Формирование профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры
Выпуск:
ART 86282
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева
А.
А. Формирование профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1311–1315. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86282.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры. Особое внимание акцентируется на раскрытии общей характеристики образовательной программы высшего профессионального образования по проблемам социально- культурной деятельности.
Текст статьи
Яковлева Алина Александровнастудентка 1208 (110 М) группа, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
Научный руководитель –Стеблецова Надежда Николаевна,
кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и управления
Формирование профессионализма и компетенций
у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры
Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры. Особое внимание акцентируется на раскрытии общей характеристики образовательной программы высшего профессионального образования по проблемам социальнокультурной деятельности.Ключевые слова: высшее образование, культура, общество, профессионализм, педагогическая система.
Развития национального образования в области культуры, несомненно, важно для культурного образования в целом и основополагающей частью культурного просвещения. Становление и дальнейшее совместные требования образования и духовного развития и сохранения сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и мастеров киноискусстваявляется важнейшей задачей творческих и педагогических кадров в области искусства и культуры. Высшее образование вобласти культуры, определение концепции ее развития в Российской Федерации на 20082015 годы, характеризуется рядом положительных тенденций, связанных с повышением внимания Президента правительства и общественности. Проблемы российского художественного образования, специфика отраслевой подготовки специалистов, связанных с культурой и специфические особенности, были разработаны и отработаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения.На современном этапе высшее образование в сфере культуры и искусства характеризуется ростом массового высшего образования. В образовательный процесс формируется подход к каждому студентуИсключительно важное значение в этом плане имеет принятие Государственной Думой Российской Федерации закон «Об образовании и разработка специального закона О культуре».Формирование Российской государственной политики в области образования в целом и в сфере высшего образования в частности, сводятся к таким положениям, как:1) недостаточно разработаны критерии отбора абитуриентов, содержание системы оценки качества обучаемых, методов обучения; необходимость перехода к многоуровневой модели подготовки, переподготовки кадров учреждений культуры для решения современных образовательных задач; недооценка роли художественной культуры как фактора развития общества;2) необходимость осуществления интеграции образовательных и научных учреждений для внедрения в практику образовательного процесса инновационных педагогических моделей и технологий, отвечающих требованиям социального развития.Как известно, высшее образование в сфере культуры включает в себя, согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, 14 направлений подготовки. Одно из них обеспечивает воспитательную направленность в сфере культуры ("библиотечноинформационные ресурсы", "народная художественная культура", "социальнокультурная деятельность" и др.), в другом делает акценты на сферу искусства ("Музыкальное искусство", "театральное искусство" "хореографическое искусство", "Киноискусство" и др.). Все эти направления обеспечивают на многие годы высокий уровень образования специалистов, которые поддерживают высокий уровень культуры и общества. Студенты получают подготовку в области художественного творчества, общения и деятельности в области (особенно в вузах культуры и искусств). В настоящее время Россия имеет 77 государственных вузов в сфере культуры и искусства, среди них 18 учреждений готовят специалистов, будущее которых связано с социальной и культурномассовой работы (художественные руководители студий, режиссеры любительских театров и др.).
Результаты многолетних исследований, а также образовательной практики показали, что есть существенное противоречие между объективной потребностью общества в обучениипрофессионального мастерства развития духовной, эстетической, коммуникативной культуры, и отсутствием согласованности в этом процессе. Недостаточно исследованы также вопросы развития целостного подхода к образовательному процессу, увязывая спрос населенияи достижения современных гуманитарных наук.Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:1. Текущее состояние в области высшего профессионального образования характеризуется противоречием между социальными потребностями общества, новыхповеденческих приоритетов молодежи, смена ценностей и необходимости усиления духовного развития молодого поколения, пониманием опасности сужения специализации. Решение данной проблемы видится в развитии системы образования, предусматривающих изменение приоритетных целей образования, качественное изменение содержания образования студентов, преодоление потребительского отношения к культуре, развитие собственной личностимотивации и умений в культуре и творческой деятельности. Она определяет основные направления развития высшего профессионального образования в области культуры.2. Перспективы развития высшего образования в сфере культуры акцентируют внимание на необходимость улучшить изучение различных методов, форм обучения, подходов к образовательному процессу. Было бы целесообразно акцентировать внимание на следующих принципах: приоритет общечеловеческих ценностей в отборе учебного материала; максимальной деидеологизации; опора на идеи мультикультурализма, сложности и амбивалентности человеческой цивилизации; использование принципа объективности; владение искусством интерпретации; согласование субъектных отношений; преобладание в обучении продуктивные методы, проблемы и задания творческого характера.В целях совершенствования работы по приобщению молодых людей к духовным ценностям профессиональной специализации, формирования навыков профессионализма и компетенций. Возникает необходимость определения условий, подходов, технологий, методов оптимизации учебного процесса, сделать его более эффективным, продуктивным и личностнозначимым. С этой целью в образовательном процессе целенаправленно способствовать развитию творческой активности студентов, их коммуникативные и организаторские навыки.
Ссылки на источники1.Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: Российский ,гуманитарный университет, 1997.242 с.8; Акимова Л.А. Социология досуга. М.: Моск. гос. унт культуры и искусств, 2003.123 с.2.Асмолов А.Г. Стратегия; социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса. идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования, 2008. № 1. С. 6586:3.Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования: Монофафия. М.: АПКиПРО, 2006. 223 с.4.Бутенко И.А., Разлогов К.Э. Культурная политика России. История и современность: два взгляда на одну проблему М: Либерия, 1998. —322 с.5.Смирнов И.П. Человек. Образование —Профессия Личность: Монография. М.: УМИЦ «ГрафПресс», 2002. 420 с.6.Состояние и тенденции развития культурнодосуговой деятельности на современном этапе// Сб. науч. трудов. Отв. ред. Э.А. Куруленко. Самара : Б.и., 1992. 145 с.7.Шаповалова JI.M. Диадактический потенциал гуманитарного образования в формировании единого образовательного пространства// Сб. научных трудов «Естествознание и гуманизм»/ под ред. Ильинских Н.М. Томск, 2007. Том 4. Вып. 3.8.Шаров A.C. Творческий потенциал молодежи в городской социокультурной среде// Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998. С. 2638;759. . Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. в 2х т. М.: Педагогика, 1980.9.Школяр В.А. Восприятие музыкальной классики как психологопедагогическая проблема. Серия «Научная библиотека Института художественного образования». М., 2011. 195 с
Научный руководитель –Стеблецова Надежда Николаевна,
кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и управления
Формирование профессионализма и компетенций
у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры
Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования профессионализма и компетенций у обучающихся в учебных заведениях сферы культуры. Особое внимание акцентируется на раскрытии общей характеристики образовательной программы высшего профессионального образования по проблемам социальнокультурной деятельности.Ключевые слова: высшее образование, культура, общество, профессионализм, педагогическая система.
Развития национального образования в области культуры, несомненно, важно для культурного образования в целом и основополагающей частью культурного просвещения. Становление и дальнейшее совместные требования образования и духовного развития и сохранения сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и мастеров киноискусстваявляется важнейшей задачей творческих и педагогических кадров в области искусства и культуры. Высшее образование вобласти культуры, определение концепции ее развития в Российской Федерации на 20082015 годы, характеризуется рядом положительных тенденций, связанных с повышением внимания Президента правительства и общественности. Проблемы российского художественного образования, специфика отраслевой подготовки специалистов, связанных с культурой и специфические особенности, были разработаны и отработаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения.На современном этапе высшее образование в сфере культуры и искусства характеризуется ростом массового высшего образования. В образовательный процесс формируется подход к каждому студентуИсключительно важное значение в этом плане имеет принятие Государственной Думой Российской Федерации закон «Об образовании и разработка специального закона О культуре».Формирование Российской государственной политики в области образования в целом и в сфере высшего образования в частности, сводятся к таким положениям, как:1) недостаточно разработаны критерии отбора абитуриентов, содержание системы оценки качества обучаемых, методов обучения; необходимость перехода к многоуровневой модели подготовки, переподготовки кадров учреждений культуры для решения современных образовательных задач; недооценка роли художественной культуры как фактора развития общества;2) необходимость осуществления интеграции образовательных и научных учреждений для внедрения в практику образовательного процесса инновационных педагогических моделей и технологий, отвечающих требованиям социального развития.Как известно, высшее образование в сфере культуры включает в себя, согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, 14 направлений подготовки. Одно из них обеспечивает воспитательную направленность в сфере культуры ("библиотечноинформационные ресурсы", "народная художественная культура", "социальнокультурная деятельность" и др.), в другом делает акценты на сферу искусства ("Музыкальное искусство", "театральное искусство" "хореографическое искусство", "Киноискусство" и др.). Все эти направления обеспечивают на многие годы высокий уровень образования специалистов, которые поддерживают высокий уровень культуры и общества. Студенты получают подготовку в области художественного творчества, общения и деятельности в области (особенно в вузах культуры и искусств). В настоящее время Россия имеет 77 государственных вузов в сфере культуры и искусства, среди них 18 учреждений готовят специалистов, будущее которых связано с социальной и культурномассовой работы (художественные руководители студий, режиссеры любительских театров и др.).
Результаты многолетних исследований, а также образовательной практики показали, что есть существенное противоречие между объективной потребностью общества в обучениипрофессионального мастерства развития духовной, эстетической, коммуникативной культуры, и отсутствием согласованности в этом процессе. Недостаточно исследованы также вопросы развития целостного подхода к образовательному процессу, увязывая спрос населенияи достижения современных гуманитарных наук.Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:1. Текущее состояние в области высшего профессионального образования характеризуется противоречием между социальными потребностями общества, новыхповеденческих приоритетов молодежи, смена ценностей и необходимости усиления духовного развития молодого поколения, пониманием опасности сужения специализации. Решение данной проблемы видится в развитии системы образования, предусматривающих изменение приоритетных целей образования, качественное изменение содержания образования студентов, преодоление потребительского отношения к культуре, развитие собственной личностимотивации и умений в культуре и творческой деятельности. Она определяет основные направления развития высшего профессионального образования в области культуры.2. Перспективы развития высшего образования в сфере культуры акцентируют внимание на необходимость улучшить изучение различных методов, форм обучения, подходов к образовательному процессу. Было бы целесообразно акцентировать внимание на следующих принципах: приоритет общечеловеческих ценностей в отборе учебного материала; максимальной деидеологизации; опора на идеи мультикультурализма, сложности и амбивалентности человеческой цивилизации; использование принципа объективности; владение искусством интерпретации; согласование субъектных отношений; преобладание в обучении продуктивные методы, проблемы и задания творческого характера.В целях совершенствования работы по приобщению молодых людей к духовным ценностям профессиональной специализации, формирования навыков профессионализма и компетенций. Возникает необходимость определения условий, подходов, технологий, методов оптимизации учебного процесса, сделать его более эффективным, продуктивным и личностнозначимым. С этой целью в образовательном процессе целенаправленно способствовать развитию творческой активности студентов, их коммуникативные и организаторские навыки.
Ссылки на источники1.Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: Российский ,гуманитарный университет, 1997.242 с.8; Акимова Л.А. Социология досуга. М.: Моск. гос. унт культуры и искусств, 2003.123 с.2.Асмолов А.Г. Стратегия; социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса. идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования, 2008. № 1. С. 6586:3.Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования: Монофафия. М.: АПКиПРО, 2006. 223 с.4.Бутенко И.А., Разлогов К.Э. Культурная политика России. История и современность: два взгляда на одну проблему М: Либерия, 1998. —322 с.5.Смирнов И.П. Человек. Образование —Профессия Личность: Монография. М.: УМИЦ «ГрафПресс», 2002. 420 с.6.Состояние и тенденции развития культурнодосуговой деятельности на современном этапе// Сб. науч. трудов. Отв. ред. Э.А. Куруленко. Самара : Б.и., 1992. 145 с.7.Шаповалова JI.M. Диадактический потенциал гуманитарного образования в формировании единого образовательного пространства// Сб. научных трудов «Естествознание и гуманизм»/ под ред. Ильинских Н.М. Томск, 2007. Том 4. Вып. 3.8.Шаров A.C. Творческий потенциал молодежи в городской социокультурной среде// Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998. С. 2638;759. . Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. в 2х т. М.: Педагогика, 1980.9.Школяр В.А. Восприятие музыкальной классики как психологопедагогическая проблема. Серия «Научная библиотека Института художественного образования». М., 2011. 195 с