе материала для урока повышает мотивацию и дает возможность самореализации.В профессиональном аспектекомпьютерные технологии и Интернетресурсы представляют интерес для учителей иностранных языков, которые активно используют многочисленные сайты для преподавателей. Особую значимость они имеют для начинающих учителей или для учителей, работающих в отдаленных местностях, где не всегда естьвозможность личного общения с коллегами. На таких сайтах можно найти готовые авторские сценарии уроков иностранного языка,адаптированные для определенного уровня обучения газетные статьи, тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудиокнигии многое другое.Используя электронные ресурсы на уроках иностранного языка, учитель создает все условия для активной деятельности учащихся, для их интеллектуального и психического развития.В качестве примера нами будет приведен опытиспользования некоторых обучающих компьютерных программв процессе преподавания немецкого языка в общеобразовательной школе.Описываемые программысоответствуют требованиямлегкости и доступности языка, даютвозможность не только индивидуальной, но групповой работы, позволяют усваивать отрабатываемый материал, повышаютпродуктивность учебной работы.
Рассмотрим некоторыеапробированные нами ресурсы:Тестирующий комплекс "АСТТест". Этокомплекс программ для создания банков текстовых заданий, организации и проведения сеансов тестирования, обработки результатов и формирования выходных документов в удобной форме. Цели использования заданий с использованием программы "АСТТест":1.Проверка навыков закрепления лексикограмматических навыков;2.Проверка навыков усвоения страноведческой информации.Программа вносит разнообразие в рутинный процесс выполнения тренировочных и условноречевых упражнений. Самостоятельный выбор способовобучения повышает мотивацию учебной деятельности учащихся и способствует большей эффективности освоения форм и конструкций иностранного языка. Данная программа может быть использована в двух вариантах: –первыйвариант:в качестветренажера для отработкиграмматического или лексического материала; –второй вариант:служитв качестве программных средствконтроля и измерения уровня знаний обучающихся. В процессе выполненияграмматическихзаданийв этой программеу ученика есть возможность контролироватьправильный выбор формы, что помогаетученику корректировать свои действия уже по ходу выполнения упражнения, а не отсрочено, после проверки и оценки её учителем. Например, тестовое задание содержит1520 вопросов, организованных по принципу возрастающейпо степени трудности, от простого к сложному. Первымивлексикограмматическом тексте стоят задания, которые оцениваются на «3». Задача–назвать самые простые слова, правильно вставить артикль. Когда ученик проходит тест,программав правом верхнемуглу экрана показывает, дал он верныйили неверный ответ на поставленноезадание. Школьник всегда имеетвозможность пропустить задание, позднее–вернуться к нему. В конце прохождения теста обучающийся информируется о количествевыполненных заданий,общем времени тестирования,а такжеузнать количество верных и неверных ответов.В процессе методической отработки и практической реализации указанной программы возникло затруднение, касающееся объективности оценивания и соотнесения результатов отдельногоучащегося с общей результативностью в группе. Причина тому –строгая ориентация программы «АСТтест»на индивидуальное выполнение.Тест позволяет объективно оценить уровень каждого ученика, а не группы в целом. Поэтому про использование АСТтестов следуетсделать оговорку, что задания данного типа подходят для индивидуального контроля.Следующая апробированная нами программа –"Puzzlemaker"–представляет собой инструмент создания пазлов и головоломок.Главной целью программы является тренировкаи пополнениелексики.Уникальный алгоритм генератора кроссвордовна основебазы данныхнемецкорусскихи руссконемецкихсловарейпозволяет создавать большое многообразие практически не повторяемых кроссвордов.Для создания кроссвордов также можно использовать и такой электронный ресурс, как "Фабрика кроссвордов".Этот сервиссоздания кроссвордов онлайн может помочьсоставить кроссворд как самостоятельно, введя свои слова и располагая их на поле, так и генерировать кроссворд по списку слов.
Использование программкроссвордов на уроках считаетсязанимательнымспособом проверки пройденного материала, как по грамматике, так и по лексике,а также помогает оценить знанияребенка иобъем усвоенногоим материала. Уроки, на которых ведется работа по разгадыванию кроссвордов,бес сомнения, полезны, так как помогают значительно пополнить словарный запас и отработать навыки правописания иностранных слов.Кроме того,использование кроссвордов на уроке содействует актуализации и закреплению знаний, привлекает внимание к материалу. Это еще и "мозговаязарядка"в занимательной форме,тренировка зрительной памяти и активизация мыслительной деятельности обучающегося."Вебквест"представляет собойпроблемное задание c элементами ролевой игры, привыполнениикоторого используются информационные ресурсы Интернета."Вебквест"
–это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняяту или иную учебную задачу. Он может охватыватькак отдельную проблему,тему, учебный предмет, так и носитьмежпредметный характер.Цельюиспользования заданий типа "Вебквест"являетсяинтеграция Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения.Задания могут представлятьсобойИнтернетстраницу с двумявариантамиработы: –первыйвариант: учитель сам составляет страницу, чтопрекрасноподходило бы, например,для начального этапа обучения. –второйвариант: страницусоставляют самиобучающиеся, например, в процессе работы и реализации проекта. Особенно эффективно можно использовать данныйтип ресурса для составления отчетапо пройденной теме, чтооптимальнодля использования в обучениииностранному языку (в нашем случае –немецкому)для учащихсясредней и старшей школы.По заданиям"Вебквеста"ученикиделятся на две илиболее команды. Каждаяиз команд выполняетнесколько упражнений. Упражнения могут быть направлены не только на отработку грамматики и лексики, но и на расширение кругозора.Общий результат команды зависит от индивидуальнойработыкаждого. Участники могут выполнятьзаданияодновременно. Ученикам не нужносоревноватьсяв процессе работы над "Вебквестом", они должнывзаимообучаться умениям работы с компьютерными программами и Интернетом, а также умениямобрабатывать необходимую для выполнения заданийинформацию.
Методически ценным в использовании этой программы мы находим то, что у учителя естьвозможности творческого примененияданного типа ресурса: учитель выбирает сам, как методику использования, так и этап урока (введение нового материала, его отработка или закрепление). Задания типа "CrissCross"представляют собойИнтернетстраницу, где учителемвписываютсяслова с переводом, а затем компьютер автоматически генерирует кроссворд, оставляя при этом только задание на русском языке. Задача ученика –заполнить кроссворд на немецком языке.Цельиспользования заданий типа "CrissCross"–контроль усвоения пройденной лексики.Для использования этого ресурса часто применяют смартдоску: кроссворд сзаданиямиможетнаходитьсяна смартдоске и дублироваться раздаточнымиматериаламидля каждого обучаемого. Задачаученика –как можно быстрее и правильнее отгадать кроссворд. Контроль может быть осуществлен "разгадыванием"этогокроссворда на смартдоске.
Преимуществом описанных заданийявляется легкость ихподготовки,а также возможность как индивидуальной, так и групповой работы, что прекрасно подходит, например,для урокаподведения итогов. К недостаткам такого типа ресурсов нами была отнесена невозможность употребления лекcики в потоке речи, то еcтьотсутствие требуемой программой тренировки лекcичеcких навыков говорения.Задания cиспользованием электронного модуля, разработанного в cреде "Dreamweaver"имеют целью изучить возможноcти иcпользования электронного учебника в качеcтве альтернативного вариантаобычного учебника.Преимуществамииспользования данного вида электронного средства являются:1.Ученик имеет возможность в любой момент вернуться к заданию, которое он пропустилдо этого, или же обратиться к слoварю. 2. При наличии сомнений, моментально получить правильный вариант (ученику необходимонавести курсор мышки напрoпуcк в cлoве или прeдложении).3. Большое количество вариантов и типовзаданий, которое совсем не отобразится на «весе»учебника.4. Ориентацияна уровень владения языком в группе.Cреди недоcтатков нами былоотмечено: электронный учебник преподаватель придумывает и cоздает cам в программе"Dreamweaver", либо вноcитавторcкиекоррективы в задания, иcходя из конкретных уcловий обучения, что делает работу трудоемкой для лиц, владеющих компьютерными технологиями в не доcтаточной cтепени.Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно cказать, что ориентация на обучающие компьютерные программы–веление времени, а правильноcтьих выбора являетcя мощным cредством оптимизации процеcса обучения иноcтранному языку, cпособствует развитию cамоcтоятельноcти, активноcтии заинтереcованноcти, делая изучение не толькопривлекательным, но и эффективным.Авторамибыли обозначены лишь некоторые апробированные электронные реcурcы, работа над которыми, без cомнений, может и должнабыть продолжена.
Ссылки на источники1.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Текст] (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/]–[Дата обращения 03.02.2016.]2.Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml–[Дата обращения 04.02.2016]3.Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В.. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров.; под ред. Е.С. Полат. –М. : Издательский центр "Академия", 2003. –272 с.4.Бим, И.Л., Биболетова, М.З., Щепилова, А.В., Копылова, В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования[Текст] : Концепция/ И.Л. Бим, М. З. Биболетова, А.В. Щепилова, В.В. Копылова// Иностранные языки в школе. –2009. – №1. –С.48.5.Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. –2001. –№23. –С. 54; С. 25276.Вильямс, Р., Макли, К. Компьютер в школе [Текст] / Р. Вильямс, К. Макли. –M. : Просвещение, 2008. –336 с.