Соотношение креативности и личностных особенностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старикова А. А. Соотношение креативности и личностных особенностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1636–1640. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86350.htm.
Аннотация. Рассматривается одна из важных проблем прикладной психологии – проблема развития креативности и изучения основополагающих факторов, которые определяют это развитие. Изучены особенности общей самооценки личности, личностные качества и уровень творческих способностей. Есть возможность применения результатов исследования в подготовке программ, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, обеспечение перспектив личностного и творческого роста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Старикова Анастасия Александровна,кафедра психологии труда и предпринимательства ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», Набережные Челны.

Соотношение креативности и личностных особенностей

Аннотация. Рассматривается одна из важных проблем прикладной психологии ‬проблема развития креативности и изучения основополагающих факторов, которые определяют это развитие. Изучены особенности общей самооценки личности, личностные качества и уровень творческих способностей. Есть возможность применения результатов исследования в подготовке программ, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, обеспечение перспектив личностного и творческого роста.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, общая самооценка, личностные качества.

Творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации, и решение современных проблем общество видит в интеллектуально инициативных личностях, способных к творческой деятельности. Изучение основополагающих факторов развития креативности, подготовка и реализация программ, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, обеспечение перспектив личностного и творческого роста являются актуальными задачами современности. Сложность изучения данной проблемы определяется следующими обстоятельствами: наличием огромного числа разных факторов, влияющих на развитие творческих способностей; сосредоточенностью на изучении одних, в частности, когнитивных детерминант, в ущерб исследованиям других; отсутствием валидных измерительных процедур [1, 2]. Кроме этого, в исследованиях доминирует влияние аналитической установки, хотя многие работы показали возможности и преимущества процедур системного подхода [3]. В настоящее время такая ситуация преодолевается рядом исследований, направленных на изучение связей личности с психологической реальностью. В частности роль в детерминации творческих способностей отводится интеллектуальной одаренности. Выделяется структурная организация сознания: направленность активности, концепция образования информации в структуре «Я» и «окружающий мир» (экстраверсия‬интроверсия, интегративные качества восприятия, система смыслов). Изучаются характеристики личности как выражение индивидуальности (характер, темперамент, способности). А также ‬ее социальные проявления (установки, диспозиции, мотивации, образ «Я») [4]. В творческих способностях отражается индивидуальность человека и поэтому, очевидно, что для проявления креативности важны такие особенности личности, как: мотивация достижения успеха, рефлексивность и воображение, общительность и социальная смелость, эмоциональная устойчивость и эмоциональная чувствительность, самостоятельность.Цель исследования составило изучение соотношения проявлений креативности и психологических особенностей личности. Исследование проводилось с февраля 2014 года по ноябрь 2015г и включало два этапа. На первом этапе исследования выполнялось изучение самооценки и креативности, а также связи уровня самооценки с уровнем креативности. Гипотезу составило предположение о том, что у лиц с более высокой самооценкой будет отмечаться более высокий показатель креативности. В исследовании приняли участие 30 студентов факультета иностранного языка Набережночелнинского педагогического колледжа. Средний возраст испытуемых составил 19 лет. Для проверкигипотез использовались следующие психодиагностические методики: изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н.Казанцевой); Опросник креативности Джонсона, в модификации Е.Туник.На втором этапе осуществлялось изучение связи креативности и психологических особенностей личности, таких как: рефлексивность, уровень мотивации достижения успеха, общительность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, социальная смелость, эмоциональная чувствительность, мечтательность, тревожностьи самостоятельность. В нем приняли участие 30 взрослых человек в возрасте от 21 до 49 лет, разного пола и социального статуса. Использовались следующие психодиагностические методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса, опросник рефлексивности А.В.Карпова, В.В.Пономаревой, 16 PF‬опросник Р.Кеттелла, опросник креативности Джонсона, в модификации Е.Туник. Нами были получены следующие результаты. Средний показатель общей самооценки по выборке составил 39 балла, значение отклонения от среднего равное 26,65 указывает на разнородность значений выборки. Полученный результат соответствует среднему уровню самооценки и указывает на то, что для испытуемыххарактерна большая самостоятельность, они являются менее внушаемыми, более спокойно переживают изза критики в их адрес, они менее чувствительны, чем испытуемые, обладающие низким уровнем самооценки [5]. 18 человек (60%) обладают высоким уровнем самооценки. Людям с высокой самооценкой свойственно быть неотягощенными «комплексом неполноценности». Как правило, они правильно реагируют на замечания других и редко сомневаются в своих действиях. Они высоко оценивают свои качества, возможности, достоинства и уверены, что успех определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. 6 человек (20%) обладают средней самооценкой, что значит, человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. 6 человек (20%) обладают низкой самооценкой (низкая внутренняя оценка своих качеств, возможностей и достоинств), что значит, человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Показатели самооценки в распределении представлены неравномерно. В выборке чаще присутствует высокий уровень самооценки, что соответствует возрастной норме.Показатели самооценки в распределении представлены неравномерно. В выборке чаще присутствует высокий уровень самооценки, что соответствует возрастной норме.Значение показателя креативности 25 баллов отражает средний уровень развития креативности в данной выборке.Люди со средним уровнем креативности отличаются стремлением к самостоятельности, гибкостью мышления. У них преобладает деятельность частичнопоискового характера, обобщенность мыслительных операций. Результаты, полученные в ходе деятельности, они стараются оценить, дополнить какимилибо элементами.Очень высокий уровень креативности имеют 2 испытуемых (6,6%). Высокая креативность говорит об умении испытуемых ставить и выявлять проблемы, о «беглости мысли», об умении своеобразно давать ответы на раздражители, продуцировать идеи, которые отличаются от общепринятых взглядов, производить разнообразные идеи, а также об умении добавлять детали, чтобы совершенствовать объект, а также способность к синтезу и анализу. Такой уровень характеризуется разнообразными интересами, знаниями, автономностью мышления, творческой активностью.Высокий уровень креативности отмечен у 7 испытуемых (23,3%) и характеризуется следующими особенностями по сравнению с очень высоким: круг их интересов и знаний уже, испытуемые отличаются более медленным темпом решения творческой задачи, число предлагающихся версий выхода из ситуации ограничено.Для 50% выборки характерен средний уровень креативности (у 15 испытуемых) и отличается проявлением креативности в определенных видах деятельности.Низкий уровень креативности (4 испытуемых ‬13%) говорит о том, что испытуемые не обладают ярко выраженным интересом к какойлибо деятельности, имеют препятствия в решении творческих задач. Очень низкий уровень креативности (2 испытуемых ‬6%) указывает на следующие отличительные особенности: слабые познания в разных областях, безразличие к проблеме, недостатком навыков и умений в учебе.Показатели уровня креативности представлены неравномерно. Достоверно чаще присутствуют средние значения. Реже встречаются высокие значения. Очень высокие и низкие значения встречаются одинаково редко. Но еще реже встречаются очень низкие значения.Результаты проведенного исследования мы обработали методом корреляции. Полученное эмпирическое значение коэффициента Пирсона 0,28 свидетельствует об отсутствии корреляционной зависимости между показателями. Связь на уровне закономерности не выявлена, но выявлена для p<0.10 и p<0.20 и можно говорить о тенденции. На получение такого результата, возможно, повлияли условия самого исследования. Небольшой объем выборки 30 человек. Выборка не была разнородной, что также могло повлиять на результат исследования. Исследование проводилось на студентахлингвистах, которым по профессии не обязательно иметь высокий уровень творческих способностей. Чтобы быть успешным в своем деле, им достаточно обладать хорошей памятью и речевыми навыками. Такой результат можетбыть отражением наличия более сложного характера связи, которая носит не явный, а иной характер, объясняется не уровнем развития отдельного личностного свойства, а существующей зависимостью от других личностных причин, детерминант. Эти детерминанты могут быть тесно связаны с совокупностью качеств, как например, было показано для многих психологических явлений (изучения психологических детерминант управленческой деятельности, профессиональной адаптации, психологической устойчивости) [3, 6, 7].Характеристики личности, которые при дальнейшей обработке получили связи с качеством «креативность», имеют следующие распределения по уровням высокий, средний, низкий. По фактору А «Теплота» 23.33% имеют высокие значения, 43.33% ‬средние и 33.34% ‬низкие значения. Пофактору F«Импульсивность» высокие значения ‬6.67% испытуемых, средние ‬66.66% и низкие ‬26.67% испытуемых. По фактору М «Мечтательность» 6.67% обладают высокими значениями, 70% ‬средними и 23.33% ‬низкими значениями. По фактору О «Тревожность» 30% имеют высокие значения, 53.33% ‬средние и 16.67% ‬низкие значения. Для качеств характерно неравномерное распределение, достоверно чаще встречаются средние значения показателей. Показатели уровня креативности представлены неравномерно. Достоверно чаще присутствуют высокие (46.64%) и средние значения (36.67%). Реже встречаются очень высокие (10,03%) и низкие значения (6.66%). Очень низкие значения в распределении отсутствуют.Результаты оценки связи креативности с психологическими особенностями личностипредставлены в таблице 1. Таблица 1Результаты изучения связи креативности с психологическими особенностями личности

№Психологическое свойствоОценка связи с креативностьюСредние значения1Мотивация достижения успеха0.07515,032Рефлексивность0.30 3,73Теплота (А)0.421*5,34Эмоциональная устойчивость (С)0.253‱4,25Импульсивность (F)0.402*4,36Социальная смелость (Н)0.232‱5,87Эмоциональная чувствительность (I)0.2135,78Воображение(М)0.578**5,39Склонность к чувству вины (О)0.363*5,810Самоудовлетворенность(Q2)0.0255,7Примечание: Критические значения: ** R=0.47≥0.01; * R=0.36≥0.05;

Креативность имеет тесную связь с такими личностными особенностями, как: теплота, мечтательность (воображение), импульсивность (беспечность) и тревожность. Креативного человека характеризует эмоциональная теплота, готовность к сотрудничеству, естественность, доверчивость. Фактор «Теплота» описывается автором методики, как адаптивность и внимательность к людям, умение гибко приспособиться к многочисленным компромиссам. Связь с импульсивностью отражает взгляд на жизнь и проявляется скорее в оптимизме, активности, экспрессии, чем в осторожности, драматизации событий и зависимости. Человек, обладающий творческими способностями имеет и высокоразвитое воображение, чтобы создавать чтото новое. Такие люди сильно переживают чувства, что также помогает в творческой деятельности, ведь, например, артистам нужно понять переживания своего героя, чтобы потом сыграть на сцене так, чтобы зритель ему поверил. Также необходимо некое «витание в облаках», ведь многие ученые открыли в науке чтото новое именно благодаря своему воображению, хотя никто не верил, что их мечты вообще осуществимы. И, наоборот, люди с низким уровнем воображения вряд ли могут создавать чтото новое, так как они больше ориентированы на свой здравый смысл. Связь с фактором О «Склонность к чувству вины» (или «Тревожность», отражающим фон настроения (оптимистичный, спокойный или тревожный, печальный)) указывает, что такая черта присуща людям с творческими задатками, ведь они часто все принимают близко к сердцу. Из биографии многих творческих людей, таких, как, например Н.В.Гоголь или П.И.Чайковский, можно заметить, что они обладали повышенной тревожностью, что не мешало им создавать произведения, которые мы помним до сих пор. Что касается интерпретации автора методики, то указывается, что фактор О подвержен ситуационным влияниям, которая определяет состояние (а не черту личности). Таким образом, такая связь показывает, что тревожность не мешает проявлениям креативности. Проявление тревожности в этом случае возникает как реакция на возможную угрозу для самооценки, исходящую от людей. Поэтому коррекция в этом случае направлена на поддержание уникальности личности и внушение пациенту мысли о том, что его поведение не стоит такой цены, как чрезмерное самообвинение. С другими характеристиками личности связи слабые (рефлексивность, социальная смелость, эмоциональная неустойчивость) или отсутствуют. Возможно, такие характеристики не оказывают влияние на творческих людей, но этот факт достоверно не подтвержден.Полученные материалы свидетельствуют, что подготовка программ на раскрытие творческого потенциала должна быть разноплановой и учитывать внутреннюю природу процессов творчества. Основополагающими должны стать: создание специальной стимулирующей среды, сопровождающей человека, ликвидация препятствий, снижающих проявление творчества. Специальное обучение и воспитание должно обеспечивать формирование качеств личности (коррелятов креативности) и учитывать индивидуальность (темперамент).

Ссылки на источники 1.ДружининВ.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. ‬СПб.: Питер Ком, 1999. ‬368 с. 2.ИльинЕ.П.Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин‬СПб.:Питер, 2009. ‬434 с.3.ТерещенкоН.Г.Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности : автореф. дисс. … канд. психол. наук. ‬Ярославль, 2004. ‬20 с.4.АгабабянА.Р., Арутюнян,Н.Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения. ‬СанктПетербург, Материалы научнопрактической конференции 2325 октября 2007. ‬СПб.: СПбГУ, 2007. ‬с.68. 5.Бабахан Ю.С.Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации // Психологические и социальнопсихологические особенности адаптации студента. ‬Ереван: Б.и., 1973, ‬с. 2125.6.Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации / А.В.Карпов, В.Е.Орел, В.Я.Тернопол. ‬Ярославль : АверсПресс, 2003. ‬161 с. 7.ТерещенкоН.Г. Психологические условия адаптации к профессиональному стрессу // Научнометодический электронный журнал Концепт. ‬2015. ‬Т. 13. ‬С. 30463050. URL: https://ekoncept.ru/2015/85610.htm[Дата обращения 16.01.2016].