Формирование профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева А. А. Формирование профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1311–1315. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86282.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры. Особое внимание акцентируется на раскрытии общей характеристики образовательной программы высшего профессионального образования по проблемам социально- культурной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яковлева Алина Александровнастудентка 1208 (110 М) группа, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Научный руководитель –Стеблецова Надежда Николаевна,

кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и управления

Формирование профессионализма и компетенций

у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры

Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры. Особое внимание акцентируется на раскрытии общей характеристики образовательной программы высшего профессионального образования по проблемам социальнокультурной деятельности.Ключевые слова: высшее образование, культура, общество, профессионализм, педагогическая система.

Развития национального образования в области культуры, несомненно, важно для культурного образования в целом и основополагающей частью культурного просвещения. Становление и дальнейшее совместные требования образования и духовного развития и сохранения сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и мастеров киноискусстваявляется важнейшей задачей творческих и педагогических кадров в области искусства и культуры. Высшее образование вобласти культуры, определение концепции ее развития в Российской Федерации на 20082015 годы, характеризуется рядом положительных тенденций, связанных с повышением внимания Президента правительства и общественности. Проблемы российского художественного образования, специфика отраслевой подготовки специалистов, связанных с культурой и специфические особенности, были разработаны и отработаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения.На современном этапе высшее образование в сфере культуры и искусства характеризуется ростом массового высшего образования. В образовательный процесс формируется подход к каждому студентуИсключительно важное значение в этом плане имеет принятие Государственной Думой Российской Федерации закон «Об образовании и разработка специального закона О культуре».Формирование Российской государственной политики в области образования в целом и в сфере высшего образования в частности, сводятся к таким положениям, как:1) недостаточно разработаны критерии отбора абитуриентов, содержание системы оценки качества обучаемых, методов обучения; необходимость перехода к многоуровневой модели подготовки, переподготовки кадров учреждений культуры для решения современных образовательных задач; недооценка роли художественной культуры как фактора развития общества;2) необходимость осуществления интеграции образовательных и научных учреждений для внедрения в практику образовательного процесса инновационных педагогических моделей и технологий, отвечающих требованиям социального развития.Как известно, высшее образование в сфере культуры включает в себя, согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, 14 направлений подготовки. Одно из них обеспечивает воспитательную направленность в сфере культуры ("библиотечноинформационные ресурсы", "народная художественная культура", "социальнокультурная деятельность" и др.), в другом делает акценты на сферу искусства ("Музыкальное искусство", "театральное искусство" "хореографическое искусство", "Киноискусство" и др.). Все эти направления обеспечивают на многие годы высокий уровень образования специалистов, которые поддерживают высокий уровень культуры и общества. Студенты получают подготовку в области художественного творчества, общения и деятельности в области (особенно в вузах культуры и искусств). В настоящее время Россия имеет 77 государственных вузов в сфере культуры и искусства, среди них 18 учреждений готовят специалистов, будущее которых связано с социальной и культурномассовой работы (художественные руководители студий, режиссеры любительских театров и др.).

Результаты многолетних исследований, а также образовательной практики показали, что есть существенное противоречие между объективной потребностью общества в обучениипрофессионального мастерства развития духовной, эстетической, коммуникативной культуры, и отсутствием согласованности в этом процессе. Недостаточно исследованы также вопросы развития целостного подхода к образовательному процессу, увязывая спрос населенияи достижения современных гуманитарных наук.Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:1. Текущее состояние в области высшего профессионального образования характеризуется противоречием между социальными потребностями общества, новыхповеденческих приоритетов молодежи, смена ценностей и необходимости усиления духовного развития молодого поколения, пониманием опасности сужения специализации. Решение данной проблемы видится в развитии системы образования, предусматривающих изменение приоритетных целей образования, качественное изменение содержания образования студентов, преодоление потребительского отношения к культуре, развитие собственной личностимотивации и умений в культуре и творческой деятельности. Она определяет основные направления развития высшего профессионального образования в области культуры.2. Перспективы развития высшего образования в сфере культуры акцентируют внимание на необходимость улучшить изучение различных методов, форм обучения, подходов к образовательному процессу. Было бы целесообразно акцентировать внимание на следующих принципах: приоритет общечеловеческих ценностей в отборе учебного материала; максимальной деидеологизации; опора на идеи мультикультурализма, сложности и амбивалентности человеческой цивилизации; использование принципа объективности; владение искусством интерпретации; согласование субъектных отношений; преобладание в обучении продуктивные методы, проблемы и задания творческого характера.В целях совершенствования работы по приобщению молодых людей к духовным ценностям профессиональной специализации, формирования навыков профессионализма и компетенций. Возникает необходимость определения условий, подходов, технологий, методов оптимизации учебного процесса, сделать его более эффективным, продуктивным и личностнозначимым. С этой целью в образовательном процессе целенаправленно способствовать развитию творческой активности студентов, их коммуникативные и организаторские навыки.

Ссылки на источники1.Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: Российский ,гуманитарный университет, 1997.242 с.8; Акимова Л.А. Социология досуга. М.: Моск. гос. унт культуры и искусств, 2003.123 с.2.Асмолов А.Г. Стратегия; социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса. идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования, 2008. № 1. С. 6586:3.Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования: Монофафия. М.: АПКиПРО, 2006. 223 с.4.Бутенко И.А., Разлогов К.Э. Культурная политика России. История и современность: два взгляда на одну проблему М: Либерия, 1998. —322 с.5.Смирнов И.П. Человек. Образование —Профессия Личность: Монография. М.: УМИЦ «ГрафПресс», 2002. 420 с.6.Состояние и тенденции развития культурнодосуговой деятельности на современном этапе// Сб. науч. трудов. Отв. ред. Э.А. Куруленко. Самара : Б.и., 1992. 145 с.7.Шаповалова JI.M. Диадактический потенциал гуманитарного образования в формировании единого образовательного пространства// Сб. научных трудов «Естествознание и гуманизм»/ под ред. Ильинских Н.М. Томск, 2007. Том 4. Вып. 3.8.Шаров A.C. Творческий потенциал молодежи в городской социокультурной среде// Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998. С. 2638;759. . Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. в 2х т. М.: Педагогика, 1980.9.Школяр В.А. Восприятие музыкальной классики как психологопедагогическая проблема. Серия «Научная библиотека Института художественного образования». М., 2011. 195 с