Исследование типов этнической идентичности у студентов вузов и колледжей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова Е. С., Садовникова Н. О. Исследование типов этнической идентичности у студентов вузов и колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1936–1940. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86414.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования типов этнической идентичности современной обучающейся молодежи. Приводится теоретический анализ понятия этнической идентичности, ее видов, структуры и типов трансформации. Также раскрываются основные направления работы по повышению уровня этнокультурной компетентности молодежи, сохранению традиционных ценностей культуры и этноса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Холопова Екатерина Сергеевна,Студентка 3 курса ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургshikitti@gmail.com

Садовникова Надежда Олеговна,кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и физиологии ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбург nosadovnikova@gmail.com

Исследование типов этническойидентичности

у студентов ВУЗов и колледжей

Аннотация.В статье рассматриваются результаты исследования типов этнической идентичности современной обучающейся молодежи. Приводится теоретический анализ понятия этническая идентичность, ее виды, структураи типы трансформации.Также раскрываются основные направления работы по повышению уровня этнокультурной компетентности молодежи, сохранению традиционных ценностей культуры и этноса.Ключевые слова:этническая идентичность, студенты, гипоидентичность, гиперидентичность.

В современном изменяющемся в ходе глобализации мире, остро стоит вопрос идентичности, в том числе этнической, так как первичная идентичность конфликтует со многими другими, проявляющимися у человека в процессе развития. В изменяющихся социокультурных условиях у общества появляется потребность в осмысление этих новых условий, которые характеризуются размыванием ценностных ориентиров и усложнением механизмов передачи этнических ценностей, традиций и установок. Особую актуальность исследованиеэтнической идентичности имеет в России, характеризующейся полиэтническим составом населения.Перепись населения, проходившая в 2010 году, показала, что из 145 самостоятельных народов, проживающих на территории России, 80 можно отнести к коренным народам России, 28 к народам стран ближнего зарубежья и 38 к народам стран дальнего зарубежья. По численности населения коренные народы России, кроме русских, составляют около 19,2 млн человек[1,с.99].Выделение этнической идентичностиили этничностикак особого феномена было длительным, в современном научном сообществе до сих пор продолжаются споры, касающиеся содержания этого понятия. Но несмотря на отсутствие единого подхода к определению феноменав философской науке выделяютнекоторые свойственные общностям характеристики, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числутаких характеристик относятся:присутствие у членов группы единого представления о территориальном и историческом происхождении; наличие единого языка и общих черт духовной и материальной культуры; оформленные на политическом уровне представления о родине и особых институтах; чувство принадлежности к группе, отличности ее от других, осознание ее особенностей и солидарность с ними[2].В психологической науке этническую идентичностьопределяют, как «эмоциональнокогнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживанияэтноса и его государственности»[3].По мнению Стефаненко Т. Г. структура этнической идентичности включает в себя три компонента: когнитивный, аффективный,имеющийэмоциональную природу,и поведенческий [4].Когнитивный компонент –знания этнодифференцирующих признаков этнических групп, знания и представления о специфике собственной этнической общности и осознания себя, как ее части. Данный компонент образуют множество элементов, таких как этнические ориентации, этническая осведомленность, групповые концепции и другие. Аффективный компонент отражает отношение к своей этнической группе и выражается в склонностях индивида. Позитивные склонности проявляются в удовлетворенности членством в группе, желание быть ее частью, гордость за достижения своей общности. Негативные склонности проявляются в трансформации идентичности, ее отрицании и предпочтении иных референтных групп и общностей. Аффективный компонент является частью структуры общего самоотношения личности, делясь в свою очередь на оценку собственной этнической общности и причастности к ней, и положение общности относительно других этнических общностей. Части аффективного компонента могут конфликтовать между собой при неблагоприятных взаимодействиях внутри общности или с другими этническими общностями. Данная особенность аффективного компонента может обуславливать расхождение реальной и показываемой, внешней этнической идентичности, в случаях если индивид имеет низкийстатус внутри своей этнической группы, он может пытаться повысить свой статус путем полного отказа от этничности и выбора другой референтной группы, или если значимость самой этнической общности в межгрупповом взаимодействии низкая, у индивида также трансформируется этничность становясь менее значимой, размытой.Как отмечает Л.М. Дробижева,поведенческий компонент представляет собой механизм проявления индивида в качестве члена этнической группы, как во внутригрупповом, так и межгрупповом взаимодействии, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях»[5].Индивид может идентифицировать себя с группой на когнитивном и аффективном уровнях, но не проявлять специфических поведенческих особенностей своей общности. Стефаненко Т. Г. выделяет четыре вида этнической идентичности: моноэтническая идентичность, моноэтническая идентичность с другой этничностью, биэтническая идентичность и маргинальная идентичность. Так же при крайней степени трансформации этнической идентичности по типу гипоидентичности возможно отсутствие ее проявления или полное отрицание на сознательном уровне. Моноэтническая идентичность, характеризующаяся позитивным отношением, как к своей этничности, так и другим, возникаетв семьях где оба родителя принадлежат к одной этнической общности или, когда индивид отождествляет себя с этносом одного из родителей. Данный вид идентичности является преобладающим у большинства людей.Моноэтническая идентичность с другой идентичностью или иначе измененная этническая идентичность возникает в случаях, когда в полиэтническом обществе собственная этническая группа имеет низкий статус и индивид пытается идентифицироваться с группой, занимающей более высокое положение в данном обществе, в результате полностью трансформируя свою идентичность.Биэтническая идентичность, на данным момент считающаяся самой благоприятной в поликультурном обществе, связанна с позитивным отношением ко всем культурам и этносам, и принадлежности человека к двум этничностям, осознание их схожести.Маргинальная идентичность, это вид идентичности проявляется у людей, не идентифицирующих себя ни с одной из общностей, и может вызывать внутриличностный конфликт, так как индивид не владеет в достаточной степени ни одной из культур и находится на периферии [4].Этническаяидентичность обладает спецефичными особенностями, У. Г. Солдатова обращает внимание на такие как ориентация на прошлое, мифология, способность усиливаться, ослабевать и размываться в зависимости от внешних условий[4].В основе этничности лежит этническая культура, которая разделяется на внутреннюю и внешнюю [6, с. 13],в следствии чего типичное поведение представителя определенной этнической группы может разниться во внутригрупповом и в межгрупповом взаимодействии, особенно в условиях межэтнической напряженности. В трансформирующихся социокультурных условиях, в стране с полиэтническим составом, неизбежно возникает межэтническая напряженность, которая может привести с трансформации этнического самосознания, начинающегося с его ядра –этничности. У. Г. Солдатова говорит о трех видах этой трансформации: этническая идентичность может становиться неопределенной, т. е. этническая принадлежность не определяется, являясь неактуальной–этническая индифферентность, также возможен отход от собственной этнической группы и последующий поиск социальнопсихологического положения подругому, не этническому, критерию–этнонигилизм или гипоидентичность, третья форма трансформации это гиперболизирование этнической идентичности, что может принести к интолерантности, т. е. к этнической нетерпимости –гиперидентичность или этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм. Трансформация всегда происходит относительно нормы, в данном случае, нормой является –позитивная этническая идентичность, характерная для большинства, задающая оптимальный баланс позитивного отношения к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой –как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире [7].Наше исследование было направлено на изучение типов этнической идентичности в двух группах испытуемых: студенты колледжей (33 человека) и студенты ВУЗов (32 человека) города Екатеринбурга. Для диагностики типов этничностииспользовался опросник Г.У.Солдатовой и С.В.Рыжовой«Типы этнической идентичности» [7], состоящий из двухшкал,соответствующих гипоидентичности: этнонигилизми этническая индифферентность, шкалынормы, то есть показателя позитивной этнической идентичности, и трех шкал, соответствующих трансформации идентичности по типу гиперидентичности этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм.В ходе исследования были полученырезультаты, свидетельствовавшие о том, что большинство студентовпоказали «нормальные» результаты, у 58% студентов колледжей превалирующая шкала «норма», у студентов ВУЗов этот показатель выше –75%.Результаты по остальным шкалам различаются.Так, устудентов колледжей второй по частоте встречаемости, после «нормы»,стала шкала «этноэгоизм» (18%), третьей «этнофанатизм»(12%),по шкале «этнонигилизм» все респондентыэтой группынабрали наименьшее количество баллов (0%).

Рис.1. "Типы этнической идентичности" у студентов колледжей (%)В то же время. устудентов ВУЗов второйшкалойпо частоте выбора стала «этническая индифферентность»(19%), остальные показатели, такие как, «этнофанатизм»и «этноэгоизм»превалировали лишь у 6%из всей выборки(3% и 3% соответственно).По шкалам «этнонигилизм» и «этноизоляционизм» респонденты набрали меньшее количество баллов (0%).

Рис.2. "Типы этнической идентичности" у студентов ВУЗов (%)Таким образому студентов высшего учебного заведения показатели этнической идентичности находятся на высоком уровне, сочетая в себе позитивное отношение к своей этнической группе и другим народам,и стремятся к такой трансформации, как гипоидентичность, размываниеэтнической идентичности, непринадлежностькэтнонигилизм0%этническая индеферентность9%норма58%этноэгоизм15%этноизоляционизм6%этнофанатизм12%этнонигилизмэтническая индеферентностьнормаэтноэгоизмэтноизоляционизмэтнофанатизмэтнонигилизм0%этническая индеферентность19%норма75%этноэгоизм3%этноизоляционизм0%этнофанатизм3%этнонигилизмэтническая индеферентностьнормаэтноэгоизмэтноизоляционизмэтнофанатизмэтнической группе и безразличиек ней, что может привести к обесцениванию особенностей и ценностей своей общности и потере уникальности культуры. Трансформации этнического самосознания по типу гиперболизации этнической идентичности прослеживаются в незначительной степени, чтоговорит об отсутствии проявлений этнической нетерпимости. Студенты колледжейпоказали более отличный от нормы уровень этнической идентичности, чем студенты ВУЗов, при этом трансформация этнического самосознания у большинствареспондентов этой группы имеет тип гиперидентичности, выраженной в формах этноэгоизма и этнофанатизма. Чтоможет выражаться в интолерантности, неуважению представителей других народностей и культур, преувеличению значимости своей культуры на фоне других, и чувства превосходства своегонарода. Полученные результаты позволяют обосновать необходимость разработки системы мероприятий, направленных на формирование позитивной этической идентичностиу молодежи. Заинтересованности, принятияродной культуры, увеличения знанийи представленийо ее особенностях и привития такой ценности, как принадлежность к этнической общности

для студентов ВУЗов.И повышениеуровня толерантности, знаний о других культурах, привитиеуважения к иным общностям

для студентов колледжей.

Основными направлениями воспитательной работы должны быть:1.Формирование позитивной этнической идентичности.2.Формирование системы знаний и представлений о различных этнических общностях, их ценностях, особенностях внешних проявлений и пр.3.Формирование системы знаний и представленийо своей культуре, ее истоках, традициях, поведенческих и других особенностях. Проведение данных мероприятий должноосуществляться во внеурочной деятельности и возможна в следующих формах: лекции, круглые столы, конференций, дискуссий, а также досуговых мероприятий, в игровых и развлекательных формах.

Примером подобного рода мероприятия может послужить реализующийся в настоящее время в РГППУ проект «России сможем послужить…», целью которого служит создание единого пространства дискуссии по проблемам становления России на современном этапе развития цивилизации и определение роли молодежи в этом процессе. Работа дискуссионной площадки предполагает решение ряда задач:1. Обоснование патриотизма, как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества. 2. Разработка инновационных подходов к организации воспитательной работы с молодежью в образовательных организациях всех уровней, направленных на формирование патриотизма. 3. Формирование у молодежи установок на потребность в ценностях патриотизма, духовных и моральнонравственных ориентиров поведения и деятельности 4. Формирование у молодежи толерантного поведения, гражданскойидентичности, способности и готовности противостоять насаждаемому экстремистскому мировоззрению и ксенофобии. 5. Мониторинг уровня патриотизма в молодежной среде, уровня гражданской идентичности и духовности.Реализация данного проекта позволит создать условия дляуспешного взаимодействия представителей различных общностей, что необходимо в полиэтническом обществе, повысить уровень этнокультурной компетентности молодежи, сохранить традиционные ценности культуры и этноса.Ссылки на источники1.Население России 2010 –2011 / Восемнадцатый девятнадцатый ежегодный демографический доклад / Ответственный редактор А.Г. Вишневский.М.: ГУВШЭ, 2013. –352 с.2.Новая философская энциклопедия: в 4 т.

М.: Мысль, 2001. Т. 2 634 с.3.Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь —М.: МПСИ. 1999. 343 с.4.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН,1999. 320 с.5.ДробижеваЛ.М. Этносоциология: учеб.пособие для вузов М.:Аспект пресс, 1999. 271 с.6.Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. 288 с.7.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998, 389 с.