Совершенствование системы регионального управления сферой образования (на примере Краснодарского края)
Выпуск:
ART 86384
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рязанова
Е.
Р. Совершенствование системы регионального управления сферой образования (на примере Краснодарского края) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1786–1790. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86384.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования системы регионального управления сферой образования (на примере Краснодарского края). Автор рассматривает процесс обновления системы образования региона, признанного одним из самых успешных в Российской Федерации, и раскрывает взаимосвязь и взаимовлияние процессов инновационного развития образования региона и Российской Федерации в целом.
Текст статьи
Рязанова Елена Руслановна,Студентка 4 курса направления Государственное и муниципальное управление филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г. ТихорецкеLena4ka1995@mail.ru
Научный руководитель–Грачева И.И.,филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецкеgrachevaii@mail.ru
Совершенствование системы регионального управления сферой образования(на примере Краснодарского края)
Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования системы регионального управления сферой образования (на примере Краснодарского края). Автор рассматриваетпроцессобновлениясистемы образования региона, признанного одним из самых успешных в Российской Федерации, и раскрывает взаимосвязь и взаимовлияние процессов инновационного развития образования региона и Российской Федерации в целом.Ключевые слова: образование, развитие, модернизация, система, образовательный процесс.
Образование является постоянным непрерываемым и целенаправленным процессом формирования человека, результатом усвоения им знаний, умений и навыков, это формирование его компетентностей, это воспитание и совершенствование во всех отношениях. Следовательно, для того чтобы достичь высокого уровня своего развития, человеку необходима совершенная система образования в стране. Государственная политика играет ведущую роль в создании такой системы. Пристальное внимание российских властей к проблемам образования и его модернизации на современном этапе является отличительной особенностью государственной политики в стране. Происходящие во всех сферах жизни изменения не могут не повлиять на систему российского образования, которой также необходимы решительные изменения. Именно поэтому в официальных документах Правительства России по вопросам образования намечен курс на инновационный путь его развития, и это является подтверждением стремления государства к динамичному развитию и конкурентоспособности российского образования на международном уровне.Каждого ребенка следует считать личностью независимо от его уровня развития, социального статуса и других особенностей. Каждый ребёнок имеет свои обязанности, но также имеет свои права. Педагоги, которые осознают приоритет личности ребенка, смогли принять новые образовательные стандарты, направленные на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение полученных знаний на практике, на умение выстраивать личный маршрут развития личности ребёнка, направленный на его успешность. Такого педагога сегодня называют в обществе творчески работающим педагогом, и задача государства создать все условия для реализации такогоучителя[1].Не удивительно, что в современном обществе происходит смена ценностных приоритетов. Образование играет главную роль в оценке развития общества. Важное место сегодня занимает процесс саморазвития личности. Сегодня стране нужны мыслящие люди, умеющие творчески работать, способные брать на себя ответственность в решении важнейших вопросов, принимать нестандартные решения. Но традиционная школа ещё придерживается старых подходов к усвоению знаний. Главным пока ещё во многих российских школах является способность педагогов дать ученику минимальный набор знаний и умений, с которыми он будет существовать ежедневно и которые нужны ему для общения с окружающими людьми, для получения им будущей профессии].Каждый ученик это творчески мыслящая личность, а значит педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы раскрыть творческий потенциал ученика, побудить его к раскрытию своих способностей, отличающих его от других детей. Сегодняшнее образование должно создать такую среду, которая позволить развить качества личности ребёнка, и в этом случае одни учебные знания не могут являться показателем качества образования.Современная российская система образования стремится адаптироваться в мировом образовательном процессе. Важная составляющая современного образования интеграция национальных систем образования. Наша страна сегодня принимаетактивное участиев различных многих международных проектах, например, в обмене учащимисяипреподавательскими кадрами. Мировое образование стремительно проникает в нашу жизнь. Телевидение, Интернет, овладение иностранными языками –всё это способствует стиранию всяких границ в культурном пространстве. Но при этом изыскиваются и отрабатываются способы и приёмы сохранения культурной самобытности. И задача современного образования обеспечить гармонию во взаимоотношениях этих разнонаправленных потоков[2].Новые подходы требуются сегодня к выстраиванию отношений между институтом образования и религиозными институтами. По всей стране создаются воскресные школы, в учреждениях общего образования с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы, открываются богословские факультеты в ВУЗах[3].Различныемнения попрежнему высказываются сегодня в российском обществе в отношении единого государственного экзамена как формы выпускного экзамена за курс средней общей школы. Такая форма итоговой аттестации учеников позволяет поступать в случае набора нужного числа баллов в любое высшее учебное заведениеи соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.Успешно работают сегодня альтернативные, например, частные, вариативные формы образования: гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы. Начиная от детских садов до университетов,наравне с системой бесплатного образования действует платное. Государство контролирует действие системы платного образования и делает всё, чтобы и бюджетное финансирование образовательных учреждений было контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Статус государственной политики также приобретает процесс привлечения инвестиций в сферу образования.В соответствии с законодательными актами государство строго контролирует соблюдение государственных социальных гарантий обучающихся, которые реализуются в праве граждан на бесплатное общее образование. Таким образом, существует неразрывная связь сферы образования с политической сферой, ведь деятельность образовательных учреждений любого вида непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являются основными для подготовки правовых законодательных актов и для реализации в целом ряде учебных заведений страны.В последние годы российские власти особое внимание уделяют стратегическому планированию социальноэкономического развития регионов. Основным направлением реализации государственной экономической и социальной политики и в государстве, и в его регионах становится программноцелевой метод. Именно поэтому следует воспринимать этот метод как один из основных способов осуществления качественных изменений социальноэкономической ситуации и на государственном уровне, и на уровне регионов и муниципалитетов. Разработка и реализация подобной целевой программы это процесс мобилизации всех возможностей региона для достижения поставленных целей. Целевые программы на современном этапе уже показали свою эффективность в целом ряде регионов и муниципалитетов.В Краснодарском крае имеется большой опыт разработки и реализации региональных целевых программ, довольно обширная нормативноправовая база, которая регулирует процессы модернизации сферы образования. За последние годы принят ряд важных документов, которые регулируют процесс развития системы образования региона[4].Разработка и принятие этих нормативноправовых документов соответствует требованиям, которые были выдвинуты в Послании Президента РФ Федеральному Собранию по вопросу повышения эффективности расходования бюджетных средств. В рамах этой деятельности повышается значимость целевых программ, которые воспринимаются как один из важнейших аспектов системы стратегического планирования. Реализация целевых программ на территории Краснодарского края должна способствоватьэффективной реализации национальных проектов, в частности, приоритетного национального проекта «Образование». Модернизация системы регионального образования, обеспечение равных возможностей для всех граждан в получение всех уровней образования вот основа процесса модернизации системы образования в нашем крае. В связи с этим основным направлением этого процесса является внедрение инновационных проектов и технологий, способствующих конкурентоспособности системы образования края.Одним из первых шагов на пути инновационного развития образование на Кубани стал комплексный проект модернизации образования, целью которогоявлялось «обеспечение комплекса системных и институциональных изменений в системе общего образования Краснодарского края». Уже за первых три года реализации проекта в крае произошёл переход на новые экономические механизмы, которые обеспечивают стимулирование нового качества образования, способствуют дифференциации заработной платы педагогов в зависимости от результата их труда и повышению эффективности использования средств бюджета. Качественно улучшились условия организации образовательного процесса в целом. Теперь они отвечают современным требованиям. В системе кубанского образования созданы механизмы общественного управления, которые обладают реальными полномочиями. Благодаря этому образовательное учреждение стало открытым для социума.
Успехи в реализации КПМО (комплексного проекта модернизации образования) на Кубани позволили увидеть значительные положительные результаты и продолжить эту работу. В конце 2014 года на селекторе при президенте страны были подведены итоги работы в сфере модернизации российского образования. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов проанализировал ситуацию в разрезе всех регионов Российской Федерации. В своём выступлении он отметил, что «Краснодарский край входит в число регионов, в котором наиболее эффективно показывает себя программа» модернизации образования. Это неудивительно, ведь кубанская система образования одна из крупнейших в России. Краснодарский край приступил к реализации комплексного проекта модернизации образования в числе первых субъектов Российской Федерации и сегодня является одним крупнейших базовых регионов по апробации всех нововведений в системе образования. На селекторном совещании в формате видеконференции на тему «Подведение итогов работы партийного проекта «Модернизация образования»в 2015 году и задачах на 2016 год», которое состоялось в исполкоме Партии «Единая Россия» в декабре 2015 года, партийный проект «Модернизация образования» был назван одним из наиболее успешных среди партийных проектов «Единой России». Он социально ориентирован, а значит, представляет интересы большинства российских семей и позволяет обеспечить объективную обратную связь между представителями власти и гражданами России. Понимая это, кубанские власти в 2015 году в рамках госпрограммы края «Развитие образования»на реализацию основных направлений модернизации системы общего образования выделили средства на сумму более 830 млн. рублей.Благодаря этим краевым средствам общеобразовательными организациями муниципалитетов края приобретено более 1,4 млн. экземпляров учебников. 113 млн. рублей выделено краевыми властями и муниципальными органами власти для обеспечения школ высокоскоростным Интернетом. 128 из 150 пунктов проведения ЕГЭ оснащены системами онлайн
видеотрансляции. Эта работа проведена при активном участии ОАО «Ростелеком». В 2015 году 20 молодых учителей английского языка из разных школ края прошли повышение квалификации в Англия, что позволило им повысить свою языковую грамотность, познакомиться с передовым педагогическим зарубежным опытом и повысить качества обучения учащихся иностранному языку.Всего в крае к началу 20152016 учебного года насчитывалось 1176 образовательных учреждений, которые перешли на новую систему оплаты труда. Благодаря этому к ноябрю 2015 года зарплата педагогов превышаласреднюю по экономике.В конце 2015 года на последней сессии депутатами края был принят бюджет на 2016 год. Он сверстан с небольшим профицитом и имеет социальную направленность. 27 государственных программ Краснодарского края, нацеленных на социальноэкономическое развитие, составляют основу бюджета. По объему расходов большая часть средств предусмотрена на реализацию пяти государственныхпрограмм Краснодарского края. На первом месте программа "Развитие образования", что говорит об особом месте этой отрасли в жизни края.Государство всеми силами, борется с безработицей, посредством различных мероприятий и программ, стараясь активно содействовать населению в трудоустройстве. Муниципальные образования, как субъекты государства должны помогать осуществлению государственной политики занятости, потому что именно на местном уровне более заметны конкретные и характерные проблемы, приводящие к безработице [5].Сегодня благодаря целевым проектам модернизации образования лучшие школы и учителя Краснодарского края, внедряющие инновационные программы, получают государственную поддержку на конкурсной основе, что позволяет сделать ещё более открытой образовательную систему, способствует повышению её восприимчивости к запросам общества.Особое внимание уделяется молодым педагогическим кадрам, поощрение которых способствует формированию платформы для реализации инновационного потенциала в образовании края. Примером такого внимания стал, например, уже ставшие традиционными краевые конкурсы для молодых педагогов «Педагогический дебют» и «Новый учитель новой школе»[6].К концу 2015 года практически решена проблемадефицита кадров, особенно на селе, при этом отмечается значительное омоложение педагогического состава: количество педагогических работников до 30 лет составляет 4476 человек. Но попрежнему в школах края не хватает педагогов мужчин, преподающих труд. На уровне краевых властей и министерства образования предстоит решить вопрос о подготовке сильного учителятрудовика и способах удержания его в школе. Предполагается создание профильных профориентационных классов, в том числе и медицинских, так как край испытывает недостаток медицинских кадров.На1 сентября 2015 года полностью обновлён парк школьных автобусов, которые приведены в соответствие со стандартами безопасности. 20 муниципальных образований получили субсидии на приобретение 20 новых автобусов, что способствовало выполнению программы повышения безопасности школьных перевозок. Также это позволило учреждениям обеспечить регулярный подвоз на учебные занятия около 50 тысяч учащихся в 641 школе края.Эффективно действуют программы охвата школьников горячим питанием и бесплатное «Школьное молоко». Последнему проекту старт был дан в 2012 году, и сегодня каждый ученик с 1 по 11 класс два раза в день поучает бесплатное молоко. В 57 муниципальных школах проведен капитальный ремонт спортивных залов, причём 32 из них находятся в сельских школах. 26,7 тыс. школьников получили возможность заниматься физкультурой и спортом в современных условиях. К тому же во всех школах края в расписание введены 3 часа занятий физкультурой в неделю. К концу 2015 года практически ликвидирована очередь в детские сады, что стало возможным благодаря строительству новых детских садов и модулей. Начата работа по строительству новых школ и модулей с целью ликвидации в общеобразовательных учреждениях второй смены. Особое внимание в рамках модернизации региональных систем образования уделяется расширению общественного участия в управлении образованием. Во всех образовательных учреждениях края созданы такие формы общественного управления, как Советы школ и Наблюдательные советы, которые принимают участие в решении всех вопросов деятельности образовательных организаций. И, наконец, еще один наш приоритет модернизации кубанского образования информатизация системы образования. Край стал одним из первых регионов, где Интернет пришел в каждую школу.Это способствуют распространению современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Разработка и апробация электронных образовательных ресурсов способствует высококачественным изменениям результатов образования, созданию условий для реализации индивидуальных образовательных программ. В отдалённые станицы и хутора края сегодня также пришёл Интернет, что позволило значительно повысить доступность качественного образования для всех кубанских школьников. Целенаправленно развитие дистанционного обучения, необходимого для обучения детейинвалидов и одаренных детей, позволило детям с ограниченными возможностями здоровья заниматься с лучшими педагогами края. И самый главный результат реализации задач модернизации кубанского образования эти успехи детей, которые становятся обладателями грантов и победителями различных конкурсов, фестивалей, соревнований. Поддержка талантливой молодёжи одно из важнейших направлений деятельности администрации Краснодарского края. Всего за 20142015 годы лауреатами премии на Кубани стали 50 учащихся и студентов. Наши талантливые земляки приняли участие в 20 региональных конкурсных мероприятиях, по итогам которых победителям присуждены премии государственной поддержки талантливой молодёжи[7].Не остались в стороне от инновационных преобразований и высшие учебные заведения края. Ежегодно в крае проводятся различные конкурсы, результаты которых наглядно демонстрируют научные достижения вузов. Например, конкурс на «Лучшую научную и творческую работу преподавателей, аспирантов, соискателейи студентов вузов Краснодарского края» проводится на протяжении 13 лет.Ежегодно студенты и аспиранты высших учебных заведений под руководством научных руководителей выполняют важные для нашего края исследовательские работы. Многие из них успешно реализуются на практике. Возросло количество студентов и аспирантов, получивших патенты на свои изобретения и публикации в научных изданиях не только краевого и федерального, но и международного уровня. Такие вложения в реформирования системы высшего образования края позволили, например, Кубанскому государственному университету занимать высокие места в рейтинге национальных и исследовательских университетов России, составленном международной информационной группой «Интерфакс» в партнерстве с Радио «Эхо Москвы». По итогам 20142015 учебного года Кубанский государственный университет занял почётное 34е место в шестом ежегодном Национальном рейтинге университетов. Университет поднялся на пять позиций в сравнении с прошлым годом. Это лучший результат среди вузов Краснодарского края и второй в Южном федеральном округе.Процесс модернизации стал ускорителем, обеспечившим выделение из бюджета края дополнительных средств на внедрение принципиально новых направлений. За пять лет с начала этого процесса совершенствована существующая региональная законодательная база, произошёл отказ от старых традиционных подходов в сохранении малокомплектных нерентабельных школ, не обеспечивающих качественное образование, в установлении заработной платы учителей по уравнительному принципу.В соответствии с новым законом «Об образовании»в Краснодарском крае
каждая образовательная организация должна создавать открытые и общедоступные ресурсы и предоставлять на них в полном объёме информацию об учебном заведении и его деятельности, обеспечивать доступ к этим информационным ресурсам путём публикации и распространения их в информационнотелекоммуникационных сетях. Другими словами, каждый кубанский детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязаны иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация об образовательном учреждении[8].Таким образом, можно сделать вывод о том, что успех и результативность реализации задач модернизации в Российской Федерации во многом зависит от успешности продвижения этого процесса в регионах. Поэтому вполне понятна заинтересованность федеральных властей в поддержке региональных инноваций в образовании. Ведь только в таком взаимодействии залог успеха в решении поставленных задач реформирования системы образования в целом. Результаты модернизации образования Краснодарского края свидетельствуют о том, что усилия педагогических коллективов, органов управления образованием, общественных институтов, дают свой положительный результат. Системные изменения в этой сфере позволили повысить качество кубанского образования и осуществить подготовку большого количества специалистовпрофессионалов во всех областях жизни, что в свою очередь способствует укреплению экономики края и, как следствие, росту качества жизни жителей Кубани.
Ссылки на источники 1Андиева М.С. Управление образованием в Российской Федерации: правовой аспект // Право и образование. 2012.№ 6. –С. 41.2Молчанова Е.В. К вопросу об оценке качества образования высшей школы // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Социальногуманитарные психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты». –Тихорецк: филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке, 20 марта 2015 года. –с.8688.3Иванова В. И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 2. –С. 270274. 4Абдрахманова Г., Гохберг Л. Образование в Российской Федерации. Учебнопрактическое пособие. М.: Московский государственный университет, 2010. –492 с.5Грачева И.И., Пимичева М.А. Анализ рынка труда и занятость населения в муниципальном образовании Тихорецкий района// Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научнопрактической конференции (09 октября 2015г.). –В 4х частях. –Ч.3 / Отв. Ред. Н.Н.Панарина, С.С.Чернов. –Саратов: Издво «Академия управления». – 2015. –С.130131. 6Зернов В.А. Критерии мониторинга как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности отечественного образования // Высшее образование сегодня. 2013 г. № 7. С. 1316. 7Галкин В.В, Волков А.Е. Модернизация Российского образования: вызовы нового десятилетия. Учебнопрактическое пособие. М.: «Дело» РАНХиГС, 2015. –104 с.8Атабекова А.А, Белоусов А.А. В поиске ответов на вызовы образования XXIвека // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 1924.
Научный руководитель–Грачева И.И.,филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецкеgrachevaii@mail.ru
Совершенствование системы регионального управления сферой образования(на примере Краснодарского края)
Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования системы регионального управления сферой образования (на примере Краснодарского края). Автор рассматриваетпроцессобновлениясистемы образования региона, признанного одним из самых успешных в Российской Федерации, и раскрывает взаимосвязь и взаимовлияние процессов инновационного развития образования региона и Российской Федерации в целом.Ключевые слова: образование, развитие, модернизация, система, образовательный процесс.
Образование является постоянным непрерываемым и целенаправленным процессом формирования человека, результатом усвоения им знаний, умений и навыков, это формирование его компетентностей, это воспитание и совершенствование во всех отношениях. Следовательно, для того чтобы достичь высокого уровня своего развития, человеку необходима совершенная система образования в стране. Государственная политика играет ведущую роль в создании такой системы. Пристальное внимание российских властей к проблемам образования и его модернизации на современном этапе является отличительной особенностью государственной политики в стране. Происходящие во всех сферах жизни изменения не могут не повлиять на систему российского образования, которой также необходимы решительные изменения. Именно поэтому в официальных документах Правительства России по вопросам образования намечен курс на инновационный путь его развития, и это является подтверждением стремления государства к динамичному развитию и конкурентоспособности российского образования на международном уровне.Каждого ребенка следует считать личностью независимо от его уровня развития, социального статуса и других особенностей. Каждый ребёнок имеет свои обязанности, но также имеет свои права. Педагоги, которые осознают приоритет личности ребенка, смогли принять новые образовательные стандарты, направленные на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение полученных знаний на практике, на умение выстраивать личный маршрут развития личности ребёнка, направленный на его успешность. Такого педагога сегодня называют в обществе творчески работающим педагогом, и задача государства создать все условия для реализации такогоучителя[1].Не удивительно, что в современном обществе происходит смена ценностных приоритетов. Образование играет главную роль в оценке развития общества. Важное место сегодня занимает процесс саморазвития личности. Сегодня стране нужны мыслящие люди, умеющие творчески работать, способные брать на себя ответственность в решении важнейших вопросов, принимать нестандартные решения. Но традиционная школа ещё придерживается старых подходов к усвоению знаний. Главным пока ещё во многих российских школах является способность педагогов дать ученику минимальный набор знаний и умений, с которыми он будет существовать ежедневно и которые нужны ему для общения с окружающими людьми, для получения им будущей профессии].Каждый ученик это творчески мыслящая личность, а значит педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы раскрыть творческий потенциал ученика, побудить его к раскрытию своих способностей, отличающих его от других детей. Сегодняшнее образование должно создать такую среду, которая позволить развить качества личности ребёнка, и в этом случае одни учебные знания не могут являться показателем качества образования.Современная российская система образования стремится адаптироваться в мировом образовательном процессе. Важная составляющая современного образования интеграция национальных систем образования. Наша страна сегодня принимаетактивное участиев различных многих международных проектах, например, в обмене учащимисяипреподавательскими кадрами. Мировое образование стремительно проникает в нашу жизнь. Телевидение, Интернет, овладение иностранными языками –всё это способствует стиранию всяких границ в культурном пространстве. Но при этом изыскиваются и отрабатываются способы и приёмы сохранения культурной самобытности. И задача современного образования обеспечить гармонию во взаимоотношениях этих разнонаправленных потоков[2].Новые подходы требуются сегодня к выстраиванию отношений между институтом образования и религиозными институтами. По всей стране создаются воскресные школы, в учреждениях общего образования с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы, открываются богословские факультеты в ВУЗах[3].Различныемнения попрежнему высказываются сегодня в российском обществе в отношении единого государственного экзамена как формы выпускного экзамена за курс средней общей школы. Такая форма итоговой аттестации учеников позволяет поступать в случае набора нужного числа баллов в любое высшее учебное заведениеи соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.Успешно работают сегодня альтернативные, например, частные, вариативные формы образования: гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы. Начиная от детских садов до университетов,наравне с системой бесплатного образования действует платное. Государство контролирует действие системы платного образования и делает всё, чтобы и бюджетное финансирование образовательных учреждений было контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Статус государственной политики также приобретает процесс привлечения инвестиций в сферу образования.В соответствии с законодательными актами государство строго контролирует соблюдение государственных социальных гарантий обучающихся, которые реализуются в праве граждан на бесплатное общее образование. Таким образом, существует неразрывная связь сферы образования с политической сферой, ведь деятельность образовательных учреждений любого вида непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являются основными для подготовки правовых законодательных актов и для реализации в целом ряде учебных заведений страны.В последние годы российские власти особое внимание уделяют стратегическому планированию социальноэкономического развития регионов. Основным направлением реализации государственной экономической и социальной политики и в государстве, и в его регионах становится программноцелевой метод. Именно поэтому следует воспринимать этот метод как один из основных способов осуществления качественных изменений социальноэкономической ситуации и на государственном уровне, и на уровне регионов и муниципалитетов. Разработка и реализация подобной целевой программы это процесс мобилизации всех возможностей региона для достижения поставленных целей. Целевые программы на современном этапе уже показали свою эффективность в целом ряде регионов и муниципалитетов.В Краснодарском крае имеется большой опыт разработки и реализации региональных целевых программ, довольно обширная нормативноправовая база, которая регулирует процессы модернизации сферы образования. За последние годы принят ряд важных документов, которые регулируют процесс развития системы образования региона[4].Разработка и принятие этих нормативноправовых документов соответствует требованиям, которые были выдвинуты в Послании Президента РФ Федеральному Собранию по вопросу повышения эффективности расходования бюджетных средств. В рамах этой деятельности повышается значимость целевых программ, которые воспринимаются как один из важнейших аспектов системы стратегического планирования. Реализация целевых программ на территории Краснодарского края должна способствоватьэффективной реализации национальных проектов, в частности, приоритетного национального проекта «Образование». Модернизация системы регионального образования, обеспечение равных возможностей для всех граждан в получение всех уровней образования вот основа процесса модернизации системы образования в нашем крае. В связи с этим основным направлением этого процесса является внедрение инновационных проектов и технологий, способствующих конкурентоспособности системы образования края.Одним из первых шагов на пути инновационного развития образование на Кубани стал комплексный проект модернизации образования, целью которогоявлялось «обеспечение комплекса системных и институциональных изменений в системе общего образования Краснодарского края». Уже за первых три года реализации проекта в крае произошёл переход на новые экономические механизмы, которые обеспечивают стимулирование нового качества образования, способствуют дифференциации заработной платы педагогов в зависимости от результата их труда и повышению эффективности использования средств бюджета. Качественно улучшились условия организации образовательного процесса в целом. Теперь они отвечают современным требованиям. В системе кубанского образования созданы механизмы общественного управления, которые обладают реальными полномочиями. Благодаря этому образовательное учреждение стало открытым для социума.
Успехи в реализации КПМО (комплексного проекта модернизации образования) на Кубани позволили увидеть значительные положительные результаты и продолжить эту работу. В конце 2014 года на селекторе при президенте страны были подведены итоги работы в сфере модернизации российского образования. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов проанализировал ситуацию в разрезе всех регионов Российской Федерации. В своём выступлении он отметил, что «Краснодарский край входит в число регионов, в котором наиболее эффективно показывает себя программа» модернизации образования. Это неудивительно, ведь кубанская система образования одна из крупнейших в России. Краснодарский край приступил к реализации комплексного проекта модернизации образования в числе первых субъектов Российской Федерации и сегодня является одним крупнейших базовых регионов по апробации всех нововведений в системе образования. На селекторном совещании в формате видеконференции на тему «Подведение итогов работы партийного проекта «Модернизация образования»в 2015 году и задачах на 2016 год», которое состоялось в исполкоме Партии «Единая Россия» в декабре 2015 года, партийный проект «Модернизация образования» был назван одним из наиболее успешных среди партийных проектов «Единой России». Он социально ориентирован, а значит, представляет интересы большинства российских семей и позволяет обеспечить объективную обратную связь между представителями власти и гражданами России. Понимая это, кубанские власти в 2015 году в рамках госпрограммы края «Развитие образования»на реализацию основных направлений модернизации системы общего образования выделили средства на сумму более 830 млн. рублей.Благодаря этим краевым средствам общеобразовательными организациями муниципалитетов края приобретено более 1,4 млн. экземпляров учебников. 113 млн. рублей выделено краевыми властями и муниципальными органами власти для обеспечения школ высокоскоростным Интернетом. 128 из 150 пунктов проведения ЕГЭ оснащены системами онлайн
видеотрансляции. Эта работа проведена при активном участии ОАО «Ростелеком». В 2015 году 20 молодых учителей английского языка из разных школ края прошли повышение квалификации в Англия, что позволило им повысить свою языковую грамотность, познакомиться с передовым педагогическим зарубежным опытом и повысить качества обучения учащихся иностранному языку.Всего в крае к началу 20152016 учебного года насчитывалось 1176 образовательных учреждений, которые перешли на новую систему оплаты труда. Благодаря этому к ноябрю 2015 года зарплата педагогов превышаласреднюю по экономике.В конце 2015 года на последней сессии депутатами края был принят бюджет на 2016 год. Он сверстан с небольшим профицитом и имеет социальную направленность. 27 государственных программ Краснодарского края, нацеленных на социальноэкономическое развитие, составляют основу бюджета. По объему расходов большая часть средств предусмотрена на реализацию пяти государственныхпрограмм Краснодарского края. На первом месте программа "Развитие образования", что говорит об особом месте этой отрасли в жизни края.Государство всеми силами, борется с безработицей, посредством различных мероприятий и программ, стараясь активно содействовать населению в трудоустройстве. Муниципальные образования, как субъекты государства должны помогать осуществлению государственной политики занятости, потому что именно на местном уровне более заметны конкретные и характерные проблемы, приводящие к безработице [5].Сегодня благодаря целевым проектам модернизации образования лучшие школы и учителя Краснодарского края, внедряющие инновационные программы, получают государственную поддержку на конкурсной основе, что позволяет сделать ещё более открытой образовательную систему, способствует повышению её восприимчивости к запросам общества.Особое внимание уделяется молодым педагогическим кадрам, поощрение которых способствует формированию платформы для реализации инновационного потенциала в образовании края. Примером такого внимания стал, например, уже ставшие традиционными краевые конкурсы для молодых педагогов «Педагогический дебют» и «Новый учитель новой школе»[6].К концу 2015 года практически решена проблемадефицита кадров, особенно на селе, при этом отмечается значительное омоложение педагогического состава: количество педагогических работников до 30 лет составляет 4476 человек. Но попрежнему в школах края не хватает педагогов мужчин, преподающих труд. На уровне краевых властей и министерства образования предстоит решить вопрос о подготовке сильного учителятрудовика и способах удержания его в школе. Предполагается создание профильных профориентационных классов, в том числе и медицинских, так как край испытывает недостаток медицинских кадров.На1 сентября 2015 года полностью обновлён парк школьных автобусов, которые приведены в соответствие со стандартами безопасности. 20 муниципальных образований получили субсидии на приобретение 20 новых автобусов, что способствовало выполнению программы повышения безопасности школьных перевозок. Также это позволило учреждениям обеспечить регулярный подвоз на учебные занятия около 50 тысяч учащихся в 641 школе края.Эффективно действуют программы охвата школьников горячим питанием и бесплатное «Школьное молоко». Последнему проекту старт был дан в 2012 году, и сегодня каждый ученик с 1 по 11 класс два раза в день поучает бесплатное молоко. В 57 муниципальных школах проведен капитальный ремонт спортивных залов, причём 32 из них находятся в сельских школах. 26,7 тыс. школьников получили возможность заниматься физкультурой и спортом в современных условиях. К тому же во всех школах края в расписание введены 3 часа занятий физкультурой в неделю. К концу 2015 года практически ликвидирована очередь в детские сады, что стало возможным благодаря строительству новых детских садов и модулей. Начата работа по строительству новых школ и модулей с целью ликвидации в общеобразовательных учреждениях второй смены. Особое внимание в рамках модернизации региональных систем образования уделяется расширению общественного участия в управлении образованием. Во всех образовательных учреждениях края созданы такие формы общественного управления, как Советы школ и Наблюдательные советы, которые принимают участие в решении всех вопросов деятельности образовательных организаций. И, наконец, еще один наш приоритет модернизации кубанского образования информатизация системы образования. Край стал одним из первых регионов, где Интернет пришел в каждую школу.Это способствуют распространению современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Разработка и апробация электронных образовательных ресурсов способствует высококачественным изменениям результатов образования, созданию условий для реализации индивидуальных образовательных программ. В отдалённые станицы и хутора края сегодня также пришёл Интернет, что позволило значительно повысить доступность качественного образования для всех кубанских школьников. Целенаправленно развитие дистанционного обучения, необходимого для обучения детейинвалидов и одаренных детей, позволило детям с ограниченными возможностями здоровья заниматься с лучшими педагогами края. И самый главный результат реализации задач модернизации кубанского образования эти успехи детей, которые становятся обладателями грантов и победителями различных конкурсов, фестивалей, соревнований. Поддержка талантливой молодёжи одно из важнейших направлений деятельности администрации Краснодарского края. Всего за 20142015 годы лауреатами премии на Кубани стали 50 учащихся и студентов. Наши талантливые земляки приняли участие в 20 региональных конкурсных мероприятиях, по итогам которых победителям присуждены премии государственной поддержки талантливой молодёжи[7].Не остались в стороне от инновационных преобразований и высшие учебные заведения края. Ежегодно в крае проводятся различные конкурсы, результаты которых наглядно демонстрируют научные достижения вузов. Например, конкурс на «Лучшую научную и творческую работу преподавателей, аспирантов, соискателейи студентов вузов Краснодарского края» проводится на протяжении 13 лет.Ежегодно студенты и аспиранты высших учебных заведений под руководством научных руководителей выполняют важные для нашего края исследовательские работы. Многие из них успешно реализуются на практике. Возросло количество студентов и аспирантов, получивших патенты на свои изобретения и публикации в научных изданиях не только краевого и федерального, но и международного уровня. Такие вложения в реформирования системы высшего образования края позволили, например, Кубанскому государственному университету занимать высокие места в рейтинге национальных и исследовательских университетов России, составленном международной информационной группой «Интерфакс» в партнерстве с Радио «Эхо Москвы». По итогам 20142015 учебного года Кубанский государственный университет занял почётное 34е место в шестом ежегодном Национальном рейтинге университетов. Университет поднялся на пять позиций в сравнении с прошлым годом. Это лучший результат среди вузов Краснодарского края и второй в Южном федеральном округе.Процесс модернизации стал ускорителем, обеспечившим выделение из бюджета края дополнительных средств на внедрение принципиально новых направлений. За пять лет с начала этого процесса совершенствована существующая региональная законодательная база, произошёл отказ от старых традиционных подходов в сохранении малокомплектных нерентабельных школ, не обеспечивающих качественное образование, в установлении заработной платы учителей по уравнительному принципу.В соответствии с новым законом «Об образовании»в Краснодарском крае
каждая образовательная организация должна создавать открытые и общедоступные ресурсы и предоставлять на них в полном объёме информацию об учебном заведении и его деятельности, обеспечивать доступ к этим информационным ресурсам путём публикации и распространения их в информационнотелекоммуникационных сетях. Другими словами, каждый кубанский детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязаны иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация об образовательном учреждении[8].Таким образом, можно сделать вывод о том, что успех и результативность реализации задач модернизации в Российской Федерации во многом зависит от успешности продвижения этого процесса в регионах. Поэтому вполне понятна заинтересованность федеральных властей в поддержке региональных инноваций в образовании. Ведь только в таком взаимодействии залог успеха в решении поставленных задач реформирования системы образования в целом. Результаты модернизации образования Краснодарского края свидетельствуют о том, что усилия педагогических коллективов, органов управления образованием, общественных институтов, дают свой положительный результат. Системные изменения в этой сфере позволили повысить качество кубанского образования и осуществить подготовку большого количества специалистовпрофессионалов во всех областях жизни, что в свою очередь способствует укреплению экономики края и, как следствие, росту качества жизни жителей Кубани.
Ссылки на источники 1Андиева М.С. Управление образованием в Российской Федерации: правовой аспект // Право и образование. 2012.№ 6. –С. 41.2Молчанова Е.В. К вопросу об оценке качества образования высшей школы // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Социальногуманитарные психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты». –Тихорецк: филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке, 20 марта 2015 года. –с.8688.3Иванова В. И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 2. –С. 270274. 4Абдрахманова Г., Гохберг Л. Образование в Российской Федерации. Учебнопрактическое пособие. М.: Московский государственный университет, 2010. –492 с.5Грачева И.И., Пимичева М.А. Анализ рынка труда и занятость населения в муниципальном образовании Тихорецкий района// Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научнопрактической конференции (09 октября 2015г.). –В 4х частях. –Ч.3 / Отв. Ред. Н.Н.Панарина, С.С.Чернов. –Саратов: Издво «Академия управления». – 2015. –С.130131. 6Зернов В.А. Критерии мониторинга как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности отечественного образования // Высшее образование сегодня. 2013 г. № 7. С. 1316. 7Галкин В.В, Волков А.Е. Модернизация Российского образования: вызовы нового десятилетия. Учебнопрактическое пособие. М.: «Дело» РАНХиГС, 2015. –104 с.8Атабекова А.А, Белоусов А.А. В поиске ответов на вызовы образования XXIвека // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 1924.