Малый и средний бизнес в современной России
Выпуск:
ART 86304
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глухова
В.
С. Малый и средний бизнес в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1421–1425. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86304.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены экономические последствия введения санкций против России в 2014 году. Обусловлена важность малого и среднего предпринимательства. Приведены меры и программы, предпринятые государством для сбалансирования экономики, упрощения организации и деятельности малых и средних предприятий, а также статистические данные малых и средних предприятий в России, их количественное изменение.
Ключевые слова:
экономика, предпринимательство, статистика, малые и средние предприятия, государственные программы
Текст статьи
Глухова ВалерияСергеевна,Студентка кафедры факультета экономики и управления, направления менеджмент, ЧОУ ВПО «Южный Институт Менеджмента», г.Краснодарeunchan@mail.ru
Малый и средний бизнес в современной России
Аннотация.В статье рассмотрены экономические последствия введения санкций против России в 2014 году. Обусловлена важность малого и среднего предпринимательства. Меры и программы предпринятые государством для сбалансирования экономики, упрощения организации и деятельности малых и средних предприятий. А так же статистические данные малых и средних предприятий в России, их количественное изменение.Ключевые слова. экономика, малые и средние предприятия, предпринимательство, государственные программы, статистика.
Экономика страны напрямую зависит не только от экономического состояния её основных крупных субъектов, но и в большой степени от объектов малого и среднего предпринимательства. Законодательством РФ утвержден закон от 24.07.2007 № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в 4 статье которого установлено определение понятий малого и среднего предпринимательства, к которым относятся зарегистрированные в установленном государством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав фермерских (крестьянских) хозяйств (КФХ) граждане, потребительские кооперативы и коммерческие организации.Так же субъекты, относящиеся к малому и среднему предпринимательству должны соответствовать ряду критериев,таких как:Средняя численность работников (малое предприятиедо 100 человек включительно; средние предприятияот 101 до 250 человек);Выручка от реализации товаров без учёта НДС за календарный год (малое предприятиене более 800 млн рублей; среднее предприятиене более 2000 млн рублей)Малый и средний бизнес в своей деятельности отвечает потребностям всех сфер экономики России и общим тенденциям развития мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. В большинстве развитых страна мира действует большое количество малых и средних предприятий различного профиля, которые и обеспечивают их экономическое развитие. В таких странах общий вклад малого бизнеса в валовый внутренний продукт (ВВП) превышает 50%. Малые и средние предприятия способствуют созданию благоприятных условий для развития экономики:Развивается конкурентная среда;Идет насыщение рынка товарами и услугами, как на местном уровне, так и в более крупныхмасштабах;Создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую зависит от результатов труда, что повышает заинтересованность всех членовколлектива;Расширяется и быстроизменяется потребительский сектор;Для обеспечения деятельности используетсяместные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы, что повышает экономический уровень субъектов страны.Вклад малого предпринимательства в создание национального продукта (ВНП) России составляет около 12%, а доля занятых не превышает 10% экономически активного населения. Малый бизнес является одним из наиболее гибких секторов экономики, в котором новаторский подход, достаточно высокие темпы роста сочетаются сотносительно небольшими затратами на организацию деятельности. Приоритеты развития малого бизнеса, определенные государством, связаны с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством промышленных и товаров народного потребления, а также оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг. Поэтому развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральной программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ и ряде других документов.[1].Развитие малого и среднего предпринимательства в России до разлада отношений с Европой и санкциями проходило в замедленном темпе, так как в период относительно устойчивой экономики мало граждан было заинтересованно в организации бизнес. Так как заграничные и государственные предприятия, налоговые обременения и порядок регистрации затрудняло организацию и деятельность малых и средних предприятий. Однако нарастание разногласий с остальными странами и введение обоюдных санкций, заставило Россию отказаться от иностранных товаров и заменить их на отечественные.В ответ на данные санкции правительство РФ выработало цель установить свободу предпринимательства внутри страны и активно развивать экономические связи с другими странами для расширения возможностей отечественного бизнеса.Для этого правительству необходимо было создать благоприятные условия для формирования малых и средних предприятий, предприятий производящих некогда импортные товары. Поэтому правительство России начало принимать активные меры в поддержку бизнеса,для обеспечения устойчивости пошатнувшейся экономики. «Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим –свободой предпринимательства, расширением этой свободы –мы должны ответить на те ограничения, которые нам пытаются создать», –заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2015.Одной из ключевых мер по упрощению и поддержке деятельности малого и среднего бизнеса стало решение Роскомнадзора отказаться от усиленных проверок в данной сфере. Роскомнадзор не запланировал на конец 2015начало 2016 года ни одной проверки малого бизнеса, а также минимизировал проверки среднего предпринимательства. В целом объем плановых проверок сократится в более чем 5 раз –с 2805 до 500. При этом объемы систематического наблюдения возрастут на 12%.[2]. Отмечается так же, что ведомство снижает административную нагрузку на бизнес в рамках контрольнонадзорной деятельности и подготовки к переходу на рискориентированную модель контроля и надзора.Так же для упрощениясамой процедуры регистрации Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июня 2016 года внести изменения в законодательство в части предоставлениягражданам возможности зарегистрироваться в режиме «одного окна» в качестве индивидуальных предпринимателей с одновременным приобретением патента. Стоимость патента будет учитывать налоги и обязательные платежи по страховым взносам. Так же эта процедура позволит избежать уклонения от уплаты налогов со стороны предпринимателей.Кроме того поручено внести изменения в законодательство, предусматривающие применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания,исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении допущенных нарушений с выдачей предписания об устранении этих нарушений. Ответственным за исполнение данных изменений был назначен премьерминистр России Дмитрий Медведев.[3].Помимо мер развития малого и среднего предпринимательства отдельное внимание былоотведено развитию отечественно легкой промышленности. Для этого была разработана специальная программа поддержки на 2016 год. Программа содержиткомплекс мер, направленных на государственную поддержку отрасли лёгкой промышленности с учётом тенденций развития этого сектора экономики,а так жестимулирование спроса на отечественную продукцию. Объем финансирования действий и мер предусмотренных программой составляет почти 1,47 млрд рублей.Изменения наделяют правительство правом устанавливать критерии отнесения предприятий лёгкой промышленности к субъектам малого и среднего предпринимательства в целях оказания им государственной поддержки.Реализация данной программы способствуеттехнической и технологической модернизации российских предприятий лёгкой промышленности, стимулированию спроса на отечественную продукцию, увеличению объёма её производства.[4].Эффективность организованным государствоммер по упрощению и интенсификации малого бизнеса можно проследить на всех уровняхза счёт статистических данных обобщённых в таблицах Федеральной налоговой службы.[5].
Таблица 1Индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Наименование субъекта Российской ФедерацииОбщее количество записей о регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, содержащихся в ЕГРИП
На 1.02.2015На 1.01.2016Российская Федерация67 060 33671 651 201Центральный федеральныйокруг14 502 05915 579 586СевероЗападный федеральный округ5 978 1146 380 530Южный федеральный округ8 023 7388 568 664Крымский федеральный округ102 934271 032СевероКавказский федеральный округ3 791 5754 035 642Приволжский федеральный округ15 001 50115 847 903Уральский федеральный округ5 953 4996 320 145Сибирский федеральный округ10 197 65410 937 227Дальневосточный федеральный округ3 509 2623 710 472
Изменения,вызванные данными мерами,так же можно проследить на уровне Краснодарского края. Ониотображаются в данных собранных Территориальным органомФедеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю в период с январяпо сентябрь2015 года.Таблица 2Число малых предприятий и их распределение
по видам экономической деятельности
На 1 октября 2015единицв % к итогуВсего8383100из них:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство3914,7рыболовство, рыбоводство230,3добыча полезных ископаемых490,6обрабатывающие производства114813,7производство и распределение электроэнергии, газа и воды660,8строительство121114,4оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования244229,1гостиницы и рестораны5266,3транспорт и связь4985,9финансовая деятельность350,4операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг150918,0образование240,3здравоохранение и предоставление социальных услуг1962,3предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг2503,0Таблица 3Оборот малых предприятийпо видам экономической деятельности
в действующих ценах
Январьсентябрь 2015млн. рублейв % к итогуВсего459246,5100из них:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство19836,84,3рыболовство, рыбоводство306,80,1добыча полезных ископаемых2420,40,5обрабатывающие производства43500,59,5производство и распределение электроэнергии, газа и воды1464,60,3строительство36824,78,0оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования278847,860,7гостиницы и рестораны14362,83,1
Январьсентябрь 2015млн. рублейв % к итогутранспорт и связь27949,26,1операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг23401,45,1образование154,70,0здравоохранение и предоставление социальных услуг6305,91,4предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг3727,70,8Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.Непосредственно для человека значение малого и среднего бизнеса заключается в увеличении спроса на наемный труд. Даже с учетом того, что инициатор бизнеса возьмет на себя большую часть обязанностей, останется ряд вопросов, для решения которых будет недоставать ни времени, ни, возможно, соответствующей квалификации. Соответственно, организовывая малый и средний бизнес предприятия предоставляют вакантные рабочие места уменьшая число безработных и повышаю общий уровень экономического населения. Значение малого и среднего бизнеса для экономики заключается в увеличении валового продукта и повышении налоговых поступлений. Бизнесмен, учреждая предприятие, выходит на рынок с определенной идеей, реализация которой обеспечивает рост валового продукта региона, а следовательно, и страны. Усиление конкуренции, обеспечивающей развитие экономики и общественный прогресс. С каждым новым предприятием, входящим на рынок, усложняется доступ к необходимым ресурсам и усиливается борьба за потребителя. Таким образом, фирмам приходится оптимизировать процессы, в целях снижения издержек, предоставления лучших условий поставщикам, повышения качества предоставляемых услуг, снижения цен. При определенном уровне конкуренции, для повышения эффективности деятельности бизнесу приходится использовать инновации –нововведения, осуществляемые в целях создания конкурентоспособного преимущества либо совершенствования устоявшегося хозяйственного процесса. Такой бизнес приобретает характер предпринимательства со свойственным ему новаторством и наличием повышенного экономического риска.[6].В данный момент Россия пережила этап сильного упадка экономики и дефицитатоваров, вызванный санкциями, и наладила производство отечественных товаров. Лёгкая промышленность и продукты питания теперь активно производятся ново организованными компаниями и обеспечивают отечественные рынки.Это помогает России с каждым днём становится самостоятельнойстраной,не зависящей отимпортных производителейи относительно спокойно переживающей кризисы.
Ссылки на источники1.Единый информационный инвестиционный портал города Москвы, Какой бизнес считается малым или средним?, (2016 г.). –URL: http://investmoscow.ru/investorguide/smallandmediumbusiness/whichbusinessissmallormedium/2.Новостной бизнес портал, Роскомнадзоррешил в 2016 году не кошмарить малый бизнес, (2015 г.). –URL: http://www.bfm.ru/news/311357
3.Новостной бизнес портал, Путин поручил изменить правила регистрации ИП, (2015 г.). –URL: http://www.bfm.ru/news/3139424.Новостной бизнес портал, Правительство выделит 1,5 млрд на поддержку легкой промышленности, (2015 г.). –URL: http://www.bfm.ru/news/3140665.Федеральная Налоговая Служба России, Отчет по форме № 1ИП (2015 год),(2015г.). –URL: https://www.nalog.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5284059/6.Центр Социально–прогрессивной политики, Значение малого и среднего бизнеса для экономики , (2011 г.). –URL: http://www.cskp.ru/content/10000296/10820/7.Журнал «Российское предпринимательство» № 9 (231) (2013 г.). –URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/28791/8.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Малый и средний бизнес в современной России
Аннотация.В статье рассмотрены экономические последствия введения санкций против России в 2014 году. Обусловлена важность малого и среднего предпринимательства. Меры и программы предпринятые государством для сбалансирования экономики, упрощения организации и деятельности малых и средних предприятий. А так же статистические данные малых и средних предприятий в России, их количественное изменение.Ключевые слова. экономика, малые и средние предприятия, предпринимательство, государственные программы, статистика.
Экономика страны напрямую зависит не только от экономического состояния её основных крупных субъектов, но и в большой степени от объектов малого и среднего предпринимательства. Законодательством РФ утвержден закон от 24.07.2007 № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в 4 статье которого установлено определение понятий малого и среднего предпринимательства, к которым относятся зарегистрированные в установленном государством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав фермерских (крестьянских) хозяйств (КФХ) граждане, потребительские кооперативы и коммерческие организации.Так же субъекты, относящиеся к малому и среднему предпринимательству должны соответствовать ряду критериев,таких как:Средняя численность работников (малое предприятиедо 100 человек включительно; средние предприятияот 101 до 250 человек);Выручка от реализации товаров без учёта НДС за календарный год (малое предприятиене более 800 млн рублей; среднее предприятиене более 2000 млн рублей)Малый и средний бизнес в своей деятельности отвечает потребностям всех сфер экономики России и общим тенденциям развития мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. В большинстве развитых страна мира действует большое количество малых и средних предприятий различного профиля, которые и обеспечивают их экономическое развитие. В таких странах общий вклад малого бизнеса в валовый внутренний продукт (ВВП) превышает 50%. Малые и средние предприятия способствуют созданию благоприятных условий для развития экономики:Развивается конкурентная среда;Идет насыщение рынка товарами и услугами, как на местном уровне, так и в более крупныхмасштабах;Создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую зависит от результатов труда, что повышает заинтересованность всех членовколлектива;Расширяется и быстроизменяется потребительский сектор;Для обеспечения деятельности используетсяместные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы, что повышает экономический уровень субъектов страны.Вклад малого предпринимательства в создание национального продукта (ВНП) России составляет около 12%, а доля занятых не превышает 10% экономически активного населения. Малый бизнес является одним из наиболее гибких секторов экономики, в котором новаторский подход, достаточно высокие темпы роста сочетаются сотносительно небольшими затратами на организацию деятельности. Приоритеты развития малого бизнеса, определенные государством, связаны с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством промышленных и товаров народного потребления, а также оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг. Поэтому развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральной программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ и ряде других документов.[1].Развитие малого и среднего предпринимательства в России до разлада отношений с Европой и санкциями проходило в замедленном темпе, так как в период относительно устойчивой экономики мало граждан было заинтересованно в организации бизнес. Так как заграничные и государственные предприятия, налоговые обременения и порядок регистрации затрудняло организацию и деятельность малых и средних предприятий. Однако нарастание разногласий с остальными странами и введение обоюдных санкций, заставило Россию отказаться от иностранных товаров и заменить их на отечественные.В ответ на данные санкции правительство РФ выработало цель установить свободу предпринимательства внутри страны и активно развивать экономические связи с другими странами для расширения возможностей отечественного бизнеса.Для этого правительству необходимо было создать благоприятные условия для формирования малых и средних предприятий, предприятий производящих некогда импортные товары. Поэтому правительство России начало принимать активные меры в поддержку бизнеса,для обеспечения устойчивости пошатнувшейся экономики. «Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим –свободой предпринимательства, расширением этой свободы –мы должны ответить на те ограничения, которые нам пытаются создать», –заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2015.Одной из ключевых мер по упрощению и поддержке деятельности малого и среднего бизнеса стало решение Роскомнадзора отказаться от усиленных проверок в данной сфере. Роскомнадзор не запланировал на конец 2015начало 2016 года ни одной проверки малого бизнеса, а также минимизировал проверки среднего предпринимательства. В целом объем плановых проверок сократится в более чем 5 раз –с 2805 до 500. При этом объемы систематического наблюдения возрастут на 12%.[2]. Отмечается так же, что ведомство снижает административную нагрузку на бизнес в рамках контрольнонадзорной деятельности и подготовки к переходу на рискориентированную модель контроля и надзора.Так же для упрощениясамой процедуры регистрации Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июня 2016 года внести изменения в законодательство в части предоставлениягражданам возможности зарегистрироваться в режиме «одного окна» в качестве индивидуальных предпринимателей с одновременным приобретением патента. Стоимость патента будет учитывать налоги и обязательные платежи по страховым взносам. Так же эта процедура позволит избежать уклонения от уплаты налогов со стороны предпринимателей.Кроме того поручено внести изменения в законодательство, предусматривающие применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания,исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении допущенных нарушений с выдачей предписания об устранении этих нарушений. Ответственным за исполнение данных изменений был назначен премьерминистр России Дмитрий Медведев.[3].Помимо мер развития малого и среднего предпринимательства отдельное внимание былоотведено развитию отечественно легкой промышленности. Для этого была разработана специальная программа поддержки на 2016 год. Программа содержиткомплекс мер, направленных на государственную поддержку отрасли лёгкой промышленности с учётом тенденций развития этого сектора экономики,а так жестимулирование спроса на отечественную продукцию. Объем финансирования действий и мер предусмотренных программой составляет почти 1,47 млрд рублей.Изменения наделяют правительство правом устанавливать критерии отнесения предприятий лёгкой промышленности к субъектам малого и среднего предпринимательства в целях оказания им государственной поддержки.Реализация данной программы способствуеттехнической и технологической модернизации российских предприятий лёгкой промышленности, стимулированию спроса на отечественную продукцию, увеличению объёма её производства.[4].Эффективность организованным государствоммер по упрощению и интенсификации малого бизнеса можно проследить на всех уровняхза счёт статистических данных обобщённых в таблицах Федеральной налоговой службы.[5].
Таблица 1Индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Наименование субъекта Российской ФедерацииОбщее количество записей о регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, содержащихся в ЕГРИП
На 1.02.2015На 1.01.2016Российская Федерация67 060 33671 651 201Центральный федеральныйокруг14 502 05915 579 586СевероЗападный федеральный округ5 978 1146 380 530Южный федеральный округ8 023 7388 568 664Крымский федеральный округ102 934271 032СевероКавказский федеральный округ3 791 5754 035 642Приволжский федеральный округ15 001 50115 847 903Уральский федеральный округ5 953 4996 320 145Сибирский федеральный округ10 197 65410 937 227Дальневосточный федеральный округ3 509 2623 710 472
Изменения,вызванные данными мерами,так же можно проследить на уровне Краснодарского края. Ониотображаются в данных собранных Территориальным органомФедеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю в период с январяпо сентябрь2015 года.Таблица 2Число малых предприятий и их распределение
по видам экономической деятельности
На 1 октября 2015единицв % к итогуВсего8383100из них:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство3914,7рыболовство, рыбоводство230,3добыча полезных ископаемых490,6обрабатывающие производства114813,7производство и распределение электроэнергии, газа и воды660,8строительство121114,4оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования244229,1гостиницы и рестораны5266,3транспорт и связь4985,9финансовая деятельность350,4операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг150918,0образование240,3здравоохранение и предоставление социальных услуг1962,3предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг2503,0Таблица 3Оборот малых предприятийпо видам экономической деятельности
в действующих ценах
Январьсентябрь 2015млн. рублейв % к итогуВсего459246,5100из них:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство19836,84,3рыболовство, рыбоводство306,80,1добыча полезных ископаемых2420,40,5обрабатывающие производства43500,59,5производство и распределение электроэнергии, газа и воды1464,60,3строительство36824,78,0оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования278847,860,7гостиницы и рестораны14362,83,1
Январьсентябрь 2015млн. рублейв % к итогутранспорт и связь27949,26,1операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг23401,45,1образование154,70,0здравоохранение и предоставление социальных услуг6305,91,4предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг3727,70,8Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.Непосредственно для человека значение малого и среднего бизнеса заключается в увеличении спроса на наемный труд. Даже с учетом того, что инициатор бизнеса возьмет на себя большую часть обязанностей, останется ряд вопросов, для решения которых будет недоставать ни времени, ни, возможно, соответствующей квалификации. Соответственно, организовывая малый и средний бизнес предприятия предоставляют вакантные рабочие места уменьшая число безработных и повышаю общий уровень экономического населения. Значение малого и среднего бизнеса для экономики заключается в увеличении валового продукта и повышении налоговых поступлений. Бизнесмен, учреждая предприятие, выходит на рынок с определенной идеей, реализация которой обеспечивает рост валового продукта региона, а следовательно, и страны. Усиление конкуренции, обеспечивающей развитие экономики и общественный прогресс. С каждым новым предприятием, входящим на рынок, усложняется доступ к необходимым ресурсам и усиливается борьба за потребителя. Таким образом, фирмам приходится оптимизировать процессы, в целях снижения издержек, предоставления лучших условий поставщикам, повышения качества предоставляемых услуг, снижения цен. При определенном уровне конкуренции, для повышения эффективности деятельности бизнесу приходится использовать инновации –нововведения, осуществляемые в целях создания конкурентоспособного преимущества либо совершенствования устоявшегося хозяйственного процесса. Такой бизнес приобретает характер предпринимательства со свойственным ему новаторством и наличием повышенного экономического риска.[6].В данный момент Россия пережила этап сильного упадка экономики и дефицитатоваров, вызванный санкциями, и наладила производство отечественных товаров. Лёгкая промышленность и продукты питания теперь активно производятся ново организованными компаниями и обеспечивают отечественные рынки.Это помогает России с каждым днём становится самостоятельнойстраной,не зависящей отимпортных производителейи относительно спокойно переживающей кризисы.
Ссылки на источники1.Единый информационный инвестиционный портал города Москвы, Какой бизнес считается малым или средним?, (2016 г.). –URL: http://investmoscow.ru/investorguide/smallandmediumbusiness/whichbusinessissmallormedium/2.Новостной бизнес портал, Роскомнадзоррешил в 2016 году не кошмарить малый бизнес, (2015 г.). –URL: http://www.bfm.ru/news/311357
3.Новостной бизнес портал, Путин поручил изменить правила регистрации ИП, (2015 г.). –URL: http://www.bfm.ru/news/3139424.Новостной бизнес портал, Правительство выделит 1,5 млрд на поддержку легкой промышленности, (2015 г.). –URL: http://www.bfm.ru/news/3140665.Федеральная Налоговая Служба России, Отчет по форме № 1ИП (2015 год),(2015г.). –URL: https://www.nalog.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5284059/6.Центр Социально–прогрессивной политики, Значение малого и среднего бизнеса для экономики , (2011 г.). –URL: http://www.cskp.ru/content/10000296/10820/7.Журнал «Российское предпринимательство» № 9 (231) (2013 г.). –URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/28791/8.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"