Китай представляет собой активно развивающуюся страну с населением более чем 13 млн. человек. Поэтому вопрос о совершенствовании системы образования для этой страны не теряет актуальности. На протяжении шестидесяти лет проводится реформа в области образования КНР, в результате которой сложилась самая масштабная в мире бесплатная и обязательная система образования с тенденцией к «открытости». Направление развития китайского образования – лицом к модернизации, к миру, к будущему. Правительство Китая прилагает большие усилия для продвижения всенародного образования. Однако, большая территория, раздробленность провинций, перенаселение и невысокий уровень жизни большинства китайцев порождает большие трудности в развитии системы образования на уровне требований мировой ситуации. В 2008 г. власти Китая приняли решение утвердить обязательное бесплатное 9-летнее обучение в школе. [1] Кроме того, с одной стороны, повышаются требования к качеству обучения, а с другой, расширяется разнообразие форм для получения образования.
Образование в Китае делится на несколько ступеней: дошкольное образование – 3-5 лет (дошкольное образовательное учреждение); школьное образование – 6-17 лет; высшее образование – с 18 лет.
Система школьного образования состоит из трех уровней:
- · Начальный,
- · Средний,
- · Старший.
Школьное образование Китая считается одним из наиболее эффективных в мире. У школьников огромная нагрузка, поэтому учебный день делится на две части. В первой половине дня изучаются основные предметы, во второй – дополнительные, кроме того детям даются объёмные задания на дом. В стенах школы царит очень строгая дисциплина. За пропуск нескольких занятий без уважительной причины ученик отчисляется из школы (количество пропуска занятий зависит от правил конкретной школы). После окончания средней школы продолжение обучения не является обязательным. Но если у ребенка есть желание, а финансовые возможности родителей позволяют, то можно продолжить образование в старшей школе. [2]
Перед тем как продолжить образование, ученик должен выбрать направление обучения. В Китае существуют два типа старших школ:
- академический профиль для глубокого изучения наук и подготовки учащихся к дальнейшему обучению в вузах;
- профессионально-технический профиль для подготовки специалистов для работы на каком-либо производстве.
Высшее образование в Китае доступно лишь тем, кто окончил старшую школу. Правительство республики ежегодно выделяет достаточно средств для улучшения уровня образования в вузах. В результате такой политики, многие университеты КНР входят в число лучших на планете, а дипломы признаются в 64 странах мира.
Школа является воспитательной организацией в которой взращивают личность в процессе планомерного создания условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации ребенка. [3, с.64]
Большое внимание в данном аспекте уделяется модернизации начальной школы. Начальное образование (primary education) является составной частью так называемого «базисного образования». Юные китайцы получают начальное образование в шестилетних начальных школах (primary school) с полным днем обучения. При поступлении в школу дети проходят вступительные испытания в форме тестирования. В начальной школе Китая изучают естествознание, математику, родной язык, мораль и этику, иностранный язык, учатся чистописанию, рисовать, есть уроки чтения, труда, музыки, физкультуры. Дети также получают базовые знания по истории, природоведению и географии. Обязательным является изучение истории Китая и населяющих его народов, а также получение политической информации. Ученики демонстрируют свое уважение и благодарность в конце занятия учителям по всем предметам. Кроме учебы школьники активно участвуют в поддержании порядка и чистоты в школьных помещениях.
Учебный год в китайской школе включает два семестра. Занятия первого семестра начинаются 1 сентября, второй семестр начинается с 1 марта. Каникулы летом приходятся на июль и август, а зимой – на январь и февраль. Школьное образование в Китае предполагает
5-дневную учебную неделю. [1]
В составлении программы обучения детей в начальной школе учитываются психологические и физиологические особенности развития ребёнка в данный возрастной период. В возрасте 6-8 лет ребенок имеет индивидуальный яркий характер, свои привычки, именно в этот период начинает активно формироваться личность детей. [2] Поэтому данный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия на сознание ребенка и его интеллектуального развития. Учебная программа начальной школы построена таким образом, чтобы полной мере использовать внутренний потенциал ребенка в процессе обучения и заложить в него те качества, которые необходимы для успешной социализации. В Китае даже есть такая пословица: «Каков в колыбельку, таков в могилку». В период обучения в начальной школе очень велико влияние родителей на становление личности ребенка, но они не могут все время сопровождать детей, поэтому учителя будут играть очень важную роль в начальном развитии детей в течение школьной жизни. Как говорится, «учитель – инженер человеческой души».
В целях выяснения отношения учащихся начальных классов к школе, процессу обучения и воспитания было проведено анкетирование в Шаньдунской экспериментальной начальной школе Шаньдунской провинции. В анкетировании приняли учащиеся 3-х классов в количестве 50 человек. Анкета содержала несколько вопросов, требующих выбора одного из предложенных ответов. Были получены следующие результаты (таблица 1):
Таблица 1
Результаты анкетирования учащихся
№ |
Вопрос |
Ответы (%) |
||
Как вы думаете, школьное воспитание важно для развития личности в вас? |
Важно 98% |
Не важно 2% |
Затрудняюсь ответить 0% |
|
Как вы считаете, получаете ли вы в школе хорошее воспитание? |
Да - 98% |
Среднее - 2% |
Нет - 0% |
|
Как вы думаете, для чего вы ходите в школу? |
Получить знание - 88% |
Родители так требуют - 10% |
Я не взрослый, ничего не могу делать кроме учебы - 2% |
|
Как вы считаете, знание влияет на ваше будущее? |
Да - 96% |
Нет - 0% |
Затрудняюсь ответить - 4% |
|
Как вы думаете, вы хороший ученик в вашей группе? |
Да - 70% |
Нет - 10% |
Затрудняюсь ответить - 20% |
|
Что вы делаете в ваше свободное время? |
Смотрю мультики 6% |
Играю с друзьями 6% |
Делаю домашнее задание - 88% |
|
У вас какой объем домашних заданий? |
Мало - 0% |
Нормально - 4% |
Много - 96% |
|
Вы ходите на внеурочные курсы? |
Да - 94% |
Нет - 0% |
Иногда - 6% |
|
Когда вы делаете домашнее задание, ваши родители помогают? |
Да - 80% |
Нет - 10% |
Иногда - 10% |
|
Вы любите заниматься в школе или нет? |
Да - 88% |
Нет - 4% |
Иногда - 8% |
В результате анкетирования выяснили, что большинство школьников считает, что получение образования очень важно для них самих и их будущего. После школы у 88% учащихся все свободное время уходит на подготовку домашнего задания. Дети говорят, что у них мало времени на общение с друзьями и занятия своим увлечением. Во внеучебных курсах дети также занимаются интеллектуальной деятельностью, обычно это курсы английского языка или математики. С помощью анкетирования мы узнали, что большинство детей (80%) обычно они не справляются самостоятельно с домашним заданием. При дополнительной беседе с учащимися мы выяснили, что многие из них вынуждены после уроков ходить на курсы для усвоения тех предметов, которыми они не очень хорошо владеют. Даже в выходные они не могут сами планировать свое время, так как родители записывают их на разнообразные курсы по своему усмотрению. Одной из самых распространенных причин того, что дети не любят ходить в школу, является большое количество домашнего задания. Также после беседы с некоторыми учениками, мы узнали, что школьники очень сильны в некоторых предметах и одновременно очень слабы в других, поэтому вынуждены по этим предметам заниматься дополнительно, что также занимает много времени.
Для объективности приведем сравнительную характеристику начального образования в Китае и России. Охарактеризуем систему начального образования в средней общеобразовательной школе г.Якутска.
В России дети с 7 лет ходят в начальную школу, и срок обучения в начальной школе составляет 4 года. Охарактеризовать систему начальной школы можно как «фундаментальность; надёжность; стабильность; бесплатность». В Якутске много учеников, и школ не хватает, поэтому дети учатся по сменам. Обычно бывает по пять уроков в день. Преимущественно 1 учитель по всем предметам. Преподаются следующие предметы: математика, русский язык, якутский язык, английский язык, чтение, физкультура, окружающий мир, ИЗО, труд, музыка. С этого года появился предмет «религия», есть дополнительные занятия по шашкам и брейкдансу, а для девочек уроки кройки и шитья «Бабушкин сундучок». Уроки длятся 45 минут и между ними перемена по 10 минут. После второго урока начинается большая перемена (15 минут), и дети кушают в школьной столовой. Им подают горячее питание. На физкультуре дети делают зарядку и устраивают соревнования. Кроме обычной учебы, у детей еще есть дополнительное образование (по своему желанию).
В Китае дети с 7 лет ходят в начальную школу, срок обучения в начальной школе бывает два типа: 5 лет или 6 лет. Общая характеристика системы начальной школы выглядит как «общеполезность; обязанность; бесплатность». Нет обучения по сменам, занятия идут весь день, и каждый урок длится 45 минут, перерыв 10 минут. На каждый предмет разные учителя. Когда учитель заходит в аудиторию, староста очень громко говорит: «Встаньте!», и все встают и обязательно хором говорят: «Здравствуйте!», после этого учитель отвечает: «Присаживайтесь» и начинается урок, и в конце каждого урока все ученики обязательно благодарят учителя, проявляют уважение к его труду. Обычно после второго урока проводится общая для всех зарядка на площадке перед школой, для этого отводится 20 минут. Зимой зарядка не проводится, дети просто отдыхают в корпусе. После четвертого урока начинается перерыв на обед. Дети уходят домой, обедают и спят. Если дети не могут уйти домой, то они обедают в школе и потом ложатся спать в общежитии. На физкультуре все выходят на улицу и играют, а зимой на площадке делают каток, и дети катаются по льду, но без коньков. После второго урока перерыв на 20 мин и все опять выходят на площадку и вместе играют. Разные предметы в начальной школе ведут разные учителя.
И в Китае, и в России правовую основу образования детей можно сформулировать, как «ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования». Задачей начальной школы Китая и России является дать базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни в обществе.
Каждая система образования имеет свои достоинства и недостатки. На наш взгляд к основным недостаткам относится тот факт, что в китайской системе образования пропагандируется коллективный подход. На уроке учитель говорит, а ученики очень аккуратно сидят и слушают, а затем хором отвечают на вопросы. Чаще всего используют механическое запоминание текста согласно расхожей фразе «если прочитать книгу сто раз, то его смысл сам появится». При этом уделяется большое внимание изучению теории и формированию культуры поведения. На всех ступенях образования дети сдают экзамены в форме теста. Получается, что в вопросах образования и родители, и учителя, и учащиеся нацелены на успешное прохождение экзаменационного тестирования. Экзамен является самым важным элементом обучения, а процесс саморазвития отходит на второй план. Родители порой даже игнорируют личностное развитие ребенка и его здоровье ради сдачи экзаменов. На этот счет в обиходе у китайцев также много высказываний: «образование в Китае – все для экзаменов», «баллы – жизненные корни учащихся», «вся жизнь китайца — вечное прохождение экзаменов». При таком подходе творческая инициатива детей не очень высокая, они умеют виртуозно копировать и выполнять действия по образцу.
Таким образом, анализ системы образования показал, что в данном направлении прилагается большие усилия со стороны государства, однако из перенаселенности страны и раздробленности провинций не все процессы реформирования проходят так как ожидается. Зато очень быстро внедряется в обыденную жизнь китайцев достижения научно-технического прогресса и это дает толчок для развития системы образования как веяния и требования современного мира. Как говорится «главное – не скорость движение», и важно что китайская система образования всегда двигается в лучшем направлении и не останавливается.