Влияние культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Охотникова Е. А. Влияние культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1716–1720. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86370.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения этнической идентичности и влияния на них культурно-ценностных ориентаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Охотникова Екатерина Александровна,студентка 4 курса 281 группы факультета психологии и педагогики ЕИ КФУpanda2492@mail.ru

Влияние культурноценностных ориентаций наформирование этнической идентичности

Аннотация. Статья посвящена вопросом изучения этнической идентичности и влиянию на них культурноценностных ориентаций.Ключевые слова: этническая идентичность, самоактуализация, самопонимание, компоненты этнической идентичности, культурноценностные ориентации.

Любая этнокультура представляетсобой органическую целостность. В ее основаниилежат культурные универсалии, которые создаютцелостный обобщенный образ человеческого мира. Данный образ человеческого мира включает аксиологические компоненты, выявление которых дает возможность изучить нормативноценностную сторону этнической традиции. Культурная ценность этнической идентичности значима для самореализации человека, которая является результатом воспитания человека в конкретной этнической группе.Принятие личностью внутри себя осознанных потребностейвыступает необходимым условием образования личностных ценностей [1]. Д. А. Леонтьев в своих работах пишет, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [4]. Следовательно, ценностные ориентации являютсязначимой психологической составляющей в структуре этнической идентичности, механизмом личностного роста и самоактуализации. Ониносят характер развивающейся динамической системы. При освоении личностьюсвоей этнической идентичности идет процессрефлексивной деятельности, в ходе которой происходит восстановлениеконтекстов и смысловых связей. Подобное освоение является ипониманием этнокультурной традиции, в рамках которой находится субъект, и самопониманием этого субъекта. Самопонимание в свою очередь предполагает осмысление системы ценностей, жизненных целей, мотивов поведения субъекта, способов действия по отношению к другим. Самопонимание этнической идентичности представляет собой освоение личностью нормативноценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции, т.е. формирование –ценностнонормативного уровня этнокультурных традиций;

–уровня обыденности, который характерендля данной традиции;

–представления о себе[5].Влияние общероссийского менталитета на ценностные ориентации определяет сходство в выборе поведения, позиций и мировоззрения этносов.Психологи акцентируют свое внимание на ситуации, в которых происходит ломка социальной идентичности, когда вновь необходимым становится определение и соотношение себя с какойлибо социальной группой, то есть о психологических реакциях как единстве коллективной душевной жизни людей на переживаемые события.В целом этническая идентичность является динамичным, а не статичным явлением. Процессстановления этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте. Многие внешние обстоятельства могут приводить человека к переосмыслению этнической принадлежности и трансформации этнической идентичности.На трансформацию этнической идентичности значительное влияние оказывают факторы, связанные с изменениями в жизни общества:1) особенности этнической социализации в семье, школе, ближайшем социальном окружении;2) этническая гомогенность и гетерогенность;3) статусные отношения между этническими группами.Всего выделяют несколько типов этнической идентичности:Моноэтническая идентичность возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей. У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность). Подобная идентичность возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя.Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими признаками двух культур.Маргинальная идентичность проявляется у людей, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами иценностями ни одной из них [5].Становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. Этнический статус, присущий человеку, чаще всегоостается неизменным на протяжении всей его жизни. Говоря об этнической идентичности, нельзя не сказать о ее значении для становления личности человека.Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в поликультурной среде. Этнодифференцирующими признаками при этом являются:родной язык, культура, религия, национальный характер, эмоциональноценностные отношения. В процессе эволюционного развития человечествопостепенно сформировало осознание народами общности происхождения, понятия о родине, предках, культурных различиях, религиозных взглядах.Этническая идентичность позволяет человеку осознать свою тождественность с группой, свою уникальность, отличительные признаки от группы не только своей, но и чужой. Благодаря общению с чужойгруппойпроисходит оценка значимости этнической принадлежности, ее роли в жизни и деятельности человека.Посредством этнической идентичности также развивается этническое самосознание личности и определяется этнический статус. Таким образом, этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций:она является ориентиром в окружающем мире, задает общие жизненные цели.В общем,проблема идентичности имеет солидную традицию изучения в психологии. Родоначальником ее можно считать У. Джемса с его концепциейосмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире. По мнению Джемса, представление о себе у человека складывается в двух плоскостях: личностной и социальной. Отсюда возникают и два аспекта идентичности: вличном аспекте создается образ самотождественности, а в социальном аспекте образ Я формируется как многообразие социальных связей индивида [3].Кроме Джемса к идее о двух аспектах осмысления личностью себя обращались Г. Мид, Ч. Кули и Э. Эриксон.

На данный период времени проведено большое количество исследований, посвященных различным аспектам проблемы идентичности. Хотелось бы обратиться к таким работам, как исследования Т.Г. Стефаненко по этническому самоопределению [7]; работам В.А. Ядова по изучению социально

психологических механизмов формирования идентичности [9]; Н.Л. Ивановой о социальной идентичности в различных социокультурных условиях [4].Проанализировав вышеприведенные исследования можно сделать выводы о том, что человек всегда стремится к сохранению позитивной идентичности.Формирование позитивной идентичности предполагает сравнение своей группы с другими, а такое сравнение также влияет на сбалансированность суждений человека о внешнем мире. На характер идентификации оказывают влияние не только осознаваемые и вычленяемые сознанием факторы, но и бессознательные компоненты психики.В процессе познания человеком своего места в социальном мире, решается вопрос о идентичности как принадлежности одновременно ко многим группам, следуя той иерархии групп, которая сложилась как в представлениях человека, так и в общественном сознании. На формирование и проявление этнической идентичности кроме бесчисленных обстоятельств индивидуальной человеческой жизни, влияет целый ряд факторов, обусловленных особенностями социального окружения и межгрупповых отношений. Среди них выделяют: глобальные изменения в социальнополитической сфере, гетерогенность или гомогенность этнического окружения, которая претерпела изменения в 90х годах.Также на осознание людьми своей этнической принадлежности огромное влияние оказывает то, где живут люди: живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. В процессе межэтнического общения человек получает больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, кроме этого идет процесс развития межэтнического понимания и формирования коммуникативных навыков. Если же опыт подобного общения отсутствует, то обуславливается с одной стороны слабая предрасположенность к подобным контактам, с другой стороны, слабый интерес к собственной этничности.В экспериментальном исследовании, проведенном с сентября по ноябрь 2015 года, целью являлось изучение влияния культурноценностных ориентаций на формирование этнической идентичности.Исходя из цели исследования, нами был проанализирован процесс формирования этнической идентичности у представителей титульных наций РТ: русских и татар. На основе полученных данных у нас появиласьвозможность сравнить:как влияют культурноценностныеориентации на формирование этнической идентичности у русских и у татар.Перед нами стояли следующие задачи:1.Изучить психологические особенности представителей двух национальностей.2.Изучить их культурноценностные ориентации.3.Исследовать их этническую идентичность.4.Выявить есть ли взаимосвязь между культурноценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности.Предметом изучения нашего исследования стала этническая идентичность, а объектом представители двух национальностей: русские и татары.Всего в исследовании принимали участие 60 человек в возрасте от 18 до 20 лет: 30 представителей русской национальности и 30 –татарской национальности. Все они являлись студентами ЕИ КФУ, факультета Психологии и педагогики.В ходе исследования нами былавыдвинута следующая гипотеза: культурноценностные ориентации влияют на формирование этнической идентичности.В качестве исследовательского инструментария нами были использованы следующие методики: Тест культурноценностных ориентаций (Дж. Таусенд, Вариант Л.Г. Почебут) и методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности.Врезультате исследования нами была выявлена положительная взаимосвязь между культурноценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских и у татар.Между когнитивным компонентом этнической идентичности и культурноценностными ориентациями у татар была выявлена положительная умеренная взаимосвязь (r=0,41 при р˃0,01). Между аффективным компонентом этнической идентичности и культурноценностными ориентациями у татар также была выявлена умеренная положительная взаимосвязь (r=0,34 при р˃0,001).Данные результаты могут свидетельствовать о том, что представители данной нации ценят свою культуру, свои традиции и обычаи, свой язык, религию. Они полностью идентифицируют себя со своим этносом, осознают, что им присущи качества, типичные для представителей данной нации.Полученные результаты могут быть связаны с тем, что татары представляют собой такую нацию, в которой высоко ценятся культурные традиции и обычаи, детям с детства прививается любовь и почитание своей культуры.Также мы выявили взаимосвязьмежду культурноценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских. В результате была выявлена положительная слабая взаимосвязь (r=0,21 при р˂0,05) между когнитивным компонентом этнической идентичности и культурноценностными ориентациями. Такая же слабая взаимосвязь(r=0,2 при р˂0,05)между аффективным компонентом этнической идентичности и культурноценностными ориентациями.Такие результаты свидетельствуют о том, что представители данной нации привязывают себя к своему этносу, но данная связь является слабой.Полученные данные могут объясняться тем, что русский народ в последнее время забывает о многих своих традициях и обычаях, в силу того что в современном мире меняются ценности.В частности, Лебедева говорит о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности.Представленные результаты исследования можно объяснить тем, что чем больше человек будет соблюдать признаки присущие своей культуре, такие как язык, религия, традиции, обычаи, ценности и нормы, образ жизни, тем больше у него будет проявляться этническая идентичность.Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, и мы можем сказать, что культурноценностные ориентации влияют на формирование этнической идентичности.

Ссылки на источники1.Берберян А.С. и Тучина О.Р. Этнос и этничность в современном научном дискурсе //Научные труды КубГТУ. 2014, № 3.2.Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры.–М.2004. –24 с.3.Джемс, У. Психология.–М.19914.Иванова, Н.Л. Социальная идентичность в разных социальнокультурных условиях // Вопросы психологии. –20045.Константинов В.В. и Вершинина М.В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантовармян и условия их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. –2014. –7179с.

6.Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.–2006

7.Стефаненко, Т.Г Этническая идентичность в ситуациисоциальной нестабильности. –19978.Тучина О.Р. Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности: субъектнобытийный подход.–К.: ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013. –332 с. 9.Ядов, В.А. Социальные и социальнопсихологические механизмы формирования идентичности.–Самара, 2000.10.Электронный научный журнал (2014 г.). –URL: http://ntk.kubstu.ru/file/77