Использование дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста
Выпуск:
ART 86377
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чунарева
О.
А. Использование дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1751–1755. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86377.htm.
Аннотация. В статье дается характеристика дидактической игры, ее разновидности, структура и характеристика стадий развития этой игры; выделены особенности применения дидактической игры в развитии речи детей на разных возрастных группах, предложен перечь игр, которые могут быть использованы в работе с детьми определенного возраста.
Ключевые слова:
дошкольное образование, игровая деятельность, игра, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, дидактическая игра
Похожие статьи
- Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
- Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
- Роль игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
- ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Текст статьи
Гордеева Ольга Алексеевна,Студент, ФГБОУ ВПО «Вятский Государственный Гуманитарный университет», Кировская область, город Кировolcka.gordeeva@yandex.ru
Использование дидактической игры
для развития речи детейдошкольного возраста
Аннотация.В статье дается характеристикадидактической игры, ее разновидности, структура и характеристикастадий развития этой игры;выделены особенности применения дидактической игры в развитии речи детей наразных возрастных группах, предложен перечь игр, которые могут быть использованы в работе с детьми определенного возраста.Ключевые слова: дошкольное образование, игра, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольное воспитание, дошкольный возраст.
Дидактическая игра, как разновидность игр детей дошкольного возраста, давно занимает главное место среди методов работы педагога детского сада в воспитании и обучении детей в возрасте от 3 до 8 лет. В своих трудах А. К.Бондаренко отмечает, чтодидактическая игра –сложное педагогическое проявление, которое воспринимается не только как способ работы, но и как форма проведения образовательного процесса в дошкольном учреждении[1]. Следует отметить, что дидактическая игра являются методом всестороннеговоспитания личности в самостоятельной деятельности дошкольника.Разновидность такого метода обучения детей позволяет учестьособенности детей на всех возрастных этапах. Рассматривая проблему группировки видов дидактических игр А. И. Сорокина, основывалась на играх,используемыев реальной практике педагогами детских садов и к ним отнесла:1) Игры путешествия:способны отразить реальные факты или события, происходящие каждый день с ребенком в необычном преодолении трудностей. Они способны воспитать в ребенке внимательность, наблюдательность и целеустремленность;2) Игры –поручения:основой таких игр являютсядействия с предметами иигрушками,а также как таковыесловесные поручения. Игры направлены на выполнение поручений, предлагаемых в соответствии с поставленными условиями и обстоятельствами в процессе игры;3) Игры –предложения:содержание заключаетсяв том, что перед ребенком создаются ситуации и ставится задача, которая требует последовательных осмысленных действий;4) Игры –загадки: в процессе этих игр дети самостоятельно разгадывают загадки, предложенные воспитателем, или придумывают их сами;5) Игры –беседы: основой их игр является общение между педагогом и ребенком, а главным средством таких игры является «слово». Именно такие игры способствуют активизации у детей эмоциональномыслительных процессов, то есть единство действий, мысли и слова [2].Обращая внимание не только на группировку дидактических игр А.И.Сорокиной, но и на классификацию А.К.Бондаренко, которая в своих трудах отмечает три вида: словесные игры, настольнопечатныеи игры с предметами и игрушками, мы пришли к выводу, что дидактическаяигра в своем роде представляет не только практическое выполнение игровых действий, но и способствует развитию психических процессов: восприятие, внимание, память и речь. По мнению В.Н.Аванесовой, дидактическая игра как основная игровая форма обучения детей дошкольного возраста является очень сложной в организации образовательного процесса. В отличие от учебной основы занятий, в дидактической игре наблюдается одновременно два абсолютно равные начала: учебное (или мы можем назвать когнитивное (познавательное)) и игровое. Благодаря этому воспитатель является и педагогом, и участником игры одновременно, то есть возможность в проведении игры увеличивается в разы: он обучает детей и в то же время играет с ними, а дети учатся, играя[3].Обратим внимание на структурные элементы любой дидактической игры, которые были выделены А.И.Сорокиной,–это дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила игры. При создании и проведении дидактической игры с детьми дошкольного возраста нужно особое внимание уделять системе этих элементов. Исключая какоелибо звено этой структуры, меняется весь смысл и содержание дидактической игры. Например, если из дидактической игры убрать игровые действия, то метод проведения образовательного процесса превращается в обычное игровое упражнение, которое может совершенно не заинтересовать ребенка. Поэтому следует уделить всем структурным элементам должное внимание.Дидактическая задача–цель или их может быть несколько дидактической игры в педагогической процессе. Иначе можно сказать, что при определении дидактической задачи игры нужно всегда помнить какие знания,умения и представления у детей должны быть усвоены, закреплены детьми, какие качества личности дошкольника можно формировать в процессе данной игры. Например, в игре «Раскроем тайну волшебного колпачка» (старшая группа) воспитатель может сформулировать следующую дидактическую задачу: учить детей рассказывать о предмете, который ребенок обнаружил под одним из колпачков. То есть, дидактическая задача ставится педагогом и определяет его обучающую деятельность[2]. Игровая задача–активизирующая деятельность ребенка в процессе игры. По своему содержанию игровая задача мало чем отличается от дидактической задачи игры. Две задачи –дидактическая и игровая –объединяют в себе два главных вида деятельности ребенка в дошкольном возраста –игра и обучение. Игровая задача как таковая ставится самим ребенком в процессе игры. Например, в той же игре, в какой мы рассматривали дидактическую задачу, «Раскроем тайну волшебного колпачка» игровая задача может быть сформулирована следующим образом: узнать, что под колпачком, «раскрыть тайну волшебных колпачков» и получить поощрительный жетон, в котором ребенок видит отражение оценки за правильность выполнения им задания игры. Игровая задача и направление познавательной деятельности ребенка в решении игрового действия иногда отражены в названии игр, таких примеров очень много: «Раскроем тайну волшебного колпачка», «Кто в каком домике живет?», «Кто оставил такой след?», «Поможем кукле Маше узнать, что спряталось за деревом»[2].Игровые действия –основа дидактической игры, которая проявляется не только в качестве практических действий, но и умственных, которые в своем роде отражены в процессах восприятия, наблюдения, сравнения, мышления, памяти и речи. Педагоги на практике доказали, что чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее и привлекательней становится дидактическая игра для ребенка. Игровым действиям детей следуетучить. Бывает и такое, что игровые действия в игре не соответствуют реальным, лишь по той причине, что они раскрывают как бы внешнюю сторону, не углубляя и не нагружая игровой мотив деятельности ребенка в процессе дидактической игры. В пример формулировки игрового действия можно привести игру «Угадай, что мы задумали» игровым действием такойигры будет: угадывание; возвратимся к нашему примеру дидактической игры «Раскроем тайну волшебного колпачка»игровое действие в ней: определение скрытого предмета под колпачком. Следует отметить, что игровые действия не всегда трактуются педагогом, зачастую воспитатель после постановки дидактической задачи как бы предлагает детям подумать, какможноиграть, какой последовательности придерживаться в действиях. Правила игры –нравственные требования к взаимодействию между детьми или между детьми и воспитателем в процессе их общения. Такие правила непосредственно дисциплинируют, обучают и организуют детей в процессе игры. Ребенок следуя правилам игры не замечая того организует свою познавательную деятельность: рассмотреть, подумать, сравнить или просто найти способ решения той или иной поставленной задачи. Примером может стать правила дидактической игры «Раскроем тайну волшебного колпачка»: нужно определить предмет, находящийся под колпачком с помощью описания его другим ребенком; давать полное описание предмета находящегося под колпачком.Особенностью дидактической игры является ее результат, который определяется содержанием дидактической и игровой задачи, игровыми действиями и правилами игры.Дидактическая игра, как средство работы с детьми дошкольного возраста, имеет несколько стадий, на основании данных А.К.Бондаренко мы составили таблицу с характеристиками этих стадий, деятельностью педагога и ребенка и обозначили предполагаемый результат, которые представлены в таблице 1 [1].Таблица 1 Характеристика стадий дидактической игры по данным А.К.Бондаренко
Название стадииХарактеристика деятельности педагогаХарактеристика деятельности ребенкаРезультатПервая стадияПедагог создает условия для формирования желания у детей играть, создает положительное отношение к новой интересной игре.Характеризуется проявлением у ребенка желания играть, действовать активно и самостоятельно. Для интенсивного вызова интереса детей используются различные приемы, такие как беседа, загадки, считалочки, напоминания о понравившейся игре.
Формирование качеств: дружелюбие, взаимопомощь, соперничество, сопереживание, товарищество и другие.Вторая стадияВоспитатель является не только наблюдателем, но и как равноправный участник игры, умеющий вовремя оказать помощь, справедливо оценить поведение и деятельность детей в игреРебенок учится соблюдать и выполнять игровую задачу, дидактические правила и действия в игре. Формирование качеств: честность,настойчивость, целеустремленность, способность преодолевать горечь неудач, умение положительно относиться не только своему успеху, но и успеху своих товарищейТретья стадияРоль педагога заключается в справедливой оценке детской творческой активности прирешении игровых задачРебенок, уже знает правила игры, проявляет творчество в поиске самостоятельных действий, которые содержаться в игре: угадать, найти, спрятать, подобрать.Проявление смекалки, находчивости, способности самостоятельно ориентироваться в обстановке.
Рассмотрев стадии становления дидактической игры в игровой деятельности ребенка, можно выделить специфические характеристики такого рода игрв работе с детьми дошкольного возраста:
игра с правилами относится к разряду активной формы познавательной деятельности детей;
дидактическая игра имеет организованную, формализованную структуру;
отличительной чертой от других игр является наличие дидактических правил, которые имеют формализованный (отчетливый и осознанный) и обязательный характер (независимо придуманы они самостоятельно или взяты извне);
игра с правила имеет дидактическую и обучающую задачу, которая раскрывается в содержании и в процессе игры;
дидактическая игра используется как звено между учебной и игровой деятельностью детей;
в процессе дидактической игры ребенок проявляет свою творческую и познавательную активность в решении поставленных задач. Дидактические игры по развитию речи детей используют педагогидетских садов во всех возрастных группах. Мы предлагаем сводную таблицуиспользования такого рода игр, которая позволит без затруднений найти нужный материал для каждого воспитателядошкольного учреждения. Таблица 2Особенности применения дидактических игр в разных возрастных группах
Основные критерии выделения особенностиМладшая дошкольная группа (от 3 до 4 лет)Средняя дошкольная группа (от 4 до 5 лет)Старшая дошкольная группа (от 5 до 6 лет)Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)Требования к ребенку в условиях дидактической игрыУстойчивость внимания по сравнению с другими играми, усиленность мыслительной деятельностиУсиленность мыслительной деятельностиПонимание связи между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенностей.Способность связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воляВремя проведения дидактических игрИспользуются в утренние или вечерние часы режимного дня детского садаЗначение дидактической игры для ребенкаВ играх дети ближе узнают друг руга –по голосу, одеждеУсиливается чувственное познание окружающего мираСпособствуют развитию личности ребенка. Закрепление и уточнение знаний о свойствах предметовПриобретение новых знаний, новых способов умственных действийПриобретение новых знаний, новых способов умственных действий и систематизация этих знанийРоль воспитателя в проведении дидактических игрНаблюдает за игрой детей и руководит ею.Воспитатель наблюдает за игрой, включается в нее. Роль ведущего поручает детямПедагогследит за игрой детей, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуацияхВоспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности советчиком, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детейВведение правил в игруВоспитатель объясняет правила по ходу игры.Правила игры вводятся в начале.Требования к воспитателю, проводящему дидактическую игру
Большая требовательность предъявляется к жестам, мимике, правильности произношения словаЭмоциональность, правильность произношения слов.Четкость, эмоциональность, выразительность речиИнициативность в выборе дидактических игр, четкость, эмоциональность, правильность речиПриемы используемые, при проведении дидактическихигррассматривание предмета, установление его назначения;сообщение детям названий предмета и характерных действий с ним;называние ребенку деталей предмета и их качеств, особенностей внешнего вида;использование вопросов, предполагающих ответ –действие;сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию;многократное повторение ребенка нового слова в различных ситуацих;+ группировка и классификация предметов по общему признаку;+ продуктивные вопросы к детям;+ выразительная передача небольших сказок и рассказов с помощью (вопросов) воспитателя+ придумывание определений к слову и затем самостоятельное формирование на этой основе законченного предложения;+ придумывание детьми загадок по аналогии с предложенным образцом;+ выразительная передача содержания сказок и небольших рассказов без помощи (вопросов) воспитателяПеречень дидактических игр, используемых для развития речи детей(игры с предметами)«Кукла Катя проснулась»; «Кукла Катя обедает»; «Новая кукла»; «Что изменилось?» (игра с матрешками); «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус»; «Такой листок –лети ко мне!»; «Кто скорее соберет?»; «Найди предмет по описанию»; «Живое домино»; «Больше –меньше» и другие«Из чего сделано?»; «Найди такую же»; «Новоселье куклы»; «Магазин»; «Ктокому?»; «Кто что слышит?»; «Узнай, что изменилось»; «Что игрушка рассказывает о себе?»; «Горячо –холодно»; «К дереву –беги!» и другие«Не ошибись!»; «Кто подойдет, пусть возьмет!»; «Похож –не похож»; «Знаешь ли ты?»; «Из какой республики гость?»; «Чья одежда?»; «Вершки и корешки» и другие«Первоклассник»; «Для чего нужен предмет?»; «Кто потрудился?»; «Что изменилось?» и другиеПеречень дидактических игр, используемых для развития речи детей(настольнопечатные игры)«Парные картинки»; «Сложи картинку»; «Чьи детки?»; «Домино»; «Когда это бывает?» и другие«Парные картинки»; «Кто что делает?»; «Не ошибись!»; «Домино»; «Охотник и пастух»; «Что лишнее?»; «Когда это бывает?»; «Где это можно купить?» и другие«Кто построил этот дом?»; «Гости Москвы»; «Соберикартинку»; «Зоологическое домино»; «Путешествие по городу» и другие«От зернышка до булочки»; «Кем быть?»; «Какой страны флаг?»; «Из чего и кем сделано?»; «Кто быстрее?»; «Умные машинки» и другиеПеречень дидактических игр, используемых для развития речидетей(словесные игры)«Игра с пальчиками»; «Угадай, кто позвал»; «Коза рогатая»; «Заинька»; «На птичьем дворе»; «У медведя во бору»; «Сова»; «Уточка»; «Пчелки» и другие«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»; «Мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Кто в домике живет?»; «Гуси»; «Сколько?»; «Каравай»; «Что сажают в огороде?» и другие«Отгадайка!»; «Магазин игрушек»; «Радио»; «Где был Петя?»; «Что за птица?»; «Назови три предмета»; «Птицы»; «Кому что нужно?»; «Кто больше назовет предметов?»; «Природаи человек»; «А если бы..» и другие«Да –нет»; «Похож –не похож»; «Придумай предложение»; «Охотник»; «Кто больше назовет действий?» ; «Подбери слово»; «Кузовок»; «Только на эту букву»; «Кто больше заметит небылиц?» и другие
Сравнив особенности применения дидактических игр в разных возрастных группах, следует отметить, что одинаковым для всего дошкольного возраста является: требования к воспитателю, которое заключаются в наличии у него способности эмоционально, выразительно и динамично объяснять дидактические правила игры;
время использования дидактических игр в детском саду отводится в утренние или вечерние часы;
воспитатель в ходе дидактической игры является ее участником и предстает для детей в разных видах участия, для младшего дошкольника становится партнером в ходе игры, для среднего возраста –постепенно отходит на задний план, передавая ведущую роль детям, не отлучаясь от игры, а в старшем и подготовительном к школе возрасте является наблюдателем, советчиком в процессе игры. Различиями при проведении дидактических игр в разных возрастных группах являются:
момент введение дидактических правил: в младшем дошкольном возрасте, в отличие от других, дидактические правила вводятся по ходу игры;
содержание дидактических игр усложняется по ходу изменения возрастной группы ребенка;
приемы, используемые в процессе проведения дидактической игры, динамично развиваются, усложняя не только содержание дидактической игры, но и дидактические правила;
в младшем возрасте дидактическая игра направлена на узнавание ребенком, окружающих его предметов, в среднем –на формирование личности ребенка, а в старшей и подготовительной к школе группе дидактические игры направлены на формирование новых знаний, способов умственных действий.Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы применения дидактической игры в дошкольном возрасте, на основании которых можно сделать вывод, что дидактическая игра представляет в себе сложную систему методов, форм и средств всестороннего обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она включается в себя дидактическую задачу, игровую задачу, игровые действия, дидактические правила и результат. Дидактическая игра, имея организованную и формализованную структуры, способствует усилению чувственного познания окружающегомира, закреплению и уточнению знаний о свойствах предметов и приобретению новых способов умственного познания и действий.Большое своеобразие дидактических игр активизируют не только познавательную деятельность детей, но и способствуют всестороннему развитию ребенка, задевая все области образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Ссылки на источники1. Бондаренко, А.Л. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. Сада/ А.Л. Бондаренко. —М: Просвещение, 1991. —160 с.2. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. –М.: Просвещение, 1982. –98с.3. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. –М. 1972г. –52 –84с.
Использование дидактической игры
для развития речи детейдошкольного возраста
Аннотация.В статье дается характеристикадидактической игры, ее разновидности, структура и характеристикастадий развития этой игры;выделены особенности применения дидактической игры в развитии речи детей наразных возрастных группах, предложен перечь игр, которые могут быть использованы в работе с детьми определенного возраста.Ключевые слова: дошкольное образование, игра, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольное воспитание, дошкольный возраст.
Дидактическая игра, как разновидность игр детей дошкольного возраста, давно занимает главное место среди методов работы педагога детского сада в воспитании и обучении детей в возрасте от 3 до 8 лет. В своих трудах А. К.Бондаренко отмечает, чтодидактическая игра –сложное педагогическое проявление, которое воспринимается не только как способ работы, но и как форма проведения образовательного процесса в дошкольном учреждении[1]. Следует отметить, что дидактическая игра являются методом всестороннеговоспитания личности в самостоятельной деятельности дошкольника.Разновидность такого метода обучения детей позволяет учестьособенности детей на всех возрастных этапах. Рассматривая проблему группировки видов дидактических игр А. И. Сорокина, основывалась на играх,используемыев реальной практике педагогами детских садов и к ним отнесла:1) Игры путешествия:способны отразить реальные факты или события, происходящие каждый день с ребенком в необычном преодолении трудностей. Они способны воспитать в ребенке внимательность, наблюдательность и целеустремленность;2) Игры –поручения:основой таких игр являютсядействия с предметами иигрушками,а также как таковыесловесные поручения. Игры направлены на выполнение поручений, предлагаемых в соответствии с поставленными условиями и обстоятельствами в процессе игры;3) Игры –предложения:содержание заключаетсяв том, что перед ребенком создаются ситуации и ставится задача, которая требует последовательных осмысленных действий;4) Игры –загадки: в процессе этих игр дети самостоятельно разгадывают загадки, предложенные воспитателем, или придумывают их сами;5) Игры –беседы: основой их игр является общение между педагогом и ребенком, а главным средством таких игры является «слово». Именно такие игры способствуют активизации у детей эмоциональномыслительных процессов, то есть единство действий, мысли и слова [2].Обращая внимание не только на группировку дидактических игр А.И.Сорокиной, но и на классификацию А.К.Бондаренко, которая в своих трудах отмечает три вида: словесные игры, настольнопечатныеи игры с предметами и игрушками, мы пришли к выводу, что дидактическаяигра в своем роде представляет не только практическое выполнение игровых действий, но и способствует развитию психических процессов: восприятие, внимание, память и речь. По мнению В.Н.Аванесовой, дидактическая игра как основная игровая форма обучения детей дошкольного возраста является очень сложной в организации образовательного процесса. В отличие от учебной основы занятий, в дидактической игре наблюдается одновременно два абсолютно равные начала: учебное (или мы можем назвать когнитивное (познавательное)) и игровое. Благодаря этому воспитатель является и педагогом, и участником игры одновременно, то есть возможность в проведении игры увеличивается в разы: он обучает детей и в то же время играет с ними, а дети учатся, играя[3].Обратим внимание на структурные элементы любой дидактической игры, которые были выделены А.И.Сорокиной,–это дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила игры. При создании и проведении дидактической игры с детьми дошкольного возраста нужно особое внимание уделять системе этих элементов. Исключая какоелибо звено этой структуры, меняется весь смысл и содержание дидактической игры. Например, если из дидактической игры убрать игровые действия, то метод проведения образовательного процесса превращается в обычное игровое упражнение, которое может совершенно не заинтересовать ребенка. Поэтому следует уделить всем структурным элементам должное внимание.Дидактическая задача–цель или их может быть несколько дидактической игры в педагогической процессе. Иначе можно сказать, что при определении дидактической задачи игры нужно всегда помнить какие знания,умения и представления у детей должны быть усвоены, закреплены детьми, какие качества личности дошкольника можно формировать в процессе данной игры. Например, в игре «Раскроем тайну волшебного колпачка» (старшая группа) воспитатель может сформулировать следующую дидактическую задачу: учить детей рассказывать о предмете, который ребенок обнаружил под одним из колпачков. То есть, дидактическая задача ставится педагогом и определяет его обучающую деятельность[2]. Игровая задача–активизирующая деятельность ребенка в процессе игры. По своему содержанию игровая задача мало чем отличается от дидактической задачи игры. Две задачи –дидактическая и игровая –объединяют в себе два главных вида деятельности ребенка в дошкольном возраста –игра и обучение. Игровая задача как таковая ставится самим ребенком в процессе игры. Например, в той же игре, в какой мы рассматривали дидактическую задачу, «Раскроем тайну волшебного колпачка» игровая задача может быть сформулирована следующим образом: узнать, что под колпачком, «раскрыть тайну волшебных колпачков» и получить поощрительный жетон, в котором ребенок видит отражение оценки за правильность выполнения им задания игры. Игровая задача и направление познавательной деятельности ребенка в решении игрового действия иногда отражены в названии игр, таких примеров очень много: «Раскроем тайну волшебного колпачка», «Кто в каком домике живет?», «Кто оставил такой след?», «Поможем кукле Маше узнать, что спряталось за деревом»[2].Игровые действия –основа дидактической игры, которая проявляется не только в качестве практических действий, но и умственных, которые в своем роде отражены в процессах восприятия, наблюдения, сравнения, мышления, памяти и речи. Педагоги на практике доказали, что чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее и привлекательней становится дидактическая игра для ребенка. Игровым действиям детей следуетучить. Бывает и такое, что игровые действия в игре не соответствуют реальным, лишь по той причине, что они раскрывают как бы внешнюю сторону, не углубляя и не нагружая игровой мотив деятельности ребенка в процессе дидактической игры. В пример формулировки игрового действия можно привести игру «Угадай, что мы задумали» игровым действием такойигры будет: угадывание; возвратимся к нашему примеру дидактической игры «Раскроем тайну волшебного колпачка»игровое действие в ней: определение скрытого предмета под колпачком. Следует отметить, что игровые действия не всегда трактуются педагогом, зачастую воспитатель после постановки дидактической задачи как бы предлагает детям подумать, какможноиграть, какой последовательности придерживаться в действиях. Правила игры –нравственные требования к взаимодействию между детьми или между детьми и воспитателем в процессе их общения. Такие правила непосредственно дисциплинируют, обучают и организуют детей в процессе игры. Ребенок следуя правилам игры не замечая того организует свою познавательную деятельность: рассмотреть, подумать, сравнить или просто найти способ решения той или иной поставленной задачи. Примером может стать правила дидактической игры «Раскроем тайну волшебного колпачка»: нужно определить предмет, находящийся под колпачком с помощью описания его другим ребенком; давать полное описание предмета находящегося под колпачком.Особенностью дидактической игры является ее результат, который определяется содержанием дидактической и игровой задачи, игровыми действиями и правилами игры.Дидактическая игра, как средство работы с детьми дошкольного возраста, имеет несколько стадий, на основании данных А.К.Бондаренко мы составили таблицу с характеристиками этих стадий, деятельностью педагога и ребенка и обозначили предполагаемый результат, которые представлены в таблице 1 [1].Таблица 1 Характеристика стадий дидактической игры по данным А.К.Бондаренко
Название стадииХарактеристика деятельности педагогаХарактеристика деятельности ребенкаРезультатПервая стадияПедагог создает условия для формирования желания у детей играть, создает положительное отношение к новой интересной игре.Характеризуется проявлением у ребенка желания играть, действовать активно и самостоятельно. Для интенсивного вызова интереса детей используются различные приемы, такие как беседа, загадки, считалочки, напоминания о понравившейся игре.
Формирование качеств: дружелюбие, взаимопомощь, соперничество, сопереживание, товарищество и другие.Вторая стадияВоспитатель является не только наблюдателем, но и как равноправный участник игры, умеющий вовремя оказать помощь, справедливо оценить поведение и деятельность детей в игреРебенок учится соблюдать и выполнять игровую задачу, дидактические правила и действия в игре. Формирование качеств: честность,настойчивость, целеустремленность, способность преодолевать горечь неудач, умение положительно относиться не только своему успеху, но и успеху своих товарищейТретья стадияРоль педагога заключается в справедливой оценке детской творческой активности прирешении игровых задачРебенок, уже знает правила игры, проявляет творчество в поиске самостоятельных действий, которые содержаться в игре: угадать, найти, спрятать, подобрать.Проявление смекалки, находчивости, способности самостоятельно ориентироваться в обстановке.
Рассмотрев стадии становления дидактической игры в игровой деятельности ребенка, можно выделить специфические характеристики такого рода игрв работе с детьми дошкольного возраста:
игра с правилами относится к разряду активной формы познавательной деятельности детей;
дидактическая игра имеет организованную, формализованную структуру;
отличительной чертой от других игр является наличие дидактических правил, которые имеют формализованный (отчетливый и осознанный) и обязательный характер (независимо придуманы они самостоятельно или взяты извне);
игра с правила имеет дидактическую и обучающую задачу, которая раскрывается в содержании и в процессе игры;
дидактическая игра используется как звено между учебной и игровой деятельностью детей;
в процессе дидактической игры ребенок проявляет свою творческую и познавательную активность в решении поставленных задач. Дидактические игры по развитию речи детей используют педагогидетских садов во всех возрастных группах. Мы предлагаем сводную таблицуиспользования такого рода игр, которая позволит без затруднений найти нужный материал для каждого воспитателядошкольного учреждения. Таблица 2Особенности применения дидактических игр в разных возрастных группах
Основные критерии выделения особенностиМладшая дошкольная группа (от 3 до 4 лет)Средняя дошкольная группа (от 4 до 5 лет)Старшая дошкольная группа (от 5 до 6 лет)Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)Требования к ребенку в условиях дидактической игрыУстойчивость внимания по сравнению с другими играми, усиленность мыслительной деятельностиУсиленность мыслительной деятельностиПонимание связи между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенностей.Способность связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воляВремя проведения дидактических игрИспользуются в утренние или вечерние часы режимного дня детского садаЗначение дидактической игры для ребенкаВ играх дети ближе узнают друг руга –по голосу, одеждеУсиливается чувственное познание окружающего мираСпособствуют развитию личности ребенка. Закрепление и уточнение знаний о свойствах предметовПриобретение новых знаний, новых способов умственных действийПриобретение новых знаний, новых способов умственных действий и систематизация этих знанийРоль воспитателя в проведении дидактических игрНаблюдает за игрой детей и руководит ею.Воспитатель наблюдает за игрой, включается в нее. Роль ведущего поручает детямПедагогследит за игрой детей, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуацияхВоспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности советчиком, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детейВведение правил в игруВоспитатель объясняет правила по ходу игры.Правила игры вводятся в начале.Требования к воспитателю, проводящему дидактическую игру
Большая требовательность предъявляется к жестам, мимике, правильности произношения словаЭмоциональность, правильность произношения слов.Четкость, эмоциональность, выразительность речиИнициативность в выборе дидактических игр, четкость, эмоциональность, правильность речиПриемы используемые, при проведении дидактическихигррассматривание предмета, установление его назначения;сообщение детям названий предмета и характерных действий с ним;называние ребенку деталей предмета и их качеств, особенностей внешнего вида;использование вопросов, предполагающих ответ –действие;сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию;многократное повторение ребенка нового слова в различных ситуацих;+ группировка и классификация предметов по общему признаку;+ продуктивные вопросы к детям;+ выразительная передача небольших сказок и рассказов с помощью (вопросов) воспитателя+ придумывание определений к слову и затем самостоятельное формирование на этой основе законченного предложения;+ придумывание детьми загадок по аналогии с предложенным образцом;+ выразительная передача содержания сказок и небольших рассказов без помощи (вопросов) воспитателяПеречень дидактических игр, используемых для развития речи детей(игры с предметами)«Кукла Катя проснулась»; «Кукла Катя обедает»; «Новая кукла»; «Что изменилось?» (игра с матрешками); «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус»; «Такой листок –лети ко мне!»; «Кто скорее соберет?»; «Найди предмет по описанию»; «Живое домино»; «Больше –меньше» и другие«Из чего сделано?»; «Найди такую же»; «Новоселье куклы»; «Магазин»; «Ктокому?»; «Кто что слышит?»; «Узнай, что изменилось»; «Что игрушка рассказывает о себе?»; «Горячо –холодно»; «К дереву –беги!» и другие«Не ошибись!»; «Кто подойдет, пусть возьмет!»; «Похож –не похож»; «Знаешь ли ты?»; «Из какой республики гость?»; «Чья одежда?»; «Вершки и корешки» и другие«Первоклассник»; «Для чего нужен предмет?»; «Кто потрудился?»; «Что изменилось?» и другиеПеречень дидактических игр, используемых для развития речи детей(настольнопечатные игры)«Парные картинки»; «Сложи картинку»; «Чьи детки?»; «Домино»; «Когда это бывает?» и другие«Парные картинки»; «Кто что делает?»; «Не ошибись!»; «Домино»; «Охотник и пастух»; «Что лишнее?»; «Когда это бывает?»; «Где это можно купить?» и другие«Кто построил этот дом?»; «Гости Москвы»; «Соберикартинку»; «Зоологическое домино»; «Путешествие по городу» и другие«От зернышка до булочки»; «Кем быть?»; «Какой страны флаг?»; «Из чего и кем сделано?»; «Кто быстрее?»; «Умные машинки» и другиеПеречень дидактических игр, используемых для развития речидетей(словесные игры)«Игра с пальчиками»; «Угадай, кто позвал»; «Коза рогатая»; «Заинька»; «На птичьем дворе»; «У медведя во бору»; «Сова»; «Уточка»; «Пчелки» и другие«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»; «Мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Кто в домике живет?»; «Гуси»; «Сколько?»; «Каравай»; «Что сажают в огороде?» и другие«Отгадайка!»; «Магазин игрушек»; «Радио»; «Где был Петя?»; «Что за птица?»; «Назови три предмета»; «Птицы»; «Кому что нужно?»; «Кто больше назовет предметов?»; «Природаи человек»; «А если бы..» и другие«Да –нет»; «Похож –не похож»; «Придумай предложение»; «Охотник»; «Кто больше назовет действий?» ; «Подбери слово»; «Кузовок»; «Только на эту букву»; «Кто больше заметит небылиц?» и другие
Сравнив особенности применения дидактических игр в разных возрастных группах, следует отметить, что одинаковым для всего дошкольного возраста является: требования к воспитателю, которое заключаются в наличии у него способности эмоционально, выразительно и динамично объяснять дидактические правила игры;
время использования дидактических игр в детском саду отводится в утренние или вечерние часы;
воспитатель в ходе дидактической игры является ее участником и предстает для детей в разных видах участия, для младшего дошкольника становится партнером в ходе игры, для среднего возраста –постепенно отходит на задний план, передавая ведущую роль детям, не отлучаясь от игры, а в старшем и подготовительном к школе возрасте является наблюдателем, советчиком в процессе игры. Различиями при проведении дидактических игр в разных возрастных группах являются:
момент введение дидактических правил: в младшем дошкольном возрасте, в отличие от других, дидактические правила вводятся по ходу игры;
содержание дидактических игр усложняется по ходу изменения возрастной группы ребенка;
приемы, используемые в процессе проведения дидактической игры, динамично развиваются, усложняя не только содержание дидактической игры, но и дидактические правила;
в младшем возрасте дидактическая игра направлена на узнавание ребенком, окружающих его предметов, в среднем –на формирование личности ребенка, а в старшей и подготовительной к школе группе дидактические игры направлены на формирование новых знаний, способов умственных действий.Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы применения дидактической игры в дошкольном возрасте, на основании которых можно сделать вывод, что дидактическая игра представляет в себе сложную систему методов, форм и средств всестороннего обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она включается в себя дидактическую задачу, игровую задачу, игровые действия, дидактические правила и результат. Дидактическая игра, имея организованную и формализованную структуры, способствует усилению чувственного познания окружающегомира, закреплению и уточнению знаний о свойствах предметов и приобретению новых способов умственного познания и действий.Большое своеобразие дидактических игр активизируют не только познавательную деятельность детей, но и способствуют всестороннему развитию ребенка, задевая все области образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Ссылки на источники1. Бондаренко, А.Л. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. Сада/ А.Л. Бондаренко. —М: Просвещение, 1991. —160 с.2. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. –М.: Просвещение, 1982. –98с.3. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. –М. 1972г. –52 –84с.