Методологический инструментарий принятия управленческих решений в условиях изменения объемов производства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коломейцева А. С. Методологический инструментарий принятия управленческих решений в условиях изменения объемов производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1766–1770. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86380.htm.
Аннотация. Актуальной проблемой современного производства является поиск связующего звена между различными функциями управления или универсального инструмента, обеспечивающего научный подход к принятию управленческих решений. В данной статье обратим внимание на систему CVP-анализа («затраты – объем – прибыль»), которая позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коломейцева Алина Сергеевна,Студентка 4 курса, СтГАУ,

г. СтавропольKolomeitsva@yandex.ru

Методологический инструментарий принятия управленческих решений в условиях изменения объемов производства

Аннотация.Актуальной проблемой современного производства является поиск связующего звена между различными функциями управления или универсального инструмента, обеспечивающего научный подход к принятию управленческих решений.В данной статье обратим внимание на систему CVP –анализа («затратыобъемприбыль»), которая позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.

Ключевые слова:CVP–анализ, «Директ костинг», «затратыобъемприбыль», маржинальный доход, точка безубыточности, постоянные и переменные затраты.

Управление затратами предприятия является центральной частью финансового управления, так как оно имеет дело с фундаментальной предпосылкой любого жизнеспособного бизнеса –рентабельностью производимой продукции. Управление затратами необходимо осуществлять для максимального извлечения прибыли. По мнению многих учетных, достаточно простой и в то же время результативный метод анализа, интегрирующий в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющий их достижению единой цели это операционный анализ, называемый также анализом «затратыобъемприбыль», или CVP анализ (costs, volume, profit)[1].CVP анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.Анализ взаимосвязи величины затрат, объема производства/продаж, и прибыли (CVP)мощный инструмент, который помогает менеджерам понять механизм взаимодействия между ними. CVPанализ фокусирует внимание на том, какое воздействие на прибыль оказывают следующие пять факторов:1цены на продукцию;2объем продаж;3переменные расходы на единицу продукции;4общая величина постоянных расходов;5структура реализуемой продукции.В связи с тем, что CVPанализ помогает менеджерам определить, как будет изменяться прибыль под воздействием этих факторов, он является жизненно важным инструментом для принятия многих управленческих решений о том, что производить, по какой цене продавать, какую рыночную стратегию использовать, какую структуру затрат поддерживать[2].В основе данного анализа лежит метод учета затрат «Директкостинг», который подразумевает деление затрат на постоянные и переменные и расчет маржинального дохода.Маржинальный доход –это величина, остающаяся после вычитания переменных расходов из доходов от продаж. Поэтому данная величина может использоваться для покрытия постоянных расходов, а ее остаток представляет собой прибыль за период. В данном случае необходимо обратить внимание на последовательность операций: маржинальный доход сначала покрывает постоянные расходы, а его остаток будет либо прибылью, либо убытками[3].Подход маржинального дохода или контрибуции (contribution approach)–это построение отчета о финансовых результатах по принципу разделения затрат в зависимости от модели их поведения. Расходы делятся на постоянные и переменные, а не по функциональному признаку (в зависимости от деятельности, при ведении которой они понесены).Таблица1Отчет о финансовом результате в формате маржинального дохода

СтатьиВариант №11 ед.продукцииВариант №2350 ед. продукцииВариант №3400 ед. продукцииВсего(у.е.)На ед. продукции (у.е.)Всего(у.е.)На ед. продукции (у.е.)Всего(у.е.)На ед. продукции (у.е.)Выручка от продажи25025087500250100000250Переменные расходы1501505250015060000150Маржинальный доход1001003500010040000100Постоянные расходы350001003500010035000

Чистая операционная прибыль (убыток)(34900)

0

500

Вариант №1.(На одну единицу продукции).Продажа каждой дополнительной единицы продукции в течение месяца приносит дополнительные 100 у.е., которые могут быть использованы для покрытия постоянных расходов.Вариант №2. (Безубыточный). Продажа каждой единицы продукции приносит 100 у.е. маржинального дохода. Чтобы достичь уровня безубыточности, компания должна продавать 350 единиц в месяц. В этом случае предприятие сможет аккумулировать сумму общего маржинального дохода в размере 35000 у.е. и полностью покрыть величину постоянных затрат в размере 35000 у.е.В этом случае продажа 350 единиц обеспечивает безубыточность деятельности в течение месяца и является точкой безубыточности.Вариант №3. (Прибыльный).Продажа дополнительных 50 единиц продукции, позволит выйти на общий объем продаж 400 единиц продукции. В этом случае предприятие сможет полностью покрыть величину постоянных затрат в размере 35000 у.е. и получить чистую операционную прибыль 5000 у.е[4].График, на котором показана взаимосвязь величины доходов, затрат, прибыли и объема продаж, называется графиком «затратыобъемприбыль». График CVP проясняет эти взаимосвязи в широком спектре видов деятельности. Построение графика CVP (графика безубыточности). Объем продаж откладывается по оси Х, а денежные показатели по оси Y. Построение графика производится в три этапа:

Рисунок 1 –График безубыточности

1й этап.Строиться прямая, параллельная оси Х, которая представляет величину постоянных расходов.2й этап.Выбирается некоторая величина объема продаж (к примеру, 600 единиц), и откладывается точка, соответствующая общей величине расходов (сумме постоянных и переменных расходов) при этом уровне деловой активности. Общая величина расходов при этом уровне деловой активности будет составлять:1.

постоянные расходы: 35000 у.е.2.

переменные расходы (600ед. * 150 у.е): 90000 у.е.3.

общая величина расходов: 125000 у.е.После того, как эта точка отложена, строиться прямая, проходящая через нее и через точку, в которой прямая постоянных расходов пересекает вертикальную ось.3й этап.Снова выбирается некоторый объем продаж, и откладывается точка, представляющая объем продаж в стоимостном выражении при выбранном уровне деловой активности. В данном случае 600 ед. Выручка от реализации при этом уровне составляет 150000 у.е. (600 ед.*150 у.е). Проводится прямая, проходящая через эту точку и через точку начала координат.Величина прогнозируемой прибыли или убытков при любом заданном объеме продаж измеряется вертикальным отрезком между прямой общей величины доходов (выручки от реализации) и общей величины расходов (суммы переменных и постоянных расходов).Уровень безубыточности расположен в точке пересечения прямых выручки и прочих расходов. Уровень безубыточности в 350 ед. соответствует уровню безубыточности, рассчитанному нами ранее.Затраты объем прибыль:1.Выручка = затраты (себестоимость) + Прибыль;2.Выручка = затраты постоянные + затраты переменные + прибыль;3.Выручка = затраты постоянные + затраты переменные на единицу * количество + Прибыль[5].

Рисунок 2 –График безубыточности

CVP –анализ–это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объемом производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля, т.е. данные взаимосвязи, формируют основную модель финансовой деятельностии позволяют использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений[6].Сравним традиционный подход и метод маржинального учета. Полная себестоимостьрассматривает все производственные затраты как относящиеся на каждый вид производимой продукции вне зависимости от того, являются они постоянными или переменными. Себестоимость единицы произведенной продукции, рассчитанная с использованием этого метода, включает в себя прямые материальные, прямые трудовые и как переменные, так и постоянные производственные накладные расходы. Таким образом, этот метод распределяет часть постоянных производственных накладных расходов на каждую единицу продукции наряду с переменными производственными расходами.При использовании маржинального учетак производственной себестоимости относятся только те расходы, которые изменяются при изменении объемов производства. Они обычно включают в себя прямые материальные, прямые трудовые и переменные производственные накладные расходы. При использовании этого метода постоянные производственные накладные расходы не распределяются на продукт. Они рассматриваются как затраты периода и, подобно сбытовым и административным расходам, полностью относятся на соответствующий период[7]. Следовательно, себестоимость единицы незавершенного производства или реализованной продукции при использовании этого метода не включает в себя какиелибо постоянные производственные накладные расходы. Метод маржинального учета иногда рассматривают как учет по переменным/прямым затратам (Директ костинг).Формат маржинального дохода разделяет затраты на категории постоянных и переменных. Отчет о финансовых результатах в формате маржинального дохода используется как инструмент внутреннего планирования и принятия решений. В нем делается упор на поведение затрат, что помогает проведению анализа «затратыобъемприбыль» и используется для оценки качества управления и бюджетирования. Более того, данный подход помогает управленцам организовать данные для решения вопросов анализа продуктовых линий, ценообразования, использования ограниченных ресурсов, решений «покупать или производить»[8].Маржинальный учет позволяет не только строить прогноз объема продаж на основе статистических данных, но и прогнозировать уровень покрытия постоянных затрат, то есть оценить уровень чистой операционной прибыли на конец месяца уже в середине месяца[9]. Однако следует сказать, что к затратам периода следует относить только постоянные затраты, так как отнесение переменных сбытовых и административных расходов по классической схеме, искажает прогнозную и учетную модель в случаях, когда переменные сбытовые и административные расходы имеют в структуре затрат высокую долю [10].Высокий уровень переменных сбытовых затрат характерен для видов деятельности связанной с большими объемами логистики, когда стоимость доставки может существенно влиять на себестоимость[11].Таким образом, CVP анализ должен способствовать уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения, усилению творческого начала в его принятии. Он должен строиться на информации учета, отчетности, планов и прогнозов. Требования к анализу предъявляются изза потребностей управления. Сам же анализ может предъявлять требования к учету в целях его результативности для управления. Основное требование к учетной системе заключается в учете переменных затрат с максимальной степенью детализации, чтобы получить ответ на вопрос эффективности каждой сделки в отдельности, в том числе: по виду деятельности, менеджеру, региону и складу[12].Следует обратить внимание, что математическая модель«затратыобъемприбыль» должна лежать в основе как подсистем для прогнозирования финансовых результатов, так и для подсистем управлением ценообразованием. Особое внимание следует уделить классификации затрат по их поведению, то есть разделению на постоянные и переменные затраты с учетом возможностей информационной системы вести детальный учет по переменным затратам.

Ссылки на источники1.Костюкова Е.И., Башкатова Т.А. Организационнометодические основы функционирования системы управленческого учета / Костюкова Е.И., Башкатова Т.А. // Международный бухгалтерский учет. 2011.№36. С. 1217.2.Безверхая Е.Н., Коваленко Е.В. Принятие управленческих решений в системе «Директ –костинг» при наличии ограничивающего фактора./ Управленческий учет и финансы «ДСМПРЕСС». –2009. №4. –8 с.3.Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, О.ВЕльчанинова, И.Б.Манжосова, М.Н.Татаринова, С.В.Гришанова / под ред.Е.И. Костюковой. –М. : КНОРУС, 2014. –272 с. 4.Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности / О.В. Ельчанинова, Е.И. Костюкова, И.Б. Манжосова, М.Н. Ветрова, А.Н. Бобрышев, С.В. Гришанова. –Ставрополь: Седьмое небо. 2010. –148 с.5.Ельчанинова О.В., Татаринова М.Н., Гришанова С.В.Бухгалтерская финансовая и управленческая отчетность как основа для проведения аналитических действий// Экономика и предпринимательство. 2014. №122. С. 886890.6.ТатариноваМ.Н., ГришановаС.В. АВСXYZанализ как эффективное средство управления затратами // Kant. 2012. № С. 2931.7.Костюкова Е.И., Башкатова Т.А., Башкатова Н.А.Влияние технологии и организации производства на построение системы управленческого учета/ Костюкова Е.И., Башкатова Т.А., Башкатова Н.А. // Международный бухгалтерский учет. 2011.№39. С. 1824.8.Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Е.И. Костюкова, О.В. Ельчанинова, С.А. Тунин, И.Б. Манжосова, А.Н. Бобрышев, М.Н. Татаринова, С.В. Гришанова;подред.Е.И. Костюковой. –М. : КНОРУС, 2014. –408 с.9.ВахрушинаМ. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М. А. Вахрушина. –8е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Национальное образование», 2013. –672 с.10.Ельчанинова О.В., Гришанова С.В., Ветрова М.Н. Особенности управленческого учета затрат в строительстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. №3(89) с.10511011.Татаринова М.Н. Механизм формирования оптимального ассортимента товарных запасов аптечных организаций / Татаринова М.Н. // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 27. № 4. С. 8690.12.Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Е.И. Костюкова,В.С. Яковенко, С.А. Тунин, И.Б. Манжосова, О.В. Ельчанинова, Р.В. Дебелый, А.Н. Бобрышев, М.Н. Татаринова, Ж.Ю. Дариенко, Е.А. Марусенко, С.В. Гришанова / под ред.Е.И. Костюковой. –СПб.: Издательство «Лань», 2015. –368с.