Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе
Выпуск:
ART 86264
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агаева
А.
Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1221–1225. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86264.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Рассматриваются различные подходы к понятию «адаптация», основные стадии адаптационного процесса.
Текст статьи
АгаеваАйтэкинЭльмановна,Бакалавр кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаaytakin20@mail.ru
Особенности адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности адаптации студентовпервокурсников к обучению в вузе. Рассматриваются различные подходы к понятию « адаптация», основные стадии адаптационного процесса и в чем они заключаются.Ключевые слова:адаптация, приспособление, взаимодействие.
В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. По мнению Ж. Г. Сенокосова, «сущность адаптации —приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации)»[1,49]. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели истратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды.В процессе адаптации первокурсник приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Е.В.Осипчукова выделяет в адаптации личности студентапервокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии: начальная стадия, когда первокурсник и группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды[6].В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.
Уравновешивание —установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.
Псевдоадаптация —сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям. Приноравливание —признание и принятие основных ценностей новой среды. Уподобление —психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок [4]. Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какойлибо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолениизатруднений. Существуют различные определения феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация студентов в вузе описывается как приспособление, как процесс
включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Сложность адаптации для первокурсников при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни. Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социальнобытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей длясамореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: вопервых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; вовторых, учебный коллектив это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально психологическим закономерностям. Особенность адаптации студентов первого курса заключается в студенческой группе, не сложившимся еще коллективе и, в котором нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для остальных. Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам.Особо важное значение для успешного обучения в вузе имеет правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углублению своих знаний. Учебные занятия в вузе, в том числе лекции, имеют по отношению к процессу усвоения знаний только учредительный, ориентирующий характер. Лекция играет роль фактора, который направляет самостоятельную творческую деятельность студентов, и ее нельзя рассматривать как главный источник знаний. Студентам необходимо самим активно приобретать знания различными путями: работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками. Ещё одно немаловажное отличие вузовского обучения заключается в том, что в конце каждого семестра наступает момент, которого так боятся подавляющее большинство студентов экзаменационная сессия. Первая сессия для студента первокурсника это огромный стресс, ведь в случае неудачной сдачи экзаменов, студенты лишаются стипендии и могут быть отчислены. К тому же, если в успешной сдаче школьных экзаменов заинтересованы и сами преподаватели, которые всегда помогут сдать экзамен и в крайне редких случаях отправят учащегося на пересдачу, то в сдаче экзаменов во время сессии заинтересован только сам студент.В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:
адаптация к условиям учебной деятельности(приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда иотдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
адаптация к группе(включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
адаптация к будущей профессии(усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).Адаптация студентов –сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента какчеловека, будущего специалиста.
Ссылки на источники1.Андреева Г.М. Психология адаптации. М., 2004.283с. 2.Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 5. С. 29.3.Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. 2010. № 6. С. 327329.4.Мельник С. Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу // Успехи современного естествознания. –2004. –№ 7. –С. 7172;5.Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов –первокурсников в вузе/ Ю.И. Толстых –Серия: Гуманитарные науки –2011.
137 с.6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентовпервокурсников к образовательному процессу вуза. –Серия: Гуманитарные науки –2008.№ 3 7.Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриентстудент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 5456.
Особенности адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности адаптации студентовпервокурсников к обучению в вузе. Рассматриваются различные подходы к понятию « адаптация», основные стадии адаптационного процесса и в чем они заключаются.Ключевые слова:адаптация, приспособление, взаимодействие.
В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. По мнению Ж. Г. Сенокосова, «сущность адаптации —приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации)»[1,49]. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели истратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды.В процессе адаптации первокурсник приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Е.В.Осипчукова выделяет в адаптации личности студентапервокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии: начальная стадия, когда первокурсник и группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды[6].В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.
Уравновешивание —установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.
Псевдоадаптация —сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям. Приноравливание —признание и принятие основных ценностей новой среды. Уподобление —психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок [4]. Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какойлибо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолениизатруднений. Существуют различные определения феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация студентов в вузе описывается как приспособление, как процесс
включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Сложность адаптации для первокурсников при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни. Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социальнобытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей длясамореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: вопервых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; вовторых, учебный коллектив это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально психологическим закономерностям. Особенность адаптации студентов первого курса заключается в студенческой группе, не сложившимся еще коллективе и, в котором нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для остальных. Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам.Особо важное значение для успешного обучения в вузе имеет правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углублению своих знаний. Учебные занятия в вузе, в том числе лекции, имеют по отношению к процессу усвоения знаний только учредительный, ориентирующий характер. Лекция играет роль фактора, который направляет самостоятельную творческую деятельность студентов, и ее нельзя рассматривать как главный источник знаний. Студентам необходимо самим активно приобретать знания различными путями: работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками. Ещё одно немаловажное отличие вузовского обучения заключается в том, что в конце каждого семестра наступает момент, которого так боятся подавляющее большинство студентов экзаменационная сессия. Первая сессия для студента первокурсника это огромный стресс, ведь в случае неудачной сдачи экзаменов, студенты лишаются стипендии и могут быть отчислены. К тому же, если в успешной сдаче школьных экзаменов заинтересованы и сами преподаватели, которые всегда помогут сдать экзамен и в крайне редких случаях отправят учащегося на пересдачу, то в сдаче экзаменов во время сессии заинтересован только сам студент.В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:
адаптация к условиям учебной деятельности(приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда иотдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
адаптация к группе(включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
адаптация к будущей профессии(усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).Адаптация студентов –сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента какчеловека, будущего специалиста.
Ссылки на источники1.Андреева Г.М. Психология адаптации. М., 2004.283с. 2.Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 5. С. 29.3.Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. 2010. № 6. С. 327329.4.Мельник С. Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу // Успехи современного естествознания. –2004. –№ 7. –С. 7172;5.Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов –первокурсников в вузе/ Ю.И. Толстых –Серия: Гуманитарные науки –2011.
137 с.6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентовпервокурсников к образовательному процессу вуза. –Серия: Гуманитарные науки –2008.№ 3 7.Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриентстудент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 5456.