О некоторых актуальных аспектах «цивилизованного образа жизни»
Выпуск:
ART 86320
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волошин
Д.
А.,
Макашова
А.
В. О некоторых актуальных аспектах «цивилизованного образа жизни» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1496–1500. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86320.htm.
Аннотация. В статье определены критерии цивилизации как определенного уровня социальной организации, совокупности высоких стандартов социальной связи и взаимодействия. «Цивилизованный» образ жизни раскрыт в парадигме «социабельности» – как воплощение ценности человеческого общения. Цивилизация определена не только как модель общественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и как совокупность ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения. В связи с этим перечислены и основные трудности и угрозы, с которыми на сегодняшний день сталкивается такая универсальная детерминация, как «цивилизованный» образ жизни.
Ключевые слова:
культура, цивилизация, цивилизованный образ жизни, цивилизационная самоидентификация
Текст статьи
Макашова Анастасия Викторовна,студентка 2го курса исторического факультетаАрмавирского государственного педагогического университетаAnastasia.Makaschowa2012@yandex.ru
Научный руководительВолошин Дмитрий Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университетаvoloschindim@mail.ru
О некоторых актуальных аспектах «цивилизованного образа жизни»
Аннотация. В статье определены критерии цивилизации как определенного уровня социальной организации, совокупности высоких стандартов социальной связи и взаимодействия. «Цивилизованный» образ жизни раскрыт в парадигме «социабельности» как воплощениеценности человеческого общения.Цивилизация определена не только как модельобщественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и как совокупность ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения. В этой связи перечислены и основные трудности и угрозы, с которыми на сегодняшний день сталкивается такая универсальная детерминация, как «цивилизованный» образ жизни.
Ключевые слова:цивилизация, цивилизованный образ жизни, культура, цивилизационная самоидентификация.
Состояние «цивильности», равно как и критерии соответствующего образа жизни, все это темы, о которые было сломано немало копий в многовековых интеллектуальных баталиях… И в то же время, реалии современности не позволяют нам говорить о безоговорочной победе и повсеместном утверждении пресловутого «цивилизованного образа жизни». И государства догоняющего развития здесь ни при чем, речь идет о произошедшей девальвации данного образа в казалось бы развитыхстранах. Подчас складывается мнение, что населениеблагополучной Европыивовсе не дорожит достигнутым качеством жизни, с радостью и распростертыми объятиями принимая то, что способно их низвергнуть, так сказать, «по неразумению»если не сейчас, то в обозримом будущем это точно. Что стоит за этой самоубийственной беспечностью? Неужели блага цивилизации и десятилетия сытой жизни оказали столь анестезирующее действие на сознание людей, сначала потерявших чувство реальности, а вслед за этим и чувство страха? Как высоко человек может преуспеть в обустройстве комфортного образа жизни, прежде чем утратит инстинкт самосохранения? Все это вопросы риторические, вариантов ответов на них сотни, комбинаций взаимосвязей и взаимозависимостей не меньше.Тем не менее, смысл обращения к некоторым особо актуальным сегодня моментам, сохраняется. Общепринято считать: цивилизованный образ жизни это совокупность материальных, культурных, социальных благ, которые отличают любое индустриальное|постиндустриальноеобщество отдоиндустриального. Например, это различие между Европой (втом числе иРоссией) и«неразвитыми» африканскими странами. ВРоссии цивилизованный образ жизни стал достоянием всего общества всоветский период; а в период постсоветский, активно пронизанный процессами клерикализации, складывается весьма парадоксальная ситуация вотношении кцивилизованному образу жизни православных жестокая критика «потребительской цивилизации» немешает многим изних стремится кблагам этой цивилизации (!)[1]. Что же касается общеизвестных определений цивилизации, то, как правило, они сводятся к перечислению соответствующей совокупности признаков. И именно наличие/отсутствие данных признаков позволяет судить о степени «цивилизованности» жизни и повседневных практик того или иного общества. В числе признаков активно обсуждаемых, например, в археологической литературе, фиксирующей реальные (материальные) показатели изменений в обществе по отношению к обществу первобытному (а цивилизация при всех различиях ее понимания всегда противопоставляется обществу первобытному, если исключить применения термина к истории человечества в целом). В частности, на конкретном вещественном материале, известный американский ученый Г. Чайлд, связывая цивилизацию с городом и поэтому с городской революцией, выделил следующие признаки цивилизации: наличие города; определенный уровень развития (интенсивной) экономики, предполагающей не простой обмен, а торговлю; выделение ремесленников; налоги, наличие привилегированных классов; государство;письменность; определенные зачатки науки; появление искусства. Эти признаки активно обсуждаются на протяжении многих лет (они дискутировались, в частности на симпозиуме 1958 г. в Чикаго, в контексте проблем древнейшего города и его признаков на Международном семинаре в Лондоне в 1972 г.). В число обязательных показателей было введено появление религии как таковой при выделении институтов храма жреческого «сословия», демографические показатели и т.д. На многочисленных конференциях различного уровня, включая международные, в специальных работах, посвященных цивилизации, тема определения этого феномена всегда оставалась и остается дискуссионной. Различие ее определений может быть проиллюстрировано, например, такими примерами.Что отличает цивилизованное состояние от нецивилизованного?Очевидно, это черты, характеризующие именно современные общества Западной Европы:развитие коммерческих навыков;наличие «механических искусств»;наличие регулярного управления и судопроизводства;отношение к государству не как к общности людей, но как к территории, обустроенной и улучшенной ее владельцами;следование договорам и соблюдение формальных норм даже в состоянии войны. По определению А. Ничифоро«Цивилизация это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в: 1) материальной жизни;2) интеллектуальной жизни;3) моральной жизни;4) политической и социальной организации рассматриваемой группы». По У. Адамсу, «цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянная армия, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство» [2].Как видно из приведенных и многих других (число которых значительно) сходных определений цивилизации, в числе важных характеристик перечисляются те, которые перекликаются с вышеназванными признаками цивилизации, предлагаемыми Г. Чайлдом. В принципе можно обозначить десятки разных определений, в большей или меньшей степени подчеркивающих для цивилизации соответствующий уровень исторического развития общества, а именно как противостоящего уровню первобытного общества. И в этом плане основные показатели, фиксируемые этими определениями, четко увязываются с хорошо известными характеристиками цивилизации Моргана и Энгельса, давших определение цивилизации как исторически нового, по отношению к первобытному, состояния и уровня исторического развития общества.В целом, в большинстве случаев все основные показатели, выделяемые для цивилизации, практически связываются с новой природой Социума. В какойто степени это суммируется в следующем определении. «С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству, отмечается в Международной энциклопедии социальных наук». И это принципиально важный момент в характеристике цивилизациии цивилизованных повседневных практик. Так или иначе, но цивилизованный образ жизни тесно коррелируетс критериальными показателями, заложенными в ключевых определенияхцивилизации. Например:◦Цивилизация есть понятие, синонимичное социуму. Согласно французскому историку Л.Февру, это равнодействующая сил материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных, воздействующих в данный отрезок времени в данной стране на сознание людей. ◦Цивилизация определённый уровень развития обществаили общество, достигшее определённого этапа в своем развитии.Соответственно, цивилизованный образ жизни подразумевает высокий уровень культуры, создающий величайшие ценности не только духовной, но и материальной культуры.
◦Цивилизация это западное гражданское общество. Здесь ставится знак равенства между цивилизацией и современным типом общественного устройства, характерным для высокоразвитых стран Запада и других регионов, достигших передового уровня технологического развития, вошедших в «информационное» общество, внедривших гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие как общества в целом, так и отдельной личности. Такая трактовка термина «цивилизация» сохраняется на протяжении двух столетий, хотя накоплены знания и разработаны концепции о многообразии культур и цивилизаций.◦Цивилизация это понятие, синонимичное прогрессу, как количественному ростудостиженийв сфере материальнотехнической, средств коммуникации. В подобном ракурсе «цивилизованный образ жизни» являет собой набор «продвинутых» информационных и экономическихформ деятельности.◦Цивилизация это хорошо организованное, гуманистически устроенное общество, в котором обеспечены основные права личности. В этом ракурсе «цивилизованный образ жизни»напоминает полуутопический проект социального устройства, в котором максимально учтены интересы всех его страт и категорий.◦Цивилизация это материальная культура, противопоставляемая духовной. Это своего рода изнанка культуры, и «цивилизованный образ жизни»это набор материальных атрибутов «культурности» людей.◦Цивилизация социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов. ◦Цивилизация это основная типологическая (то есть различающая) единица развития. Л. И. Семенникова, предлагающая подобную трактовку, дает следующее определение: «Цивилизация это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социальнополитической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
◦Цивилизация это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, проявившее себя во всемирной истории или существующее и в настоящее время; присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценностии принципы жизнестроения самобытность. «Цивилизованный образ жизни» не обязательно должен содержать все названные признаки, однако отсутствие сразу нескольких из них позволяет говорить и об отсутствии этого самого образа жизни. Во всех остальных случаях«Цивилизованный образ жизни» тот образ жизни, что гарантирует человеку минимальную защищенность и обеспечивает его (человека) эффективное использованиена благо общества и себя самого.Основываясь на вышеназванных концептуальных определениях,можно выделить следующие признаки цивилизованного образа жизни:1) Наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества.2) Наличие письменности, без которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности.3) Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением временицивилизации приходят к письменной фиксации свода законов. Писаное право отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи признак нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм рудимент клановых, родовых отношений.4) Определенный уровень гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном цивилизационном обществе у какихто людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законыне допускают варварских бесчеловечных действий. Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, буддизма, христианства, ислама, иудаизма.Какого же человека можно назвать живущим цивилизованно? Н. В. Мотрошилова[3]предлагает следующие варианты:1) Цивилизованный человек обязательно труженик и созидатель. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда,его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая, таким образом, опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность. Пусть он и не владеет собственно научными и высшими техническими знаниями, но испытывает к ним интерес и уважение. Такой индивид не может позволить себе, пренебрегая первоосновой цивилизованности, производить никому не нужные или вредные товары; не может, органически не способен разбазаривать, пускать на ветер то, что создано не только его собственным трудом, но и усилиями других людей. Ибо он уважает, бережет чужой труд и чужую собственность не менее чем плоды своего труда и свое достояние.2) Цивилизованный человек особенно в современных условиях, тяготеет к тому, чтобы быть демократическим индивидом и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность есть органическое продолжение, а также предпосылка свободной и инициативной трудовой деятельности. Цивилизованному человеку свойственны естественная гордость за свои нацию, народ, страну, стремление трудом и талантом служить им. Вместе с тем подлинная цивилизованность несовместима с некритическим отношением к их истории и современному бытию, с унижением других наций, народов, с националистической агрессивностью. Цивилизованный человек осторожно и ответственно выбирает группы, ассоциации, объединения, в которые вступает; он категорически и решительно противостоит кровопролитиям, насилию, разрушительным конфликтам.3) Цивилизованный человек стремится и умеет обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобства, комфорт повседневной жизни нужны ему как воздух. Потребности цивилизованного человека развиты, богаты, тонки, разнообразны, но он стремится умерять их, делать разумно достаточными.Определенное сходство критериев цивилизованности мы находим у В. К. Бакшутова[4]:1) Цивилизованный человеки цивилизованное общество, производят больше, чемпотребляют. Эта «прибавка» является материальной и духовной основой восходящего, прогрессивного развития человека и человечества.2) Цивилизованный человеки цивилизованное общество всегда занимают оборонительную, охранительную внешнюю и внутреннюю политику. 3) Цивилизованный человеки цивилизованное общество относятся к вещам по принципу Теренция «я предпочитаю не иметь ничего лишнего», поскольку лишние вещи это орудиерастлениячеловека, которое ведет его к духовному вырождению, к «озверению», к психологии и практике дикаря и варвара. Современная цивилизациявыступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. В философии второй половины XX в. важнейшим системообразующим элементом понимания сущности цивилизации рассматриваются ее технологические характеристики, принципиально отличающиеся от культуральных характеристик жизни. Научнотехнический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность выступают как реализация «формальной рациональности» в развитии духа, подчиняющая себе все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а развитие техники и экономики становится субстанциональной основой и универсальным критерием цивилизованности.Характерно: с течением времени признаки цивилизованного образа жизнистали более многочисленными и многообразными, объединявшими очень широкий круг обществ (наличие городов, классовое расслоение, концентрация власти, лояльность к налогообложению, общественное разделение труда, внешняя торговля, письменность, развитость наук, изобразительное искусство, монументальная архитектура).С другой стороны произошла своего рода унификация требований к подобного рода образу жизни; он стал стандартизирован в силу обретения наднационального статуса.«Цивилизованно» живут те культурные общностилюдей,которыеосвоили и цивилизовалибольшое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство. Явления, приписываемые такому образу жизни (государствои государственность, города, торговля, глубокая стратификация на экономической основе, техникотехнологический потенциал) в своей совокупности, а также по реальному содержанию и значению, объективно обусловливают прорыви прогресс.Это своего рода скачок в историческом выполнении социальной эволюции, имеющий всеобщий смысл и нарушивший саму структуру процесса последней. Сформировалось новое состояние социальности в целом и поэтому все формы и уровни, все так называемые локальные цивилизации и культурноисторические типы осуществляются в структурно новом потоке движения Социума, в исторически новом пространстве, где тенденция движения определяется структурносущностными характеристиками цивилизации, объективно определяющими историческое состояние общества, выделяя новую его стадию.Как отмечает Е. В. Сайко, стадии в этом плане придается особый конкретный смысл как принципиально новому исторически определенному (а не просто новому уровню исторического развития) состоянию, связанному с исторически новыми характеристиками природы социальности[5].Главный признак цивилизации соответствующего ей образа жизни идентичность. Идентифицировать «цивилизованный образ жизни» можно наличием общих черт объективного порядка, такихкак язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации.При этом культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.Цивилизационная идентичность это наиболее широкая и обобщенная категория в ряду иных социокультурных идентичностей этнонациональной, конфессиональной, социальнополитической, региональной и т.п.[6].Место цивилизационной самоидентификации в исторической науке, общественной жизни и искусстве во многом определяется ролью исторического воображения, без которого она невозможна. Человеку свойственно отождествлять себя не только с собственным телом и сознанием, но и опосредованно с той или иной общностью (родом, религиозной конфессией, государством, цивилизацией). При этом ценность собственной жизни утверждается через иные ценности, представляющиеся более высокими[7].Вести цивилизованный образ жизни способен лишь носитель идеала цивилизации. И в этом кроется главная опасность ибо он приписывает своей культуре роль цели исторического развития. Образы всех других народов при этом упрощаются и подвергаются экзотизации. Идентификация себя с цивилизацией посредством соответствующего образа жизни и повседневных практикволейневолей чревата формированием излишне позитивного собственного образа. В результате образ внешней социальной реальности схематизируется, символически принижается, становится какимто несерьезным, а потому и не опасным. Р. Полен обозначил четыре мифа, которые лежат в основании европейской цивилизационной самоидентификации:1) Миф основополагающего значения науки (на деле «речь не идет больше о знании, ориентированном на понимание; речь идет главным образом о знании, ориентированном на деятельность и власть»);2) Миф о христианских ценностях как основе цивилизации (на деле это «могущество для могущества... ускорение технического прогресса становится причиной и основанием самого себя»); 3)«Миф прогресса» (на деле это стремление к росту потребления за счет духовного развития); 4) «Эгалитаристский миф» (порожденный борьбой с беспорядком, выступающий средством успокоения масс). Как показывает исторический опыт, «цивилизованный образ жизни» подчас пронизан нарциссистскими тенденциями, он рано или поздно от свободы ведет к вседозволенности, от традиций к моде, от цели к средствам. «Цивилизованный образ жизни» секуляризируетобраза мира,претворяя бесчисленные светские утопии в сферу социальных отношений. Идеал цивилизации как воплощение ценности человеческого общения (социабельности, которая считалась не свойственной «варварам») побуждает к возвышению цивилизованного человека и его окружения,кэстетизации городской среды его обитания, а вместе с ней и бытовой среды. Итак, цивилизация определяется как важнейшая характеристика общества, как его качество и представляет собой единую социоприродную целостность, которая характеризуется соответствующим способом производства, определенной степенью развития материальной и духовной культуры, определенной системой ценностных установок и ориентиров, а также специфическим характером взаимоотношений общества с окружающей средой. Цивилизация характеризуется не только моделью общественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и совокупностью ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения[8].
Цивилизованный образ жизни предполагает господство «культуры»над «натурой». «Зовприроды»при таком образе жизни преобразуется и ориентируется в том направлении, которое задается культурными формами общественного бытия и разумными способами существования.Насколько «цивилизованный образ жизни» сегодня приобрел черты универсальной детерминации, хорошо прослеживается в том, что «...содной стороны суверенные государства постепенно утрачивают часть своих экономических и политических полномочий, которыми они обладали. С другой очевиден процесс возрождения идентичности во многих регионах мира» [9]. Это противоречие между «потребностями универсальных глобальных ценностей и требованием сохранить свою самобытность и определяет направление социальных изменений в нашем глобализирующемся мире.И в этой парадигмеразвития планетарной цивилизацииследование «цивилизованному образу жизни» отнюдь не всегда подразумевает переформатирование прежней идентичности, не требует обязательной смены места жительства. «Люди сами добровольно переходят под знамена другой цивилизации»[10].И в этом отношении современнаяглобализация противоречива: она бросает исторический вызов локальным цивилизациям, а «цивилизационная идентичность превращается сегодня в один из главных ресурсов обеспечения свободы и безопасности страны, сохранения и развития ее самобытности в условиях нарастающих перемен» [11].
*
**Итак, «цивилизованный образ жизни» квинтэссенция исмысл существования любой цивилизации. «Цивилизованный образ жизни» это одновременно и процесс и результат. Является ли его достижение итогом сверхусилийнародацивилизатора, либо оно зиждитсяна порабощении колониальных территорий вопрос второстепенный и конкретноисторический. Вне зависимости от наличия тех или иных «скелетов в шкафу», несомненно одно: «жить цивилизованно» это и достояние и достижение. Хотя... цивилизованный образ жизничасто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, тиранией техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.К тому же, «цивилизованный образ жизни»это величина скорее «переменная», нежели «постоянная».И заметить этот инверсивный переход от одного состояния к другомув современном мире, охваченном труднопрогнозируемой энтропией хаоса, не так уж легко. Скорее даже невозможно.Стадия «цивилизованного образа жизни» не имеет четких начального и конечного пунктов, она не обладает континуальностью, а протекает вформе сдвигов (вперед назад).Цивилизованный образ жизни невозможен без «культурной зоны», которую он упорядочивает. Такая «культурная зона» имеет свой центр, ядро, свои границы и окраины,периодически становящиеся объектом внешней, не всегда цивилизованной экспансии. Между тем, все большее количество ученых говорят о том, что самые значительные конфликты ближайшего будущего развернутся вдоль умозрительных линий разломамежду цивилизованным образом жизни одних и желанием воспользоваться его благами других. Эти «другие»не осознают себя в собственном историческом контексте; к сожалению, уних нет своего настоящего, которым бы следовало дорожить. Они логически и символически олицетворяютнецивилизованность, а их путь в цивилизацию может иметь для последней весьма фатальные последствия.
Ссылки на источники1. Волошин Д. А. Цивилизация. Варваризация. Исторический процесс. Армавир: РИО АГПА, 2015. 100 с. С. 24.2. Волошин Д. А. Указ. соч. С. 25.3.Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М.: ИФ РАН, 2007. 268 с. С. 3234. 4. Бакшутов В. К. Борьба цивилизаций с варварством. Екатеринбург: Издво Урал. федерал. унта, 2012. 418 с. С. 1112.5. Сайко Э. В. Цивилизация в пространственновременном континууме социальной эволюции и проблема ее системного слома // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003. С. 1626.6. Кондаков И. В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. С. 282304. С. 282. 7. Ионов И. Н. Цивилизационная самоидентификация как форма исторического сознания //Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2007. С. 169187. С. 169.8. Трегуб С. В. Цивилизационная идентичность современной России: к постановке проблемы // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2008. № 2. Выпуск № 11. М.: Издво МГОУ. 166 с. С. 8591. С. 88. 9. Залесский Б. Л. Идентичность на стыке цивилизационных общностей в динамике межцивилизационногодиалога // Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации: международная молодежная научная конференция (10 марта 2011 г., Минск) / Национальная библиотека Беларуси. Минск, 2011. С. 148153. С. 148. 10. Громыко Ю.В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире // Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. М.: АРКТИ, 2006. С. 49. 11. Подр. см.: Трегуб C. B. Указ. ст. С. 8591.
Научный руководительВолошин Дмитрий Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университетаvoloschindim@mail.ru
О некоторых актуальных аспектах «цивилизованного образа жизни»
Аннотация. В статье определены критерии цивилизации как определенного уровня социальной организации, совокупности высоких стандартов социальной связи и взаимодействия. «Цивилизованный» образ жизни раскрыт в парадигме «социабельности» как воплощениеценности человеческого общения.Цивилизация определена не только как модельобщественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и как совокупность ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения. В этой связи перечислены и основные трудности и угрозы, с которыми на сегодняшний день сталкивается такая универсальная детерминация, как «цивилизованный» образ жизни.
Ключевые слова:цивилизация, цивилизованный образ жизни, культура, цивилизационная самоидентификация.
Состояние «цивильности», равно как и критерии соответствующего образа жизни, все это темы, о которые было сломано немало копий в многовековых интеллектуальных баталиях… И в то же время, реалии современности не позволяют нам говорить о безоговорочной победе и повсеместном утверждении пресловутого «цивилизованного образа жизни». И государства догоняющего развития здесь ни при чем, речь идет о произошедшей девальвации данного образа в казалось бы развитыхстранах. Подчас складывается мнение, что населениеблагополучной Европыивовсе не дорожит достигнутым качеством жизни, с радостью и распростертыми объятиями принимая то, что способно их низвергнуть, так сказать, «по неразумению»если не сейчас, то в обозримом будущем это точно. Что стоит за этой самоубийственной беспечностью? Неужели блага цивилизации и десятилетия сытой жизни оказали столь анестезирующее действие на сознание людей, сначала потерявших чувство реальности, а вслед за этим и чувство страха? Как высоко человек может преуспеть в обустройстве комфортного образа жизни, прежде чем утратит инстинкт самосохранения? Все это вопросы риторические, вариантов ответов на них сотни, комбинаций взаимосвязей и взаимозависимостей не меньше.Тем не менее, смысл обращения к некоторым особо актуальным сегодня моментам, сохраняется. Общепринято считать: цивилизованный образ жизни это совокупность материальных, культурных, социальных благ, которые отличают любое индустриальное|постиндустриальноеобщество отдоиндустриального. Например, это различие между Европой (втом числе иРоссией) и«неразвитыми» африканскими странами. ВРоссии цивилизованный образ жизни стал достоянием всего общества всоветский период; а в период постсоветский, активно пронизанный процессами клерикализации, складывается весьма парадоксальная ситуация вотношении кцивилизованному образу жизни православных жестокая критика «потребительской цивилизации» немешает многим изних стремится кблагам этой цивилизации (!)[1]. Что же касается общеизвестных определений цивилизации, то, как правило, они сводятся к перечислению соответствующей совокупности признаков. И именно наличие/отсутствие данных признаков позволяет судить о степени «цивилизованности» жизни и повседневных практик того или иного общества. В числе признаков активно обсуждаемых, например, в археологической литературе, фиксирующей реальные (материальные) показатели изменений в обществе по отношению к обществу первобытному (а цивилизация при всех различиях ее понимания всегда противопоставляется обществу первобытному, если исключить применения термина к истории человечества в целом). В частности, на конкретном вещественном материале, известный американский ученый Г. Чайлд, связывая цивилизацию с городом и поэтому с городской революцией, выделил следующие признаки цивилизации: наличие города; определенный уровень развития (интенсивной) экономики, предполагающей не простой обмен, а торговлю; выделение ремесленников; налоги, наличие привилегированных классов; государство;письменность; определенные зачатки науки; появление искусства. Эти признаки активно обсуждаются на протяжении многих лет (они дискутировались, в частности на симпозиуме 1958 г. в Чикаго, в контексте проблем древнейшего города и его признаков на Международном семинаре в Лондоне в 1972 г.). В число обязательных показателей было введено появление религии как таковой при выделении институтов храма жреческого «сословия», демографические показатели и т.д. На многочисленных конференциях различного уровня, включая международные, в специальных работах, посвященных цивилизации, тема определения этого феномена всегда оставалась и остается дискуссионной. Различие ее определений может быть проиллюстрировано, например, такими примерами.Что отличает цивилизованное состояние от нецивилизованного?Очевидно, это черты, характеризующие именно современные общества Западной Европы:развитие коммерческих навыков;наличие «механических искусств»;наличие регулярного управления и судопроизводства;отношение к государству не как к общности людей, но как к территории, обустроенной и улучшенной ее владельцами;следование договорам и соблюдение формальных норм даже в состоянии войны. По определению А. Ничифоро«Цивилизация это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в: 1) материальной жизни;2) интеллектуальной жизни;3) моральной жизни;4) политической и социальной организации рассматриваемой группы». По У. Адамсу, «цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянная армия, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство» [2].Как видно из приведенных и многих других (число которых значительно) сходных определений цивилизации, в числе важных характеристик перечисляются те, которые перекликаются с вышеназванными признаками цивилизации, предлагаемыми Г. Чайлдом. В принципе можно обозначить десятки разных определений, в большей или меньшей степени подчеркивающих для цивилизации соответствующий уровень исторического развития общества, а именно как противостоящего уровню первобытного общества. И в этом плане основные показатели, фиксируемые этими определениями, четко увязываются с хорошо известными характеристиками цивилизации Моргана и Энгельса, давших определение цивилизации как исторически нового, по отношению к первобытному, состояния и уровня исторического развития общества.В целом, в большинстве случаев все основные показатели, выделяемые для цивилизации, практически связываются с новой природой Социума. В какойто степени это суммируется в следующем определении. «С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству, отмечается в Международной энциклопедии социальных наук». И это принципиально важный момент в характеристике цивилизациии цивилизованных повседневных практик. Так или иначе, но цивилизованный образ жизни тесно коррелируетс критериальными показателями, заложенными в ключевых определенияхцивилизации. Например:◦Цивилизация есть понятие, синонимичное социуму. Согласно французскому историку Л.Февру, это равнодействующая сил материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных, воздействующих в данный отрезок времени в данной стране на сознание людей. ◦Цивилизация определённый уровень развития обществаили общество, достигшее определённого этапа в своем развитии.Соответственно, цивилизованный образ жизни подразумевает высокий уровень культуры, создающий величайшие ценности не только духовной, но и материальной культуры.
◦Цивилизация это западное гражданское общество. Здесь ставится знак равенства между цивилизацией и современным типом общественного устройства, характерным для высокоразвитых стран Запада и других регионов, достигших передового уровня технологического развития, вошедших в «информационное» общество, внедривших гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие как общества в целом, так и отдельной личности. Такая трактовка термина «цивилизация» сохраняется на протяжении двух столетий, хотя накоплены знания и разработаны концепции о многообразии культур и цивилизаций.◦Цивилизация это понятие, синонимичное прогрессу, как количественному ростудостиженийв сфере материальнотехнической, средств коммуникации. В подобном ракурсе «цивилизованный образ жизни» являет собой набор «продвинутых» информационных и экономическихформ деятельности.◦Цивилизация это хорошо организованное, гуманистически устроенное общество, в котором обеспечены основные права личности. В этом ракурсе «цивилизованный образ жизни»напоминает полуутопический проект социального устройства, в котором максимально учтены интересы всех его страт и категорий.◦Цивилизация это материальная культура, противопоставляемая духовной. Это своего рода изнанка культуры, и «цивилизованный образ жизни»это набор материальных атрибутов «культурности» людей.◦Цивилизация социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов. ◦Цивилизация это основная типологическая (то есть различающая) единица развития. Л. И. Семенникова, предлагающая подобную трактовку, дает следующее определение: «Цивилизация это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социальнополитической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
◦Цивилизация это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, проявившее себя во всемирной истории или существующее и в настоящее время; присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценностии принципы жизнестроения самобытность. «Цивилизованный образ жизни» не обязательно должен содержать все названные признаки, однако отсутствие сразу нескольких из них позволяет говорить и об отсутствии этого самого образа жизни. Во всех остальных случаях«Цивилизованный образ жизни» тот образ жизни, что гарантирует человеку минимальную защищенность и обеспечивает его (человека) эффективное использованиена благо общества и себя самого.Основываясь на вышеназванных концептуальных определениях,можно выделить следующие признаки цивилизованного образа жизни:1) Наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества.2) Наличие письменности, без которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности.3) Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением временицивилизации приходят к письменной фиксации свода законов. Писаное право отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи признак нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм рудимент клановых, родовых отношений.4) Определенный уровень гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном цивилизационном обществе у какихто людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законыне допускают варварских бесчеловечных действий. Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, буддизма, христианства, ислама, иудаизма.Какого же человека можно назвать живущим цивилизованно? Н. В. Мотрошилова[3]предлагает следующие варианты:1) Цивилизованный человек обязательно труженик и созидатель. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда,его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая, таким образом, опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность. Пусть он и не владеет собственно научными и высшими техническими знаниями, но испытывает к ним интерес и уважение. Такой индивид не может позволить себе, пренебрегая первоосновой цивилизованности, производить никому не нужные или вредные товары; не может, органически не способен разбазаривать, пускать на ветер то, что создано не только его собственным трудом, но и усилиями других людей. Ибо он уважает, бережет чужой труд и чужую собственность не менее чем плоды своего труда и свое достояние.2) Цивилизованный человек особенно в современных условиях, тяготеет к тому, чтобы быть демократическим индивидом и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность есть органическое продолжение, а также предпосылка свободной и инициативной трудовой деятельности. Цивилизованному человеку свойственны естественная гордость за свои нацию, народ, страну, стремление трудом и талантом служить им. Вместе с тем подлинная цивилизованность несовместима с некритическим отношением к их истории и современному бытию, с унижением других наций, народов, с националистической агрессивностью. Цивилизованный человек осторожно и ответственно выбирает группы, ассоциации, объединения, в которые вступает; он категорически и решительно противостоит кровопролитиям, насилию, разрушительным конфликтам.3) Цивилизованный человек стремится и умеет обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобства, комфорт повседневной жизни нужны ему как воздух. Потребности цивилизованного человека развиты, богаты, тонки, разнообразны, но он стремится умерять их, делать разумно достаточными.Определенное сходство критериев цивилизованности мы находим у В. К. Бакшутова[4]:1) Цивилизованный человеки цивилизованное общество, производят больше, чемпотребляют. Эта «прибавка» является материальной и духовной основой восходящего, прогрессивного развития человека и человечества.2) Цивилизованный человеки цивилизованное общество всегда занимают оборонительную, охранительную внешнюю и внутреннюю политику. 3) Цивилизованный человеки цивилизованное общество относятся к вещам по принципу Теренция «я предпочитаю не иметь ничего лишнего», поскольку лишние вещи это орудиерастлениячеловека, которое ведет его к духовному вырождению, к «озверению», к психологии и практике дикаря и варвара. Современная цивилизациявыступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. В философии второй половины XX в. важнейшим системообразующим элементом понимания сущности цивилизации рассматриваются ее технологические характеристики, принципиально отличающиеся от культуральных характеристик жизни. Научнотехнический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность выступают как реализация «формальной рациональности» в развитии духа, подчиняющая себе все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а развитие техники и экономики становится субстанциональной основой и универсальным критерием цивилизованности.Характерно: с течением времени признаки цивилизованного образа жизнистали более многочисленными и многообразными, объединявшими очень широкий круг обществ (наличие городов, классовое расслоение, концентрация власти, лояльность к налогообложению, общественное разделение труда, внешняя торговля, письменность, развитость наук, изобразительное искусство, монументальная архитектура).С другой стороны произошла своего рода унификация требований к подобного рода образу жизни; он стал стандартизирован в силу обретения наднационального статуса.«Цивилизованно» живут те культурные общностилюдей,которыеосвоили и цивилизовалибольшое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство. Явления, приписываемые такому образу жизни (государствои государственность, города, торговля, глубокая стратификация на экономической основе, техникотехнологический потенциал) в своей совокупности, а также по реальному содержанию и значению, объективно обусловливают прорыви прогресс.Это своего рода скачок в историческом выполнении социальной эволюции, имеющий всеобщий смысл и нарушивший саму структуру процесса последней. Сформировалось новое состояние социальности в целом и поэтому все формы и уровни, все так называемые локальные цивилизации и культурноисторические типы осуществляются в структурно новом потоке движения Социума, в исторически новом пространстве, где тенденция движения определяется структурносущностными характеристиками цивилизации, объективно определяющими историческое состояние общества, выделяя новую его стадию.Как отмечает Е. В. Сайко, стадии в этом плане придается особый конкретный смысл как принципиально новому исторически определенному (а не просто новому уровню исторического развития) состоянию, связанному с исторически новыми характеристиками природы социальности[5].Главный признак цивилизации соответствующего ей образа жизни идентичность. Идентифицировать «цивилизованный образ жизни» можно наличием общих черт объективного порядка, такихкак язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации.При этом культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.Цивилизационная идентичность это наиболее широкая и обобщенная категория в ряду иных социокультурных идентичностей этнонациональной, конфессиональной, социальнополитической, региональной и т.п.[6].Место цивилизационной самоидентификации в исторической науке, общественной жизни и искусстве во многом определяется ролью исторического воображения, без которого она невозможна. Человеку свойственно отождествлять себя не только с собственным телом и сознанием, но и опосредованно с той или иной общностью (родом, религиозной конфессией, государством, цивилизацией). При этом ценность собственной жизни утверждается через иные ценности, представляющиеся более высокими[7].Вести цивилизованный образ жизни способен лишь носитель идеала цивилизации. И в этом кроется главная опасность ибо он приписывает своей культуре роль цели исторического развития. Образы всех других народов при этом упрощаются и подвергаются экзотизации. Идентификация себя с цивилизацией посредством соответствующего образа жизни и повседневных практикволейневолей чревата формированием излишне позитивного собственного образа. В результате образ внешней социальной реальности схематизируется, символически принижается, становится какимто несерьезным, а потому и не опасным. Р. Полен обозначил четыре мифа, которые лежат в основании европейской цивилизационной самоидентификации:1) Миф основополагающего значения науки (на деле «речь не идет больше о знании, ориентированном на понимание; речь идет главным образом о знании, ориентированном на деятельность и власть»);2) Миф о христианских ценностях как основе цивилизации (на деле это «могущество для могущества... ускорение технического прогресса становится причиной и основанием самого себя»); 3)«Миф прогресса» (на деле это стремление к росту потребления за счет духовного развития); 4) «Эгалитаристский миф» (порожденный борьбой с беспорядком, выступающий средством успокоения масс). Как показывает исторический опыт, «цивилизованный образ жизни» подчас пронизан нарциссистскими тенденциями, он рано или поздно от свободы ведет к вседозволенности, от традиций к моде, от цели к средствам. «Цивилизованный образ жизни» секуляризируетобраза мира,претворяя бесчисленные светские утопии в сферу социальных отношений. Идеал цивилизации как воплощение ценности человеческого общения (социабельности, которая считалась не свойственной «варварам») побуждает к возвышению цивилизованного человека и его окружения,кэстетизации городской среды его обитания, а вместе с ней и бытовой среды. Итак, цивилизация определяется как важнейшая характеристика общества, как его качество и представляет собой единую социоприродную целостность, которая характеризуется соответствующим способом производства, определенной степенью развития материальной и духовной культуры, определенной системой ценностных установок и ориентиров, а также специфическим характером взаимоотношений общества с окружающей средой. Цивилизация характеризуется не только моделью общественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и совокупностью ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения[8].
Цивилизованный образ жизни предполагает господство «культуры»над «натурой». «Зовприроды»при таком образе жизни преобразуется и ориентируется в том направлении, которое задается культурными формами общественного бытия и разумными способами существования.Насколько «цивилизованный образ жизни» сегодня приобрел черты универсальной детерминации, хорошо прослеживается в том, что «...содной стороны суверенные государства постепенно утрачивают часть своих экономических и политических полномочий, которыми они обладали. С другой очевиден процесс возрождения идентичности во многих регионах мира» [9]. Это противоречие между «потребностями универсальных глобальных ценностей и требованием сохранить свою самобытность и определяет направление социальных изменений в нашем глобализирующемся мире.И в этой парадигмеразвития планетарной цивилизацииследование «цивилизованному образу жизни» отнюдь не всегда подразумевает переформатирование прежней идентичности, не требует обязательной смены места жительства. «Люди сами добровольно переходят под знамена другой цивилизации»[10].И в этом отношении современнаяглобализация противоречива: она бросает исторический вызов локальным цивилизациям, а «цивилизационная идентичность превращается сегодня в один из главных ресурсов обеспечения свободы и безопасности страны, сохранения и развития ее самобытности в условиях нарастающих перемен» [11].
*
**Итак, «цивилизованный образ жизни» квинтэссенция исмысл существования любой цивилизации. «Цивилизованный образ жизни» это одновременно и процесс и результат. Является ли его достижение итогом сверхусилийнародацивилизатора, либо оно зиждитсяна порабощении колониальных территорий вопрос второстепенный и конкретноисторический. Вне зависимости от наличия тех или иных «скелетов в шкафу», несомненно одно: «жить цивилизованно» это и достояние и достижение. Хотя... цивилизованный образ жизничасто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, тиранией техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.К тому же, «цивилизованный образ жизни»это величина скорее «переменная», нежели «постоянная».И заметить этот инверсивный переход от одного состояния к другомув современном мире, охваченном труднопрогнозируемой энтропией хаоса, не так уж легко. Скорее даже невозможно.Стадия «цивилизованного образа жизни» не имеет четких начального и конечного пунктов, она не обладает континуальностью, а протекает вформе сдвигов (вперед назад).Цивилизованный образ жизни невозможен без «культурной зоны», которую он упорядочивает. Такая «культурная зона» имеет свой центр, ядро, свои границы и окраины,периодически становящиеся объектом внешней, не всегда цивилизованной экспансии. Между тем, все большее количество ученых говорят о том, что самые значительные конфликты ближайшего будущего развернутся вдоль умозрительных линий разломамежду цивилизованным образом жизни одних и желанием воспользоваться его благами других. Эти «другие»не осознают себя в собственном историческом контексте; к сожалению, уних нет своего настоящего, которым бы следовало дорожить. Они логически и символически олицетворяютнецивилизованность, а их путь в цивилизацию может иметь для последней весьма фатальные последствия.
Ссылки на источники1. Волошин Д. А. Цивилизация. Варваризация. Исторический процесс. Армавир: РИО АГПА, 2015. 100 с. С. 24.2. Волошин Д. А. Указ. соч. С. 25.3.Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М.: ИФ РАН, 2007. 268 с. С. 3234. 4. Бакшутов В. К. Борьба цивилизаций с варварством. Екатеринбург: Издво Урал. федерал. унта, 2012. 418 с. С. 1112.5. Сайко Э. В. Цивилизация в пространственновременном континууме социальной эволюции и проблема ее системного слома // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003. С. 1626.6. Кондаков И. В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. С. 282304. С. 282. 7. Ионов И. Н. Цивилизационная самоидентификация как форма исторического сознания //Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2007. С. 169187. С. 169.8. Трегуб С. В. Цивилизационная идентичность современной России: к постановке проблемы // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2008. № 2. Выпуск № 11. М.: Издво МГОУ. 166 с. С. 8591. С. 88. 9. Залесский Б. Л. Идентичность на стыке цивилизационных общностей в динамике межцивилизационногодиалога // Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации: международная молодежная научная конференция (10 марта 2011 г., Минск) / Национальная библиотека Беларуси. Минск, 2011. С. 148153. С. 148. 10. Громыко Ю.В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире // Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. М.: АРКТИ, 2006. С. 49. 11. Подр. см.: Трегуб C. B. Указ. ст. С. 8591.