Исследование представлений о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине» в юношеском возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сергеева Т. Б., Дергунова А. А., Тептина Д. А. Исследование представлений о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине» в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1721–1725. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86371.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме гендерных стереотипов и их отражения в представлениях юношей и девушек о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Описаны результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью нестандартизированного опроса с последующим контент-анализом. Охарактеризованы различия в представлениях юношей и девушек. Сделан вывод об отражении в представлениях стереотипов мужественности / женственности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дергунова Анастасия Анатольевна,Студентка третьего курса Института психологопедагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургalessa_angel80@mail.ru

Тептина Дарья Александровна,Студентка третьего курса Института психологопедагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургheavenlyasterisk@mail.ru

Сергеева Тамара Борисовна,Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и физиологии Института психологопедагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г.Екатеринбургtamara.2005@mail.ru

Исследование представлений о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине» в юношеском возрасте

Аннотация.Статья посвящена проблеме гендерных стереотипов и их отражения в представлениях юношей и девушек о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Описаны результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью нестандартизированного опроса с последующим контентанализом. Охарактеризованы различия в представлениях юношей и девушек. Сделан вывод об отражении в представлениях стереотипов мужественности / женственности. Ключевые слова:гендер, гендерные стереотипы, юношеский возраст, представления о «настоящем мужчине», представления о «настоящей женщине»

Юношеский возраст –один из важнейших периодов в гендерной социализации личности. Формированиепредставлений о себе как носителе того или иного психологического пола и о будущем спутнике жизни –ключевая задача возраста, успешность решения которой во многом определяет психосоциальное благополучие личности в будущем. В современном обществе функционируют самые разнообразные и зачастую противоречивые представления о мужской и женской роли, в которых пересекаются традиционные и современные представления, работают двойные стандарты. Изучение представлений о мужском и женском образе –достаточно популярная тема психологических и социологических исследований, однако их результаты устаревают так же стремительно, как меняется общественное сознание. Данная статья посвящена проблеме гендерных стереотипов и их отражения в представлениях юношей и девушек о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Американские социальные психологи С.Кесслер и У.Маккенна пришли к выводу, что пол в социальном взаимодействии выступает, прежде всего, как когнитивная схема –обусловленные культурой представления о том, какие личностные признаки свойственны людям того или иного пола. Быть мужчиной или женщиной в психологическом плане означает субъективную уверенность в том, что каждый представитель того или иного биологического пола обладает специфическими личностными и поведенческими характеристиками, соответствующими этому полу(цит. по [1]).Гендер –важная категориясоциальной жизни человека, проявляющаяся в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, поразному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания –стереотипах.А.В.Меренковопределяетгендерный стереотип как устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведениячеловека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола [2].Л.В. Штылева трактует гендерные стереотипы какустойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами[3]. И.С.Клецина интерпретирует гендерные стереотипы как стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [4]. Таким образом, понятие «гендерные стереотипы» подразумевает, вопервых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Вовторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, вчетвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.В гендерной психологии все гендерные стереотипы разделяются на три группы: стереотипымужественности / женственности; стереотипы, связанные с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах; стереотипы, отражающие различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда [4].Гендерные стереотипы первой группы можно определить как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социальнопсихологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества,как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др.,а мужчинам –активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Воспитывая своих детей, родители используют гендерные стереотипы как готовые схемы, в результате воздействия которых у мальчиков и девочек с раннего детства формируются и закрепляются черты, соответствующие нормативным представлениям о мужских и женских качествах. По мнению И.С. Клециной, у мальчиков этоактивность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек –уступчивость, пассивность, зависимость [4]. Девочкам обычно прививают такие качества, как воспитанность, чистоплотность, скромность, женственность, умение вести хозяйство. В мальчиках же поощряются смелость, ум, ответственность, мужественность, целеустремленность, умение постоять за себя и зарабатывать деньги[5] . Как можно увидеть, наборы прививаемых мужских и женских качеств в полной мере соответствуют стереотипам маскулинности и феминности. Они, по существу, отражают стандартные суждения о том, каким должен быть мальчик (мужчина) или какой должна быть девочка (женщина). При этом редко учитывается многообразие форм поведения и право на их существование.В2010 году Всероссийский центр изучения общественного мнения предоставил данные о том, какими качествами, по мнению россиян,должна обладать идеальная женщина. Рассматривались роли матери, жены, любовницы. Получились следующие результаты: идеальная мать: 67% –заботливая, 66% –хозяйственная, 37% –умная, 39% –умеет противостоять невзгодам, 35% –умеет сопереживать. Идеальная жена: 61% –хозяйственная, 47% –верная, 47% –умная. Идеальная любовница: 49% –красивая, 49% –сексуальная, 30% –страстная, темпераментная. Таким образом, россияне при выборе сексуальной партнерши прежде всего ориентируются на внешние данные, апри построении серьёзных отношений, выбирают ту, которая похожа на их мать, то есть хозяйственную и умную[6]. Проведенный анализ показывает, что результаты разных исследований не вполне согласованы как в части личностных признаков мужественности / женственности, как и по предписываемым мужчинам и женщинам социальным ролям.Целью нашего эмпирического исследования было описание образа настоящего мужчины и настоящей женщины в юношеском возрасте.Сбор данных осуществлялся в виртуальной сети, выборка случайная, сформированная по методу «снежного кома».Выборку составили 48 человек в возрасте от 18 до 25 лет,в том числе 24 девушки и 24 юноши. Все участники опроса являются жителями разных городовСвердловской области.Исследование включало в себя нестандартизированный опрос «Как Вы себе представляете настоящего мужчину и настоящую женщину?». Респонденты отвечали в свободной форме в режиме онлайнпереписки. Результаты обрабатывались методом контентанализа.Выделенные кодировочныекатегории контентанализа и их эмпирические индикаторы представлены в таблице 1.Таблица 1Кодировочные характеристики контентанализа

и их эмпирические индикаторы

Категория А –характеристики субъекта:Подкатегории 1 порядкаИндикаторыА1 –состояниездоровья и физическая сила«сильный», «здоровый», «ведёт здоровый образ жизни», «любит спорт», «здоровое питание»

А2 –волевые характеристики«целеустремленность», «стойкость», «смелость», «решительность», «силён характером и духом», «мужественный», «самодостаточный, «сдержанная», «независимый»

А3 –характеристики внешности«красивая», «стройная», «следит за собой», «элегантный». А4 –личностные характеристики«естественная», «вежливый», «терпеливый», «адекватный», «здоровый уровень критичности», «уверенность в себе»,«недоступная», «не легкомысленна», «неординарная», «хорошо воспитанная», «страстная», «жизнерадостность», «весёлая», «доброта»

А5 –интеллект«начитанная», «грамотный», «умная/умный», «богатый внутренний мир», «образованный», «хорошее чувство юмора», «имеет свою точку зрения»

Категория Б –характеристики деятельностиПодкатегории 1 порядкаИндикаторыБ1 –отношение к окружающим«помогает людям», «любит детей», «теплое отношение ко всему миру», «помогает женщинам и незнакомым людям», «уважительно относится к женщинам»

Б2 –отношение к партнеру «держит обещания», «идти на уступки», «всё прощает», «отвечает за свои слова поступки», «хранит верность», «не устраивает истерик», «не обижается без повода», «забота», «не поднимет руку на женщину», «понимание», «преданность», «честность», «должна вдохновлять»

Б3 –отношение к быту «хранительница очага», «воспитание детей», «любит свой дом, «стремится к уюту», «готовность создать семью», «хозяйственный», «умеет готовить». Б4 –способность защищать.«защищает даму сердца», «стремится её обеспечить», «поддержит в трудную минуту», «на него можно положиться»

Б5 –отношение к работе «стремящаяся к карьерному росту», «не боится работы», «приносить доход», «обеспечивает».

Контентанализ позволил выявить следующие тенденции в формировании представлений о настоящих мужчине и женщине. Юноши представляют настоящего мужчину,т.е. по сути,свой ориентир следующим образом. 26%индикаторов приходится на личностные характеристики –

он представляется терпеливым, адекватным и уверенным в себе. Отношение к партнёру раскрывается в 21% индикаторов –настоящий мужчинаотвечает за свои слова и поступки. 18%индикаторов приходится наволевые характеристики. Мужчина в представлениях юношей целеустремлённый, сильный, смелый, независимый. Настоящий мужчина должен обязательно зарабатывать и обеспечивать семью(8% индикаторов). В общей сложности 6% пришлись на категории «отношение к быту»и «способность защищать», 5% –заботу о своем здоровье и внешней привлекательности, 4% –интеллект и отношение к окружающим. Таким образом, представление юношей о настоящем мужчине соответствуют распространенным стереотипам о «мужском характере». Идеал маскулинности –сильный и независимый мужчина с высоким доходом. При этом он не слишком заботится о доме и окружающих, и не уделяет внимания внешности и здоровью. Интеллект в представлениях юношей не так важен, если есть уверенность в себе и целеустремленность, что в терминах гендерной психологии обозначается как «наступательное поведение».В представленияхюношей о настоящей женщине31% индикаторов отражаетотношение к партнёру, то есть женщина должна хранить верность, заботиться, быть понимающей. 21% –это личные характеристики,настоящая женщина должна быть естественной, недоступной, не легкомысленной, весёлой, доброй и жизнерадостной.Внешние данныеотражены в 17%индикаторов. Юноши представляют настоящую женщину красивой, стройной, следящейза собой. Категории «отношение к быту» и «интеллект»уравнялись (по 10 %), на долю волевых характеристик пришлись 4% индикаторов, на состояние здоровья и отношение к окружающим –3%, и всего лишь 1% на способность защищать. Категория «отношение к работе» вообще не нашла отражения в образе настоящей женщины глазами юношей. Таким образом, юноши описывают скорее идеальный образ девушки, подруги, нежели традиционный женский образ. Настоящая женщина красивая, понимающая и обладает хорошим характером. Для юношей пока не столь актуальна ее способность вести хозяйство, заботиться о детях, вносить свой вклад в семейный доход и способность помочь мужчине в решении жизненных проблем. Девушкипредставляютнастоящего мужчинув первую очередь, как того, кто держит свои обещания, никогда не поднимает руку на женщину и будет заботиться о ней(23%). 17% индикаторов –личностные характеристики,настоящий мужчинапредставляется как вежливыйи терпеливый. Также онсильный, спортивный, целеустремлённый, решительный(12% в соответствующих категориях А1 и А2).Девушкам важно, чтобы настоящий мужчина помогал людям и уважительно относился ко всем женщинам(8%–отношение к окружающим). Значительно в меньшей степени девушки хотят, чтобы он любил свой дом, был хозяйственным(7%индикаторов). Длядевушек не так уж важна внешность настоящего мужчины(всего 5% индикаторов), не столь актуальны и ум и образованность –всего3%.. Настоящую женщинуже девушки представляютв первую очередькак хорошо воспитанную и добрую (27%). 19% –это «хранительница очага», та женщина, которая ведёт дом, воспитывает детейи обязательно умеет готовить. Также девушки считают, что настоящая женщина должна следить за собой, быть красивой (14%). 11% –это отношение к партнёру, то есть девушкипредставляют настоящую женщинукак любящую, понимающую и поддерживающуюсвоего мужчину. 7%индикаторов пришлись на категории А5 и В1, что означает, что девушки в малой степени, но все же уделяют внимание образованности настоящей женщины и её отношению к окружающим.На волевые характеристикиприходится 6% индикаторов. На отсутствие вредных привычек и занятия спортом –4%, на отношение к работе –3%, на способность защищать –1%.Сравнение представлений юношей и девушеко настоящем мужчинепоказало, что по наиболее представленным категориям расхождения незначительные. Июноши,и девушки представляют настоящего мужчинукак того, ктосможет защитить свою женщину, на которого можно положиться, и он держит своё слово. Третье место у обоих половзаняли волевые характеристики. Но чем меньше представленность категорий анализа,тем больше расхождений. Так, юноши считают, что настоящий мужчина должен обеспечивать свою семью, в то время как девушки не уделяют такоговнимания данной категории. Для девушек важно, чтобы настоящий мужчина хорошо относился к окружающим, а для юношей –имел стабильный заработок и был«мастером на все руки». У тех,и у других слабовыражена потребность защищать и быть защищаемыми. Меньше всего внимания юноши уделили внешности, а девушки –интеллекту мужчины. Представленияо настоящей женщинеразличаются следующим образом. Как юноши, так и девушки уделяют большоевниманиеличностным характеристикам, а именно доброте и воспитанности женщины.Не остались без внимания и внешние данные, для юношей и девушек важно, чтобы настоящая женщина была красивой и следила за собой. Но девушки себя в большей степени видят хозяйками, матерями,воспитывающимидетей, для юношей же это пока не такактуально. Большее внимание они уделяют тому, чтобы девушка была понимающей, любящей. Хотя сами девушки не придалиособого значенияэтой категории. Юношам не важно,будет ли работать настоящая женщина, в то время как девушки пусть в малой степени, но считают, что настоящая женщина должна работать. Отсутствие вредных привычеку настоящей женщинымало интересует представителей обоих полов.Обобщая данные результаты, можно сделать вывод, что представления о настоящих мужчинах и женщинах не так уж сильно расходятся. Так как оба пола уделяют большое внимание личностным характеристикам и такой категории как отношение к партнёру, что как раз подходит для их возраста, так как они только стоят на пути саморазвития и выбора себе партнёра. Но девушкам более важно создать семью, и воспитывать детей –об этом говорит заложенный в них материнскийинстинкт. И не остаются без внимания внешние данные, которые больше важны для девушки (как считают оба пола). Но никто не уделяет особого внимания интеллекту и здоровому образу жизни. В представлениях юношей и девушек о настоящем мужчине и настоящей женщине нашли отражение в первую очередь гендерные стереотипы, касающиеся характеристик мужественности / женственности. Участники обоих полов характеризуют женщину как добрую, красивую и терпеливую, а мужчину как целеустремленного и сильного. Стереотипы, касающиеся мужской и женской роли в семье и обществе, находят отражение только у участников соответствующего пола. Женщина должна быть хорошей хозяйкой и матерью лишь в представлениях девушек, а мужчина –«добытчик» только в сознании юношей. Молодые люди интериоризировали в процессевоспитания и гендерной социализации традиционные для своего пола роли, а вот для идеального образа противоположного пола личностные характеристики пока важнее функциональных. Мы склонны объяснять это возрастном участников исследования, для которых гармоничные отношения более актуальны, чем создание семьи и ведение совместного хозяйства. Перспективным направлением исследования можно обозначить сравнение представлений о настоящем мужчине и настоящей женщине в разных возрастных группах.

Ссылки на источники1.Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е.А.Здравомысловой, А.А.Темкиной. –СПб.: Издво Европейского университета.–С. 9–33.2. Меренков А.В. Социология стереотипов. –Екатеринбург: Издво Урал. гос. унта, 2001.3.Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в двух частях / под ред. Л.В.Штылевой. –Мурманск: ОУ КРЦДО иРЖ, 2001.4. Клецина И.С. Гендерная социализация:Учеб.пособие. СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 5.Ким Л. Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа ЦентральноАзиатские Инициативы Исследований, ИОО. –Будапешт, Ташкент, 2002. 6. Какой должна быть идеальная женщина по мнению российских мужчин // РИАНовости. –510 марта 2010 г. (62). –URL: http://ria.ru/infografika/20100305/212403034.html [Дата обращения 14.02.2016].