Постановка управленческой учетной системы снабженческо-заготовительной деятельности
Выпуск:
ART 86378
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Плаксицкая
О.
Г.,
Татаринова
М.
Н. Постановка управленческой учетной системы снабженческо-заготовительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1756–1760. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86378.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен обзор сильных и слабых сторон управленческого учета в сфере снабженческо-заготовительной деятельности, в ходе которого выявлены особенности и основные проблемы данного учета, а также намечены пути их решения для дальнейшего и более эффективного развития функционала экономического субъекта.
Ключевые слова:
центр ответственности, управленческий учет, прибыль, закупки, бизнес-процесс, процесс снабжения, материально-производственные запасы
Текст статьи
Плаксицкая Ольга Геннадьевна,Студентка4 курса профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Ставропольский гоударственный аграрный университет, город СтавропольPlaksicolga@yandex.ru
Татаринова Мария Николаевна,Доц., к.э.н. кафедры«Бухгалтерского управленческого учета», Ставропольский гоударственный аграрный университет, город СтавропольVetrovamn@yandex.ru
Постановкауправленческой учетной системы
снабженческозаготовительной деятельности
Аннотация. Встатье рассмотрен обзорсильныхи слабых сторон управленческого учета в сфере снабженческозаготовительной деятельности, в ходе которого выявлены особенности и основные проблемы данного учета, а также намечены пути их решения для дальнейшего и более эффективного развития функционала экономического субъекта.Ключевые слова:управленческий учет,процесс снабжения, материальнопроизводственные запасы, закупки,бизнеспроцесс,прибыль, центрответственности.
Качество организации снабженческозаготовительной деятельности, в том числе и закупочного процесса,оказывает ключевое влияние на финансовые результаты экономического субъекта. Так,стоимость закупаемых материальных ресурсов в большинстве случаевпереноситсяна стоимость производимой продукции, что непосредственно влияет на получаемую прибыль компанией.Анеобходимые объемы и стоимость материалови услуг, условия оплаты, надежность поставщиков все эти параметры бесконечно меняются и требуют частого пересмотраи оперативногореагирования. Всем этим и объясняется важность и необходимость ведения экономическим субъектом эффективной системы управленческого учета в сфере снабженческозаготовительной деятельности.Снабженческозаготовительнаядеятельность осуществляется на стадии формирования материального фактора производства, здесь концентрируются хозяйственные операции от закупки сырья и материалов до отпуска их в производство, то есть снабжения ими производственного процесса. Обеспечение производствсырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и т.д. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками (в зависимости от размера экономического субъекта)[3, с. 49].Отдел снабжения занимается обеспечением производственного процесса необходимымиматериалами, приобретаемыми на наиболее выгодных условиях в соответствии с потребностью, определенной на основе производственного плана и производственной спецификации, а такжерассчитывает оптимальный размер запасов для гарантии бесперебойногои ритмичноговыпуска продукции с учетом особенностей работы с поставщиками, характеристиками материалов и ограничений по складским мощностям. Кроме этого,в процессе планирования и определения плановой себестоимости продукции предоставляет также и нормативные цены на материальные ресурсы в плановоэкономический отдел[7, с. 36].
Так, снабженческозаготовительнойдеятельность представляет собой открытую систему, каждый элемент которой продуцирует материальный, стоимостной и информационный потоки, рисунок 1.
Рисунок 1 Взаимодействия центров ответственности
Из рисунка 1 видно, что центрответственности
отдел снабжения,является составным звеном производственнохозяйственной деятельности экономического субъекта, который аккумулирует информацию по всей цепочке создания стоимости материалов с целью выявления оптимальныхстоимостных и нефинансовых параметров заказа(складского хранения, консультационных услуг и т.д.). А уже на основании информации плановоэкономического отдела и всех участников процесса снабженческозаготовительнойдеятельности менеджментом предприятия осуществляется тактическое и стратегическое управление процессомпроизводства в целом[12, с.129] .
Таким образом, обеспечение предприятия материальными ресурсами важнейший элемент плановой работы, а проблема оптимального регулирования запасов является одной из центральных и самых сложных в системе материального снабжения, поэтому операционные менеджеры разработали системы для управления запасами, рассмотрим некоторые из них в таблице 1.
Таблица 1Системы управления запасами
НаименованиеХарактеристика1.2.АВС –анализ (Activity Based Costing, то есть «учет по видам деятельности» или «расчет затрат на основе бизнеспроцессов»).Запасы подразделяются на три классификационные группы на основе их годовой стоимости: класс А составляет 7080% от стоимости запасов; класс В охватывает 1525% от стоимости и 30% от количества наименований; класс С представляет 5% общего объема затрат и 55% названий от общего числа. Политика, базирующаяся на АВСанализе, включает в себя:1. Закупки ресурсов у значительно более надежных поставщиков по группе наименований А, чем по группе наименований С.2. Наименования группы А должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования и по возможности размещаться в наиболее надежных местах.3. Прогнозирование потребности наименований группы А должна проводиться более тщательно, чем прогнозирование других наименований продукции. Преимущества ABCанализа: простота использования; прозрачность любой этап анализа Отдел управления качествомПлановый отдел (отдел контроллинга)ПроизводствоСкладТранспортный отделТаможенный отделФинансовый отделОтдел снабженияМенеджмент организацииможно проследить и подкорректировать; универсальность –можно анализировать хоть товарооборот, хоть деньги, хоть урожай зерна и т.п.; оптимизация ресурсов позволяет сократить и высвободить огромное количество различных видов ресурсов.Недостатки ABCанализа:ABCанализ –это одномерный метод, т.е. отражает только одну сторону явления, группирует только по одному признаку.«Продолжение таблицы 1 »1.2.JIT «точно вовремя»Предполагает такую организацию движения материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будутпоступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. Преимущества системы JIT «точно вовремя»: уменьшение сроков производства конечного изделия; сокращение издержек на хранении товара; сокращение сроков подготовки к производству.Недостатки системы JIT «точно вовремя»:возрастающие транспортные расходы; зависимость от партнеров по поставкам; дополнительная работа, которую постоянно необходимо проводить при разгрузках.MRP (Material Requirements планирование потребности в материалах) относится к системе «толкающего» типаГлавной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материаловкомплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада.Недостатки системы MRP:ориентация только на заказ; слабая интеграция системы технологических процессов; слабая интеграция планирования кадров и управления финансами.Система с фиксированным интервалом времени между заказами
По этой системе заказы делаются через строго определенные интервалы времени.
Преимущества системы с фиксированным интервалом времени между заказами:отсутствиепостоянного контроляналичия запасовнаскладе. Недостатки системы с фиксированным интервалом времени между заказами:высокийуровень максимального желательногозапаса; повышениезатрат на содержаниезапасов на складезасчетувеличения площадейподзапасы.
Таким образом, из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что под управлением запасами понимается комплекс мероприятий по поддержанию запаса в заданных оптимальных размерах, организации контроля и оперативного планирования поставок.Ав силу влияния множества разнообразных факторов на снабженческозаготовительную деятельностьвозможно применение различных систем управления запасами, что зависит от опыта и квалификации менеджемента экономического субъекта[6, с. 264].Следует отметить, что кроме большого разнообразия систем управления материальнопроизводственными запасами, при организации эффективной производственнохозяйственной деятельности экономического субъекта менеджер сталкивается еще с одной проблемой, а именно сложность получения необходимой информациипо объектам управленческого учета бизнеспроцесса снабжения, которуювозможно получить только из системы финансового учета. В системе учета снабженческозаготовительной деятельности в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено два варианта учета материалов:по фактической себестоимости –на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению;
по учетным ценам – дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов», рассмотрим их наиболее подробно в таблице 2[8, с. 141].Таблица 2 Варианты отраженияпоступления материалов на счетах бухгалтерского учета
Содержание операцийДебет счетаКредит счетаБез использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»:Приняты к учету материалы от поставщика15 «Заготовление и приобретение материалов»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»Учтены транспортнозаготовительные расходы
10 «Материалы»60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.С использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»:Приняты к учету материалы от поставщика15 «Заготовление и приобретение материалов»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»Учтены транспортнозаготовительные расходы15 «Заготовление и приобретение материалов»70 «Расчеты персоналом по оплате труда», 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.Отражено списание материалов по учетным ценам10 «Материалы»
15 «Заготовление и приобретение материалов»Отражено списание отклоненийот учетныхцен16 «Отклонение в стоимости материалов»
15 «Заготовление и приобретение материалов»
Из таблицы 2 наглядно видно, что припервом способе учета материалов используется счет 10 «Материалы», где отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению. При втором способе учета материаловиспользуется счет 15 «Заготовление и приобретениематериалов», остаток которого показывает стоимость оплаченных, но не поступивших на склад производственного предприятия от поставщиков материалов за отчетный месяц. При этом, учтенные в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» разницы между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованныхматериалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись. В этой связи, традиционным и более упрощенным является первый способ учета материалов, при котором в течение месяца списание сырья и материалов производится по твердым учетным ценам.В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу способом «сторно», т.е. отрицательными числами [4, с. 65].Следует отметить, что организации большую часть информации получают с помощью введения дополнительных аналитических субсчетов к синтетическим счетам бухгалтерского учета, а именно к счету 10 «Материалы» и к счету 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками». При этом расчет результатов бизнеспроцесса снабженческозаготовительной деятельностидолжен быть построен так, чтобы заинтересовать в нем весь персоналэкономического субъекта. Аименно суммы вознаграждений, предназначающиеся работникам,и предъявленные претензии в результате осуществления хозяйственного процесса предлагается увязать со стимулирующей частью фонда заработной платы бизнеспроцесса снабжения. Следовательно, сумма претензий по заказам,имеющимнарушения обязательств,предусмотренных договором (качества, количества или сроков исполнения), будет равна проценту вознаграждений причитающихся работникам[7, с. 36]. В связи с этим нанаш взгляд для отражения информации о снабженческозаготовительной деятельности целесообразно использовать счета управленческой учетной системы, представленные в таблице 3 и на рисунке 2.Таблица 3Счета управленческой учетной системы
снабженческозаготовительной деятельности
Номер счетаНазвание счета311«Расходные материалы снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетами 10, 78, по кредиту со счетом 37)321«Оплата труда сотрудников снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетами 70, 78,по кредиту со счетами 64, 37)331«Страховые отчисления по снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетом 69, по кредиту со счетом 37)341«Амортизация по снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетами 02, 05, по кредиту со счетом 37)
351«Прочие затраты снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетами 60, 68, 71, 94, 76, 78, по кредиту со счетом 37)371«Общие затраты снабженческозаготовительной деятельности» (по кредиту со счетом 78)601«Расчеты с поставщиками и подрядчиками, материалы, поступающие от поставщиков и расходы по закупкам»(по дебету корреспондирует со счетами 50, 52, 78, по кредиту со счетом 10)10«Материалы»(по дебету корреспондирует со счетом 60, по кредиту со счетом 78)781«Внутрифирменные расчеты снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетами 10, 92, по кредиту со счетами 31, 32, 35)641«Внутрифирменные претензии снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетом 32, по кредиту со счетом 92)921«Резерв стимулирующей части оплаты труда сотрудников снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетами 64, 70, по кредиту со счетом 78)
Более наглядно отражение записей на счетах управленческой учетной системы снабженческозаготовительной деятельности рассмотрим нарисунке 2.
Рисунок 2 –Схема организации учета затрат снабженческозаготовительной деятельности на счетах управленческого учета
Из рисунка 2 наглядно видно, что мониторингвыполнения плана снабженческозаготовительной деятельности осуществляется на основе ведения счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, материалы, поступающие от поставщиков и расходы по закупкам» в разрезе субсчетов по заказам. Контроль за размером складских запасовв количественном и денежном выражении производится регулярно на основе анализа информации формирующейся на счете 10 «Материалы».Информация о выполненииплана по бесперебойному обеспечениюматериальными ресурсамипотребителей формируется на счете 78«Внутрифирменные расчеты снабженческозаготовительной деятельности»ина счете64«Внутрифирменные претензии снабженческозаготовительной деятельности». Учет собственных затрат снабженческозаготовительной деятельности по элементам, осуществляется на таких счетах, как 301, 311,321, 331, 341, 351.А уже окончательные данные по эффективности снабженческозаготовительной деятельностиформируются на счете 921 «Резерв стимулирующей части оплаты труда сотрудников снабженческозаготовительной деятельности». Он отражает разницу между суммами, начисленными за оказанные услуги и суммами претензий, предъявленных в адрес бизнеспроцесса снабжения,и в последующемподлежит перечислениюна оплату труда руководителей и персонала снабженческозаготовительной деятельности на счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".Таким образом, снабженческозаготовительная деятельностьвыполняет Счет 781«Внутрифирменные расчеты снабженческозаготовительной деятельности»Счет 70«Расчеты с персоналомпо оплате труда»
Счет 921 «Резерв стимулирующей части оплаты труда сотрудниковснабженческозаготовительной деятельности»Счет 641«Внутрифирменные претензии снабженческозаготовительной деятельности»Счет 371
«Отражение общих затрат снабженческозаготовительной деятельности»Счет: 60
Счет 10«Материалы» Счет 311
Счет 321
Счет 341Счет 351Счета: 10,78Счета: 70,78Счета: 60,71,68, 94,76,78Счета: 02,05Счет: 69Счет 331
функции закупок, регулирования складских запасов, своевременного обеспечения бизнеспроцессов экономического субъектаматериальнопроизводственными запасами, соответствующими по качеству и физическим параметрам.Разработка и использование на практике эффективных методоворганизации, управления и контроля в сфере снабженческозаготовительной деятельности выступают в роли неоспоримого резерва для повышения конкурентоспособности любого экономического субъекта.
Ссылки на источники1.Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, О.В Ельчанинова, И.Б. Манжосова, М.Н. Татаринова, С.В. Гришанова / под ред. Е.И. Костюковой. –М. : КНОРУС, 2014. –272 с. 2.Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Е.И. Костюкова, О.В. Ельчанинова, С.А. Тунин, И.Б. Манжосова, А.Н. Бобрышев, М.Н. Татаринова, С.В. Гришанова ; под ред. Е.И. Костюковой. –М. : КНОРУС, 2014. –408 с. 3.Ветрова М.Н. Совершенствование организационноэкономического механизма предпринимательства в молочной промышленности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 20064.Ветрова М.Н., Гришанова С.В. Финансовое управление предприятием посредством внедрения процесса бюджетирования // Российский экономический интернетжурнал. 2009. № 2. С. 189200.5.Костюкова Е.И., Феськова М.В. Использование различных калькуляционных систем в деятельности предприятий алкогольной промышленности // Международный бухгалтерский учет. 2013.№34. С. 28.6.Костюкова Е.И., Яковенко В.С. Совершенствование учетной политики для повышения эффективности управления активами торговых организаций // Международный бухгалтерский учет. 2012.№46. С. 1118. 7.Костюкова Е.И., Актуальные вопросы теории и практики бухгалтерского учета и финансов // Ставрополь: Секвойя, 2014 –346 с.8.Гурнович Т.Г. Организационноэкономический механизм предпринимательства в молочной промышленности: монография / Т. Г. Гурнович, М. Н. Ветрова, Ставрополь, 2010.9.Ельчанинова О.В., Гришанова С.В., Татаринова М.Н. Особенности управленческого учета затрат в строительстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 11.10.Ельчанинова О.В., Татаринова М.Н., Гришанова С.В. Бухгалтерская финансовая и управленческая отчетность как основа для проведения аналитических действий // Экономика и предпринимательство. 2014. № 122 (532). С. 886890.11.Костюкова Е.И., Башкатова Т.А. Организационнометодические основы функционированиясистемы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011.№36. С. 1217.12.Костюкова Е.И., Башкатова Т.А., Башкатова Н.А. Влияние технологии и организации производства на построение системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011.№39. С. 182413.Управленческий учет снабженческозаготовительной деятельности: учебное пособие / В. Э. Керимов, А. А. Епифанов, П. В. Селиванов, М. С. Крятов. –М.: Экзамен, 2012 –128 с.14.
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Е.И. Костюкова, В.С. Яковенко, С.А. Тунин, И.Б. Манжосова, О.В. Ельчанинова, Р.В. Дебелый, А.Н. Бобрышев, М.Н. Татаринова, Ж.Ю. Дариенко, Е.А. Марусенко, С.В. Гришанова / под ред. Е.И. Костюковой. –СПб.: Издательство «Лань», 2015. –368 с.
Татаринова Мария Николаевна,Доц., к.э.н. кафедры«Бухгалтерского управленческого учета», Ставропольский гоударственный аграрный университет, город СтавропольVetrovamn@yandex.ru
Постановкауправленческой учетной системы
снабженческозаготовительной деятельности
Аннотация. Встатье рассмотрен обзорсильныхи слабых сторон управленческого учета в сфере снабженческозаготовительной деятельности, в ходе которого выявлены особенности и основные проблемы данного учета, а также намечены пути их решения для дальнейшего и более эффективного развития функционала экономического субъекта.Ключевые слова:управленческий учет,процесс снабжения, материальнопроизводственные запасы, закупки,бизнеспроцесс,прибыль, центрответственности.
Качество организации снабженческозаготовительной деятельности, в том числе и закупочного процесса,оказывает ключевое влияние на финансовые результаты экономического субъекта. Так,стоимость закупаемых материальных ресурсов в большинстве случаевпереноситсяна стоимость производимой продукции, что непосредственно влияет на получаемую прибыль компанией.Анеобходимые объемы и стоимость материалови услуг, условия оплаты, надежность поставщиков все эти параметры бесконечно меняются и требуют частого пересмотраи оперативногореагирования. Всем этим и объясняется важность и необходимость ведения экономическим субъектом эффективной системы управленческого учета в сфере снабженческозаготовительной деятельности.Снабженческозаготовительнаядеятельность осуществляется на стадии формирования материального фактора производства, здесь концентрируются хозяйственные операции от закупки сырья и материалов до отпуска их в производство, то есть снабжения ими производственного процесса. Обеспечение производствсырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и т.д. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками (в зависимости от размера экономического субъекта)[3, с. 49].Отдел снабжения занимается обеспечением производственного процесса необходимымиматериалами, приобретаемыми на наиболее выгодных условиях в соответствии с потребностью, определенной на основе производственного плана и производственной спецификации, а такжерассчитывает оптимальный размер запасов для гарантии бесперебойногои ритмичноговыпуска продукции с учетом особенностей работы с поставщиками, характеристиками материалов и ограничений по складским мощностям. Кроме этого,в процессе планирования и определения плановой себестоимости продукции предоставляет также и нормативные цены на материальные ресурсы в плановоэкономический отдел[7, с. 36].
Так, снабженческозаготовительнойдеятельность представляет собой открытую систему, каждый элемент которой продуцирует материальный, стоимостной и информационный потоки, рисунок 1.
Рисунок 1 Взаимодействия центров ответственности
Из рисунка 1 видно, что центрответственности
отдел снабжения,является составным звеном производственнохозяйственной деятельности экономического субъекта, который аккумулирует информацию по всей цепочке создания стоимости материалов с целью выявления оптимальныхстоимостных и нефинансовых параметров заказа(складского хранения, консультационных услуг и т.д.). А уже на основании информации плановоэкономического отдела и всех участников процесса снабженческозаготовительнойдеятельности менеджментом предприятия осуществляется тактическое и стратегическое управление процессомпроизводства в целом[12, с.129] .
Таким образом, обеспечение предприятия материальными ресурсами важнейший элемент плановой работы, а проблема оптимального регулирования запасов является одной из центральных и самых сложных в системе материального снабжения, поэтому операционные менеджеры разработали системы для управления запасами, рассмотрим некоторые из них в таблице 1.
Таблица 1Системы управления запасами
НаименованиеХарактеристика1.2.АВС –анализ (Activity Based Costing, то есть «учет по видам деятельности» или «расчет затрат на основе бизнеспроцессов»).Запасы подразделяются на три классификационные группы на основе их годовой стоимости: класс А составляет 7080% от стоимости запасов; класс В охватывает 1525% от стоимости и 30% от количества наименований; класс С представляет 5% общего объема затрат и 55% названий от общего числа. Политика, базирующаяся на АВСанализе, включает в себя:1. Закупки ресурсов у значительно более надежных поставщиков по группе наименований А, чем по группе наименований С.2. Наименования группы А должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования и по возможности размещаться в наиболее надежных местах.3. Прогнозирование потребности наименований группы А должна проводиться более тщательно, чем прогнозирование других наименований продукции. Преимущества ABCанализа: простота использования; прозрачность любой этап анализа Отдел управления качествомПлановый отдел (отдел контроллинга)ПроизводствоСкладТранспортный отделТаможенный отделФинансовый отделОтдел снабженияМенеджмент организацииможно проследить и подкорректировать; универсальность –можно анализировать хоть товарооборот, хоть деньги, хоть урожай зерна и т.п.; оптимизация ресурсов позволяет сократить и высвободить огромное количество различных видов ресурсов.Недостатки ABCанализа:ABCанализ –это одномерный метод, т.е. отражает только одну сторону явления, группирует только по одному признаку.«Продолжение таблицы 1 »1.2.JIT «точно вовремя»Предполагает такую организацию движения материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будутпоступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. Преимущества системы JIT «точно вовремя»: уменьшение сроков производства конечного изделия; сокращение издержек на хранении товара; сокращение сроков подготовки к производству.Недостатки системы JIT «точно вовремя»:возрастающие транспортные расходы; зависимость от партнеров по поставкам; дополнительная работа, которую постоянно необходимо проводить при разгрузках.MRP (Material Requirements планирование потребности в материалах) относится к системе «толкающего» типаГлавной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материаловкомплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада.Недостатки системы MRP:ориентация только на заказ; слабая интеграция системы технологических процессов; слабая интеграция планирования кадров и управления финансами.Система с фиксированным интервалом времени между заказами
По этой системе заказы делаются через строго определенные интервалы времени.
Преимущества системы с фиксированным интервалом времени между заказами:отсутствиепостоянного контроляналичия запасовнаскладе. Недостатки системы с фиксированным интервалом времени между заказами:высокийуровень максимального желательногозапаса; повышениезатрат на содержаниезапасов на складезасчетувеличения площадейподзапасы.
Таким образом, из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что под управлением запасами понимается комплекс мероприятий по поддержанию запаса в заданных оптимальных размерах, организации контроля и оперативного планирования поставок.Ав силу влияния множества разнообразных факторов на снабженческозаготовительную деятельностьвозможно применение различных систем управления запасами, что зависит от опыта и квалификации менеджемента экономического субъекта[6, с. 264].Следует отметить, что кроме большого разнообразия систем управления материальнопроизводственными запасами, при организации эффективной производственнохозяйственной деятельности экономического субъекта менеджер сталкивается еще с одной проблемой, а именно сложность получения необходимой информациипо объектам управленческого учета бизнеспроцесса снабжения, которуювозможно получить только из системы финансового учета. В системе учета снабженческозаготовительной деятельности в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено два варианта учета материалов:по фактической себестоимости –на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению;
по учетным ценам – дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов», рассмотрим их наиболее подробно в таблице 2[8, с. 141].Таблица 2 Варианты отраженияпоступления материалов на счетах бухгалтерского учета
Содержание операцийДебет счетаКредит счетаБез использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»:Приняты к учету материалы от поставщика15 «Заготовление и приобретение материалов»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»Учтены транспортнозаготовительные расходы
10 «Материалы»60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.С использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»:Приняты к учету материалы от поставщика15 «Заготовление и приобретение материалов»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»Учтены транспортнозаготовительные расходы15 «Заготовление и приобретение материалов»70 «Расчеты персоналом по оплате труда», 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.Отражено списание материалов по учетным ценам10 «Материалы»
15 «Заготовление и приобретение материалов»Отражено списание отклоненийот учетныхцен16 «Отклонение в стоимости материалов»
15 «Заготовление и приобретение материалов»
Из таблицы 2 наглядно видно, что припервом способе учета материалов используется счет 10 «Материалы», где отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению. При втором способе учета материаловиспользуется счет 15 «Заготовление и приобретениематериалов», остаток которого показывает стоимость оплаченных, но не поступивших на склад производственного предприятия от поставщиков материалов за отчетный месяц. При этом, учтенные в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» разницы между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованныхматериалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись. В этой связи, традиционным и более упрощенным является первый способ учета материалов, при котором в течение месяца списание сырья и материалов производится по твердым учетным ценам.В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу способом «сторно», т.е. отрицательными числами [4, с. 65].Следует отметить, что организации большую часть информации получают с помощью введения дополнительных аналитических субсчетов к синтетическим счетам бухгалтерского учета, а именно к счету 10 «Материалы» и к счету 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками». При этом расчет результатов бизнеспроцесса снабженческозаготовительной деятельностидолжен быть построен так, чтобы заинтересовать в нем весь персоналэкономического субъекта. Аименно суммы вознаграждений, предназначающиеся работникам,и предъявленные претензии в результате осуществления хозяйственного процесса предлагается увязать со стимулирующей частью фонда заработной платы бизнеспроцесса снабжения. Следовательно, сумма претензий по заказам,имеющимнарушения обязательств,предусмотренных договором (качества, количества или сроков исполнения), будет равна проценту вознаграждений причитающихся работникам[7, с. 36]. В связи с этим нанаш взгляд для отражения информации о снабженческозаготовительной деятельности целесообразно использовать счета управленческой учетной системы, представленные в таблице 3 и на рисунке 2.Таблица 3Счета управленческой учетной системы
снабженческозаготовительной деятельности
Номер счетаНазвание счета311«Расходные материалы снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетами 10, 78, по кредиту со счетом 37)321«Оплата труда сотрудников снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетами 70, 78,по кредиту со счетами 64, 37)331«Страховые отчисления по снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетом 69, по кредиту со счетом 37)341«Амортизация по снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетами 02, 05, по кредиту со счетом 37)
351«Прочие затраты снабженческозаготовительной деятельности» (по дебету корреспондирует со счетами 60, 68, 71, 94, 76, 78, по кредиту со счетом 37)371«Общие затраты снабженческозаготовительной деятельности» (по кредиту со счетом 78)601«Расчеты с поставщиками и подрядчиками, материалы, поступающие от поставщиков и расходы по закупкам»(по дебету корреспондирует со счетами 50, 52, 78, по кредиту со счетом 10)10«Материалы»(по дебету корреспондирует со счетом 60, по кредиту со счетом 78)781«Внутрифирменные расчеты снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетами 10, 92, по кредиту со счетами 31, 32, 35)641«Внутрифирменные претензии снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетом 32, по кредиту со счетом 92)921«Резерв стимулирующей части оплаты труда сотрудников снабженческозаготовительной деятельности»(по дебету корреспондирует со счетами 64, 70, по кредиту со счетом 78)
Более наглядно отражение записей на счетах управленческой учетной системы снабженческозаготовительной деятельности рассмотрим нарисунке 2.
Рисунок 2 –Схема организации учета затрат снабженческозаготовительной деятельности на счетах управленческого учета
Из рисунка 2 наглядно видно, что мониторингвыполнения плана снабженческозаготовительной деятельности осуществляется на основе ведения счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, материалы, поступающие от поставщиков и расходы по закупкам» в разрезе субсчетов по заказам. Контроль за размером складских запасовв количественном и денежном выражении производится регулярно на основе анализа информации формирующейся на счете 10 «Материалы».Информация о выполненииплана по бесперебойному обеспечениюматериальными ресурсамипотребителей формируется на счете 78«Внутрифирменные расчеты снабженческозаготовительной деятельности»ина счете64«Внутрифирменные претензии снабженческозаготовительной деятельности». Учет собственных затрат снабженческозаготовительной деятельности по элементам, осуществляется на таких счетах, как 301, 311,321, 331, 341, 351.А уже окончательные данные по эффективности снабженческозаготовительной деятельностиформируются на счете 921 «Резерв стимулирующей части оплаты труда сотрудников снабженческозаготовительной деятельности». Он отражает разницу между суммами, начисленными за оказанные услуги и суммами претензий, предъявленных в адрес бизнеспроцесса снабжения,и в последующемподлежит перечислениюна оплату труда руководителей и персонала снабженческозаготовительной деятельности на счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".Таким образом, снабженческозаготовительная деятельностьвыполняет Счет 781«Внутрифирменные расчеты снабженческозаготовительной деятельности»Счет 70«Расчеты с персоналомпо оплате труда»
Счет 921 «Резерв стимулирующей части оплаты труда сотрудниковснабженческозаготовительной деятельности»Счет 641«Внутрифирменные претензии снабженческозаготовительной деятельности»Счет 371
«Отражение общих затрат снабженческозаготовительной деятельности»Счет: 60
Счет 10«Материалы» Счет 311
Счет 321
Счет 341Счет 351Счета: 10,78Счета: 70,78Счета: 60,71,68, 94,76,78Счета: 02,05Счет: 69Счет 331
функции закупок, регулирования складских запасов, своевременного обеспечения бизнеспроцессов экономического субъектаматериальнопроизводственными запасами, соответствующими по качеству и физическим параметрам.Разработка и использование на практике эффективных методоворганизации, управления и контроля в сфере снабженческозаготовительной деятельности выступают в роли неоспоримого резерва для повышения конкурентоспособности любого экономического субъекта.
Ссылки на источники1.Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, О.В Ельчанинова, И.Б. Манжосова, М.Н. Татаринова, С.В. Гришанова / под ред. Е.И. Костюковой. –М. : КНОРУС, 2014. –272 с. 2.Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Е.И. Костюкова, О.В. Ельчанинова, С.А. Тунин, И.Б. Манжосова, А.Н. Бобрышев, М.Н. Татаринова, С.В. Гришанова ; под ред. Е.И. Костюковой. –М. : КНОРУС, 2014. –408 с. 3.Ветрова М.Н. Совершенствование организационноэкономического механизма предпринимательства в молочной промышленности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 20064.Ветрова М.Н., Гришанова С.В. Финансовое управление предприятием посредством внедрения процесса бюджетирования // Российский экономический интернетжурнал. 2009. № 2. С. 189200.5.Костюкова Е.И., Феськова М.В. Использование различных калькуляционных систем в деятельности предприятий алкогольной промышленности // Международный бухгалтерский учет. 2013.№34. С. 28.6.Костюкова Е.И., Яковенко В.С. Совершенствование учетной политики для повышения эффективности управления активами торговых организаций // Международный бухгалтерский учет. 2012.№46. С. 1118. 7.Костюкова Е.И., Актуальные вопросы теории и практики бухгалтерского учета и финансов // Ставрополь: Секвойя, 2014 –346 с.8.Гурнович Т.Г. Организационноэкономический механизм предпринимательства в молочной промышленности: монография / Т. Г. Гурнович, М. Н. Ветрова, Ставрополь, 2010.9.Ельчанинова О.В., Гришанова С.В., Татаринова М.Н. Особенности управленческого учета затрат в строительстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 11.10.Ельчанинова О.В., Татаринова М.Н., Гришанова С.В. Бухгалтерская финансовая и управленческая отчетность как основа для проведения аналитических действий // Экономика и предпринимательство. 2014. № 122 (532). С. 886890.11.Костюкова Е.И., Башкатова Т.А. Организационнометодические основы функционированиясистемы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011.№36. С. 1217.12.Костюкова Е.И., Башкатова Т.А., Башкатова Н.А. Влияние технологии и организации производства на построение системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011.№39. С. 182413.Управленческий учет снабженческозаготовительной деятельности: учебное пособие / В. Э. Керимов, А. А. Епифанов, П. В. Селиванов, М. С. Крятов. –М.: Экзамен, 2012 –128 с.14.
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Е.И. Костюкова, В.С. Яковенко, С.А. Тунин, И.Б. Манжосова, О.В. Ельчанинова, Р.В. Дебелый, А.Н. Бобрышев, М.Н. Татаринова, Ж.Ю. Дариенко, Е.А. Марусенко, С.В. Гришанова / под ред. Е.И. Костюковой. –СПб.: Издательство «Лань», 2015. –368 с.