Проблема формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения специалистов системы образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лукманова З. Г. Проблема формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения специалистов системы образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1691–1695. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86364.htm.
Аннотация. В статье рассматривается конфликтологическая компетентность современного педагога как следствие сформированности конструктивных стратегий конфликтного поведения. Конфликтное поведение является следствием низкого уровня конфликтологической культуры специалистов системы образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лукманова Зиля Габдрауфовна,Магистрант по направлению «Психологопедагогическое образование». Специальности«Психология управления в образовании». Педагогпсихолог МОУ СОШ №2 Копейского городского округа, Челябинской области.

Zilchit@mail.ru.

Научный руководитель –Савина Наталья Георгиевна,

канд. пед. наук, доцент. ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», факультет психологии.

Проблема формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения специалистов системы образования

Аннотация.Встатье рассматривается конфликтологическая компетентность современного педагога как следствиесформированности конструктивных стратегий конфликтного поведения.Конфликтное поведение является следствием низкого уровня конфликтологической культуры специалистов системы образования.

Ключевые слова:конфликт, конфликтологическая компетентность, конфликтологическая культура специалиста, стратегии конфликтного поведения

Основной целью российского образования является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Образовательная сфера позволяет подготовить растущее поколение к жизни в непрерывно меняющемся социуме, разрабатывать собственные модели конфликтного поведения, взаимодействовать с другими индивидами, группой, обществом, это может привести к обострению конфликтных ситуаций в образовательном процессе[6] .Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психологической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми. Под конфликтом понимается возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов, связанных с соперничеством, отсутствием общих интересов и мотивов, а также взаимопонимания[8] . Понятие «конфликт» (лат. conflictus–столкновение) отчетливо фиксируется в культуре, науке и языке. В толковом словаре русского языка Владимира Даля (1866 г.) термин «конфликт» еще не раскрывается, однако более позднем словаре С.И.Ожегова (1949 г.) он уже присутствует и характеризуется как столкновение, серьезное разногласие, спор[2] . Классическая психология предложила несколько вариантов представление проблемы конфликта через: 1) интрапсихические процессы и факторы (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); 2) как явления, возникновение и особенности которого определяются, прежде всего, ситуацией (У. МакДугалл, С. Сигеле и др.); 3) как явления, для понимания которого недостаточно знания личностных особенностей или объективного описания ситуации, но необходимо понимание когнитивной составляющей (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей)[2] .В отечественной психологии, конфликт рассматривается как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействиях субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциям (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Б.И. Хасан и др.)[цит. по 7]. Авторы первого учебника по конфликтологии А.Я. Анцупов и А.И.Шипилов [1] предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».В научных кругах данный феномен рассматривается неоднозначно: как негативное, так и позитивное явление. Позитивный аспект конфликта состоит в предоставлении возможности субъектам выработать общую точку зрения, приобрести опыт конструктивного взаимодействия, разрешить противоречия.

Анализируя различные определения конфликта, О.Н. Громова выделяет следующие единые сущностные свойства:–Наличие противоречия, во всяком случае, различия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов.–Противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту.–Негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия[цит по4] . Конфликт играет ключевуюроль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, педагог должен знать закономерности и возникновения, развития и разрешения конфликта. В любом образовательном учреждение всегда будут разногласия, поэтому умения разрешать конфликтные ситуации очень важно для успешного педагогического процесса, иначе не решенные проблемы в межличностных отношениях могут привести к нежелательным результатам в межличностной коммуникации субъектов педагогического взаимодействия. Для педагога очень важно развитие конфликтологической культуры, так как она является компонентом профессиональной компетентности. Под «конфликтологической культурой» Самсонова Н.В. [5] понимает качественную характеристику способа жизнедеятельность специалиста в профессиональной конфликтогенной среде.Так же она, выделяет в структуре конфликтологической культуры специалиста три составляющие: 1. Конфликтологическая компетенция специалиста представляет собой область знаний о конфликте и его проявлениях. 2. Конфликтологическая готовность специалиста включает в себя установки на осознание профессиональной задачи по управлению конфликтом, модели конфликтных стратегий, оценку своих возможностей в процессе решения профессиональных задач по управлению конфликтом. Оптимальный выбор специалистом стратегии поведения в конфликтах и самоуправление своим эмоциональным состоянием в конфликтнойситуации являются показателями сформированности конфликтологической готовности. 3. Конфликтологическая компетентность специалиста включает в себя систему конфликтологических умений решения профессиональных конфликтологических задач по управлению профессиональным конфликтом, а так же осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта.Конфликтологическая компетентность рассматривается исследователями (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Бережная Г.С. и др.) как вид социальнопсихологической компетентности и включает в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.В статье В.В. Андреевой «Способность к управлению конфликтом как основа конфликтологической компетентности современного педагога»[цит. по 7] , были выделены основные функции конфликтологической компетентности в педагогической деятельности:Информативная функция понимается, как способность рассматривать конфликт как неотъемлемую составляющую нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия. Регулятивная функция —способность осуществлять деятельность посредника, или медиатора. Выясняя позиции, интересы и цели участников конфликта, посредник способствует сбалансированному решению конфликта. Оптимализационная функция. Эта функция направлена на придание взаимодействию субъектов педагогического процесса и их отношений большей динамичности и мобильности. Рефлексивная функция возникает и реализуется в деятельности, когда возникает какоелибо затруднение. Рефлексивная функция используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин. Рефлексивная реконструкция событий способствует формированию навыка определения влияния результатов прошлого на настоящее и анализа настоящего с позиций будущего.

Профилактическая функция конфликтологической компетентности педагога направлена на достижение разрядки напряженности между участниками конфликта, на улаживание возникших и обострившихся противоречий, что помогает избежать столкновений со значительными потерями, длительным разладом в коллективе, выбивающим педагогический процесс из нормального режима работы.Из работы Л.Г. Агеевой[цит. по 3], конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение –это агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне. К основным действиям конфликтного поведения, относятся действия, непосредственно направленные на предмет конфликта, меняющие или сохраняющие от изменения существующее противоречие в интересах. Вспомогательные действия имеют подчиненную роль, обеспечивая выполнение основных решений центральной проблемы конфликта не предназначены. Основные, внешние действия конфликтующих сторон можно разделить на две группы: наступательные и оборонительные.Наступательные действия состоит в ущемлении интересов противоборствующей стороны.Оборонительные действия заключаются в удержании спорного объекта, самозащите, защите от уничтожения или повреждения материальных ценностей, превентивных поступках и т. п.Третий тип действий –это отступление, сдача позиций, объективный (полный или частичный) отказ от достижения своих интересов. Но отступление –это либо уже не борьба, а отказ от нее, либо, в других случаях, временный вынужденный ход или уловка, используемая для последующих наступательных или оборонительных действий. Стилем конфликтного поведения называют способ, к которому человек обычно прибегает в случае конфликта. Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных целей и/или ориентации на цели партнера. Таким образом, изучение проблемы формирование конструктивных стратегий конфликтного поведения педагогов школы в психологопедагогической литературе подтверждают ее актуальность в настоящее время. Конфликт это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимается действия другой как угроза ее интересам. Педагогом в силу своей профессии необходимо грамотно себя вести, должен знать закономерности и возникновения, развития и разрешения. Для успешной реализацией педагогической деятельности и межличностной взаимоотношениес субъектами педагогического взаимодействия.

Ссылки на источники1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 2010. –507 с.2.Ермохина Н.Г. Конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие // Издво ОГТИ (филиал ОГУ), 2005 г. –130 с.3.

Багаева В. В. Стратегия поведения в конфликте // Сибирский торговоэкономический журнал. –2015 № 2. С.9192.4.Ермохина Н.Г. Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость специалиста как проблема современной профессиональной подготовки. // «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». –Челябинск: Изд –во «Образование», ч. VI 2004. –Стр. 74 –78.5.Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. –Калининград: Издво КГУ, 2002. –308 с. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/631/22631/files/samsonova.pdf (дата обращения: 12,12,2015г.)6.Савина И.Г. Психическое здоровье: проблема сохранения в образовательном процессе // Образовательноинновационные технологии: теория и практика: монография / [И.Г. Савина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. –Книга 7: Гл. 8 –Воронеж: ВГПУ, 2010. –С. 122136.7.Савина Н.Г. Внутриличностные конфликты: Учебнометодическое пособие для студентов вуза по направлению «Психологопедагогическое образование» / Н.Г. Савина. Челябинск: Издво ЧГПУ, 2012 г.8.Савина Н.Г. Конфликтология: методические рекомендации к курсу для студентов по направлению подготовки «педагогика и психология» / сост. Савина Н.Г. –Челябинск, 2014 г.9.Савина Н.Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности. // Культура и образование: от теории к практике. Издательство: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Вятский колледж культуры". –Киров, 2015. Т. 1. № 1. С. 302306.