Формирование «опорных точек» экономической политики импортозамещения в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солод Т. В., Глущенко А. В., Ли В. С. Формирование «опорных точек» экономической политики импортозамещения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1501–1505. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86321.htm.
Аннотация. В рамках статьи затрагиваются аспекты целесообразности реализации экономической политики импортозамещения на текущем этапе развития народнохозяйственной системы страны. В качестве основы проведения импортозамещения выделены направления формирования «опорных точек», в качестве которых выделены наиболее развитые отрасли российской экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глущенко Анастасия Викторовна,студентка 3 курса ЧОУ ВО Южный университет (ИУБиП)glushenkonastya@ya.ru

Ли ВикторияСергеевна,студентка 3 курса Южный университет (ИУБиП)morafake@gmail.com

Солод Татьяна Валерьевна,научный руководитель к.э.н., доцентtatiana.solod2001@yandex.ru

Формирование «опорных точек» экономической политики импортозамещения в России

Аннотация.В рамках статьи затрагиваются аспекты целесообразности реализации экономической политики импортозамещения на текущем этапе развития народнохозяйственной системы страны. В качестве основы проведения импортозамещения выделены направления формирования «опорных точек» в качестве которыхпредложенынаиболее развитые отрасли российской экономики.Ключевые слова:импортозамещение, народнохозяйственная система, «опорные точки», государственная поддержка, финансирование, инновации, технологии, отрасль.

В современных условиях развития народнохозяйственной системы страны, характеризующихся экономической и политической нестабильностью, санкционными запретами и поиском новых рынков сбыта, роль политики импортозамещения в России резко возросла. Теперь для России это не только сухой термин, это шанс поднять национальную экономику, это возможность загрузить производственные мощности инаконец избавиться от оковимпортозависимостии штампа «ресурсозависимой экономики». Значительно сократившийся поток импортныхтоваров, обнажил насущную проблему странаоказалась не готова заменить даже малуючасть импортной продукции на отечественную. Это касается самых различных отраслей рынка, начинаяпродукциейповседневного спроса, продуктов питания, и заканчивая машиностроением. Импортозависимостьимеет ряд причин и преследует Россию многие годы. В основе усиления зависимости российских предприятий от импорта лежит возникший на постсоветском рынке спрос на продукцию, для производства которой отечественным производителям были необходимы более качественное сырье, материалы, покупные изделия и комплектующие. Иными словами, наодном из уровней производственной цепочки производитель оказался не готов отреагировать на возникший спрос с помощью технологической модернизации (инвестиций в основной капитал) изза отсутствия предпринимательской инициативы и нехватки ресурсов.Тогда, руководством нашей страны и непосредственно предпринимателями было принято решение увеличить импорт зарубежных товаров в Россию. На их взгляд это было выгодное и эффективное решение проблемы. Зачем производить, если можно просто привезти товар в страну и продать сдобавленной наценкой. Импортныетовары итехнологии обходились гораздо дешевле отечественных, огромный ассортимент и простое логистическое обслуживание. В последствии, все это привело к закрытию собственных производств и полной зависимости от импортной продукции.Более того, хотелось бы отметить, что эта стратегическая ошибка, повлекшая за собой полную деиндустриализацию промышленного потенциала,серьезноусугубиласитуацию России в плане технологического уклада. Земная цивилизация в своем развитии прошла целый ряд доиндустриальных и не менее 6ти индустриальных технологических укладов и сейчас развитые страны находятся на 5ом технологическом укладе и усиленно готовятся к переходу в 6ой, что обеспечит им выход из экономического кризиса и развитие в целом.Запоздавшие с переходом страны надолго застрянутв застое. Положение России очень сложное, поскольку мы застряли на стадии «нефтяной иглы», а именно на 4ом технологическом укладе и теперь вынуждены пытаться перескочить сразу в 6ой.Задача архисложная, но возможно при проведении правильной политики импортозамещения, России всетаки удастся справиться с этим бременем и развить технологический уклад страны. На данный момент времени экономика страны находится в ситуации не только снижения темпов роста, что признается на уровне федеральной власти, но и уменьшение ВВП в денежных и абсолютных показателях (табл. 1). Данные приведенные в таблице свидетельствует о снижении темпов роста ВВП страны, при этом стоит отметить, что не все так критично, новнешнее негативное воздействие усугубляетситуацию.Таблица 1Динамика ВВП России

Показатель20102011201220132014 2015Объем ВВП (млрд. руб.)46308,555967,262218,466755,370 97567 569Отношение ВВП к показателю прошлого года (%)104,5104,3103,4101,3100,7

В ситуации, которая сейчас наблюдается на внутреннем рынке страны, действия властей не должны приводить к сокращению объемов инвестиций в экономику. Поскольку при их снижении не стоит рассчитывать на улучшение экономической ситуации, на научнотехнический прогресс и технологическое обновление промышленного производства, на рост производительности труда, на реализацию программы импортозамещения. А при отсутствии всех этих тенденций, не стоит рассчитывать на положительную динамику индекса выпуска продукции и услуг, который сейчас значительно уступает показателям 20102011 годов.В связи с вышесказанным, стоит отметить, что сейчас особо необходимо изучать аспекты стратегического импортозамещения и использовать эту ситуацию, как возможность восстановления сильной и стабильной национальной экономики.[1]Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь вслучае существенного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска продукции внутри страны. Однако невозможно развивать все и сразу, так как потребуется немалое финансирование, которое даст отклик на бюджеты как государственные, так и региональные. В связи с этим, необходимо разработать алгоритм проведения и направленности экономической политики импортозамещения. На наш взгляд, стоит выстроить иерархию отраслей и оказывать поддержку исходя из нее. В качестве помощи могут выдвигаться следующие меры государственной поддержки:Вопервых, финансовая помощь –дотации, бюджетные ассигнации, целевые субсидии,финансовая помощь спонсоров.То есть различные безвозмездно выделяемыегосударствомсредства, которые в свою очередь способствуют развитию предприятий.Вовторых, введение льготного режиманалогообложения(снижение налоговых ставок, введение «налоговых каникул»).При этом, право на уплату налогов по льготному режиму должны получатьорганизации, которые активно осуществляют свою деятельность в рамках программы импортозамещения. Втретьих, создание более благоприятных условий для инвесторов. Для реализации данного вида помощи в первую очередь правительству стоит обратить внимание на внесение определенных корректив в инвестиционное законодательство. Для привлечения инвестиций в отечественные проекты государстводолжно поддерживать благоприятные условия для инвесторов, всячески защищать их интересы и права, а также делая сделку максимально выгодной для них.Вчетвертых, дальнейшее развитие политики импортозамещения, за счет создания кластеров, предназначенных дляфункционирования и развития приоритетных отраслей экономики, имеющих высокий потенциал в замещении импортной продукции. Впятых, создание инновационных и техниковнедренческих ОЭЗ в регионах страны, функционирование которых будет нацеленона поддержку предприятий различной отраслевой специфики. Поскольку основной проблемой для государства, в рамках политики импортозамещения, стал отбор отраслей для оказания очерёдности финансовой поддержки. Нами были выделены два подхода к решению данной проблемы, каждый из которыхимеет свои особенности. Первый подход заключается в выборе наиболее развитых сегментовнародного хозяйства на текущий момент времени, поскольку их дальнейшее развитие не потребует огромных финансовых затрат. На наш взгляд, сточки зренияцелесообразности государственной финансовой поддержки, в рамках данного подхода, можно выделить отрасли, представленные на рисунке 1.



Рис.1. Иерархия развитых отраслей народного хозяйства

Выбор был сделан в сторону этих отраслей, поскольку данные сектора набирают обороты и вскоре станут практически независимыми от импортных поставок. Второй подход предполагает опору на инновационные и наиболее перспективныес точки зрения получения прибыли отрасли. В рамках данного подхода, были выделены отраслевые сектора, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Иерархия наиболее перспективных отраслей

Данные сектора считаются наиболее перспективными на текущий период времени, и мы считаем, что первичное финансированиедолжно поступать именно на их развитие. Сравнивая два вышеизложенных подхода, можно сделать вывод, что секторная иерархия,указанная при первом подходе,уже приносит прибыль и достаточно успешно развивается, а также спонсируется государством, а вторая, перспективная иерархияимеет место быть, считаясь залогом будущего позиционирования России на мировом рынке. Плюс ко всему, онанацелена на будущее мировой экономики, имея за собой новые технологии и инновации. Было решено не выделять какуюто одну иерархию, а оставить обе, ссылаясь на тот факт, что уже действующая будет спонсировать перспективную, которая собирается развиваться именно за ее счет. Что касается дохода, то его следует ожидать в течение 35 лет с момента запуска.В условиях проведения политики импортозамещения не мало важным, является повышение статуса национальных монетарных властей и их роли в функционировании внутреннего рынка. Это является необходимым, поскольку вводимые ограничения большей частью касаются свободы доступа к иностранным финансовым рынкам, и в кредитной сфере и рынке ценных бумаг. Сейчас необходимо обратить внимание на формирование внутренних источников денежных ресурсов, направленных на переориентацию российских производителей с внешних рынков заимствования на внутренний, например, путем обеспечения приоритетности внутренних источников монетизации. Другой подход развития внутреннего рынка заимствований и кредитования, это политика последовательного замещения иностранных заимствований крупных национальных банков и корпораций внутренними источниками финансирования, которые обладают большими объемами внешних задолженностей, за счет расширения спектра механизмов и инструментов финансирования со стороны ЦБ [2].Также, в рамках исследования проблематики был выявлен ряд отраслей, развитие которых в России, на данный момент времени, не целесообразен, поскольку они не актуальны с точки зрения импортозамещения. Данные отрасли представлены на рисунке 3.

Рис.3.«Не перспективные»отрасли

Финансирование данных отраслей не имеет смысла, поскольку они абсолютно не конкурентоспособныи не имеют перспектив.Закупать товарыданных отраслей разумней на зарубежныхрынках, возможно на рынках некоторых азиатских государств, особенно это касается товаров легкой промышленности.Следует отметить, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован нетолько на внутренний рынок, но ина внешний, поскольку только вэтом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым идостигнутые врезультате успехи не будут бесславно потеряны при возвращениикпривычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но иповышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать сразвитыми промышленными странами.В связи с сегодняшними наложенными запретами на нашу страну сотрудничать планируется восновном с азиатскими странами, такими как Китай и Индия.Таким образом, проведя анализ данной проблематики, мы можем сделать вывод, что разработанная программа импортозамещения, основанная на существовании «опорных точек», должна значительно улучшить экономическое состояние государства, а также сократить зависимость от других стран.Итак, в ходе исследования, были выявлены, так называемые «опорные точки», на которые стоит ориентироваться государству в ближайшее время, для того, чтобы развить экономику страныи получить наибольший эффект от политики импортозамещения. Внедрение предложенной методики политики импортозамещения может обеспечить следующие эффекты:

снижение импортозависимости;

модернизацияпроизводства;

увеличение добавленной стоимости, создаваемой в России; смягчение воздействияколебаний валютного курса на производственнофинансовые показатели предприятий;

сокращениеразрывамежду производителями продукции конечного спроса, находящимися на достаточно высоком технологическом уровне, и российскими сырьевыми производствами, обладающими современными технологиями;

создание основыроста российского несырьевого экспорта;

вбольшей степени вовлечениероссийские сырьевые производства во внутрироссийские производственные цепочки;

развитие индустриализации и технического уклада.В заключении хотелось бы отметить, что российская экономика сейчас находится в экстремальной ситуации, которая грозить возникновением долгосрочных тенденций спада, поэтому целесообразно использовать народнохозяйственное планированиеи именно в аспекте отбора «опорных точек» развития, это должно стать наилучшей формой государственного регулирования экономики. Полное отсутствие института народнохозяйственного планирования приводит к структурным перекосам и возникновению дисбаланса во взаимодействии элементов экономикии чрезмерному финансированию неперспективных и нерентабельных отраслей. Кроме того, использование плановых методов могут поставить страну на путь инновационного развития.

Ссылки на источники1.Лагута, Ю.А. Необходимость модернизации экономики страны в современных условиях // Материалы XXXIV студенческой международной научнопрактической конференции. –2015 г.2.Солод, Т.В. Формирование модели развития России в условиях реструктуризации мировой экономики // Экономика и предпринимательство. –2015. №8 (ч.2).