Профессиональные и психологические характеристики государственных аудиторов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ибраева А. С. Профессиональные и психологические характеристики государственных аудиторов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1441–1445. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86308.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования требований к профессиональным качествам и личностным характеристикам государственных аудиторов. Систематизированы профессиональные и психологические качества, которыми должен обладать государственный аудитор на основании требований, представленных в нормативных источниках.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ибраева Алина Серыковна,магистрант ФГБОУ «Новосибирскийгосударственныйуниверситет экономики и управления«НИНХ»,г. Новосибирскalinochkaibraeva@mail.ru

Профессиональныеи психологические характеристики

государственныхаудиторов

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования требований к профессиональным качествам и личностным характеристикам государственных аудиторов. Систематизированыпрофессиональныеи психологические качества, которыми должен обладать государственный аудиторна основании требований, представленных в нормативных источниках.Ключевые слова:государственный аудитор, этические нормы, психологические качества, профессиональные компетенции, квалификация.

Государственный аудит специфичная сфера деятельности, основной задачей которой является осуществление независимого объективного публичного контроля деятельности органов власти. Государственный аудитор работает на стыке различных областей знаний: менеджмента, учета, финансового анализа, юриспруденции, современных информационных технологий в сфере экономики. Деятельность государственных аудиторов является интеллектуальной, ответственной, компетентной и высокопрофессиональной. К такимспециалистам предъявляются особые требования в части профессионального поведения и психологических характеристик.Формализация правил поведения аудиторов объясняется тем, что данная профессия причисляется к числу общественно значимых. Необходимостисоблюдения аудиторами этических принципов в настоящее время уделяется все большее внимание.В Российской Федерации регулирование этических принципов поведения профессиональных бухгалтеров и аудиторов осуществляется двумя документами: Кодексом этики профессиональных бухгалтеров членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) и Кодексом профессиональной этики аудиторов. Данные документы разработаны на основе на Кодексе этики Международной федерации бухгалтеров, поэтому базовыеэтические принципы поведения в них едины: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Перечисленные Кодексы описывают такжеугрозы нарушения этических принципов поведения и меры предосторожности по их минимизации или устранению [5, с. 111].Следует отметить, что всфере деятельности государственных аудиторов этическое регулирование профессионального поведения регламентировано не столь детально. Оно осуществляется посредством норм Международного кодекса поведения государственных должностных лиц[1], Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [2], а также нормативными актами отдельных контрольноревизионных органов (Федерального казначейства, Счетной палаты). Указанные нормативные акты содержат информацию общего характера, что осложняет практическое применение содержащихся в них норм.Исследование актуальных нормативных источников показывает, что в современной России ни на государственном, ни на профессиональном уровне не установлены однозначные требования к профессиональным качествам и психологическим характеристикам лиц, занимающихся деятельностью в области государственного аудита. Однако, содержание нормативных актов позволяет составить относительно системное описание профессиональных и психологических качеств государственного аудитора.На деятельность государственного аудитора влияют как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы это общественные отношения, моральнопсихологический климат, а также уровень развития общества в целом. Субъективные факторы это, прежде всего, смысл, вкладываемый аудитором в профессиональную деятельность, в свои конкретные поступки и действия, а также знания о средствах, способах, условиях достижения поставленных целей. Адекватное отношение предполагает не только точность восприятия и понимания аудита, но и верный эмоциональный настрой, отношение к обществу и самому себе [6, c. 210].Для профессии государственного аудиторахарактерно то, что его профессиональные качества тесно переплетаются с личностными психологическими качествами.

Совокупность профессиональных и психологических качеств государственных аудиторов отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 –Совокупность профессиональных и психологических качеств государственных аудиторов

Одно из ключевых требований к государственному аудитору –его квалификация. Нормами ст. 10 гл. IIКодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации установлен принцип регулярного повышения квалификации служащих и поддержки ее на уровне, необходимом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей [3]. Данное требование обоснованно может быть отнесено Качества государственного аудитораПрофессиональныеКвалификация, в т.ч. профессиональная компетентностьОтветственностьБеспристрастностьСоблюдение конфиденциальностиДоброжелательное и уважительное отношение к коллегамДобросовестностьЛичные психологическиеЧестность и порядочностьТерпимость, уважение к контактным аудиториям, недопустимость недолжного поведения, устойчивость настроенияСтремление к самореализации и самоутверждениюПринципиальностьОтрицание возможности использовать профессиональное положениеВнимательность, тщательность выполнения обязанностейк государственным аудиторам.Содержание категории «квалификация государственных аудиторов» должно включать в себя, прежде всегокомпетентность, под которой следует понимать способность в практической работе к эффективной и результативной деятельности на основе специальных профессиональных знаний[6, c. 112]. Понятие «компетентность государственных аудиторов» трактуется в нескольких нормативных актах:

в ст. 2 гл. IМеждународного кодекса поведения государственных должностных лиц[1] содержится указание на то, что любое государственное должностное лицо, которым в частности является государственный аудитор, в обязательном порядке должно быть компетентно, в том числе в сфере законодательства;

вПравилах профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, указано, чтогосударственные аудиторы должны стремиться к поддержанию гражданским служащим профессиональных знаний и навыков на уровне, позволяющем обеспечивать предоставление уполномоченным лицам достоверной, объективной и точной информации о деятельности объекта проверки, а также в осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий добросовестно и в соответствии с действующими в Федеральном казначействе стандартами в области контроля и аудита [4].Таким образом, можно утверждать, что содержание профессиональной компетентности государственных аудиторов включает:

определенные теоретические и научнопрактические знания в сфере законодательства, экономики, социальных закономерностей, психологии и прочих областей (так, государственным аудиторам необходимы знания в сферезаконодательства, трудового, налогового, хозяйственного права, ценообразования, специфики денежного обращения, знания о методах хозяйствования, особенностях и закономерностях развития рыночной экономики и государственных органов);

потенциал личных качеств, позволяющийуспешно выполнять свои служебные обязанности и функции;

определенный набор профессиональных навыков.Одно из важнейших профессиональных качеств, которые должны быть присущи государственному аудитору –ответственность. Ответственность государственного аудитора выражается в сознательной готовности отвечать за свои действия и обосновать свои выводы по осуществляемым аудиторским мероприятиям [4].Среди важнейших требований к профессиональным качествам государственного аудитора можно назвать:

доброжелательность к сослуживцам –аудиторы должны быть лояльны к коллегам;

беспристрастность –под ней следует понимать способность аудитора объективно оценивать полученные в результате проверки факты;

соблюдениетребований конфиденциальности –ни при каких обстоятельствах аудитор не может использовать в личных целях конфиденциальную информацию.Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих содержит указание на то, что государственные служащие (что в полной мере можно отнести к государственным аудиторам), сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваныисполнять должностные обязанности добросовестно [2]. Об этом же свидетельствуют нормы Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации (ст. 10 гл. IIуказанного Кодекса) [3].Следует признать, чтодобросовестному государственному аудитору, как профессионалу, присущи осторожность, предусмотрительность и при этом порядочность при осуществлении тех или иных профессиональных действий.В связи с тем, что интересы проверяющих и проверяемых субъективно противоречивы, требования к личным и психологическим качествам государственного аудитора имеют столько же важное значение, как к его профессиональным характеристикам.Ключевые психологические характеристики личности государственного аудитора –честность и порядочность –заключаются в избегании мошенничества и обмана в отношении с коллегами и клиентами.Важные психологические качества государственного аудитора, которые представляется возможным установить из анализа норм Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: терпимость и уважение к контактным аудиториям, способность воздержаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении профессиональных обязанностей [2]. Помимо этого, в профессиональной деятельности государственный аудитор должен избегать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение [2, 3]. Государственные аудиторы должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с контактными аудиториями [2].Согласно нормам Международного кодекса поведения государственных должностных лиц[1], государственные аудиторы, как государственные должностные лица, должны быть внимательны, справедливы и беспристрастны при выполнении своих функций.Они не должны оказывать неправомерного предпочтения какойлибо группе лиц или отдельному лицу, не должны допускать дискриминации по отношению к какойлибо группе лиц или отдельному лицу и не должны злоупотреблять иным образом предоставленными им полномочиями и властью.На основании данного документа представляется возможным так же установить тот факт, что государственный аудитор не приемлет использование своего официального положения для неподобающего извлечения личных выгод или личныхили финансовых выгод для своей семьи (ст. 4 гл. IIМеждународного кодекса поведения государственных должностных лиц).Государственный аудитор –служащий государственной структуры. Следовательно, психологические характеристики его личности могут быть описаны с опорой на психологический портрет государственного служащего. Государственный аудитор с силу стремленияк самореализации, нацелен на практическое применениесвоих личных и профессиональных качеств. Самореализация –проявление своей индивидуальности, завоевание авторитета и общественного признания, построение успешной карьеры. Способом проявления самореализациивыступает его профессиональное самоутверждение, определяемое степенью выраженности потребности государственного аудиторав данной профессиональной деятельности, его профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой и интернальностью в сфере профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоутверждения государственный аудиторстремится к выявлению зоны личностной ответственности и ответственной самореализации, объединяя потенциал своей личности с тем, что позитивно несет в себе его профессия для оптимального осуществления деятельности.Неудовлетворенность государственного аудиторахарактером реализации своих профессиональных притязаний способна влиятьна функционирование ценностносмысловой и мотивационной сферы, определяя специфические дефициты процесса профессиональной деятельности.

Требование объективности прослеживается в следующем принципе служебного поведения, установленного в ст. 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих:«исключать действия, связанные с влиянием какихлибо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей» [2].Личностные моральные установки государственного аудитора не должны позволять ему пользоваться недолжным образом государственными денежными средствами, собственностью, услугами или информацией, полученной ими при исполнении или в результате исполнения ими своих служебных обязанностей, для осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими официальных функций [1].В этом проявляется отрицание возможности использовать профессиональное положение.Следует добавить, что профессиональный государственный аудитор должен быть внимательным, усидчивым и проявлять должную тщательность при осуществлении своих обязанностей. Также он должен быть аккуратным, так как обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе проверки. Особенно хотелось бы отметить такие качества, как независимость, беспристрастность и честность. Это качества, которые поддерживают высокую репутацию профессии и приверженность государственного аудитора профессиональному долгу.В силу специфики профессиональной деятельности государственных аудиторов, специалисты в данной области должны обладать устойчивостью в настроении, быть невосприимчивыми к давлению системы, иметь способность адекватно реагировать на конфликтные ситуации и со своей стороны не проявлять конфликтности и раздражительности в критических условиях. Психологические особенности личности государственного аудитора должны обеспечивать ему способность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов,предупреждению коррупции [3]. Подводя итог, следует указать, что требования, предъявляемые к государственным аудиторам, могут быть представлены следующим образом:

определенная компетентность на основании особых знаний, требуемых государственным аудиторам для осуществления профессиональной деятельности; умения и навыки в области аудиторской деятельности в государственной сфере; аналитические способности.Ключевые психологические свойства государственного аудитора, которые могли бы способствовать развитию его профессиональных навыков, могут быть представлены следующим образом:

сдержанность;

уравновешенность;

честность и порядочность;

объективность.

Приведенная в статье систематизация профессиональных и психологических качеств государственных аудиторов может быть использована в процессе создания функциональных описаний должностей государственного аудита, разработки профессиональных требований и социальнопсихологических оснований соответствия государственного аудитора занимаемой должности. Это способнооказать помощь в повышении учета индивидуальных и социальных свойств каждой личности, занимающей должности в системе государственного аудита, что в свою очередь позволит наиболее рационально подбирать кадры, добиваться максимальной трудовой отдачи, обеспечит психологическое и соматическое здоровье служащих.

Ссылки на источники1.Международный кодекс поведения государственных должностных лиц(Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года N 51/59)[Электронный ресурс]. –URL: http://docs.pravo.ru/document/view/17295186/14927535/(дата обращения 18.02.2016 г.)2.Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21) // Бюллетень «Официальные документы в образовании». –2011. –№ 36.3.Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации(утвержден Приказом Счетной палаты РФ от 08.12.2011 г. № 122)[Электронный ресурс]. –URL: http://www.ach.gov.ru/activities/anticorruption/normativelegalacts/audit_office/Приказ от 08 12 2011 г № 122 (с измен ).pdf (дата обращения 18.02.2016 г.).4.Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия (утверждены Приказом Федерального казначейства от 21.10.2011 г. № 472)[Электронный ресурс]. –URL: http://www.roskazna.ru/dokumenty/inayadeyatelnost/protivodeystviekorruptsii/vedomstvennyenormativnyepravovyeakty/30658/?sphrase_id=325804(дата обращения 18.02.2016 г.).5.Кузьмина Т.М. Обеспечение соблюдения этических принципов поведения профессиональными бухгалтерами и аудиторами// Новаянаука: Опыт, традиции, инновации. 2015. №1. С. 111113.6.Степашин С. В. Аудит эффективности как важнейшая форма государственного финансового контроля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/chairman/?id=217.