Организация методической работы и управление ею в колледже

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нартова И. А. Организация методической работы и управление ею в колледже // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1416–1420. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86303.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации методической работы и управления ею в колледже. Автор предлагает компетентностную модель методической системы колледжа, новую модель профессиональной компетентности преподавателя колледжа, которые позволяют оптимизировать методическую работу.
Комментарии
Бурякова О. В., 2016-12-27 15:13:06 #
Интересует возможность использования следующих форм методической работы: http://eshkola.22web.org/docs/index.php?doc=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.htm
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нартова Ирина Анатольевна,магистр кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ "СевероКавказский федеральный университет"г.Ставропольnartova66@yandex.ru

Организация и управление методической работой в колледже

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и управления методической работой в колледже. Автор предлагает компетентностную модель методической системы колледжа, новую модель профессиональной компетентности преподавателя колледжа, которые позволяют оптимизировать методическую работу.Ключевые слова:методическая работа, компетентностный подход, компетентностная модель.

Качество образования в современном учреждении среднего профессионального образованияобеспечивается при условии применения в системе методической работы компетентностного подхода, что предполагает готовность педагога к реализации содержания образования, основанного на формировании ключевых компетенций.Методическая работа в государственном масштабе предполагает оказание практической помощи педагогам с целью совершенствования их методической деятельности по сопровождению учебного процесса. Основные формы методической работы, направленные на повышение качества педагогической деятельности, создают основу для развития системы повышения методической квалификации.В начале XXвека понятия «методическая работа», «методическая служба», «методист» входят в практику общего образования, а различные виды школьной методической работы приходят в профессиональную школу (посещение занятий, самоанализ педмастерства, обмен опытом, пропаганда активных методов, приемов и способов активизации деятельности обучаемых) с целью повышения качества педагогической деятельности, создавая основу для развития системы повышения методического мастерства преподавателей. Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности[1].М.М. Поташник рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта» [6].Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» [5]. В.П. Симонов отмечает, что «методическая работа это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся» [7].Ряд авторов разделяют понятия «методическая работа» и «научно методическая работа», понимая под первой «обязательную составную часть профессионально педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретическиепродукты (разработки, конспекты и т. п.), обеспечивающие педагогические и управленческие действия», а под второй ориентированную на экспериментальное воплощение «необязательную составную часть методической работы» [2;3;8;10].Переход России к постиндустриальной инновационной экономике, основанной на внедрении инновационных промышленных и информационных технологий, ставит задачи подготовки кадров, способных к профессиональной самоорганизации в постоянно изменяющихся производственнотехнологических системах, в ситуациях неопределенности. Третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов, компетентностный подход как стратегия развития профессионального образования требуют быстрой адаптации к новым условиям деятельности для реализации Болонских соглашений; знаний критериев отбора учебного материала; способов проектирования творческой деятельности студентов вузов; методического сопровождения учебного процесса, что усложняет методическую работу преподавателей вуза [9].Феномен методической работы прошел в своем развитии достаточно длительный путь, постепенно расширяя и наращивая свое содержание. При этом на протяжении долгого времени методическая работа сводилась в традиционном понимании к таким направлениям, как самообразование и профессиональное развитие, повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, направленным на совершенствование и обеспечение успешности учебно воспитательного процесса.В соответствии с программой развитияГосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»было проведено комплексное диагностическое исследование с целью изучения реального состояния педагогической и методической систем колледжа, их ресурсов, кадрового и научного потенциала для разработки компетентностной модели педагога,и основанной на компетентностном подходе теоретической модели методической работы в колледже, направленной на развитие профессионального мастерства педагогов. Важное место занимали вопросы готовности коллектива к ведению опытноэкспериментальной работы, принятию новой модели методической работы и использованию современных образовательных технологий. В качестве респондентов выступали все преподаватели профессионального цикла, мастера производственного обучения и преподаватели общеобразовательных дисциплин колледжа.Для изучения отношения педагогического коллектива к состоянию методической работы в колледже респондентам были предложены анкеты: «Оценка методической работы» (Немова Н.В.) и «Успешность методической работы» (Дмитриева В.Г., Клецко Л.С, Яркова И.В., Черноусова Ф.П.), адаптированные применительно к учреждению среднего профессионального образования.При ответе на вопросы анкеты «Оценка методической работы» предлагалось оценить предложенные позиции, характеризующие состояние методическойработы в колледже.В целом большинство респондентов выставило достаточно высокую оценку методической работе в колледже.

Вместе с тем, анализ представленных ответов позволяет обратить внимание на наиболее слабые позиции в организации и содержании методической работы, отмеченные наиболее низкими оценками со стороны педагогов (на фоне или в сравнении с другими позициями):1)отсутствие оригинальных и результативных формметодической работы;2)недостаточная роль методической работы в формировании умений педагогического анализа и планирования, включение в педагогический поиск, творчество и опытноэкспериметальную деятельность.При этом следует отметить, что наблюдается (по ответам респондентов) более высокое и требовательное отношение к методической работе со стороны преподавателей общественных дисциплин, в то время, как со стороны мастеров характерна определенная отстраненность в участии в методической работе колледжа.Вместе с тем, преподавателями дана высокая самооценка позиции «цель и задачи методической работы объективно необходимы и ясны», что подтверждает их ожидания в отношении совершенствования организации и содержания методической работы в колледже, а также собственную готовность к более активному участию в ней. Позитивно отмечен и микроклимат на уровне кафедр.Анкета «Успешность методической работы» определяла субъективное отношение респондентов к общеколледжной и собственной методической деятельности и самообразованию. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:1)субъективный уровень оценки методической работы в колледже педагогическим коллективом достаточно высок, в целом отношение коллектива к методической системе колледжа и ее руководителям позитивное, что обеспечивает поддержку в проведении мероприятий по дальнейшему совершенствованию указанного направления деятельности;2)характер представленных ответов членов коллектива характеризует высокий уровень самооценки методической компетентности, при этом, как подтверждение, недостаточно высок уровень притязаний по ее развитию;3)несмотря насубъективно завышенные оценки, коллектив отмечает и позиции, требующие решения в системе методической работы, в ходе эксперимента: разнообразить формы методической работы, добиться их продуктивности, практической направленности, «сервисности».В целях изучения профессиональной готовности к применениюв колледже современных образовательных технологийбыла предложена адаптированная анкета Л.В. Зевиной«Изучение профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий»,предлагающая самоанализ педагогами уровней своих теоретических и практических знаний и умений по семи наиболее существенным блокам, отражающим указанную готовность: содержание своего предмета; традиционная методика преподавания; знание методов обучения; вариативные виды работ; методы педагогических исследований; планирование деятельности; анализ.Анализ результатов опроса позволяет отметить следующее:1)в основном педагоги достаточно высоко оценивают имеющийся у них уровень готовности к применению современных педагогических технологий;2)только по трем позициям (определение цели и задач собственной деятельности, определение цели и задач деятельности учащихся, составление планаконспекта учебного занятия) педагогами вообще не дано ни одного отрицательного («нет» или «частично») ответа, что свидетельствует об их абсолютной положительной самооценке данного педагогического умения. Все три связаны с целеполаганием и планированием педагогической деятельности. Исследователи при этом допускают, что такая оценка может носить субъективный характер и определяться рамками имеющихся стереотипов о представлении своей деятельности и ее достижений и не учитывать современных научнопедагогических тенденций;3)десятьпозиций не отмечены ответом «нет», а имеют только отдельные ответы «частично». К ним относятся:содержание своего предмета;традиционная методика преподавания;знание методов проблемного обучения;знание всех вариативных видов работ: контрольных и самостоятельных работ, тестовых заданий, устных опросов;знание методов педагогических исследований: наблюдение, собеседование;анализ контрольной работы.Указанные данные позволяют говорить о том, что по перечисленным позициям респонденты, по собственной оценке, не испытывают серьезных затруднений, и в системе методической работы и самообразования они в основном решены.4) среди «проблемных» зон, по которым наиболее высок процент ответов «нет» и «частично» (указаны только те позиции, где сумма таких ответов составляет более 25% опрошенных), оказались следующие компоненты педагогических технологий:методы: модульного обучения, опережающего обучения, педагогики сотрудничества;методы педагогических исследований: педагогический эксперимент, хронометрирование, рейтинг;планирование: составление плана воспитательной работы, перспективной учебной программы;анализ: итоговый анализ работы и другие виды аналитической деятельности педагога.Следует отметить, что наиболее низкую самооценку педагоги дали себе по показателю «знание методов педагогических исследований», которые в условиях ведения опытноэкспериментальной работы являются важнейшей составляющей деятельности педагогического коллектива.Перечисленные проблемы требуют своего решения и должны найти свое отражение в планировании методической работы в ближайшей перспективе через такие формы, как методические семинары, направление на курсы повышения квалификации, организация обмена опытом, включение вопросов, связанных с технологическим обеспечением образовательного процесса в план внутреннего контроля и др.Для определения уровня подготовленности педагогического коллектива колледжа к ведению опытноэкспериментальной работы была использована анкета «Оценка готовности к осуществлению инновационной, творческой профессиональной деятельности»(Зверева В.И.). В целом, как показывают результаты анкетирования, педагогическому коллективу «Ставропольского регионального многопрофильного колледжа» свойственен средним уровень готовности к осуществлению инновационной, творческой профессиональной деятельности, а, следовательно, и работы в условиях эксперимента. Указанные выводы подтверждают результаты представленных выше опросов о недостаточной методической активности в коллективе, приверженности традиционным технологиям обучения студентов и формам методической работы.При объективном характере ответов на вопросы анкеты можно ожидать следующих вариантов отношения респондентов к опытноэкспериментальной работе:1)активное участие значительной части коллектива в обсуждении проблем, этапов и новшеств, реализуемых в ходе эксперимента, при условии компенсации их дополнительных трудозатрат материальным и моральным стимулированием;

2)пассивное участие (согласие с проводимыми администрацией и инициативной группой действиями, наблюдение за ходом опытноэкспериментальной работы, невмешательство в радикальные изменения). Организованное сопротивление предполагаемым новшествам не ожидается.Для изучения уровня развития мотивационной среды в колледже, то есть системы взаимосвязанных условий, обеспечивающих мотивацию творческой деятельности педагогов, был использован опросник «Оценка мотивационной среды»(Лазарев В.С, Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И.).Формирование таких условий является одной из задач руководителя в работе с педагогическим персоналом, так как обеспечивает в целом и эффективность образовательного процесса.Результаты ответов педагогов представляют сложную структуру условий мотивации и уровня их реализации в экспериментальном образовательном учреждении на констатирующем этапе.Приведем некоторые наиболее значимые результаты, оцененные по 10балльной шкале:большая часть опрошенных педагогов имеет четкие и конкретные цели своей работы;почти все респонденты считают необходимым постоянное профессиональное развитие;в колледже обеспечена свобода в выборе форм и методов преподавания .Критические оценки (менее 5 баллов) отмечены, в основном, в отношении системы морального и материального стимулирования (всего их 10):коллектив не видит связь между повышением квалификации и изменением своего статуса в педагогическом коллективе(0 баллов);коллектив не уверен в справедливости системы поощрения в колледже, не знает, какие поощрения, и за какие результаты приняты в колледже, не надеется на поощрениеза саморазвитие, инновационную творческую работу, не видит связи между ростом квалификации, повышением квалификации и ростом зарплаты;большинство педагогов считают, что об их неудачах будет известно руководству колледжа больше (7,6 балла), чем об успехах(5,7 балла);имеющиеся формы стимулирования не отличаются разнообразием;многие педагоги не имеют достаточно времени для освоения новшеств.При этом анализ ответов показывает и резервы для решения проблемы совершенствования системы мотивации и стимулирования педагогов:преподаватели и мастера в основном способны развивать и совершенствовать свои методы работы и имеют для этого достаточные условия;преподаватели и мастера в основном готовы к творчеству, инновациям.В целом средний балл показывает низкий уровень оценки мотивационной среды колледжа.Учитывая все результаты проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы: 1)в целом коллектив характеризуется достаточно высоким потенциалом и ожиданиями совершенствования методической системы колледжа;2)имеющаяся в колледже система методической работы в неполной степени способствует активному внедрению в образовательный процесс передовых, продуктивных педагогических технологий и эффективных методов современного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование, исследовательские методы в деятельности студентов и самих педагогов и др.);3)отсутствие новых, оригинальных форм методической работы в значительной степени снижает развитие интереса педагогов к научнометодической, творческой деятельности и в целом не способствует росту результативности образовательного процесса;4)существенным пробелом в методической работе является недостаточное внимание к последовательной замене традиционных форм и методов обучения современными технологиями, а также специфике методической работы с педагогами профессионального цикла и мастерами производственного обучения;5)основными средствами решения выявленных в ходе анкетирования педагогов проблем могут стать их активное вовлечение в опытноэкспериментальную, научноисследовательскую деятельность, совершенствование структуры и содержания методической системы колледжа через организацию творческих проблемных групп педагогов, выполнение индивидуальных и групповых научнометодических и исследовательских проектов, а также организацию цикловых методических семинаров с привлечением профессорскопреподавательского состава высшей школы;6)особого внимания в колледже требует проблема развития мотивационной среды учреждения.На основе полученных результатов были изменены требованияк содержанию методической работы в колледже, доказана необходимость создания методической службы в колледже и была создана и апробирована модель методической системы колледжа,которая ориентирована на совершенствование профессиональнометодической компетентности педагогаи имеет следующую структуру:1.Совет колледжа –коллегиальный орган стратегического управления учреждением.2.Педагогический совет колледжа, как высший коллегиальный орган педагогического самоуправления, определяющий стратегию развития и функционирования методической системы образовательного учреждения.3.Методическая служба колледжа –организационная форма методической системы образовательного учреждения, интегрирующая усилия администрации, методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, воспитателей, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в методическом сопровождении образовательного процесса. Цель методической службы –обеспечить действенность системы внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы, направленной на развитие профессионального мастерства педагогов в целях повышения качества образования обучающихся в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.4.Научнометодический совет колледжа (НМС) –коллегиальный, консультативнометодический орган, осуществляющий непосредственное руководство и координацию деятельности методической службы колледжа.5.Информационнометодический центр колледжа (ИМЦК) –центр инновационной, опытноэкспериментальной, творческой, сервиснометодической деятельности педагогов, их корпоративного общения и саморазвития;организационная форма взаимодействия методической и социальнопсихологопедагогической деятельности,в структуре которого созданы отделы:опытноэкспериментальный, информационнометодический, информационноиздательский, консультационнодиагностический, аттестации и повышения квалификации;организована работа Служб:мониторинга качества образования и его условий, компьютерного обеспечения и библиотеки колледжа, социальнопсихологопедагогического сопровождения образовательного процесса и его участниковОсновные задачи ИМЦК:

определение приоритетных направлений развития колледжа (совместно с Советом колледжа и педагогическим советом), организация работы по реализации решений педагогического совета по методическим вопросам;координация опытноэкспериментальной работы в колледже, инновационной деятельности педагогов, организация научнометодической и творческой деятельности педагогов и обучающихся;координация деятельности профессиональных методических формирований;организация работы по развитию профессиональной компетентности педагогов; изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;экспертнодиагностическое и информационноаналитическое обеспечение образовательного процесса;подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию учебновоспитательной деятельности колледжа, повышению качества образования;оказание методической помощи педагогам и другим специалистам колледжа;разработка и коррекция учебных планов колледжа на основе реализуемых ФГОС нового поколения, экспертиза рабочих программ и дидактических материалов педагогов и др.Восновукомпетентностной модели методической системы колледжа, новаямодель профессиональной компетентности преподавателя колледжа,внедрение которой и стало одной из основных и важнейших задач экспериментальной работы в колледже, определены формы методической работы по развитию (саморазвитию) базовых компетенций преподавателя. В модельной структуре профессиональной компетентности преподавателя колледжа выделены следующие компетенции:

коммуникативная;психологопедагогическая;методическая; предметная;исследовательская;готовность к саморазвитию;Инновации в образовании лавинообразно нарастают, в процессе поиска работоспособного механизма их восприятия, осмысления и использования, в колледже были созданы профессиональные объединения педагогов кафедры, творческие временные команды, школа передового опыта, психологопедагогический консилиум, лаборатория «Исследователь», школа «Диалог», психологическая гостиная; организована работа восьми творческих проблемных групп: «Формирование психологической компетентности педагогов колледжа», «Управление самостоятельной работой студентов», «Повышение информационной компетентности педагога», «Реализация компетентностного подхода на учебных занятиях и во внеурочной деятёльности преподавателей», «Компетентностный подход в оценивании качества образования», «Реализация компетентностного подхода в воспитательной деятельности», «Технология модульнокомпетентностного обучения в профессиональном образовании», «Компетентностный подход на уроках производственного обучения».Разработанная модель реализуется не только через профессиональные объединения педагогов, но и постояннодействующий практический семинар, открытые уроки, мастер классы, которые помогают педагогам «здесь и сейчас» участвовать в апробации продуктивных методов, моделировать содержание уроков, осваивая и используя современные технологии.В повышении профессиональной компетентности педагога важную роль играют педагогические состязания, прежде всего конкурсы педагогического мастерства: «Преподаватель года», «Мастер года», «Самый классный классный», участие в педагогическом театре. Сегодня конкурс проходит, открыто, гласно. Его победителям и участникам вручаются ценные призы, денежные премии. Конкурс повышает престиж учительской профессии, профессиональную компетентность педагогов.Проводимые в колледже педсоветы носят обучающий, деятельностный характер, проводятся в нетрадиционной форме. Педагоги колледжа делятся опытом работы с коллегами. В настоящее время завершено оборудование информационно методического центра, в котором педагогам и студентам созданы условия для самообразования, предоставляются услуги Интернет, создан виртуальный электронный методическийкабинет.Заинтересовать людей работать значит реализовать планы. Заинтересовать преподавателейв профессиональном развитии значит надолго обеспечить успех в развитии всей образовательной организации.

Ссылки на источники1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.2.Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научнометодической работы // Методист. 2010. №1. С.2527.3.Габдулхаков Р.О. Научных критериях оценки качества методической работы в современной школе /Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 4. С. 44 50.4.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. –М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 160 с. 5.Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999. 176 с.6.Поташник М.М. Эксперимент в школе организация и управление. М., 1991. 214 с.7.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ –ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3е изд., испр. и доп. –М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.8.Слезкова Т.И. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. №4. С. 482483.9.Соловова Н.В. Реформирование методической работы в высшей школе //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 100109.10.Дружинин В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. Курган: ИРОСТ, 2011. 138с.