Особенности интеллектуального развития учащихся различных образовательных учреждений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павловец Г. Г., Кузнецова В. А., Курмоярова Я. Э. Особенности интеллектуального развития учащихся различных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1491–1495. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86319.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме особенностей интеллектуального и личностного развития подростков, обучающихся в различных образовательных учреждениях: общеобразовательной школе, физико-математическом лицее и лицее искусств. Проведен сравнительный анализ качественных и количественных различий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузнецова Вероника Андреевна,студентка второго курса психологопедагогического факультета СОГПИ, Владикавказ,veronika.bulavinova@mail.ru

Курмоярова ЯнаЭдуардовна,студентка второго курса психологопедагогического факультета СОГПИ, Владикавказ,ya.mads@yandex.ru

Павловец Галина Григорьевна,к.псх.н., доцент кафедры психологии ГБОУ ВПО "СевероОсетинский государственный педагогический институт", г. Владикавказ;g_pav@mail.ru

Особенности интеллектуального развития учащихся различных образовательных учреждений

Аннотация.Статья посвящена проблеме особенностей интеллектуального и личностного развития подростков, обучающихся в различных образовательных учреждениях: общеобразовательной школе, физикоматематическом лицее и лицее искусств. Проведен сравнительный анализ качественных и количественных различий. Ключевые слова:интеллект, интеллектуальное развитие, подростковый возраст, личностные особенности, образовательные учреждения.

Проблема интеллекта, интеллектуального развития, факторов, обуславливающих интеллектуальное развитие человека, издавна интересовала представителей различных наук, научных дисциплин. История развития психологии интеллекта, в основном, концентрируется вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, развития интеллектуальных способностей, о связи интеллекта и способностей человека. Долгое время в истории психологии существовало двамнения относительно интеллекта: либо человек рождается умным, либо нет [1].Великий древнегреческий философ и ученый Аристотель (384 –322 до н.э.) выдвинул в свое время интересную идею относительно одаренности. Он считал, что одаренность зависит от осязания, то есть от тонкости этого чувства, при этом «люди с плотным телом не одарены умом, люди же с мягким телом одарены умом» [2].В 1883 году английский психолог и антрополог Френсис Гальтон так сформулировал идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формировании суждений и осуществления интеллектуальной деятельности» [3].Сегодня существуют различные теории интеллекта и интеллектуального развития человека.Проблеме интеллекта посвящены трудытаких ученых, какЧ. Спирмен, Ж. Пиаже, Дж. Гилфорд, Р. Кэттелл, Дж. Брунер, Э.П. Торренс, Б.Г. Ананьев и др.

Проблема интеллекта, интеллектуального развития личностизанимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний,информации,которые им нужно усвоить; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.Можно выделить несколько позиций в понимании психологической природы интеллекта [4].Интеллект —общая способность, определяющая успешность выполнения любых задач (когнитивных, социальных). Под способностью понимаются:когнитивные способности, различающиеся разной степенью специфичности для конкретной деятельности;способность к системной организации целого, с мгновенным выявлением основного проблемного противоречия исходной ситуации;способность к самостоятельному приобретению новых знаний;адаптационная способность.В структуре интеллекта различают врожденные способности, независимые от степени приобщенности к культуре, и приобретенные в ходе социализации знания и умственные навыки. Врожденные способности сводятся к психофизиологическим свойствам центральной нервной системы. Приобретенные знания и умственные навыки являются мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.Особый интерес в плане анализа интеллектуального развития представляет подростковый возраст. В этот период складывается особая ситуация развития: формируется теоретическое (понятийное,. формальное) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуального развития подростка и в то же время активно идут процессы полового созревания, которые в некоторой степени могут тормозить интеллектуальное развитие подростков. Возникает основное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, это сензитивный период для развития интеллекта, но, с другой стороны, именно на этом этапе развития интеллекта отмечается снижение темпа интеллектуального развития. Наличие данного противоречия делает актуальным исследование интеллектуального развития на всем протяжении подросткового возраста.Особенностью современной школьной ситуации учащихся является наличие разнообразных образовательных учреждений (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий с различным уклоном обучения). Многочисленные научные исследования подтвердили тот факт, что на развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы, поэтому развитие интеллекта ребенка можно целенаправленно стимулировать. Престиж образования в нашей стране в настоящее время неуклонно возрастает. Многие родители, определяя своего ребенка в школу, интересуются статусом образовательного учреждения, возможностью дать ребенку углубленные знания по определенным предметам. В нашей стране общеобразовательные учреждения делятся на три типа: школа, лицей, гимназия.Как правило школа реализует общеобразовательные программы начального, общего и основного общего образования. Средняя образовательная школа может быть с углубленным изучением отдельных предметов, такие школы иногда именуют спецшколами. Основной задачей таких школ является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельным предметам. Это является основным отличием спецшколы отгимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. Гимназии, как правило, обеспечивают дополнительную подготовку по предметам гуманитарного профиля. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физикоматематическому и др.).Образовательная среда учебного заведения представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для еедуховнонравственного, эстетического, интеллектуального развития.Поэтому можно предположить, что реализация разных образовательных программ в различных учебных заведениях может особым образом влиять на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.С целью изучения особенностей интеллектуального развития подростков учащихся различных образовательных учреждений нами было проведено эмпирическое исследования, направленное на изучение актуального состояния уровня интеллектуального развития учащихся и их личностных особенностей. Исследование проводилось на базе трех образовательных учреждений г. Владикавказа: МБОУ СОШ № 46, Республиканский физикоматематический лицейинтернат(РФМЛИ), ГОУ Республиканский лицей искусств. Всего в исследовании приняло участие 54 человека -- учащихся 8х классов, из них девочек

39, мальчиков 15 человек. Возраст испытуемых 1314 лет.Выбор образовательных учреждений был обусловлен их спецификой: общеобразовательная школа, физикоматематический лицей, с углубленной программой изучения математики и физики и лицей искусств, имеющий два направления в подготовке учащихся музыкальное и художественное.В качестве методов исследования были использованы две психологические методики: опросник Кеттелла,диагностирующийличностные и интеллектуальные качества и тест Д. Векслера,исследующийневербальную шкалу интеллекта, зрительномоторную скорость, свойства внимания, восприятия, координации. Нами был использован субтест «Шифровка», который является наиболее комплексным тестом невербальной шкалы, диагностирующим свойства внимания, восприятия, координации, а также зрительномоторную скорость.Анализ результатов тестирования учащихся по методике Д. Вексера позволил выявить количество учащихся в каждом классе с высоким, средним и низким уровнем интеллектуального развития. Таблица 1Соотношение учащихся различных образовательных учреждений по степени интеллектуального развития в %

Уровень интеллектуального развитияМБОУ СОШ № 46РФМЛИЛицей искусстввысокий21,442,128,6средний57,242,166,6низкий21,415,84,8

Как следует из таблицы 1, среди учащихся РФМЛИ самый большой процент подростков с высоким уровнем интеллектуального развития, а среди учащихся Лицея искусств самый низкий процент учащихся с низким уровнем интеллектуального развития.Среди испытуемых учащихся общеобразовательной школы самый высокий процент учащихся с низким уровнем интеллектуального развития и количество учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития самое низкоепо трем группам испытуемых. В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированностьумственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, неслучайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных), приводит к активному развитию математических способностей ребенка [5].Математика это особый язык и даже особый мир, в который мы, тем не менее «наведываемся» по сотне раз на дню когда ходим в магазин, готовим обед, звоним по телефону, моем полы, купаем ребенка и т. д. Более того, стоит нам вытянуть вперед руки и взглянуть на пальцы, мы уже оказываемся в мире математики [6, c.157].Существуют такжеисследования,свидетельствующие о влиянииискусства на интеллектуальное,эмоциональное, творческое развитие личности ребенка. Так, например, на основе исследования Дж. Бертон, Р. Хоровиц и Х. Абелес было сделано заключение о том, что узкосфокусированная программа, в которой нет предметов искусстваили им уделяется мало внимания. оказывает негативныйэффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношение к жизни в целом[7].Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. полагают, что искусство и его эстетические функции оказывают сложное полимотивационное воздействие на развитие ребенка, на формирование его психики, высших психических функций, т.е. на развитие мозга [8].На основании проведенного сравнительного анализа уровней интеллектуального развития подростков учащихся различных образовательных учреждений, мы можем сделать вывод о влиянии предметной подготовки на интеллектуальное развитие личности учащегося: занятия математикой и искусством способствуют интеллектуальному развитию личности.Анализ результатов теста Кеттелла позволил нам сравнить личностные особенности учащихся различных образовательных учреждений, имеющий высокий уровень интеллектуального развития.Таблица 2Показатели личностных особенностей учащихся различных образовательных учреждений, имеющих высокийуровень интеллектуального развития

Факторы по КеттеллуОбщеобразовательная школа, средние значенияРФМЛИ,средние значенияРазница средних значенийЗначимость различийА10,67,03,61,3C10,05,05,02,4*D10,011,51,50,7E7,37,00,30,2F11,39,02,30,9G10,09,50,50,2H8,09,31,30,6I8,79,00,30,1J6,78,31,60,2O6,07,01,01,1Q24,75,30,60,2Q36,09,53,51,1Q48,78,50,20,1

Сравнительный анализ результатов показывает, что значимыеразличия среди группы подростков с высоким уровнем интеллектуального развития, обучающихся в общеобразовательной школе и физикоматематическом лицее, были выявлены только по фактору C(при p≤0,05).

Подростки учащиеся общеобразовательной школы имеют более высокую степень эмоциональной устойчивости чем подростки учащиеся физикоматематического лицея. Таблица 3Показатели личностных особенностей учащихся различных образовательных учреждений, имеющих высокий уровень интеллектуального развития

Факторы по КеттеллуОбщеобразовательная школа, средние значенияЛицей искусств, средние значенияРазница средних значенийЗначимость различийА10,68,02,61,3C10,05,34,72,1D10,09,60,40,1E7,310,63,32,4*F11,311,00,30,1G10,09,01,00,3H8,08,000I8,79,60,90,7J6,78,01,30,9O6,08,62,61,1Q24,78,03,32,4*Q36,09,63,32,4*Q48,78,00,70,3

Сравнительный анализ результатов показывает, что значимые различия среди группы подростков с высоким уровнем интеллектуального развития, обучающихсяв общеобразовательной школе и лицее искусств, были выявлены по факторамЕ, Q2 и Q3 (при p≤0,05). Подростки учащиеся лицея искусств более независимы, склонны принимать собственные решения, действовать самостоятельно, предпочитают собственное мнение и решение, нежели подростки общеобразовательной школы. Для них характерен более высокий контроль поведения, соответствующий образу своего Я, имеют устойчивые интересы.

Таблица 4Показатели личностных особенностей учащихся различных образовательных учреждений, имеющих высокий уровень интеллектуального развития

Факторы по КеттеллуРФМЛИ,средние значенияЛицей искусств, средние значенияРазница средних значенийЗначимость различийА7,08,01,00,5C5,05,30,30,2D11,59,61,91,0EI7,010,63,62,0F9,011,02,00,8G9,39,50,20,2H9,38,01,30,8I9,09,60,60,4J7,08,01,00,9O8,58,60,10,1Q25,38,02,51,8Q39,59,60,10,1Q48,58,00,50,2

Сравнительный анализ результатов показывает, что значимые различия среди группыподростков с высоким уровнем интеллектуального развития, обучающихся в физикоматематическом лицее и лицее искусств выявлены не были.Наиболее высокие значения у подростков лицея искусств имеют факторыE(10,6) и F(11,0), а у подростков физикоматематического лицея фактор D(11,5).Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: Образовательные программы,реализуемые в различных учебных заведениях,влияют на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. В нашем исследованииполучилось, что среди учащихся РФМЛИ был выявлен самый высокий процент подростков с высоким уровнем интеллектуального развития, далее следуют подростки Лицея искусств и завершают эту группу подростки общеобразовательной школы. Отсюда следует, что физикоматематические дисциплины больше всего способствуют интеллектуальному развитию в подростковом возрасте.

Среди учащихся Лицея искусств был выявлен самый низкий процент учащихся с низким уровнем интеллектуального развития. Отсюда следует, чтомузыкальное и художественное образование также способствуют интеллектуальному развитию в подростковом возрасте. Проблема особенностей интеллектуального и личностного развития в подростковом возрасте и факторов, влияющих на этот процесс. в настоящее времяостается актуальной и нуждается в комплексном изучении этого явления.

Ссылки на источники1. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996 –т.1.2. Штейнбах Ж.Э. Психология творчества: учебное пособие. –СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 20011. –211 с.3.Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2002 г.4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. —Ростов н/Д: Феникс, 1983.168 с.

5. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. –352 с.6. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? –СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. –287 с7. Burton J.,HorowitzR., Abeles H. Leaning In and Through the Arts. N.Y.: Columbia University Press, 20018. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: 1991.