АДАМ = ЕВА, или У истоков гендерного Eldorado

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эмирильясова С. С. АДАМ = ЕВА, или У истоков гендерного Eldorado // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1651–1655. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86354.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам гендерного равенства в обществе в целом. Авторы выдвигают идею о провозглашении гендерной справедливости как одну из самых актуальных, которая подразумевает одинаковое отношение к мужчинам и женщинам, осуществление специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, мешающих мужчинам и женщинам занимать равные позиции. Именно поэтому следует отметить, что гендерная справедливость должна предшествовать гендерному равенству.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Эмирильясова Сусанна Сеитбиляловна,аспиранткакафедры педагогики и педагогического мастерстваМелитопольского государственногопедагогического университетаим.Б.Хмельницкого, г.Мелитопольemirilyasova@mail.ru

Научный руководитель –Воровка Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического мастерстваМелитопольского государственного педагогического университета им.Б.Хмельницкого, г.Мелитопольolga_vorovka@ukr.net

«АДАМ = ЕВА,или у истоков гендерного Eldorado»

Аннотация.Статья посвящена вопросам гендерного равенства в обществе в целом. Авторы выдвигают идею о провозглашении гендерной справедливости как одну из самыхактуальных, которая провозглашает одинаковое отношение к мужчинам и женщинам, осуществление специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, мешающих мужчинам и женщинам занимать равные позиции. Именно поэтому следует отметить, что гендерная справедливость должна предшествовать гендерному равенству.Ключевые слова:гендерное равенство, гендерная справедливость, паритет, «женский вопрос».

«Никто не даст нам избавленья

ни царь, ни бог, и ни герой.Добьемся Мыосвобожденья своею собственной рукой.»Э. Потье («Интернационал», 1987 г.)

Трудно не согласиться, что именно эти строчки как нельзя лучше описывают внутреннее состояние любой современной женщины. Этот крик души, «глас вопиющего» с нетерпением ждет перемен, перспективных перемен к прекрасному будущему. На протяжении уже многих десятилетий женщины продолжают прилагать слишком много усилий, чтобы добиться равных с мужчинами прав во всех сферах человеческой деятельности. Шаги вперед, к успеху, конечно же, заметны, но, по всей видимости, «хождение по мукам» представительниц «прекрасного пола» еще не закончилось. С уверенностью можно заявить, что девизу жизни женщин ХХI века полностью соответствует лозунг французской буржуазной революции XVIII века –«Liberté, egalité, fraternité!» («Свобода, равенство, братство!»)

Мужчина и Женщина: Мы разные, но Мы –равные

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и отечественной психологиии педагогики. Среди публикацийуказанных направленийстали появляться работы, включающие такие понятия как «гендер», «гендерные исследования», «гендерное равенство», «гендерные роли» и т.д.

Какая реальность стоит за использованием этих терминов? Новая терминология –дань западной моде или отражение насущных проблем, возникших во взаимоотношениях мужчин и женщин? Мы окружены средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчина и женщина –это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям.

Действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? Что мешает им понять друг друга? Как это можно изменить?

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение гендерной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами, покончить с субординацией, сексизмом инеравным доступом к власти. Между тем следует отметить, что гендерная тематика включает в себя постановку не только «женского» вопроса, а комплекс вопросов, имеющих непосредственное отношение к сфере социального сосуществования полов.

Статус мужчин и женщин в обществе постоянно меняется, и эта тенденция, безусловно, сохранится. Необходимость перемен на экономическом, законодательном и бытовом уровне свидетельствует об остроте данной проблемы. Возрастает число мужчин, подвергающих сомнению основные принципы дифференциации сексуальных ролей, и такая переоценка ценностей приобретает глубокий смысл.

Несмотря на значительное улучшение статуса женщин, существует множество источников сопротивлению дальнейшему прогрессу. Это сопротивление связано с активной дискриминацией женщин со стороны мужчин, пытающихся сохранить свои привилегии, власть и богатство.

Да, гендерное неравенство глубоко укоренилось в большинстве наших социальных структур. Для дальнейшего продвижения вперед в этом направлении необходимы некоторые уступки на различных уровнях. Создание гендерного паритета представляет собой часть более широкой системы общественного устройства. Чтобы это явление прогрессировало в дальнейшем, должна измениться сама система.

Говорить о гендерном равенстве в нашем обществе ещё рано. В первую очередь, необходимо приложить все усилия для полного установления «диктатуры» гендерной справедливости, которая провозглашает одинаковое отношение к мужчинам и женщинам, осуществление специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, мешающих мужчинам и женщинам занимать равные позиции. Именно поэтому следует отметить, что гендерная справедливость должна предшествовать гендерному равенству.

Здоровье женщины –первое богатство общества.

В нашей жизни мужские и женские роли определены культурными стереотипами, а согласно им женщина более податлива, более терпима и более уступчива. Потому и несет большую ответственность за семью, детей, потому её сознание долга имеет иной характер, чем сознание долга мужчины. В условиях нашей культуры женщины более заботятся о сохранении семьи, более терпеливы, более сдержанны. Им все чаще приходится переступать через себя ради высших целей, сохранения видимого благополучия в семье и на работе, хотя в действительности, она, возможно, находится меж двух огней, «между молотом и наковальней».

Свой гнев, свою неприязнь они чаще вынуждены сдерживать,за аффектом не следует естественная реакция, отрицательные эмоции накапливаются и трансформируются в какуюто болезнь. Следовательно, работа и семья являются источником постоянного «покушения» на состояние здоровья женщины [1].

Известно, что наши эмоции подогреваются нашими установками, нашими мыслями. Если наше мышление будет оздоравливающим, мы будем легче переносить эти эмоции. Для достижения полной гармонии духа и тела необходимо помнить о «кодексе успеха» современной женщины, включающий в себя три компонента: Здоровье –Семья –Работа.

Безусловно, в основе всего лежит здоровье, но не только физическое здоровье (рекреация), а также психическое (релаксация) и нравственное здоровье (катарсис). Чем активнее рекреация, релаксация и катарсис представлены в образе жизни, тем больше шансов у женщин (и у мужчин в том числе!) сделать свою жизнь сбалансированной и гармоничной. При этом не стоит забывать, что жизнь –это игра, в которой человек волейневолей жонглирует этими тремя компонентами –«мячами» (Здоровье, Семья, Работа) в воздухе. Несмотря на все усилия поддерживать их в воздухе, вскоре обнаруживается, что работа

«резиновый мячик». Если вы уроните его, он подскочит обратно (велика вероятность устройства на другую работу), но «мячи» Семья и Здоровьесделаны из стекла. И если уронить один из них, они безвозвратно повредятся, треснут или даже разлетятся на мелкие осколки. Они уже никогда не станут прежними.

Материнство или карьера –вот в чем вопрос.

... Что может быть возвышеннее и сильнее радости материнства (и отцовства, конечно же!) в счастливом браке? Еще в древности у многих народов многодетность считалась признаком счастливой жизни, а рожавшая женщина окружалась почетом. И ученые, и писатели благоговейно описывают материнское чувство, а живописцы отображают его на своих полотнах. Чем, как не гимном материнству, являются многочисленные мадонны с младенцами, изображенные великими мастерами живописи и скульптуры эпохи Возрождения: Рафаэлем, Симоном Вуэ, Н. Пуссеном, Э. Мурильо, Боттичелли, Микеланджело, С. Феруччи, Г. Имгофом, Леонардо да Винчи, Корреджо, Понтормо, П. Рубенсом, Франчабиджо, Яном Ван Эйком и др.

Женщина мать с младенцем на руках –это воплощение женственности, любимый сюжет великих художников прошлого. В неземных мадонн они вкладывали всю земную прелесть женской красоты. Мать и дитя всегда служили символом счастья, мира и бесконечности жизни. Недаром народная мудрость гласит: «Самая красивая женщина –МАТЬ''.

Любовь к матери считается самой искренней и глубокой, а материнская любовь, в свою очередь, самое постоянное из всех чувств... [2,5].

O tempora, o mores! (О времена, о нравы!) воскликнул бы вновь Цицерон, будь он свидетелем кардинальных перемен, выпавших на долю женщин. Все более очевидным становится факт, как женщинам приходится делать выбор между карьерой и материнством.

За последнюю четверть века образ домохозяйки, связываемый с женщиной, начал изменяться. Появилась «недомашняя женщина», «нооженщина», бросившая вызов привычной домохозяйке. Традиционный дом с женой домохозяйкой и мужемкормильцем становится уделом меньшинства нынешних украинских семей. Эта тенденция продолжает распространятьсяна многие другие страны мира.

Распространено мнение, что, в основном, мужчины являются носителями сильного и независимого характера, они компетентны во всех сферах деятельности и успешно справляются со своими обязанностями. Эта точка зрения, безусловно, ошибочна. Нередко встретишь женщинуруководителя, профессионала высоко уровня, твердости характера которой остаётся только удивляться. Если таким «железным» представителям обоих полов придется работать вместе, то их сосуществование будет напоминать театр военных действий, борьба будет многораундовой: «и вечный бой, покой нам только снится».

Кому понравится чувствовать себя постоянно бесправным, «униженным и оскорбленным» и это в наше демократическое время полного освобождения от тоталитарных и административнокомандных методов управления!

...Допустим (!), мужчины являются доминирующим звеном и их популяция лишена робких, забитых, все чрезмерно переживающих Акакиев Акакиевичей, то, перефразировав Экзюпери, можно смело заявить, что сыны Адама в ответе за тех, кого им поручили. И поэтому должны, именно должны принять и полюбить каждую дочь Евы такой, какая она есть, а не руководствоваться политикой «кнута и пряника».

Существуют четыре пути, по которым может следовать женщина в своей жизни:1)Некоторые попрежнему предпочитают традиционный путь. Они обретают себя в материнстве. Материнство заменяет им карьеру, в нем они находят удовлетворение. Работают они лишь эпизодически, если это вообще случается.2)Другая часть женщин выбирает промежуточный путь между традиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой работой. Они испытывают возрастающее желание работать, и в то же время имеют двойственное отношение к материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней молодости. Но затем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через несколько лет начинают искать работу.3)Третья группа идет по нетрадиционному пути. Такие женщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру, поэтому стараются обеспечить себе соответствующие домашние условия. В прежние времена большинство из них отступили бы и пожертвовали карьерными амбициями ради семьи и детей. Сегодня для женщин считается допустимым более решительное мировоззрение, хотя они понимают, что совместить успешную карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем для мужчин.4)Четвертый тип представляют женщины, у которых потеряно стремление к работе, дом представляется им раем. Вначале трудовой жизни они питали большие надежды, но эти надежды не оправдались, и, в конечном счете, семья становится утешением [3]. Именно о семье, о домашнем очаге, о его святости и пойдет речь в следующем разделе.

«Главней всего погода в доме»,или о важности сохранения семьи

« Народы, хотите ли, я вам скажу громовую истину, какую вам не говорил ни один из пророков...Ну? Ну?..Хх...Это что частная жизнь выше всего.Хехехе!..Хахаха!..Хаха!..Да, да! Никто этого не говорил: я первый... Просто сидеть дома и хотя бы ковырять в носу и смотреть на закат солнца...»В.Розанов («Опавшие листья»)

Нет нужды доказывать, что семья–это единственная альтернатива обесчеловечиванию человека в толпе, где все живут порознь, во вражде с миром. И это сегодня заставляет нас радеть о возрождении семьи и дома как сокровенной почвы нравственной жизни, как необходимого пространства для доверительноинтимного общения между людьми, которое только и делает возможным исполнение великой заповеди:«Возлюби ближнего своего» [4]. Только тот, кто имеет свой дом и свою семью, способен жить полноценной жизнью.

Непреходящую важность создания и сохранениясемьи демонстрируют страны Востока. Первый мудрец Китая Конфуций, основоположник самой жизненной в мире культурной традиции, вдохновлялся изречением: «Весь поднебесный мир –одна семья» и видел в семье самый естественный способ самореализации личности и даже

залог человеческого бессмертия. Он считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей и часто говорил, что управление государством можно доверить только тому, кто умеет управлять собственным домом. Главный завет Конфуция ошеломляюще прост: «Не пренебрегай повседневными делами». Но каждый знает, как неимоверно трудно исполнять его. Великий мудрец Востока говорил: «Труднее всего строить отношения со своими домашними: если приблизить их к себе, они возгордятся, а если отдалить от себя –озлобятся».А много веков спустя китайский литератор Хун Цзычэн заметил, что «жить душа в душу со своими родными в тысячу раз важнее даже подвига святости»[4]. (Кстати, и на Востоке семейный уклад не был свободен от патриархального деспотизма, угнетенности женщин,ханжества и лицемерия.)

В настоящее время говорить об идеализированности традиционной семьи не может быть и речи. Дело в том, что состояние института брака во многих странах Запада и особенно в нашей стране на сегодняшний день представляет собой достаточно мрачную картину. Растущий уровень разводов на Украине вследствие экономического и духовного кризиса создал великое множество проблем в институте семьи, которые требуют пристального внимания и незамедлительного решения.

Опасная тенденция увеличения уровня разводов заставила многих людей понять, что для создания счастливого и крепкого брака требуется не только любовь. Что же для этого надо? Для тогочтобы брак был удачным, супруги должны уметь анализировать свое поведение и поступки, уметь понимать друг друга, проявлять гибкость.

... Брак –это не соединение двух миров, но их оставление для того, чтобы был сформирован один мир... [5, 125]

Где, как не в кругу самых близких людей, можно обрести моральную уверенность в своих силах. Умение создавать в домерадостный фон сторицей возмещается. Значит, всетаки стоит призадуматься и сделать все возможное, чтобы «сберечь живую ткань семейного общения» [6]!

«Командовать парадом буду Я!»,или о приближении эпохи ВеликихДам

В последнее время общественная мысльвсе чаще обращается к проблеме пророчеств и, разумеется, внимание многих привлекают предсказания гениального французского астролога и врача ХVI века Мишеля де нотрдам Нострадамуса. Итак, «близок, близок ли миг победы» для «без вины виноватых»?

«... 2000 год ... начнется совершенно новый период в истории человечества, не имевший аналогов в прошлом. 2003 год –начало эпохи правления ВеликихДам, потому что в эпоху Водолея, в отличие от «мужской» эпохи Рыб, женщины будут играть огромную роль. Ведь женщины –наиболее тонко организованные существа, и в дальнейшем именно они будут носителями цивилизации. Они в любую эпоху, особенно в переломную, берут на себя несение идей цивилизации, поскольку они при любых обстоятельствах не теряют связи с космосом. В ХХI веке начнется новый матриархат. Появятся несколько Великих Дам, в том числе в России и на Востоке.

В конце правления одной из Дам будет опасность нового Великого Потопа. ...Эпоха правления женщин с 20032032, затемс 2104 года...» [7].

Известно, что вероятность подтверждения прогнозов «неисправимого фаталиста» составляют 95 процентов. Значит, впереди Светлая Эпоха, где Дамы будут «высочайшею пожалованы улыбкой» Фортуны, но путь этот тернист и, возможно, еще придется перейти Рубикон двадцати двух несчастий.



«Красота спасет Мир»

Женская красота на протяжении сотен лет привлекает к себе всеобщее внимание «сильной половины человечества». Тайна, которой она окружена, словно озон, им невозможно надышаться, или музыка –ею невозможно наслушаться. Изменчивая всвоем постоянстве, постоянная в своей изменчивости, красота женщины как бы выпала из времени и пребывает независимо от него [8].

Что же влечет к красоте дочерей Евы сердца Аполлонов?

Истоки загадочного притяжения следует искать ещё в глубокой древности,в частности, в прекрасной и загадочной Элладе, где красота земных женщин будоражила умы представителей «сильного пола». Каллисто, Европа, Леда ... именно эти женщины были обладательницами мощного оружия –Красоты, которая поражала не только смертных мужчин, а также пленила сердце самого хозяина олимпийского престола, верховного бога Зевса.

Женскую красоту воспевал в своих афоризмах китайский литератор ХVII века Чжан Чао. В книге «Тени глубокого сна» писатель делится своей радостью нечаянного открытия красоты вещей. Наблюдения Чжан Чао учат заново открывать для себя милые черты женственности. Они учат видеть в женщине тайну. А что ещё нужно мужчинам для того, чтобы любить женщин? Что ещё нужно женщинам для того, чтобы чувствовать себя женщинами. Нельзя несогласиться с мнением китайского писателя, что «среди птиц самцы превосходят красотой самок; среди зверей между самцами и самками нет особенных различий, а среди людей ... ЖЕНЩИНЫ превосходят красотой мужчин».

«...Настоящая красавица лицом подобна цветку, голосом –птичьему пению, духом –прохладной луне, станом –гибкой иве, её кости –что белая яшма, кожа –как свежий снег, она выступает, словно речка струится, а сердце её –вдохновенная песнь. Перед такой «не могу не склониться». Чжан Чао («Тени глубокого сна»)

Историографический обзор о роли женщин с ХII в. до н.э. до ХIX в. н.э.в афоризмах известных поэтов, философов, драматургов, политических деятелей...***Две ошибки совершил Творец: создал Женщин и золото;

До тех лишь пор бывает человек хозяином своих дел, пока в ухо ему не вонзается стрекало Женских речей;

Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже

добытые по наследству, ещё хуже –от брата, хуже всего

от Женщины;

Женщину украшает молчание (Гомер);

В супружеской жизни Жена –твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить (Эзоп);

Огонь, ЖЕНЩИНА и море –три бедствия (Эзоп);

Гляди на Женские нравы, но не подражай им (Менандр);

Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той Женщины, которую ты себе выбрал в Жены. Языкастая Жена –это сущий яд (Менандр);

Злая Жена –навсегда печаль (Менандр);

Большинство Женщин не имеет характера: они или блондинки, или брюнетки; это лучший способ различать их. (Поп Александр);

Мужчина, допускающий, чтобы им помыкала Женщина, не мужчина и не Женщина, а просто ничто (Наполеон I Бонапарт);

В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего! (Бердяев Н.А.)

Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого красавицей (Гоголь Н.В.);

Красивые Женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы (Ключевский В.О.);

Любовь Женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности (Ключевский В.О.);

Некоторые Женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми,не становясь оттого умными (Ключевский В.О.);

Женщина –это неудавшийся мужчина (Джек Лондон);

В мщении и любви Женщина более варвар, чем мужчина (Ницше Ф.В.);

Если Женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её половой системе чтонибудьда не в порядке (Ницше Ф.В.);

Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, кто сравнится в этом фокусе с Женщинами! (Ницше Ф.В.);

Сравнивая в целом мужчину и Женщину, можно сказать следующее: Женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала инстинктивно, что её удел –вторые роли (Ницше Ф.В.);

Нет такой Женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах (Бернард Шоу);

О Женщина!...Создание слабое и коварное!.. (Бомарше П.О.); [9]

Ознакомившись с вышеизложенным материалом, можно сделать следующее умозаключение: мыслители предыдущих веков страдали своеобразной слепотой в отношении роли женщины в семье и в обществе в целом. Авторы излагали своимысли так, как будто женщины не существовало, или она представляла собой не что иное, как машину для деторождения.

В чем же «корень зла»? Неужели «кто слаб и посмирней, так тот и виноват»? К сожалению, это так. Первоначальная основа господства мужчин надженщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить своё господство над ними, представители сильного пола получили право на «сексуальную собственность». Существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устойчивости браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обменэтими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять ... на две коровы.Проанализировав весь период «мирного» сосуществования мужчин и женщин, будет справедливым охарактеризовать жизнь женщины следующим образом:

«...Как мало прожито, как много пережито...»Надсон С.Я. («Завеса сброшена», 1882)

«Quod erat demonstrandum»(Что и требовалось доказать)

Всем Нам, представителям ХХI века, хотелось бы стать свидетелями восхождения взаимоотношений мужчин и женщин в некоторую положительную святость, и только по иной, полярно противоположной Голгофе, скале: «зла» «блага». Нужно стараться разрубить этот гордиев узел гендерных стереотипов и улучшить отношения друг с другом. Как?С помощью согласия. С помощью любви. С помощью самосовершенствования. Возможно ли это? Во всяком случае стремиться к этому всегда возможно. Осуществленное стремление –это уже шаг к цели.

Создание гендерного Eldorado залог мирного сосуществования обоих полов. Для скорейшего наступления звездного часа «золушек» «сильные мира сего» должны помнить, что жизнь бумеранг, где возвращаются всё и все, «кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин», поэтому ищите и ...берегите Женщин, этих «гениев чистой красоты».

Ссылки на источники1.Эйтвин Г., Бриза О. Имидж современной женщины.М.: «Рипол Классик», 2000., 608 с.2.Станков А.Г. Что надо знать до брака и в браке. 3е изд., доп. Т.: Медицина, 1980., 351 с.3.Герсон К. Трудный выбор: как женщины решают работу. М., 1985., 114 с. 4.Малявин В. Пристанище души. //Наука и религия, № 3, М., 1992 г., 64 с. 5.Mason, M. (1985) The Mystery of Marriage. Oregon:Multnomah. 6.Гаврилов А.Г. , Зиновьев И.Ф. Искусство управлять. Симферополь: «Таврида», 1992., 108 с.7.Степанов А.Н. Нострадамус –Предсказание будущего.Симферополь: «Таврия», 1991., 48 с.8.Макаров В. «Ты расскажешь о лице» //Наука и религия, № 3, М., 1992 г., 64 с. 9.Энциклопедия мудрости. Изд.: «Роосса», 2007 г., 815 с.